Доклад на тему «Роль дидактической игры на уроках русского языка»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №4
Доклад
«Роль дидактической игры на уроках русского языка»
Составитель: Горина Элеонора Викторовна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
2018 год
Дидактические игры на уроках русского языка конструируются по- разному. В некоторых из них есть элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило; в других – только отдельные элементы: действие или правило, или то и другое. Поэтому по структуре дидактические игры на уроках русского языка делятся на сюжетно-ролевые и игры – упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно – ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх – упражнениях она выражена явно. дочка ручка Буква обычная выросла вдруг, Ставится буква В букве большой - |
В представленных в данном пособии материалах тематически охвачены основные темы раздела «Лексика» за курс начальной школы. Предложенный материал включает задания, основанные на знании программного материала, задания, требующие логического размышления и внимания, задания на эрудицию и сообразительность, творческие задания.
Предлагаемые материалы подчинены, разумеется, определённой логике и системе, но они не «привязаны» ни к программе по русскому языку, ни к учебнику, так как разница в уровне подготовки учеников различных классов велика, да и в одном классе ученики могут значительно отличаться по уровню сообразительности и смекалки.
Их выбирают и используют по интересам, а не по порядку расположения. Выбор определяется степенью трудности материала и наличием необходимых знаний, полученных в систематическом курсе. К большинству заданий приведены ответы, которые следуют за текстом задания. Это сделано для того, чтобы облегчить труд учителя при подборе нужного ему материала для урока или внеклассного занятия.
Каждый раздел в сборнике состоит из двух блоков. Первый блок включает в себя тренировочные задания рассчитанный на пополнение словарного запаса учащихся, знакомство с разнообразным составом русской лексики, а также материал для развития образной речи школьников. Данный материал встречается на олимпиадах и интеллектуальных марафонах по русскому языку.
Второй блок предполагает интеллектуальное, научное творчество детей, решение субъективно-творческих задач разной степени трудности и творческого вклада (задач, решение которых в глобальном смысле не является творческим, но для ученика, субъективно, таковым является).
Данные задания будут полезны для работы на уроке, для проведения внеклассной работы, для подготовки к олимпиадам по предмету.
Синонимы
Часто на олимпиадах детям предлагают задания, позволяющие судить о богатстве словарного запаса учащегося. Прежде всего, это задания, связанные с синонимией слов. Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но близкие по значению. Синонимов в одном ряду может быть два, три и больше (печальный - веселый - грустный; смелый - бесстрашный - храбрый - мужественный - отважный).
Знание синонимов позволяет учащимся более точно выражать свои мысли, приближая речь к образцам художественной выразительности. Чем больше слов-синонимов знает человек, тем точнее он выражает свою мысль.
Блок №1
1. Замените данные словосочетания одним словом – синонимом.
Внутренняя сторона кисти руки - ... (ладонь)
Изображение человека на картине или фотографии - ... (портрет)
Обозначение, название места, где кто-либо живёт и надпись на конверте - ...
(адрес)
Асфальтированная дорога - ... (асфальт)
2. Сравните по смыслу глаголы в каждой паре, распределите их в два столбика. Назовите основания для группировки.
Глядит – смотрит, молчит – говорит, дремлет – спит, начинает – заканчивает, сверкает – блестит, спасает – выручает, открывает – закрывает.
3. Редактор газеты отчего-то очень не любит слово «пытаться». Подскажите репортёру, каким из пяти слов он может заменить в своей заметке это слово, чтобы смысл сказанного не изменился.
Пробовать, изощряться, надеяться, усердствовать, надрываться.
(Пробовать)
4. Выделите третье «лишнее» в каждой из приведенных групп слов, имея в виду, что их объединение во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики (каким?).
а) алфавит, чистописание, азбука;
б) бросать, кидать, прыгать;
в) буран, дождь, пурга.
(оставшиеся слова – синонимы)
5. Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду.
Всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный.
Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.
7. Расположите синонимы по возрастающей или убывающей степени признака (градация синонимов).
Микроскопический, большой, огромный, гигантский, маленький, крохотный.
(Гигантский, огромный, большой, крохотный, микроскопический)
8. Подберите синонимы к данному слову.
Смешной - …(забавный, потешный)
метель - …(пурга, буря, вьюга)
9. К парам слов подберите существительные, близкие по смыслу.
сильная метель - ... (пурга, буря, вьюга)
сильный дождь - .... (ливень)
10. Замените имена прилагательные синонимами.
бесстрашный лётчик - ...(отважный)
занимательный рассказ - ... (интересный)
11. Запишите прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употребить:
Густой, дремучий (лес, туман).
Горячий, знойный (лето, вода, привет).
(дремучий лес, густой туман;
горячая вода, горячий привет, знойное лето)
12. Замените повторяющиеся слова в тексте их синонимами.
Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.
( Робкий, пугливый, трусливый, боязливый).
13. Выберите подходящее слово.
Утром к дому прилетела... (стая, стайка) воробьев. Они уселись на крыше и весело... (пели, щебетали, чирикали). Мы насыпали хлебных крошек. Воробьи быстро... (сползли, слезли, слетели, спустились) с крыши. Они... (бегали, ходили, прыгали, скакали) и... (глотали, ели, клевали) крошки.
14. Подберите к каждому существительному близкое по смыслу слово так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово ЗИМА.
Работа - З...(занятие)
Родник - И... (источник)
Холод - М... (мороз)
Деятельный - А... (активный)
15. Подберите слова, близкие по смыслу данным в скобках. Сделать это
необходимо в рифму.
Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от (работы)…..
(труда)
Золотистые копны соломы
На токах на колхозных лежат.
И ребята дорогой знакомой
На занятия в школу (торопятся)….
(спешат)
16. Найдите синонимы в пословицах.
Спеши – не спеши, а поторапливайся.
Приятелей много, а друга нет.
Переливает из пустого в порожнее.
17. Замените в словосочетаниях прилагательные синонимами с приставкой без- или бес-.
Смелый человек - …
Тихая погода - …
Ясное небо - …
Тихие шаги - …
(Бесстрашный, безветренная, беззлобный, безоблачное, бесшумные)
Антонимы
Антонимы – это слова с противоположным значением, написанием и произношением. Как правило, к антонимам относятся разнокоренные слова, хотя возможны и однокоренные слова, образованные с помощью антонимичных приставок и суффиксов. Не все слова имеют антонимы.
Блок № 1
1. Подберите антонимы к данным словам.
Тьма - ..., вверх - ..., холодный - ..., уходить - ... .
(Свет, вниз, горячий, возвращаться).
2. Продолжение начатое предложение антонимом.
В поле холодно, а в доме... (тепло). Заяц бегает быстро, а черепаха ползает
... (медленно).
3. Составьте словосочетания с парами антонимов.
свежий хлеб - ... (черствый хлеб),
свежий ветер - ... (теплый ветер),
свежая газета - ... (старая газета),
4. Припишите к словам левого столбика антонимы из правого столбика.
север ленивый
высокий прилететь
улететь отгадка
загадка юг
прилежный низкий
(север – юг, высокий – низкий, улететь – прилететь, загадка – отгадка,
прилежный – ленивый)
5. К данным ниже словам припишите слова, противоположные по смыслу.
Смех - ..., любить - ..., крупный - ..., полдень - ..., много - ... .
(плач, ненавидеть, мелкий, полночь, мало)
6. Подберите антонимы к словосочетаниям.
Восход солнца - … (заход), начало урока - …(конец), ясное небо - …(пасмурное), шумная улица - …(тихая).
7. Найдите антонимы в пословицах.
Каково начало, таков и конец.
Добро помни, а зло забывай.
8. Допишите слово антоним.
Солнце всходит и... (заходит).
На каждую загадку есть...(отгадка).
9. Спишите, заменяя подчеркнутые слова антонимами.
Опоздали.
Вечером (утром) я с товарищем пошел к поезду. До станции было далеко (близко). Дул встречный холодный (тёплый) ветер, и идти было трудно (леко). Пришли мы к станции, а поезд отходит (подходит). Как плохо (хорошо), что мы опоздали (не опоздали).
10. Припишите к словам антонимы так, чтобы из первых букв приписанных слов получилось слово ДОМ.
Ночь - д...(день)
Раздеться - о...(одеться)
Старый - м... (молодой)
11. Выберите в каждой группе противоположное по смыслу слово в скобках.
Зима - …..(холод, весна, снег, лето)
Тихо - …..(темно, дети, громко)
Глубокий - …..(бездонный, мелкий)
12. Подберите антонимы, обозначающие:
Время:
рано - …(поздно)
осень - …(весна)
зима - …(лето)
Пространство:
далёкий - …(близкий)
высокий - …(низкий)
широкий - …(узкий)
Качества, свойства:
грязный - …(чистый)
полезный - …(вредный)
Черты характера:
храбрый - …(трусливый)
ленивый - …(трудолюбивый)
13. Отгадайте загадки
Я антоним к слову «зной»,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня …(прохлада)
Я антоним к слову «лето»,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я … (зима)
Многозначные слова
Многозначность слова – это его способность употребляться в разных значениях. Но так как значение слова можно определить или уточнить в связи с другими словами, то смысл многозначного слова наиболее точно раскрывается лишь в предложении или сочетании слов. При этом одно из значений многозначного слова является основным, а остальные для него – вторичными.
Блок № 1
1. Прочитайте стихотворение А. Шибаева. Найдите многозначные слова.
- Не жалейте пятачка, -
Говорит корова, -
Вы купите молочка –
Вкусного, парного!
Поросята тут как тут:
- Нам по целой кружке! –
Пятачки свои суют
Маленькие хрюшки…
2. Прочитайте стихотворение В. Остена «Дорога». Выпишите все значения слова «дорога». Как называются такие слова?
Подумайте только, как много
Значений у слова «дорога».
Дорогой зовут автостраду,
И тропку бегущую рядом.
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста по круче
К вершине, упрятанной в тучах,
И след корабля над волнами,
И сини выси над нами…
А вскоре пополнится новым
Значеньем привычное слово.
Представьте: готова ракета
К прыжку на другую планету.
Прощаясь с её экипажем,
Стоящим у звёзд на пороге,
Мы просто и буднично скажем:
- До встречи! Счастливой дороги!
Подумайте только, как много
Значений у слова «дорога».
(полоса земли, предназначенная для перемещения, путь сообщения;
путь следования, место по которому надо пройти;
путешествие, пребывание в пути;
дать возможность действовать, добиваться чего-либо)
3. Запишите как можно больше значений следующих слов.
корень –
поле –
единица –
(Корень – часть растения, часть зуба или волоса, начало или источник чего-либо, часть слова, суть дела.
Поле – безлесная равнина, участок земли для сельскохозяйственной
обработки, ровная площадка, основной цвет под узор, область
деятельности человека.
Единица – число, цифра, низкая отметка, отдельный предмет.
4. Допишите слова, поясняющие многозначность данных слов. Например: колокольчик – цветок, звонок.
нос - …
золотая - …
кран - …
язык - …
(нос – корабля, человека, ботинка
золотая – цепочка, коса, осень, мастерица
кран – подъёмный, водопроводный
язык – колокола, ботинка, иностранный)
5. Отгадайте загадки. Допишите к отгадке ещё одно значение, которое не указано в загадке.
Они обычно для шитья;
И у ежа их видел я;
бывают на сосне, на ёлке,
А называются - ….
(Игла – острый шпиль здания)
В тетради я бываю
Косая и прямая;
В другом своём значении
Я планка для черчения
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю.
(Линия – путь сообщения: воздушная, трамвайная, железнодорожная)
6. Составьте словосочетания, в которых слово «мягкий» употребляется в различных значениях. Значения не должны повторяться.
Мягкий …. – нежёсткий. (Мох, хлеб)
Мягкий …. – нетвёрдый. (Воск)
Мягкий …. – уступчивый. (Характер)
Мягкий …. – тёплый. (Климат)
Мягкий …. – звук. (Согласный)
7. Допишите к данным словам такие существительные или прилагательные, чтобы исходное слово имело прямое и переносное значение.
Стрелка (какая?) - … (часовая, железнодорожная)
Парк (какой?) - …. (природный, трамвайный)
Холодный (что?) - … (взгляд, квас)
Блок № 2
1. Составьте толковый словарь многозначных слов по плану.
· Само слово.
· Какая часть речи.
· Объяснение значения, то есть само толкование: 1 значение, 2 значение, 3 значение и т. д.
· Примеры употребления слова в речи, в предложении (для каждого значения)
Блок № 2
1. а) Выберите подходящее слово:
После (сытого, сытного) обеда мальчики улеглись в тени под деревьями.
Петин план туристического похода шумно (обсудили, осудили) и единодушно (обсудили, осудили), никто его не одобрил.
б) Составьте словарик смешиваемых слов
злой и злобный – злой человек не поймёт доброго
злобный взгляд, злобные речи
Фразеологизмы
Переносное значение слова связано со средствами его художественной выразительности: метафорой, фразеологизмами. Так метафорой называют перенос названия одного предмета, действия или свойства на другое на основе сходства. Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, значения которых необходимо рассматривать как единое целое. Многие устойчивые обороты (крылатые слова, выражения, фразеологизмы) близки по значению одному слову: прикусить язык - замолчать; как снег на голову - внезапно. В устойчивых оборотах нельзя заменять одно слово другим, переставлять слова.
Устойчивые обороты, как и слова, могут иметь синонимы (дать нагоняй; намылить шею; разделать под орех) и антонимы (рукой подать - у черта на куличках; пропустить мимо ушей - навострить уши).
Блок № 1
1. У какого из приведённых ниже словосочетаний нет переносного
смысла.
Обвести вокруг пальца, смотреть сквозь пальцы, пальцем не шевельнуть,
согнуть палец, высосать из пальца.
2. Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный, прямой будут употреблены в переносном значении.
(седой туман, бархатный голос, прямой ответ)
3. Замените одним словом фразеологизмы.
Мозолить глаза (надоедать), точить лясы (болтать), клевать носом (засыпать), бить баклуши (бездельничать), как снег на голову (неожиданно), вешать нос (огорчаться), зарубить на носу (запомнить), ждать у моря погоды (бездействовать), дрожать как осиновый лист (испугаться), писать как курица лапой (безобразно), ходить на голове (баловаться), считать ворон (невнимательность), держать язык за зубами (молчать), после дождика в четверг (никогда).
4. Закончите фразеологизмы подходящим по смыслу названием животного.
Голоден как …., изворотлив как….., нем как…, болтлив как..., как мокрая …, ползёшь как…, как … пятая нога, надулся как … на крупу, разбирается как … в апельсинах, … на ухо наступил, покупать … в мешке, писать как … лапой, куда Макар …не гонял, метать бисер перед …., пустить … в огород.
(волк, уж, рыба, сорока, курица, черепаха, собака, мышь, свинья, медведь, кота, курица, телят, свиньями, козла)
5. Найдите пару.
бить баклуши болеть душой дело в шляпе как на иголках строить воздушные замки |
фантазировать, строить несбыточные мечты; праздно проводить время, бездельничать; быть уверенным в успешном завершении чего-либо; испытывать тревогу, беспокоиться; пребывать в состоянии волнения, возбуждения |
(бить баклуши - праздно проводить время, бездельничать
болеть душой - испытывать тревогу, беспокоиться
дело в шляпе - быть уверенным в успешном завершении чего-либо
как на иголках - пребывать в состоянии волнения, возбуждения
строить воздушные замки - фантазировать, строить несбыточные мечты)
6. Закончи предложения.
а) Иван Иванович был очень тихим и спокойным человеком. Все говорили,
что он.....(мухи не обидит).
Мой друг очень любит петь, но почему-то говорят, что....(ему медведь на
ухо наступил)
Для справок: как белка в колесе, комар носу не подточит, мухи не обидит, как корова на льду, медведь на ухо наступил.
б) У меня столько забот! Я верчусь, как… (белка в колесе)
Мытьё пола грязной тряпкой – это… (мартышкин труд)
Подсказка на уроке – это… (медвежья услуга)
Для справок: кот в мешке; мартышкин труд; белка в колесе; медвежья услуга; покорная овечка.
7. Ответьте фразеологизмами на следующие вопросы
Из чего можно сделать вывод, что у человека не две ноги, а больше? (Без
задних ног)
Из чего можно сделать вывод, что у земли есть своё лицо? (Стереть с лица
земли)
Почему вопросу иногда нездоровится? (Больной вопрос)
Почему у следов нелады с температурой? (След простыл)
8. Выделите из текста устойчивые сочетания
1. Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперёк,
И так устали мы в дороге,
Что еле волочили ноги.
2. Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес, кто по дрова.
Ребята слушать их не стали:
От этой песни уши вяли.
9. Что это?
Его вешают, когда плохое настроение.
Его задирают, когда зазнаются.
Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
(нос)
10. Спишите, приписывая близкие по смыслу выражения
попасть пальцем в небо – (не угадать)
обвести вокруг пальца - (обмануть)
смотреть сквозь пальцы – (не замечать)
высасывать из пальца – (придумывать)
11. Распределите устойчивые сочетания в колонки со значением
бездельничать обманывать быстро
Во весь дух, валять дурака, на всех парусах, обводить вокруг пальца, сломя голову, морочить голову, бить баклуши, втирать очки, сидеть сложа руки.
бездельничать |
обманывать |
быстро |
валять дурака, бить баклуши, сидеть сложа руки. |
обводить вокруг пальца, морочить голову втирать очки, |
во весь дух, на всех парусах, сломя голову, |
12. Найдите в тексте фразеологизмы, попробуйте заменить их (где это возможно) обычными словами или словосочетаниями
Мой друг.
Мой друг Саша живёт в двух шагах (близко) от моего дома. Мы с ним - не разлей вода (лучшие друзья)! У Саши золотые руки (всё умеет) - он может сам смастерить скворечник и починить сломавшуюся игрушку. А наша учительница говорит, что у Саши светлая голова (очень умный), ведь учится мой друг на одни пятёрки! Саша никогда не закрывает глаза на чужую беду (не остаётся равнодушным), всей душой старается помочь в трудную минуту (помочь в беде). Как хорошо, что у меня есть такой друг.
Блок № 2
1. Составьте словарик фразеологизмов (устойчивых сочетаний, которые всегда остроумны, обычно – юмористичны, имеют иносказательный, переносный смысл)
2. Чтобы исследовать возможности употребления устойчивых сочетаний, составьте с ними предложении и тексты.
3. Подберите фразеологические обороты на разные темы (про кошку, про собаку, про руку, про кашу, про слёзы, про ногу, про уши…)
4. Выберите фразеологизм и нарисуй к нему картинку.
Омонимы
Омонимы не следует путать с многозначными словами, несмотря на большое количество вторичных значений многозначных слов, у них присутствует внутренняя связь с определяемым словом. Омонимы – это одинаково звучащие слова, но различные по значению.
Блок № 1
№1. Прочитайте стихотворение Я. Козловского и найдите в нём слова – омонимы.
Суслик выскочил из норки
И спросил у чёрной норки:
- Где вы были?
- У лисички!
- Что вы ели там?
- Лисички!
(Норка, лисички)
2. Шуточные вопросы.
Каким ключом нельзя отвернуть гайку? (скрипичный, дверной ключ)
Какую соль не кладут в суп? (нота «соль»)
Какой кистью не выкрасишь стену? (кисть рябины)
3. Отгадайте загадки. Как называются такие слова. Приведите свои примеры таких же слов с пояснениями.
Она и стойкость и терпение,
Из книги выписка, цитата,
При этом так же отношение
Имеет к фотоаппарату.
(выдержка)
Я плод заморского растения
И минерал для украшенья.
Но букву «а» поставьте рядом,
И стану разрывным снарядом.
(гранат(а)
4. Отгадайте загадки.
Ходили некогда со мною
Охотиться и воевать,
Теперь же лишь глагол стрелять
Напомнит обо мне порою
Родством с моей сестрой – стрелою.
Считаюсь поваром по праву –
Я к пище важная приправа.
Меня он «предаёт ножу».
Его до слёз я довожу.
(Лук – как оружие, лук – как название овоща).
«Развитие познавательной активности
на уроках русского языка в начальной школе»
Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но, если интересно построить урок, корень этот вполне может изменить свой вкус и даже вызвать у детей вполне здоровый аппетит.
Для этого необходим правильный стиль общения с маленькими школьниками. На опыте убедилась, что почти всегда можно найти способ перехитрить маленьких упрямцев: не строгостью, а лаской, уместной шуткой, сказкой, не повышая голоса, не занудствуя по мелочам, не пресекая, а переводя их шалости в нужное русло.
Работа с младшими школьниками требует учитывать их психофизиологические особенности. Для этого необходимо вводить в урок игры и игровые ситуации. Всегда легче запомнить то, что интересно.
И самое важное в работе с младшими школьниками, это – методика. Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но если эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса - он пассивен. Дети запоминают слабо, когда учеба не захватывает их.
Занимательность может быть достигнута неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока. Занимательный материал способствует активизации деятельности учащихся. Выполняя данные упражнения, учащиеся творчески мыслят, у них развивается внимание, умение быстро находить решение вопроса. При выполнении нестандартных задач ученики выступают в роли контролеров, спасателей МЧС, сыщиков, помощников, сказочных героев, фокусников. Каждый ученик старается соответствовать своим героям и сознательно, добросовестно, с интересом выполняет сложное задание, не замечая трудностей.
На протяжении всех лет работы в школе я работаю по теме «Развитие и совершенствование познавательной активности на уроках русского языка с целью повышения уровня обученности учащихся начальной школы».
^ В словарной работе я использую составление словариков группами. Работа с группой слов происходит творчески. После толкования слов, их правильного написания учащиеся выполняют задание: составить рассказ, в котором все данные слова объединены общим смыслом.
Например, Россия, Кремль, Красная площадь, правительство, председатель, Москва, столица, метро.
В самом центре России находится город Москва. В этом городе есть очень красивый Кремль и Красная площадь. В столице находится правительство. Его возглавляет председатель. В Москве проложено метро.
В словарной работе очень эффективна игра «Словесный мяч, или Футбол». Упражнение родилось из известной и популярной игры, когда один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова.
Например, автобус – слово и т. д.
Упражнение усложняется: на предпоследнюю, на вторую, на третью букву и т. д.
Например,
карандаш – апельсин – интерес и т. д.
Портфель – огурец – газета и т. д.
В работе по теме «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова» использую:
а). Числовые ребусы.
Например, 100Г, па3от, 100 лб, 3котаж, 3умф, 100рож.
б). Слова наоборот.
Например, пулут, дурт, залг, зов, генс, гарво, долох, дярто, дебо, дог, игрё.
В работе по теме «Безударные гласные в корне слова» использую игру «Угадай слово».
Один из учеников выходит за дверь класса. А все остальные буквально за считанные минуты (4-5) составляют несколько предложений, в которых будет слово со звуком [в].
Например, со словом «вода»:
^ Мы принесли ведро родниковой воды. Поменяйте воду в аквариуме! Из крана капала вода. Вода в реке была холодная. И т. д.
Ученик входит в класс, ребята читают ему предложения, и он должен отгадать общее для всех предложений слово. Затем из класса выходит другой ученик, игра продолжается.
С большим интересом дети играют в «Конструктор».
Если взять большое слово,
Вынуть буквы,
Раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
- Из слова «грамотей» составьте 10 слов. (Герой, гром, гора, гам, рота, рот, метр, метро, море, тема).
По теме «Слог» использую упражнение «Составь слово по опорным словам».
Из первого слова бери первый слог, из второго – второй и так далее.
Радость, задумал, коряга - РАДУГА
Сияние, понедельник, поливает – СИНЕВА
По теме «Предложение» с интересом дети выполняют упражнение «Составь предложение из букв слова».
Например, слово «КОТ». Предложение: Катя отмерила ткань».
Составь предложение, в котором все слова начинаются с одной и той же буквы. Постарайся использовать как можно больше слов, можно употреблять предлоги.
Например, Петя пошел провожать папу к поезду.
По теме «Антонимы» часто провожу упражнение «Фразеологизмы-антонимы»
а). Трудиться засучив рукава.
б). Потерять голову.
в). Работать спустя рукава.
г). Пропустить мимо ушей.
д). Заговаривать зубы.
е). Навострить уши.
ж). Язык без костей.
з). Водой не разольешь.
и). Проглотить язык.
Ответ:
Трудиться засучив рукава. - Работать спустя рукава.
Пропустить мимо ушей. - Навострить уши.
^ Язык без костей. - Проглотить язык.
При изучении частей речи использую стихотворные упражнения.
МЕСТОИМЕНИЯ.
Наберись, дружок, терпения!
Заучи местоимения.
Я и мы, ты и вы,
Он, она, оно, они.
НАРЕЧИЯ
Всем известно, что наречие –
Постоянная часть речи.
Оно не изменяется.
Его вопросом без труда
Можно выучить, друзья:
Где? Откуда? Как? Куда?
Почему? Зачем? Когда?
На этапе чистописания практикую давать детям ряд слов, в котором надо найти «лишнее» слово.
Например, на доске записаны слова: метель, вьюга, честь, свекровь.
«Лишними» могут быть:
Вьюга – 1 скл., остальные 3 скл.,
Честь – 1 слог, остальные двусложные.
Свекровь – одушевленное, остальные неодушевленные.
Эффективно концентрирует внимание игра «Звери спрятались». Дается на доске текст. Дети должны найти в нем названия зверей. Попробуйте сами найти всех животных.
Пришли ребята в зоопарк. Возле входа – поленья. И объявление: «Мухомор жареный». Рысью пробежал охранник. Ребята за ним, но по пути заслон. Послышалось рычание. «Принести грабли! – скомандовал охранник. Принесли самые новые. «Велика банка, - почему-то сказал охранник. И добавил:- Зоопарк закрыт».
Так и не увидели ни одного зверя. А жаль. Их здесь вон сколько. Целых девять, и все на виду. Найдите их!
В начале или в конце урока часто практикую игру «Секретный приказ».
Лишь буквы – те, что в этих строчках
Даны не более чем раз, -
Тебе помогут быстро, точно
Секретный выполнить приказ.
ЗПСБТКУЫШЭДЯЖЬФЮЭ
ФТШВЗЧПКРСАГПОМ
ЫСЫЭЛЮЕКНШЖИТЯЧЗ
Ответ. Будь врагом лени.