Лекция по математике «Числа в нашей жизни» (5–8 классы)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чкаловская средняя общеобразовательная школа имени И.Т. Неровича»
Нижнегорского района Республики Крым
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: «Числа в нашей жизни»
Дисциплина: математика
Курс: средняя школа
Автор: Салиева З.А.
Чкалово, 2024г.
АННОТАЦИЯ
Данная тема в наше время очень актуальна, потому что без чисел, не было бы жизни! Числа нас окружают повсюду.
Не зря существует такое высказывание – «ЧИСЛА ПРАВЯТ МИРОМ».
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………5
Целые числа…………………………………………….6
Положительные…………………………………..6
Отрицательные…………………………………...7
«Не целые числа»……………………………………...9
Заключение…………………………………………………..11
ПРЕДИСЛОВИЕ
Наш мир стремительно покоряет новые вершины. Всё преобразовывается, появляются новые технологии. Все современные технологии связаны с цифрами, они так и называются – цифровые. Все данные, мы можем хранить в цифровом формате. Если бы мы, не имели представление о числах, то не могли бы знать элементарных вещей, а именно, сколько нам лет, в какой класс мы ходим и т.д.
ВВЕДЕНИЕ
С помощью данной разработки, я хочу ещё раз напомнить о важности чисел, о том какие вообще они бывают. Ведь числа тоже бывают разные, и о них можно говорить бесконечно много. И с теми числами, с которыми мы сталкиваемся чаще всего, я и хотела бы рассказать в данной теме…
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ЦЕЛЫЕ ЧИСЛА
Положительные.
В нашем мире, люди с рождения сталкиваются с числами. Ведь появляясь на свет, новорожденному сразу измеряют вес, рост…
И на протяжении всей жизни, числа преследуют нас. Без чисел, человечества бы не существовало. Любой человек должен иметь представление о числах.
В этой статье, я бы хотела рассказать о некоторых числах, с которыми мы постоянно сталкиваемся. Существуют целые числа и «не целые». К целым числам относятся положительные и отрицательные. К «не целым», мы относим дробные числа. Сейчас поговорим о положительных числах.
Если мы говорим о положительных числах, то они занимают первое место среди всех остальных. С положительных чисел начинается весь путь. Будучи ещё ребёнком, мы учимся работать с цифрами, а именно, с положительными. Про остальные виды чисел, мы даже не имеем представление. Все единицы измерения чего-либо – это всё положительные числа. Если говорить про общее понятие, что такое положительные числа? Это числа, которые на координатной прямой находятся справа от нуля. Они всегда имеют знак «+», или же знака пред числом никакого нет – это тоже положительное число.
Отрицательные.
Какие бывают числа? Ведь числа бывают не только положительные, привычные нам, и с которыми мы постоянно сталкиваемся в повседневной жизни. Многие даже не задумываются, откуда же к нам «пришли» отрицательные числа! Про отрицательные числа было известно уже в VII веке, а говорили о них в Китае и Индии. Но люди тогда ещё их так не называли. Как такового названия «отрицательные числа» не было, а было название «долг». У нас, в Европе, об этих числах стало известно только в 1202 году, про них написал в своей книге «Книге абака» Леонард Пизанский.
Отрицательные числа – это такое постоянное чувство, когда тебе чего-то не хватает. Чего же может не хватать человеку в повседневной жизни? Где мы можем встречаться с отрицательными числами? Конечно же, это наши долги…
Я работаю учителем математики. Я, как никто другой, могу с уверенностью сказать, что даже работая с детьми, понятие отрицательные числа можно достаточно быстро объяснить на примере «твоё» и «долг». Дети очень хорошо улавливают эту грань, потому что наша жизнь, можно сказать в полной мере зависит от удовлетворения наших потребностей. А именно, дети, с раннего возраста знают, что такое деньги и как с ними «работать».
Также, как и положительные числа, отрицательные можно расположить на координатной прямой. Отрицательные числа – это те, которые на координатной прямой находятся левее от нуля.
Практически везде нас окружают не только положительные, но и отрицательные числа. Например, на термометре мы можем увидеть как «+», так и «-»; посмотрев на этажи зданий, мы тоже сталкиваемся не только с положительными числами, этажи, которые находятся под землёй принято называть отрицательными; баланс на телефоне может быть как положительным, так и отрицательным и т.д. Можно приводить достаточно много примеров, где в нашей жизни мы можем столкнуться с отрицательными числами, а это значит, что жизнь без отрицательных чисел невозможна!!!
«НЕ ЦЕЛЫЕ ЧИСЛА»
Ранее я говорила о целых числах, которые делятся на положительные и отрицательные, но помимо того, что числа бывают целыми, они также могут быть «не целыми». А к «не целым» числам относятся дробные, у которых есть ещё частичка. Дробные числа могут быть выражены в виде десятичных и обыкновенных дробей. Начнем с десятичных дробей.
Десятичные дроби – это те дроби, у которых целая и дробная части разделены запятой. Если брать пример из жизни, то десятичные дроби в жизни появляются намного чаще чем обыкновенные. Например: 1 кг. капусты стоит 15р. 25 копеек. В виде десятичной дроби, стоимость 1 кг. капусты можно записать так: 15,25. Примеров из жизни можно приводить бесконечно много. Любую десятичную дробь всегда можно записать в виде обыкновенной. Каким образом это происходит? Например, возьмём дробь 7,5. Как мы читаем эту дробь – семь целых пять каких, десятых. Целая часть пишется напротив дробной черты, пять идёт в числитель, а знаменатель будет 10, т.к. у нас одна цифра после запятой. И тогда, десятичная дробь 7,5 в виде обыкновенной будет выглядеть так: .
Но что же такое обыкновенная дробь? Давайте поговорим теперь об этом виде дробей. Обыкновенные дроби, в отличии от десятичных, не будут иметь никакой запятой. Но особенный признак обыкновенных дробей – это дробная черта. Почему, посмотрев на дробь, мы с уверенностью можем сказать, что это обыкновенная дробь? Отличительный признак этих дробей – это дробная черта, которая означает деление.
Обыкновенная дробь состоит из частей, которые имеют своё название. То число, которое стоит «сверху» - над дробной чертой, называется числителем, а вот число, которое стоит «снизу» - под дробной чертой, называется знаменателем. Другими словами, числитель – это число, которое делится, а знаменатель – число, на которое делим. Любую обыкновенную дробь всегда можно перевести в десятичную. Например, возьмём дробь . Как из этой обыкновенной дроби сделать десятичную? Мы должны посмотреть, есть ли целая часть, если есть, тогда целую часть не трогаем, мы её так и запишем, а вот дробная черта говорит нам о том, что надо числитель разделить на знаменатель, т.е. 5:10=0,5. Не забываем про целую часть, было ещё у нас 7 целых. Теперь мы должны прибавить 7 целых и 0 целых, получится 7 целых и дописать число после запятой, в нашем случае, это 5 десятых. Т.о. =7,5.
Давайте подведём итоги. «Не целые» числа, также как и целые, в жизни нашей необходимы. И мы должны уметь с ними работать!!!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представить жизнь без чисел невозможно, они нужны нам каждый день. Числа – незаменимые помощники в распознавании и определении чего-либо…