Деловая игра для родителей «Секреты красивой и правильной речи»
Деловая игра для родителей «Секреты красивой и правильной речи»
Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста, включение родителей в единое образовательное пространство ДОУ.
Задачи:
Повысить компетенции родителей в области речевого развития детей;
закрепить навыки эффективного взаимодействия родителей и детей в процессе организации совместных игровых действий;
развить умение родителей выполнять игры и упражнения в домашних условиях;
вызвать у родителей интерес и стремление к развитию речи своего ребенка;
закрепить правила безопасного поведения, используя речевой материал для игр.
Форма проведения: игровой практикум
Добрый день, уважаемые коллеги.
Тема нашей встречи «Секреты красивой и правильной речи»
Любой из нас пришёл на свет на этот
Творить добро, надеяться, любить.
Смеяться, плакать, но при всём при этом
Должны мы научиться говорить.
С давних времён и по сей день «Встречают по одёжке, а провожают по уму» - значит, судят о человеке по уму, да и по его речи.
Речь - самое заметное после нашей внешности качество, которое мы демонстрируем окружающим. Очень важно, чтобы она была красивой, понятной и правильной. От чего же она зависит? Как помочь деткам в формировании правильной и красивой речи, мы и будем разбираться.
Перед нами на экране центр цветка – красивая и правильная речь. А лепестки – это секреты красивой речи. А вот какие секреты, мы сегодня и узнаем.
Как известно, все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере родных и близких ему людей. Окружающие люди должны говорить правильно, не искажая слов, чётно произнося каждый звук, не торопиться, не съедать слоги и окончания слов. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребёнка долетают многие слова искажённо. Не коверкайте слова, старайтесь избегать «сюсюканья».
Речь взрослого – это пример для подражания. Чаще разговаривайте с ребёнком. Ваше с ним общение - основной тренажёр для развития ребёнка.
Вот мы и открыли первый секрет.
Всем известно, что наша речь тесно связана с движением рук, пальцев. О мелкой моторике написано немало книг. И это не случайно. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается, тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности.
И сейчас я предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику, которую вы можете дома выполнять с детьми.
«Едем в гости»
Раз, два, три четыре пять.
Едем, едим в гости мы опять(сначала пальчик к пальчику)
Раз - открой в машине дверь
И внутри мы все теперь ( хлопок)
Два - уж вместе детвора
Разместились у окна (соединяем ладошки и трём)
Три – ты мама не забудь
Меня в кресле пристегнуть (делаем замок)
На четыре и на пять
Будем песни подпевать (хлопают в ладоши)
Молодцы. А вот ещё одна пальчиковая игра, но уже с предметами. Она помогает работать над дикцией детей. Называется «Проглот»
Возьмите платок за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая второй рукой.
У меня живёт Проглот
Всё подряд Проглот жуёт
Вот и стало у Проглота
Брюшко как у бегемота.
Эту игру можно усложнить, не только выполняя поочерёдно правой и левой рукой, но и двумя руками одновременно.
Итак , мы открыли ещё один секрет красивой и правильной речи.
Важным аспектом речи ребёнка является фонетико – фонематическая сторона его речи, т.е. звуки. Иногда, нечёткое произношение звуков, может стать поводом для насмешек. Поэтому, надо отрабатывать с ребёнком чистоту произношения с помощью чистоговорок.
Возьмите карточки и вместе прочитаем чистоговорки.
Ач –ач - ач- наша мама врач.
Су-су-су- не бросай мусор в лесу,
Ём-ём-ём- мы на лёд не пойдём,
Ри - ри –ри - мухоморы не бери,
Ра- ра- ра- спички это не игра,
Ор-ор-ор- нам мигает светофор,
Ши-ши-иши- ты пожар туши,
Сы- сы- сы- не трогай зря осы.
Следующая игра» Определи место звука в слове»
Например звук Р. Я буду называть слова, если услышите звук Р в начале слова – топайте ногами, в середине – хлопайте руками, в конце – молчите.
(рысь, Родина, помидор, порода, речка, рыба, морошка, сорока, мусор, рама)
А вот и ещё один «секретик» открылся.
Для формирования правильной речи большое значение имеет грамматика. Она делает речь понятной для окружающих. Выполняя интересные и увлекательные задания в форме игр, дети учатся правильно изменять слова по падежам, образовывать прилагательные.
Уважаемые родители, прошу вас встать в круг и поиграем. Я буду называть слово, и бросать мяч, а вы будете бросать мяч обратно мне и подбирать к нему прилагательные.
Лёд – холодный, гладкий,
Спички – деревянные, опасные,
Огонь – горячий, красный,
Дорога – асфальтированная , ровная,
Нож – острый, опасный, железный,
Мёд – сладкий, полезный,
А теперь я произнесу сочетания существительного с числительным «один», а вы возвращаете мне мяч, называете это существительное с числительным «пять»
Один стол – пять столов
Один дом – пять домов,
Одно пальто – пять пальто,
Один кот – пять котов,
Один нос – пять носов,
Один кенгуру – пять кенгуру,
Один ребёнок – пять ребят.
Молодцы. Ещё один секрет открыли.
Большую роль в речевом развитии детей играют детские книги. Ведь из книг ребёнок узнаёт много новых слов, выражений, начинает работать воображение.
По словам В.А. Сухомлинского : «Чтение книги – тропинка, по которой умный думающий взрослый находит путь к сердцу ребёнка».
Раньше книга считалась лучшим подарком. А что сейчас? У кого из вас ребёнок просил у Деда Мороза в подарок книгу, а не новую игрушку? Таких детей единицы. Чаще встречаются ситуации, когда, услышавпредложение почитать, ребёнок делает такое лицо, как будто ему предложили съесть целый лимон. Книги во многом обесценились. Не читают родители, не читают дети. И только от взрослого зависит, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или нет. Давайте послушаем, что наши дети рассказывают о книгах (внимание на экран).
Вот и остался последний секрет. И это гимнастика. Но не просто гимнастика, которую мы делаем по утрам для хорошего самочувствия, в которой нуждается наше тело. Это нейрогимнастика – гимнастика для мозга. Это комплекс упражнений, направленных на активацию полноценной работы левого и правого полушария. Благодаря этим упражнениям можно добиться положительного результата в развитие речи, мышлении, памяти.
Приглашаю всех встать в круг:
Упражнения:
Ухо-нос – одной рукой захватываем нос другой рукой ухо и меняем руки. Можно усложнить хлопком.
Яблоко- червяк (просим спрятать червячок в яблоке)
Блинчики- ладошки ( одна ладонь вверх, другая ладонь вниз. На счёт 3-и заворачиваем)
Бумага - ножницы
Булочка – баранка.
Игра с мячом парами.
Вот и узнали вы все секреты красивой и правильной речи.
Заключение.
Мы сегодня с вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились.
Предлагаю вам памятки, в которых представлены игры для занятий с детьми дома.
Уважаемые родители, не полагайтесь в решении проблемы развития речи своего ребенка только на дошкольное учреждение. Даже если в детском саду этому вопросу отведено достойное место, но нам не справиться без Вашей помощи. Только объединив усилия, мы сможем научить наших детей красиво и правильно говорить.
В заключение нашей встречи хочется выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, пригодилось в процессе общения с ребенком дома, помогло сделать речь детей красивой.
Всего вам доброго! Успехов и терпения!