Урок «Первый период Великой Отечественной войны»
Методическая разработка урока на тему: «Первый период Великой Отечественной войны».
Разработка урока охватывает период с июня 1941 по апрель 1942 год. Она может быть интересна преподавателям и учителям истории. Разработка содержит технологическую карту, подробный конспект и необходимые документы для анализа. Для лучшего осмысления материала к тексту документов и видеоматериалам поставлены вопросы. В ходе урока обучающиеся усвоят основные события и персоналии первого периода Великой Отечественной войны. Представленный урок соответствует требованиям ФГОС.
Автор: Забегалова Елена Геннадьевна преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ ВО «Вязниковский технико-экономический колледж» Владимирской обл. г. Вязники .
Тема: Первый период Великой Отечественной войны
Цель: Формировать представление о причинах, ходе и основных событиях первого периода Великой Отечественной войны, их значении в ходе войны.
Задачи:
Личностные: Способствовать формированию у студентов российской гражданской идентичности на примере героизма советского народа в годы Великой Отечественной войны; уважительного отношения к личности, человеческому достоинству; готовности служить Отечеству и защищать его; гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества;
Метапредметные: Создать условия для развития способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
Предметные: Углубить и систематизировать знания обучающихся о событиях начального этапа Великой Отечественной войны, их значимости в ходе Великой Отечественной войны. Проанализировать материал исторических источников и дать оценку, изучаемым событиям.
Тип и вид урока: изучение и первичное закрепление новых знаний. Практикум.
Технология: развивающее обучение.
Методы и приемы обучения: опережающий метод обучения, информационный, частично-поисковый, проблемный, диалогово-словесный, репродуктивный, исследовательский.
Межпредметные связи: политология, БЖД, литература.
Форма организации учебного процесса: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Материально-техническое и методическое оснащение урока: ПК, презентации, исторические документы, телевизор, видеофильм, доска.
Ход урока.
Этап учебного занятия |
Задание для студента |
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
Формируемые УУД |
Организационный момент |
Подготовиться к уроку |
Приветствует студентов проверяет готовность к уроку |
Приветствуют преподавателя, организуют свое рабочее место. |
Регулятивные: быстрое включение в деловой ритм |
Постановка учебной задачи |
Просмотреть видеоматериал (Речь Молотова о начале ВОв) и определить тему урока и основные вопросы для изучения. |
Предлагает росмотреть видеоматериал и сформулировать тему, задачу и основные вопросы урока. Объясняет порядок работы на уроке. |
Смотрят, воспринимают, формулируют тему, задачу и основные вопросы урока: 1.Причины войны. 2.Соотношение сил. 3.Мобилизация страны. 4.Основные направления наступлений врага. 5. Начало ВОв и причины неудач. 6.Оборонительные сражения Красной Армии. 7.Значение первого периода войны в ходе ВОв. Записывают тему и план урока в тетрадь. |
Регулятивные: формулируют тему и задачи вместе с преподавателем, определяют вопросы для изучения Коммуникативные: умеют вступать в диалог сотрудничают с другими людьми;
|
Усвоение новых знаний и способов действий |
Изучить представленные документы и тексты, видеофрагменты. Ответить на поставленные вопросы и записать выводы в тетрадь ( работа в группах) |
Организует работу в группах. Предлагает Изучить документы из воспоминаний Жукова К.Г. « Надеясь на свою «мудрость» он перемудрил себя» и ответить на вопросы: 1.Был ли уверен Сталин, что начнется война СССР с фашистской Германией? 2. Был ли готов СССР к войне? Изучить документ « Маршал Жуков Г.К о подготовке войск и штабов накануне войны» и ответить на вопросы: 1.Какую тактику ведения войны выбрал СССР в своих планах? |
Изучают документы, тексты, видеоматериалы и отвечают на вопросы.
|
Познавательные: отделяют основную информацию от второстепенной; структурируют найденную информацию в нужной форме; Коммуникативные:умеют выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации Регулятивные: развита рефлексия
|
|
|
Предлагает поработать с документом «Выступление И. В. Сталина по радио 3 июля 1941 года», «Выступление Гитлера», ответить на вопросы, записать выводы в тетрадь: 1.Кого обвиняют Гитлер и Сталин в развязывании войны? 2. Как они поясняют данный факт? 3.Каковы реальные причины войны? Предлагает изучить документы « План Барбаросса», «План « Ост», ответить на вопросы, выводы записать в тетрадь: 1.Какую тактику ведения войны выбрала Германия в своих планах? 2.Какие три направления обозначил для себя Гитлер в соответствии с планом «Барбаросса»? 3.Каковы его цели? Предлагает проследить по карте основные направления ведения войны в соответствии с «Планом Барбаросса» Документ « План Ост» . Вопросы: 1.О чем говорилось в плане «Ост»? 2.Определите отношение фашистов по отношению к славянским народа и их дальнейшей судьбе? 3.Дайте определение понятию «Холокост»
|
Работают с документом и картой, анализируют, отвечают на вопросы, записывают выводы в тетрадь.
|
Познавательные: Осуществляют анализ, осознанно строят письменные высказывания; Коммуникативные: следуют правилам ведения диалога; Регулятивные: развита рефлексия Личностные: осознают смысл учения и понимают личную ответственность за будущий результат
|
|
Ознакомиться с таблицей, проанализировать и ответить на вопрос.
|
Предлагает ознакомиться с таблицей (силы сторон на начало ВОв), проанализировать и ответить на вопросы: Каково было соотношение сил сторон? Чем отличается вооружение СССР от вооружения Германии?
|
Изучают таблицу, составляют сравнительный анализ, отвечают на вопросы, делают выводы. |
Познавательные Осуществляют анализ Регулятивные: развита рефлексия Коммуникативные: формулируют собственное мнение |
|
Прочитать текст учебника и документа, просмотреть видеоматериал проанализировать и ответить на вопросы. |
Последовательно излагает материал и организует работу с учебником «Мероприятия по организации отпора врагу») и документом «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий». предлагает ответить на вопросы, ответ записать в тетрадь. Вопросы: 1. Выделить основные мероприятия советского правительства по организации отпора врагу. 2.Какие новые органы управления были образованы в первые дни войны? 3. Как была перестроена экономика страны в этот период? 4. Какова ответственность рабочих за самовольный уход с рабочего места в военный период? |
Читают, знакомятся с видеоматериалом,анализируют, делают выводы и записывают их в тетрадь. |
Познавательные устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепи рассуждений; осуществляют анализ; Коммуникативные: следуют правилам ведения диалога; Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; Личностные: осознают смысл учения и понимают личную ответственность за будущий результат
|
|
|
Последовательно излагает материал согласно плану, предлагает просмотреть видеофрагменты «Смоленская битва» и ставит проблемные вопросы: 1.Когда началась Смоленская битва и кто из советских офицеров руководил битвой? 2.Какое новое вооружение использовал СССР в битве за Смоленск? 3.Каково стратегическое значение битвы за Смоленск? Предлагает проанализировать документ «Приказ 270» и ответить на вопросы: 1. Как вы считаете каковы причины неудач советской армии в начале войны? 2. Кого следовало считать изменниками и каковы были последствия для них и их семей?
Предлагает просмотреть видеофрагмент « «Битва за Москву» и ответить на вопросы: 1. Когда началась битва за Москву, какое кодовое название носила битва и кто из советских офицеров руководил фронтами? 2.Когда наступил перелом в Московской битве? 3. Какая из противоборствующих сторон одержала победу в этой битве и почему? 3.Каково стратегическое значение битвы за Москву?
|
Заслушивают информацию, смотрят видеофрагмент, знакомятся с документами, воспринимают, анализируют, отвечают на вопросы. Выводы записывают в тетрадь. |
Познавательные сформированы умения анализа и синтеза Регулятивные: развита рефлексия Коммуникативные:умеют выражать свои мысли, строить высказывание |
|
Презентовать опережающее задание |
Предлагает презентовать работу и прослушать сообщения
|
Докладчики презентуют подготовленную работу. Студенты слушают, воспринимают. |
Коммуникативные:умеют выражать свои мысли, строить высказывание Познавательные: могут структурировать найденную информацию в нужной форме; умеют вести поиск информации |
|
Ознакомиться с видеоматериалом и ответить на поставленные вопросы. Продолжить заполнять таблицу. |
Последовательно излагает материал согласно плану, предлагает просмотреть видеофрагмент о блокаде Ленинграда, задает проблемные вопросы: 1.Когда началась и закончилась блокада Ленинграда? 2.Какие планы были у Гитлера по поводу завоевания города? 3.Каково значение прорыва блокады Ленинграда? |
Заслушивают информацию, смотрят видеофрагмент, воспринимают, анализируют, отвечают на вопросы, заполняют таблицу. |
Познавательные сформированы умения анализа и синтеза Регулятивные: развита рефлексия Коммуникативные:умеют выражать свои мысли, строить высказывание |
Закрепление знаний и способов действий |
Отвечают на поставленные вопросы и участвуют в игре «Историческое лото» |
Предлагает сделать вывод: 1. Почему первый этап Великой Отечественной войны оказался не совсем удачным для СССР? 2. Какое значение для дальнейшего ведения войны имеет первый этап ВОв? Предлагает принять участие в игре «Историческое лото». |
Отвечают на вопросы, участвуют в игре «Историческое лото». |
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; сформированы умения анализа и синтеза Регулятивные: развита рефлексия Коммуникативные:умеют выражать свои мысли. |
Этап подведения итогов урока.
|
|
Анализирует и дает оценку успешности достижения цели Выставляет оценки за работу на уроке с комментариями. |
Воспринимают и осмысливают информацию
|
Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке |
Этап информации о внеаудиторной самостоятельной работе |
|
Дает информацию о внеаудиторной самостоятельной работе |
Воспринимают задание. Уточняют способы выполнения задания. |
Регулятивная: принимают учебную задачу. |
Преподаватель: На прошлом уроке мы изучали первый период Второй мировой войны.
1. Какие территории были завоеваны Германией с 1939-41 г.г.? (показать по карте)
Предлагаю просмотреть видео (обращение В.М.Молотова к народу о начале Великой Отечественной войны) и определить тему нашего сегодняшнего урока. Обратите внимание кто из политических деятелей СССР обратился к народу.
Какие вопросы мы должны разобрать в ходе урока?
1.Причины войны
2.Соотношение сил.
3.Мобилизация страны.
4.Основные направления наступлений врага.
5.Оборонительные сражения Красной Армии.
6.Причины поражения Красной Армии
Для того, чтобы изучить эти вопросы мы будем работать с документами, которые лежат у вас на партах, а так же с видеоматериалами и по ходу нашей работы вы должны записать себе основные понятия и заполнить событийную таблицу. Для этого на одной странице тетради записываем основные понятия на другой оформляем таблицу.
Ознакомьтесь с документами «из воспоминаний Жукова К.Г. Надеясь на свою «мудрость» он перемудрил себя» ( Приложение 1), « Маршал Жуков Г.К о подготовке войск и штабов накануне войны» ( Приложение 2) и ответьте на вопросы:
1. Был ли уверен Сталин, что начнется война СССР с фашистской Германией?
2. Сталин предполагал, что война состоится, но только в 1942 году. Почему?
3. Какую тактику войны выбрал для себя СССР и готовился ли СССР к войне?
Ознакомьтесь с документом «Выступление И. В. Сталина по радио 3 июля 1941 года» ( Приложение 3), «Выступление Гитлера» ( Приложение 4) и ответьте на вопросы и запишите выводы в тетрадь:
1. Кого обвиняют Гитлер и Сталин в развязывании войны?
2. Чем они поясняют причины войны?
3. Каковы реальные причины войны?
Ознакомьтесь с документом « План Барбаросса» ( Приложение 5), и ответьте на вопросы, ответы запишите в тетрадь:
1. Какую тактику ведения войны выбрала Германия в своих планах?
2.В каких направлениях Гитлер планировал начать наступление на СССР? (Север-фон Лееб, Центр -фон Бок, Юг- фон Рунштедт,)
3. Как вы понимаете «план Блицкриг»?
4. В какие сроки предполагалось закончить войну против СССР ?
Предлагаю ознакомиться с картой «План Барбаросса» и определить направления нападения на СССР со стороны Германии.
Изучите документ « План Ост» (Приложение 6) и ответьте на вопросы:
1.О чем говорилось в плане «Ост»? Определите отношение фашистов по отношению к славянским народа и их дальнейшей судьбе?
2. Дайте определение понятию «холокост»?
Предлагаю ознакомиться с таблицей (силы сторон на начало ВОв), проанализировать ответить на вопрос:
1. Каково было соотношение сил сторон?
2.Чем отличается вооружение СССР от вооружения Германии?
|
Германия, её союзники |
СССР |
Солдаты и офицеры |
190 дивизий |
170 дивизий |
Танки |
4,3 тыс. |
9,2 тыс. |
Самолеты |
5 тыс. |
8,5 тыс. |
Орудия и миномёты |
48 тыс. |
47 тыс. |
Выводы обучающихся:
1.Германия и страны-союзники превосходили СССР численностью войск;
2.СССР имел преимущество в военной технике (танках и самолетах);
3.В артиллерии силы СССР и Германии приблизительно были равны.
Преподаватель: Но эти цифры создают ложную картину, в действительности:
а) 80 % самолетов – представляли собой устаревшие типы;
б) 90% танкового парка составляли легкие танки;
в) 50% танков были выпущены до 1935 года и требовали списания;
г) в стране не было создано системы противовоздушной обороны;
д) в армии не было моторизованных соединений, только весной 1941 года было принято решение о формировании 15-ти механизированных корпусов за счет ликвидации кавалерии;
е) артиллерия была очень плохо обеспечена тягачами, вследствие чего не имела возможности быстро передвигаться.
На рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны Германская армия всей своей мощью обрушилась на советскую землю. В первый день войны фашисты вторглись в пределы нашей страны на глубину 50-60 км. Разбомбили дороги, мосты, аэродромы, 1200 советских самолетов было уничтожено в первый день войны 800 из них даже не успели взлететь. Великая Отечественная война длилась 1418 дней и ночей.
Организует работу с учебником ( «Мероприятия по организации отпора врагу») и документом «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий» ( Приложение 6). Ответьте на вопросы, ответ запишите в тетрадь.
Вопросы:
1. Выделить основные мероприятия советского правительства по организации отпора врагу.
2. Какие новые органы управления государством были образованы в первые дни войны?
3. Как была перестроена экономика страны в этот период?
4. Какова ответственность рабочих за самовольный уход с рабочего места в военный период?
Обучающиеся:
В первый же день войны:
- была объявлена всеобщая мобилизация;
- в западных районах СССР было введено военное положение;
- на базе приграничных округов были образованы фронты (показывают на карте):
Северный (командующий генерал Попов М.М.),
Северо-западный (командующий генерал Кузнецов Ф.И.),
Западный (командующий генерал Павлов Д.Г.),
Юго-западный (командующий генерал Кирпонос М.П.)
23.06 была создана ставка Главного Командования, переименованная в Ставку Верховного командования). В состав ставки вошли: И.В. Сталин, В.М. Молотов, С.К. Тимошенко, С.М. Буденный, К.Е. Ворошилов, Б.М. Шапошников, Г.К. Жуков.
А 30 июня вся полнота власти была сосредоточена в руках ГКО, председателем которого был Сталин.
Преподаватель: Итак, Великая Отечественная война началась и первыми встретили врага пограничные заставы и крепости. Всем известен беспримерный подвиг Брестской крепости. (видео)
Брестская крепость пала, но насмерть стояли и все остальные пограничные крепости и заставы. Последний защитник крепости погиб только тогда, когда немцы уже подошли к Смоленску. Посмотрите, пожалуйста, на интерактивную карту, ответьте на вопросы и продолжите заполнять событийную таблицу:
1. Когда началась битва за Смоленск?
2. Кто из командующих защищал Смоленск?
3. Какое оружие впервые было применено при защите Смоленска? Каков исход и значение Смоленского сражения?
Обучающиеся: Битва за Смоленск началась 15 июля 1941 г. Командующий Западным фронтом С. К. Тимошенко, 5 сентября войска Резервного фронта под командованием генерала Г. К. Жукова в наступательной операции прорвали оборону гитлеровских войск и освободили Ельню. Враг потерял несколько дивизий. 10 сентября с переходом к обороне войск Западного, Резервного и Брянского фронтов двухмесячное Смоленское сражение закончилось. Под Смоленском был нанесен серьезный удар гитлеровскому плану «молниеносной войны». Под Смоленском впервые была применена установка реактивной артиллерии «Катюша».
Преподаватель: В первые дни войны советская армия отступала. Положение складывалось катастрофическое и Сталин пытается любыми путями остановить отступление наших войск. Он издает Приказ 270. Ознакомьтесь с приказом( Приложение 8) и ответьте на вопросы:
1.Кого следовало считать дезертирами и каковы были последствия для них и их семей?
Предлагаю просмотреть на карте видео «Битва за Москву» и ответить на вопросы:
1.Когда началась битва за Москву?
2.Кто из командующих защищал Москву?
3.Каков исход и значение Московской битвы?
Обучающиеся: 30 сентября немцы оказались на подступах к Москве. Переломное сражение состоялось 5-6 декабря 1941 года. Калининский фронт- командующий Конев, Западный фронт -Жуков. Сорван план «Блицкриг».
Преподаватель: На центральном направлении Гитлер подошел вплотную к Москве, но так и не смог ее захватить и был отброшен на 100-120 км. На Северном же направлении немцы пытались захватить Ленинград и 8 сентября 1941 года взяли город в кольцо, надеясь, что жители умрут от голода или сдадутся. Просмотрите видео и ответьте на вопросы:
1.Кто был назначен командующим Ленинградским фронтом?
2.Когда и где прорвана блокада Ленинграда и когда была полностью снята блокада?
3.Значение освобождения Ленинграда?
Обучающиеся:
10 сентября 1941 г. командующим Ленинградским фронтом был назначен Г. К. Жуков.
27 января 1943 года прорвана блокада и в районе Ладожского озера была проложена Дорога жизни.
27 января 1944 года снята блокада Ленинграда.
Преподаватель: Итак. Подведите итоги насколько удачен для СССР был первый период войны?
Обучающиеся: В результате успехов Германии оккупации подверглись значительная часть западных и юго-восточных областей РСФСР, в которых в 1941 г. проживало 30 млн. человек. Были оккупированы Смоленская, Псковская, Новгородская, Ленинградская, Калининская, Курская, Орловская, Брянская, Тульская области, районы Рязанской области, Ставропольский край, Северо-Осетинская АССР и др.
Ни на одном из трех главных стратегических направлений наступления немецко-фашистская армия не смогла добиться решения поставленных задач. Расчеты гитлеровского командования на быструю и легкую победу в войне с Советским Союзом не оправдались.
Преподаватель: Как вы считаете почему немцы в первый период войны смогли достичь таких успехов?
Обучающиеся:
СССР не был до конца готов к войне. Изначально была неправильно выбрана тактика ведения войны, не было составлено плана оборонительных сражений. Не приведены войска в боевую готовность. Большая часть комсостава была репрессирована, младший комсостав готовился наспех на курсах. Большая часть вооружения устарела.
Преподаватель: Предлагаю провести блиц-опрос по пройденной теме в виде лото. Подвожу итоги, выставляю оценки, сообщаю задание для внеаудиторной работы.
Список используемой литературы и источников
Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. — М., 1990. — Т. 1
Вторая мировая война: два взгляда. — М., 1990.
Правда. — 1941. — 3 июля.
Скрытая правда войны. Неизвестные документы. — М., 1992.
Военно-исторический журнал. — 1988. — № 8.
Крылов Н. И. Сталинградский рубеж. — М., 1982.
История для школьников и абитуриентов//www.history.clow.ru
Приложение 1.
НАДЕЯСЬ НА СВОЮ «МУДРОСТЬ», ОН ПЕРЕМУДРИЛ СЕБЯ
(Из воспоминаний маршала Г. К. Жукова) Сопоставляя и анализируя все разговоры, которые велись Сталиным в моем присутствии в кругу близких ему людей, я пришел к твердому убеждению: над ним тяготела опасность войны с фашистской Германией и все его помыслы и действия были пронизаны одним желанием — избежать войны или оттянуть сроки ее начала и уверенностью в том, что это ему удастся. И. В. Сталин не был трусливым человеком, но он хорошо понимал, что возглавляемое им руководство страной явно опоздало с основными мероприятиями по подготовке страны к большой войне с таким сильным и опытным врагом, как Германия. Он понимал, что мы опоздали не только с перевооружением войск новейшей боевой техникой и с реорганизацией вооруженных сил, но и с мероприятиями по обороне страны, в частности с созданием необходимых государственных резервов и мобилизационных запасов. И. В. Сталин прекрасно знал и то, что после 1939 года во главе частей, соединений и войсковых объединений были поставлены кадры, далеко не освоившие оперативно-тактическое и стратегическое искусство. Накануне войны в Красной Армии почти не осталось командиров полков и дивизий с академическим образованием. Более того, многие из них даже не кончали военных училищ, а основная их масса была подготовлена в объеме курсов командного состава. Нельзя было не считаться и с моральными травмами, которые были нанесены Красной Армии и Военно-Морскому Флоту массовыми репрессиями. Опасаясь стать жертвой провокации империалистических государств, информацию У. Черчилля, Президента Чехословакии Э. Бенеша, секретаря Госдепартамента США С. Уэллеса И. В. Сталин принимал как дезинформацию, и она еще больше усилила недоверие ко всем сообщениям из-за рубежа, в том числе и к сообщениям по линии нашей военной разведки. В этих сложных условиях стремление избежать войны превратилось у И. В. Сталина в убежденность, что ему удастся ликвидировать опасность войны мирным путем. Надеясь на свою «мудрость», он перемудрил себя и не разобрался в коварной тактике и планах гитлеровского правительства.
Приложение 2.
МАРШАЛ Г. К. ЖУКОВ О ПОДГОТОВКЕ ВОЙСК И ШТАБОВ НАКАНУНЕ ВОЙНЫ
Военная стратегия в предвоенный период строилась главным образом на утверждении, что только наступательными действиями можно разгромить агрессора и что оборона будет играть сугубо вспомогательную роль, обеспечивая наступательным группировкам достижение поставленных целей... Столь же мало внимания, как и обороне, уделялось вопросам встречных сражений, отступательным действиям и сражениям в условиях окружения. А между тем именно эти виды боевых действий в начальный период войны развернулись очень широко и приняли самый ожесточенный характер. Иначе говоря, наши войска должным образом не обучались ведению войны в тяжелых условиях, а если и обучались, то только в тактических масштабах. Это была серьезная ошибка в обучении и воспитании войск, за которую пришлось расплачиваться большими жертвами. Ибо опыт ряда войн показывает, что та армия, которая недостаточно обучается ведению операций в тяжелых и сложных условиях, неизбежно будет нести тяжелые потери и вынуждена переучиваться в ходе самой войны.
Приложение 3.
ВСЕ СИЛЫ НАРОДА — НА РАЗГРОМ ВРАГА!
(Из выступления И. В. Сталина по радио) 3 июля 1941 г. Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои! Вероломное военное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается. В силу навязанной нам войны наша страна вступила в смертельную схватку со своим злейшим и коварным врагом — германским фашизмом. Вместе с Красной Армией на защиту Родины поднимается весь советский народ... Враг жесток и неумолим. Он ставит своей целью восстановление власти помещиков, восстановление царизма, разрушение национальной культуры и национальной государственности свободных народов Советского Союза, их онемечивание, их превращение в рабов немецких князей и баронов. Дело идет, таким образом, о жизни и смерти Советского государства, о жизни и смерти народов СССР...
Мы должны немедленно перестроить всю нашу работу на военный лад, все подчинив интересам фронта, задачам организации разгрома врага... Мы должны организовать всестороннюю помощь Красной Армии, обеспечить усиленное пополнение ее рядов, обеспечить ее снабжение всем необходимым, организовать быстрое продвижение транспортов с войсками и военными грузами, широкую помощь раненым. Мы должны укрепить тыл Красной Армии, подчинив интересам этого дела всю свою работу, обеспечить усиленную работу всех предприятий, производить больше винтовок, пулеметов, орудий, патронов, снарядов, самолетов, организовать охрану заводов, электростанций, телефонной и телеграфной связи, наладить местную противовоздушную оборону. Мы должны организовать беспощадную борьбу со всякими дезорганизаторами тыла, дезертирами, паникерами, распространителями слухов, уничтожать шпионов, диверсантов, оказывая во всем этом быстрое содействие нашим истребительным батальонам... При вынужденном отходе частей Красной Армии нужно угонять весь подвижной железнодорожный состав, не оставлять врагу ни одного паровоза, ни одного вагона, не оставлять противнику ни килограмма хлеба, ни литра горючего. Колхозники должны угонять весь скот, хлеб сдавать под сохранность государственным органам для вывозки его в тыловые районы. Все ценное имущество, в том числе цветные металлы, хлеб и горючее, которое не может быть вывезено, должно безусловно уничтожаться. В занятых врагом районах нужно создавать партизанские отряды, конные и пешие, диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде, для взрыва мостов, дорог, для порчи телефонной и телеграфной связи, поджога лесов, складов, обозов. В захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия... Все силы народа — на разгром врага! Вперед, за нашу победу!
Приложение 4.
Обращение Адольфа Гитлера к немецкому народу в связи с началом войны против Советского Союза 22 июня 1941 года
Немецкий народ! Национал-социалисты! Одолеваемый тяжелыми заботами, я был обречен на многомесячное молчание. Но теперь настал час, когда я, наконец, могу говорить открыто.
Когда 3 сентября 1939 года Англия объявила войну Германскому Рейху, снова повторилась британская попытка сорвать любое начало консолидации и вместе с тем подъема Европы посредством борьбы против самой сильной в данное время державы континента.
Так некогда Англия после многих войн погубила Испанию. Так вела она войны против Голландии. Так сражалась позже с помощью всей Европы против Франции. И так на рубеже столетия она начала окружение тогдашней Германской империи, а в 1914 году — мировую войну.
Только из-за отсутствия внутреннего единства Германия потерпела поражение в 1918 году. Последствия были ужасны. …
Ещё в 1936 году Черчилль заявил, по словам американского генерала Вуда, перед комитетом Палаты представителей США, что Германия снова становится слишком сильной и поэтому ее нужно уничтожить…
В то время, как Германия войной 1940 года в соответствии с т.н. пактом о дружбе, далеко отодвинула свои войска от восточной границы и большей частью вообще очистила эти области от немецких войск, уже началось сосредоточение русских сил в таких масштабах, что это можно было расценивать только как умышленную угрозу Германии.
Если до сих пор обстоятельства вынуждали меня хранить молчание, то теперь настал момент, когда дальнейшее бездействие будет не только грехом попустительства, но и преступлением против немецкого народа и всей Европы.
Сегодня на нашей границе стоят 160 русских дивизий. В последние недели имеют место непрерывные нарушения этой границы, не только нашей, но и на дальнем севере и в Румынии. Русские летчики забавляются тем, что беззаботно перелетают эту границу, словно хотят показать нам, что они уже чувствуют себя хозяевами этой территории. В ночь с 17 на 18 июня русские патрули снова вторглись на территорию рейха и были вытеснены только после длительной перестрелки. Но теперь настал час, когда необходимо выступить против этого заговора еврейско-англосаксонских поджигателей войны и тоже еврейских властителей большевистского центра в Москве.
Немецкий народ! В данный момент осуществляется величайшее по своей протяженности и объему выступление войск, какое только видел мир. В союзе с финскими товарищами стоят бойцы победителя при Нарвике у Северного Ледовитого океана. Немецкие дивизии под командой завоевателя Норвегии защищают вместе с финскими героями борьбы за свободу под командованием их маршала финскую землю. От Восточной Пруссии до Карпат развернуты соединения немецкого восточного фронта. На берегах Прута и в низовьях Дуная до побережья Черного моря румынские и немецкие солдаты объединяются под командованием главы государства Антонеску.
Задача этого фронта уже не защита отдельных стран, а обеспечение безопасности Европы и тем самым спасение всех.
Поэтому я сегодня решил снова вложить судьбу и будущее Германского рейха и нашего народа в руки наших солдат. Да поможет нам Господь в этой борьбе!
Подпись: Адольф Гитлер
Приложение 5.
План "Барбаросса" - план нападения и ведения войны против Советского Союза - был утвержден Гитлером 18 декабря 1940 г. Германское командование рассчитывало провести операцию "Барбаросса" за 3 - 4 месяца.
Из директивы № 21. План "Барбаросса"
Ставка фюрера,
18 декабря 1940 г.
Германские вооруженные силы должны быть готовы разбить Советскую Россию в ходе кратковременной кампании еще до того, как будет закончена война против Англии. (Вариант "Барбаросса".)
Сухопутные силы должны использовать для этой цели все находящиеся в их распоряжении соединения, за исключением тех, которые необходимы для защиты оккупированных территорий от всяких неожиданностей. (...)
Приказ о стратегическом развертывании вооруженных сил против Советского Союза я отдам в случае необходимости за восемь недель до намеченного срока начала операции.
Приготовления, требующие более продолжительного времени, если они не начались, следует начать уже сейчас и закончить к 15.5.41 г.
Решающее значение должно быть придано тому, чтобы наши намерения напасть не были распознаны. (...)
1. Общий замысел
Основные силы русских сухопутных войск, находящиеся в Западной России, должны быть уничтожены в смелых операциях посредством глубокого, быстрого выдвижения танковых клиньев.
Отступление боеспособных войск противника на широкие просторы русской территории должно быть предотвращено.
Путем быстрого преследования должна быть достигнута линия, с которой русские военно-воздушные силы будут не в состоянии совершать налеты на имперскую территорию Германии.
Конечной целью операции является создание заградительного барьера против Азиатской России по общей линии Астрахань- Волга - Архангельск. Таким образом, в случае необходимости последний индустриальный район, остающийся у русских на Урале, можно будет парализовать с помощью авиации.
В ходе этих операций русский Балтийский флот быстро потеряет свои базы и окажется, таким образом, не способным продолжать борьбу.
Эффективные действия русских военно-воздушных сил должны быть предотвращены нашими мощными ударами уже в самом начале операции. (...)
Приложение 6.
Замечания и предложения по генеральному плану «Ост» рейхсфюрера войск СС
Генеральный план «Ост» предусматривает, что после окончания войны число переселенцев для немедленной колонизации восточных территорий должно составлять... 4550 тыс. человек. … на таких территориях, как область Данциг-Западная Пруссия, Вартская область, Верхняя Силезия, генерал-губернаторство Юго-Восточная Пруссия, Белостокская область, Прибалтика, Ингерманландия, Белоруссия, частично также области Украины... На эти 8 млн. немцев приходится по плану 45 млн. местных жителей ненемецкого происхождения.
Число людей, подлежащих, согласно плану, выселению, должно быть в действительности гораздо выше, чем предусмотрено. Только если учесть, что примерно 5-6 млн. евреев, проживающих на этой территорий, будут ликвидированы еще до проведения выселения, можно согласиться с упомянутой в плане цифрой в 45 млн. местных жителей ненемецкого происхождения.
Само собой разумеется, что политика онемечивания применима лишь к тем народам, которых мы считаем расово полноценными. Расово полноценными, сравнительно с нашим народом, можно считать в основном лишь тех местных жителей ненемецкого происхождения, которые сами, как и их потомство, обладают ярко выраженными признаками нордической расы, проявляющимися во внешнем облике, в поведении и в способностях...<…>
К вопросу о будущем обращении с русским населением. <…>
А) Прежде всего надо предусмотреть разделение территории, населяемой русскими, на различные политические районы с собственными органами управления, чтобы обеспечить в каждом из них обособленное национальное развитие. <…>
Б) Онемечивание всех русских для нас невозможно и нежелательно с расовой точки зрения. Что, однако, можно и нужно сделать, так это отделить имеющиеся в русском народе нордические группы населения и произвести их постепенное онемечивание. <…>
Важно, чтобы на русской территории население в своем большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа. Оно не доставит много забот германскому руководству. Эта масса расово неполноценных, тупых людей нуждается, как свидетельствует вековая история этих областей, в руководстве.
В) Целью немецкой политики по отношению к населению на русской территории будет являться доведение рождаемости русских до более низкого уровня, чем у немцев.
Приложение 7.
Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий.
Указ Президиума Верховного Совета
Союза ССР 26 декабря 1941 г.
1. Всех рабочих и служащих мужского и женского пола предприятий военной промышленности (авиационной, танковой, вооружения, боеприпасов, военного судостроения, военной химии), в том числе эвакуированных предприятий, а также предприятий других отраслей, обслуживающих военную промышленность по принципу кооперации,— считать на период войны мобилизованными и закрепить для постоянной работы за теми предприятиями, на которых они работают.
2. Самовольный уход рабочих и служащих с предприятий указанных отраслей промышленности, в том числе эвакуированных, рассматривать как дезертирство, и лиц, виновных в самовольном уходе (дезертирстве), карать тюремным заключением на срок от 5 до 8 лет.
3. Установить, что дела о лицах, виновных в самовольном уходе (дезертирстве) с предприятий указанных отраслей промышленности, рассматриваются военными трибуналами.
(Цит. по История для школьников и абитуриентов//www.history.clow.ru)
Приложение 8.
Приказ 270
«Об ответственности военнослужащих за сдачу в плен и оставление врагу оружия»
Приказываю:
1. Командиров и политработников, во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину дезертиров.
Обязать всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать на месте подобных дезертиров из начсостава.
2. Попавшим в окружение врага частям и подразделениям самоотверженно сражаться до последней возможности, беречь материальную часть, как зеницу ока, пробиваться к своим по тылам вражеских войск, нанося поражение фашистским собакам.
Обязать каждого военнослужащего, независимо от его служебного положения, потребовать от вышестоящего начальника, если часть его находится в окружении, драться до последней возможности, чтобы пробиться к своим, и если такой начальник или часть красноармейцев вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться в плен, — уничтожать их всеми средствами, как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи.
3. Обязать командиров и комиссаров дивизий немедля смещать с постов командиров батальонов и полков, прячущихся в щелях во время боя и боящихся руководить ходом боя на поле сражения, снижать их по должности как самозванцев, переводить в рядовые, а при необходимости расстреливать их на месте, выдвигая на их место смелых и мужественных людей из младшего начсостава или из рядов отличившихся красноармейцев.
Приказ прочесть во всех ротах, эскадронах, батареях, эскадрильях, командах и штабах.
27