Дидактические игры и упражнения по русскому языку на тему «Лексика»

5
4
Материал опубликован 15 March 2018 в группе

Дидактические игры и упражнения по русскому языку на тему "Лексика"

 

1. Найдите больше слов.

Подобрать и записать синонимы и антонимы к словам веселый, огромный, мужественный и др.выигрывает тот, кто без ошибок выполнит работу.

 

2. Подберите синонимы с удвоенными согласными.

Больничный лист - (бюллетень)

Специальность - (профессия)

Обучение животных - (дрессировка)

Скорый поезд - (экспресс)

Асфальтированная дорога - (шоссе)

Популярная игра на льду - (хоккей)

Помещение в школе - (класс)

Вид плавания - (брасс)

Дачная пристройка - (терраса)

 

3. а)Составьте словосочетания, выбрав из слов в скобках подходящее.

Мечтательный - мечтающий (день, взгляд, человек);невежливый -невежественный(человек, поступок, ответ);праздный - праздничный (наряд, настроение, песня)

б) Составьте предложения со словами одеть, надеть; есть, кушать; опять, обратно.

 

4. Подберите к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов, если их прочитать по вертикали, составят еще слово.

широкий - ...

твердый - ...

старый - ...

скучный - ...

бесполезный - ...

неряшливый - ...

(Ответ: узкий, мягкий, новый, интересный, ценный, аккуратный - УМНИЦА)

 

5. Сказочные фразеологизмы.

Закончите крылатые выражения, взятые из сказок.

Поди туда - не знаю куда, ... ; скоро сказка сказывается, ...; это все присказка, ...

Ответы:

... принеси то, не знаю что.

... да не скоро дело делается.

... сказка будет впереди.

 

6. Загадки-шутки "Что это?"

а) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)

б) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают. (Уши)

в) Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (Ветер)

 

7. А теперь представим себе обыкновенную улицу с обыкновенными вывесками. Они всегда написаны крупно и разборчиво.

Представьте себе вывески, о которых мы сейчас напомним, и если вы их хорошо помните, то запишите.

Над входом в магазин, где продают хлеб, написано : ...

Над магазином, где есть торты и конфеты, вывеска: ...

Там, где можно получить и обменять книги, написано: ...

На мастерской, где шьют одежду, надпись: ...

На доме, где можно сделать фотокарточку, вывеска: ...

Ответы: булочная, кондитерская ,библиотека ,ателье, фотография

  

 Литература:

1. Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995

2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии: Кн.для учащихся 5 - 7 кл. М.: Просвещение, 1991

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Работа актуальна не только для средней школы. Я работаю в начальной школе и тоже хочу воспользоваться Вашей работой!

18 March 2018

Спасибо,Светлана Николаевна,рада,что материал будет полезен для работы.

19 March 2018

Интересно очень даже, можно и в подготовительной группе, как примеры давать, чтобы дети знакомились с такими словами! Спасибо Вам, Ольга Александровна!!!!

9 April 2018

Спасибо большое,очень рада,что материал Вам понравился и пригодится на занятиях.

10 April 2018