Пояснительная записка к презентации
Экологическое путешествие «По волшебной тропинке»
Внеурочное мероприятие с экологической составляющей рассчитано на обучающихся 3 класса и соответствует возрастным и психологическим особенностям детей. Во время путешествия ребята систематизируют свои знания, полученные на уроках окружающего мира, закрепляют правила поведения на природе. Использование проблемно-диалогической технологии побуждает ребят высказывать свою точку зрения по проблеме, находить решение, обосновывать его правильность, принимать и понимать мнение других. Работая в команде, дети учатся договариваться друг с другом о распределении ролей, взаимовыручке, сотрудничеству. Соревновательный момент способствует созданию ситуации успеха для каждого, повышает активность и развивает познавательный интерес.
Цель: формирование ответственного отношения к окружающей среде.
Задачи:
привлечение внимания к проблемам охраны окружающей среды;
развитие чувства ответственности за свои поступки;
воспитание экологической культуры
Формируемые УУД:
личностные: уметь вести себя экологически грамотно в природной среде, осознавать личную ответственность за свое здоровье и окружающих
регулятивные: оценивать правильность выполнения своих действий, подводить итоги познавательной деятельности
познавательные: уметь извлекать информацию, представленную в разной форме, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты, устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой
коммуникативные: осуществлять совместную познавательную деятельность в парах, группах, обогащать опыт общения, осваивать способы взаимной помощи
Предполагаемый результат:
ответственное отношение к окружающей среде;
участие в природоохранной деятельности в школе;
вовлечение детей в практические дела по охране местных природных ресурсов
Оборудование: мультимедийный проектор, авторская презентация, раздаточный материал для конкурсов
Ход мероприятия
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность детей |
Педагогические технологии, формы и методы |
I. Введение в тему |
- Сегодня мы с вами отправимся в небольшое экологическое путешествие по волшебной тропинке. - О чем вам говорит слово ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ? И что такое ЭКОЛОГИЯ? - А волшебство начнется уже сейчас. Раз, два, три … и перед вами Лесовичок. (Слайд 1). Он приготовил для вас разные задания. Проверим, умеете ли вы жить в мире с природой. - Как вы думаете, что и кого в природе надо охранять и почему? (Слайд 2) |
Дети высказывают свое мнение. - Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая ее законов. Наверное, мы отправимся на природу. Дети делятся на две команды, придумывают название команд. - На уроках природоведения мы говорили о загрязнении окружающей среды, о том какой вред своей деятельностью наносит человек природе. Надо охранять и воду, и воздух, и растения, и животных, все то, что нас окружает. |
Вступительная беседа подводит к теме занятия. Игровой момент. Проблемно-диалогическое обучение развивает умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. Привлечение внимания к проблемам охраны окружающей среды. ИКТ - наглядное пособие. |
II. Подготовительный |
- Сегодня мы посмотрим, как живет наша северная природа, что мы можем сделать для ее охраны. Лесовичок составил маршрут. (Слайд 3) ЦЕНТР - ЛУГ - ГРИБНАЯ ПОЛЯНКА – БОЛОТО - ЛЕС - ОЗЕРО – ЦЕНТР. По взмаху волшебного колокольчика будем перемещаться из одного места в другое. - Прежде чем отправиться в путешествие, к нему надо подготовиться. Перед вами карточка с предметами. Все ли надо взять в поход? Зачеркните лишнее. Объясните. |
Знакомятся с маршрутом путешествия. Высказывают свое мнение. Каждая команда работает со своей карточкой. Проверка выполненного задания по слайду (Слайд 4). Результат отмечается на доске. (Сколько предметов зачеркнули, столько баллов получает команда). |
Планирование путешествия. ИКТ для контроля и самоконтроля. Развивается умение работать в команде, сравнивать результат с образцом. |
III. Экологические знаки |
- Знаете ли вы, как вести себя на природе? Расскажите, о чем говорят эти экологические знаки. (Слайд 5) |
Предлагается по четыре знака каждой команде. По четыре участника рассказывают по очереди про знаки. Оценивается полнота ответа. За каждый знак – 1 балл. Если ответ дан не полный, то 0,5 балла снимается. |
Индивидуальные ответы. Развитие монологической речи, оценочных суждений. |
IV. Луг |
- Молодцы! Теперь мы можем отправляться в путешествие. Идем по нашей тропинке и попадаем на луг. (Слайд 6) Как красиво! - А как называются растения перед нами? - Осторожно, не наступите на них. Какие еще растения нашего луга вы знаете? - На лугу живут разные насекомые. Лесовичок приготовил про них загадки. Попробуйте отгадать. • Над цветами я кружу И без устали жужжу. Черно-желтый, полосатый, Шестилапый и усатый. • В мире живет скрипач, Носит фрак и ходит вскачь. • Пестренькое платьице Село на листок. Тронь и вновь закружится Порхающий цветок. • Голубой аэропланчик Сел на желтый одуванчик. • И жучок я, и коровка, В черных усиках головка. Я нарядней многих мошек – Крылья красные в горошек. • Сок из цветов она берет И в сотах копит сладкий мед. - Кто из вас видел этих насекомых? Как вы с ними обращались? |
- Белый и розовый клевер. - Колокольчик, мышиный горошек, василек, купальница, тысячелистник, тимофеевка. - По очереди отгадывают загадки. На слайде появляются картинки-отгадки. (Слайд 7) - Шмель, кузнечик, бабочка, стрекоза, божья коровка, пчела. (За каждый правильный ответ – 1 балл) Ответы детей. - Шмеля и пчел боялись, думали, что ужалят. За остальными наблюдали. А божья коровка даже ползала по ладошке. Но никто не обижал насекомых. |
Эмоциональный настрой на восприятие красоты родной природы. Формируется представление о переносном значении слова, развивается воображение. Жизненный опыт детей. |
V. Грибная полянка |
- Сейчас мы попадем с вами на грибную полянку. (Слайд 8). Посмотрите, сколько здесь живет разных грибов. - Помогите Лесовичку собрать в корзинку съедобные грибы. - Для каждой команды Лесовичок приготовил по дополнительному вопросу. 1 команде – Как правильно собирать грибы? 2 команде – Что делать с несъедобными грибами? |
Перед каждой командой листок и ручка. Записывают съедобные грибы. После проверки подсчитывают правильные ответы. Отвечают на дополнительные вопросы. - Собирать только знакомые грибы; не разрывать и не раскидывать листву, чтобы не засохла грибница; срезать грибы ножом; не брать старые грибы; не собирать возле дорог и предприятий. - Нельзя вытаптывать несъедобные грибы. Они нужны обитателям леса. |
Самопроверка по слайду. |
VI. Болото |
- Волшебная тропинка привела нас к болоту. Нам предстоит перейти его, а это сделать очень трудно. Ваши предложения по выходу из этой ситуации. - Лесовичок с вами согласен и предлагает перейти болото по кочкам. (Перед каждой командой на определенном расстоянии разложены мягкие круглые модули). - Молодцы! Очень хорошо справились с заданием. |
Выслушиваются варианты детей. Команды друг за другом переходят импровизированное болото. (За успешный переход – 1 балл) |
Развивается умение находить выход из трудной ситуации. Взаимовыручка. Задание на координацию движений. |
VII. Лес |
- Вместе с Лесовичком мы вышли к лесу. (Слайд 10) Какие же растения растут в нашем северном лесу? - Почему встречаются пни? - Лесные звери решили поиграть с нами в прятки и очень хорошо спрятались. Найдите их, пожалуйста, в карточке, которая перед вами. - Какие из них хищные? Что скажете про медведя? - Кроме зверей в лесу живут и птицы. Лесовичок приготовил для вас очень трудное задание – ребусы. Испытайте себя, отгадайте наших северных птиц. (Слайды 12, 13, 14) - Вы согласны, что все это лесные птицы? |
- Сосна, ель, пихта, береза, осина, ольха, брусника, черника, костяника. Высказывания детей по проблеме охраны лесов и лесных жителей. Каждая команда находит животных и записывает на листок. Затем меняются листочками, проверяют по слайду (Слайд 11) и подсчитывают баллы. (1 животное – 1 балл). Команды отгадывают по очереди ребусы, сверяются с изображением птицы. (За каждый правильный ответ – 1 балл). Ответы: рябчик, скворец, кукушка, дятел, совята, тетерев, глухарь, воробьи. Дополнительный балл той команде, которая найдет «лишнюю» птичку и объяснит. |
Фронтальный опрос. Взаимопроверка. Самоконтроль. Развитие мыслительных процессов. |
VIII. Озеро |
- По волшебной тропинке Лесовичок привел нас к красивейшему озеру. (Слайд 15) Какой здесь чистый воздух! - Ой, а кто это оставил здесь столько мусору? - Что же нам делать? - Проведем небольшое соревнование: какая команда быстрее уберет мусор? - Умнички. Теперь можно отдохнуть и поиграть. - А какие рыбы водятся в озере? Сейчас попробуем некоторых поймать. |
- Наверное, здесь были туристы и не убрали за собой. - Нельзя оставлять мусор. Давайте все приберем. У нас есть пакеты для мусора. Перед каждой командой разбросаны бумажки, которые нужно собрать. (Кто быстрее, тому 1 балл). - Щука, окунь, лещ, сорога. Совместные игры. |
Коммуникативная технология. |
IX. Подведение итогов |
- Заканчивается наше путешествие. Подведем итоги. - Давайте поблагодарим Лесовичка. Прочитайте, что он нам говорит. (Слайд 16) - С помощью своего волшебного колокольчика он вернет нас обратно в класс. - Вот мы и дома. - Ребята, зачем мы сегодня путешествовали? - Что нового вы узнали для себя? - Как мы с вами можем помочь нашей природе? - Я думаю, что все, что вы узнали сегодня, пригодится вам в дальнейшем. |
Подсчитывают баллы. - Спасибо! - Любите и охраняйте родную природу! Ответы детей. Анализ проведенных конкурсов. Планирование дальнейшего своего участия по охране окружающей среды. |
Рефлексивная компетенция – готовность к анализу собственной деятельности. |
Здесь будет файл: /data/edu/files/x1454429924.pptx (По волшебной тропинке)
Приложение
Рыбаки и рыбки
Играют на берегу, у воды. Все участники игры делятся на две группы. Одна группа — это «рыбаки», другая группа — это «рыбки». Эти две группы должны встать друг напротив друга на некотором расстоянии. Между «рыбаками» и «рыбками» происходит разговор:
— Что вы делаете?
— Невод.
— Что вы будете ловить?
— Рыбу.
— Какую?
— Щуку.
— Ловите!
«Рыбы» убегают, а «рыбаки» стремятся их догнать. Если «рыбак» догонит и осалит «рыбу», она считается «пойманной».
Поймай рыбку
Участники становятся в хоровод, берясь за руки, и поднимают руки вверх. Несколько других детей будут рыбками. «Рыбки» бегают произвольно, то забегая внутрь круга, то выбегая из него, пока звучит какая-нибудь музыка ведущего. Как только музыка прекращается, хоровод должен дружно опустить сцепленные руки вниз и «поймать рыбок». Затем смена ролей участников.
Львова Светлана Алексеевна