Творческая работа «Детская литература»
Детская литература
Писатель — это огромное сердце.
Спокойные люди редко становятся писателями.
П. Павленко
Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не взяв в руки книгу.
В чем причина того, что сегодня дети в среднем читают меньше, чем их сверстники 15-20 лет назад? Можно предположить, что ответственны за это несколько причин, в том числе - изменение характеристик информационного потока, общее ускорение темпов жизни, смена общественных ценностей и изменившееся отношение к книге вообще. Все большее количество информации, особенно информации актуальной для юношества и масскультуры в целом, идет сегодня через аудио- видеопродукцию, телевизор, а также через компьютер и компьютерные сети. Это объективная реальность, и с этим ничего не поделаешь.
Перед учителями русского языка и литературы стандарт второго поколения ставит следующие задачи:
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного.
Исходя из государственных задач, я поставила перед собой проблему приобщения к чтению детей. Как это сделать? Может быть, выпустить книги учащихся?
Цель работы: Создать условия для сочинения собственных текстов разных жанров.
Задачи:
Перечитать книгу С.Л. Соловейчика «Учение с увлечением».
Прочитать рекомендации психологов о приобщении к книге.
Создавать с учащимися тексты разных жанров.
Отобрать наиболее интересные.
Выпустить книги.
Провести презентацию работ и собрать отзывы учащихся.
Предварительная работа:
У Симона Львовича Соловейчика в книге «Учение с увлечением» есть глава «Чтение», публицист говорит: «Читателем не рождаются. Читателем – и навсегда! – становятся, если вовремя попадет в руки интересная книга, такая, что захочется читать еще и еще. Многие большие люди вспоминают, что первыми их книгами были дешевые рыночные издания, совершенно пустяковые с точки зрения взрослого человека. Но чем-то эти книжечки захватывали, поражали воображение!» Сначала для тех, кто читать не любит: будем искать книгу - ключ! То есть первую интересную для нас книгу.
Как ее найти?
Шаги к исполнению….
Шаг 1. Фанфики.
В методической копилке учителя много разных видов уроков. Методов и приёмов, которые помогают привлечь внимание к чтению. Но я подумала, а если ученик, умеющий писать, начнёт создавать собственные книги, разве это не повысит его мотивацию к чтению. А ученик, который только совершает первые шаги по созданию текстов, может познакомиться с трудами своих одноклассников и тоже заинтересуется, появится желание начать писать, а для этого надо будет сначала прочитать. Поэтому в 5 классе после прочтения рассказа И.С.Тургенева «Муму» мы решили для создания собственных текстов использовать жанр «фанфик» - любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений. Фанфики являются смежной разновидностью творчества и включают в себя как элементы оригинального мира, так и вымысел фикрайтера, выходящий за каноны оригинала. Поскольку большинство фанфиков ориентированы на чтение другими поклонниками, то зачастую предполагается, что читатель должен быть ознакомлен с оригинальным произведением искусства.
Например.
В 6 классе мы решили дописать концовку романа А.С.Пушкина «Дубровский». Например …
Дубровский очнулся в небольшом укреплении на середине поля. Владимир не находил себе места, он очень любил Машу. Через неделю до Дубровского дошли слухи, что князь Верейский и Кирилл Троекуров погибли на охоте. Всё своё имущество они завещали Марье Кирилловне. Владимир сразу же, без раздумий, послал в Покровское мальчика-разбойника, чтобы тот передал Маше письмо. Марья была сама не своя. Она очень скорбила по отцу. Марья Кирилловна увидела в окне своей спальни руку. Эта рука бросила в форточку записку. Маша взяла и быстро прочитала её. Там было написано: « Будьте сегодня в 7 часов в беседке у ручья». Маша с нетерпением ждала этого момента. Вот Марья Кирилловна и Владимир Дубровский встретились. Дубровский предложил Маше стать его женой. Маша согласилась. Она больше не могла терпеть муки любви. Она не хотела всю жизнь каяться о том, что не осталась с Дубровским. Маша с Владимиром уехали за границу. Там они повенчались. У них было трое детей.
Окунев Максим
В 10 классе после прочтения романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» осталась горечь от того, что умный, думающий, милосердный Раскольников оказывается убийцей. На уроке внеклассного чтения мы познакомились с романом современного писателя Б. Акунин «Ф.М.», в котором автор повествует о найденной рукописи Достоевского под названием «Теорийка», где убийца – Аркадий Свидригайлов. Решили, что можно написать и свою «Теорийку». Вот одна из них.
«Родион Раскольников, терзаемый мучительными мыслями, поднимался к двери проклятой старухи-процентщицы. Как всегда бывает пред чем-то очень хорошим или перед чем-то очень плохим, его разрывало сомнение: а вдруг не получится? Раскольников, сделав пару глубоких вздохов, решился все-таки открыть эту злосчастную дверь. Но вдруг…
К слову сказать, когда вселенная не благоволит какому-либо поступку человека, она посылает ему того, кто его сможет вразумить и наставить на путь истинный. Случай с Родионом не исключение.
-Стой! Не делай этого,- раздался резкий и до боли знакомый голос за спиной.
С лица Родиона капали крупные капли пота. Он дрожащими руками стер их, медленно повернулся и застыл в оцепенении, не в силах сказать и слова.
- Спокойно, всему этому есть объяснение,- сказал обладатель знакомого голоса. Но кто же он?
Родион лицом к лицу столкнулся …с самим собой. На него смотрел точно такой же Родион.
-Я не… не понимаю! Кто ты?- спросил первый.
-Я это ты. Разве не видишь? Только я неделей старше тебя. Я из будущего.
Родионы поднялись на чердак и заперли дверь. Гость из будущего начал свое повествование.
-После того как я убил старуху-процентщицу, я побежал по улице, упал, на меня наступила лошадь, теперь шрам на ягодице, порвал штанину, нечаянно толкнул бомжа, и вдруг увидел свет в конце тоннеля, до жути испугался, а это всего-навсего оказались инопланетяне, кстати, неплохие ребята. Они дали мне волшебный камень, возвращающий время вспять и суперспособность. Теперь у меня тяга к нераскрытым делам и преступлениям, которые я с легкостью раскрываю. Слушай меня внимательно, Родиоша, это все я передаю тебе. Теперь ты детектив. Держи деньги на сигару и пальто. Смени имя и уезжай в Лондон. Кстати, тот бомж, которого ты толкнул, вполне сойдет тебе в напарники. Назови его как-нибудь необычно, скажем…. Ватсон, да, отлично, Ватсон, а ты будешь Шерлоком, Шерлоком Холмсом..
Удачи, ты оставишь след в истории, а я пошел к инопланетянам. Пока!
Жигарев Анатолий
Во время создания книги я поняла, что самое главное сохранить стиль писателя-ученика. Как писал Оскар Уайльд: «Джордж Мур писал на блестящем английском языке, пока не открыл для себя грамматику».
Шаг 2. Разнообразие жанров – залог интереса к созданию собственных текстов. Поэтому в жанре фантастический рассказ мы создали произведение «Конец войны 2069 года». Он заключается во введении в произведение фактора, который не встречается или невозможен в реальном мире, в котором живёт читатель, либо герои произведения. Действие рассказа происходит в далеком будущем во время войны. Главный герой, Георгий Простырев, получает ранение и несколько дней находится без сознания. В этом состоянии к нему приходит Земля и рассказывает ему о тех страданиях, которые приходится ей пережить.
«-Не надо! Перестаньте! Разве вы не видите, как я страдаю из-за вас! - рыдала перед Простиревым очень странная женщина. Ее слезы с неимоверной быстротой падали вниз.
На женщину было очень больно смотреть! Все ее тело покрыто страшными синяками, волосы жидкие и едва заметные, словно их и вовсе нет. А про одежду и говорить нечего, любой оборванец на ее фоне покажется модным богачом. Женщина была то ли больна, то ли сильно истощена. Ее голубые, как небо, глаза глубоко впали, оставив лишь отблеск бывалой красоты.
-Кто вы? Что вам надо от меня?- спросил Георгий Андреевич.
-Помилуй же! Неужели ты еще не догадался! Я - та самая, без которой вам и секунды на этом свете не прожить! Я - все то, что вам необходимо, чтобы существовать счастливо и здорово!- чуть ли не кричала женщина. - Я - Земля ваша!
Слезы ее были так горьки, что и Простирев поневоле заплакал. Женщина вызвала в нем неугасимую печаль и жалость к ней.
-Я ничего... но ведь я люблю вас, несмотря на все то, что вы причинили мне. Вы погибните вместе со мной, - продолжала реветь Земля.
- Что? Что мне нужно сделать, чтобы этого не случилось? - растерялся заплаканный Простирев.
-Прекрати эту безжалостную войну! Посади деревьев больше, да перестань загрязнять меня. Тогда ты еще сможешь спасти меня и всех людей на свете.
После сказанных слов женщина исчезла. И Георгий Андреевич очнулся».
Куницына Лидия
Чем заканчивается рассказ, можно узнать после прочтения книги автора Куницыной Лидии. А мы шагаем дальше.
Шаг 3. Пастиш, или ироническое фэнтези. Этот жанр стал популярен в России в конце 90-х годов 20 века благодаря книгам фантаста Андрея Белянина. Пасти́ш (фр. pastiche: -попурри) — вторичное литературное произведение, являющее собой продолжение либо иную сюжетную версию первичного (авторского) с сохранением авторского стиля, персонажей, антуража, времени действия и т. д. В отличие от стилизации и так называемых фанфиков, позволяющих более вольно трактовать исходный материал, пастиш предъявляет более жёсткие критерии к автору с точки зрения введения дополнительных персонажей и развития сюжета.
Всем нам известно великолепное произведение М.Е.Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил». А если вдруг на необитаемом острове сегодня окажутся учащиеся, например, 10 класса. Что будет? Задали мы такой вопрос и попытались ответить:
«Наступил вечер. Благодаря урокам ОБЖ и уму Мишки Шарова был разведён костёр. За целый день никто так и не придумал, как вернуться домой. Всем ужасно хотелось пить! Осмелившаяся Лида напилась воды из какого-то странного водоёма, по крайней мере, она сама так сказала. От большой усталости половина ребят просто-напросто улеглись где попало и уснули. Артём внимательно наблюдал за звёздами, Яна будто бы была занята этим же, но оказалась самой внимательной и увидела, как какая-то странная и огромная звезда приближается к нам. «Ох ты ж, блин! Это Светлана Геннадьевна на своей «шевролюхе» летит! Летит за нами!» - восторженно кричала Маринка Суворова. На землю приземлился автомобиль, из которого и вылезла наша классная. Она благополучно взяла всех нас и отвезла домой.
Что же это было, спросите вы? Дурной сон или бред больного воображения? Кто в этом виноват? Ответить трудно…»
Помыткин Иван
В этом же жанре написана книга автора Анны Мормышевой «Странная вещь – сказка…», героями которой являются мальчик Дима, Белый Кролик (герой произведения Л.Кэррола «Алиса в стране чудес»), автор использует детали английской народной сказки «Джек и бобовый стебель», участником сказки является Питер Пэн, персонаж шотландского автора Джеймса Барри, ученица придумала отравленные бабмуховые яблоки, волшебную страну, которую нужно спасти от Злой королевы, и ещё много-много интересных приключений, которые вы пройдёте с героями, прочитав эту книгу.
Шаг 4. Стилизация. Одним из сложнейших жанров, в котором пока у меня поработали только два автора, является стилизация. СТИЛИЗАЦИЯ - произведение сознательно написанное по какому-нибудь примеру или образцу и повторяющее до мельчайших подробностей его приемы. В 10 классе мы изучаем роман И. А. Гончарова «Обломов». Словесники знают, как тяжело дети сейчас читают классику. Мы решили, что к прочтению романа можно привлечь детей, если обратить внимание на юмор писателя. Когда же была создана книга ученицей Анной Губиной «Смеяться разрешается», то я предложила ей написать «Сон Захара». Каково же было моё изумление, когда ученица не просто описала быт и жизнь барина глазами слуги, который видит этот сон перед самой смертью, но и выдержала стилистику писателя И. А. Гончарова. Ещё одну стилизацию написал Шестопёров Александр по роману «Преступление и Наказание»
«Так… кто же… убил?.. - спросил он, не выдержав, задыхающимся голосом.
- Видите ли, голубчик Родион Романович, я долго-с размышлял, как умерла Марфа Петровна, где был Аркадий Петрович…
Дыхание Раскольникова становилось проще, легкий бред начинал сходить.
- История этого убийства была для меня загадочна, так же, как убийство той старухи-процентщицы. И знаете, да впрочем-с я догадываюсь, вы раскусили меня, ведь я подозревал вас в убийстве. Но дело пошло не так, как хотелось бы мне, буквально вчера-с в полдень ко мне пришел сударь и сообщил мне довольно интересную историю, правда, верить в которую я не решался, не услышав схожие события. Помните, когда вы (как я понимаю в бреду-с) позвонили в колокольчик процентщице?
Дыхание Раскольникова, снова стало тяжелым. – Что же вы меня мучаете… Если вы знаете, кто убийца, скажите прямо, а коли вы подозреваете меня, то делайте все по форме, начните же с повестки!
-Что же вы, милок, горячитесь так-с. Порфирий Петрович встал, подошел к столу и , взяв в руки стакан, начал наливать воду. Вдруг дверь открылась. В комнату зашёл довольно еще молодой господин Z.
Порфирий Петрович стал приглашать Z в комнату.
–Заходите, не стесняйтесь…
Раскольников уже хотел выгнать всех, но был перебит…
- Родион Романович, вы же не выгоните нас? ... произошло некоторое затишье…Это тот самый человек, о котором-с я вам и рассказывал! Он поведает нам важнейшие детали-с!»
Данная стилизация заканчивается тем, что убийцей оказывается Свидригайлов.
Шаг 5: Новелла (итал. novella — новость) — основной жанр малой повествовательной прозы. Она восходит к фольклорным жанрам устного пересказа в виде сказаний или поучительного иносказания и притчи. По сравнению с более развёрнутыми повествовательными формами в рассказах не много действующих лиц и одна сюжетная линия (реже несколько) при характерном наличии какой-то одной проблемы.
Типичная структура классической новеллы: завязка, кульминация, развязка. Ещё романтики начала XIX века ценили в новелле неожиданный «соколиный» поворот. В это жанре была создана новелла «Два друга», автор Куницына Лидия. События происходят в наши дни. Два мальчика помогают взрослому человек, Фёдору Емельянову, вернутся к людям из леса, где он долгое время жил отшельником. Почему это произошло – вот в это как раз и кроется соколиный поворот. Конечно, в каждом произведении я стараюсь сохранить авторство, стиль ребёнка. Не обходится и без курьёзов. Например, в этом рассказе автор пишет «Егор Белин выглядел моложе Федора Васильевича, он был ухожен и опрятно одет. Двухдневная щетина и едва морщинистое лицо придавали ему еще большей молодости, хотя он и был на четыре года старше дяди Федора».
Но данном рассказе есть и поучительная концовка: «На примере этой истории жизни, мы поняли, что не нужно делать поспешные выводы о людях, и прежде чем что-то сделать, нужно хорошенько подумать о последствиях. Берегите друзей и будьте счастливы!»
Так оптимистично заканчивает автор свой рассказ.
Шаг 6: «Кро́хотки» — цикл миниатюр в прозе Александра Солженицына. Некоторые литературоведы относят эти произведения к жанру «стихотворения в прозе». Мы решили последовать примеру писателя и создать свои крохотки. Темы «Поздняя осень», «Зимний лес», «Рассказ камня», «Помощники природы» - по своему содержание - это небольшие зарисовки, которые позволяют услышать голос природы.
(зарисовка Тимшиной Лады)
Шаг 7: Хелпики. Этот литературный жанр новый, в переводе с английского означает помощники. Чем же может детская литература помочь юному читателю? Например, объяснить правила дорожного движения:
Перекрёсток, переход
Здесь гурьбой идёт народ.
Ты, водитель, не спеши.
Пешехода пропусти!
Автор Устинова Юлия
Или рассказать, какое значение имеет для человека сердце, как это сделала Куницына Лидия в произведении «Дети Сердца». А вот автор Панова Светлана затрагивает экологические проблемы в своём произведении «Беда большого моря», где Нептун и морские жители вместе с людьми спасали водоём.
Отзывы: Наши созданные книги были презентованы ученикам, и вот какие отзывы мы получили:
«Мои одноклассники - писатели имеют талант. Я с удовольствием буду читать их книги». Шабалина Диана
«Быть писателем – это очень интересно. Удивлять людей своими мыслями, заставлять их размышлять над прочитанным. Я тоже хочу попробовать себя в роли писателя». Маскин Павел
«Писать сказки, рассказы, повести – это прекрасно! Я рада, что в нашем классе так много талантов. Очень реалистично пишет Ваня, душевные истории рассказывает Лида. Спасибо им». Мормышева Анна
«Мне очень понравилась идея создания книг. Ребята талантливые и у них замечательные произведения. Лида Куницына – будущий писатель». Яганова Кристина.
«Очень хочу прочитать продолжение истории «Конец войны – 2069 года». Вообще, я люблю фантастику, меня потрясло то, что её могу сочинять ребята из моей школы. Жду новых книг». Марусейцев Андрей
«Мне очень понравились книги. Радует то, что в нашей школе есть такие великолепные писатели, и они не останавливаются на достигнутом! А самое главное, что у меня проснулось вдохновение, которое погибло в 6 классе!» Градобоев Данил
«Мне очень понравились книги. Когда я читала, то подумала. А может мне тоже стать школьным писателем?» Казакова Лика.
Результат: работая над созданием текстов, мы, конечно, участвовали в конкурсах. Например, областной конкурс «Сказки красивого сердца» в номинации фантастический рассказ нам принёс призовое место, в районном конкурсе «За безопасность дорожного движения» в 2014 году стали призёрами, а в 2015 году – победителями, в конкурсе «Сердце как арт –объект» получили призовое место, в районном конкурсе «Живая Земля» в 2015 году по двум номинациям стали победителями. В областном конкурсе «Твои первые шаги в науке» стилизация Анны Губиной принесла призовое место.
Исходя из вышесказанного, хочу сделать вывод: все шаги, которые я перечислила – это только начало большой и продуктивной работы под названием «писательский труд». Кто-то возразит и скажет, что в своих произведениях дети не сказали ничего нового, но как писал французский писатель Жан Ростан : «Настоящий писатель поражает нас, сказав то, что мы знали всегда». А кто-то с сомнением пожмёт плечами и подумает о том, что писательство сегодня не модно, но впереди у детей жизнь, а «В диалоге с жизнью важен не её вопрос, а наш ответ», - так говорила Марина Цветаева. И мне кажется, что писательство – это хороший ответ на жизненный вопрос!
Спасибо за внимание.
12
Бурых Елена Владимировна
Селиванова Галина Геннадьевна