12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Горина Элеонора Викторовна19

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №4

Доклад

«Роль дидактической игры на уроках русского языка»

Составитель: Горина Элеонора Викторовна,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

2018 год

Дидактические игры на уроках русского языка конструируются по- разному. В некоторых из них есть элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило; в других – только отдельные элементы: действие или правило, или то и другое. Поэтому по структуре дидактические игры на уроках русского языка делятся на сюжетно-ролевые и игры – упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно – ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх – упражнениях она выражена явно.
Дидактическая задача – один из основных элементов игры на уроках русского языка. Она определяется целью обучающего и воспитывающего воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивают обучающий характер игры, направленность содержания на процессы познавательной деятельности детей.
Следующим структурным элементов дидактической игры на уроках русского языка является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Специфика игровых задач состоит в том, что цель в них представлена в мнимой, воображаемой форме, отличающейся от практической цели неопределенностью ожидаемого результата и необязательностью его достижения.
В дидактических играх на уроках русского языка всегда две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на уроках русского языка, в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить её, активизирует игровые действия. Иногда даже в названии игры заложены игровая задача и её познавательная направленность.
Дидактическая цель реализуется на протяжении всей игры через осуществлении игровой задачи, игровых действий, а итог её решения обнаруживается в конце игры. Только при таком условии дидактическая игра на уроках русского языка может давать полезные плоды и считаться средством обучения.
Игровые действия – составляют основу дидактической игры - без них нет игры. Это, своего рода, рисунок сюжета игры. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи урока русского языка. Игровые действия иногда не являются тождественно-реальными: они раскрывают лишь их внешнюю сторону, даже при отражении реальных явлений и действий. Игровые действия и не всегда практически внешние действия, когда что-то необходимо тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать это, в свою очередь, и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, припоминания раннее усвоенного на уроках русского языка (умственные действия выражаются в процессах мышления).
Следующим составным элементом дидактической игры на уроках русского языка является правила игры. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. Учителю на уроках русского языка правила помогают управлять игрой, процессами игровой деятельности, поведением детей. Правила имеют обучающий характер и организационный характер, но чаще они сочетаются между собой. Обучающие правила раскрывают перед детьми суть игры (что и как делать). Правила организуют познавательную деятельность детей: что либо рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игровой задачи.
Организующие правила определяют порядок, последовательность, взаимоотношения детей на уроках русского языка. Правила будут правилами, если будут соответствовать следующим положениям:
1 правила игры должны быть простыми и точно сформулированными. Материал должен быть посилен;
2 дидактический материал прост по изготовлению и применению;
3 игра на уроках русского языка будет интересна в том случае, если в ней принимает участие каждый ребенок;
4 подведение итогов игры должно быть четким и справедливым.
Все эти структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, а отсутствие основных из них разрушает игру.
Заключительным элементом игры является подведение итогов, которое проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание;
Определение команды-победительницы и т. д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей по русскому языку.
При проведении игр на уроках русского языка необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.
В ситуации дидактической игры на уроках русского языка знания усваиваются лучше. Дидактическую игру и урок русского языка противопоставлять нельзя. Самое главное – и это необходимо ещё раз подчеркнуть – дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения и навыки по русскому языку. Взаимоотношения между детьми и педагогов определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог участники одной игры.
Итак, игра – не просто любимое занятие детей. Она способствует повышению эффективности учебного процесса, активизирует познавательную деятельность детей, является основой прочного и осмысленного усвоения программного материала по русскому языку.
Приложение №1
Дидактическая игра: Кто быстрее соберет вещи.

Цель игры: дифференциация шипящих звуков: ж, ш,ч, щ; активизировать внимание и мыслительную деятельность учащихся.
Оборудование: карточки с изображением предметов с шипящими звуками ж, ш,ч, щ; «чемоданчики» с соответствующими звуками – 4 шт.
Правила игры: Один из участников выходит к доске, выбирает любую карточку «предмет» и помещает ее в соответствующий «чемоданчик». Остальные учащиеся контролируют правильность выбора. Участвовать в игре могут все дети по очереди.
Приложение №2
Дидактическая игра: Кто быстрее, кто точнее. Цель: Закрепить навык определения на слух слов с шипящими ж, ш,ч, щ и умение вычленять эти звуки.
Ведущий делит доску на 4 части, в каждой пишет шипящие согласные ж, ш,ч, щ. К доске вызывается 4 ученика, которые встают так, чтобы у каждого была четверть доски. Ведущий называет слова, начинающиеся с какой-нибудь из перечисленных букв. Один из учеников, стоящих у доски, у которого записана эта буква, записывает слово в свою графу. Затем остальные ученики поочередно называют придуманные на эти буквы слова. Стоящие у доски ученики, записывают каждый свое слово. Игра идет в быстром темпе. Дети контролируют запись на доске. В случае ошибки игра останавливается и исправляется неточность.
Приложение №3
Дидактическая игра: Будь внимателен. Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил.
Из предложенных стихотворений выписать с сочетаниями жи, ши:
1. Жили в хижине чижи,
Мыши, ежики, стрижи,
В гости к ним идут моржи
И жирафы и ужи.
2. Жилет, животное, живот,
Жирафы, живопись, живет,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши,
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, смешить,
Шипеть и шить.
Все сочетания ЖИ и ШИ
Только с буквой И пиши!
Приложение №4
Дидактическая игра: Словознайкин, дай ответ. Цель: определить уровень развития детей, развивать память, мышление, речь.
Детям предлагается за определенное время вспомнить и записать как можно больше пословиц и поговорок, загадок и четверостиший, в которых встречаются слова и заданное правило – «Правописание слов с сочетаниями жи, ши». Например:
Пословицы и поговорки:
Жизнь дана на добрые дела.
Шила в мешке не утаишь.
Поспешишь –людей насмешишь.
Жизнь прожить - не поле перейти.
Дружба как стекло, разобьешь – не склеишь.
Загадки:
Два березовых коня Он высокий и пятнистый
Через лес несут меня. С длинно, длинной шеей,
Кони эти рыжие, А питается он листьями,
А зовут их…)лыжами). Листьями деревьев(жираф)
Четверостишье:
Шила шубку – сшила юбку,
Шила шапку – сшила тапку!
Хорошая швея Наташа!
Приложение №5
Дидактическая игра: Одним словом. Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать словосочетания в одно понятие.
Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу. щу.
1. Обрубок дерева - …(чурбан).
2. Шестьдесят минут-…(час).
3. Густой частый лес - …(чаща).
4. Хищная рыба с острыми зубами - …(щука).
5. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун).
6. Прикрывать глаза от солнца - … (щуриться).
7. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник) и
Приложение №6
Дидактическая игра: Все наоборот. Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-, активизировать внимание, мыслительную деятельность детей.
Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-.
Игрушка для елки-…(елочная игрушка)
Герой сказки - … (сказочный герой)
Сок яблока-… (яблочный сок)
Суп из молока -…(молочный суп)
Варенье из клубники-… (клубничное варенье)
Каша из гречки-… (гречневая каша)
Вода из речки-… (речная вода)
Скважина в замке -…(замочная скважина)
Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т. п.
Приложение №7
Дидактическая игра: Замени букву. Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление.
Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов.

дочка ручка
бочка речка
ночка свечка
кочка печка
точка почка
тучка дочка
тачка ночка
Приложение №8
Дидактическая игра: Назови один предмет. Цель: отработка способов проверки безударных гласных.
Учитель говорит слово, обозначающее много одинаковых предметов, а ученики называют один такой предмет и объясняют какую гласную надо писать в корне слова. За правильный ответ ряд получает очко. Победитель выявляется по количеству очков.
Примерный материал: слова: врачи, глаза, грачи, сады, тазы, шары, бока, дожди, дворы, кроты, моря, ножи, плоды, поля, рога и т. д.
Приложение №9
Дидактическая игра: Большая буква.
Цель: закрепление правила написания заглавной буквы в словах.
Оборудование: у каждого ученика набор сигнальных карточек.
Учитель предлагает классу внимательно послушать стихотворение. Затем учащиеся отмечают сигнальными карточками, все правила написания большой буквы, о которых говориться в стихотворении. Далее нужно защитить каждый свой ответ, т. е. объяснить какое правило зафиксировано. Выигрывает тот, кто сумеет защитить все сигнальные карточки.

Буква обычная выросла вдруг, Ставится буква
Выросла выше букв – подруг У строчки в начале,
Смотрят с почтением Чтобы начало мы замечали.
На букву подруги, Имя, фамилия
Но почему? Пишутся с нею,
За какие заслуги? Чтобы заметнее быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Буква расти не сама захотела, Имя твое
Букве поручено важное дело: Имя улицы, города.
Ставиться в слове Буква большая -
Не зря и непросто Совсем не пустая,
Буква такого высокого роста.

В букве большой -
Уважения знак.(С. Измайлов)
Приложение №10
Дидактическая игра: Пол-минутки для шутки. Цель: закрепить правописание заглавной буквы в кличках животных.
Оборудование: на доске записаны названия тех животных, которые встречаются в стихотворении Ю. Черных: собака, курица, корова, кошка, лошадь.
Учитель просит детей внимательно послушать стихотворение и сказать, что в нем не так. Правильный ответ поощряется игровым жетоном. Одни дети дописывают на доске к названиям животных - клички, а остальные выполняют эту работу в тетради.
Жили - были дед, да баба
С маленькою внучкою.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкою,
А Хохлатой они
Звали жеребенка,
А еще у них была
Курица Буренка,
Собачонка Мурка,
А еще два козла,-
Сивка и Бурка.
Приложение №11
Дидактическая игра: Составь слово. Цель: активизировать словарь учащихся, развивать умение подбирать слова.
Оборудование: карточки с буквами русского алфавита.
Играть могут 2-6 человек. Каждый из играющих берет одну карточку и кладет ее в середину круга буквой вверх. Когда это сделано, участники стараются из положенных в круг букв собрать какое-то слово. Например, открыты карточки с буквами А, Л,С, М,Ь, О. Из них можно составить слово: моль, сало, лом, и т. д. Тот, кто первый назовет подходящее слово, забирает себе все нужные для этого составления буквы и кладет перед собой составленное слово так, чтобы всем было видно. Выигрывает тот, кто к концу игры составит как можно больше сло
Приложение №12
Дидактическая игра: Найди ошибку. Цель: развивать умение выделять в речи слова, обозначающие предмет.
Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов и допускает одну «ошибку». Ученики должны определить, какое слово лишнее и почему. Правильно выполнивший задание, получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.
Примерный материал:
1.Кукла, дом, море, вышла, ученик.
2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк.
3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба.
4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.
5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т. п.
Приложение №13
Дидактическая игра: Найди пару. Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и действия.
Оборудование: у каждого ученика на парте карточка, на которой в один столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз, а в другой столбик слова - действия: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит.
Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой. Выигрывает тот, кто первый составит пары слов.
Приложение №14
Дидактические задания и упражнения. Цель: закрепить знания детей по теме «Разделительный мягкий знак», развивать память, мышление.
1. Назовите сначала слова, в которых надо писать букву Ь в конце, а потом - в середине.
2. Найдите слова с разделительным мягким знаком. Подчеркните их: пью, шью, бью, семья, кольцо, копье, пони, платье, пальто, воробей, сошьет и т. д.
3. Выпишите слова с разделительным Ь:
Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежание
Не пример для подражания.
(Б. Заходер)
Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы!
Вот бы тебе серый, да волчьи ноги!
Вот тебе, косой, да рысьи когти!
- Э-э, что мне клыки да когти?
Душа – то у меня все равно заячья.
4.Шарады.
Я с Л смягченным – под землей С твердым Л я на стене
Бываю каменным и бурым. (книги, например, на мне),
А с твердым – в комнате любой, Но как только Л смягчите,
В геометрической фигуре. Сразу в танец превратите.
(Уголь-угол) (Полька-полка).
Без М – в лесу мне красоваться;
С М – суда меня боятся.
(Ель-мель).
Приложение №15
Дидактическая игра: Заполни квадрат. Цель: активизировать словарь учащихся, развивать умение писать слова с мягким знаком на конце слова.
Оборудование: прямоугольники, поделенные на клетки по количеству букв в слове. В начале каждой строчки – картинка.
Каждый ряд получает карточку и выбирает представителя. По сигналу, сидящие, на передних партах, вписывают одно слово в клетки верхней строки и передают карточку сзади сидящим ученикам и т. д.
Заполненная карточка возвращается представителю своего ряда, который исправляет ошибки, проверяет и передает учителю. Очки начисляются за каждое верно записанное слово по одному очку, за безошибочную работу представителя – 2 очка, за выполнение работы первыми дети получают еще одно очко.

В представленных в данном пособии материалах тематически охвачены основные темы раздела «Лексика» за курс начальной школы. Предложенный материал включает задания, основанные на знании программного материала, задания, требующие логического размышления и внимания, задания на эрудицию и сообразительность, творческие задания.

Предлагаемые материалы подчинены, разумеется, определённой логике и системе, но они не «привязаны» ни к программе по русскому языку, ни к учебнику, так как разница в уровне подготовки учеников различных классов велика, да и в одном классе ученики могут значительно отличаться по уровню сообразительности и смекалки.

Их выбирают и используют по интересам, а не по порядку расположения. Выбор определяется степенью трудности материала и наличием необходимых знаний, полученных в систематическом курсе. К большинству заданий приведены ответы, которые следуют за текстом задания. Это сделано для того, чтобы облегчить труд учителя при подборе нужного ему материала для урока или внеклассного занятия.

Каждый раздел в сборнике состоит из двух блоков. Первый блок включает в себя тренировочные задания рассчитанный на пополнение словарного запаса учащихся, знакомство с разнообразным составом русской лексики, а также материал для развития образной речи школьников.  Данный материал встречается на олимпиадах и интеллектуальных марафонах по русскому языку.

Второй блок предполагает интеллектуальное, научное творчество детей, решение субъективно-творческих задач разной степени трудности и творческого вклада (задач, решение которых в глобальном смысле не является творческим, но для ученика, субъективно, таковым является).

Данные задания будут полезны для работы на уроке, для проведения внеклассной работы, для подготовки к олимпиадам по предмету.

Синонимы

Часто на олимпиадах детям предлагают задания, позволяющие судить о богатстве словарного запаса учащегося. Прежде всего, это задания, связанные с синонимией слов. Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но близкие по значению. Синонимов в одном ряду может быть два, три и больше (печальный - веселый - грустный; смелый - бесстрашный - храбрый - мужественный - отважный).

Знание синонимов позволяет учащимся более точно выражать свои мысли, приближая речь к образцам художественной выразительности. Чем больше слов-синонимов знает человек, тем точнее он выражает свою мысль.

Блок №1

1. Замените данные словосочетания одним словом – синонимом.

Внутренняя сторона кисти руки - ... (ладонь)

Изображение человека на картине или фотографии - ... (портрет)

Обозначение, название места, где кто-либо живёт и надпись на конверте - ... 

 (адрес)

Асфальтированная дорога - ... (асфальт)

 2. Сравните по смыслу глаголы в каждой паре, распределите их в два столбика. Назовите основания для группировки.

Глядит – смотрит,  молчит – говорит, дремлет – спит, начинает – заканчивает, сверкает – блестит, спасает – выручает, открывает – закрывает.

 3. Редактор газеты отчего-то очень не любит слово «пытаться». Подскажите репортёру, каким из пяти слов он может заменить в своей заметке это слово, чтобы смысл сказанного не изменился.

Пробовать, изощряться, надеяться, усердствовать, надрываться.

  (Пробовать)

 4. Выделите третье «лишнее» в каждой из приведенных групп слов, имея в виду, что их объединение во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики (каким?).

а) алфавит, чистописание, азбука;

б) бросать, кидать, прыгать;

в) буран, дождь, пурга.

  (оставшиеся слова – синонимы)

5. Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду.

Всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный.

Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.

7. Расположите синонимы по возрастающей или убывающей степени признака (градация синонимов).

Микроскопический, большой,  огромный, гигантский, маленький, крохотный.

(Гигантский, огромный, большой, крохотный, микроскопический)

8. Подберите синонимы к данному слову.

Смешной - …(забавный, потешный)

метель - …(пурга, буря, вьюга)

9. К парам слов подберите существительные, близкие по смыслу.

сильная метель - ... (пурга, буря, вьюга)

сильный дождь - .... (ливень)

 10.  Замените имена прилагательные синонимами.

бесстрашный лётчик - ...(отважный)

занимательный рассказ - ... (интересный)

 11.  Запишите прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употребить:

Густой, дремучий (лес, туман).

Горячий, знойный (лето, вода, привет).

(дремучий лес, густой туман;

горячая вода, горячий привет, знойное лето)

 12.  Замените  повторяющиеся слова в тексте их синонимами.

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.

( Робкий, пугливый, трусливый, боязливый).

 13.  Выберите подходящее слово.

Утром к дому прилетела... (стая, стайка) воробьев. Они уселись на крыше и весело... (пели, щебетали, чирикали). Мы насыпали хлебных крошек. Воробьи быстро... (сползли, слезли, слетели, спустились) с крыши. Они... (бегали, ходили, прыгали, скакали) и... (глотали, ели, клевали) крошки.

14.  Подберите к каждому существительному близкое по смыслу слово так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово ЗИМА.

Работа -  З...(занятие)

Родник -  И... (источник)

Холод -  М... (мороз)

Деятельный -  А... (активный)

 15.  Подберите слова, близкие по смыслу данным в скобках. Сделать это 

  необходимо в рифму.

Я трудилась не напрасно

  И запомню навсегда:

  Хлеб вкуснее не от масла,

  Хлеб вкуснее от (работы)…..

(труда)

  Золотистые копны соломы

На токах на колхозных лежат.

И ребята дорогой знакомой

На занятия в школу (торопятся)….

  (спешат)

 16.  Найдите синонимы в пословицах.

  Спеши – не спеши, а поторапливайся.

  Приятелей много, а друга нет.

  Переливает из пустого в порожнее.

 17.  Замените в словосочетаниях прилагательные синонимами с приставкой без- или бес-.

Смелый человек - …

Тихая погода - …

Ясное небо - …

Тихие шаги - …

(Бесстрашный, безветренная, беззлобный, безоблачное, бесшумные)

Антонимы

Антонимы – это слова с противоположным значением, написанием и произношением. Как правило, к антонимам относятся разнокоренные слова, хотя возможны и однокоренные слова, образованные с помощью антонимичных приставок и суффиксов. Не все слова имеют антонимы.

Блок № 1

 1. Подберите антонимы к данным словам.

Тьма - ..., вверх - ..., холодный - ..., уходить - ... .

(Свет, вниз, горячий, возвращаться).

2. Продолжение начатое предложение антонимом.

В поле холодно, а в доме... (тепло). Заяц бегает быстро, а черепаха ползает

... (медленно).

3. Составьте словосочетания с парами антонимов.

свежий хлеб - ... (черствый хлеб),

свежий ветер - ... (теплый ветер),

свежая газета - ... (старая газета),

4. Припишите к словам левого столбика антонимы из правого столбика.

север   ленивый

высокий  прилететь

улететь  отгадка

загадка  юг

прилежный  низкий

(север – юг, высокий – низкий, улететь – прилететь, загадка – отгадка,

прилежный – ленивый) 

 5. К данным ниже словам припишите слова, противоположные по смыслу.

Смех - ..., любить - ..., крупный - ..., полдень - ..., много - ... .

(плач, ненавидеть, мелкий, полночь, мало)

 6. Подберите антонимы к словосочетаниям.

Восход солнца - … (заход), начало урока - …(конец),  ясное небо - …(пасмурное), шумная  улица - …(тихая).

 7. Найдите антонимы в пословицах.

 Каково начало, таков и конец.

   Добро помни, а зло забывай.

 8. Допишите слово антоним.

Солнце всходит и... (заходит).

На каждую загадку есть...(отгадка).

9. Спишите, заменяя подчеркнутые слова антонимами.

  Опоздали.

Вечером (утром) я с товарищем пошел к поезду. До станции было далеко (близко). Дул встречный холодный (тёплый) ветер, и идти было трудно (леко). Пришли мы к станции, а поезд отходит (подходит). Как плохо (хорошо), что мы опоздали  (не опоздали).

 10.  Припишите к словам антонимы так, чтобы из первых букв приписанных слов получилось слово ДОМ.

Ночь -  д...(день)

Раздеться -  о...(одеться)

Старый -  м... (молодой)

11.  Выберите в каждой группе противоположное по смыслу слово в скобках.

Зима - …..(холод, весна, снег, лето)

  Тихо - …..(темно, дети, громко)

  Глубокий - …..(бездонный, мелкий)

12.  Подберите антонимы, обозначающие:

  Время:

рано - …(поздно)

  осень - …(весна)

  зима - …(лето)

  Пространство:

далёкий - …(близкий)

  высокий - …(низкий)

  широкий - …(узкий)

  Качества, свойства:

  грязный - …(чистый)

полезный - …(вредный)

Черты характера:

храбрый - …(трусливый)

ленивый - …(трудолюбивый)

13.  Отгадайте загадки

Я антоним к слову «зной»,

  Я в реке, в тени густой

  И в бутылке лимонада,

  А зовут меня …(прохлада)

  Я антоним к слову «лето»,

  В шубу снежную одета,

  Хоть люблю мороз сама,

  Потому что я … (зима)

Многозначные слова

 Многозначность слова – это его способность употребляться в разных значениях. Но так как значение слова можно определить или уточнить в связи с другими словами, то смысл многозначного слова наиболее точно раскрывается лишь в предложении или сочетании слов. При этом одно из значений многозначного слова является основным, а остальные для него – вторичными.

  Блок № 1

 1. Прочитайте стихотворение А. Шибаева. Найдите многозначные слова.

- Не жалейте пятачка, -

Говорит корова, -

Вы купите молочка –

Вкусного, парного!

Поросята тут как тут:

- Нам по целой кружке! –

Пятачки свои суют

Маленькие хрюшки…

2. Прочитайте стихотворение В. Остена «Дорога». Выпишите все значения слова «дорога». Как называются такие слова?

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».

Дорогой зовут автостраду,

И тропку бегущую рядом.

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне,

И шаг альпиниста по круче

К вершине, упрятанной в тучах,

И след корабля над волнами,

И сини выси над нами…

А вскоре пополнится новым

Значеньем привычное слово.

Представьте: готова ракета

К прыжку на другую планету.

Прощаясь с её экипажем,

Стоящим у звёзд на пороге,

Мы просто и буднично скажем:

- До встречи! Счастливой дороги!

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».

 (полоса земли, предназначенная для перемещения, путь сообщения;

путь следования, место по которому надо пройти;

путешествие, пребывание в пути;

дать возможность действовать, добиваться чего-либо)

 3. Запишите как можно больше значений следующих слов.

корень –

поле –

единица –

(Корень – часть растения, часть зуба или волоса, начало или источник чего-либо, часть слова, суть дела.

Поле – безлесная равнина, участок земли для сельскохозяйственной 

обработки, ровная площадка, основной цвет под узор, область 

деятельности человека.

Единица – число, цифра, низкая отметка, отдельный предмет.

4. Допишите слова, поясняющие многозначность данных слов. Например: колокольчик – цветок, звонок.

нос - …

золотая - …

кран - …

язык - …

(нос – корабля, человека, ботинка

золотая – цепочка, коса, осень, мастерица

кран – подъёмный, водопроводный

  язык – колокола, ботинка, иностранный)

 5. Отгадайте загадки. Допишите к отгадке ещё одно значение, которое не указано в загадке.

Они обычно для шитья;

И у ежа их видел я;

бывают на сосне, на ёлке,

А называются - ….

(Игла – острый шпиль здания)

В тетради я бываю

Косая и прямая;

В другом своём значении

Я планка для черчения

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю.

(Линия – путь сообщения: воздушная, трамвайная, железнодорожная)

6. Составьте словосочетания, в которых слово «мягкий» употребляется в различных значениях. Значения не должны повторяться.

  Мягкий …. – нежёсткий.  (Мох, хлеб)

Мягкий …. – нетвёрдый.  (Воск)

Мягкий …. – уступчивый.  (Характер)

Мягкий …. – тёплый.  (Климат)

Мягкий …. – звук.  (Согласный)

7. Допишите к данным словам такие существительные или прилагательные, чтобы исходное слово имело прямое и переносное значение.

Стрелка (какая?) - …  (часовая, железнодорожная)

Парк (какой?) - ….  (природный, трамвайный)

Холодный (что?) - …  (взгляд, квас)

Блок № 2

1. Составьте толковый словарь многозначных слов по плану.

·  Само слово.

·  Какая часть речи.

·  Объяснение значения, то есть само толкование: 1 значение, 2 значение, 3 значение и т. д.

·  Примеры употребления слова в речи, в предложении (для каждого значения)

Блок № 2

1. а)  Выберите подходящее слово:

  После (сытого, сытного) обеда мальчики улеглись в тени под деревьями.

Петин план туристического похода шумно (обсудили, осудили) и единодушно (обсудили, осудили), никто его не одобрил.

б)  Составьте словарик смешиваемых слов

    злой и злобный – злой человек не поймёт доброго

  злобный взгляд, злобные речи

Фразеологизмы

Переносное значение слова связано со средствами его художественной выразительности: метафорой, фразеологизмами. Так метафорой называют перенос названия одного предмета, действия или свойства на другое на основе сходства. Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, значения которых необходимо рассматривать как единое целое. Многие устойчивые обороты (крылатые слова, выражения, фразеологизмы) близки по значению одному слову: прикусить язык - замолчать; как снег на голову - внезапно. В устойчивых оборотах нельзя заменять одно слово другим, переставлять слова.

Устойчивые обороты, как и слова, могут иметь синонимы (дать нагоняй; намылить шею; разделать под орех) и антонимы (рукой подать - у черта на куличках; пропустить мимо ушей - навострить уши).

Блок № 1

 1. У какого из  приведённых ниже словосочетаний нет переносного 

смысла.

Обвести вокруг пальца, смотреть сквозь пальцы, пальцем не шевельнуть, 

согнуть палец, высосать из пальца.

2.  Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный, прямой будут употреблены в переносном значении.

(седой туман, бархатный голос, прямой ответ)

3.  Замените одним словом фразеологизмы.

Мозолить глаза (надоедать), точить лясы (болтать), клевать носом (засыпать), бить баклуши (бездельничать), как снег на голову (неожиданно), вешать нос (огорчаться), зарубить на носу (запомнить), ждать у моря погоды (бездействовать), дрожать как осиновый лист (испугаться), писать как курица лапой (безобразно), ходить на голове (баловаться), считать ворон (невнимательность), держать язык за зубами (молчать), после дождика в четверг (никогда).

 4. Закончите фразеологизмы подходящим по смыслу названием животного.

Голоден как …., изворотлив как….., нем как…, болтлив как..., как мокрая …, ползёшь как…, как … пятая нога, надулся как … на крупу, разбирается как … в апельсинах, … на ухо наступил, покупать … в мешке, писать как … лапой, куда Макар …не гонял, метать бисер перед …., пустить … в огород.

(волк, уж, рыба, сорока, курица, черепаха, собака, мышь, свинья, медведь, кота, курица, телят, свиньями, козла)

5. Найдите пару.

бить баклуши

болеть душой

дело в шляпе

как на иголках

строить воздушные замки

фантазировать, строить несбыточные мечты;

праздно проводить время, бездельничать;

быть уверенным в успешном завершении чего-либо;

испытывать тревогу, беспокоиться;

пребывать в состоянии волнения, возбуждения

(бить баклуши - праздно проводить время, бездельничать

болеть душой - испытывать тревогу, беспокоиться

дело в шляпе - быть уверенным в успешном завершении чего-либо

как на иголках - пребывать в состоянии волнения, возбуждения

строить воздушные замки - фантазировать, строить несбыточные мечты)

6. Закончи предложения.

 а) Иван Иванович был очень тихим и спокойным человеком. Все говорили, 

что он.....(мухи не обидит).

Мой друг очень любит петь, но почему-то говорят, что....(ему медведь на 

ухо наступил)

 Для справок: как белка в колесе, комар носу не подточит, мухи не обидит, как корова на льду, медведь на ухо наступил.

 б) У меня столько забот! Я верчусь, как… (белка в колесе)

Мытьё пола грязной тряпкой – это… (мартышкин труд)

Подсказка на уроке – это… (медвежья услуга)

 Для справок: кот в мешке; мартышкин труд; белка в колесе; медвежья услуга; покорная овечка.

 7.  Ответьте фразеологизмами на следующие вопросы

Из чего можно сделать вывод, что у человека не две ноги, а больше? (Без

 задних ног)

Из чего можно сделать вывод, что у земли есть своё лицо? (Стереть с лица

 земли)

Почему вопросу иногда нездоровится? (Больной вопрос)

Почему у следов нелады с температурой? (След простыл)

 8.  Выделите из текста устойчивые сочетания

  1. Мы исходили городок

Буквально вдоль и поперёк,

И так устали мы в дороге,

Что еле волочили ноги. 

2. Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес, кто по дрова.

Ребята слушать их не стали:

От этой песни уши вяли.

 9.  Что это?

 Его вешают, когда плохое настроение.

Его задирают, когда зазнаются.

Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

(нос)

 10.  Спишите, приписывая близкие по смыслу выражения

попасть пальцем в небо – (не угадать)

обвести вокруг пальца - (обмануть)

смотреть сквозь пальцы – (не замечать)

высасывать из пальца – (придумывать)

 11.  Распределите устойчивые сочетания в колонки со значением 

 бездельничать    обманывать  быстро

 Во весь дух, валять дурака, на всех парусах, обводить вокруг пальца, сломя голову, морочить голову, бить баклуши, втирать очки, сидеть сложа руки. 

бездельничать   

обманывать

быстро

валять дурака, 

 бить баклуши,

сидеть сложа руки.

обводить вокруг пальца, морочить голову

втирать очки,

во весь дух,

на всех парусах,

сломя голову,

 12.  Найдите в тексте фразеологизмы, попробуйте заменить их (где это возможно) обычными словами или словосочетаниями

  Мой друг.

Мой друг Саша живёт в двух шагах (близко) от моего дома. Мы с ним - не разлей вода (лучшие друзья)! У Саши золотые руки (всё умеет) - он может сам смастерить скворечник и починить сломавшуюся игрушку. А наша учительница говорит, что у Саши светлая голова (очень умный), ведь учится мой друг на одни пятёрки! Саша никогда не закрывает глаза на чужую беду (не остаётся равнодушным), всей душой старается помочь в трудную минуту (помочь в беде). Как хорошо, что у меня есть такой друг.

Блок № 2

1. Составьте словарик фразеологизмов (устойчивых сочетаний, которые всегда остроумны, обычно – юмористичны, имеют иносказательный, переносный смысл)

2. Чтобы исследовать возможности употребления устойчивых сочетаний, составьте с ними предложении и тексты.

3. Подберите фразеологические обороты на разные темы (про кошку, про собаку, про руку, про кашу, про слёзы, про ногу, про уши…)

4. Выберите фразеологизм и нарисуй к нему картинку.

  Омонимы

Омонимы не следует путать с многозначными словами, несмотря на большое количество вторичных значений многозначных слов, у них присутствует внутренняя связь с определяемым словом. Омонимы – это одинаково звучащие слова, но различные по значению.

Блок № 1

№1. Прочитайте стихотворение Я. Козловского и найдите в нём слова – омонимы.

 Суслик выскочил из норки

И спросил у чёрной норки:

- Где вы были?

- У лисички!

- Что вы ели там?

- Лисички!

(Норка, лисички)

2. Шуточные вопросы.

Каким ключом нельзя отвернуть гайку? (скрипичный, дверной ключ)

Какую соль не кладут в суп? (нота «соль»)

Какой кистью не выкрасишь стену? (кисть рябины)

 3. Отгадайте загадки. Как называются такие слова. Приведите свои примеры таких же слов с пояснениями.

Она и стойкость и терпение,

Из книги выписка, цитата,

При этом так же отношение

Имеет к фотоаппарату.

  (выдержка)

Я плод заморского растения

И минерал для украшенья.

Но букву «а» поставьте рядом,

И стану разрывным снарядом.

  (гранат(а)

4. Отгадайте загадки.

Ходили некогда со мною

Охотиться и воевать,

Теперь же лишь глагол стрелять

Напомнит обо мне порою

Родством с моей сестрой – стрелою.

Считаюсь поваром по праву –

Я к пище важная приправа.

Меня он «предаёт ножу».

Его до слёз я довожу.

(Лук – как оружие,  лук – как название овоща).

«Развитие познавательной активности

на уроках русского языка в начальной школе»
Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но, если интересно построить урок, корень этот вполне может изменить свой вкус и даже вызвать у детей вполне здоровый аппетит.

Для этого необходим
правильный стиль общения с маленькими школьниками. На опыте убедилась, что почти всегда можно найти способ перехитрить маленьких упрямцев: не строгостью, а лаской, уместной шуткой, сказкой, не повышая голоса, не занудствуя по мелочам, не пресекая, а переводя их шалости в нужное русло.

Работа с младшими школьниками требует учитывать их
психофизиологические особенности. Для этого необходимо вводить в урок игры и игровые ситуации. Всегда легче запомнить то, что интересно.

И самое важное в работе с младшими школьниками, это –
методика. Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но если эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса - он пассивен. Дети запоминают слабо, когда учеба не захватывает их.

Занимательность может быть достигнута неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока. Занимательный материал способствует
активизации деятельности учащихся. Выполняя данные упражнения, учащиеся творчески мыслят, у них развивается внимание, умение быстро находить решение вопроса. При выполнении нестандартных задач ученики выступают в роли контролеров, спасателей МЧС, сыщиков, помощников, сказочных героев, фокусников. Каждый ученик старается соответствовать своим героям и сознательно, добросовестно, с интересом выполняет сложное задание, не замечая трудностей.

На протяжении всех лет работы в школе я работаю по теме «Развитие и совершенствование познавательной активности на уроках русского языка с целью повышения уровня обученности учащихся начальной школы».


^ В словарной работе я использую составление
словариков группами. Работа с группой слов происходит творчески. После толкования слов, их правильного написания учащиеся выполняют задание: составить рассказ, в котором все данные слова объединены общим смыслом.

Например,
Россия, Кремль, Красная площадь, правительство, председатель, Москва, столица, метро.

В самом центре России находится город Москва. В этом городе есть очень красивый Кремль и Красная площадь. В столице находится правительство. Его возглавляет председатель. В Москве проложено метро.


В словарной работе очень эффективна игра «Словесный мяч, или Футбол». Упражнение родилось из известной и популярной игры, когда один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова.

Например, автобу
сслово и т. д.


Упражнение усложняется: на предпоследнюю, на вторую, на третью букву и т. д.

Например,

каранд
аш – апельсин – интерес и т. д.

П
ортфель – огурец – газета и т. д.


В работе по теме «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова» использую:


а). Числовые ребусы.

Например, 100Г, па3от, 100 лб, 3котаж, 3умф, 100рож.


б). Слова наоборот.

Например, пулут, дурт, залг, зов, генс, гарво, долох, дярто, дебо, дог, игрё.


В работе по теме «Безударные гласные в корне слова» использую
игру «Угадай слово».

Один из учеников выходит за дверь класса. А все остальные буквально за считанные минуты (4-5) составляют несколько предложений, в которых будет слово со звуком [в].

Например, со словом «вода»:


^ Мы принесли ведро родниковой воды. Поменяйте воду в аквариуме! Из крана капала вода. Вода в реке была холодная. И т. д.

Ученик входит в класс, ребята читают ему предложения, и он должен отгадать общее для всех предложений слово. Затем из класса выходит другой ученик, игра продолжается.

С большим интересом дети играют в «Конструктор».

Если взять большое слово,

Вынуть буквы,

Раз и два,

А потом собрать их снова,

Выйдут новые слова.

- Из слова
«грамотей» составьте 10 слов. (Герой, гром, гора, гам, рота, рот, метр, метро, море, тема).


По теме «Слог» использую
упражнение «Составь слово по опорным словам».

Из первого слова бери первый слог, из второго – второй и так далее.

Радость, задумал, коряга - РАДУГА

Сияние, понедельник, поливает – СИНЕВА


По теме «Предложение» с интересом дети выполняют упражнение «Составь предложение из букв слова».

Например, слово «КОТ». Предложение: Катя отмерила ткань».


Составь предложение, в котором все слова начинаются с одной и той же буквы. Постарайся использовать как можно больше слов, можно употреблять предлоги.

Например,
Петя пошел провожать папу к поезду.


По теме «Антонимы» часто провожу
упражнение «Фразеологизмы-антонимы»

а). Трудиться засучив рукава.

б). Потерять голову.

в). Работать спустя рукава.

г). Пропустить мимо ушей.

д). Заговаривать зубы.

е). Навострить уши.

ж). Язык без костей.

з). Водой не разольешь.

и). Проглотить язык.


Ответ:

Трудиться засучив рукава. - Работать спустя рукава.

Пропустить мимо ушей. - Навострить уши.

^ Язык без костей. - Проглотить язык.


При изучении частей речи использую стихотворные упражнения.

МЕСТОИМЕНИЯ.

Наберись, дружок, терпения!

Заучи местоимения.

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно, они.



НАРЕЧИЯ

Всем известно, что наречие –

Постоянная часть речи.

Оно не изменяется.

Его вопросом без труда

Можно выучить, друзья:

Где? Откуда? Как? Куда?

Почему? Зачем? Когда?


На этапе чистописания практикую давать детям ряд слов, в котором надо найти «лишнее» слово.


Например, на доске записаны слова:
метель, вьюга, честь, свекровь.

«Лишними» могут быть:


Вьюга – 1 скл., остальные 3 скл.,
Честь – 1 слог, остальные двусложные.
Свекровь – одушевленное, остальные неодушевленные.

Эффективно концентрирует внимание игра «Звери спрятались». Дается на доске текст. Дети должны найти в нем названия зверей. Попробуйте сами найти всех животных.

Пришли ребята в зоопарк. Возле входа – поленья. И объявление: «Мухомор жареный». Рысью пробежал охранник. Ребята за ним, но по пути заслон. Послышалось рычание. «Принести грабли! – скомандовал охранник. Принесли самые новые. «Велика банка, - почему-то сказал охранник. И добавил:- Зоопарк закрыт».

Так и не увидели ни одного зверя. А жаль. Их здесь вон сколько. Целых девять, и все на виду. Найдите их!


В начале или в конце урока часто практикую игру «Секретный приказ».

Лишь буквы – те, что в этих строчках

Даны не более чем раз, -

Тебе помогут быстро, точно

Секретный выполнить приказ.


ЗПСБТКУЫШЭДЯЖЬФЮЭ

ФТШВЗЧПКРСАГПОМ

ЫСЫЭЛЮЕКНШЖИТЯЧЗ


Ответ. Будь врагом лени.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.