Беседа с учащимися «Для кого и для чего мы учимся?» (4 класс)

2
0
Материал опубликован 11 December 2019

Беседа с учащимися: «Для кого и для чего мы учимся?»

Цели: помочь учащимся осознать и сформулировать мотивы и цели обучения, выявить соотношение познавательных и социальных мотивов.

Человек должен учиться потому, что он человек.

В.А.Сухомлинский.

Ход беседы.
 

Мотивация на беседу.

- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас снова. Сегодня мы с вами будем беседовать. А на какую тему, я спрошу вас после прослушивания песни. («Зачем мы ходим в школу». Школьный рэп)

- Как вы думаете, что станет предметом нашего разговора сегодня? 

- Наверное, нет ученика, который бы за время своего пребывания в школе не задавал себе вопрос: «Зачем мы ходим в школу?» И ответы на него, конечно же, самые разные.

 Обсуждение вопросов.

- Попробуйте и вы ответить на вопросы, которые волнуют многих:

Вопрос №1: «Нужно ли учиться?»
Вопрос №2: "Для чего нужно учиться?"

Примерные ответы:

иметь хорошие оценки;

так хотят родители;

для продолжения учебы;

быть образованным;

стать более развитым.

Решение ситуаций.

- В одной из школ возник спор о том, во имя чего следует хорошо учиться – ради знаний или ради хорошей оценки в журнале. Вот что говорили ученики:

- «Мне лично все равно, что я получу по математике, окружающему миру или любому другому предмету. Мои оценки важны только для моих родителей. Конечно, мне не хочется портить с ними отношения. Приходится добиваться «4» и «5».

- «При чем здесь родители? Просто мне самой приятно получать хорошие оценки. Гордость какую-то ощущаешь, уважаешь сама себя».

- «А мои родители вообще в мой дневник не смотрят. Я ведь не для них, а для себя учусь. Мне ведь дальше своими знаниями, своим умом жить. А оценки они и случайными могут быть».

- Кого вы могли бы поддержать в этом споре? Почему?

- А теперь я хочу тоже ответить на вопрос: “Для чего человек учится?”

- Послушайте меня внимательно.
Человек учится, прежде всего, потому, что
  знания необходимы ему в повседневной жизни. Надо уметь читать, писать, считать. Современного человека окружает много техники не только на производстве, но и в быту. Знания нужны, чтобы разобраться во всем многообразии окружающего мира.
Учиться необходимо, чтобы получить хорошее образование. Образованный человек чувствует себя уверенно, у него много друзей. В настоящее время, чтобы получить хорошую работу, необходимы глубокие и разносторонние знания, владение иностранными языками. Школа помогает нам получить основу знаний.
    Учиться трудно, но интересно и необходимо!

Обсуждение пословиц про учение.

Народная мудрость гласит:

«Наука – лучшая казна: не украдут, не сгорит, не сгниет, не пропадет – всегда при себе» (Аварская пословица)

«Ученый водит, неученый следом ходит» (Русская пословица)

- Как вы понимаете пословицы? Согласны ли вы с ними?

Игра «Собери пословицу»

Об учебе и учении в народе сложено немало пословиц и поговорок. Я предлагаю вам вспомнить их. Сейчас вы получите конверты со словами, из которых должны будете составить пословицу и объяснить её значение.

Ученье и труд рядом живут.
Знание и мудрость украшают человека.
Ученье – свет, а неученье – тьма.

(Ученики работают в группах и собирают пословицы. Результат помещают на доску).

- Но есть одно качество, которое многим мешает учиться.

Отгадайте загадку:

Слаще мёда, мягче пуха
Отдохни!- всё шепчет в ухо
Тот, кто будет с ней дружить,
Будет очень плохо жить.

-Почему лень мешает?

- Ленивые люди всегда ищут и находят для себя оправдание. Часто они отговариваются тем, что у них не хватает времени.

- Ребята часто откладывают выполнение домашнего задания на более позднее время, а выполняя задание, постоянно отвлекаются. Все это мешает им хорошо учиться. Об этом рассказал писатель Б. Заходер в стихотворении «Вредный кот». Давайте его послушаем. (Видеофильм)

- Кто мешал мальчику?

- Русская народная пословица гласит: « Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Упорный труд и постоянные усилия являются неотъемлемой частью любого успеха. Многие люди благодаря своему упорному труду получили мировую известность.

Презентация «Угадай известного человека».

М. В. Ломоносов

А. С. Пушкин

А. В. Суворов

Петр I

В. В. Путин

У каждого человека есть цель в жизни. Кто-то мечтает стать богатым, кто-то – знаменитым, кто-то желает получить престижную профессию. Поэтому над достижением своей цели вы должны усердно, методично и беспрестанно работать. Каждый день, каждую неделю, каждый год. Чем больше вы вкладываете сил, тем больше отдача.

Итог. Рефлексия.

- Для кого же и для чего мы учимся?

- Так что заниматься нужно в первую очередь для себя, для своего будущего. Ведь плохая отметка, полученная в школе, — это что? Неприятно учителю, расстроена мама. Но главное не в этом, а в том, что ты останешься в стороне от жизни, своего следа в ней не оставишь. Тут не поможет тебе ни добрая мама, ни снисходительный учитель. Потому что свою жизнь нужно прожить самому. И то, как ты ее проживешь, зависит только от тебя самого.

- Вот и подошла к концу наша встреча. Вы были активны и внимательны.

- Подумайте и ответьте на вопросы:

Сегодня я узнал (-а), что…
Сегодня я научился (-лась) …
Мне понравилось …

Оцените своё состояние во время классного часа. Покажите мимикой и пантомимой любого смайлика.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.