«Дарит осень чудеса, да ещё какие…»
Министерство образования Иркутской области
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа» №2 г. Ангарска»
665826, Иркутская обл., г. Ангарск, микрорайон 12, дом 18
«Дарит осень чудеса, да ещё какие…»
Классный час-путешествие
в осеннюю сибирскую тайгу.
учитель начальных классов
Лисянская Татьяна Владимировна
г. Ангарск
2024 г.
Участники: классный руководитель и обучающиеся 3 класса.
Цель: расширять знания об осенних изменениях в жизни растений, диких животных, насекомых и птиц, воспитывать любовь к природе, любознательность, развивать воображение.
Задачи: 1.Оказать помощь обучающимся в развитии индивидуальных познавательных интересов; развивать культуру речевого общения, наблюдательность, внимание, мышление.
2. Способствовать формированию у детей умений и навыков общения и сотрудничества;
3. Организовать психологически комфортную ситуацию для самораскрытия и творческого самовыражения обучающихся, проявления их фантазии;
4. Наметить пути и способы дальнейшего развития классного коллектива, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя в нём полезным, значимым и необходимым;
Подготовительная работа: 1. Дети выполняют дома рисунки на тему: «Осень в сибирской тайге».
2. Обучающиеся вместе с классным руководителем на уроках ручного труда изготавливают фигурки животных, обитающих в тайге (бурый медведь, волк, лисица, соболь, рысь и т.д.)
3.Готовится место для выставки рисунков и поделок.
4.Изготовление из бумаги кедровых шишек, ягод, деревьев, облаков, радуги и т.д. в помощь детям для самопредставления.
5. Проводится с детьми словарная работа по теме: «Сибирская тайга».
6. Готовятся опорные таблицы растений и животных Сибирской тайги, схема-опора «Кто я?»
7. Повторяется с детьми танец с песней «Пусть падают капли», (музыка М, Манкова, слова Ю.Энтина).
8. Классным руководителем подбирается видео-презентация: «Сибирская тайга».
Оформление, оборудование, инвентарь:
1.Выставка рисунков и поделок детей на тему: « Осень в Сибирской тайге».
2.Компьютер, флешка с песней, с осенней мелодией.
3. На левой стороне классной доски прикрепляется схема-опора для учеников самопредставления, а на правой стороне–пишутся пары слов для составления в ходе классного часа законов(правил) жизни класса.
Ход классного часа:
I. Эмоциональный заряд на предстоящий классный час-путешествие.
Классный руководитель: Ребята! Вы, конечно, любите путешествовать. И сегодня мы отправляемся в необычное и интересное путешествие. Всё, что встретится нам на пути, мы должны запомнить и вернувшись домой рассказать родителям.
Любое путешествие - это не только приключения, но и испытания. Возможно, нам придётся пробираться сквозь заросли непролазной тайги, подниматься на возвышенности и холмы, спускаться в овраги, первыми проторять тропы. Разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя группа, которой нужна твоя помощь и твоя крепкая рука?
Нам нужно хорошо понять и прочувствовать друг друга. Пожалуйста, возьмитесь за руки и пожмите друг другу руки. Улыбнитесь (Дети выполняют упражнение-активатор, и упражнение-равновесие).
Только сила дружбы, огромное желание каждого помочь друг другу позволит нам преодолеть все преграды на пути.
Итак, отправляемся в путь. А вы не забыли взять с собой фантазию, выдумку хорошее настроение?
Представьте себе… мы оказались в осенней Сибирской тайге. (показ видео-презентации о Сибирской тайге).
Таежные просторы занимают в Сибири огромные пространства, это самый большой лес в мире. Протяженность неоднородных по составу древостоя хвойных сибирских лесов до 9 тысяч километров. Затерянный лесной мир, где никогда не бывает человек, таит на огромных площадях в себе нечто загадочное, таинственное, непознанное и опасное.
Хвойный лес северного полушария ученые уверенно называют «зелеными легкими планеты», именно от их состояния и фотосинтеза зависит хрупкий баланс кислорода и углекислого газа в окружающем воздухе. Здесь находятся богатейшие запасы ценной строевой древесины, залежи важнейших полезных ископаемых, бурные реки, перспективные на выработку дешевой электроэнергии, множество пушных животных, важнейшее растительное сырье.
II. Выбор каждым участником путешествия образа обитателя Сибирской тайги.
Классный руководитель: А сейчас первое задание. Забудьте что вы ученики забудьте, что вы Катя, Саша, Вова…Сейчас вам предстоит проявить фантазию и изобретательность. Каждому необходимо решить, кем из обитателей Сибирской тайги хотел бы быть, а затем выступить в избранной роли. Представляю полную свободу вашему воображению. Можно быть животным, растением, или горой, лужей, облаком, радугой ….
В течение нескольких минут каждому ученику надо придумать образ выбранного им, обитателя Тайги. (Учитель помогает, поддерживает, подбадривает своих учеников).
Классный руководитель: А теперь прикройте глаза ладошками… Сейчас произойдёт чудо. Только надо, чтобы мы все этого очень-очень захотели.
Итак, наша комната превращается в осеннюю Сибирскую тайгу, а все вы – в обитателей Сибирской тайги.
Крибле-крабле-бумс! (учитель рассыпает по классу осенние листья с изображением разных деревьев: акация, рябина, шиповник, черемуха, малина и дикая смородина, тальник, берёза, осина и т. д.)
Дети продолжают подготовку к представлению своего образа обитателя Сибирской тайги, а педагог оказывает им помощь в этом. Разрешается работать в парах и пользоваться схемой-опорой:
1.Кто я такой?
2.Какой я (большой или маленький, холодный или тёплый)?
3.Какого я цвета?
4.Добрый или злой?
5.Что я люблю?
6.Что я умею делать?
7.Как на меня влияет осень?
Дети используют заготовленные детьми бумажные фигурки животных, а также сделанные из бумаги изображения шишек, ягод, тучек, радуги, деревьев и т.д., которые помогут детям в само представлении.
Классный руководитель:
Время на подготовку истекло. Продемонстрируйте, пожалуйста, что вы приготовили.
Происходит показ. (Дети опираясь на схему-опору, фигурки животных и сделанные из бумаги изображения шишек, ягод, тучек, радуги, деревьев и т.д. рассказывают и показывают свой образ, того или чего они выбрали, или животное, или растение, или ягода и т.д.
Учитель начинает представление следующими словами:
В сибирской тайге, густой, непролазной,
Много жителей водится разных:
Кто играет, кто ест, кто смеётся,
Кто по небу плывёт, кто по веткам ползёт
Каждый вслух пусть сейчас назовётся.
Дети по одному или в парах демонстрируют персонажей Сибирской тайги….
Классный руководитель:
А как вы думаете, что самое интересное мы сейчас узнали? Что все обитатели Сибирской тайги очень разные, и осень влияет на них по-разному…. Правда?
Все обитатели не похожи друг на друга, кто–то бегает, кто-то прыгает, кто-то спать собирается, кто-то норку утепляет, что-то по небу плывет, у всех своя работа в тайге, особенно осенью….
Вот так же и в нашем классе: есть трудяги и ленивцы, смельчаки и осторожные, непоседы и зануды, весельчаки и плаксы….И это хорошо, что мы разные, иначе было бы нам скучно.
III. Динамическая пауза.
Учитель сообщает, что начинается дождь. На доске появляется рисунок «Туча и падающие капли». Дети танцуют и поют песню «Пусть падают капли».
Ветерок разогнал тучи. Снова светит солнышко (на доску прикрепляется рисунок радуги и солнышка).
Отряхните капельки с рук, с плеч, с ног.
Затем все дети выполняют упражнение «Мы –одно доброе животное».
Дети встают в круг и берутся за руки. Выполним упражнение, которое называется «Доброе животное». Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох — все делают шаг вперед. Выдох — шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад.
IV. Выбор образа жизни.
Классный руководитель: Ребята вы наверное слышали выражение «ЗАКОНЫ ТАЙГИ».
КАК ДУМАЕТЕ ЗАКОНЫ ТАЙГИ – ЭТО ЗАКОНЫ КОГО И ДЛЯ КОГО? (ответы детей - - дети считают, что эти законы для всех обитателей тайги. Это - законы жизни животных, отношение друг к другу).
(звучит приятная, немного грустная мелодия)
Оглянитесь вокруг мы с вами в осенней тайге, здесь непролазный лес, бурелом, кустарники и ягоды, дикие животные и птицы, заросшие тропинки, мы с вами идем вперёд и не сдаёмся. Держась за руки.
Как же трудно выживать обитателям тайги, думать о своей безопасности. Совсем скоро облетят все листья с деревьев и кустарников, в тайге станет холодно, тоскливо и печально. Но это осень так должно быть. Все обитатели тайги знают об этом и уже готовы к осенним изменениям.
Что записано на доске? Что можно составить из этих слов?
Вражда | Дружба |
Зло | Добро |
Скука | Веселье |
Печаль | Радость |
Ссора | Мир |
Ложь | Честность |
Грубость | Вежливость |
Лень | Трудолюбие |
Жадность | Щедрость |
Мешать | Помогать |
Обижать | Защищать |
Жить в одиночку | Вместе |
- А давайте мы напишем свои законы – правила жизни в нашем классе.
Какие же законы важно соблюдать каждый день, чтобы ни у кого не портилось настроение. Запишем на доске правила, помогающие всем быть друзьями.
Для этого внимательно всмотритесь в таблицу. Какие из записанных на доске законов не подходят для людей? (дети участники классного часа-путешествия высказывают своё мнение, в результате слова-законы в левой части таблицы стираются с доски).
Классный руководитель: Вот мы и составили правила-законы на каждый день.
Эти правила помогут нам жить дружно, в мире и согласии.
Давайте хором прочитаем эти правила. Это очень простые правила, но очень важные правила. Давайте будем в жизни нашего класса опираться на эти правила.
V. Возвращение домой.
Классный руководитель: Вот и закачивается наше путешествие. Что вы чувствуете?
Мне кажется, вы изменились- стали чуть-чуть добрее. Разве нет? !
А теперь надо выполнить ритуал прощания - рукопожатие в кругу.
Крибле-крабле-бумс! (пока учитель говорит волшебные слова, дети жмут друг другу руки).
Мы вернулись в класс (дети продолжают стоять в кругу)
Изобразите солнечный лучик, который идёт по кругу (жестом, улыбкой и т.д.)
Продолжая стоять в кругу дети рассказывают стихи об осени.
1.Сарафан надела осень
Пёстрый, расписной.
Листик жёлтый, листик алый,
Листик золотой.
2.То поднимет, то бросает
Ветер озорной
Листик жёлтый, листик алый,
Листик золотой.
3. Соберём букет на славу
Пышный и большой.
Листик жёлтый, листик алый,
Листик золотой.
( Дети собирают рассыпанные по классу осенние листья и оставляют себе).
VI. Рефлексия.
(звучит тихая, спокойная мелодия: «Осенние мотивы»).
Классный руководитель:
Пожалуйста поделитесь своими впечатлениями, ответьте на такие вопросы:
- Что вам больше всего понравилось на сегодняшнем классном часе?
- Что расскажете дома об этом путешествии?
- А что было самым главным? Почему
- Что запомнили важного для себя?
-За что вы можете поблагодарить своих одноклассников (одного, нескольких, всех)?