Буклет «Родителям будущего первоклассника»
Уважаемые родители!
Совсем скоро наступит то время, когда многие малыши впервые переступят школьный порог. Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и азнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Как облегчить ему адаптационный период и как помочь в начале путешествия в мир знаний? Вот несколько простых советов, которые помогут родителям это сделать.
Наладить режим дня. Многие дети дошкольного возраста даже не имеют представления о том, что такое режим дня и почему он важен. А теперь представьте, что вашему чаду, которое встаёт по утрам не раньше десяти, вдруг понадобится каждый день просыпаться в семь. Капризы и слёзы ещё полбеды, ребёнок будет вялым и невнимательным
на занятиях. В последний месяц лета постарайтесь приучить будущего первоклассника вставать и ложиться в одно и то же время (желательно пораньше). Это дисциплинирует и подготовит к переходу на новый школьный режим.
Правильно одеваться и обуваться. Первоклассники впервые сталкиваются с необходимостью пробыть несколько часов в одной обуви, ведь в школе нужно выглядеть опрятно и строго. Именно поэтому нужно внимательно относиться к выбору туфелек и ботинок.
Длина следа обязательно должна быть больше длины стопы, в носочной части непременно нужно оставлять 10 мм свободного места. Небольшой каблучок также важен, так как обувь на абсолютно плоской подошве может негативно влиять на развитие детской ноги. Детям 8-12 лет рекомендуется покупать туфли с каблуком не ниже 20 мм. Выбор удобной одежды для первоклассника – тоже важная задача для
родителей. Тем более, в некоторых школах введена форма. Наиболее подходящими тканями для комфортной носки являются натуральный хлопок, а в холодное время года – шерсть. Все искусственные материалы нужно по возможности исключить, потому что они не дадут коже ребёнка дышать, нарушат теплообмен и будут провоцировать возникновение негативных эмоций.
Не перегружать. Не стоит отправлять ребёнка в музыкальную школу или на кружки вместе с поступлением в первый класс. Если маленький ученик не сможет после занятий погулять, отдохнуть и спокойно, без спешки, выучить уроки, есть вероятность, что он слишком перенервничает и даже заболеет. Каждому ребёнку требуется разное
время, чтобы привыкнуть к школе и домашним заданиям, но уже ко второму классу малыши обычно полностью адаптируются и готовы заниматься ещё чем-то.
Делать перерывы. Дети 6-7 лет в состоянии фокусировать внимание на чём-то одном примерно в течение 15 минут. Это нужно помнить родителям, которые в первое время будут вместе с ребёнком готовить уроки дома. Через каждые четверть часа обязателен перерыв, на котором можно маленькому школьнику побегать, попрыгать, подурачиться. А вот телевизор и компьютер на это время лучше исключить: глаза ребёнка и так испытывают непривычную нагрузку, им нужно больше отдыхать. Кстати, во время перерыва полезно сделать зрительную гимнастику: попросить ребёнка посмотреть сначала на
какой-то предмет, расположенный совсем близко, а затем – на что-то отдалённое за окном. Такое упражнение отлично расслабляет глаза.
Рекомендации родителям по подготовке детей к школе:
1. Позаботьтесь о психологическом комфорте ребенка, дайте ему почувствовать вашу любовь и поддержку; вместо наказания задействуйте мотивацию (если ты уберёшь за собой игрушки, то сможешь посмотреть мультики; если будешь капризничать, я не буду читать тебе эту книжку);
2. Поощряйте его познавательную мотивацию. Выполнение каких-либо заданий должно быть окрашено для ребёнка позитивными эмоциями, подача нового знания должна происходить в форме сюрприза, интересной игры. Во время выполнения заданий не кричите на него, не критикуйте. Больше хвалите, даже за незначительный, как вам может показаться, успех. В день можно заниматься по полчаса, через каждые 10 минут делайте разминки, пальчиковую гимнастику;
3. При выполнении задания используйте больше наглядности, тренируйте пальчики ребёнка (делайте аппликации, учите его вырезать ножницами, клеить, собирайте узоры из мозаики, учите правильно держать карандаш, лепите из пластилина), не злоупотребляйте интерактивными заданиями (по телевизору или интернету) – используйте их как мотиватор для выполнения менее интересных, но важных заданий (сделал все задания – теперь можно на компьютере поиграть); чтобы ребенок проще выполнял ваши просьбы, можете приготовить для него разноцветные карточки с символом какого-то действия (например, попросите ребёнка не кричать и покажите зелёную карточку с нарисованным листочком, которая будет означать потребность в тишине – скажите ребёнку: «а давай послушаем тишину» и т.д.);
4. Учите ребенка ориентироваться в пространстве – осваивайте понятия справа, слева, вверху, внизу, спереди, сзади, на, над, под; во время прогулки, попросите его показать вам дорогу до вашего дома и т.п.;
5. Учите ребенка не стесняться выражать своё мнение, учите, что ошибаться могут все, побуждайте его к рассуждению, задавайте интересные вопросы, загадывайте загадки, поощряйте его любознательность, не отмахивайтесь от него. Известнейшие педагоги нашей страны утверждали, что потребность «быть хорошим» формируется только у тех детей, которых взрослые считают хорошими. Лишь успех формирует достаточную веру ребенка в себя;
6. Занятия физкультурой разовьют крупную моторику ребёнка, улучшат координацию движений;
7. Прививайте ребенку самодисциплину (познакомьте его с правилами поведения дома и на улице – что ему можно делать, а что нельзя (нельзя лазать в шкаф без спроса, нельзя брать чужие вещи, что регулярно нужно мыть руки, не ложиться спать, не почистив зубы, спрашивать разрешение и т.д.; следите за выполнением этих правил, не пускайте всё на самотёк);
8. Проявляйте настойчивость – чтобы ребенок выполнил вашу просьбу, нужно установить с ним контакт глаз и убедиться, что он вас услышал и понял, добейтесь от него утвердительного ответа, что он действительно понял, чего от него хотят. Не кричите, но при этом и не позволяйте, чтобы ребёнок вас игнорировал;
9. Личный пример. Если вы учите ребёнка не переходить дорогу на красный свет, а сами регулярно нарушаете, то это правило не отложится в его голове, т.к. ребёнок копирует ваше поведение;
10. Предоставляйте ребенку выбор во время занятия: «выбирай, чем мы займёмся – будем лепить, или клеить аппликацию, что ты хочешь лепить?» Ребенок должен почувствовать себя не просто исполнителем, а творцом в вашем совместном занятии;
11. По завершении задания, попросите ребенка оценить свою работу с помощью разноцветных смайликов (жёлтый смайлик – отлично; зелёный – нужно ещё потренироваться);
12. Когда ребенок начнет учиться в школе, не ругайте его за плохие оценки – учеба должна стать для него интересной в первую очередь сама по себе, а не из-за оценок;
МБДОУ «детский сад № 36 г. Ельца»
Буклет «Родителям будущего первоклассника»

Подготовила:
учитель-дефектолог,
Рощупкина Виктория Викторовна
2025 г.