Статья «Читательская грамотность как ключ ко всем видам функциональной грамотности»

2
0
Материал опубликован 13 November 2023

Толстых О.А.,

учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 4» г. Абакана

Статья

Читательская грамотность как ключ ко всем видам функциональной грамотности

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Важной частью функциональной грамотности является читательская грамотность. 

Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное.

Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

 

Читательская грамотность включает в себя:

беглое чтение;

толкование текста в буквальном смысле;

оценку языка и формы сообщения;

поиск информации и её извлечение;

преобразование данных от частных явлений к обобщенным;

формулирование основных идей и выводов;

общее понимание текста;

размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.

 

С каждым годом информации становится все больше, поэтому главная задача школы - научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное от ненужного. Если раньше одним из главных показателей успешности учащегося начальных классов была скорость чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. 

 

На любом уроке мы работаем с информацией, которая чаще всего представлена в виде текста.

В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение – важнейший метапредметный результат обучения. Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов, заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения, например:

1.     умение найти и извлечь информацию из текста;

2.     умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нём информацию;

3.     умение использовать полученную информацию для решения любого вида задач — от учебных до практических, жизненных;

4.     Умение сделать из полученной информации соответствующие выводы.

При переходе из начальной школы в основную, заканчивается обучение чтению и начинается чтение для обучения. Это значит, что учащимся необходимо овладеть осознанным, осмысленным чтением. Они должны научиться сопоставлять, сравнивать, думать, объяснять, мыслить пошагово, выстраивать стратегию решения задач. 

 

 Работа с текстом предполагает развитие определенных читательских умений:

·         выделять главную мысль всего текста или его частей;

·         понимать информацию, содержащуюся в тексте;

·         преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;

·         применять информацию из текста в изменённой ситуации;

·         критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации.

 

 

Уровни

При диагностике умений выделяют 3 уровня читательской грамотности:

 

Низкий. Ученик не воспринимает чувства автора, изложенные письменно, мысли и знания. Отсутствует способность к самообразованию.

Средний. Для получения сообщений из текста и построения собственных суждений ученику требуется определенная помощь педагога. Особенно это касается той информации, которая противоречит предыдущему жизненному опыту. Данный уровень характерен для читателей, не до конца освоивших основы навыков чтения.

 Высокий. Ученик может продолжить обучение на следующей образовательной ступени. Он может оценивать текст самостоятельно, без помощи со стороны.

Возрастные нормы

Необходимые навыки читательской грамотности в соответствии с возрастом ученика распределяются следующим образом:

1-6 классы – выделение главной мысли в тексте, способность найти в нем ответ на вопрос, пересказ прочитанного;

7-8 классы – разработка плана и воспроизведение по нему прочитанного текста, решение задач по предложенному образцу, способность запоминать формулы и термины;

9-11 классы – конспектирование и тезисное изложение изученного материала, применение новой теоретической информации в других учебных ситуациях, подтверждение научных фактов.

 

Читательская грамотность - это фундаментальная база функциональной грамотности. Что пригодится ребенку во взрослой жизни? Умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, объяснять.

Читательская грамотность способствует развитию когнитивных умений. Это позволяет в первую очередь определять вид и назначение информации; понимать тексты научного, художественного и делового характера; выделять основное содержание события текста, соотносить его с собственным опытом.

Во-вторых, позволяет  отбирать из базы имеющихся знаний и умений те, которые необходимы для достижения целей или удовлетворения потребностей; систематизировать полученную информацию и  на ее основе строить собственные утверждения, составлять опорные конспекты, планы; видеть проблемы и уметь решать их.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации