Наглядно-дидактические пособия «Игры-бродилки»
Наглядно-дидактические пособия «Игры-бродилки».
Цель: автоматизация и дифференциация звуков.
Задачи:
- корригировать звукопроизношение;
- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
- обогащение словарного запаса;
- упражнять в ориентировке на плоскости листа;
- развитие мелкой моторики;
- воспитывать положительный эмоциональный настрой ребёнка на занятии.
Необходимые материалы и инструменты для изготовления пособий:
Фон и картинки на автоматизируемые звуки я подбирала в интернете и редактировала в программе Word.
Далее распечатанные картинки наклеила на твердую основу (картон) и заламинировала.
Игра-бродилка «Пчёлка Жу-Жу».
Описание и назначение данного пособия.
Данное наглядно-дидактическое пособие предназначено для использования на индивидуальных логопедических занятиях с детьми старших и подготовительных групп, на этапе автоматизации и дифференциации звука Ж.
Логопед рассказывает ребенку, что пчелка Жу-жу собирала на лугу нектар и заблудилась и теперь не может попасть в улей. Логопед предлагает ребенку помочь пчелке Жу-жу найти дорогу в улей. Только есть одно условие: пчелка может передвигаться только по тем цветкам, на которых нарисованы картинки со звуков Ж. И двигаться в направлениях вверх-вниз, вправо-влево.
Начинаем с цветка, который всех ближе к пчелке.
Ребёнок поочередно называет картинки, определяет есть ли там звук Ж.
Если есть, то на цветок кладется бусинка (можно использовать и другие предметы: пуговицы, мелкие ракушки, крышки, детали от мозаики и т. д).
После того как дорожка до конца проложена, ребенок проводит по ней пальчиком, одновременно произнося длительное Жжжжжжж (имитируя жужжание пчелы).
Затем можно предложить ребенку найти картинки со звуком Ш и отметить их синими бусинками, и картинки со звуком З и отметить их белыми бусинками.
Игра – бродилка «Карлсон - сладкоежка».
Описание и назначение данного пособия.
Целью данного пособия также является автоматизация и дифференциация звуков, правда здесь добавляется еще одна важная задача: научить правильно образовывать относительные прилагательные. А также обогащение словарного запаса по темам «Фрукты» и «Ягоды».
Это пособие предназначено для использования на индивидуальных занятиях логопедом, воспитателем или учителем-дефектологом, для детей старших и подготовительных групп, на этапе автоматизации и дифференциации звука Р.
Логопед предлагает ребенку помочь Карлсону найти дорожку к Малышу. Но Карлсон любит только то варенье, в названии которого есть звук Р. Поэтому, чтобы это определить, нам нужно понять, какое варенье лежит в каждой баночке.
,
Ребенок называет ягоду или фрукт и образовывает название варенья. Если в названии присутствует звук Р, то на картинку кладется бусинка (или другой мелкий предмет).
После того, как все картинки найдены, и дорожка выложена. Ребенок ведет по ней пальчиком, одновременно произнося длительное РРРРРРР (имитируя звук мотора Карлсона).
Далее можно попросить ребенка найти и назвать только ягоды, затем только фрукты.
Еще один вариант игры. Что-то вроде графического диктанта.
Логопед дает исходную точку, например:
- Найди варенье из облепихи (ребенок ищет, образовывает названье варенья, кладет на него бусинку).
- Далее, передвинься на три баночки вниз (ребенок ищет, называет варенье, кладет бусинку) и т. д.
- На одну баночку влево; на три вверх; на одну влево; на две вниз; на одну вверх; на две вниз.
Должна в итоге получится буква С, ребенок называет ее.
Также и с другими буквами:
Ш
Т
У
И
Г
Д
О
Ж
В итоге одновременно закрепляются относительные прилагательные, графический образ букв, а также умение правильно ориентировать на плоскости листа.
Татьяна Геннадьевна