12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Долгобородова Лариса Анатольевна3665
Я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Стараюсь, чтобы они были творческими, активными и успешными.
Россия, Архангельская обл., Архангельск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
9

По волшебной тропинке



Экологическое путешествие «По волшебной тропинке»

Внеурочное мероприятие с экологической составляющей рассчитано на обучающихся 3 класса и соответствует возрастным и психологическим особенностям детей. Во время путешествия ребята систематизируют свои знания, полученные на уроках окружающего мира, закрепляют правила поведения на природе. Использование проблемно-диалогической технологии побуждает ребят высказывать свою точку зрения по проблеме, находить решение, обосновывать его правильность, принимать и понимать мнение других. Работая в команде, дети учатся договариваться друг с другом о распределении ролей, взаимовыручке, сотрудничеству. Соревновательный момент способствует созданию ситуации успеха для каждого, повышает активность и развивает познавательный интерес.

Цель: формирование ответственного отношения к окружающей среде.

Задачи:

привлечение внимания к проблемам охраны окружающей среды;

развитие чувства ответственности за свои поступки;

воспитание экологической культуры

Формируемые УУД:

личностные: уметь вести себя экологически грамотно в природной среде, осознавать личную ответственность за свое здоровье и окружающих

регулятивные: оценивать правильность выполнения своих действий, подводить итоги познавательной деятельности

познавательные: уметь извлекать информацию, представленную в разной форме, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты, устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой

коммуникативные: осуществлять совместную познавательную деятельность в парах, группах, обогащать опыт общения, осваивать способы взаимной помощи

Предполагаемый результат:

ответственное отношение к окружающей среде;

участие в природоохранной деятельности в школе;

вовлечение детей в практические дела по охране местных природных ресурсов

Оборудование: мультимедийный проектор, авторская презентация, раздаточный материал для конкурсов

Ход мероприятия

Этап

Деятельность учителя

Деятельность детей

Педагогические технологии, формы и методы

I. Введение в тему

- Сегодня мы с вами отправимся в небольшое экологическое путешествие по волшебной тропинке.

- О чем вам говорит слово ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ? И что такое ЭКОЛОГИЯ?

- А волшебство начнется уже сейчас. Раз, два, три … и перед вами Лесовичок. (Слайд 1). Он приготовил для вас разные задания. Проверим, умеете ли вы жить в мире с природой.

- Как вы думаете, что и кого в природе надо охранять и почему? (Слайд 2)

Дети высказывают свое мнение.

- Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая ее законов. Наверное, мы отправимся на природу.

Дети делятся на две команды, придумывают название команд.

- На уроках природоведения мы говорили о загрязнении окружающей среды, о том какой вред своей деятельностью наносит человек природе. Надо охранять и воду, и воздух, и растения, и животных, все то, что нас окружает.

Вступительная беседа подводит к теме занятия.

Игровой момент.

Проблемно-диалогическое обучение развивает умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. Привлечение внимания к проблемам охраны окружающей среды.

ИКТ - наглядное пособие.

II. Подготовительный

- Сегодня мы посмотрим, как живет наша северная природа, что мы можем сделать для ее охраны. Лесовичок составил маршрут. (Слайд 3)

ЦЕНТР - ЛУГ - ГРИБНАЯ ПОЛЯНКА – БОЛОТО - ЛЕС - ОЗЕРО – ЦЕНТР. По взмаху волшебного колокольчика будем перемещаться из одного места в другое.

- Прежде чем отправиться в путешествие, к нему надо подготовиться. Перед вами карточка с предметами.

Все ли надо взять в поход? Зачеркните лишнее. Объясните.

Знакомятся с маршрутом путешествия. Высказывают свое мнение.

Каждая команда работает со своей карточкой. Проверка выполненного задания по слайду (Слайд 4). Результат отмечается на доске. (Сколько предметов зачеркнули, столько баллов получает команда).

Планирование путешествия.

ИКТ для контроля и самоконтроля.

Развивается умение работать в команде, сравнивать результат с образцом.

III. Экологические знаки

- Знаете ли вы, как вести себя на природе? Расскажите, о чем говорят эти экологические знаки. (Слайд 5)

Предлагается по четыре знака каждой команде. По четыре участника рассказывают по очереди про знаки. Оценивается полнота ответа. За каждый знак – 1 балл. Если ответ дан не полный, то 0,5 балла снимается.

Индивидуальные ответы. Развитие монологической речи, оценочных суждений.

IV. Луг

- Молодцы! Теперь мы можем отправляться в путешествие. Идем по нашей тропинке и попадаем на луг. (Слайд 6) Как красиво!

- А как называются растения перед нами?

- Осторожно, не наступите на них. Какие еще растения нашего луга вы знаете?

- На лугу живут разные насекомые. Лесовичок приготовил про них загадки. Попробуйте отгадать.

• Над цветами я кружу

И без устали жужжу.

Черно-желтый, полосатый,

Шестилапый и усатый.

• В мире живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

• Пестренькое платьице

Село на листок.

Тронь и вновь закружится

Порхающий цветок.

• Голубой аэропланчик

Сел на желтый одуванчик.

• И жучок я, и коровка,

В черных усиках головка.

Я нарядней многих мошек –

Крылья красные в горошек.

• Сок из цветов она берет

И в сотах копит сладкий мед.

- Кто из вас видел этих насекомых? Как вы с ними обращались?

- Белый и розовый клевер.

- Колокольчик, мышиный горошек, василек, купальница, тысячелистник, тимофеевка.

- По очереди отгадывают загадки.

На слайде появляются картинки-отгадки. (Слайд 7)

- Шмель, кузнечик, бабочка, стрекоза, божья коровка, пчела.

(За каждый правильный ответ – 1 балл)

Ответы детей.

- Шмеля и пчел боялись, думали, что ужалят. За остальными наблюдали. А божья коровка даже ползала по ладошке. Но никто не обижал насекомых.

Эмоциональный настрой на восприятие красоты родной природы.

Формируется представление о переносном значении слова, развивается воображение.

Жизненный опыт детей.

V. Грибная полянка

- Сейчас мы попадем с вами на грибную полянку. (Слайд 8). Посмотрите, сколько здесь живет разных грибов.

- Помогите Лесовичку собрать в корзинку съедобные грибы.

- Для каждой команды Лесовичок приготовил по дополнительному вопросу.

1 команде – Как правильно собирать грибы?

2 команде – Что делать с несъедобными грибами?

Перед каждой командой листок и ручка. Записывают съедобные грибы. После проверки подсчитывают правильные ответы.

Отвечают на дополнительные вопросы.

- Собирать только знакомые грибы; не разрывать и не раскидывать листву, чтобы не засохла грибница; срезать грибы ножом; не брать старые грибы; не собирать возле дорог и предприятий.

- Нельзя вытаптывать несъедобные грибы. Они нужны обитателям леса.

Самопроверка по слайду.

VI. Болото

- Волшебная тропинка привела нас к болоту. Нам предстоит перейти его, а это сделать очень трудно. Ваши предложения по выходу из этой ситуации.

- Лесовичок с вами согласен и предлагает перейти болото по кочкам. (Перед каждой командой на определенном расстоянии разложены мягкие круглые модули).

- Молодцы! Очень хорошо справились с заданием.

Выслушиваются варианты детей.

Команды друг за другом переходят импровизированное болото. (За успешный переход – 1 балл)

Развивается умение находить выход из трудной ситуации.

Взаимовыручка. Задание на координацию движений.

VII. Лес

- Вместе с Лесовичком мы вышли к лесу. (Слайд 10) Какие же растения растут в нашем северном лесу?

- Почему встречаются пни?

- Лесные звери решили поиграть с нами в прятки и очень хорошо спрятались. Найдите их, пожалуйста, в карточке, которая перед вами. 

- Какие из них хищные? Что скажете про медведя?

- Кроме зверей в лесу живут и птицы. Лесовичок приготовил для вас очень трудное задание – ребусы. Испытайте себя, отгадайте наших северных птиц. (Слайды 12, 13, 14)

- Вы согласны, что все это лесные птицы?

- Сосна, ель, пихта, береза, осина, ольха, брусника, черника, костяника.

Высказывания детей по проблеме охраны лесов и лесных жителей.

Каждая команда находит животных и записывает на листок. Затем меняются листочками, проверяют по слайду (Слайд 11) и подсчитывают баллы. (1 животное – 1 балл).

Команды отгадывают по очереди ребусы, сверяются с изображением птицы. (За каждый правильный ответ – 1 балл). Ответы: рябчик, скворец, кукушка, дятел, совята, тетерев, глухарь, воробьи.

Дополнительный балл той команде, которая найдет «лишнюю» птичку и объяснит.

Фронтальный опрос.

Взаимопроверка.

Самоконтроль.

Развитие мыслительных процессов.

VIII. Озеро

- По волшебной тропинке Лесовичок привел нас к красивейшему озеру. (Слайд 15) Какой здесь чистый воздух!

- Ой, а кто это оставил здесь столько мусору?

- Что же нам делать?

- Проведем небольшое соревнование: какая команда быстрее уберет мусор?

- Умнички. Теперь можно отдохнуть и поиграть.

- А какие рыбы водятся в озере? Сейчас попробуем некоторых поймать.

- Наверное, здесь были туристы и не убрали за собой.

- Нельзя оставлять мусор. Давайте все приберем. У нас есть пакеты для мусора.

Перед каждой командой разбросаны бумажки, которые нужно собрать. (Кто быстрее, тому 1 балл).

- Щука, окунь, лещ, сорога.

Совместные игры.

Коммуникативная технология.

IX. Подведение итогов

- Заканчивается наше путешествие. Подведем итоги.

- Давайте поблагодарим Лесовичка. Прочитайте, что он нам говорит. (Слайд 16)

- С помощью своего волшебного колокольчика он вернет нас обратно в класс.

- Вот мы и дома.

- Ребята, зачем мы сегодня путешествовали?

- Что нового вы узнали для себя?

- Как мы с вами можем помочь нашей природе?

- Я думаю, что все, что вы узнали сегодня, пригодится вам в дальнейшем.

Подсчитывают баллы.

- Спасибо!

- Любите и охраняйте родную природу!

Ответы детей. Анализ проведенных конкурсов. Планирование дальнейшего своего участия по охране окружающей среды.

Рефлексивная компетенция – готовность к анализу собственной деятельности.


Здесь будет файл: /data/edu/files/x1454429924.pptx (По волшебной тропинке)


Приложение

Рыбаки и рыбки

Играют на берегу, у воды. Все участники игры делятся на две группы. Одна группа — это «рыба­ки», другая группа — это «рыбки». Эти две группы должны встать друг напротив друга на некотором расстоянии. Между «рыбаками» и «рыбками» происходит разговор:

— Что вы делаете?

— Невод.

— Что вы будете ловить?

— Рыбу.

— Какую?

— Щуку.

— Ловите!

«Рыбы» убегают, а «рыбаки» стремятся их догнать. Если «рыбак» догонит и осалит «рыбу», она считается «пойманной».

Поймай рыбку

Участники становятся в хоровод, берясь за руки, и поднимают руки вверх. Несколько других детей будут рыбками. «Рыбки» бегают произвольно, то забегая внутрь круга, то выбегая из него, пока звучит какая-нибудь музыка ведущего. Как только музыка прекращается, хоровод должен дружно опустить сцепленные руки вниз и «поймать рыбок». Затем смена ролей участников.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (1)

Львова Светлана Алексеевна, 18.02.16 в 17:37 0 Ответить Пожаловаться
Мероприятие интересное. Путешествие удалось!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.