12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Марина174
В школе работаю 25 лет.Люблю читать,выращивать цветы,путешествовать.
Россия, Пермский край, Пермь
Материал размещён в группе «ФГОС ООО История Обществознание»

Ход урока.

1. Стадия вызова.

Приветствие обучающихся.

Интеллектуальная разминка “Загадка”: - определение темы урока.

Ну что сказать о первом слоге.

О нем известно, слава Богу

Что он антоним слову “ночь”
И приведенья гонит прочь.

Второй же слог – спросите маму
Француза, автора романов,
Усатого де Мопассана
По имени все как зовут.

И что за слово вышло тут?
Что получают в день зарплаты?
Что прячут в сундуках пираты?
За что конфеты продают?

Выдать листы контроля.

Слайд 1. Темы урока.

Метод ассоциаций.

Какие слова синонимы, слова близкие по смыслу, по значению можно привести?Что вы знаете о деньгах?Знаете ли вы значение слов «бартер», «эквивалент», «функции денег»?

2. Стадия активного восприятие нового материала.

2 слайд. Понятие денег.

На основе текста на листах контроля, и на стр. 135-136 учебника – попытаемся дать определения понятие «деньги». Напоминаю, что понятие включает в себя ключевое слово и характерные признаки – это является структурой понятия.

II. Дать определение понятия «деньги».

Работа с текстом № 1

Деньги являются посредником в обмене товаров, в совершении сделок. Все покупается и продается за деньги. Альтернативой денежному обмену выступает бартер (обмен товара не на деньги, а на другой товар). Однако бартер связан со значительными издержками, это потеря времени и усилий. Для осуществления обмена товара на товар необходимо выполнение условия, чтобы человек, желающий приобрести какой-либо товар должен найти такого продавца этого товара, который взамен согласился бы получить то, что производит данный человек. Например, сапожник, желающий купить хлеб, должен найти булочника, которому в обмен на продаваемый им хлеб нужны сапоги. Заболевший художник должен найти аптекаря, который согласится отдать ему лекарства в обмен на картины. А преподаватель университета, желающий сделать себе модную прическу, должен найти парикмахера, готового предоставить эту услугу за прослушивание лекции, например, по теории денег. Поиски могут длиться долго и не увенчаться успехом. Но при этом время будет потрачено, а башмаки стоптаны. Поэтому бартер является крайне неэффективной и нерациональной формой обмена.
Деньги - величайшее изобретение человечества. Появление денег в качестве посредника в обмене сняло проблему двойного совпадения желаний и ликвидировало издержки обмена.

Работа с текстом № 2. Учебник стр. 135-136.

Деньги – это … (подобрать ключевое слово и характерные черты, признаки)

Деньги – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента (нечто равноценного, равносильного) при обмене товаров. – запись на лист контроля.

III. Виды денег. Заполнить схему, используя презентацию и сообщение учителя.

___________________________

___________________________

___________________________

Текст:

Даже самые примитивные цивилизации, в самых глухих уголках земли, создавали свои виды денег. Историками, археологами были обнаружены свидетельства того, что в разных странах роль денег выполняли разные товары: соль, скот, чай, пушнина, кожа (достаточно вспомнить, что первыми деньгами в России были кусочки кожи), благородные металлы, ценные ракушки – каури.

Деньги возникли из потребностей товарного обмена, по мере развития и усложнения которого появилась необходимость выделения товара, выполняющего функцию всеобщего эквивалента, измеряющего ценность всех других товаров. Так появились товарные деньги.

Отличительной чертой товарных денег является то, что их ценность как денег и ценность как товаров одинаковы. Товарные деньги имеют внутреннюю стоимость (соль, благородные металлы)

Если в качестве денег использовались товарные деньги, то они помимо функции денег, играли еще и другую роль (еда, украшение), т.е. использовались в хозяйстве по прямому назначению.

Когда роль денег стали выполнять благородные металлы (золото, серебро), то их производство обходилось государству очень дорого. Постепенно люди пришли к мысли о возможной замене полноценных золотых и серебряных монет символами стоимости - бумажными деньгами и металлическими монетами, изготовленными из неблагородных металлов – меди, олова, никеля и т.д.

Бумажные деньги и разменные монеты – это символические деньги. Первые бумажные деньги появились в Китае в 812 г. н.э. Особенность символических денег состоит в том, что их ценность как товаров не совпадает (гораздо ниже) с их ценностью как денег. Символические деньги не обладают внутренней стоимостью. Т.е. бумажные деньги и металлические монеты, кроме использования их в денежном качестве, практически больше ни на что не годны, т.е. альтернативная стоимость близка к нулю.

Что сегодня можно купить на 100 рублевую купюру?

А затраты связанные с производством этой купюры, например 10 рублей. Получается стоимость этих товаров выше, чем стоимость самой купюры. Почему же продавцы перечисленных товаров соглашаются обменять большую стоимость на меньшую?

Потому что правительство во главе с ЦБР объявило данную денежную купюру законным платежным средством и присвоило ей номинальную стоимость, т.е. стали декретными деньгами.

Номинальная стоимость – число, обозначенное на денежной купюре или монете. Номинальная стоимость остается неизменной до тех пор, пока данный денежный знак не будет изъят из обращения.

Декретные деньги – деньги, узаконенные государством и утвержденные в качестве всеобщего платежного средства.

3 слайд. Функции денег.

Задание. Заполни схему. – лист контроля пункт IV.

Используя текст учебника на стр. 138 заполни схему. Примеры можно записать в ходе работы в группах с практическим заданием, пункт плана VI.

ответ:

1 мера стоимости – сколько нужно иметь, чтобы купить товар – ценник в магазине

2 средство обращения – передача из рук в руки денег

3 средство платежа – выплата заработной платы, оплата штрафа

4 средство накопления – банк, иные накопления

5 мировые деньги – доллар, фунт стерлингов.

3 стадия. Осмысление, размышление.

Работа в группах. Выдать материал для работы в группах. Распределить роли в группе. Лист контроля пункт V.

Метод таблица вопросов. Лист контроля пункт V.

V. Работа в группах.

Распределите роли: отметьте какую роль вы играли в ходе работы группы

руководитель (контролирует, организует ход работы)_____________________________

оратор (выступает от группы)_________________________

секретарь (записывает идеи)_______________________

критик (задает вопросы, выделяет слабые места)______________________

эрудит (использует дополнительные источники)____________________

Составление вопросов по заданному разделу.

Каждый составляет по 1 вопросу в каждую колонку, группа выбирает 2 лучших вопроса.

«толстые вопросы» - предполагается развернутый ответ.(Почему? В чем связь? Сравни?)

«тонкие вопросы» - предполагается однозначный ответ.(Кто? Где? Когда? Как называется?)

1 группа – приготовить вопросы по разделу «понятие ДЕНЬГИ»

2 группа – приготовить вопросы по разделу виды денег

3 группа – приготовить вопросы по разделу функции денег

4 группа – приготовить вопросы по разделу история возникновения денег

 

Главное условие – у всех членов группы должны быть записаны разные вопросы. Выступающий от группы представляет по два вопроса разного вида, наиболее удачные, по мнению группы, ответ на вопрос должен быть. Другие группы – попытаться дать краткий ответ и оценить вопросы группы.

 

Выполнение заданий в группах – лист контроля пункт VI.

Задание для 1 группы.

Задание. Укажи, какую функцию выполняют деньги в следующих случаях:

а) пенсионер получает пенсию -_______________

б) мастер говорит клиенту: « 3а ремонт вашей обуви вам придется заплатить 250 р. » - __________

в) клиент заплатил мастеру 250 р. за ремонт обуви - _________________

г) служащий получил зарплату и отложил 1000 р., чтобы весной купить сыну велосипед - ____________________________

 

Задание для 2 группы.

 

Задание. Каковы функции денег в следующих ситуациях (каждая из них обозначена цифрой в скобках)?

Чешский путешественник Милослав Стингл, побывавший в 70-80-е гг. ХХ в. на Соломоновых остро­вах, так писал о ходящих там деньгах:

Деньги из раковин способствовали даже расшире­нию плантаций на Соломоновых островах. К белому человеку, расплачивающемуся подобной монетой, островитяне шли охотнее (1), так как они приходили на плантации главным образом для того, чтобы зарабо­тать на жену, которую можно было купить только за деньги из раковин. Кроме жен, они могут приобрес­ти свинину для юбилейных торжеств. Таким обра­зом, деньги совершают постоянный оборот (2).

А так как они не обесцениваются, то островитяне повсеместно держат их дома, укладывая кучками в своих хижинах. Общественное положение на остро­вах лагуны Ланга-Ланга определяется тем, сколько у человека накоплено раковинных денег(3) ...

Деньги из раковин отличает еще одна особенность.

Это - табу. Юноши до испытания на зрелость не имеют права их касаться.

 

Задание для 3 группы.

Задание. Каковы функции денег в следующих ситуациях (каждая из них обозначена цифрой в скобках)?

Буратино мечтал о билете в кукольный театр Кара­баса-Барабаса. У него была замечательная азбука, ко­торую папа Карло выменял за свою куртку .

Азбуку Буратино с неохотой променял на пять гpoшей (1) какому-то мальчишке.

Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кас­се, где за один грош приобрел билет на завтрашнее представление (2).

Оставалось еще целое богатство - четыре гроша (3). Один грош завалился за подкладку.

«Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса по­советовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло целое денежное дерево. Вот когда дерево даст плоды – гроши, лиры, доллары, фунты, на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса(4), но и устроить целый театральный фестиваль.

 

Задание для 4 группы.

Задание. Укажи, какую функцию выполняют деньги в следующих случаях:

а) менеджер получает заработную плату -_______________

б) мастер говорит клиенту: «3а модельную стрижку вам придется заплатить 450 р. » - __________

в) клиент заплатил мастеру 450 р. за модельную стрижку - _________________

г) служащий получил зарплату и отложил 3000 р., чтобы летом отправиться на юг - ____________________________

 

4 стадия. Рефлексия.

На листе контроля пункт VII – составление синквейна.

1) 1 существительное – тема, предмет

2 2 прилагательных – описание, признаки

3)3 глагола – характерные действия

4) 4 слова – отношение автора

5) 1 существительное – обобщение, расширение.

 

Домашнее задание.

§ 13, стр.135-141. на выбор

  • или стр. 148 задание №5 учебнике;
  • или придумать задания для определения функций денег, используя примеры их художественной литературы;
  • или придумать задания дляопределения функций денег, используя свой жизненный опыт.

 

Опубликовано в группе «ФГОС ООО История Обществознание»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.