Доклад по теме: «Технология проблемного обучения на уроках математики в условиях реализации ФГОС»

1
0
Материал опубликован 12 August 2023

Доклад по теме: Технология проблемного обучения на уроках математики в условиях реализации обновленных ФГОС» 


Нужно, чтобы дети, по возможности,

учились самостоятельно, а учитель

руководил этим самостоятельным  

процессом и давал для него материал.

                                                  К.Д. Ушинский

        Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, а также умеющих осуществлять жизненный выбор.

       Обучение больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик сам строит свое знание. 

      Чем лучше мы учим детей решать конкретные уравнения, чем больше даем им технических умений, тем труднее им решать задачи нестандартные и новые.  Ученики пасуют перед новым. Эту проблему можно решить, если формировать универсальные учебные действия. Если у ученика сформирована «стратегия поиска ошибок», он сможет разобраться в любой жизненной ситуации, он сможет критично оценить свои действия, самостоятельно расставить приоритеты и определить цели. 

     

    Значит, для учителя и для школы особенно актуальными в настоящее время являются вопросы:

Как обучать?  

С помощью чего учить?

Как проверить достижение новых образовательных результатов?


Под проблемным обучением понимается, такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную, самостоятельную деятельность по их разрешению.

Цель проблемного обучения состоит не только в усвоении обучающимися результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирование познавательной деятельности ученика и его творческих способностей.

Проблемная ситуация-это центральное звено в проблемном обучении.Именно от постановки проблемы зависит весь дальнейший ход открытия нового знания и возникновения у ученика желания усвоить это новое знание.В качестве проблемной ситуации на уроке математики могут быть :

1.проблемные задачи с недостающими и избыточными данными, с нереальным условием.

2.задачи с поиском способа,приема решения.



.

     

         Наиболее характерной для уроков математики является проблемная ситуация "с затруднением". В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала. Проблемная ситуация "с затруднением" возникает, когда учитель дает ученикам практическое задание.

            Ученики, не справившись с заданием, испытывают явное затруднение. Не замечая подвоха, применяют уже известный им способ, и затруднение возникает лишь после того, что задание ими все-таки не выполнено.

          Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Осознание сути затруднения стимулируется фразами:

"В чем затруднение?;

Чем это задание не похоже на предыдущее?;

Что вас удивляет?;

Какие есть мнения?".

Формулировка учебной проблемы стимулируется фразами: "Какова же будет тема урока?; Какой возникает вопрос?".

Таким образом, постановка учебной проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и побуждении учеников к осознанию ее противоречия и формулированию темы урока или вопроса. Затем выдвигается и проверяется гипотеза и делаются выводы.

Есть два принципиально разных способа выдвижения и проверки гипотезы на уроке:

учащиеся совершенно самостоятельно выдвигают или проверяют гипотезу;

учитель в диалоге побуждает учеников к выдвижению или проверке гипотезы:



Слайд 4


На доске записано неравенство -6< 3


Слайд 5

 Урок по теме "Сумма углов треугольника" - геометрия 7 класс  

Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): Постройте треугольник с углами 900, 1200, 600 градусов.

Побуждающий диалог.

Учитель: - Вы можете начертить такой треугольник? (Побуждение к осознанию затруднения.)

Ученик: - Нет, не получается! (осознание затруднения.)

Учитель: - Какой же

вопрос возникает? (Побуждение к формулировке проблемы.)

Ученик: - Почему не строится треугольник? (Проблема.)


Формулировка учебной проблемы.

Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы.


- Начертите треугольник.

- Измерьте его углы транспортиром.

- Найдите сумму углов.

- Какие результаты у вас получились?

- К какому круглому числу приближаются ваши результаты?

- Что же можно предположить о сумме углов треугольника?

- Сверим вывод с учебником.

- А почему у вас получились неточные результаты?


Слайд 7


Создание проблемных ситуаций, через умышленно допущенные учителем ошибки.

Тема «Линейные уравнения с одной переменной» (7 класс). Учитель решает быстро уравнение:

(6х + 9) × 5 – 3 = 38;

30х + 45 – 3 = 38;

30х = 38 – 45 – 3;

30х = -10;

х =-10:30

х=-1/3

При проверке ответ не сходится.

Проблемная ситуация. Ищем ошибку. Дети решают проблему.


Слайд 6

6 класс: Тема урока: Сравнение отрицательных и положительных чисел.


На доске записаны неравенства:1< -5; -5 > 2; -8< -9. Проверьте справедливость неравенств.

Как это сделать?Как сравнить положительные и отрицательные числа?Отрицательное число с отрицательным числом?

Проблемная ситуация-цель урока.Сильные учащиеся ,работая в парах через координатную прямую выходят на правила сравнения.




Слайд 8


Задачи с недостающими данными:


1.Бабушка испекла ……….блинов.После обеда осталось только 2 блина. Сколько блинов съели за обедом?

Дополни условие задачи таким числом,чтобы в ответе получилось число,равное произведению чисел 2 и 5.


2.18 кг муки разложили поровну в ………..пакетов.Сколько кг муки было в каждом пакете?

Дополни условие задачи таким числом,чтобы в ответе получилось число,большее 5.


3Мама купила 5 пачек соли весом 1 кг.За обедом семья сьела 2 пачки.Сколько пачек соли осталось?

Не реальная ситуация.Такие задачи не решаются.



Слайд 6

Задачи с излишними данными:

На столе лежат грузди,маслята,рыжики,клубника,малина,вишня,арбуз,подосиновики.Сколько видов ягод лежит на столе?

Задача из ЕГЭ и ОГЭ:



В треугольнике АВС известно,что АС=58,ВМ-медиана,ВМ=37.Найдите АМ.(лишнее:ВМ=37)

Слайд 10

Создание проблемной ситуации через противоречие нового материала старому:

Алгебра 11 класс:

Тема урока: Логарифм числа.

На доске записаны показательные уравнения:

3 в степени х=9, 2 в степени х=16,5 в степени х=1,6 в степени х=7?Не решают последнее уравнение.Проблема? Вводится определение логарифма числа.



Слайд 11

5 класс:Тема урока: Что такое процент?Проблемная ситуация через решение задач,связанных с жизнью

Папа Андрея заработал 45000руб. за месяц.Бухгалтер вычтет подоходный и профсоюзный налог 14%.(процентов).Сколько денег получит папа?

Что значит 14%? Проблемная ситуация.Вводится понятие процента и решается задача.



Данная технология позволяет на уроке:

1.активизировать познавательную деятельность

2.вести учение с увлечением

3.повышать самооценку учащихся

4.развивать навыки самостоятельной работы для получения новых знаний

5.развивать умение применять полученные знания в практической деятельности

6.у учащихся формируются такие УУД,как сравнение,сопоставление,обобщение, аналогия,умение выдвигать гипотезы,предлагать доказательства.

Воспитывается активная личность,формируется ответственность, способность к сотрудничеству.

Инновации требуют огромной затраты сил,времени,но это то,что делает нас современным своему времени.Мы стремимся к успеху.И если будут успешными учителя,значит есть надежда на то,что наши ученики тоже будут успешными и счастливыми.

Хочу закончить словами Н.И.Пирогова: «Главное в обучении детей состоит не только в том,что им сообщается,а и в том,как им сообщается изучаемое.»

Слайд 13

Спасибо за внимание!







 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации