Занятие на тему «Добро и зло» (3 класс)
Внеурочная деятельность «Православная культура» Тема занятия: Добро и зло Цель урока: сформировать понимание того, что творить добро – духовная радость. Задачи: Образовательные: формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике; формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта; Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету; развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли; развивать творческие способности; Воспитательные: формировать положительное отношение к нравственным поступкам; формировать навыки доброжелательности, уважения к другому Человеку; воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру
Оборудование: запись песни М Минкова “Песня о дороге добра”, волшебный сундук сказок, карта путешествия, корабль, клей, карточки со словами.
Ход работы: 1 Огр. момент Дорогие ребята! Сегодняшнее занятие хочу начать словами В. Маяковского, а вы внимательно послушайте, чтобы смогли определить тему урока.…Крошка-сын к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое хорошо
и что такое плохо?
Учитель: - Какой вопрос задает сын своему отцу?
- Что означает слово хорошо? («добро»)
- Назовите слово с противоположным значением (ДОБРО? - зло)
- Ребята, какова, по-вашему, тема сегодняшнего урока?
- Как вы думаете, какие вопросы мы будем сегодня обсуждать на уроке?
- Что такое добро?
- Что такое зло?
- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?
- Что вы можете сделать, чтобы наш мир стал добрее?
Учитель: Ответы на эти вопросы мы будем искать не только сегодня на уроке, но и всю жизнь.
- Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло?
- Всегда ли добро и зло существовали на Земле?
- Библия рассказывает о том, что Бог создал вначале добрых ангелов.
- Как появилось зло?
Но один из ангелов позавидовал Богу, захотел быть равным Ему. Он начал спорить с Богом и превратился в темного, злого духа – сатану.
- Кто выступил против дьявола?
Тогда против дьявола выступил один из высших ангелов – Архангел Михаил.
Он сказал: «Кто равен Богу? Никто как Бог!» И произошла на небе война…
Учитель: Мы живем с вами на планете Земля, где существуют добро и зло, а значит, люди могут творить и добрые и злые дела.
Каждому человеку приходится бороться и выбирать между добром и злом.
Физминутка «Дорогою добра»?
- А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное путешествие, в мир Доброты.
2 этап. Работа с материалом Обратите внимание на доску, перед вами маршрут вашего путешествия.1) Остров пословиц.
Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Своё стремление они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Поэтому первым делом мы поплывем на остров пословиц.
1. Добро творить - себя веселить.
2. За Христом пойдешь, добрый путь найдешь.
3. Добрым путём Бог правит.
4.Жизнь дана на добрые дела.
5.Доброе дело два века живет.
- Ребята, из предложенных слов и словосочетаний вам необходимо собрать пословицу, обсудить в группе вопрос: «В чем заключается смысл этой пословицы?» , а затем рассказать, что вы думаете по этому поводу.
2) Город Добра
Да, правильно. Из этих пословиц видно, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово. Поэтому мы отправляемся в город Добра. В этом городе есть свои правила.
Правила доброты: (рассказывают дети)
1.Добрый человек приветлив и внимателен к другим.
2. Помогай другим сам, а не жди, когда тебя попросят об этом.
3.Добрый человек всегда здоровается и прощается .
4.Делай добро для людей.
5. Добрый человек не отвечает грубостью на грубость.
6. Не завидуй.
7. Не груби.
8. Не вредничай.
Игра: «Добро или зло» (зеленый светофор-добрый, красный-злой)
- Поздороваться при встрече… Вежливо
- Толкнуть, не извиниться… невежливо
- Помочь подняться, поднять упавшую вещь… Вежливо
- Не встать, обращаясь к учителю…. невежливо
- Не уступить место пожилому…Невежливо
3) Вот и подошли мы к станции «Мыс Культуры»
Сейчас я каждой команде раздам задания- ситуации. Ваша задача определиться, как бы вы поступили в предложенных ситуациях?
Возьмите картинки, найдите ошибки, обсудите в группе и скажите, в чем дети были не правы.
Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”
- Права ли была девочка?
(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)
Ситуация 2. Когда старушка-соседка попросила мальчика сходить в магазин и купить ей хлеба, он согласился, но заявил, что за это она должна его чем-то отблагодарить.
- Правильно ли поступил мальчик?
Ситуация 3. На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал: “Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!”
-Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?
(Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем!)
Учитель: Мы с вами проделали большой путь, сможете ли теперь ответить на вопрос:
- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?
4) Сказочная долина
Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук. Нам нужно догадаться, кому принадлежат эти предметы?
Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, спас кукол от злого Карабаса-Барабаса. (Папа Карло) (шляпа)
Лечил зверей и птиц, спасал больных зверей Африки (Айболит) (халат)
Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы, и спасла своего друга из ледяного плена (Герда) (цветы)
Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика-семицветика Катаева)
- Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса?
(Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).
-Ребята, и вы можете быть волшебниками, ведь главное волшебство – это доброта. Вот и добрались мы до Доброй земли.
6) Добрая земля.
Изготовление коллажа.
Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Сейчас я раздам слова.
развязный
аккуратный
доброжелательный
вежливый
грубый
неучтивый
умеет прощать обиды
чуткий
скромный
общительный
ласковый
веселый
счастливый
наглый
внимательный
-Каждой команде нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям и наклеить их как лучи.
-Посмотрите, ребята, какие слова остались? Почему они не пригодились?
- Чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут узнать старинные чашечные весы? На одну чашу весов мы будем класть “зло” (таблички- зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с “добром” (дети называют добрый поступок и кладут свою “капельку” (приготовленные заранее) на чашу весов).
Уч-ль: Вот видите, ребята, как можно победить зло.
Давайте и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
Наклеим детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.
(Слайд 13)Все доброе на Земле - от солнца, все хорошее - от человека!
3 этап. Рефлексия.
С помощью картины мы с вами вернулись домой.
Эта картина доброты, мира и покоя. Вот в таком мире мы с вами должны жить.
Давайте сделаем вывод: - Что для этого мы должны делать?
(Слайд 14)Человечество живо одною круговою порукой добра!
- Наше занятие подошло к концу.
- Что вам понравилось в путешествии?
- А что вы, ребята, поняли?
Кияйкина Наталья Федоровна