Доклад на тему «Педагогические технологии формирования функциональной грамотности младших школьников на основе цифровых образовательных ресурсов»

0
0
Материал опубликован 21 December 2023 в группе





Доклад на тему:

«Педагогические технологии формирования

функциональной грамотности

младших школьников

на основе цифровых образовательных ресурсов»



Автор:

учитель начальных классов

ГБОУ Школы № 1547

Носова Татьяна Владимировна



















                                                           Москва, 2023 г.

Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования. На пути реализации этих целей возникает необходимость формирования функциональной грамотности.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. В отличие от грамотности как устойчивого свойства личности, функциональная грамотность является ситуативной характеристикой той же личности. Функциональная грамотность есть характеристика, которая приписывается человеку, прошедшему через определенный этап образования. Образование при этом рассматривается как сфера деятельности, средство, обеспечивающее определенный уровень грамотности.

Функциональная грамотность – это мера культурного или гуманитарного развития нации, страны или группы людей, и только в этом качестве грамотность применима как мера развития отдельного человека. Проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности.

Общество ставит перед учителем начальной школы задачу обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность. Такое определение приоритетности целей и задач начального звена школы обусловлено прежде всего учетом психологических закономерностей развития на этом этапе. Задачи школы на начальном этапе обучения традиционно считалось обучение школьников умениям считать, писать, читать. Возникает сложная задача преодоления противоречий между задачами возрастного развития младшего школьника (психологического его развития, т.е. формирования таких новообразований, как умение учить самого себя, рефлексия, умение планировать свои действия) и задачами школы.

Образование, ориентированное на развитие личности, достигает цели в той степени, в какой в учебном процессе востребована личность школьника. Полнота представленности названных функций определяет меру решения основной задачи начального образования – развитие личности каждого ребенка.

Своеобразием начального этапа в системе целостного образования является то, что именно на этой ступени важно обеспечить условия для освоения основных умений учебной деятельности, потребности и желания учиться. Именно эта деятельность в комплексе других деятельностей (игровой, спортивной, художественной, трудовой), выполняемых ребенком, играет ведущую роль в его психическом развитии.



Важнейшим показателем возникновения субъектных качеств у школьника является, как известно из психолого-педагогических исследований, самостоятельность. В отличие от других видов познавательной деятельности, умения учебной деятельности не могут быть сформированы до и вне процесса обучения. Поэтому одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности. Первоклассник приходит в школу и обычно хочет учиться, ждет сотрудничества с новым в его жизни взрослым, сначала он осуществляет учебные действия в сотрудничестве с учителем, при его непосредственном руководстве. На следующем этапе усиление самостоятельности детей обеспечивается за счет опосредованного руководства со стороны учителя и организации им учебного сотрудничества детей в малых группах, через побуждение группы к инициативе в постановке вопросов, адресованных учителю. На третьем этапе процесса формирования школьник становится способным максимально самостоятельно выполнять учебную деятельность, в случае необходимости он может построить взаимодействие со сверстником и учителем для преодоления своего незнания, проявляя индивидуальную учебную инициативу. На четвертом этапе школьник осваивает позицию учителя. Школьник хочет учиться, в структуре мотивов преобладают интерес к содержанию учебной деятельности и ее процессу; зарождаются мотивы совершенствования способов учения, способов сотрудничества с другими в ходе учения, самосовершенствования. Школьник инициативен в организации сотрудничества с учителем, одноклассником, другими детьми. Он проявляет готовность к диалогу как особой ситуации общения, требующей адекватного поведения, удержания цели диалога, позволяющее избежать обыденного выяснения личных приоритетов.

Одним из общих последствий перехода к информационному обще­ству является возрастающее значение письменного слова и обогащение функциональной грамотности, включения в нее некоторых элементов, касающихся компьютеров, с которыми должен быть ознаком­лен каждый человек и которые составляют компьютерную грамотность. Роль ее все время растет, ведь базовый уровень компьютерной гра­мотности будет требоваться от каждого гражданина, молодого или старого, если он хочет заниматься своими повседневными делами без посторонней помощи и беспрепятственно. Пользование клавиатурой компью­тера для коммуникации, отбора информации будет так же необходимо, как чтение, письмо и пользование справочником сегодня.

Одним из феноменов постиндустриального общества является стремление к признанию приоритета интересов лич­ности. На этом фоне усиливается внимание к процессам социального ха­рактера, связанным с деятельностью человека и его жизнеобеспечением. Это происходит в условиях ухудшения мировой экологической ситуации, характеризующейся вступлением в действие факторов глобальных мас­штабов, затрагивающих жизненные интересы всех народов и требующих их преодоления усилиями всего человечества. Сегодня она охватывает на нашей планете огромные территории континентов, прибрежного пространства, стремительно за­воевывает космос. Все эти правила нацелены на сохранение и защиту, поддержание, восстановление или искусственное создание экологически здоровой среды.

Отсюда важнейшей составной частью функциональной грамот­ности в глобальном масштабе становится экологическая грамотность, на­правленная на выживание человека в современных условиях. Но, естественно, ее содержание связано с состоянием развития конкретной страны. Переход к постиндустриальному обществу сопровождается распространением в последние два десятилетия XX века рыночной экономики – экономики, ориентированной на потребителя. Человек, живущий в условиях рыночной экономики, должен не только владеть элементарными законами ее функционирования, но и обладать определенными качествами, способствующими эффективной предпринимательской деятельности.

Важное значение для каж­дого имеет экономическая грамотность в условиях рыночной экономики, а в ее рамках - предпринимательская грамотность.

Проблема формирования функциональной грамотности и предупреждения функциональной неграмотности, связана прежде всего с разработкой соответствующего содержания образования. Можно разрабатывать содержание нового уровня функциональной грамотности как совокупности блоков учебного материала по вышеназванным базисным социально-экономическим квалификациям, что позволяет обеспечить: интегративный характер содержания; вариативность содержания при изменении социально-экономических условий; минимизацию содержания; инвариантность содержания по отношению к подсистемам образования; преемственность с содержанием профессионального образования; личностную ориентацию.

Интегративный характер содержания проявляется прежде всего в том, что освоение функциональной грамотности означает обязательное освоение всех ее составляющих: компьютерной, экологической, правовой, экономической, финансовой грамотности.

Состав функциональной грамотности и собственно содержание основ базисных квалификаций с течением времени будет изменяться в соот­ветствии с динамикой социально-экономической сферы. Отслеживание (мониторинг) этих изменений в содержании функциональной грамотности предполагает его гибкую вариативную структуру. Она обеспечивается благодаря использованию базовой модели проектирования содержания образования (содержание – блоки – модули – модульные единицы – учебные элементы).

t1703152440aa.png

Рис. Базовая модель проектирования содержания

Использование данной системы обеспечивает включенность функциональной грамотности в структуру непрерывного образования человека. Анализ показывает, что на сегодня повышения уровня общего образования человека посредством освоения перечисленных базисных социально-экономических квалификаций является минимально необходимым для его адаптации в современной социально-экономической среде. Эти квалификации и определяют номенклатуру и содержание образовательных блоков как основных структурных элементов содержания нового уровня функциональной грамотности. Представление содержания функциональной грамотности в виде комплекта блоков, реализует одновременно его интегративный и вариативный характер. При таком представлении легко отслеживать изменения в номенклатуре базисных социально-экономических квалификаций, удаляя аз комплекта устаревшие блоки, или наоборот, вводя новые.

Каждый блок в комплекте состоит из двух разделов: "Содержание образования" и "Требования к результатам обучения".

Первый раздел "Содержание образования" раскрывается как перечень, подлежащих усвоению учебных элементов.

Второй раздел - "Требования к результатам обучения" раскрывается в терминах "уметь" и "знать". Он описывает по существу цели обучения, а значит, позволяет контролировать результаты обучения.

Блоки обеспечиваются тестовыми заданиями и списком рекомендуемой литературы.

При необходимости содержание блоков разбивается на предметные области, чаще всего отражающие достаточно крупные разделы содержания.

Такая структура позволяет варьировать содержанием основ базисных социально-экономических квалификаций как на макроуровне – уровне предметных областей, так и на микроуровне – уровне учебных элементов, добавляя новые или убирая устаревшие предметные области и учеб­ные элементы и изменяя степень их детализации.

Данная структура позволяет легко производить сопоставление содержания функциональной грамотности с содержанием учеб­ных программ с целью выявления в них ее элементов. Содержание функциональной грамотности едино для всех подсистем образования: общее, профессиональное, дополнительное.

Взаимосвязь изменений в базовых квалификациях и качествах личности с изменениями, происходящими в социально-экономической и других сферах общественной жизни, предполагает опережающий характер образования в процессе формирования функциональной грамотности, который можно обеспечить, если сформировать "резерв грамотности" в ви­да дополнительного блока, хотя очевидно, что прогнозирование структу­ры и содержание "резерва грамотности" является достаточно сложной задачей.

Развитие новых базовых умений и компетенции рассматривается как важный фактор универсализации образования в рамках новой пара­дигмы ее развития – обучение в течение всей жизни. Важнейшую роль в ней играет понятие культуры обучения. Речь идет о формировании единой культуры для человека, промышленности, различных отраслей экономики и правительства, в соответствии с которой человек берет на себя большую ответственность за управление собственными знаниями и самостоятельное обучение, а государственные и частные компании пре­доставляют ему доступ к различным формам обучения в течение всей жизни. Такой подход способствует гармонизации об­щества.

Основные требования к использованию педагогической технологии

1.Использование данной педагогической технологии предполагает интеграцию актуальных для младшего школьника видов деятельности на конкретном предметном материале действующих программ для начальной школы.

2.Реализация данной технологии осуществляется на всех учебных предметах, в межпредметных проектах и во внеурочное время, обеспечивая при этом каждому учащемуся возможности самостоятельного выбора: объема содержания, средств, сроков и темпов обучения.

3.Описанная технология рассчитана на существенное увеличение удельного веса самостоятельной работы в обучении младших школьников на основе использования метода проектов и ИКТ.

4.Технология требует значительного расширения опыта участия учащихся в диалогических формах освоения материала (как в непосредственно вербальном обмене идеями, информацией, мнениями, так и с помощью письменных текстов, в том числе с использованием телекоммуникационных средств).

5.Технологии направлена на освоение языковых, логических и математических средств работы с источниками информации как средств дальнейшего учения, развивающих умение учиться.

Основные требования к профессиональной компетентности педагога

Эффективная реализация данной технологии обеспечивается личностью учителя, его ценностными ориентациями, приоритетами, а также сформированностью следующих компонентов педагогической деятельности: мотивационно-целевого (включает мотивацию собственной деятельности и деятельности участников воспитательно-образовательного процесса, конструирование педагогических целей, организацию целеобразования школьников);

гностического (характеризующего способы познания и развития своей профессионально- педагогической деятельности учителем, умения извлекать знания из опыта и обеспечивать условия развития познавательных способностей детей);

рефлексивно-проектировочного (включающего способы выстраивания предстоящей деятельности, обоснование возможных вариантов его развития, организацию проектной деятельности школьников);

теоретико-методического (характеризующего способ "предъявления" и обсуждения учебного материала (в зависимости от его типа), знаний теоретических основ преподаваемых предметов, умений обеспечить ситуации приобретения личностного знания школьниками); коммуникативного (умение сотрудничать с коллегами, обеспечивать организацию и осуществление коммуникации с учащимися и учащихся между собой по поводу учебного материала и выполняемой деятельности, что требует знаний логики, основ конфликтологии);

организационно-управленческого (направленного на организацию и управление своей собственной деятельностью, учебной деятельностью школьников, что требует умений анализировать и понимать деятельность, знаний теории деятельности и организации управления, использования информационных и телекоммуникационных технологий);

результативного (направленного прежде всего на изучение эффективности своей профессионально-педагогической деятельности, определение направлений ее совершенствования).


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации