12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бонадысева Татьяна69
Россия, Смоленская обл., Рославль



муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 6 имени Героя Советского Союза В. А. Стёпина»







Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов


«Детективное расследование

на тему «Кража леса»

(экологическое воспитание)



Разработала

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя школа № 6»

г. Рославля

Бонадысева Татьяна Александровна










Введение.

Одна их актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе.


Цель: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы через поисково-расследовательскую деятельность.


Задачи:

Образовательные:

- обобщать, уточнять и расширять знания детей с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов;

- познакомить с профессией «сыщик» и сопутствующей ей терминологией: «улики», «особые приметы», «отпечатки пальцев», «следственный эксперимент»;

- учить «читать» элементарные схемы,

- формирование понимания проблемы охраны леса.

Развивающие:

- развивать универсальные учебные действия: умение анализировать, рассуждать, делать выводы;

-формировать умение понимать и отслеживать причинно-следственные связи;

- упражнять в умении находить правильное решение в проблемной ситуации;

-способствовать социально-коммуникативному, познавательному, речевому развитию обучающихся.

Воспитательные:

- вызывать интерес к экспериментальной деятельности, к совместному выполнению заданий,

- воспитание бережного отношения к природным ресурсам.



Планируемые результаты:


имеют представление о значении леса в жизни человека, знают названия деревьев, растущих на территории; знают и соблюдают правила поведения в лесу.


Новизна методической разработки состоит необычном преподнесении материала в виде детективного расследования.


Словарная работа: «сыщик», «улики», «особые приметы», «расследование», «база данных», «отпечатки пальцев», «следственный эксперимент», «устьице»..


Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная.


Оборудование и материалы: конверт, магнитофон, спиртовка, кепки, шарфы, следы, бутылочка с наполнителем, стакан, контейнер из-под киндер-сюрприза, записка с изображением креста и отпечатками, халаты, карточки , карандаши, скотч, микроскоп, ноутбук, листы бумаги, картотека «отпечатков пальцев», удостоверения.



ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

НАСТРОЙ НА ЗАНЯТИЕ


- Здравствуйте, ребята! Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся!


Здравствуйте, звезды!
Здравствуйте, Солнце!
Здравствуй, зеленый листок!
Здравствуй, планета!
Здравствуйте, горы!
Здравствуй, ночной мотылек!
Здравствуй, прохожий!
Лужица – здравствуй!
Облаку в небе – привет!
Здравствуй, Вселенная!

Здравствуйте, дети!
Здравствуй, родной человек!




«Дерево достижений»

Обратите внимание на наше одинокое дерево, прикреплённое на доске. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас в конце урока взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех, кто выбрал зеленый лист, был успешным на сегодняшнем занятии.

Те, кто выбрал красный, — хорошо общался.

Желтый — проявлял активность, много отвечал.

Оранжевый — был настойчивый.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.


t1636790234aa.jpg


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Учитель:

- Ребята, сегодня в классе я обнаружила конверт. Давайте откроем его и прочитаем. Звучит музыка «Подозрительная личность» из кинофильма «Джентльмены удачи».   (Достаю письмо, рассматриваем со всех сторон, показываю детям, лист чистый). Ребята, может письмо тайное и написано специальными чернилами. Как же нам его прочесть? Как вы думаете?

  (Дети отвечают, рассказывают про невидимые чернила и как проявить текст)

- Давайте выберем самый безопасный способ проявить письмо.

(способ: нагревание, протирание раствором йода; опыт проводиться с помощью учителя)

Учитель читает письмо. «Ребята, мы жители нашего дома, сообщаем вам о его пропаже. Он пропал буквально за неделю! Теперь нам негде жить. Может быть, вам он тоже нужен? Как нам его вернуть? Вот, что осталось от нашего дома. Помогите нам!» К сожалению, нет отправителя, неизвестно, какой пропал дом. Но в письме есть картинки.

t1636790234ab.jpgt1636790234ac.jpg

t1636790234ad.jpgt1636790234ae.jpg


t1636790234af.jpgt1636790234ag.jpg


- Подумайте, в каком месте мы можем встретить эти предметы? Правильно , в лесу. Письмо без подписи. Кто мог его отправить? Выслушиваем ответы детей. Поможем зверям? Но сначала мы посмотрим фрагмент мультфильма «Шерлок Холмс и доктор Ватсон».

- Вы только, что просмотрели фрагмент известного всем мультфильма «Шерлок Холмс и доктор Ватсон».

- Кто они, главные герои?

- Верно детективы.

- Кто такой детектив? Детектив — специалист по расследованию преступлений. Подберите синонимы к слову «детектив» (сыщик, Пинкертон, тайный агент, агент).

t1636790234ah.jpg

- Какими качествами он должен обладать? (Быть внимательным, наблюдательным умным, уметь слушать, слышать, быть зорким).

Вы поняли, что случилось? (Пропал лес). Как же нам его найти? (ответы детей). А может нам превратиться в настоящих сыщиков! Да, это такие люди, которые раскрывают преступления, находят пропавшие вещи и людей. А самый знаменитый из них – Шерлок Холмс, и у него была вот такая кепка и шарф!

Звучит музыка из к/ф «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона»

(Дети вместе с учителем надевают кепки знаменитого сыщика).: Теперь для нас с вами всё будет ЭЛЕМЕНТАРНО!

- Вы уже, сами того не замечая, начали расследование. Но давайте сегодня докажем, что лесной дом очень важен, возможно, он важен не только для них, но и для нас. И узнаем причины, по которым мог пропасть лес.

Учитель: Итак, коллеги, приступим к расследованию! Наша задача найти УЛИКИ, это такие доказательства, которые укажут нам на важность леса, а значит и на необходимость ого наличия на планете.

Музыкальное сопровождение: тема из мультфильма «Розовая пантера».

- Где мы можем искать улики, доказательства, информацию? В книгах, в интернете. Дети вместе с учителем отправляются на поиски улик. В классе заранее расположены «подсказки», разгадав которые дети постепенно будут приближаться к разгадке. Для удобства работы разделитесь на отделы – группы. Каждая группа будет заполнять схему- кластер, которая лежит на рабочем столе каждой группы.



t1636790234ai.jpg



«ЛАБОРАТОРИЯ»

- Итак, коллеги, отправляемся на поиски улик. Смотрите, здесь чьи-то следы – разбросаны листья! Посмотрим, куда они нас приведут! А вот и первая подсказка листья и лупа!

Работа в лаборатории.

Я предлагаю пройти в нашу экспериментальную лабораторию.

Для работы в лаборатории нам необходимо надеть специальную одежду (надевают халаты или фартуки, и вспомнить ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛАБОРАТОРИИ:

Можно внимательно слушать, наблюдать, можно думать и выдвигать предположения, можно помогать проводить опыты и делать выводы.

Нельзя брать опасные предметы без разрешения взрослого, нельзя громко разговаривать и тем более кричать, нельзя самостоятельно проводить опыты с опасными предметами (соль, перец, гвозди, стекло, иголки, спички).

Обратите внимание, у нас в лаборатории есть микроскоп. Кто знает, для чего он предназначен? (Ответы детей). Да, ребята, микроскоп нужен для того, чтобы увеличить предметы в несколько сотен раз, и увидеть то, чего не увидишь обычным глазом. Это тоже очень хрупкий предмет и с ним нужно работать аккуратно.

Давайте внимательно рассмотрим зеленый листок. Можно использовать иллюстрацию или листья рассмотреть под лупой в зависимости от времени года.



t1636790234aj.png


Нижняя сторона листа, покрытая прозрачной кожицей, усеяна очень мелкими отверстиями - устьицами, увидеть которые можно в лупу. Через них деревья дышат. Устьица то открываются, то закрываются, вбирая в себя углекислый газ и выделяя кислород. Не зря деревья называют "зелеными легкими" планеты!

Кислород выделяется листьями растений на свету, поэтому наши зеленые друзья: и белая березонька, и стройная рябина - тянуться вверх, к солнышку. В знойный летний день с поверхности листьев испаряется вода, и над лесами образуются облака, а в лесу всегда тенисто, прохладно и влажно.

Легкие облака постепенно собираются в темные тяжелые тучи, которые проливаются на землю благодатными дождями, орошая ее. Добрый лес дарит земле свежую влагу, и поэтому на земле все буйно растет и цветет. В лесных чащах журчат родники, пробираются в зеленых зарослях маленькие ручейки. Сливаясь, они образуют речки. Значит, лес не только дает нам кислород для дыхания, но и сохраняет влагу. Лес - хранитель вод. Ведь там, где исчезают леса, пересыхают реки. Леса охраняют от разрушения и почву - верхний слой земли. Корни одних деревьев уходят глубоко под землю, у других они широко раскинуты под самой поверхностью земли . Но и те и другие корнями скрепляют почву. Не дают ей разрушаться.

Записываем услышанную информацию в кластер.






РАБОТА С КОЛЛЕКЦИЕЙ


Смотрите, опять конверт! И надпись: «Особые приметы». Что такое особые приметы? (ответы детей). Значит - это признаки пропавшего леса. Посмотрим! (Рассматриваем коллекции листьев и называем, с какого дерева листок). В старину на Руси и крестьянские избы и княжеские терема строили из дерева. Из прочной древесины делают красивые и нужные вещи: мебель, паркет, бочки, лодки. А какую ещё пользу приносят деревья?

Каждая группа изучает материал о каком-то дереве и рассказывает всему классу.

1. Много полезного дает человеку осина. Почки и листья дерева собирают для приготовления целебных настоев и мазей. Из мягкой и красивой древесины вырезают деревянные игрушки - веселых матрешек, забавных лошадок, изготавливают бумагу, спички.

- А чем полезна людям красавица - сосна?

2. Издавна сосна считалась целебным деревом. Соком сосновой хвои и настоем сосновых почек можно вылечить кашель и простуду. Хвойные ванны успокаивают человека и укрепляют его организм. Сосны дают людям прекрасный строительный материал, дрова, а из смолы получают много нужных и полезных веществ.

3. Береза- щедрое и доброе дерево! Издавна из бересты - верхнего слоя коры березы - крестьяне плели лукошки и туеса для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи, уводя коров с пастбища в деревню. А в те далекие времена, когда еще не было бумаги, люди писали на бересте письма. Такие древние письмена нашли археологи вовремя раскопок в Новгороде. Берестяные грамоты хорошо сохранились, потому что береста долго не гниет в земле и даже вводе.

Из березовых почек готовят лекарства, а весенний березовый сок - сладкий и очень полезный напиток. Его любят и люди, и звери, и птицы.

4.Очень красивое и полезное дерево - тополь! Тополя прекрасно очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу больше кислорода, чем другие деревья. Из мягкой и легкой древесины тополей делают бумагу, а их почки используют для изготовления кремов, духов, одеколонов.

(По желанию количество рассказов можно увеличить.)

Задание для групп. Нужно соединить стрелками деревья и лес, в котором они произрастают

Пихта

Береза Тайга

Кедровая сосна

Липа

Ольха Смешанный лес

Сосна

Лиственница

Дуб Широколиственный лес

Клен

(Правильный ответ: Тайга – пихта, кедровая сосна, сосна, лиственница;

Смешанный лес – пихта, береза, ольха, сосна, лиственница;

Широколиственный лес – липа, дуб, клен.)


ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ «Достань контейнер»


Приобщим найденные листья к материалам дела! Отправляемся дальше!

Проблемная ситуация: На столе прозрачная ёмкость с узким горлышком (детская рука не проходит). На дне ёмкости контейнер от киндер-сюрприза. Нужно его достать. На этом же столе бутылка с водой. Дети должны вылить её в ёмкость. Контейнер всплывёт, и его легко можно будет достать. (Достают, а там записка с изображением красного креста). Что это значит? А почему лес – аптека? Дети, опираясь на свои знания, рассказывают, какие лекарственные растения есть в лесу.

Давайте вспомним, какие ещё иллюстрации были в конверте.

Грибы и ягоды. В лесу человек находит себе пищу. - Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? Чем для них является лес? При чём здесь шерсть животных? Лес -дом для растений, животных, грибов.

Давайте посмотрим, какой получился кластер.

t1636790234ak.jpg

Итак, ответ на вопрос, что пропал лес и какую роль он играет, найден. Нам остаётся узнать, КТО виновен в данном преступлении? Что могло произойти?

t1636790234al.jpgt1636790234am.jpg

Достаю из конверта оставшиеся улики- иллюстрацию пилы , на всех предметах виден отпечаток пальца. Давайте рассмотрим все улики внимательно. Что вы видите?

Дети: - Чьи-то следы. Отпечатки.


СЛЕДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ


- Я предлагаю провести следственный эксперимент и проверить, действительно ли это отпечатки пальцев?

Самостоятельная деятельность: Дети с помощью заштрихованного простым мягким карандашом участка бумаги и скотча получают свои отпечатки на заранее заготовленных карточках. Затем по очереди рассматривают их под микроскопом.

Вывод: Да, это отпечатки пальцев рук человека, и они все имеют разный «рисунок». Значит мы сможем по отпечаткам пальцев установить личность преступника. Для этого детективы пользуются Базой данных, в которой хранятся все отпечатки пальцев. Она поможет установить личность преступника!

- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

Послушаете рассказ, найдите ошибки детей и объясните, к чему это может привести. Рассказ может прозвучать в записи, прочитает учитель или подготовленный ученик.

Рассказ:

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, не забыли и магнитофон!

Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: « Микробы все равно их разрушают!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школьный живой уголок. Мы уже порядочно устали. Постепенно начали набегать тучи, стало темно, засверкали молнии, загремел гром. Пошел сильный дождь. Но нам было уже не страшно – успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживленные, мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг, поперек проползла змея. «Это гадюка!» - закричала Маша и ударила ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке 2 жёлтых пятнышка. « Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - Это уж!». «Все равно – гадина!» - ответил Петя.

С охапкой луговых цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!!!

- Какие ошибки совершили ребята?

- Можно было ехать в лес без учителя?

- Можно в лес брать магнитофон? А почему нельзя шуметь в лесу?

- Правильно ли ребята собирали грибы? Почему нельзя вырывать гриб с корнем, сбивать палками?

- Правильно ли ребята обращались с костром? Какую ошибку допустили? Давайте расскажем, как нужно правильно разводить костер. Отчего возникают пожары?

- Очень опасно разведение костров в лесу. Одна маленькая искра или тлеющий уголёк могут вызвать пожар. Если и не возникает пожара, то всё равно от костра на земле останется некрасивое чёрное пятно — кострище. Оно не зарастает травой много лет.

- Разводя костёр, люди часто выбирают совсем неподходящее место: рядом с деревьями или там, где низко нависают ветки, где много сухой травы. Уходя, многие забывают погасить костёр или делают это кое-как, и огонь вновь разгорается. Всё это приводит к пожару.

- Одно из самых простых и важных правил: не оставляй в лесу мусора! Лес теряет свою красоту, если он захламлён. Об острое стекло или консервную банку может пораниться человек или даже животное. К тому же осколки стекла как бы собирают солнечные лучи, и от этого могут вспыхнуть сухие листья или травинки. Тогда в лесу начнётся пожар.

- Если потрогать яйца птиц, то птица к ним уже не подойдет и яйца останутся брошенными и погибнут.


ФОТО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ


«Фото-криминалистическая лаборатория» (Составление фоторобота).

- Вы находитесь в фото-криминалистической лаборатории. Здесь вы сможете составить фоторобот объекта, который необходимо найти. Фоторобот – это фотография предполагаемого разыскиваемого объекта. Мы будем составлять плакат, а не фоторобот. Вот незадача!!! Когда я утром пришла в класс, форточка была открыта, подул сильный ветер и разбросал весь материал ( рисунки для плаката расклеены по классу). Поможете мне собрать их и сделать работу?







t1636790234an.jpg

- Посмотрите, какой красивый и правильный плакат у нас получился.

- Мы составили лесные заповеди, которые должен знать и соблюдать каждый человек.

Учитель: Так кто же виновен в пропаже леса? Конечно, человек. Помните! На пустом месте лес не вырастет. Будут просто деревья, которые будут болеть и гибнуть от любых факторов. Лес - экосистема, которая складывается довольно долго. Если брать с "пустого места", то минимум 20 лет, и то это будет молодой лесок, незрелый.

Заключение

В ходе этой исследовательской работы были решены поставленные задачи и сделаны следующие выводы:

- лес выполняет жизненно необходимую функцию во всем живом организме Земли;

- значение леса в жизни человека велико;

-на сегодняшний день проблемы, связанные с уничтожением древесной растительности леса возникают большей степени из-за деятельности человека и только человеку посильно остановить эти проблемы.

Сегодня существует ряд экологических  проблем леса, возникающих в результате деятельности человека. Происходит уменьшение территории лесных насаждений, ухудшается качественный состав леса, он начинает терять свою мощь и привлекательность.  Нашему лесу необходима помощь и поддержка со стороны жителей уже сегодня и сейчас.  Хотя у леса есть самый главный защитник - лесник, профессионально занимающийся сохранением, правильным использованием и восстановлением леса, но ему необходима наша с вами помощь.

        Для решения экологических проблем нашего леса необходимы мероприятия, выполняемые прежде всего людьми, независимо от возраста.

Изучая природу, мы можем не допустить дальнейших ошибок при её использовании. С раннего детства человек должен ценить и охранять то, что создано природой. Давайте же беречь природу и  все то, что она дарит нам.

Поздравляю вас, коллеги! Дело о пропавшем лесе закрыто!

Учитель: Вы были прекрасными сыщиками, и за успешное раскрытие дела вы награждаетесь удостоверением сыщика. И вернёмся к нашему дереву. Вспомните. Тех, кто выбрал зеленый лист, был успешным на сегодняшнем занятии. Те, кто выбрал красный, — хорошо общался.

Желтый — проявлял активность, много отвечал.

Оранжевый — был настойчивый.


До свидания!





t1636790234ao.jpg



Литература.


Справочник школьников по биологии. 6-11 классы. Мошкина И.В., Р-на Дону, 2007г.

Энциклопедический словарь юного биолога/ Сост. Э68 М.Е. Аспиз. – М.: Педагогика, 2006. – 352с.

Интернет- ресурсы.





















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.