Деловая игра на тему «Здоровый образ жизни» (10 класс)
Анкетирование учащихся 10 класса по здоровому образу жизни.
Цель: выяснить отношение старшеклассников к своему здоровью и образу жизни.
Оцени свое здоровье по 10- бальной шкале
Что ты вкладываешь в понятие «здоровый образ жизни»?
Регулярно ли ты занимаешься спортом?
Есть ли у тебя вредные привычки?
Курение
Употребление алкоголя, в том числе и пива
Употребление наркотиков
Безразличное отношение к своему питанию (ем, что придется)
Малоподвижный образ жизни
Кто из твоего окружения оказывает на тебя авторитетное влияние:
Родители
Друзья
Педагоги
Популярные личности
О каких болезнях, передаваемых половым путем, ты знаешь?
Какие темы о здоровье тебя интересуют?
Физические упражнения и спорт
Снижение и набор веса
Межличностные отношения
Половое воспитание
Управление эмоциями
езультаты показали, что 62% учащихся оценивают свое здоровье, как хорошее и 34 %- как удовлетворительное.
«Здоровый образ жизни» для почти 40% десятиклассников ассоциируется со «спортом»; для 30% - «правильное питание»; около 17% - «гулять на свежем воздухе»; 14% - «отсутствие вредных привычек»; 9% - «хорошее настроение и полноценный сон». Регулярно занимаются спортом 30 %. Имеют вредные привычки:
курение- 12%,
употребление алкоголя, в том числе и пива – 20%,
употребление наркотиков – 0%
безразличное отношение к своему питанию – 81%
малоподвижный образ жизни – 63%
100% учеников знают, что половым путем передаются такие заболевания, как сифилис и СПИД.
Подростков интересуют следующие темы о здоровье: физические упражнения и спорт (100%), снижение и набор веса (27%), межличностные отношения (24%), половое воспитание (20%) и управление эмоциями (20%).
Результаты анкетирования были доведены до сведения родителей на родительском собрании и учтены при планировании воспитательной работы в классе.
Делова игра: «Здоровый образ жизни».
Цель:
расширить знания о здоровом образе жизни и факторах его определяющих.
Задачи:
расширить представления о факторах риска здоровью
расширить знания о роли биоритмов и полноценного сна в физическом и психоэмоциональном состоянии человека;
способствовать формированию желания правильной организации режима труда и отдыха;
способствовать формированию интереса к своему здоровью
Оборудование: распечатанный материал на тему: «Биоритмы и наше здоровье»
Домашнее задание. Проанализировать свой режим дня, ответить на вопрос: «Отвечает ли ваш режим труда и отдыха соответствующим нормам?».
Ход беседы:
Приветствие.
Вступительное слово:
- Важной задачей государства и всего общества является забота о здоровье населения.
- Как вы думаете, что такое «здоровье»? (Это отсутствие болезней, хорошее самочувствие, т. е. здоровье, определяется отсутствием болезней).
-Что такое болезнь? (Нарушение нормальной жизнедеятельности, адаптация к среде обитания).
В уставе ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) дано определение здоровья. Здоровье - это состояние полного, физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Индивидуальное здоровье - здоровье отдельного человека.
(Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию)
- Каким образом поддерживать это состояние? (создавать определенные условия, вести определенный образ жизни.)
- Как вы думаете, что такое образ жизни?
Определённый тип жизнедеятельности людей, включающий в себя совокупность различных видов деятельности поведения людей в повседневной жизни.
- Как вы думаете, что такое «здоровый образ жизни»? (Образ жизни человека, его поведение, мышление, которое обеспечивает охрану, и укрепление здоровья).
- Каковы составляющие ЗОЖ?
-Умеренное и сбалансированное питание.
-Режим дня с учётом динамики индивидуальных биологических ритмов.
-Достаточная двигательная активность.
-Закаливание.
-Личная гигиена.
-Грамотное экологическое поведение.
-Психогигиена и умение управлять своими эмоциями.
-Сексуальное воспитание.
-Отказ от вредных привычек.
-Безопасное поведение в быту (на улице, дома, в КПК и т. д.), обеспечивающее предупреждение травматизма и отравлений.
- Человек имеет право на здоровье. Права человека тесно связаны с его ответственностью. К сожалению не все понимают свою ответственность за сохранение своего здоровья. Более двух третьих населения страны не занимаются спортом, до 30% населения имеют избыточный вес, около 70 миллионов курят. В ряде стран ответственность к своему здоровью поощряется государством и фирмами, где трудится человек. Предусмотрены, например, доплаты работникам, каждого из нас отказывающимся от курения, а также тем, кто следит за постоянством своего веса, регулярно занимается физкультурой. Эти деньги возвращаются с лихвой, т. к. Уменьшаются пропуски по болезни, улучшаются отношения людей в коллективе. Сознательное и ответственное отношение к своему здоровью должно стать нормой жизни и поведения каждого из нас. Чтобы быть ответственным нужно знать, что имеют в виду, когда говорят о «здоровом образе жизни».
- Каковы факторы, определяющие здоровье?
Биологические (наследственность, тип ВНД, конституция, темперамент и т.д.)
Природные (климат, погода, ландшафт, флора, фауна и т.д.)
Состояние окружающей среды.
Социально - экономические.
Уровень развития здравоохранения.
Эти факторы влияют на образ жизни человека.
Установлено, что образ жизни примерно, составляет на 50%, состояние окружающей среды - 15 - 20% , наследственность - 20%, здравоохранение и деятельность его органов и учреждений - 10%, обуславливают здоровье (индивидуальное и общественное).
Факторы, укрепляющие здоровье.
1.Двигательная активность. Повышает работоспособность и сопротивляемость. Организма к простудным заболеваниям; Улучшает работу органов дыхания; Укрепляет сердечную мышцу; Нормализует обмен веществ.
2.Рациональное питание.
Режим питания (улучшает работу органов пищеварения);
Разнообразие питательных веществ и витаминов (обеспечивает сбалансированное поступление необходимых организму веществ);
Умеренность в еде (нормализует процессы метаболизма).
3.Режим труда и отдыха (нормализует работу всех систем организма).
- Каковы факторы риска здоровью? (Факторы риска здоровью - это определяющие здоровье факторы, влияющие на него отрицательно).
Они благоприятствуют возникновению и развитию болезней, вызывают патологические изменения в организме. Число факторов риска велико и растёт с каждым годом.
Факторы риска здоровью.
Нездоровый образ жизни (курение, алкоголизм, употребление наркотиков, несбалансированное питание, стрессы, психоэмоциональное напряжение, гиподинамия), плохие материальные условия, , неблагоприятный климат в семье, низкий культурный и образовательный уровень, низкое медицинское обслуживание.
Неблагоприятная наследственность (наследственная предрасположенность к заболеваниям, болезням).
Неблагоприятное состояние окружающей среды (загрязнение воды, почвы, воздуха, радиация, магнитные бури).
Неудовлетворительная работа органов здравоохранения (низкое качество мед. помощи, несвоевременность оказания медицинской помощи, труднодоступность мед. помощи).
- Выделите факторы, которые находятся во власти индивидуума.
Физминутка в виде тестирования «Определи свой биологический возраст». (Вытянув руки вперед, согнув одну ногу в колене, закройте глаза и сосчитайте сколько секунд сможете простоять в таком положении).
- Что такое биологические ритмы? Приведите примеры.
Периодически повторяющиеся изменения биологических процессов и явлений в живых организмах назвали биологическими ритмами. Большинство ритмов формируется в процессе индивидуального развития. Разные ритмы имеют и различную периодичность. Явления, которые повторяются каждые 20 - 28 часов, называются циркадными или околосуточными. Примером служат колебания температуры тела, частоты пульса, артериального давления, работоспособности человека. Обнаруживают и высокочастотные ритмы, периоды колебаний которых находятся в пределах от доли секунды до получаса. К ним относятся: колебания биоэлектрической активности головного мозга, сердца, мышц и других органов, ритмы дыхания. Существуют также и биологические ритмы средней частоты - от получаса до 20 - 28 часов. К группе биологических ритмов низкой частоты относят околонедельные, околомесячные, сезонные, окологодовые, многолетние ритмы. Например, сезонному ритму относят изменения продолжительности сна, мышечной силы.
Работа с раздаточным материалом. «Биоритмы и наше здоровье».
- Каков «график работы» вашего организма?
- Какие рекомендации можно дать относительно физических и умственных нагрузок в различные часы суток?
- В соответствии с биоритмами человека должен быть организован режим учёбы и отдыха.
- Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каждому. В зависимости от своего биоритма определите время отхода ко сну, но при этом помните, что в любом случае необходимо приучать себя ложиться спать не позднее 10-11 часов вечера и спать не менее 8- 9 часов. Сон помогает восстанавливать работоспособность организма.
- Крепкий, расслабляющий, освежающий, восстанавливающий силы сон - это прекрасная поддержка вашего здоровья. Согласно современным представлениям, сон - это не только отдых, но и деятельность, направленная на переработку различной информации, накопленной за день. Вот почему задача, которая не была решена вечером, легко решается утром. Не зря гласит пословица: «Утро вечера мудренее»или: «Сова Миневры прилетает по ночам»
Если вы не высыпаетесь, становитесь раздражительным, плохо успеваете в учёбе, потому что не можете сконцентрировать своё внимание.
Чтобы хорошо спать, необходимо:
ложиться спать в один и тот же час и отводить на сон определенное время;
проветривать комнату перед сном;
выработать определенный ритуал отхода ко сну;
тёплое питьё на ночь;
отвлечься от дневных проблем, для чего перед сном почитать хорошую книгу, послушать спокойную музыку.
Для того, чтобы сон приносил максимальную пользу, постарайтесь воспользоваться следующими советами.
- Кровать, на которой вы спите, должна быть настолько ровной и твёрдой, насколько это для вас терпимо.
- Подушка должна быть небольшой жёсткой. Прекрасный вариант - твёрдая подушка - валик. Высота подушки должна быть удобна для вас и заполнять, впадину между вашим затылком и лопатками. Спать можно на спине или на боку, но засыпать лучше на спине.
- Одеяло должно быть лёгким, чтобы не перегружаться. Во время сна все жизненные процессы замедленны. Под тёплым одеялом может нарушаться процесс терморегуляции организма, ему придётся включаться в работу, а, следовательно, вы плохо отдохнёте.
Правильный режим учёбы и отдыха обеспечивает высокую работоспособность, и бодрое состояние в течение длительного времени. Режим должен учитывать индивидуальные особенности человека, как при осуществлении основной деятельности, так и внеурочной (приготовление домашних заданий, активный отдых).
Вопросы для самопроверки.
- Что такое здоровый образ жизни?
- Как учитывать существование биологических ритмов в повседневной жизни?
- Какое значение имеет сон в жизни человека?
- Какие правила подготовки ко сну вы знаете?