Исследовательская работа «Частушка – «коротушка» периода Великой Отечественной войны»
Частушка – «коротушка» периода Великой Отечественной войны
Культурология (исследовательская работа)
Автор: Кравец Дарья
3 класс, МАОУ «СОШ №13 г. Челябинска»
Научный руководитель:
Кривова Галина Михайловна
учитель музыки высшей категории
МАОУ «СОШ №13 г. Челябинска»
Челябинск, 2018 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………...............................................3
I. Основная часть…………………………………………………………………………..........................................5
1.1 Изучение частушек как жанра русского песенного фольклора……………........................5
1.2 Содержание и разновидности частушек периода Великой Отечественной войны…………………………………………………………………………………...…..............................................5
1.3 Художественная форма частушек и музыкально-выразительные средства исполнения ………………………………………………………………………………...............................................................6
1.4 Чувства, которые выражали зауральские частушки военных лет…………………………………………………………………………………………..................................................7
1.5 Исполнители частушек и современность………………………………….....................................11
II. Практическая часть……………………………………...……………………………......................................11
2.1 Тестирование учащихся 3 «а» и их родителей ……………………………................................11
2.2 Анкетирование учителей школы…………………………………………….......................................12
2.3 Письма в прошлое фронтовикам…………………………………………….......................................13
III. Заключение…………………………………………………………….......................................................13
IV. Список литературы………………………………………………………………….........................................16
V. Приложение………………………………………………………………………….............................................17
1.1 Таблица тестирования учащихся 3 а и их родителей……………………...............................17
1.2 Анкетирование учителей школы……………………………………………........................................18
1.3 Письма в прошлое фронтовикам………………………………………............................................19
1.4 Иллюстративный материал. Зауральские частушки………………………...............................21
1.5 Фотографии исполнителей частушек………………………………………......................................23
1.6 Играй, гармонь уральская, - пой, душа уральская, и в XXI веке!................................24
1.7. Этапы работы…………………………………………………………………...............................................25
Введение
Тема реферативно-исследовательской работы: «Частушка – «коротушка» периода Великой Отечественной войны».
С давних времён звучали в народе песни радости и печали. И как ни странно, чем труднее была жизнь, тем больше хотелось радости. Очень много частушек появилось в годы Великой Отечественной войны. Наша страна отпраздновала 70-летие Великой Победы над фашизмом. Во всех городах проходили памятные мероприятия, концерты, в нашем городе Челябинске многие жители приняли участие в акции «Бессмертный полк». В нашей школе были встречи с фронтовиками, которые делились своими воспоминаниями о той тяжелой поре. И возникла речь о частушке. Как же так? Весёлые строчки, юмор и война. Соединимо ли это? Мы заинтересовались этим вопросом и начали исследовательскую работу «Частушка – «коротушка» периода Великой Отечественной войны».
Объектом работы стали частушки, сочинённые в период Великой Отечественной войны, собранные в Зауралье.
Предмет: идейно-художественные качества частушек и их влияние на духовный мир человека.
Цель работы: проанализировать материал частушек периода Великой Отечественной войны, охарактеризовать особенности содержания и художественную форму, выявить черты эмоционального мира создателей частушек: верность Родине, готовность отдать жизнь ради Победы, для достижения которой воевали на фронте и трудились в тылу.
Задачи:
1. Изучить литературу по указанной теме из разных видов исторических источников: книг, учебников, материалов СМИ, Интернета;
2. Определить основные идейно-художественные особенности частушек как жанра фольклора;
3. Доказать, что частушка играла особую эмоциональную роль;
4. Провести тестирование с одноклассниками, их родителями, изучить насколько родители и обучающиеся знакомы с жанром частушки;
5. Провести анкетирование учителей с целью получения информации об их родных: кто воевал на фронте, а также о пении частушек в их семьях;
6. Найти фотографии исполнителей частушек в период Великой Отечественной войны и в наше время в городе Челябинске;
7. Предложить обучающимся написать в прошлое письма-треугольники фронтовикам, опубликовать письма на личном блоге А.Зябликова в Интернете и представить собранный материал на классном часе одноклассникам;
8. Встретиться с ветераном-фронтовиком Алексеем Степановичем Почекутовым и с фольклорным ансамблем «Верея» (худ. рук. Островерхова Ю.В.) , в репертуаре которого есть зауральские частушки;
9. Подготовить подарочные иллюстративные буклеты «Частушка-«коротушка» периода Великой Отечественной войны» для вручения ветеранам-фронтовикам на праздничном концерте, посвящённом Дню Победы, кадетскому классу, в школьный музей и библиотеку.
Методы исследования
1. Обзор и систематизация научной литературы о частушках.
2. Сравнительно - исторический анализ частушек с точки зрения формы и содержания.
3. Анализ тестирования учащихся и родителей 3 А класса по данной теме.
4. Анализ анкетирования учителей МАОУ «СОШ №13 г. Челябинска».
5. Комментирование писем от школьников в прошлое фронтовикам, размещённых
на личном блоге А.Зябликова в интернете. (сайте http://amarok-man.livejournal.com/1497901.html7.) и анализ комментариев.
6. Поисковый метод( поиск фотографий исполнителей частушек в годы Великой Отечественной войны и в наше время в г. Челябинске и подбор иллюстративного материала для создания буклета «Частушка-«коротушка» периода Великой Отечественной войны».
Актуальность проекта.
Работа посвящена частушкам, а это традиции русского фольклора. В годы Великой Отечественной войны появилось множество патриотических частушек. В связи с этим проблема патриотического воспитания обучающихся становится одной из самых актуальных. В результате исследовательской работы про частушки Великой Отечественной войны формируются чувства патриотизма. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.
Объект исследования: частушки, появившиеся в период Великой Отечественной войны1941-1945гг.
Гипотеза: частушка во все времена Великой Отечественной войны отражала особенный характер русского человека: любовь к Родине, веру в Победу, стойкость, жизнелюбие, юмор, а также разнообразные переживания людей: страдания, горечь прощания и радость встреч, ожидание вестей с фронта, надежда, что вернутся домой солдаты с победой.
I. Основная часть
Песня да частушка,
Что снаряд и пушка
Солдатская поговорка
[9]
1.1 Происхождение частушек и основные черты жанра
Во второй половине XIX века появились частушки. Это был новый жанр фольклора по содержанию и форме ( частушка, коротушка). Термин «частушка» впервые появился в очерке Глеба Успенского «Новые народные стишки» (1889).
Частушки - это короткие рифмованные песенки, отклик на текущие события: то веселые, то грустные. Всё подмечает частушка, все черты народного характера- и хорошие, и плохие. Звучали частушки с конца 19 в. Предшественниками частушек были разные музыкальные жанры: прибаутки, присказки, развлекалки, побасенки, припевки, дразнилки. Многое перешло в частушку от лирической песни. «По версии русского филолога Алексея Александровича Шахматова, название частушки происходит от глагола «частить» со значением «говорить быстро, под лад частых тактов музыки».[9 ]
Основные черты жанра: краткость, афористичность, актуальность!
Изучали жанр частушек Ф.М. Селиванов, С.Г. Лазутин, Мешкова О.В., Г. Иванов-Балин, М.Д. Янко. «Большую работу по собиранию устного народного поэтического творчества на Урале и в Зауралье вёл известный учёный-краевед В.П.Бирюков в годы войны. Изучению уральского фольклора, …посвящён ряд трудов профессора, филолога, фольклориста А.И.Лазарева.» [2]Несколько песен было записано Зайцевым И.С. от очевидцев – фронтовиков. Фольклор в Зауралье долгое время года изучался единицами музыкантов-одиночек. С 1972 началось организованное собирание и изучение песенного фольклора, стали появляться народные коллективы.
1.2 Содержание и разновидности частушек
периода Великой Отечественной войны
В частушках, сочинённых в годы Великой Отечественной войны ярко проявилось единение личного и общего. При всём разнообразии тем, главным был мотив победы над фашистами – это одна из центральных тем частушек, «а уж после успешного наступления да письма из дома сам Бог, как говорится, велел позубоскалить, да частушкой фрица припечатать» [2].Частушки и врага бить помогали, и после тяжёлого отступления заставляли улыбнуться, и в госпитале не давали «закиснуть». Эти сочинения помогают понять характер человека, одержавшего вместе со всей страной победу над фашизмом, частушки выражали любовь к Родине, помогали выстоять и победить в тяжёлой войне.
Разновидностями частушек являются: «частушки шуточные и плясовые , лирические, страдания , солдатские, политические, сатирические, частушки-дразнилки, частушки -нескладушки [4];частушки «Семёновна».
«В народе их именуют по-разному: припевки, прибаски, частоговорки, вертушки, сбирушки, трикатушки, ихахошки, тараторки, перевырки, прибутырки, тараборки, прибаторы, запевочки.»[8]Каждая может быть самостоятельной песенкой.
По мнению исследователей, можно сделать вывод, что не все типы частушек были востребованы. Даже беглый анализ текстов позволяет утверждать, что более всего были популярны частушки с тоской о Родине, ненавистью к врагу и уверенностью в победе.
1.3 Художественная форма и музыкально-выразительные
средства исполнения
О композиции частушки, её совершенстве П. А.Флоренский писал:
« …Четверостишие частушки….нельзя продолжить, его нельзя сократить. Частушка закончена в себе и определенна нисколько не менее, нежели сонет…» [13]
Тексты частушек –очень живые, гибкие, часто меняются. Большинство частушек состоит из четырёх строчек. Чёткий ритм –это опора при сочинении частушки. Важной особенностью частушек является рифмовка: перекрестная рифма (первая строка рифмуется с третьей, вторая- с четвертой): благодаря этому тексты легко запоминаются , своеобразие частушке придает звуковое оформление. Звукопись частушек разнообразна. Особенно выразительны звуковые повторы внутри строки: Перенос ударений способствует усилению сказанного, позволяет ощутить основную тему частушки. Форма частушки, способы рифмовки, звуковое оформление актуализируют тему войны, эмоциональный настрой. Частушки иногда сочинялись в форме обращения. Так достигался эффект сопереживания, единения перед опасностью. Во многих частушках есть приём параллелизма (сопоставление картины природы и состояния человека). Частушки используют такие выразительные средства как сравнения, метафоры, преувеличения( гиперболы).
Частушки различаются по мелодическому складу. Чаще всего плясовые частушки исполняются в быстром темпе, озорно, бойко, с приплясами и притопами. Петь такие частушки может как один человек, так и несколько, поочерёдно сменяя друг друга. Каждый мог исполнить любую частушку, потому что музыка очень устойчива: на одну и ту же мелодия сочиняется множество текстов. В этом и кроется популярность этого жанра. Лирические частушки исполняются медленно, в них сложнее мелодии. Иногда медленный темп сменяется быстрым припевом-полуговорком. Частушки-нескладушины, нескладушки отличаются отсутствием рифмы и простейшей мелодией.У частушек, названных «Семёновна» или «Ивановна» чаще всего плясовой напев. В частушках- «Страданиях» медленный темп, лирический характер, мелодизм сложнее, чем в шуточных частушках.
Исходя из особенностей пения население Зауралья можно разделить на три основные группы.
Первая группа-это в основном представители Вологодско-Вятской группы и население северных губерний, расселившиеся по всему Зауралью. Пению этих певцов свойственны такие признаки: «низкий» «окающий» распев. Окраска звука то «важная», спокойная, то «сладкая», удивительно органично сливающаяся с содержанием песни. Манера «низкого» и «грудного» женского пения связана с преобладанием в Зауралье низких женских голосов.
Вторая группа- это казачество, переселившееся из Оренбургской губернии. Язык у них более мягкий, напевный. Оренбургский казаки во время службы в царской армии перенимали говор и песни донских и кубанских казаков. Женщины пели в оренбургской манере, хотя и перенимали от мужей войсковые казачьи песни.
Третья группа-это жители смешанных поселений, отличающиеся пестротой певческих стилей и говоров. Исполнителями народных песен и частушек в Зауралье в основном являются женщины. Этим объясняется ритмическое своеобразие: одни ориентируются на женский «голос» и предполагают исполнение протяжное или скороговоркой, другие имеют отчётливо выраженный плясовой мотив. Частушек «мужского» происхождения немного. [7] Быстрые частушки исполняются бойко, чаще под несложный аккомпанемент балалайки, гармони, баяна.
Разговорный язык частушек придаёт им особую привлекательность. В тематике частушек Зауралья нашла отражение местная лексика. Пример тому многочисленные синонимы слова «возлюбленный»: «залёточка», «ягодиночка», «сокол», «голубчик», «милёнок», «удалой молодец», «баска», «боля», «золотиночка», «матаня». [2]Также в текстах частушек отражены черты природы Зауралья: рябинка, белая сиренечка, калина, кудрявая рябина, времена года.
1.4 Чувства, которые выражали частушки военных лет…
Известно, какую значительную роль сыграли труженики Урала в разгроме фашистских захватчиков и в победоносном окончании войны. Далеко распространилась слава о героических сынах и дочерях Урала, сражавшихся на фронтах и ковавших оружие для победы над врагами. Естественно, что на Урале создавались и распространялись многочисленные песни и частушки, в которых запечатлелись ратные и трудовые подвиги советских людей.
Юмор частушек всегда сопровождал солдат, укреплял фронтовую дружбу, напоминал о доме. Считалось, что шутка и хорошее настроение — это вторая винтовка. Частушка объединяла людей, как бы протягивая нить между фронтом и родным домом. Знали солдаты, что смерть ожидает многих; знали, что война — это не праздник, не парад. Девушки выражали свои чувства частушками. Уходящие на фронт отвечали уверенностью в победе.
Я черёмуху ломала.
Листья в речку падали.
Как милёнка провожала,
Сами глазки плакали. [9]
Оставайтесь, дорогие,
Не грустите обо мне.
МЫ, уральцы, все такие-
Побеждаем на войне. [10]
Отправляясь на фронт уральцы с особой теплотой пели в частушках о своей малой родине –Урале, его озёрах, городах и сёлах и это тоже неотъемлемая часть истории о войне.
До свиданья, речка Ай,
До свиданья, Сатка.
Мы пошли фашистов бить-
Будет им не сладко.
До свиданья, речка Ай,
До свиданья, Сатка.
Золотиночка, прощай,
Ты теперь солдатка.\
[10]
Большинство фронтовых частушек имело героический характер. В то же время задорно звучали весёлые и хлёсткие частушки.
Из огня и из металла
На фашистов мчится шквал.
Хоть и марку не читали,
Сразу видели- Урал! [ 10]
Рожь густая колосится,
По ветру качается,
Наших танков все фашисты
Очень опасаются. [10]
На фронте не терпели уныния. Бойцы были настроены оптимистично на Победу, но иногда между боями бойцы были рады и сплясать, и спеть частушки, жизнь продолжалась!
Поспевают помидоры,
Поспевают огурцы.
Крепко фрицев бьют на фронте
Наши красные бойцы.[1]
Наши танки в бой несутся-
Содрогается земля.
Пусть не зарятся фашисты
На колхозные поля.[1]
Часто слова в фронтовой частушке служили мощным средством воздействия. Врага изображали глупым, трусливым, слабым. А это ведь не лучшие качества. Нужно было изобразить врагов такими, чтобы люди не боялись врагов, звучал смех! Частушки про фашистов были беспощадными. Особенно доставалось в них Гитлеру, тем самым выражалось негодование и ненависть к нему и всем фашистам.
Думал Гитлер наяву:
«В десять дней возьму Москву!»
А мы встали поперёк:
«Ты Берлин бы поберёг!»[9]
Мама Гитлера рожала,
Вся Германия дрожала:
Ждите горя, ждите бед,
Народился людоед! [2]
Гитлер- изверг и нахал-
Заикаться что-то стал.
Почему он заикал?
На войну идёт Урал! [10]
В партизанских отрядах, в минуты отдыха звучали частушки, скрывая своё беспокойство, постоянную боль за близких.
С надеждой на спасение обращались в частушках к бойцам…
С неба звёздочка упала
На железны провода.
Тяжело проходит молодость
В военные года! [9]
Я про родину свою
Песни шепотом пою.
Приходи скорее, милый,
Спаси любушку свою. [9]
Война изменила судьбы многих девушек той поры. Девушки выражали свои сердечные чувства ожидания частушками.
Скоро кончится война,
Придут ребята ротами.
Я своёго – то милого
Встречу за воротами.[1]
В частушках выражались переживания за родных, за ранения и гибель близких, выражали свою боль медленной горестной частушкой.
Ой, война, война, война
Гитлером затеяна.
У залёточки мово
Ноженька потеряна. [9]
Ягодиночку убили
И засыпали песком.
От родителей тихонечко
Ревела голоском. [9]
Глубоко скорбя, тяжело переживая личное горе, женщины в тылу осознавали свой гражданский долг:
Любите раненных солдат,
Они не виноватые.
Они за Родину в бою
Отдали молодость свою. [9]
В частушках, сочинённых угнанными в Германию слышна тоска по Родине и надежда на освобождение, мечта вернуться из плена домой, где и смерть кажется краше, чем жизнь на чужой стороне.
На берёзке есть полоски
И в германской стороне.
Только русские берёзки
Во сто крат дороже мне. [9]
Если б нам домой вернуться,
Нам на Родину свою
Умереть бы нам не страшно
На родной земле.[9]
Война для женщин была работой за себя и за ушедших на фронт. Всё это нашло отражение в частушках. Среди частушек также звучит тема любви к милому, находящемуся на фронте, тема верности в любви:
Мой залётка боевой-
На фронт пошёл охотою.
Я в тылу здесь боевая-
За троих работаю .[9]
Будь ты храбрым на войне,
Не заботься обо мне.
Я в полях примерная,
Трактористка первая. [9]
Трудовой подвиг сродни фронтовому,был он в тылу очень тяжёлым, потому что лёг он на плечи женщин и детей.
Я милёнка проводила,
Проводила воевать.
А сама теперь в колхозе
Буду сеять и пахать. [9]
Я на тракторном работала,
На танковом теперь.
Тебе, милый, помогаю
Немцев бить я каждый день [10]
Частушка на фронте не просто продолжала жить, а помогала "ковать" Победу. Слово в боевой частушке меткое, отражающее то суровое время. Оно давало боевой настрой солдату.
Пойду выйду на крылечко,
Радио послушаю,
Как милёнок мой на фронте
Немцев бьёт «Катюшею». [2]
Мой милёнок в ЧТЗ,
Водит танки на войне.
Знает он или не знает,
Что в моей сидит броне? [10]
Понапрасну, немец, бьёшься,
Понапрасну танки бьёшь.
СССР не завоюешь
И в Москву не попадёшь! [2]
Мечта о победе звучала повсюду. Нерушимое чувство родства воюющих с фашистами и оставшихся в тылу помогло победить!
Милый мой вернулся с фронта-
Всех наград не сосчитать.
Я без устали трудилась,
Чтоб от друга не отстать. [1]
И вот настало время для слёз радости. Эти чувства нашли своё отражение во «встречальных» частушках.
Ой, подруга дорогая,
На границе - тишина.
Сорок пятого, девятого
Окончилась война. [9]
Таким образом, в фронтовых частушках отражен образ фронтовика , выражены наиболее типичные для него чувства — любовь к Родине и народу, уверенность в победе над врагом, готовность к самопожертвованию, глубоко гуманное чувство к товарищам, к родным, к любимой женщине. Великая Отечественная война явилась серьезным испытанием всех материальных и духовных сил нашего общества, проверкой всех качеств советских людей. Народ выдержал с честью это испытание!
1.5 Исполнители частушек в годы Великой Отечественной войны и современность
Во время войны концертные бригады ездили по воинским частям и давали концерты для поднятия боевого духа, часто эти концерты проходили на передовой, между боями. В 1941 г. оркестр Леонида Утёсова дал свыше 200 концертов, исполнял песни и сатирические антифашисткие частушки «Гадам нет пощады!»
В 1943 году на базе лучших воронежских хоров был создан Воронежский русский народный хор.
Лидия Русланова, Мария Мордасова – эти певицы часто выступали с частушками, на передовой в короткие минуты затишья.
Многие исполнители нашей эстрады имели частушки в своём репертуаре, а так же используют их и в наше время.
Известны и современные исполнители частушек– Надежда Бабкина, Надежда Кадышева, семья Заволокиных. Известная телепередача «Играй гармонь» завоевала любовь многочисленных зрителей.
В нашем городе Челябинске в 1988н. появился центр народной музыки «Гармонь». Руководителем его был Виталий Вольфович. Стали проводиться концерты и фестивали под названием «Играй, гармонь!».
Всем известны такие коллективы, как «Митрофановна», «Уральская гармонь», «Бедовые ребята», «Тальяночка». Лучшими солистами-исполнителями народных песен и частушек были Иван Плешивцев, Николай Вивчерук .
«Геннадий Заволокин в интервью газете «Городской дилижанс» заметил: «Можно только порадоваться за народных музыкантов Челябинска. Они заслуживают большого уважения.»[ 4]
В нашем городе проводился и детский праздник «Играй, гармонь - звени, частушка!»!
Ансамбли: «Рябинушка», «Дубравушка», «Уральские вечёра», «Семёновна», «Эдельвейс», хоры: «Полёт», «Русская песня», «Надежда» регулярно выступают для жителей города.[4]
Южный Урал - это территория бережного отношения
к народному творчеству.
II. Практическая часть
2.1 Тестирование обучающихся 2 «а» класса и их родителей
Цель: изучить, насколько знают обучающиеся и их родители о влиянии частушек на народ.
Задание: ответить на вопросы тестирования.
1. С помощью чего, солдатам в военное время можно было поднять боевой дух?
2. Как Вы думаете, помогали ли частушки солдатам в годы Великой Отечественной войны, пережить суровые военные события?
3. Любите ли вы частушки?
4. Изжил себя жанр частушки или продолжает активно развиваться?
5. Когда в современной жизни чаще звучат частушки?
Итоги:
1. Таким образом: 88% обучающихся и их родители любят частушки, 12% дали отрицательный ответ.
2. 100% обучающихся и их родителей считают, что для сочинения частушек нужно обладать чувством юмора.
3. Можно было поднять боевой дух солдат с помощью частушек: так считают-84% обучающиеся и 48% родители; с помощью песен: 54% обучающиеся, родители-72%; с помощью писем: обучающиеся 52%, родители-84%.
4. 100% обучающихся и их родителей считают, что частушки помогали в годы ВОВ пережить суровые военные события.
5. 100% и родителей, и обучающихся считают, что частушки продолжают сочинять и в наше время.
6. Обучающиеся считают, что частушки звучат на народных праздниках -70%, родители -72%; на концертах – обучающиеся 44%, родители-40%.
Выводы: Цифры говорят сами за себя. 100% обучающихся и их родителей считают, что частушки помогали в годы Великой Отечественной войны пережить суровые военные события, также 100% отвечающих считают, что для сочинения частушек нужно обладать чувством юмора. Хочется отметить, что родители знают больше военных песен, которые раньше звучали по радио и телевидению чаще, к сожалению, ученики имеют сейчас меньше возможности слушать песни военной тематики. Отмечено по результатам тестирования, что частушки больше звучат на народных праздниках.
Все родители и обучающиеся считают, что частушки помогали пережить тяготы военной поры, потому что в характере сочинителей частушек есть стойкость, уверенность в победе, умение с юмором увидеть какую-то ситуацию. Боевой настрой солдат поднимался героическими частушками, а родители отметили, что ещё и письмами. В наше время редкостью стали письма, дети их уже не пишут, к сожалению. А родители помнят то время, когда долгожданным был треугольник солдатского письма. Почти все, кто написал тестирование, отметили, что частушки продолжают звучать в наше время на народных праздниках и концертах.
2.2 Анкетирование учителей МАОУ «СОШ№13 г. Челябинска»
Ф.И.О. |
Чем занимались Ваши родные в период Великой Отечественной войны? |
Звучали ли частушки в Вашей семье? |
Помните ли Вы частушку, которая звучала в Вашей семье? |
В анкетировании принимали участие 16 учителей.
Целью анкетирования был сбор информации о личном участии родных в Великой Отечественной войне, об отношении к частушкам в семьях.
Выводы: Во всех семьях воевали на фронте прадеды, деды, отцы! Семьи были многодетные, бабушки занимались детьми и хозяйством, работали в колхозах. Во всех семьях звучали песни и частушки. Анкетируемые отмечают, что чаще частушки были юморные, весёлые, были и «страдания». Они оказывали влияние на эмоциональное состояние, вызывали положительные эмоции.
К сожалению, текстов тех частушек уже никто не вспомнил…Мы надеемся, что нашей исследовательской работой мы поможем вспомнить частушки военных лет- незабываемую словесную историю нашего народа-победителя!
2.3 Письма в прошлое фронтовикам
После того, как учащиеся познакомились с темой «Частушка - «коротушка» периода Великой Отечественной войны », им было предложено написать письма в прошлое, фронтовикам, написать о своих чувствах, эмоциях.
Цель: узнать эмоциональный отклик обучающихся.
Итоги: письма были написаны искренне, с душевной болью и заботой о фронтовиках, обещаниями не подвести , хорошо учиться, и самое главное с верой в Победу и надеждой , что все будут живы.
По рекомендации Натальи Сергеевны Ахромеевой (дочери маршала С.Ф.Ахромеева) письма были опубликованы в личном блоге Александра Зябликова на сайте http://amarok-man.livejournal.com/1497901.html
Искренние письма детей не могли оставить никого равнодушным:
«Дети действительно написали от сердца письма»;
«А у меня сохранились письма родных с фронта, я их сыну отдала. Они пишут, что им хорошо, прекрасно и чтобы мы не беспокоились. Напишет человек с фронта, а жив ли он, уже никто не знает. Тяжело всё это...»;
«Как живая память, читаешь, и согревает сердце. Будучи на фронте, они заботились прежде о нас…»;
«Правильно учительница придумала. мы еще могли слушать рассказы наших дедушек и бабушек, проникнуться и понять что такое война, а у нынешних детей уже нет такой возможности…»;
«Спасибо и учителям, и родителям, что воспитали детей с памятью о героях той великой войны! Пока есть память об истории нашей страны, значит и страна сама не пропадёт!»
III. Заключение
Выводы:
1. Изучив литературу по указанной теме из разных видов исторических источников: книг, учебников, материалов СМИ, Интернета мы выяснили, что жанр частушки – это живой отклик на текущие события, в частности как это было в период Великой Отечественной войны. Главная сила частушек - в личном характере чувств, которые они передают.
2. Определили основные идейно-художественные особенности частушек как жанра фольклора: форма частушки, способы рифмовки, звуковое оформление актуализируют тему войны, эмоциональный настрой народа, втянутого в тяжелейшее испытание. Сопоставление по сходству позволило отразить осознание тяжести трагических испытаний, выпавших на долю народа, и передать оптимистический настрой, неиссякаемую веру в победу над ненавистным врагом. Сопоставление по контрасту отразило непримиримое отношение народа к врагу. Частушки в форме обращения, позволяли достичь эффекта сопереживания. Художественное своеобразие языка частушек (эпитеты, разнообразные по характеру номинации, разные формы сравнения, метафора, гипербола) открыло истоки победы защитников Отечества.
3. Ознакомившись с частушками Великой Отечественной войны, мы доказали, что, несмотря на горе и боль, частушка играла особую роль, потому что выражала характер русского человека: героизм, стойкость, верность Родине, готовность отдать жизнь ради Победы. «Враг был побеждён сначала в юморе, сатире, частушках, что дало силы для побед реальных, в жизни фронтовой и в тылу». [9 ]Частушки ясно выразили отношение народа к разным событиям Великой Отечественной войны.
4. Проведён анализ тестирования одноклассников, их родителей по данной теме. Выводы: 100% обучающихся и их родителей считают, что частушки помогали в годы Великой Отечественной войны пережить суровые военные события.
5. Проведя анкетирование учителей нашей школы, мы выяснили, что во всех семьях родные были на войне. Частушки пелись в основном весёлые, с юмором. К сожалению текстов почти никто не помнит, потому что были детьми.
6. Мы нашли фотографии исполнителей частушек в период Великой Отечественной войны и в наше время в городе Челябинске (см. Приложение № 4);
7. Проведён анализ писем фронтовикам в прошлое. Письма были опубликованы в личном блоге Александра Зябликова на сайте http://amarok-man.livejournal.com/1497901.html.Читатели этих писем почувствовали, что ученики всем сердцем переживали за судьбу солдат, таким образом они выразили свою связь с героями-победителями Великой Отечественной войны: так появляется чувство патриотизма, любви и гордости за свою Родину.
8. Наша работа «Частушка –« коротушка» периода Великой Отечественной войны» и презентация к ней были представлены на классном часе перед одноклассниками. Мы пришли к общему выводу, что приобщение к частушкам, сочинённым в годы Великой Отечественной войны, помогает понять характер русского солдата, народа, ставшего победителем!
9. На встрече с учащимися 4б класс ансамбль «Верея» (худ. рук. Островерхова Ю.В.)исполнил народные песни и зауральские частушки военной поры .
10. Нами подготовлены подарочные иллюстративные буклеты «Частушка-«коротушка» периода Великой Отечественной войны» для вручения ветеранам-фронтовикам на праздничном концерте, посвящённом Дню Победы.
11. Мы подарили иллюстративный материал в виде буклета «Частушка-«коротушка» периода Великой Отечественной войны »ветерану- фронтовику А.С.Почекутову, кадетскому классу, в школьный музей и библиотеку, а также фольклорному ансамблю «Верея». Мы считаем, что в частушках сохранился бесценный исторический материал, который поможет всем лучше узнать историю нашей Родины.
Таким образом, подтвердилась гипотеза о том, что частушка во все времена Великой Отечественной войны отражала особенный характер русского человека: любовь к Родине, вера в Победу, стойкость, жизнелюбие, юмор, а также разнообразные переживания людей: страдания, горечь прощания и радость встреч, ожидание вестей с фронта, надежда, что вернутся домой солдаты с победой.
Практическое значение: Новые частушки появляются и в наше время. Частушка оказалась жанром, который отражает жизнь народа. Поэтому все самые интересные, смешные и трагические события нашей жизни находят своё отражение в частушках.
Эту работу можно использовать на уроках музыки при изучении жанров фольклора, на уроках краеведения. Также можно выступить перед обучающимися на классных часах, научно – практической конференции.
IV. Список литературы
«Быстра реченька бежит. Зауральские частушки» Составитель М. Д.Янко, Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1982,с.125
Бойко С. «Золотой юбилей Победы!» (12).Народное творчество. Научно-популярный иллюстрированный журнал №2-3,Москва, 1995. 47с.
Бытование фольклора в современности. На материале экспедиций 60-80-х годов. Сборник научных трудов. Свердловск; Изд. УрГУ. 1983. 160с.
Вольфович Виталий. С гармонью в XXI век! Управление культуры и информации администрации Челябинска. Муниципальный центр народной музыки «Гармонь». Челябинск,-2000.
Гусев. В. «Народные песни и частушки Великой Отечественной войны». Южный Урал. Литературно-художественный альманах орган Челябинского отделения Союза Советских писателей №10. Чел. книжн. изд-во.1953г.
Иванов-Балин.Г. Русские народные песни Зауралья. Москва. Советский композитор,1988,198с.
Зайцев Иван Селивёрстович. Уральские народные песни. Собрал и составил И.Зайцев, Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 136с.
Куликова Л. Русское народное музыкальное творчество. Издательство «Союз художников» Санкт-Петербург, 2008.с.174
Лазарев А.И. Трудные темы изучения фольклора: Учеб. пособие.- 2-е изд., испр./ Челяб. Гос. Ун-т. Челябинск,2004. 308с.
Народное слова на дорогах войны:[сб.фольклор. текстов ] под обще. Ред Л.Н.Лазаревой; предисл. сост. И.А Лазарева. Челяб. Гос.. акад.культуры и искусств.- Челябинск : ЧГАКИ, 2015.-123с.
Проблемы взаимовлияния фольклора и литературы: Межвузовский сборник научных трудов.- М.: МГПИ имени В.И.Ленина,1986.-132с.
Русский советский фольклор. Антология / Сост. И примеч. Л.В.Домановского, Н.В. Новикова, Г.Г. Шаповаловой. Под ред. Н.В. Новикова и Б.Н.Путилова, Л.,1967г.
Частушки/ Сост., вступ.ст.,подгот. Текстов и Ч-25 коммент. Ф.М.Селиванова.-М.: Сов. Россия, 1990.-656с.,ил.-(Б-ка русского фольклора;Т.9.( )
Плакаты СССР Великая Отечественная Война http://art-assorty.ru/500-plakaty-sssr-vov.html
Приложение №1
В тестировании принимало участие 25 обучающихся и 25 родителей.
Вопрос |
Ответы детей |
Ответы родителей |
1.С помощью чего, солдатам во время Великой Отечественной войны можно было поднять боевой дух? |
а) песня б) частушка в) шутка, сатира д) письма от родных |
а) песня б) частушка в) шутка, сатира д) письма от родных |
2.Как Вы думаете, помогали ли частушки солдатам в годы Великой Отечественной войны, пережить суровые военные события? |
а) да б) нет |
а) да б) нет |
3.Любите ли вы частушки? |
А) да, люблю слушать Б) нет В) могу сочинить |
А) да, люблю слушать Б) нет В) могу сочинить |
4.Изжил себя жанр частушки или продолжает активно развиваться? |
а) нет б) да в)частушки продолжают сочинять |
а) нет б) да в)частушки продолжают сочинять |
5.Когда в современной жизни чаще звучат частушки? |
А) на праздниках В) на концертах народной музыки |
А) на праздниках В) на концертах народной музыки
Приложение №2 |
2.2 Анкетирование учителей МАОУ «СОШ№13 г.Челябинска»
В анкетировании принимали участие 16 учителей.
Ф.И.О. |
Чем занимались Ваши родные в период Великой Отечественной войны? |
Звучали ли частушки в Вашей семье? |
Помните ли Вы частушку, которая звучала в Вашей семье? |
Приложение № 3
Письма в прошлое фронтовикам
Приложение №4
Зауральские частушки
Быстра реченька бежит. Составитель Михаил Данилович Янко. Зауральские частушки. Челябинск Южно-Уральское книжное издательство, 1982г. 125с
Над Москвою знамя красно
Ветром раздувается.
Мой милёночек на фронте
С фрицами сражается.
Не затем платок дарила,
Чтоб любовь доказывать.
А быть может, пригодится
Раны перевязывать.
Я иду, а мне навстречу
Жёлтый лист несётся.
Милый мой на танке мчится-
Вся земля трясётся.
Не тужите, девки, бабы-
Скоро кончится война.
Гитлер в петле задавился,-
Похоронная пришла.
Поспевают помидоры,
Поспевают огурцы.
Крепко фрицев бьют на фронте
Наши красные бойцы.
Не придёт милый с войны,
Не постучит в окошко.
И не крикну я ему:
«Подожди немножко!»
В поле девки, старики.
Женщины, парнишки.
На работе день-деньской-
Не опишешь в книжке.
Давно с миленьким рассталась,
Не видалась с давних пор.
Тракториста провожала,
А пришёл домой майор.
Подруженька, остановись,
Несу я радостную весть:
Ой, подружка, твой да мой
Идут из армии домой.
Милый мой вернулся с фронта-
Всех наград не сосчитать.
Я без устали трудилась,
Чтоб от друга не отстать.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
А.М. Лазарев. Трудные темы изучения фольклора: Учеб. пособие. 2-е изд., испр./Челяб. гос. ун-т. Челябинск,.2004. 308с.
Лодочка худа-худа
Мил спогибнет- я куда?
Мил спогибнет- я помру,
Любовь достанется кому?
Низко, низко тучи ходят,
Низко ходят облака.
Немцы бегают по хатам:
«Матка, яйки, молока!»
Мой милёночек на фронте
Управляет ротою,
А я девочка, в колхозе
На быках работаю.
Любите раненных солдат,
Они не виноватые.
Они за Родину в бою
Отдали молодость свою.
Сено сухо, сено сухо,
Чтоб на это сено дождь…
Распроклятые фашисты
Угоняют молодёжь.
Все ребята веселятся,
Что отвоевалися.
И девчата тоже рады-
Женихов дождалися.
Ах, девочки, война, война,
Ах, девочки, победа.
Ах, девочки, кого любить-
Осталося два деда.
Германия, Германия,
Наделала чего:
Девяносто девять девок
Целуют одного.
Народное слово на дорогах войны: [сб. фольклор.текстов ] под общ.ред.И.А.Голованова; сост., вступ.ст. и прим. А.И.Лазарева;. Челяб.гос.акд.культуры и искусств.- Челябинск : ЧГАКИ,2015.-123с.
Оставайтесь, дорогие,
Не грустите обо мне.
Мы, уральцы, все такие-
Побеждаем на войне.
До свиданья, речка Ай,
До свиданья, Сатка.
Мы пошли фашистов бить-
Будет им не сладко.
Из огня и из металла
На фашистов мчится шквал.
Хоть и марку не читали,
Сразу видели- Урал!
Гитлер- изверг и нахал-
Заикаться что-то стал.
Почему он заикал?
На войну идёт –Урал!
Рожь густая колосится,
По ветру качается,
Наших танков все фашисты
Очень опасаются.
Мой милёнок с ЧТЗ,
Водит танки на войне.
Знает он или не знает,
Что в моей сидит броне?
Я на тракторном работала,
На танковом – теперь.
Тебе, милый, помогаю
Немцев бить я каждый день.
«Южный Урал» Литературно-художественный альманах орган Чел отделения Союза Советских писателей №10. Чел. Книжн. Из-во.1953г. В.Гусев
Приложение №5
Исполнители частушек периода 1941-1945г.
Леонид Утёсов и его оркестр –выступление в 1941г.
Мария Мордасова
Приложение № 6
Играй, гармонь уральская, - пой, душа уральская, и в XXI веке!
Виталий Вольфович, создатель центра народной музыки «Гармонь» в г. Челябинске и организатор концертов и фестивалей «Играй, гармонь любимая»
Николай Вивчерук-ведущий солист ансамбля «Митрофановна» п. Кременкуль
Приложение №7
Этапы работы