Проектно-исследовательская работа «Декоративная стилизация образа розы»

6
0
Материал опубликован 24 October 2023 в группе

«Декоративная стилизация образа розы»

Автор: Ольховченко Эльвира Анатольевна

Педагог дополнительного образования


Введение

« Мир сей многозначен. И нам не дано до

конца исчерпать его смысл. Подобное

желание было бы и несколько странно.

Мир тем и прекрасен, что не до

последней инстанции понятен,

объясним. Он – таинственен. Мы зрим

его и представленным нам в чувствах и,

что не менее важно, воображаемым. Всё

это, помножаемое бесконечное число

раз на самоё же себя, даётся в ярких

образах искусства.» (8)


Меня всегда завораживали цветы, особенно восхищали розы. На мой взгляд - это удивительный, загадочный цветок. От него исходит какая-то царская величавость, торжественность. Просто невозможно представить, что было бы на земле, если бы не было цветов. Они удивляют нас своей неразгаданной красотой. Я пробовала работать с засушенными цветами в технике «флористика». Пробовала выражать цветочную тематику в технике «коллаж». Но мне захотелось взять единый объект, стилизовать его и выполнить получившиеся образы в различных техниках декоративно-прикладного искусства. Мне интересно проследить, как видоизменяется образ розы в зависимости от техники исполнения.

Растительные символы

Большое значение в жизни человека играет «царство растительное» - различные травы, цветы, деревья, плоды. Они способствуют не только эстетизации среды обитания человека, но и оказывают на него различное влияние (энергетическое, физиологическое). Поэтому издревле растения или их части использовались ещё в магических и медицинских целях. Часто при этом большое значение имело то, какого цвета растение и к какой планете оно относится (подчиняется, соответствует). Та часть магии, которая была связана с использованием в своей деятельности растений, носила название «флоромансии» или «зелёной магии».

«Различное действие растений «как губительное для человека, так и лечебное», подмеченное магами, колдунами и знахарями ещё в древние времена, привело к тому, что многие растения стали символами различных богов, их атрибутами. Символическое значение различных растительных форм со временем «трансформировалось», то есть их смысл и значение менялись в различных культурах, но корни появления «флорасимволов» уходят в глубь веков и связаны с их свойствами и особенностями воздействия на человека.»(7)

Одной из основных мест в растительной символике занимают цветы, которые в силу своих разнообразных характеристик (красоты, многообразия цвета и форм, аромата, целебных либо других свойств) стали весьма удобным объектом для выражения абстрактных образов. В мире всегда можно найти такой цветок, который адекватным образом будет соотноситься с определённой идеей.

«В мировой символике прослеживается определённая закономерность в распределении значений цветочных форм. Символические интерпретации основывались на цвете, размере, числе лепестков и форме цветка. Так, водные цветы чаще всего соотносились с идеями зарождения жизни, бессмертия, плодородия.

Цветы со сложной многолепестковой структурой являли собой образ Вселенной, Космоса, материнской тайны Творения (роза, лотос).

Чаще всего цветы (в целом растения) отражали различные земледельческие культы, направленные на увеличение плодородия земли (следовательно, благосостояния, здоровья и счастье человека); идею смены природных циклов и, следовательно – бессмертия (т.е. ежегодного умирания и возрождения к новой жизни).»(8)

О символике розы.

Природа растения, сочетающего красоту соцветия с не менее разительной остротой колючек, предопределила контрасты его символического понимания. Словно сама тайна жизни и смерти приоткрылась в чашечке сквозь лепестки, словно на последней роковой грани бытия вырос удивительный цветок.

«До нас дошло немало легенд трагического свойства. Рассказывали, к примеру, о происхождении цветка из крови Адониса (божества умирающей и воскресающей растительности), погубленного диким кабаном. Пытаясь спасти Адониса, Афродита изранила в лесной чаще ноги о колючки диких розовых кустов, и, впитав божественную кровь, белые соцветия стали красными. Согласно другой легенде, вначале эти цветы также были белыми, но покраснели от крови Купидона, когда Венера, наказывая сынишку, высекла его колючей веткой.»(9)

Уподобление возлюбленной цветку розы, родившийся в поэзии Востока мотив полуночной беседы соловья с царицей цветов, розовые венки как непременная часть убранства новобрачных, - всё это, казалось бы, свидетельствует о безоблачной райской идиллии. Но в античности розу называли и «цветком Елисейских полей» - загробного царства, прочно связав её не только со свадебным, но и с погребальным обрядом.

Роза является одним из центральных символов искусства Древнего Востока. В древности роза символизировала радость. Так, во времена античности венки из розовых и белых роз – являлись символом весны и красоты, поэтому греки и римляне украшали ими головы невест. Красная роза или гирлянда роз была атрибутом Эроса, Купидона, Венеры, Адониса, Флоры.

Позднее роза становится символом «тишины», «тайны», «любви». Последнее значение розы как символа земной любви наиболее устойчиво закрепляется в восточной мифологии и искусстве. Здесь имеют большое значение цвет и элемент (часть) розы, в зависимости от которых меняется смысл. Так на языке цветов «селам» существовала целая система кодировок, построенная на основе розы, которая широко использовалась на Древнем Востоке влюблёнными, так, бутон белой розы означал «сердце, ещё не знавшее любви»; цветок белой розы – «молчание», красная роза – «любовь», «страдания от любви»; связанные вместе белая и красная розы – «огонь сердца», жёлтая роза – « неверность».

«Существовали и ещё более тонкие символические различия этого цветка: роза дикая означала вопрос: «вознаградит ли будущее за настоящее?»; китайская роза – «не притворяешься?»; ветка розы являлась отказом, категорическим «нет», а лепестки розы, наоборот, знаком согласия, «да» и т.д. В средневековом христианском искусстве части розы получили следующее символическое значение: зелень – радость, шипы – печаль, страдание, грех; цветок – слава, венок

из роз – утешение, небесную радость, награду за добродетель. Имели значение цвет, число роз и сочетание с другими символами.

В христианстве роза символизировала небесное блаженство, милосердие, всепрощение, божественную любовь, победу, а также «божественную» гармонию мироздания.

В буддизме стилизованное изображение цветка розы часто приобретает вид мандалы и в таком виде означает путь порядка, знание, закон. Это – звезда, а в более глобальном значении – символ, визуальное отражение модели Вселенной.»(10)

Чаяния гармонии и чистоты, сконцентрированные в розе, достигают космических масштабов. Гигантские каменные окружности, обрамляющие центральные, обычно фасадные окна готических соборов, представляют собой орнаментальную формулу цветка, спроецированную на мироздание. Ажурные «розы» соборов содержат в себе все четыре стороны света, составляющие части Вселенной, как бы застывшей в состоянии идеального равновесия. Такая космическая формула дошла и до наших дней в виде мореходной схемы розы ветров, размечающей стороны света.

Описание работы.

Мне хотелось исследовать и исполнить один образ или какую-то тему в различных видах ДПИ и проследить как изменяется или трансформируется этот образ в зависимости от материала исполнения или идеи. Я остановилась на образе розы. Этот восхитительный цветок способен вдохновить на создание поистине великолепных изделий, потому что обладает ярко-выраженной красотой и уникальностью. Прежде чем приступить к работе над поисками и эскизами, я наблюдала за ростом живых роз и делала зарисовки. Для каждого воплощения розу необходимо стилизовать по своему, по - особенному.

Один цветочный мотив я выполнила в технике «ткачество бисером». Я разработала эскиз, где цветовыми пятнами необходимо было передать объём лепестков и бутонов. При выборе цвета я подбирала различные оттенки розовых тонов. Старалась использовать бисер перламутрового и матового отлива, чтобы они контрастировали и подчёркивали друг друга. Фон я намеренно ткала различными оттенками глухих непрозрачных, прозрачных, переливающихся тонов для создания глубины и сложности. За счёт игры разных фактур, работа имитирует гобелен. В интерьере это панно прекрасно будет сочетаться с вышитыми подушками, гобеленовыми покрывалами, где присутствует мотив розы. Можно изготовить серию подобных работ – например, триптих, где цветы будут изображены в разных ракурсах.

Для оформления интерьеров сейчас, впрочем, как и всегда, популярны изображения цветочных мотивов. Только современные тенденции несколько отличаются от тех традиций, которые существовали последние десятилетия. Так помимо непривычных новых техник исполнения, применения необычных фактур, совершенно нестандартно выполняется и композиционное решение.

Для написания батика я разработала эскиз с ракурсом очень приближенным к цветку. Такое крупное изображение, как - бы еле помещающееся в рамках картины, создаёт ощущение полного присутствия цветка в пространстве интерьера. Краски я использовала анилиновые для первой прописки, акриловые для второй, перламутровые для деталировки.

Самой любимой техникой ДПИ для меня является коллаж. Возможности коллажей поистине неограниченны. Здесь нет готовых рецептов и схем. Фантазия плюс творчество. Текстильный коллаж я назвала «Мечты роз». Это абстрактная композиция выражающая красоту и вечное обновление природы. Для фона я использовала красивые кусочки тканей с интересными рисунками и фактурами. Преобладают здесь тёмные оттенки, для выразительности самих роз. Переливающаяся органза придаёт работе таинственность и очарование.

Заключение.

Работая над этим проектом, я ощутила причастность к вечным явлениям и ценностям. Обаяние тайны этого восхитительного цветка сопровождало меня всё время, пока я работала. Живописная роскошь растительных форм и красок создают общее чувство упоения красотой мироздания.

Своими работами я хотела продемонстрировать, что существуют в искусстве вечные темы и образы, которые перевоплощаются в различные формы и развиваются вместе со временем, искусством.

«Каждая минута, каждое мимолётное впечатление, обрывки снов и ассоциаций, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, - всё это крупинки золотой пыли.

Художники извлекают их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собирают незаметно для самих себя, превращают в сплав и потом выковывают из этого сплава свою «золотую розу» - рисунок, картину, панно.»(6)

Библиографический список.

1. Бидерман Г. Энциклопедия символов, М., Республика, 1996

2. Браиловская Л.В.Арт-дизайн: красивые вещи, Курск, Феникс, 2004 г.

3. Буровик К.А. Родословная вещей, М., Знание, 1985.

4. Вольтина В.Б. Азбука домашнего уюта, М., ЭКСМО, 2002.

5. Евсеева Т.Н. Мир вещей, М., Аванта, 2004.

6. Мелетинский Е.В.Мифологический словарь, М., Советская энциклопедия,

1991 г.

7. Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре, Москва –

Ростов-на-Дону, Март, 2003.

8. Трессидер Д. Словарь символов, М., Гранд, 1999.

9. Токарев А.К. Мифы народов мира, М., Советская энциклопедия, 1987.

10. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов, М., Вече, 1997.


Ткачество бисером «Аромат розы»


t1698164237aa.jpg


Роспись ткани – батик «Роза – королева сада»


t1698164237ab.jpg

Текстильный коллаж «Мечты роз»

t1698164237ac.jpg


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации