12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Бонадысева Татьяна69 Россия, Смоленская обл., Рославль |
Детективное расследование на тему "Кража леса"
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 6 имени Героя Советского Союза В. А. Стёпина»
Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов
«Детективное расследование
на тему «Кража леса»
(экологическое воспитание)
Разработала
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа № 6»
г. Рославля
Бонадысева Татьяна Александровна
Введение.
Одна их актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе.
Цель: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы через поисково-расследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- обобщать, уточнять и расширять знания детей с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов;
- познакомить с профессией «сыщик» и сопутствующей ей терминологией: «улики», «особые приметы», «отпечатки пальцев», «следственный эксперимент»;
- учить «читать» элементарные схемы,
- формирование понимания проблемы охраны леса.
Развивающие:
- развивать универсальные учебные действия: умение анализировать, рассуждать, делать выводы;
-формировать умение понимать и отслеживать причинно-следственные связи;
- упражнять в умении находить правильное решение в проблемной ситуации;
-способствовать социально-коммуникативному, познавательному, речевому развитию обучающихся.
Воспитательные:
- вызывать интерес к экспериментальной деятельности, к совместному выполнению заданий,
- воспитание бережного отношения к природным ресурсам.
Планируемые результаты:
имеют представление о значении леса в жизни человека, знают названия деревьев, растущих на территории; знают и соблюдают правила поведения в лесу.
Новизна методической разработки состоит необычном преподнесении материала в виде детективного расследования.
Словарная работа: «сыщик», «улики», «особые приметы», «расследование», «база данных», «отпечатки пальцев», «следственный эксперимент», «устьице»..
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Оборудование и материалы: конверт, магнитофон, спиртовка, кепки, шарфы, следы, бутылочка с наполнителем, стакан, контейнер из-под киндер-сюрприза, записка с изображением креста и отпечатками, халаты, карточки , карандаши, скотч, микроскоп, ноутбук, листы бумаги, картотека «отпечатков пальцев», удостоверения.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
НАСТРОЙ НА ЗАНЯТИЕ
- Здравствуйте, ребята! Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся!
Здравствуйте, звезды!
Здравствуйте, Солнце!
Здравствуй, зеленый листок!
Здравствуй, планета!
Здравствуйте, горы!
Здравствуй, ночной мотылек!
Здравствуй, прохожий!
Лужица – здравствуй!
Облаку в небе – привет!
Здравствуй, Вселенная!
Здравствуйте, дети!
Здравствуй, родной человек!
Обратите внимание на наше одинокое дерево, прикреплённое на доске. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас в конце урока взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Тех, кто выбрал зеленый лист, был успешным на сегодняшнем занятии.
Те, кто выбрал красный, — хорошо общался.
Желтый — проявлял активность, много отвечал.
Оранжевый — был настойчивый.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
Учитель:
- Ребята, сегодня в классе я обнаружила конверт. Давайте откроем его и прочитаем. Звучит музыка «Подозрительная личность» из кинофильма «Джентльмены удачи». (Достаю письмо, рассматриваем со всех сторон, показываю детям, лист чистый). Ребята, может письмо тайное и написано специальными чернилами. Как же нам его прочесть? Как вы думаете?
(Дети отвечают, рассказывают про невидимые чернила и как проявить текст)
- Давайте выберем самый безопасный способ проявить письмо.
(способ: нагревание, протирание раствором йода; опыт проводиться с помощью учителя)
Учитель читает письмо. «Ребята, мы жители нашего дома, сообщаем вам о его пропаже. Он пропал буквально за неделю! Теперь нам негде жить. Может быть, вам он тоже нужен? Как нам его вернуть? Вот, что осталось от нашего дома. Помогите нам!» К сожалению, нет отправителя, неизвестно, какой пропал дом. Но в письме есть картинки.
- Подумайте, в каком месте мы можем встретить эти предметы? Правильно , в лесу. Письмо без подписи. Кто мог его отправить? Выслушиваем ответы детей. Поможем зверям? Но сначала мы посмотрим фрагмент мультфильма «Шерлок Холмс и доктор Ватсон».
- Вы только, что просмотрели фрагмент известного всем мультфильма «Шерлок Холмс и доктор Ватсон».
- Кто они, главные герои?
- Верно детективы.
- Кто такой детектив? Детектив — специалист по расследованию
- Какими качествами он должен обладать? (Быть внимательным, наблюдательным умным, уметь слушать, слышать, быть зорким).
Вы поняли, что случилось? (Пропал лес). Как же нам его найти? (ответы детей). А может нам превратиться в настоящих сыщиков! Да, это такие люди, которые раскрывают преступления, находят пропавшие вещи и людей. А самый знаменитый из них – Шерлок Холмс, и у него была вот такая кепка и шарф!
Звучит музыка из к/ф «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона»
(Дети вместе с учителем надевают кепки знаменитого сыщика).: Теперь для нас с вами всё будет ЭЛЕМЕНТАРНО!
- Вы уже, сами того не замечая, начали расследование. Но давайте сегодня докажем, что лесной дом очень важен, возможно, он важен не только для них, но и для нас. И узнаем причины, по которым мог пропасть лес.
Учитель: Итак, коллеги, приступим к расследованию! Наша задача найти УЛИКИ, это такие доказательства, которые укажут нам на важность леса, а значит и на необходимость ого наличия на планете.
Музыкальное сопровождение: тема из мультфильма «Розовая пантера».
- Где мы можем искать улики, доказательства, информацию? В книгах, в интернете. Дети вместе с учителем отправляются на поиски улик. В классе заранее расположены «подсказки», разгадав которые дети постепенно будут приближаться к разгадке. Для удобства работы разделитесь на отделы – группы. Каждая группа будет заполнять схему- кластер, которая лежит на рабочем столе каждой группы.
«ЛАБОРАТОРИЯ»
- Итак, коллеги, отправляемся на поиски улик. Смотрите, здесь чьи-то следы – разбросаны листья! Посмотрим, куда они нас приведут! А вот и первая подсказка листья и лупа!
Работа в лаборатории.
Я предлагаю пройти в нашу экспериментальную лабораторию.
Для работы в лаборатории нам необходимо надеть специальную одежду (надевают халаты или фартуки, и вспомнить ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛАБОРАТОРИИ:
Можно внимательно слушать, наблюдать, можно думать и выдвигать предположения, можно помогать проводить опыты и делать выводы.
Нельзя брать опасные предметы без разрешения взрослого, нельзя громко разговаривать и тем более кричать, нельзя самостоятельно проводить опыты с опасными предметами (соль, перец, гвозди, стекло, иголки, спички).
Обратите внимание, у нас в лаборатории есть микроскоп. Кто знает, для чего он предназначен? (Ответы детей). Да, ребята, микроскоп нужен для того, чтобы увеличить предметы в несколько сотен раз, и увидеть то, чего не увидишь обычным глазом. Это тоже очень хрупкий предмет и с ним нужно работать аккуратно.
Давайте внимательно рассмотрим зеленый листок. Можно использовать иллюстрацию или листья рассмотреть под лупой в зависимости от времени года.
Нижняя сторона листа, покрытая прозрачной кожицей, усеяна очень мелкими отверстиями - устьицами, увидеть которые можно в лупу. Через них деревья дышат. Устьица то открываются, то закрываются, вбирая в себя углекислый газ и выделяя кислород. Не зря деревья называют "зелеными легкими" планеты!
Кислород выделяется листьями растений на свету, поэтому наши зеленые друзья: и белая березонька, и стройная рябина - тянуться вверх, к солнышку. В знойный летний день с поверхности листьев испаряется вода, и над лесами образуются облака, а в лесу всегда тенисто, прохладно и влажно.
Легкие облака постепенно собираются в темные тяжелые тучи, которые проливаются на землю благодатными дождями, орошая ее. Добрый лес дарит земле свежую влагу, и поэтому на земле все буйно растет и цветет. В лесных чащах журчат родники, пробираются в зеленых зарослях маленькие ручейки. Сливаясь, они образуют речки. Значит, лес не только дает нам кислород для дыхания, но и сохраняет влагу. Лес - хранитель вод. Ведь там, где исчезают леса, пересыхают реки. Леса охраняют от разрушения и почву - верхний слой земли. Корни одних деревьев уходят глубоко под землю, у других они широко раскинуты под самой поверхностью земли . Но и те и другие корнями скрепляют почву. Не дают ей разрушаться.
Записываем услышанную информацию в кластер.
РАБОТА С КОЛЛЕКЦИЕЙ
Смотрите, опять конверт! И надпись: «Особые приметы». Что такое особые приметы? (ответы детей). Значит - это признаки пропавшего леса. Посмотрим! (Рассматриваем коллекции листьев и называем, с какого дерева листок). В старину на Руси и крестьянские избы и княжеские терема строили из дерева. Из прочной древесины делают красивые и нужные вещи: мебель, паркет, бочки, лодки. А какую ещё пользу приносят деревья?
Каждая группа изучает материал о каком-то дереве и рассказывает всему классу.
1. Много полезного дает человеку осина. Почки и листья дерева собирают для приготовления целебных настоев и мазей. Из мягкой и красивой древесины вырезают деревянные игрушки - веселых матрешек, забавных лошадок, изготавливают бумагу, спички.
- А чем полезна людям красавица - сосна?
2. Издавна сосна считалась целебным деревом. Соком сосновой хвои и настоем сосновых почек можно вылечить кашель и простуду. Хвойные ванны успокаивают человека и укрепляют его организм. Сосны дают людям прекрасный строительный материал, дрова, а из смолы получают много нужных и полезных веществ.
3. Береза- щедрое и доброе дерево! Издавна из бересты - верхнего слоя коры березы - крестьяне плели лукошки и туеса для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи, уводя коров с пастбища в деревню. А в те далекие времена, когда еще не было бумаги, люди писали на бересте письма. Такие древние письмена нашли археологи вовремя раскопок в Новгороде. Берестяные грамоты хорошо сохранились, потому что береста долго не гниет в земле и даже вводе.
Из березовых почек готовят лекарства, а весенний березовый сок - сладкий и очень полезный напиток. Его любят и люди, и звери, и птицы.
4.Очень красивое и полезное дерево - тополь! Тополя прекрасно очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу больше кислорода, чем другие деревья. Из мягкой и легкой древесины тополей делают бумагу, а их почки используют для изготовления кремов, духов, одеколонов.
(По желанию количество рассказов можно увеличить.)
Задание для групп. Нужно соединить стрелками деревья и лес, в котором они произрастают
Пихта
Береза Тайга
Кедровая сосна
Липа
Ольха Смешанный лес
Сосна
Лиственница
Дуб Широколиственный лес
Клен
(Правильный ответ: Тайга – пихта, кедровая сосна, сосна, лиственница;
Смешанный лес – пихта, береза, ольха, сосна, лиственница;
Широколиственный лес – липа, дуб, клен.)
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ «Достань контейнер»
Приобщим найденные листья к материалам дела! Отправляемся дальше!
Проблемная ситуация: На столе прозрачная ёмкость с узким горлышком (детская рука не проходит). На дне ёмкости контейнер от киндер-сюрприза. Нужно его достать. На этом же столе бутылка с водой. Дети должны вылить её в ёмкость. Контейнер всплывёт, и его легко можно будет достать. (Достают, а там записка с изображением красного креста). Что это значит? А почему лес – аптека? Дети, опираясь на свои знания, рассказывают, какие лекарственные растения есть в лесу.
Давайте вспомним, какие ещё иллюстрации были в конверте.
Грибы и ягоды. В лесу человек находит себе пищу. - Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? Чем для них является лес? При чём здесь шерсть животных? Лес -дом для растений, животных, грибов.
Давайте посмотрим, какой получился кластер.
Итак, ответ на вопрос, что пропал лес и какую роль он играет, найден. Нам остаётся узнать, КТО виновен в данном преступлении? Что могло произойти?
Достаю из конверта оставшиеся улики- иллюстрацию пилы , на всех предметах виден отпечаток пальца. Давайте рассмотрим все улики внимательно. Что вы видите?
Дети: - Чьи-то следы. Отпечатки.
СЛЕДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
- Я предлагаю провести следственный эксперимент и проверить, действительно ли это отпечатки пальцев?
Самостоятельная деятельность: Дети с помощью заштрихованного простым мягким карандашом участка бумаги и скотча получают свои отпечатки на заранее заготовленных карточках. Затем по очереди рассматривают их под микроскопом.
Вывод: Да, это отпечатки пальцев рук человека, и они все имеют разный «рисунок». Значит мы сможем по отпечаткам пальцев установить личность преступника. Для этого детективы пользуются Базой данных, в которой хранятся все отпечатки пальцев. Она поможет установить личность преступника!
- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?
Послушаете рассказ, найдите ошибки детей и объясните, к чему это может привести. Рассказ может прозвучать в записи, прочитает учитель или подготовленный ученик.
Рассказ:
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, не забыли и магнитофон!
Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: « Микробы все равно их разрушают!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школьный живой уголок. Мы уже порядочно устали. Постепенно начали набегать тучи, стало темно, засверкали молнии, загремел гром. Пошел сильный дождь. Но нам было уже не страшно – успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
Оживленные, мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг, поперек проползла змея. «Это гадюка!» - закричала Маша и ударила ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке 2 жёлтых пятнышка. « Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - Это уж!». «Все равно – гадина!» - ответил Петя.
С охапкой луговых цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!!!
- Какие ошибки совершили ребята?
- Можно было ехать в лес без учителя?
- Можно в лес брать магнитофон? А почему нельзя шуметь в лесу?
- Правильно ли ребята собирали грибы? Почему нельзя вырывать гриб с корнем, сбивать палками?
- Правильно ли ребята обращались с костром? Какую ошибку допустили? Давайте расскажем, как нужно правильно разводить костер. Отчего возникают пожары?
- Очень опасно разведение костров в лесу. Одна маленькая искра или тлеющий уголёк могут вызвать пожар. Если и не возникает пожара, то всё равно от костра на земле останется некрасивое чёрное пятно — кострище. Оно не зарастает травой много лет.
- Разводя костёр, люди часто выбирают совсем неподходящее место: рядом с деревьями или там, где низко нависают ветки, где много сухой травы. Уходя, многие забывают погасить костёр или делают это кое-как, и огонь вновь разгорается. Всё это приводит к пожару.
- Одно из самых простых и важных правил: не оставляй в лесу мусора! Лес теряет свою красоту, если он захламлён. Об острое стекло или консервную банку может пораниться человек или даже животное. К тому же осколки стекла как бы собирают солнечные лучи, и от этого могут вспыхнуть сухие листья или травинки. Тогда в лесу начнётся пожар.
- Если потрогать яйца птиц, то птица к ним уже не подойдет и яйца останутся брошенными и погибнут.
ФОТО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
«Фото-криминалистическая лаборатория» (Составление фоторобота).
- Вы находитесь в фото-криминалистической лаборатории. Здесь вы сможете составить фоторобот объекта, который необходимо найти. Фоторобот – это фотография предполагаемого разыскиваемого объекта. Мы будем составлять плакат, а не фоторобот. Вот незадача!!! Когда я утром пришла в класс, форточка была открыта, подул сильный ветер и разбросал весь материал ( рисунки для плаката расклеены по классу). Поможете мне собрать их и сделать работу?
- Посмотрите, какой красивый и правильный плакат у нас получился.
- Мы составили лесные заповеди, которые должен знать и соблюдать каждый человек.
Учитель: Так кто же виновен в пропаже леса? Конечно, человек. Помните! На пустом месте лес не вырастет. Будут просто деревья, которые будут болеть и гибнуть от любых факторов. Лес - экосистема, которая складывается довольно долго. Если брать с "пустого места", то минимум 20 лет, и то это будет молодой лесок, незрелый.
Заключение
В ходе этой исследовательской работы были решены поставленные задачи и сделаны следующие выводы:
- лес выполняет жизненно необходимую функцию во всем живом организме Земли;
- значение леса в жизни человека велико;
-на сегодняшний день проблемы, связанные с уничтожением древесной растительности леса возникают большей степени из-за деятельности человека и только человеку посильно остановить эти проблемы.
Сегодня существует ряд экологических проблем леса, возникающих в результате деятельности человека. Происходит уменьшение территории лесных насаждений, ухудшается качественный состав леса, он начинает терять свою мощь и привлекательность. Нашему лесу необходима помощь и поддержка со стороны жителей уже сегодня и сейчас. Хотя у леса есть самый главный защитник - лесник, профессионально занимающийся сохранением, правильным использованием и восстановлением леса, но ему необходима наша с вами помощь.
Для решения экологических проблем нашего леса необходимы мероприятия, выполняемые прежде всего людьми, независимо от возраста.
Изучая природу, мы можем не допустить дальнейших ошибок при её использовании. С раннего детства человек должен ценить и охранять то, что создано природой. Давайте же беречь природу и все то, что она дарит нам.
Поздравляю вас, коллеги! Дело о пропавшем лесе закрыто!
Учитель: Вы были прекрасными сыщиками, и за успешное раскрытие дела вы награждаетесь удостоверением сыщика. И вернёмся к нашему дереву. Вспомните. Тех, кто выбрал зеленый лист, был успешным на сегодняшнем занятии. Те, кто выбрал красный, — хорошо общался.
Желтый — проявлял активность, много отвечал.
Оранжевый — был настойчивый.
До свидания!
Литература.
Справочник школьников по биологии. 6-11 классы. Мошкина И.В., Р-на Дону, 2007г.
Энциклопедический словарь юного биолога/ Сост. Э68 М.Е. Аспиз. – М.: Педагогика, 2006. – 352с.
Интернет- ресурсы.