Конспект урока по окружающему миру «Что такое экономика?»

3
0
Материал опубликован 16 January

Презентация к уроку Что такое экономикаPPTX / 1.53 Мб

/data/files/h1705404774.pptx (Презентация к уроку Что такое экономика)Конспект к уроку

Окружающего мира во 2 классе по теме:

«Что такое экономика?»

Тип урока: открытие нового знания.

Технологическая карта

Цели деятельности учителя

 

Цель. Сформировать понятие «экономика».

Задачи.

Обучающие:

-сформировать новое понятие «Экономика»;

- создать условия для формирования знаний об экономике;

-обеспечить усвоение взаимосвязи частей экономики;

- сформировать умение видеть взаимоотношения людей в рамках различных отраслей экономики;

- обучить переносу знаний об экономике в повседневные ситуации.

Развивающие:

развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;

- развивать умение работать в группе.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и отраслей экономики.

-воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость.

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: различать отрасли экономики;

получат возможность научиться: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.

Метапредметные:

познавательные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,

-ставить проблему поискового характера;

-проводить анализ и синтез при знакомстве с отраслями экономики;

-применять методы информационного поиска (с помощью компьютерных средств);

-проводить рефлексию результатов деятельности;

оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – слушать и вступать в диалог;

-участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем;

- управлять поведением членов группы, корректировать и оценивать их действия;

уметь слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение;

регулятивные - ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;

-корректировать план и способ действия в случае расхождения гипотезы и реального результата;

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя, овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Личностные:

-ориентирование в межличностных отношениях при работе в группе;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

-развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование личностного смысла учения

Методы и формы обучения

Методы и методические приёмы: объяснительно-иллюстративный; словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

Основные

Дополнительные

УМК «Школа России»: - Плешаков А.А. «Окружающий мир». Учебник для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2015.,

-Рабочая тетрадь для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2020.,

- Презентация;

-карточки – для групповой работы, информационные таблицы.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Ход урока

Название этапа, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

I этап. Мотивация.

Цель – организовать самоопределение мотивации учащихся к учебной деятельности.

 

Здравствуйте ребята. Меня зовут Ирина Сергеевна. Сегодня урок окружающего мира, проведу у вас я.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Хорошо запоминать.

Красиво встали. Улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки. Спасибо.

- Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания, а, значит, и новые радости.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Приветствуют друг друга.

Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: знание основных моральных норм, осознание себя членом общества; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

II этап. Актуализация знаний.

Цель: подготовить мышление детей к последовательным шагам УУД, организовать фиксированное затруднение.

 

-Ребята, я сейчас хочу предложить вам познакомиться с произведением С.Михалкова «Как старик корову продавал». Будьте внимательны, после просмотра этого мультфильма я буду задавать вам вопросы, на которые вы

должны будете ответить. Итак, внимание на экран.

(Показывается мультфильм «Как мужик корову продавал»). (Слайд № 2)

-Ребята, ответьте мне, пожалуйста, на вопросы:

1. Где происходит действие сказки? (на рынке)

2. Кто является героями сказки? (мужик, паренек, старик, корова)

3. А чем занимался в этой сказке старик? (продавал, торговал)

4. Значит он кто? (продавец)

5. Кем был мужик? (покупатель)

6. А кем же был паренек?

Высказывают свои предположения, мнения, прислушиваются к мнению других. Осмысленно воспринимают вопросы учителя на слух, правильно строят ответы на них. Овладевают умениями работать со знаково-символическими средствами

 

Регулятивные:

волевая саморегуляция, структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов

Личностные :

Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

III этап. Выявление места и причины затруднения

Цель: организовать анализ деятельности этой ситуации и подвести к выявлению места и причины затруднения.

А может быть кто-то знает, как называется наука, которая изучает процесс торговли? (ЭКОНОМИКА)

- Сформулируйте тему нашего урока? (Экономика). (Слайд № 3)

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

Продолжите фразы:
– Я думаю, что узнаю…
– Мне хотелось бы узнать о…
(Слайд № 4)

-Правильно, мы дадим определение экономики, посмотрим, какие сферы экономики существуют, как мы с ними взаимодействуем в повседневной жизни.

Формулируют тему и цели урока.

- Экономика

 

 

 

- Что такое экономика?

 

- Я думаю, что узнаю про экономику

- Мне хотелось бы узнать про отрасли в экономике.

 

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

проводить сравнение и классификацию; использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

ІV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель - построить проект алгоритма выхода из затруднения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В основе слова «экономика» лежат два древнегреческих слова «экос» – дом и «номос» – закон. Буквальный перевод – «искусство ведения домашнего хозяйства». (Слайд № 5)

-Экономика-это хозяйство 

-У каждого из нас есть свой дом, своя семья. Для жизни нам необходимы жильё, одежда, еда и многое другое. Мы всё необходимое покупаем за деньги. Деньги зарабатывают ваши родители, бабушки и дедушки, а потом распределяют их так, чтобы хватило до получения следующей зарплаты. Это не так-то просто, согласитесь. И, наверняка, дома вы часто от взрослых слышите слова «Надо экономить…» Домашняя экономика постоянно дает о себе знать.

- С того, что нас окружает, с домашних дел и забот и начинается наша экономическая жизнь. Искусству ведения хозяйства обучает наука экономика. Люди уже давно поняли, что хозяйство следует вести по определенным правилам.

-Ведь так бывает, что у одного человека одно дело спорится, а у другого - другое. Вот и решили люди поделиться, кому что делать, то есть разделить свой труд по профессиям.

(Слайд № 6) -Экономика — это отношения между людьми, которые у них складываются, когда одни создают товар, продают его или покупают.

Товаром может стать все, что продается и покупается. Это могут быть разные вещи, услуги (под­стричь — в парикмахерской, отправить письмо — на почте). А также произведения искусства: поэма, картина. Идеи тоже про­даются, будь то научная разработка, или проект нового автобуса. И рабочая сила человека идёт на продажу, за нее выплачивается за­работная плата. Вы едете на школьном автобусе, покупаете хлеб, звоните по телефону, смотрите телевизор, читаете книгу, а экономика всегда рядом с вами. (Слайд № 7-12)

- Наша страна – это тоже наш дом. Поэтому мы поговорим с вами об экономике страны.

-Экономика – это хозяйственная деятельность людей в стране или– хозяйство.

И если все хозяйство любой страны представить как солнце, то у этого солнца есть лучи, они называются отраслями. Какие же есть отрасли экономики? Давайте попробуем назвать отрасли экономики:) (Слайд № 13)

В сельском хозяйстве - выращивают хлеб, овощи, разводят сады, коз, коров, гусей, кур.

В строительстве - строят дома, фабрики, заводы, дороги, школы, больницы.

В промышленности - шьют одежду, делают машины, игрушки, инструменты.

На транспорте - перевозят людей и грузы на поездах, кораблях, самолётах, машинах.

Торговля - всё, что мы покупаем в магазинах, на рынке.

Образование - обучают людей

Сфера услуг - к этой сфере относятся парикмахерские, мастерские, различные салоны.

Здравоохранение - лечат людей (поликлиники, больницы, санатории)

. Экономика – от др.- греч. Слов ЭКОС – дом и НОМОС – закон, буквально – правила ведения хозяйства.

Вывод. Экономика это ХОЗЯЙСТВО или ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Из сельского хозяйства

 

-Строительство

 

- фабрики, заводы

- Транспорт

 

- Торговля

 

-Образование

-Сфера услуг

 

-Здравоохранение

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

проводить сравнение и классификацию; использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

V. Реализация построенного проекта.

Цель: реализовать построенный проект (новое знание).

 

 

Давайте поразмышляем. Скажите, какие отрасли нам помогли, чтобы мы могли утром выпить стакан молока? (Слайд № 14)

Кто изображен?

-А как называется человек, который их пасет?

-А что будет, когда корова поест траву? Значит, настала пора корову…(доить).

-Кто доит коров?

- Ребята, вся эта деятельность, которую мы с вами рассмотрели, называется животноводством – это часть одной из отраслей экономики, которая называется – сельское хозяйство. Посмотрите, сколько видов деятельности, профессий занято только для того, что бы получить молоко. Но на этом её путь не заканчивается.

-Подумайте, что люди будут делать с молоком, которое они получили от коров?

-А как оно может туда попасть? А кто управляет машиной?

-А как называется автомобиль с кузовом- цистерной для перевозки молока?

Ребята, мы с вами столкнулись с еще одной отраслью экономики – какой? Транспорт. Какое значение он имеет?

А как вы думаете, сельское хозяйство как-то связано с транспортом?

-Куда мы с вами приехали?

-А что такое молокозавод?

- Вот мы и встретили еще одну отрасль экономики – пищевую промышленность.

Пищевая промышленность перерабатывает продукты, которые поступают к ней из сельского хозяйства, и производит из них продукты, которые мы с вами используем в пищу.

Пищевая промышленность – это часть большой отрасли экономики, которая называется – промышленность.

- А что происходит с молоком после того, как его переработали? Что с ним делают?

-На заводе приготовили множество молочных продуктов. Куда их повезут? Заводим моторы, едем в магазин.

Кто работает в магазинах?

А кто-нибудь знает, как называется эта отрасль экономики?

Да, именно торговля помогает нам приобретать те товары и продукты, которые нам необходимы.

А куда же потом попадает молоко?

Посмотрите, какой длинный путь проделало наше молоко прежде, чем оказаться у нас дома. Сколько разных людей трудилось, сколько времени прошло с момента его рождения.

И, посмотрите, мы на этом примере убедились, что ВСЕ отрасли ВЗАИМОСВЯЗАНЫ.

коровы

- пастух

-у неё в вымени появится молоко

-их надо подоить

-доярки

 

 

 

 

 

 

-молоко отвезут в город на молокозавод.

-Его повезут на машине. Водитель

-молоковоз

-Перевозит грузы, доставляет что-либо.

-Транспорт перевозит грузы, которые дает сельское хозяйство

-на молокозавод

-завод, на котором молоко перерабатывают, делают из молока различные молочные продукты

 

разливают их в красивые бутылки, коробочки, пакеты

 

-в молочный магазин

 

 

- продавцы

- торговля

 

 

 

 

-к нам домой

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

проводить сравнение и классификацию; использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Физкультурная пауза

 

(Слайд 15)

Выполняют движения. Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни

 

VІ этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: вовлечь учащихся в систему знаний и повторений.

 

Работа в парах. – Вы получили новые знания, теперь надо применить их на практике. Откроем с вами Р. т. стр.68. № 2 подпишите отрасли экономики. Будем с вами работать в паре. Повторим правила работы в парах. (Слайд № 16)

 

Итог. У. – Какие отрасли экономики вы записали?

 

Да.

 

 

 

 

 

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности; Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника;

Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем, самостоятельно, с одноклассниками) свои действия для решения задачи; действовать по намеченному плану; Оценивать  свои достижения.

Работа над ключевыми словами урока:

 

- Блага. Значение экономики. Части экономики.

 

- Взаимосвязь

 

- Деньги

 

У. Основой любой деятельности является ЧЕЛОВЕК. Он производит и потребляет различные предметы, товары – блага.

У. - Блага – то, что необходимо человеку для жизни.

-Что необходимо человеку для жизни, какие блага?

Откуда это появляется в вашей семье?

На что можно купить необходимые блага?

На деньги, которые зарабатывают родители.

Ваши родители работают в различных частях экономики: на железной дороге, есть мамы и папы продавцы, водители, инженеры, врачи, кинологи, учителя. Получив за свою работу деньги, родители в семье распределяют их.

 

 

 

 

 

 

Продукты питания, одежда, жильё.

 

Покупают родители.

-Чтобы приобрести любой товар, нужно за него заплатить деньги

Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, учитывать правило в планировании способа решения, умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования.

 

 

Из истории денег

 

Вы сейчас мне назвали ещё один элемент экономики, без которого она не может существовать. Это деньги.

Деньги – это кровь экономики.

 

 

-Узнать о том, как появились деньги мы можем просмотрев видеоролик. (Слайд № 17) Зачем нужны деньги?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Деньги

 

 

 

Осмысленно читают текст. Анализируют
рисунки, соотносят их с текстом. Высказывают свое мнение,
подтверждают его примерами.

 

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание.

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач; осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи.

Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в  источниках информации: речь учителя, учебник.

Физкультурная пауза

 

 

Поднимаем руки класс- это раз

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперёд смотри – это три,

Руки в стороны пошире, развернули на четыре,

Силой их к плечам прижать – это пять,

Всем ребятам тихо сесть- это шесть.

Выполняют движения Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни

 

VІІ этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 

Цель – тренировать способность к применению знаний по составу числа.

 

Работа в группах. Теперь пришло время проверить себя по теме ЭКОНОМИКА. Что узнали и что запомнили.

-Каждая группа получает лист с заданием, на котором нужно определить

-отрасль экономики

-что производит

-какие профессии трудятся в этой отрасли.

-какое значение для людей имеет.

(Все ответы на вопросы вы найдете в информационной карте)

Каждая группа защищает свой мини проект. (Слайд № 18) Повторим правила работы в группе.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

 

 

 

 

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

 

VІІІ . Включение в систему знаний и повторений.

Цель - повторить.

Домашнее задание.

Так, почему важно изучать экономику?

Ответы на какие вопросы мы с вами искали на сегодняшнем уроке?

 

С. 106-107, рабочая тетрадь стр.67 № 1, 69 №4, №5,№6

 

Потому что экономика окружает нас по всюду, мы с ней тесно связаны.

Коммуникативные задавать вопросы, отвечать на вопросы других; оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание.

Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану.

ІΧ. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Оцени свою работу на уроке, используя фразы помощники.

- Спасибо за работу.

 

 

Регулятивные: фиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности планировать (в сотрудничестве с учителем, самостоятельно, с одноклассниками) свои действия для решения будущих задач.


 


 

Тест по теме «Что такое экономика?»

 

1. Закончи определение: «Экономика – это..»

а) забота о природе

б) возможность зарабатывать деньги

в) хозяйственная деятельность человека

 

2. Какая отрасль экономики даёт нам хлеб, молоко, мясо?

а) промышленность

б) сельское хозяйство

в) торговля

 

3. Какая отрасль экономики производит одежду, обувь, мебель?

а) промышленность

б) сельское хозяйство

в) торговля

 

4. Какая отрасль экономики помогает нам приобретать продукты и вещи?

а) промышленность

б) сельское хозяйство

в) торговля

 

5. Какая отрасль экономики доставляет продукты и товары?

а) торговля

б) транспорт

в) строительство

 

5. Какая отрасль экономики доставляет продукты и товары?

а) торговля

б) транспорт

в) строительство

 

Я получу… (перед проверкой)

Я ставлю себе… (после проверки)

Оценка учителя

 

 

 

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации