Статья «Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности»
Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности
Сахарова Ирина Викторовна
муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 9»
г.Лиски Воронежской области
В рамках Концепции преподавания различных школьных предметов происходят существенные изменения в целях образования. Очень быстро осуществляется переход от усвоения системы знаний к формированию способности применять знания для решения различных практических задач, осуществлять поиск нужной информации, преобразовывать её в целях потребностей для новых знаний и технологий. Эти новые технологии изменили подход к характеру чтения, способы передачи необходимой информации. Огромное значение сегодня уделяется развитию способностям применять полученную в процессе чтения информацию в разных жизненных контекстах. Кроме того, делаются акценты на чтении составных тематических текстов, что позволяет осуществлять умение интерпретировать и обобщать информацию, полученную из нескольких разноплановых источников.
Главная задача современной школы – это формировать и развивать функциональную грамотность учащихся.
Функциональная грамотность – это один из важнейших показателей качества школьного образования, который может быть достигнут учащимися за время обучения и предполагает способность человека решать стандартные жизненные ситуации в различных сферах жизнедеятельности. А одной из ее главных составляющих является читательская грамотность [1; с. 46].
Читательская же грамотность – это способность личности к чтению и пониманию любых письменных текстов и учебных материалов, направленная на формирование умения извлекать необходимую информацию из прочитанного, а также размышлять над предложенной тематикой. Обладание такими умениями позволяет каждому обучающемуся достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, а также принимать активное участие в социальной жизни общества [1; с. 58].
На каждом уроке обучающиеся имеют дело с различной информацией, которая чаще всего представлена в виде текста. И для того, чтобы сформировать умение использовать данную информацию, учитель должен организовать своё занятие таким образом, чтобы работа с текстом была представлена не просто в виде группы вопросов, но и заданий различного уровня сложности, применяя при этом дифференцированный подход к отбору материала. Такой способ работы с информацией способствует развитию таких умений, как:
1. Нахождение и извлечение главной информации из текста, работа с ключевыми понятиями;
2. Осмысление прочитанного текста, оценивание и всесторонний анализ содержащей в нем информации;
3. Использование полученной информации для решения любого вида задач — от учебных до практических, жизненных;
4. Делать соответствующие выводы с опорой на информацию из текста [4; с. 38].
Понимание текста — это один из наиболее важных навыков, которыми должен обладать современный ученик.
Обучающийся, сталкивающийся с проблемами в понимании текстов, неизбежно будет иметь дело со сложностями в обучении в целом: ведь текст, в устном или письменном виде, положен в основу любой задачи. Поэтому важно отметить, что читательская грамотность — это метапредметное умение, которое формируется на всех школьных предметах обучения, и в основе этого умения находится читательская грамотность.
Одними из эффективных приёмов, способствующих формированию читательской грамотности, являются:
1. Выразительное чтение с соблюдением норм и правил, интонации и темпа, а также с последующим пересказом прочитанного;
2. Выделение главной мысли всего текста или его частей;
3. Понимание информации, содержащейся в тексте;
4. Преобразование текстовой информации с учетом цели дальнейшего использования;
5. Применение извлеченной из текста информации в изменённой ситуации;
6. Критическое оценивание степени достоверности содержащейся в тексте информации [6; с. 29].
При выборе текста для работы на уроке важно, чтобы информационный аспект выбранного отрывка соответствовал возрастным особенностям обучающихся. Задания следует предоставлять таким образом, чтобы они могли затрагивать эмоциональную сферу ребенка, вызвали интерес и способствовали желанию получить по данной теме больше различной информации. Также надо учитывать, чтобы выбранный для работы текст соответствовал повседневным интересам школьников.
Используя на всех уроках технологию продуктивного чтения, можно способствовать повышению эффективности образовательного процесса и достичь тех результатов, о которых идёт речь в новых образовательных стандартах.
Из многолетнего опыта своей работы я пришла к выводу, что обучающиеся начальных классов обладают достаточно неплохой техникой чтения, но они не всегда могут понимать содержание прочитанного. Поэтому меня как учителя волнуют такие вопросы: «Как вызвать у детей интерес к чтению? Что необходимо сделать, чтобы ребёнок полюбил книгу? Как сделать так, чтобы на моих уроках у школьников был интерес к чтению»? Низкий уровень читательской культуры определяет ключевую проблему в образовании учащихся в целом. И здесь важнейшую роль играет процесс обучения функциональному чтению.
Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. Задача моя как учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст. При этом овладением техникой функционального чтения следует заниматься исключительно на всех уроках, что даёт возможность ученикам понимать многообразие тематического содержания текстов из разных областей науки.
Формирование читательской грамотности, согласно ФГОС НОО,
осуществляется через личностно-ценностные, информационно-коммуникативные и учебно-познавательные компетенции.
Личностно-ценностные компетенции — это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать ролевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Информационно-коммуникативные компетенции включают:
1.Способность к систематизации, обобщению и интерпретации полученной информации;
2. Способность к выработке полноценного навыка чтения;
3.Готовность к принятию различных форм организации читательской деятельности, владение устным и письменным общением, развитие интереса к диалогизации обучения чтению.
Учебно-познавательные компетенции характеризуются:
1. Владением рациональными приемами работы с текстом;
2. Способностью к пониманию содержания произведения, умения передать события;
3. Наличием знаний компонентов литературного произведения;
4. Способностью распознавать жанры произведений. [5; с.64].
В своей работе учителя начальных классов я выделяю такие основные условия педагогической деятельности как создание положительной мотивации младших школьников к читательской деятельности путем использования
активных форм и методов обучения. В структуре уроков я использую речевые
разминки, направленные на формирование о обучающихся навыков чтения, которые включают в себя правильность, беглость, выразительность и осознанность читательской деятельности. Также мною в содержании уроков используются творческие задания, которые предполагают их выполнение на основе знания и понимания содержания ранее прочитанного материала. Эти задания способствуют формированию у учеников навыков чтения, умение работать с различными источниками печатной информации, повышают у обучающихся интереса к чтению.
В своей деятельности используются практические приёмы современных педагогических технологий. Вот некоторые из них.
Приём – «Чтение с остановками».
На начальной стадии урока учащиеся по названию текста делают вывод о содержании произведения. На основной части урока происходит чтение текста по частям. После чтения каждого фрагмента обучающиеся высказывают свои предположения о дальнейшем развитии сюжета.
Приём «Синквейн». Это творческая работе по выяснению уровня осмысления текста. Данный приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.
Приём «Работа с вопросником» применяется при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Перед учащимися ставится ряд тематических вопросов, на которые они должны самостоятельно найти ответы.
Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Этот приём используют как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии его закрепления.
Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать читательскую деятельность младших школьников, помогает разрешить учебную проблему, способствует формированию нестандартного мышления. Ученики могут высказывать любые предложения, которые, по их мнению, помогут найти выход из проблемной ситуации.
Важнейшей частью работы учителя на уроках является применение здоровьесберегающей технологии, которая позволяет создать для обучающихся зону психологического комфорта. Здесь следует отметить важность смены видов деятельности на уроке, позволяющие преодолеть усталость, излишние эмоциональные нагрузки.
В процессе использования на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся происходит формирование навыков мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».
Неотъемлемой задачей современной школы является личностное воспитание обучающихся, которое также имеет широкую плоскость соприкосновения с практическим применением читательской грамотности. Становление личности человека и гражданина в значительной степени происходит на примерах поведения положительных героев из различных литературных и документальных произведений. [2; с.18].
В заключении я хочу отметить, что эффективность деятельности по усвоению учащимися читательской грамотности прежде всего зависит от учителя, задача которого, как организатора процесса учебной деятельности, заключается в заинтересованности стать самому интересным соучастником этой деятельности. Это даёт ему с большой уверенностью сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами». [3; с.47].
Литература
Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей // Педагогическая мастерская. Всё для учителя, 2012, №6.
Морозова Г.А. Домашнее чтение как средство семейного духовно- нравственного воспитания // Методист, 2015, №1.
Песталоцци И Г. Как Гертруда учит своих детей // М., 1989.
Сметанникова Н.Н. Через чтение в мировое образовательное пространство // М., 2001.
Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности // РАО: Москва, 2010.
6