Предварительный просмотр презентации
Формирование читательской грамотности
Читательская грамотность – ключ ко всем видам функциональной грамотности — способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении учебных, учебно -практических задач и в повседневной жизни.
«Триединство» «Триединство» Понимание Рефлексия Использование
Формат текстов Сплошной Описание Повествование Объяснение Аргументация инструкция
Формат текстов Несплошной (различного вида изображения) Иллюстрации Таблицы Графики Карты Заполненные формы Схемы вязания Ярлычки
Формат текстов Смешанный текст (внутри одного текста информация располагается как в сплошном, так и в несплошном формате) Веб-страницы Журнальные статьи Параграфы школьных учебников Этикетки
Формат текстов Составные (тексты, которые созданы независимо друг от друга, имеют независимый смысл, но предложены в одном задании для сравнения или противопоставления) Несколько сайтов разных туристических агентств Несколько обложек журналов одной или разной направленности Несколько текстов на одну тему, но разного стиля
Виды чтения Просмотровое Ознакомительное Изучающее Задача: получить лишь самое общее представление о содержание текста, понять, о чём идёт речь Задача: выяснить, что именно пишется по интересующему читателя вопросу Задача: максимально полно понять содержание текста с возможным последующим воспроизведением
Приемы работы с текстом, используемые для просмотрового чтения Анализ подзаголовка, прогнозирование темы Ознакомление со структурой текста Просмотр первого и последнего абзаца Знакомство с оглавлением Использование аннотации к тексту
Приемы работы с текстом, используемые для ознакомительного чтения Чтение по абзацам, фиксация внимания на существительных, первом и последнем предложениях каждого абзаца Выделение важной информации Расстановка графических знаков (?, !)
Приемы работы с текстом, используемые для изучающего чтения Выделение смысловых частей Прогнозирование содержания Выделение ключевых слов текста Замена смысловых частей текста их эквивалентами Выявление деталей, подтекстовой информации Определение функционального стиля Составление проблемных вопросов Составление суждений учащихся Составление плана или графической схемы Переработка текста Составление комментария
Приёмы работы с текстом при проверке освоения нового материала Приём «Письмо с дырками (пробелами) Цель: формирование читательского умение интегрировать и интерпретировать сообщения текста 6 класс. «Имя существительное» Имя существительное обозначает …Отвечает на вопросы… Начальная форма имени существительного - … падеж …числа 2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки: … или … … или … Относятся к .., или …, или … роду; к …, или …или … склонению
Приемы активизации ранее полученных знаний Прием «Ассоциация» Цель: актуализация полученных знаний Пример. Тема «Частица как часть речи» (7 класс). Служебная часть речи Смысловые оттенки, чувства, эмоции Формы слова
Приемы графической переработки учебного материала Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок» Цель: формировать умение находить и извлекать информацию из текста Технология приема: 1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4; 2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками и т.п.; 3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям
Прием «Письмо по кругу» Прием «Письмо по кругу» Цель: формирование читательского умения осмысливать и оценивать сообщения текста Обучающиеся учатся: размышлять об информации, сообщенной в тексте; высказывать согласие или несогласие с авторской позицией, мотивировать его, основываясь на своем личном опыте или на знаниях, не содержащихся в тексте; сравнивать прочитанное с тем, что читали раньше, и со своим жизненным опытом.