Буклет «Школа начинается с семьи: памятка для родителей»

0
0
Материал опубликован 5 November


Буклет: «Школа начинается с семьи: памятка для родителей»PDF / 1.16 Мб

Что ожидать и как помочь ребенку в первые недели обучения в первом классе

Что происходит с ребёнком

Начало школьного обучения — серьёзный психологический и физиологический стресс. Ребёнок сталкивается сразу с несколькими новыми факторами:

жёсткий режим дня;

длительная статическая нагрузка (сидение за партой);

необходимость концентрировать внимание 3–4 часа подряд;

новые социальные контакты (одноклассники, учителя);

повышенная ответственность за свои действия;

новая система оценок и требований.

Типичные проявления в первые 4–8 недель

повышенная утомляемость к концу дня;

переменчивое настроение (от эйфории до слёз);

трудности с засыпанием или сонливость днём;

жалобы на головную боль или боль в животе без органических причин;

нежелание обсуждать школьные дела или чрезмерная болтливость о школе;

мелкие конфликты со сверстниками.

Практические рекомендации для родителей

Режим дня

Подъём за 1–1,5 часа до выхода в школу.

Четырёхразовое питание.

Прогулки на свежем воздухе не менее 2 часов.

Сон не менее 10 часов (для 6–7‑летних).

Организация пространства

Отдельное рабочее место с хорошим освещением.

Все школьные принадлежности в доступном месте.

Минимум отвлекающих предметов в зоне занятий.

Эмоциональная поддержка

Каждый день находите 15–20 минут для беседы наедине.

Активно слушайте: «Я вижу, ты расстроен. Расскажи, что случилось».

Хвалите за конкретные действия.

Помощь с учёбой

Первые 2–4 недели делайте домашние задания вместе.

Делайте перерывы каждые 15–20 минут.

Не выполняйте задания за ребёнка — помогайте разобраться.



Признаки успешной и трудной адаптации

Успешная адаптация (через 4–8 недель):

Ребёнок спокойно встаёт по будильнику, не испытывает страха перед школой.

Есть интерес к урокам, желание делиться впечатлениями.

Соблюдает школьный режим, выполняет домашние задания без истерик.

Находит друзей, участвует в общих делах класса.

Трудная адаптация (требует внимания):

Стойкое нежелание идти в школу, слёзы по утрам.

Агрессия или замкнутость, отказ говорить о школе.

Постоянные жалобы на конфликты с одноклассниками или учителем.

Регулярные ошибки в простых заданиях из‑за тревожности.

Как реагировать на жалобы

«Не хочу в школу»

Не обесценивайте: «Это глупости!». Вместо этого: «Я понимаю, что тебе тяжело. Давай поговорим, что именно беспокоит?».

Выясните причину: страх неудачи, конфликты, непонимание заданий.

Предложите решение: «Можем вместе составить план, как справиться с трудным предметом».

Если причина серьёзная (травля, несправедливость учителя), свяжитесь с педагогом или психологом.

«Ничего не получается»

Разделите задачу на шаги: «Давай сделаем сначала одно упражнение, потом отдохнём».

Напомните о прошлых успехах: «Помнишь, как ты научился завязывать шнурки? Здесь тоже получится!».

Покажите, что ошибки — часть обучения: «Даже взрослые иногда ошибаются. Главное — пробовать снова».

Главное: адаптация — процесс, а не событие. Ваша задача — быть «безопасной гаванью», где ребёнок может отдохнуть, поделиться переживаниями и получить поддержку без осуждения.

Как сделать так, чтобы ваш ребёнок с радостью ходил в школу?


Не высказывайтесь негативно о школе и не критикуйте учителей при детях.

Вспомните, помогали ли вы ребёнку с домашними заданиями, замечали ли вы ошибки в его работе и объясняли ли ему, как их исправить?

Подавайте пример: читайте сами, чтобы ребёнок видел, как вы проводите свободное время с книгами, а не только у экрана телевизора.

Участвуйте в жизни школы и класса, чтобы ребёнок чувствовал, что его школа — это часть вашей жизни.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.