Дидактические игры
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа г. Саянска»
Дидактические игры
для уроков социально-бытовой ориентировки
Составила: учитель СБО
Максимец И.Ю.
Саянск 2024 г
Дидактические игры для уроков социально-бытовой ориентировки
Особенности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья требуют применения разнообразных методов и средств обучения, с тем, чтобы предотвращать наступление переутомления и повышать мотивацию и работоспособность. Поэтому мной были разработаны дидактические игры по разделам, рекомендуемые для проведения на уроках социально-бытовой ориентировки.
Итак, игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в ней реализуется потребность воздействия на мир. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Использование игр создаёт учебную мотивацию, позволяет воспитывать наблюдательность, умение работать в группе, слушать и слышать других. Дети становятся более свободными и независимыми, самостоятельными и ответственными, творческими, активными.
Дидактические игры применяю как один из ведущих методов обучения при работе над многими темами, особенно теми, в которых затруднено проведение практических работ. Провожу их на этапе, закрепления какого- либо материала.
Цель:
- формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи
Задачи:
Стимулирующие
- создание мотивации, эмоциональной вовлеченности, познавательного интереса;
Образовательные
-расширение объема информации, практическое использование знаний, формирование конкретных предметных умений;
Развивающие
-развитие воображения, памяти, мышления, развитие лидерских качеств, навыков коммуникаций;
Воспитывающие
-воспитание нравственных качеств, формирование ценностей, уважительного отношения к другим участникам;
Релаксационные
-снижение физических и психических нагрузок, создание положительного эмоционального подъема.
Разработала систему игр и считаю их проведение целесообразно для закрепления знаний по той или иной теме.
Тема | Дидактическая игра |
Жилище | «Где был Буратино». «Будь внимателен». «Не ошибись». «Четвёртый лишний». «Посмотри и запомни». «Чего не стало?». «Что изменилось?». «Цепочка». «Новоселье у Буратино». «Найди ошибку». |
Питание | «Посмотри и запомни». «Чего не стало?». «Что изменилось?». «Цепочка». «Кто больше назовёт (или запишет) продуктов?». «Найди ошибку». «Волшебный мешочек». «Магазин». «Четвёртый лишний». «Наведи порядок». «Не ошибись!». «В магазине». «Назови слово». «Найди такой же предмет». «Найди ошибку». |
Одежда | «Одень-ка!». «Что лишнее?». «Показ мод». «Посмотри и запомни». «Чего не стало?». «Что изменилось?». «Найди ошибку». «Магазин». «Покупка одежды». |
Обувь | «Встань-ка». «Кто что купил?» («Что купили?). «Показ мод». «Выставка обуви». «Магазин». «Покупка обуви». «Найди своё место». «Помоги выбрать обувь». |
Транспорт | «Транспорт». «Что лишнее?». «Чего не стало?». «Что изменилось?». «Выставка машин» («На стоянке»). «Цепочка». «Назови слово». «Наведи порядок в гараже». «Найди ошибку». |
Торговля | «Завезём товары в магазин». «Где это можно купить?», «Что здесь можно купить?». «Виды магазинов». «Найди ошибку». |
Тема: Жилище.
«Где был Буратино?»:
Педагог сообщает детям, что к ним приходил гость: «Я вам расскажу, что видел Буратино в нашем интернате. А вы будете отгадывать, в какие помещения он заходил. Буратино заглянул в помещение, где пели и танцевали дети. Где был Буратино?».
Педагог называет или (показывает изображения) один или несколько предметов. Дети должны догадаться и ответить (или показать на изображении), в каком помещении Буратино видел этот предмет.
«Будь внимателен»:
Педагог называет, показывает предметы, а дети хлопают в ладоши на названия тех предметов, которые находятся в классе (спальне, других помещениях).
Педагог обращается к детям: «сейчас я буду называть, показывать предметы, которые есть в классе, а вы повторяйте за мной, если согласны:
- Парта – в классе!
- Стол – в классе!
- Доска – в классе!
Педагог называет четыре-пять предметов и показывает их изображения, которые находятся в определённом помещении. Среди этих предметов есть лишний. Дети должны ответить, какой предмет лишний (например: «В нашем классе есть парты, стол, стул, доска, кровать. Правильно?»).
«Не ошибись!»:
Педагог предлагает детям выбрать из набора рисунков только те, которые относятся к мебели (либо школьным или домашним помещениям).
«Четвёртый лишний»:
Педагог предлагает детям три изображения предметов мебели + одно изображение домашнего помещения и т. п. Нужно исключить лишнее изображение.
«Посмотри и запомни»:
Педагог предлагает детям посмотреть на стол и запомнить расположенные там предметы мебели (из игрушечного набора) или изображения мебели либо помещений на наборном полотне. Затем дети отворачиваются от стола (или наборного полотна) и называют предметы (или изображения), которые они запомнили.
Называть предметы (изображения) может один ученик, а остальные его дополняют при необходимости, или каждый ребёнок называет по одному предмету.
«Чего не стало?»:
Материалы те же, что и в игре «Посмотри и запомни» (мебель, помещения).
Дети закрывают глаза. Педагог (либо 1 из учащихся) убирает один-два предмета (или изображения). Дети открывают глаза и называют, что исчезло.
«Что изменилось?»:
Материалы те же, что и в предыдущей игре. Когда дети закрывают глаза, педагог меняет предметы (или изображения) местами или добавляет один-два предмета (или изображения). Дети открывают глаза и называют, какие произошли изменения.
«Цепочка»:
Ученик называет один предмет мебели (или помещение), другой ученик повторяет это слово и добавляет своё – тоже название предмета мебели (или помещения) и т. д.
«Новоселье у Буратино»:
Педагог сообщает детям, что Буратино получил новую квартиру и надо помочь ему её обставить. Учащиеся выбирают мебель для каждого помещения квартиры (из набора кукольной мебели или из рисунков), называют каждый предмет мебели и рассказывают о его назначении.
«Найди ошибку»:
Педагог предлагает детям внимательно послушать и посмотреть на табличку с надписью, как он или какой-нибудь сказочный персонаж (например, Незнайка) будет называть помещения (или предметы мебели). При этом намеренно допускаются ошибки (например, вместо «стул» говорится «стол», а показывается картинка – стул). Дети должны найти ошибки и исправить их.
Тема: Питание.
«Посмотри и запомни»:
По аналогии по теме: «Жилище», только с продуктами питания.
«Чего не стало?»:
По аналогии по теме: «Жилище», только с продуктами питания.
«Что изменилось?»:
По аналогии по теме: «Жилище», только с продуктами питания.
«Цепочка»:
По аналогии по теме: «Жилище», только с продуктами питания.
«Кто больше назовёт (или запишет) продуктов?»:
Можно проводить как соревнование между отдельными детьми и между группами детей (между бригадами, командами), между мальчиками и девочками.
«Найди ошибку»:
По аналогии по теме: «Жилище», только с продуктами питания.
«Волшебный мешочек»:
Дети рассматривают и называют продукты, которые лежат на столе (овощи, фрукты, хлебобулочные изделия, конфеты и др.). Затем эти продукты помещаются в мешочек. Дети по очереди отгадывают по одному продукту из «волшебного мешочка», определяя его на ощупь;
Дети предварительно не рассматривают продукты, которые находятся в «волшебном мешочке». Нащупав в мешочке какой-нибудь продукт, ученик называет его и после этого достаёт из мешочка. Дети отмечают, правильно ли их товарищ назвал продукт;
Ученику предлагается найти среди продуктов в «волшебном мешочке» заданный продукт (например: «Достань морковь», «Найди и достань из мешка сушку»);
Педагог, опустив руку в мешок и нащупав один из продуктов, рассказывает детям о нём. Описанный продукт достаётся, если дети узнают его по описанию. Устное описание сопровождается письменным. У педагога заранее заготовлены таблицы.
«Магазин»:
Наборное полотно – словно полки магазина (две-три полки). На каждой полке размещены продукты.
Детям предлагается назвать продукты, которые продаются в этом магазине (например: «Сколько полок в магазине?», «Что находится на нижней (верхней) полке?», «Сколько яблок в магазине?», «На какой полке они лежат?» и т. п.).
Потом педагог сообщает, что в магазин приходил какой-либо игровой персонаж и купил некоторые продукты. При этом часть рисунков незаметно прячется. Дети должны внимательно посмотреть на «прилавки» и сказать, что купил этот персонаж в магазине.
Усложнённый вариант игры: продукты, которые остались в магазине после посещения героя, меняются местами на своей полке или помещаются на другие полки.
Игра может продолжаться до тех пор, пока покупатели не раскупят все товары. Роли покупателей могут выполнять и сами дети.
«Четвёртый лишний»:
Педагог предлагает детям выбрать три изображения продуктов + одно изображение посуды (или другой группы предметов); три изображения, например, молочных продуктов + одно изображение мясного продукта и т.д.
В данной игре можно использовать натуральные продукты, муляжи, изображения, слова (усложнённый вариант).
«Наведи порядок»:
В этой игре также могут использоваться как натуральные продукты, муляжи и изображения, слова. Предлагаем игру на примере картинного материала.
На наборном полотне (на доске или у каждого ученика на парте) находятся в беспорядке рисунки двух (или более) групп предметов.
Педагог предлагает детям поделить рисунки на группы, определив при этом количество групп, назвав эти группы и обозначив, в какую сторону надо поставить (положить) рисунки каждой группы (например: «Разложите рисунки на две группы – продукты и посуда. Слева поставьте (положите) рисунки, которые относятся к продуктам, справа – к посуде»);
Педагог определяет только количество групп, на которые надо поделить рисунки, не называя их. После выполнения дети рассказывают, почему одни рисунки разместили вместе слева, а другие выделили в отдельную группу справа (может быть и три-пять групп, например, при делении продуктов на молочные, мучные, мясные, овощи, фрукты);
Учащимся предлагается самостоятельно поделить имеющиеся рисунки на группы (без определения педагогом групп и их количества);
Среди рисунков двух групп предметов (например: продуктов и посуды; овощей и фруктов) находится рисунок третьей группы. Дети не должны отнести его ни к одной группе.
«Не ошибись!»:
Педагог предлагает детям выбрать из набора рисунков только те, которые относятся к продуктам (или какой-либо группе продуктов);
Педагог называет слова, показывает изображения и предлагает детям хлопать в ладоши, когда произносится слово-название и показывается изображение продукта (или только продуктов какой-либо группы);
«В магазине»:
На столах-прилавках «магазина» размещены продукты по группам (либо их изображения, либо названия на доске). Педагог предлагает учащимся по набору продуктов определить каждую группу и положить соответствующие таблички с названиями на столы (или разместить их на доске). Как дополнительное задание можно предложить детям дополнить каждую группу соответствующими продуктами (натуральными, их изображениями или названиями);
В каждой группе продуктов имеется один лишний продукт из другой группы (например, среди молочных продуктов - колбаса). Дети должны определить, какой продукт «заблудился» и помочь ему найти свою группу («семью»);
На столах или на доске расположены таблички с названиями групп продуктов. Дети должны разместить продукты (натуральные, либо их изображения, слова-названия) в соответствующей группе. Это может осуществляться несколькими способами:
дети размещают предлагаемые им продукты (натуральные, муляжи, изображения) соответственно группам: «Какие продукты относятся к этой группе?». Педагог может называть продукты, а дети определяют, к какой группе они относятся;
после размещения в каждой группе двух-четырёх продуктов педагог может предложить детям продолжить выполнение задания, ответив на вопрос: «Какие продукты этой группы вы ещё знаете?» или «Какие ещё молочные продукты вы знаете?».
Эта игра может проводиться как игра-соревнование.
«Назови слово»:
Игра проводится как соревнование между группами детей. Педагог предлагает назвать предметы определённой группы (например: продукты; мясные продукты; овощи). Каждая группа по очереди называет по одному предмету. Слова не должны повторяться. Если какая-либо группа детей не назвала слова, она пропускает ход. Игра продолжается, пока называются слова. В конце подсчитывается. Сколько предметов назвала каждая группа учащихся;
Педагог называет обобщающее слово определённой группы продуктов, а дети, к которым он обращается, называют предмет названной группы (например: «Продукты!» - «Сыр, хлеб»; «Молочные продукты!» - «Молоко, кефир»). Или наоборот: педагог называет продукт, а ребёнок к которому он обращается, определяет группу, к которой относится названный продукт. Игра может проводиться с помощью мяча: отвечает тот ученик, которому бросили мяч;
В процессе игры педагог меняет задания: называет то обобщающее слово, то отдельный продукт какой-либо группы.
«Найди такой же предмет»:
Педагог называет обобщающее слово, а дети выбирают из набора соответствующий рисунок или все рисунки названной группы;
Педагог показывает изображение какого-нибудь продукта. Детям предлагается найти рисунок (либо все рисунки) той же группы предметов (например, продуктов или продуктов определённой группы) и показать или поставить рядом с рисунком, который показывал педагог. Потом педагог спрашивает детей, каким обобщающим словом можно назвать предметы, изображённые на рисунках.
«Найди ошибку»:
Педагог предлагает детям внимательно послушать Буратино и сказать, правду он говорит или нет (например: «Хлеб, колбаса, сыр, масло – это посуда», «Морковь, огурец, свёкла – это молочные продукты»);
Буратино неверно выполняет задание «Четвёртый лишний». Дети должны найти и исправить ошибки;
Буратино неверно выполняет задание «В магазине» (например: неправильно размещает таблички с названиями групп продуктов; неверно наполняет продуктами предложенные группы).
Тема: Одежда.
«Одень-ка!»:
Для игры нужны куклы и наборы кукольной одежды (можно использовать вырезанные из бумаги материалы):
Учащимся предлагается одеть куклу в называемую педагогом одежду.
Учащимся предлагается одеть куклу по своему усмотрению. А потом назвать надетые на неё предметы одежды.
«Что лишнее?»:
Среди четырёх-пяти предметов одежды находятся три-четыре предмета одного наименования и один – другого (например: три платья и один сарафан; три куртки и один плащ; трое брюк и одни шорты). Педагог просит исключить из группы неподходящий к остальным предмет и объяснить, почему он к ним не подходит.
«Показ мод»:
Дети называют одежду, надетую на куклах или на детях (можно использовать рисунки, кукол из бумаги).
«Посмотри и запомни»:
По аналогии по теме: «Жилище», только с предметами одежды.
«Чего не стало?»:
По аналогии по теме: «Жилище», только с предметами одежды.
«Что изменилось?»:
По аналогии по теме: «Жилище», только с предметами одежды.
«Найди ошибку»:
По аналогии по теме: «Жилище», только с предметами одежды.
«Магазин»:
По аналогии по теме: «Питание», только с предметами одежды.
«Покупка одежды»:
Ребёнку предлагается купить в «магазине» одежду для занятий спортом (праздничную, повседневную и др.).
Тема: Обувь.
«Встанька!»:
Педагог называет какую-либо обувь, а дети, у кого на ногах есть такая обувь, должны встать.
На доске размещены надписи-наименования обуви. Детям нужно определить, обувь какого наименования находится у них на ногах, и встать.
«Кто что купил?» («Что купили?»):
Педагог сообщает детям, что некоторые персонажи (например, лиса, медведь и заяц) «купили» себе обувь. Эти покупки находятся в предъявленной группе обуви (могут быть натуральные образцы либо изображения). перед персонажами ставятся пустые коробки для обуви с надписями (например: «сапоги», «тапочки», «ботинки»). Дети должны найти и положить в коробки обувь, которую купили эти персонажи.
«Показ мод»:
Называние детьми обуви, надетой на куклах или на детях (можно использовать рисунки).
«Выставка обуви»:
Педагог предлагает детям посмотреть на выставку обуви (могут использоваться натуральные образцы либо их изображения). Затем дети отворачиваются и называют обувь, которую они видели на выставке. Называть может один ученик, а остальные его дополняют, если он что-либо не назвал; или же каждый ребёнок называет по одному наименованию обуви. Пока не будут названы все.
«Магазин»
По аналогии по теме: «Питание», только с обувью.
«Покупка обуви»:
Ребёнку предлагается «купить» в «магазине» обувь для спортивных занятий или домашнюю и т.д.
«Найди своё место»:
На полу раскладываются несколько гимнастических обручей (по количеству видов обуви) или выкладываются окружности ленточками (например, четыре обруча, если проводится игра на классификации обуви по материалу изготовления). Возле каждого обруча размещаются таблички с надписями-названиями видов обуви (например: «кожаная», «резиновая», «текстильная», «валяная»). Детям нужно определить, к какой группе относится их обувь и встать в соответствующий круг.
«Помоги выбрать обувь»:
Воспитанники должны помочь каким-либо игровым персонажам (это могут быть мальчик и девочка) выбрать из группы обуви (могут быть изображения) спортивную обувь или домашнюю. Эта игра может использоваться при изучении любых видов обуви.
Тема: Транспорт.
«Что лишнее?».
«Чего не стало?».
«Что изменилось?».
«Выставка машин», «На стоянке».
«Цепочка».
«Назови слово».
«Наведи порядок».
«Найди ошибку».
«Транспорт»:
Педагог называет какую-нибудь машину (например, автобус). Дети среди своих карточек находят соответствующую и показывают её.
Педагог даёт описание машины, но не называет её (например: «Эта машина перевозит письма, посылки»). Дети должны назвать рисунок или показать её рисунок.
Педагог показывает рисунок машины. Дети сигнальной карточкой определённого цвета (белого, синего или коричневого) сообщают, где работает эта машина (в воздухе, на воде или на земле). «Сигналами» можно обозначать также и другие виды транспорта: изображение человека – пассажирский транспорт, мешок – грузовой.
Дети выбирают из набора рисунков машин только те, которые работают на воде (на земле, в воздухе), которые перевозят людей, грузы.
Тема: «Торговля».
«Завезём товары в магазины»:
Предварительная работа. Педагог размещает на доске изображения витрин магазинов и предлагает воспитанникам по витринам определить названия этих магазинов. Дети выбирают из набора табличек нужные и размещают их над соответствующими витринами. Затем выбираются и располагаются возле названий условные обозначения этих магазинов – книга. Платье и т. п. Затем педагог предлагает детям назвать, какие товары можно купить в каждом из этих магазинов.
На доске располагается: названия магазинов, витрины, условные обозначения. Возможны варианты – любые два или один из названных трёх элементов.
У детей находятся картинки с изображениями различных предметов, которые продаются в данных магазинах. Воспитанникам необходимо «завезти» товары в соответствующие магазины – прикрепить картинки под названием (витриной, условным обозначением) магазина.
Вместо картинок можно использовать названия товаров на табличках, натуральные предметы, муляжи.
Среди имеющихся у детей картинок находятся и такие, которые в перечисленных магазинах не продаются.
У детей есть наборы картинок товаров (или их названий на табличках). Детям раздаются «магазины»: это могут быть названия магазинов на табличках или альбомные листы с написанным вверху каждого листа названием магазина. Из имеющегося набора «товаров» (картинок или названий предметов) воспитанники должны выбрать и «завезти» в предложенные им «магазины» товары: разместить на соответствующих альбомных листах либо под табличкой – названием магазина.
Задания могут быть одинаковыми для всех детей – предлагаются одни и те же магазины и наборы товаров – а могут и различаться - предлагаются разные магазины либо разные наборы товаров к одним и тем же магазинам. Например, для магазина «Одежда», у одного ребёнка в наборе картинок (или слов) могут быть платье, брюки, пальто, у другого – сарафан, майка, куртка, у третьего – платье, шуба, шорты.
«Где это можно купить?»:
Педагог называет предметы (или показывает натуральные предметы, муляжи, картинки), а дети говорят, в каком магазине их можно купить (или показывают табличку с названием магазина или его витрину, или условное обозначение).
«Что здесь можно купить?»:
Педагог показывает детям изображение магазина (табличку с названием, витрину или условное обозначение) или называет его, а учащиеся показывают рисунки тех предметов (или называют их), которые можно купить в этом магазине.
Педагог начинает предложение, а дети должны его дополнить словами-названиями товаров, которые можно купить в данном магазине (например, «Мама купила в хлебном магазине …», «Папа купил в цветочном магазине …», «Женя купил в магазине игрушек …», «Бабушка купила в овощном магазине …»).
«Виды магазинов»:
В классе сконструировано несколько магазинов (на столах, стульях). Например: развешана или разложена одежда детей – магазин «Одежда»; расставлены книги – магазин «Книги»; выставлены игрушки – магазин «Игрушки»; лежат печенье, сушки, хлеб, батон – магазин «Хлеб».
Детям нужно по набору товаров определить название магазина и разместить там соответствующую табличку. Затем можно предложить учащимся назвать. Какие ещё товары можно купить в данном магазине; дополнить выставку товаров в каждом магазине натуральными предметами – ручками, книгами, игрушками, шапкой или их картинками.
В каждом «магазине» есть предмет, не соответствующий товарам, продающимся в таком магазине. Дети должны найти неверно завезённые в магазины товары и вернуть их на место.
«Найди ошибку»:
Перепутаны витрины магазинов и их названия; названия магазинов и их условные обозначения; названия и размещённые в них товары; среди товаров есть не соответствующие виду магазина (например, в «Продуктах» - платье, в «Обуви» - канцелярские товары). Дети должны найти и исправить ошибки.
При проведении дидактических игр с детьми со сложной структурой дефекта на уроках социально-бытовой ориентировки мы рекомендуем педагогам:
чётко ставить задачи, которые необходимо решить с помощью игры;
использовать дидактические игры на любом этапе изучения темы;
использовать в дидактических играх на занятиях: натуральные предметы, игрушки, муляжи, модели, картинки, а также вербальный материал: слова, фразы, предъявленные на табличках;
игровые действия или игровые элементы могут и должны быть разнообразными:
- манипуляции с предметами, игрушками, моделями, картинками, табличками со словами, фразами: подбор; выбор; раскладывание по группам;
соотнесение предметов с изображениями, изображений с названиями; узнавание на ощупь;
- поиск и показ (предметов, изображений, слов);
- графические действия: подчёркивание, зачёркивание, вычёркивание, обведение, дорисовывание, запись слов;
осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся с использованием в одной и той же игре:
Разных материалов. Например, одному ребёнку даны натуральные предметы или игрушки, другому – картинки, третьему – записи слов.
Одного и того же материала, но с отличием способа подачи материала.
Например, материал названия предметов – может предъявляться по разному:
слова, записанные на отдельных табличках (ребёнок имеет возможность манипулировать ими);
слова, записанные на листе бумаги, на доске (ребёнок осуществляет выполнение задания без возможности манипулировать записями слов);
слова, произносимые педагогом.
Одинаковых материалов и способов их предъявления, но разными игровыми действиями с ними. Например: с использованием ряда натуральных предметов, игрушек или картинок можно предлагать ребёнку такие игровые действия:
убрать лишний предмет;
показать лишний предмет;
назвать лишний предмет.
Если в качестве материала – названия предметов, записанные на доске, то можно предложить такие действия:
зачеркнуть лишнее слово;
подчеркнуть лишнее слово;
обвести лишнее слово;
стереть с доски лишнее слово.
Разных формулировок задания. Формулировка задания может содержать в себе различной степени подсказку, помощь.
Виды заданий: разложить картинки на две группы: продукты и посуда (педагог при этом определяет (подсказывает) детям количество групп и какие это группы);
разложить эти картинки на две группы (подсказка сокращается, так как не указываются названия групп предметов);
разложить эти предметы на группы (подсказка отсутствует).
Дидактические игры на уроках СБО.
«Посмотри и запомни»
Педагог предлагает детям посмотреть на стол и запомнить расположенные там продукты (или рисунки продуктов на наборном полотне). Потом дети отворачиваются от стола и называют продукты, которые они запомнили. Называть может один ученик, а остальные его дополняют при необходимости; или каждый ребенок называет по одному продукту, пока не будут перечислены все. Инструкция может усложняться: дети должны называть продукты последовательно слева - направо (или наоборот).
«Что изменилось?».
Исходная ситуация та же, что и в предыдущей игре. Но, когда дети закрывают глаза, педагог меняет продукты местами или добавляет один - два продукта. Дети открывают глаза и говорят, какие произошли изменения.
«Цепочка».
Ученик называет один продукт, другой ученик повторяет это слово и добавляет свое - тоже название продукта.
«Кто больше назовет (или запишет) продуктов?».
Можно проводить как соревнование между отдельными детьми и между группами детей (между бригадами, командами), рядами, между мальчиками и девочками.
«Найди ошибку».
Педагог предлагает детям внимательно послушать, как он или какой-нибудь игровой персонаж будет называть продукт. При этом намеренно допускаются ошибки в виде перепутанного называния продуктов (например, огурец называется морковью, хлеб - пирогом). Вместо называния или наряду с ним, можно использовать таблички с надписями, Дети должны найти ошибки и исправить их.
«Волшебный мешочек»:
Дети рассматривают и называют продукты, которые лежат на столе (овощи, фрукты, хлебобулочные изделия, конфеты и др.). Затем эти продукты помещаются в мешочек. Дети по очереди отгадывают по одному продукту из «волшебного мешочка», определяя его на ощупь;
Дети предварительно не рассматривают продукты, которые находятся в «волшебном мешочке». Нащупав в мешочке какой-нибудь продукт, ученик называет его и после этого достает из мешочка. Дети отмечают, правильно ли их товарищ назвал продукт;
Ученику предлагается найти среди продуктов в «волшебном мешочке» заданный продукт (например: «Достань морковь», «Найди и достань из мешка сушку»);
Педагог, опустив руку в мешок и нащупав один из продуктов, рассказывает детям о нем. Описанный продукт достается, если дети узнают его по описанию.
«Магазин».
Наборное полотно - словно полки магазина (две-три полки). На каждой полке размещены продукты. Детям предлагается назвать продукты, которые продаются в этом магазине (например: «Сколько полок в магазине?», «Что находится на нижней (верхней) полке?», «Сколько яблок в магазине?», «На какой полке они лежат?»). Потом педагог сообщает, что в магазин приходил какой-либо игровой персонаж (например: Буратино, Серый Волк) и купил некоторые продукты. При этом часть рисунков незаметно прячется. Дети должны внимательно посмотреть на «прилавки» и сказать, что купил этот персонаж в магазине.
Усложненный вариант игры: продукты, которые остались в магазине после посещения героя, меняются местами на своей полке или помещаются на другие полки.
Игра может продолжаться до тех пор, пока покупатели не раскупят все товары, Роли покупателей могут выполнять и сами дети.
«Четвертый лишний».
Педагог предлагает детям выбрать три изображения продуктов + одно изображение посуды (или другой группы предметов); три изображения, например, молочных продуктов + одно изображение мясного продукта и т. д. В данной игре можно использовать натуральные продукты, муляжи, изображения, слова (усложненный вариант).
«Наведи порядок».
В этой игре также могут использоваться как натуральные продукты, муляжи, так и изображения, слова. Опишу игру на примере использования картинного материала. На наборном полотне (на доске или у каждого ученика на парте) находятся в беспорядке рисунки двух (или более) групп предметов.
Педагог предлагает детям поделить рисунки на группы, определив при этом количество групп, назвав эти группы и обозначив, в какую сторону надо поставить (положить) рисунки каждой группы (например: «Разложите рисунки на две группы - продукты и посуда. Слева поставьте (положите) рисунки, которые относятся к продуктам, справа - к посуде»);
Педагог определяет только количество групп, на которые надо поделить рисунки, не называя их, После выполнения дети рассказывают, почему одни рисунки разместили вместе слева, а другие выделили в отдельную группу справа (может быть и три-пять групп, например, при делении продуктов на молочные, мучные, мясные, овощи, фрукты);
Учащимся предлагается самостоятельно поделить имеющиеся рисунки на группы (без определения педагогом групп и их количества);
Среди рисунков двух групп предметов (например: продуктов и посуды; овощей и фруктов) находится рисунок третьей группы. Дети не должны отнести его ни к одной из групп.
«Не ошибись!»:
Педагог предлагает детям выбрать из набора рисунков только те, которые относятся к продуктам (или к какой-либо группе продуктов).
Педагог называет слова (или показывает изображения) и предлагает детям хлопать в ладоши, когда произносится слово-название (или показывается изображение) продукта (или только продуктов какой-либо группы);
«Назови слово»:
Игра проводится как соревнование между группами детей.
Педагог предлагает назвать предметы определенной группы (например: продукты; мясные продукты; овощи). Каждый ряд по очереди называет по одному предмету. Слова не должны повторяться. Если какая-либо группа детей не назвала слова, она пропускает ход. Игра продолжается, пока называются слова. В конце подсчитывается, сколько предметов назвала каждая группа учащихся;
Педагог называет обобщающее слово определенной группы продуктов, а дети, к которым он обращается, называют предмет названной группы (например: «Продукты!» - «Сыр, хлеб»; «Молочные продукты!» - «Молоко, кефир»). Или наоборот: педагог называет продукт, а ребенок, к которому он обращается, определяет группу, к которой относится названный продукт. Игра может проводиться с помощью мяча: отвечает тот ученик, которому бросили мяч;
3. В процессе игры педагог меняет задания: называет то обобщающее слово, то отдельный продукт какой-либо группы.
«Найди такой же предмет»:
Педагог называет обобщающее слово, а дети выбирают из набора соответствующий рисунок или все рисунки названной группы;
Педагог показывает изображение какого-нибудь продукта. Детям предлагается найти рисунок (либо все рисунки) той же группы предметов (например, продуктов или продуктов определенной группы) и показать или поставить рядом с рисунком, который показывал педагог. Потом педагог спрашивает детей, каким обобщающим словом можно назвать предметы, изображенные на рисунках.
«Найди ошибку»:
Педагог предлагает детям внимательно послушать Буратино и сказать, правду он говорит или нет (например: «Хлеб, колбаса, сыр, масло - это посуда», «Морковь, огурец, свекла - это молочные продукты»);
Буратино неверно выполняет задание «Четвертый лишний». Дети должны найти и исправить ошибки;
Буратино неверно выполняет задание «В магазине» (например: неправильно размещает таблички с названиями групп продуктов; неверно наполняет продуктами предложенные группы).
«В магазине»:
На столах-прилавках «магазина» размещены продукты по группам (либо их изображения, либо названия на доске). Педагог предлагает учащимся по набору продуктов определить каждую группу и положить соответствующие таблички с названиями на столы (или разместить на доске), Как дополнительное задание можно предложить детям дополнить каждую группу соответствующими продуктами (натуральными, их изображениями или названиями);
В каждой группе продуктов имеется один лишний продукт из другой группы (например, среди молочных продуктов - колбаса).
Дети должны определить, какой продукт «заблудился» и помочь ему найти свою группу («семью»);
На столах или на доске расположены таблички с названиями групп продуктов. Дети должны разместить продукты (натуральные либо их изображения, слова-названия) в соответствующей группе.
Это может осуществляться несколькими способами: дети размещают предлагаемые им продукты (натуральные, муляжи, изображения) соответственно группам: «Какие продукты относятся к этой группе?». Педагог может называть продукты, а дети определяют, к какой группе они относятся; педагог загадывает загадку, отгадав которую дети вписывают название продукта в соответствующую графу, или выбирают табличку с соответствующей записью, либо находят изображение продукта или сам продукт, размещая его на соответствующем столе.
После размещения в каждой группе двух-четырех продуктов педагог может предложить детям продолжить выполнение задания, ответив на вопрос: «Какие продукты этой группы вы еще знаете?» или «Какие еще молочные продукты вы знаете?».
Эта игра может проводиться как игра-соревнование.
«Мы готовим»:
Каждому ребенку дается задание: отобрать («купить») в «магазине» продукты (натуральные или их изображения), необходимые для приготовления какого-либо блюда. При этом возможны ситуации, когда одинаковые задания будут у нескольких детей. В данном случае представляет интерес сравнение выполнения одинакового задания разными детьми. Воспитанникам предлагается из ряда продуктов (натуральных или их изображений) отобрать в одну миску те, из которых можно приготовить одно блюдо, в другую - другое (например, для супа и
компота).
Игра может быть усложнена (если позволяют возможности детей) тем условием, что дети сами составляют меню для завтрака (обеда, ужина, сладкого стола).
НЕСТАНДАРТНЫЕ ИГРЫ.
ДОМ, ГДЕ ЖИВЕТ ЛЮБОВЬ
Попросите детей представить, что им необходимо построить из волшебных кирпичиков-добродетелей дом для феи любви. Каждый кирпичик — какое-либо качество. Дети должны перечислить эти качества и нарисовать дом, который они из них построят.
Д ЕТИ И МАМА
Дети встают в круг. Педагог с мячом — в центре круга. Поочередно он бросает мяч детям и задает какой-либо вопрос о маме, например: «Нужно ли советоваться с мамой?» Если ребенок считает, что нужно, он ловит мяч; если, по его мнению, с мамой советоваться не нужно, он пропускает мяч. Если кто-либо не согласен с мнением того или иного ребенка, игра останавливается, и все обсуждают этот вопрос.
• Нужно ли скучать по маме?
• Нужно ли постоянно ждать от мамы подарки?
• Нужно ли жалеть маму?
• Нужно ли хвалить маму?
• Нужно ли интересоваться делами мамы?
• Нужно ли утаивать от мамы правду, чтобы
не расстраивать ее?
ФАМИЛЬНОЕ ДЕРЕВО
Попросите детей нарисовать свое фамильное дерево. Объясните, что фамильное дерево должно включать имена всех известных детям родственников.
Для выполнения этого задания попросите детей в течение двух недель собирать о своей семье подробную информацию и приложить все усилия, чтобы как можно
больше узнать о людях, давших начало их семье. Дети также могут указать профессии и места рождения своих родственников. Дерево следует строить, начиная с корня, располагая имена родственников последовательно.
Затем попросите детей ответить на вопросы:
• В вашем роду больше женщин или мужчин?
• Живут ли члены вашей семьи в одном городе, или они живут в разных местах?
• С какими из них вы поддерживаете дружеские отношения, и почему?
• Если бы вы устроили торжество и пригласили всех своих родственников, кто из них пришел бы на это торжество?
• Как вы думаете, важно ли поддерживать дружеские отношения со всеми своими родственниками?
Моделирование реальных ситуаций
Ситуация 1. Мама ушла к соседке с младшим братишкой. Оттуда звонит и просит принести белье, чтобы перепеленать ребенка. Боря собирает белье и несет к соседке.
Ситуация 2. Мама выкупала ребенка и просит дочь помочь ей одеть и запеленать малыша.
Ситуация 3. Мама собралась с малышом в поликлинику и просит Гену собрать ей на смену одежду и белье для маленького.
Ситуация 4. Бабушка обращается к внуку и говорит: «Что-то плачет наша Машенька, не мокрая ли она? Посмотри, смени подгузник».
Ситуация 5. Лето, тепло. Мама просит Машу погулять с малышом и взять все нужное с собой, чтобы не заходить домой. Маша взяла воды, соску, погремушку. Что она забыла?
Ситуация 6. Вася остался дома с младшей сестренкой. Через некоторое время она стала кричать. Вася дал ей попить — кричит, покачал — кричит, дал соску - кричит. Что еще надо сделать
Шкавро Светлана Анатольевна