Доклад по теме: «Технология проблемного обучения на уроках математики в условиях реализации ФГОС»
Доклад по теме: Технология проблемного обучения на уроках математики в условиях реализации обновленных ФГОС»
Нужно, чтобы дети, по возможности,
учились самостоятельно, а учитель
руководил этим самостоятельным
процессом и давал для него материал.
К.Д. Ушинский
Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, а также умеющих осуществлять жизненный выбор.
Обучение больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик сам строит свое знание.
Чем лучше мы учим детей решать конкретные уравнения, чем больше даем им технических умений, тем труднее им решать задачи нестандартные и новые. Ученики пасуют перед новым. Эту проблему можно решить, если формировать универсальные учебные действия. Если у ученика сформирована «стратегия поиска ошибок», он сможет разобраться в любой жизненной ситуации, он сможет критично оценить свои действия, самостоятельно расставить приоритеты и определить цели.
Значит, для учителя и для школы особенно актуальными в настоящее время являются вопросы:
Как обучать?
С помощью чего учить?
Как проверить достижение новых образовательных результатов?
Под проблемным обучением понимается, такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную, самостоятельную деятельность по их разрешению.
Цель проблемного обучения состоит не только в усвоении обучающимися результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирование познавательной деятельности ученика и его творческих способностей.
Проблемная ситуация-это центральное звено в проблемном обучении.Именно от постановки проблемы зависит весь дальнейший ход открытия нового знания и возникновения у ученика желания усвоить это новое знание.В качестве проблемной ситуации на уроке математики могут быть :
1.проблемные задачи с недостающими и избыточными данными, с нереальным условием.
2.задачи с поиском способа,приема решения.
.
Наиболее характерной для уроков математики является проблемная ситуация "с затруднением". В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала. Проблемная ситуация "с затруднением" возникает, когда учитель дает ученикам практическое задание.
Ученики, не справившись с заданием, испытывают явное затруднение. Не замечая подвоха, применяют уже известный им способ, и затруднение возникает лишь после того, что задание ими все-таки не выполнено.
Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Осознание сути затруднения стимулируется фразами:
"В чем затруднение?;
Чем это задание не похоже на предыдущее?;
Что вас удивляет?;
Какие есть мнения?".
Формулировка учебной проблемы стимулируется фразами: "Какова же будет тема урока?; Какой возникает вопрос?".
Таким образом, постановка учебной проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и побуждении учеников к осознанию ее противоречия и формулированию темы урока или вопроса. Затем выдвигается и проверяется гипотеза и делаются выводы.
Есть два принципиально разных способа выдвижения и проверки гипотезы на уроке:
учащиеся совершенно самостоятельно выдвигают или проверяют гипотезу;
учитель в диалоге побуждает учеников к выдвижению или проверке гипотезы:
Слайд 4
На доске записано неравенство -6< 3
Слайд 5
Урок по теме "Сумма углов треугольника" - геометрия 7 класс
Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): Постройте треугольник с углами 900, 1200, 600 градусов.
Побуждающий диалог.
Учитель: - Вы можете начертить такой треугольник? (Побуждение к осознанию затруднения.)
Ученик: - Нет, не получается! (осознание затруднения.)
Учитель: - Какой же
вопрос возникает? (Побуждение к формулировке проблемы.)
Ученик: - Почему не строится треугольник? (Проблема.)
Формулировка учебной проблемы.
Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы.
- Начертите треугольник.
- Измерьте его углы транспортиром.
- Найдите сумму углов.
- Какие результаты у вас получились?
- К какому круглому числу приближаются ваши результаты?
- Что же можно предположить о сумме углов треугольника?
- Сверим вывод с учебником.
- А почему у вас получились неточные результаты?
Слайд 7
Создание проблемных ситуаций, через умышленно допущенные учителем ошибки.
Тема «Линейные уравнения с одной переменной» (7 класс). Учитель решает быстро уравнение:
(6х + 9) × 5 – 3 = 38;
30х + 45 – 3 = 38;
30х = 38 – 45 – 3;
30х = -10;
х =-10:30
х=-1/3
При проверке ответ не сходится.
Проблемная ситуация. Ищем ошибку. Дети решают проблему.
Слайд 6
6 класс: Тема урока: Сравнение отрицательных и положительных чисел.
На доске записаны неравенства:1< -5; -5 > 2; -8< -9. Проверьте справедливость неравенств.
Как это сделать?Как сравнить положительные и отрицательные числа?Отрицательное число с отрицательным числом?
Проблемная ситуация-цель урока.Сильные учащиеся ,работая в парах через координатную прямую выходят на правила сравнения.
Слайд 8
Задачи с недостающими данными:
1.Бабушка испекла ……….блинов.После обеда осталось только 2 блина. Сколько блинов съели за обедом?
Дополни условие задачи таким числом,чтобы в ответе получилось число,равное произведению чисел 2 и 5.
2.18 кг муки разложили поровну в ………..пакетов.Сколько кг муки было в каждом пакете?
Дополни условие задачи таким числом,чтобы в ответе получилось число,большее 5.
3Мама купила 5 пачек соли весом 1 кг.За обедом семья сьела 2 пачки.Сколько пачек соли осталось?
Не реальная ситуация.Такие задачи не решаются.
Слайд 6
Задачи с излишними данными:
На столе лежат грузди,маслята,рыжики,клубника,малина,вишня,арбуз,подосиновики.Сколько видов ягод лежит на столе?
Задача из ЕГЭ и ОГЭ:
В треугольнике АВС известно,что АС=58,ВМ-медиана,ВМ=37.Найдите АМ.(лишнее:ВМ=37)
Слайд 10
Создание проблемной ситуации через противоречие нового материала старому:
Алгебра 11 класс:
Тема урока: Логарифм числа.
На доске записаны показательные уравнения:
3 в степени х=9, 2 в степени х=16,5 в степени х=1,6 в степени х=7?Не решают последнее уравнение.Проблема? Вводится определение логарифма числа.
Слайд 11
5 класс:Тема урока: Что такое процент?Проблемная ситуация через решение задач,связанных с жизнью
Папа Андрея заработал 45000руб. за месяц.Бухгалтер вычтет подоходный и профсоюзный налог 14%.(процентов).Сколько денег получит папа?
Что значит 14%? Проблемная ситуация.Вводится понятие процента и решается задача.
Данная технология позволяет на уроке:
1.активизировать познавательную деятельность
2.вести учение с увлечением
3.повышать самооценку учащихся
4.развивать навыки самостоятельной работы для получения новых знаний
5.развивать умение применять полученные знания в практической деятельности
6.у учащихся формируются такие УУД,как сравнение,сопоставление,обобщение, аналогия,умение выдвигать гипотезы,предлагать доказательства.
Воспитывается активная личность,формируется ответственность, способность к сотрудничеству.
Инновации требуют огромной затраты сил,времени,но это то,что делает нас современным своему времени.Мы стремимся к успеху.И если будут успешными учителя,значит есть надежда на то,что наши ученики тоже будут успешными и счастливыми.
Хочу закончить словами Н.И.Пирогова: «Главное в обучении детей состоит не только в том,что им сообщается,а и в том,как им сообщается изучаемое.»
Слайд 13
Спасибо за внимание!