Дидактические игры
Тема: Логические задачи урок№1-2
Тип урока: урок обобщения знаний с применением интерактивного оборудования
Создать условия для достижения высокого уровня обученности на основе укрепления познавательного интереса.
Формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать, видеть цель, добиваться результатов, работать в коллективе.
Развивать логическое и ассоциативное мышление, зрительную память, образную речь
Воспитывать чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы
Оборудование:
у учителя: компьютер, экран, диск с презентацией, задания для групп, карточки для релаксации.
у учащихся: цветные карандаши, листы с заданием на урок.
Ход урока.
Этапы урока | Программный материал | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 1 Организа ционный момент | Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. Торопись скорее в класс, Интересно здесь у нас! - Улыбнулись друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка располагает к приятному общению. Такой улыбкой можно творить чудеса. | Атмосфера сотрудничества | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проблемно – поисковая задача Страница 2 Страница 3 | Сегодня у нас на уроке сказочный маленький человечек с большой бородой, который обычно живёт в пещере или под землёй. В его названии один слог, четыре буквы, четыре звука. Кто же это? Гном (вытащить одного) - Но он пришёл не один, а с друзьями.(вытащить других) - Эти маленькие человечки очень любят познавать интересное, открывать новое и находить выход из любой ситуации. - Успех нашего урока в первую очередь зависит от каждого из нас, и чтобы вы работали слажено, давайте вспомним правила поведения на уроке. 1. Будь доброжелателен ко всем. 2. Чётко высказывай свою точку зрения 3. Умей слушать другого. 4. Не спорь, а доказывай, размышляй. 5. Если не согласен с мнением других: не кричи, не перебивай. Пользуйся вежливыми фразами. 6. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении. - Соблюдая все эти правила, при выполнении заданий, мы отправляется в путешествие. | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 1 Страница 4 Ориентирование в пространстве | Стих: Сегодня мы отправимся в путь к гномам под горой Тут сотни лет, друзья, живёт народ трудолюбивый Такие вещи создаёт, глядишь – даёшься диву. Но у малюток – мастеров порой и так случается, Задания, никак не разрешаются Давайте поможем им скорей, беритесь за дело веселей! - Чтобы выполнить задание 1 на карточке нужно быть очень внимательным и уметь хорошо ориентироваться в пространстве. - Путь к дому Гнома нужно найти, ориентируясь по записке. Внимательно изучите записку и выберите правильный путь. (Работа в группах) Возьмите лист № 1
Проверим как выполнили задание. (рисуем путь ручкой) | м икроцель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проблемно – поисковая задача Задание 2 Страница 5 (закономерность) Формулирование названия урока Задание 3 Страница 6 | Для выполнения задания на карточке 2 нужно найдите закономерность нахождения числа. Выяснить как получается число в круге и ответить на вопрос. Лист № 2 (Работа в группах) Какое число закрыл ВОПРОСИК? - Что помогло нам решить эту задачу? - Выполним задание 1 на рабочем листе. -Сейчас мы проверим, насколько вы внимательны. - Посмотрите на квадраты и узнайте, какое слово зашифровано. (индивидуально)
Ответ: ЛОГИКА | микроцель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формулирование темы урока Задание 4 Страница 7 | - Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, я предлагаю, выполнить задание 2 на рабочем листе, не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определить какие буквы соответствуют цифрам. Прочитайте зашифронанные слова. (индивидуально)
- Тема сегодняшнего урока: Логические задачи Чтобы решать логические задачи, какие качества нужно включить в работу, чтобы урок для всех стал полезным? (внимание, мышление, память, сообразительность, усидчивость и хорошее настроение) - Путешествовать сегодня мы будем, решая разного вида логические задачи. | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 5 (Умозаключение) Страница 8 | - Выполняя следующее задание (задание 3 на рабочем листе) мы познакомимся с нашими Гномами. Работа в парах Необходимо решить задачу, придя к верному решению. Задание Читает ученик - Эй выше Оя, Ой выше Ая. Как зовут Гномов? Изобразите решение в виде отрезков. Объясните свой выбор. (соединяем имя и картинку) Рассуждение: если Эй выше Оя, значит Ой ниже Эя. Если Ой выше Ая, значит Ай ниже Оя. Выше всех Эй, средний Ой, ниже всех Ай. | микроцель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 6 (Отрицание) Страница 9 | Задание 4 на рабочем листе поможет нам узнать, в каких домах живут Гномы. Коллективная работа - Гномы Эй, Ой и Ай живут в разных домах. Один дом с окном и без трубы, второй с окном и с трубой, третий без окна, но с трубой 1 2 3 Эй и Ой живут в домике с трубой, Ой и Ай живут в домике с окном. В каком домике живёт каждый гном? Мы будем рассуждать и каждый шаг отмечать на рисунке. - О каком гноме в условии больше данных? (об Ое) - Что мы знаем об Ое? (Его дом с трубой и окном. Значит дом № 3) (перетаскиваем Гномов) - Что мы знаем об Эи? (Его дом с трубой. Значит № 2) - Что мы знаем об Ое? (Его дом с окном. Значит № 1) Что помогло решить задачу? (рисунок) | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка для глаз Страница 10 Воспитательный момент | Сейчас мы отдохнём Включить музыку, закрыть флипчарт и открыть презентацию, запустить слайды физминутки «Нарисуй буквы и составь слово» | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 7 Страница 11 (отрицание) | Выполним задание 5 на рабочем листе и узнаем каким ключом откроем замки домов наших Гномов. (Коллективно) - К трём замкам волшебник сделал 3 ключа: медный , серебряный, золотой. К каждому замку подходит только один ключ. Медный ключ не подходит ни к первому, ни ко второму замку. Серебряный ключ не подходит ко второму замку. К какому замку подходит каждый из ключей? Рассуждение: медный ключ от 3 замка, серебряный – от 1, золотой – от 2 замка. (провести линии) | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 8 Страница 12 (Комбинаторика) | Чтобы выполнить 6 задание на листе, нужно вспомнить как мы комбинируем предметы. (Работа в парах) Однажды Эй, Ой и Ай сидели перед домом на скамейке. Скажите, как они могли сидеть? Перечислите варианты. Сколько всего вариантов ответа? (пишут ответы ручкой) _____________ ____________ ____________ _____________ ____________ ____________ | м икроцель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 9 Страница 13 Грамматическая арифметика Зрительная память Страница 14 Проверка | А сейчас мы должны быть очень внимательными. - - Чтобы выполнить это задание, мы должны применить математические действия и путём перестановки букв составить слово и назвать какой это зверёк. (коллективно) Бокал – о + е = зверь (белка) Кол + в = зверь (волк) Сыр + ь = зверь (рысь) Тень – ь + о = зверь (енот) Забор – бор + яйцо – ой = зверь (заяц) Окно – но + шкаф – ф = зверь (кошка) Давайте проверим, все ли звери на месте? (лисы не было) Какое животное «лишнее»? Почему? (кошка) | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 10 Страница 15 Логически – поисковые задания
Страница 16 | Выполняя задание 9 на рабочем листе нужно сообразить и выбрать то слово, которое закончит предложение. Работаем в группах Проверим как выполнили задание У телевизора есть… (окно, ковёр, аптека, пуговица, экран, столовая, кассета) (перетаскивают слово) У человека есть … (хвост, крылья, потолок, шерсть, лицо, гребешок, лапы) (перетаскивают слово) | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 11
(Ограничение) (Коллективно) | - Послушайте слова. Определите «лишнее» слово в каждой группе. Обоснуйте свой выбор. Окно, дверь, крыша, забор Тетрадь, блокнот, ручка, альбом Молоко, сметана, хлеб, кефир Кружка, тарелка, посуда, пиала. Молоток, топор, рубанок, замок. А замок у нас не простой , а с секретом | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 12 Страница 17 Состав числа 10
| Гном Ой закрыл свой сундук на замок с секретным кодом, составленным из двух цифр. И обратил внимание, что сумма двух цифр равна 10. Назавтра он забыл сумму цифр кода. Он решил записать все возможные варианты ответов. Какие варианты он возьмёт и наверняка сможет открыть сундук. Сколько получится вариантов? Обсудите в парах и какие у вас будут варианты ответов. Вытаскиваем из овала | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка
| Мы можем весело шагать по тропе волшебной. На двух ногах и на одной скакать, Руками весело махать, По сторонам смотреть кругом, С друзьями пробежать бегом И отдыхать потом. | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 13 Страница 18 (анализ и синтез) | - Гном Ой открыв сундук нашёл записку с зашифрованными словами. Карточка 3 (работа в группах) - Переставь буквы так, чтобы получились слова Проверяем ответы и открываем картинку. Клкуа - кукла ырс - сыр Клуно - клоун алю – юла Чям – мяч бикук – кубик - Какое слово «лишнее» и почему? (сыр) | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 14 Заполни пустой квадрат (систематизация)
| Работаем с заданием 7 на рабочих листах. (индивидуально) Выясни, почему именно так вы расположили фигуры. Объясни, как фигуры будут располагаться в пустом квадрате. | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 15
| (Коллективно) Решение задач 6 картофелин сварились за 30 минут. За сколько минут сварилась одна картофелина? (за 30 минут) На берёзе росло 90 яблок. Подул сильный ветер и 10 яблок упало. Сколько яблок осталось? (на берёзе яблоки не растут) Маленький серенький на слона похож. Кто это? (слонёнок) На что похожа половина апельсина? (на вторую половину) Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки) Какой рукой лучше размешивать сахар? (в которой ложка) Когда чёрной кошке легче пробраться в дом? (когда дверь открыта) В одном аквариуме 4 рыбки, а в другом ни одной. Сколько рыбок в двух аквариумах? (4) Во дворе поровну жёлтых и синих скамеек. Жёлтых – 3. Сколько всего скамеек? (6) Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? (3) На столе 4 яблока. Одно разделили пополам. Сколько яблок на столе? (4) | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(Умозаключение) | Следующие задачки называются «лжезадачки». Подумайте и ответьте, почему эти задачки так называются? Можно ли их решить? Если нет, то почему? Попробуйте дать правильный ответ. Сколько мёду соберут две бабочки, если у них будет по одному ведру? Сколько цыплят вывел петух, если он снёс пять яиц? Кто быстрее плавает – утёнок или цыплёнок? Чего в квартире больше – мебели или стульев? | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 16 (Пространствен- ное ориентирование) | Наше путешествие подходит к концу и выполняем последнее задание на карточке (Индивидуально) Проверим как вы можете ориентироваться в пространстве Проведи тропинку от дома к дому так, чтобы все ёлочки были слева от тропинки, а цветы – справа. (проверяем работу рисуем путь ручкой)
| | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итог урока | Быстро пролетел урок Подведём мы итог! Что узнали и познали? Что у вас лучше всего получилось? | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия | У вас на столах смайлики разного цвета. Оцените свою работу Зелёный – кому было легко выполнять задания Оранжевый – кто работал хорошо, но испытывал затруднения в работе Красный – было сложно и что не всё удаётся выполнить. Теперь нарисуйте ротик своему смайлику, с каким настроением вы уходите с урока. | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Я благодарю всех за урок. Мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок | |