Урок на тему «Дыхание как основа пения» (1–5 классы)

4
0
Материал опубликован 17 February

 

Возраст ученицы: 10 лет

Тема: « Дыхание как основа пения »

Продолжительность занятия: 40 минут

Тип урока: интегрированное занятие по сольному пению

Цель урока: осознание учащейся значения правильного дыхания для успешного обучения на занятиях, роли правильной осанки и опоры дыхания для укрепления физического здоровья подрастающего поколения.

Задачи:

Образовательные:

-приобретение новых знаний о дыхательном аппарате и о необходимых условиях поддержания его здорового состояния;

-этапы и особенности детского восприятия дыхательной гимнастики;

-разучивание новых игр и вокальных упражнений, способствующих раскрытию темы.

Воспитательные:

- формирование музыкальных и творческих способностей ребенка;

-развитие чувства единства с учителем при проведении занятия;

-воспитание здоровой и физически развитой личности.

Развивающие:

- ознакомление с понятием «певческое дыхание»

- углубление и закрепление теоритических знаний учащегося;

- развитие диафрагмального дыхания;

- развитие музыкального слуха;

- развитие артикуляции и дикции учащегося;

Материально – техническое обеспечение урока:

- фортепиано;

- ноутбук;

- звуко-техническая аппаратура;

- микрофон.

Структура занятия

Организационная часть

Преподаватель:

- Здравствуй, Ксения. Сегодня наш урок будет посвящен певческому дыханию. Знакома ли ты с правилами певческого дыхания?

( Ответ учащегося)

Основная часть

Преподаватель:

- Дыхание – это основа правильного и красивого звука, энергетический источник голоса. Вокальное дыхание отличается от обычного дыхания прямой привязкой к ритму и темпу. В повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, в пении оно управляется.

Различают следующие типы дыхания:

 

Костальное (ключичное, верхнее-грудное). Активно работают мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса, шеи. Дыхание поверхостное, мышцы шеи напряжены, движения гортани ограничены и поэтому затруднено голосообразование. Этот тип дыхания не удобен для пения.

Грудное дыхание, при котором наиболее активно работают мышцы грудной клетки, особенно ее верхнего отдела, диафрагма малоподвижна, живот при вдохе втянут.

Косто- абдоминальное (грудо-брюшное) дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.

Абдоминальное (брюшное, диафрагматическое) дыхание. При этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости

Верным певческим дыханием является дыхание диафрагматическое, при котором плечи остаются в неподвижном состоянии. Певческое дыхание состоит из короткого бесшумного вдоха, задержки и равномерного выдоха. Давай попробуем это сделать на примере упражнений.

 

Упражнение 1 направлено на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота («выпячивание»- при вдохе, «втягивание»- при выдохе). Давай сделаем это упражнение. Только следи за тем, чтобы плечи не поднимались, не напрягались мышцы шеи.

Положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдохнем, снова считая до четырех. Почувствуем, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе (повторяем 5 – 7 раз).

Преподаватель:

- Молодец, у тебя хорошо получается. Теперь постараемся усложнить задачу.

Упражнение 2.

Повторяем упражнение 1 с наклоном вперед, кладем руки на поясницу. Ощущение движение должно ощущаться и в этой области спины.

Упражнение 3.

Тренаж вдоха. Представить букет цветов, сделать спокойный вдох носом, вспомнить приятный аромат. Небольшая задержка. Выдох.

Преподаватель:

- Итак, Ксюша, мы определили область певческого дыхания. У тебя очень хорошо получилось. Теперь постараемся сделать так, чтобы нашего выдоха хватило как можно дольше.

Упражнение4.

Представляем перед собой горящую свечу. Наша задача выдыхать так, чтобы пламя свечи не потухло, и делать это как можно дольше.

Преподаватель:

- Замечательно! Это упражнение будет полезно повторить и дома». После того, как мы попробовали выполнить эти упражнения, мы можем приступить к закреплению этих навыков и на вокальных упражнениях.

Упражнение 5.

Располагаем кончики пальцев на щеках так, чтобы они поддерживали лежащую вокруг губ кожу. Подтянуть кожу так, чтобы твои зубы соединились. Благодаря этому мышцы остаются расслабленными и чтобы двигать ими не нужно много воздуха. При использовании звука «М» губы должны вибрировать как можно свободно и равномерно. Всю работу делает воздух. Расслабь губы и все остальные мышцы лица и горла. Чем медленнее будет скорость вибрации губ, тем лучше. Следим за тем, чтобы губы были свободными и расслабленными, а звук слитным. Попробуем выполнить это упражнение, избегая прерывистости звучания. А так же обязательно следим за правильностью вдоха и выдоха. Отрабатываем упражнение.

 

Поем развернутое тоническое трезвучие по хроматизму продвигаясь вверх

 

Упражнение 5.

Трель языком. При исполнении этого упражнения необходимо помнить о плавном переходе из нижнего регистра в верхний. Упражнение является довольно долгим по длительности звучания, поэтому необходимо следить за медленным выдохом. Отрабатываем упражнение.

Тоже используя тоническое трезвучие исполняем только уже на вибрации языка на букве Р

Упражнение 6. 

Поем те же ноты, но только на слог "го". Чтобы удобнее было петь, сделай свой голос немного "жалобным" для того чтобы опустилась твоя гортань. При пении необходимо следить, чтобы мягкое небо оставалось расслабленным, а звук по мере того, как будешь петь все выше и выше, уходил за него все дальше и дальше. Так же это упражнение можно попробовать петь и на штрих «non legato», при этом следить за вдохом и выдохом. Отрабатываем упражнение.

Это упражнение можно петь и со словами Милая мама моя

 

Преподаватель:

- Молодец! Мы постарались сегодня. Итак, повторим, что же такое певческое дыхание и чем оно отличается от нашего повседневного. (Учащийся анализирует пройденный материал)

 

3. Заключительная часть.

Преподаватель: – Что нужно помнить певцу для взятия правильного дыхания?

Ответы учащийся: концентрация внимания, быстрый вдох, задержка дыхания, медленный выдох.

Преподаватель: – Что влияет на дыхание?

Ответы учащихся: болезни, осанка, постоянная тренировка на занятиях, концентрация

Преподаватель: – Почему при постоянных физических дыхательных упражнениях фразировка становится гораздо длиннее и звук сильнее и устойчивее?

Ответы учащийся: развивается грудная клетка, дыхание устойчивое, пластичное, ровное.

Преподаватель: - Какие типы дыхания наиболее приемлемы для певца? – Ответы учащихся: косто - абдоминальное, абдоминальное.

 

- Ксюша, как ты думаешь, удалось ли тебе справиться со всеми заданиями сегодня на занятии?

(Учащаяся анализирует свою работу на занятии)

Преподаватель:

- Ксюша, на мой взгляд, ты справилась очень хорошо! Мы обязательно продолжим работу над певческим дыханием на следующих уроках. Мне бы очень хотелось, чтобы упражнения, которые мы делали на уроке, повторялись и дома. Спасибо за отличную работу на уроке! До свидания.

 

 

 

 

 

Литература:

Сет Риггс. Техника пения в речевой позиции. Москва 2004г.

Бараш А. Б. Поэма о человеческом голосе. – М.: Композитор, 2005.

Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. Москва, 2008г.

Е. Ю. Белобородова, «Рок-вокалист»

Г.Н. Стулова, «Развитие детского голоса в процессе обучения пению», 1992г.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей