12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тихонова Ксения Сергеевна30
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск
4

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «ОРЛЯТА РОССИИ»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28»

города Магнитогорска






ПРИНЯТО:

На педагогическом совете УТВЕРЖДЕНО: Директор МОУ «СОШ № 28»

Протокол № 1 _________Е.Н. Комарницкий

«30» августа 2022г. Приказ № 236-ОД от 31.08.2021 г.











Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

«ОРЛЯТА РОССИИ»

Направленность: информационно просветительские занятия

патриотической, нравственной и экологической направленности

Уровень программы: развивающий

Возраст обучающихся: 7-11 лет

Срок реализации: 4 года








Составители: учителя начальных классов














Магнитогорск 2023 -2024 учебный год








Пояснительная записка

Стратегические цели системы образования и воспитания призваны обеспечить «создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, утверждение её статуса как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики» (Национальная доктрина развития образования в РФ до 2025 г.).

За последнее время принято много новых государственных документов, активно влияющих на процессы воспитания и социализации детей и молодежи: Конституция Российской Федерации 2020 года, Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования (2021 г.), Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ» и другие. Содержание государственных документов, направленных на совершенствование системы образования, сегодня задаёт вектор развития воспитательной работы среди детей и молодёжи Российской Федерации и приоритетными задачами в сфере воспитания детей определяет: - «…развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года); - «…воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» (Федеральный закон № 304 от 31.07.2020 г. «О внесении изменений в ФЗ “Об образовании в РФ” по вопросам воспитания обучающихся»).

Разработка и реализация федеральных и региональных программ воспитания обучающихся позволяет создать институциональную среду, учитывающую как законодательную базу и нормативные документы, так и общественное мнение по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, а также сконцентрировать воспитательный потенциал различных социальных институтов. Придание воспитанию институционального характера повышает уровень ответственности всех участников процесса воспитания (учащихся, педагогов, родителей, социальных партнёров) и максимально способствует решению таких задач, как сохранение исторической преемственности поколений; воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов своей страны, граждан, способных как к социализации в условиях гражданского общества, так и к противодействию негативным социальным процессам.

Отдельное внимание при разработке и реализации программ воспитания детей и молодёжи уделяется процессам управления существующими рисками и вызовам современного детства: негативному влиянию информационной социализации и цифрового пространства, социальной разобщенности детей и взрослых, росту числа детей и подростков с антисоциальным поведением, суицидальным актам и самоповреждению со стороны детей. Особенности содержания всех модулей Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» (учебно-методический комплекс к внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста, обучение, курсы подготовки и повышения квалификации учителей начальных классов к реализации Программы), а также использование в качестве базовой методики коллективно-творческой деятельности в сочетании с учётом возрастных особенностей развития личности младшего школьника позволяют педагогам выстраивать воспитательный процесс, нивелируя обозначенные риски.

Особое положение в системе непрерывного образования и воспитания детей занимают дети 7–10/11 лет, обучающиеся начальной общеобразовательной школы. Возрастные особенности самой сенситивной к воспитательным влияниям возрастной группы детей создают существенные социально-педагогические возможности развития их социальной активности. Начальная школа выступает фундаментом в процессе социального воспитания, осмысления ребёнком себя в окружающем мире, выстраивания системы коммуникации со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому важно выстроить систему включения младшего школьника в общественную жизнь класса как основной социальной группы, в которой происходит его становление как члена общества. Вовлечение данной категории школьников в социальную жизнь целесообразно осуществлять в рамках системно-деятельностного подхода, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной продуктивной деятельности ребёнка, широкому использованию в работе с детьми современных игровых технологий, социального проектирования, интерактивных методов, позволяющих моделировать социальные процессы и явления. Естественно, с учётом возраста и сформированного ранее социального опыта общения, взаимодействия и сотрудничества детей.

Дети этого возраста стремятся утвердить своё право на самостоятельность, быть как взрослые; получить признание своих возможностей; желают участвовать в разнообразных делах наравне со взрослыми. Это период начала формирования гражданской идентичности. Предполагается, что дети осваивают групповые (социальные) нормы и ценности поведения, активно овладевают культурным наследием, принимают на себя ответственность за культуру группового гражданского действия. Реалии современного общества предъявляют к юным гражданам страны особые требования, связанные с проявлением инициативы, предприимчивости, самостоятельности, активности. Успешность решения жизненных задач обусловлена способностью школьников находить нетривиальные решения, проявлять энергичность, настойчивость, формулировать цели, для реализации которых необходимо привлекать и использовать ресурсы, строить свои деловые и межличностные отношения в социальной среде.

Внедрение программы «Орлята России» в практику общеобразовательных школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого образовательного пространства России.

Педагогическая целесообразность программы. Целесообразность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации».

Отличительные особенности. Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учетом всех вызовов современного мира. Ценностные основания Программы «Орлята России» Рабочая программа воспитания, задавая целевые ориентиры и требования к результатам программ воспитания образовательных учреждений, обеспечивает соответствие ФГОС, единство воспитательного пространства и его смыслов в образовательных учреждениях Российской Федерации, а также позволяет на основе российских базовых национальных ценностей выделить ценностные основания программы «Орлята России»: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание.

Родина – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому, земле, людям, желание служить своему Отечеству тем делом, к которому есть призвание и быть полезным своей стране; формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности через уважение национальных традиций народов России, истории и культуры своей страны.

Семья – основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви, верности, поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения добрых семейных традиций с учетом национальных и религиозных принадлежностей. Команда – содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная деятельность в соответствии с нравственными нормами; умение отдавать свое время другому и бескорыстно приходить на помощь, желание добра и блага другому.

Природа – бережное и ответственное отношение к окружающей среде, природному наследию своей страны, осознание влияние людей на окружающую среду, понимание зависимости жизни людей от природы.

Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нем; активность, любознательность и самостоятельность в познании, первоначальные представления о многообразии и взаимосвязи природных и социальных явлений и объектов, о науке и научном знании.

Здоровье – равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни; безопасное поведение, как в быту, так и в информационной среде, принятие своей половой принадлежности.

Отличительные особенности дополнительной образовательной программы «Орлята России» Основные отличия образовательной программы «Орлята России» от аналогичных программ патриотической направленности заключаются: - в комплексном подходе к содержанию и объединению нескольких разделов патриотического воспитания; - использование технологии дифференцированного обучения; - приобщение воспитанников к проектно-исследовательской деятельности.

Адресат программы. В кружок «Орлята» принимаются обучающиеся 7-11 лет. Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов, чтобы помочь ученикам найти себя как можно.

Срок освоения программы. Срок реализации программы 4 года.

Режим занятий. Продолжительность каждого занятия 40 минут. В ходе реализации программы используются групповая, индивидуальная работы, творческие и проектная деятельность.

Цель и задачи дополнительной образовательной программы.

Цель программы: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социально-ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.

Задачи:

Образовательные: формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность, формировать лидерские качества и умение работать в команде.

Развивающие: развивать творческие способности и эстетический вкус. Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России, воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности, содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру.

Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы. ориентирована на обучающихся 7-11 лет.

Сроки реализации. Программа предназначена для детей с 6,6 до 10 лет, в группе не менее 15 человек. тКурс включает 136 занятий: одно занятие в неделю, 34 занятия за учебный год. Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут.

33 часа - 1 год обучения

34 часа - 2 год обучения

34 часа - 3 год обучения

34 часа - 4 год обучения

В процессе занятий используются различные формы :

-репродуктивно-поисковые - с элементами нестандартных приемов;

-дифференцированно-групповая (организация групп обучающихся с различными учебными возможностями);

-индивидуализированная (обучающиеся выполняют задания, соответствующие их учебным возможностям).

Для более эффективной реализации программы «Орлята России» предлагается использовать различные формы занятий: беседы, экскурсии, игры, викторины, встречи с интересными людьми, праздники, «интеллектуальная игра», «коллективно-творческое дело», диспуты, флешмобы, просмотры фильмов и м/фильмов, соревнования, викторины, ярмарки, выставки, походы.

Предполагаемые результаты курса. Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в Примерной рабочей программе воспитания и основываются на российских базовых национальных ценностях:

понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства; осознает принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение государственных символов; уважает духовно- нравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознает и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста; ориентирован на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознает ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду); применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознает ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний); демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке).

Предусмотрено оценивание достижений обучающихся по системе : зачет- незачет, промежуточная аттестация проводится в форме викторины.

Планируемые результаты освоения учебного курса «Орлята России»

Программа учебного курса обеспечивает достижение выпускниками начальной школы комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.

1 класс

Личностные результаты:

осознавать себя как часть коллектива, формировать культуру общения в классе способствовать формированию навыков взаимодействия в группе сверстников, способствовать дружескому отношению к одноклассника; формирование положительной мотивации по отношению к учебно-познавательной деятельности и процессу интеллектуального напряжения; формировать положительную мотивацию к интеллектуальной деятельности; способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления в соответствии с возрастом и интересами обучающихся осознавать ценность умственного труда в жизни человека; осознавать ценность книги – как источника знаний; формировать нравственно- этические нормы поведения, которые строятся на проявлении сопереживания, уважения и доброжелательности способствовать становлению ценностного отношения к укреплению здоровья с помощью зарядки; формировать интерес к изучению истории своей страны формирование основ экологической культуры, принятие ценности природного мира.

Метапредметные результаты:

познавательные: формировать способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта; развивать способность к применению своих знаний и умений, способность выражать свои мысли; формировать умение составлять совместно с учителем общие правила поведения; формировать умения выделять главное и значимое в полученной информации; формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога); формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога); формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога); учиться ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под руководством педагога); учиться понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога); приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки; познавательные: понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото, видео

коммуникативные: формировать представления о смысле и значимости дружбы, межличностные связи в коллективе; формировать представления о способах выражения дружеского отношения к одноклассникам; формировать культуру общения в классе и умение подчиняться общим правилам общения; формировать дружеское взаимодействие в детском коллективе, умение ставить общую цель и пути её достижения; формулировать суждения, слушать собеседника и понимать высказывания других обучающихся; учиться проявлять уважительное отношение к собеседнику в совместной работе; формировать положительную мотивацию к чтению книг и обмену информацией, знаниями со сверстниками; строить аргументированные высказывания в процессе общения со сверстниками и взрослыми; учиться рассказывать сверстникам и взрослым о пользе зарядки; учиться слушать говорящего, взаимодействуя в малой группе сверстников без руководства педагога;

регулятивные: учиться ставить цели и планировать личную деятельность; учиться открыто демонстрировать свои творческие способности; учиться называть одноклассников по имени, демонстрировать доброжелательное отношение к сверстникам и учиться общаться согласно нормам этики формировать умения эмоционального конструктивного общения во внеурочной деятельности; понимать и действовать согласно выделенным ориентирам действий при работе с интеллектуальными заданиями; понимать и действовать согласно выделенным ориентирам при работе с интеллектуальными заданиями, учиться работать в паре при решении интеллектуальных задач; содействовать самореализации каждого обучающегося в процессе выполнения интеллектуальных заданий; содействовать поиску самостоятельной траектории чтения; понимать и одобрять нравственные нормы поведения: действовать согласно рационального использования времени и ресурсов, выполнять правила безопасного труда при выполнении работы; учиться контролировать свои действия при выполнении зарядки; планировать совместно с педагогом действия для достижения поставленной цели.

Предметные результаты:

раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах поведения в классе, школе, выражать своими словами понимание значимости дружбы в классе, формирование коллективных правил коллектива и желание им следовать, владеть правилами поведения в классе, школе; формировать умение применять полученные знания из различных областей в совместной коллективной деятельности; формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; узнавать главные качества эрудита: смекалка, ум, знание, любознательность, внимательность, увлеченность, изобретательность; узнавать главные источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты; выполнять несложные коллективные работы проектного характера совместно со взрослыми; приобретать опыт художественно-эстетического наполнения предметной среды человека; формировать умение выполнять в определенной последовательности комплекс утренней зарядки; расширять словарный запас новыми словами и терминами.

2 класс

Личностные результаты:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование чувства сопричастности к прошлому, настоящему своей страны и родного края; формирование представлений о традициях и семейных ценностях; применение в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности; проявление устойчивого интереса к историческому прошлому своей страны и малой Родины; осознание значимости изучения краеведения для личностного развития; формирование уважительного отношения к истории и культуре своего народа и народов, живущих рядом; развитие навыков бесконфликтной коммуникации со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях проявление и раскрытие способностей быть организатором и инициатором; развитие активности, инициативности, любознательности и самостоятельности обучающихся; развитие познавательного интереса к различным разделам науки; понимание ценности умственного труда в жизни человека и общества, формирование положительной внутренней мотивации у обучающихся в процессе решения нестандартных заданий; формирование первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений об уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; становление ценностного отношения к укреплению здоровья человека; формирование первоначальных представлений о научной картине мира, формирование основ экологической культуры, принятие ценности природного мира.

Метапредметные результаты:

познавательные: расширение понятийного аппарата новыми терминами, свойственными современному лидеру; умение определять главные качества лидера (честность, активность, ответственность, доброжелательность и др.); анализирование информации, нахождение причинно-следственные связи; умение объединять существенные признаки, классифицировать и делать выводы; систематизирование знаний обучающихся о значении труда в жизни человека, о качествах людей труда; демонстрация понимания информации, представленной в объяснении педагога; ориентация в терминах, используемых в информации педагога; составление небольших комплексов упражнений физкультминуток и утренней зарядки; формирование умения обобщать, делать выводы по предложенной педагогом информации; расширение кругозора и словарного запаса; понимание, что информация может быть представлена в разной форме — текста, иллюстраций, фото, видео; умение соотносить исторические события во временных рамках: прошлое, настоящее, будущее.

коммуникативные: развитие умений взаимодействовать со сверстниками в микро группах и команде; понимание значения коллективной деятельности для успешного решения практической задачи; умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; проявление уважительного отношения к собеседнику; соблюдение в процессе общения нормы речевого этикета; соблюдение правила ведения диалога; построение несложных высказываний по предложенному материалу; умение делать выводы на основе изучаемого фактического материала; умение объяснять другим особенности выполнения комплекса упражнений; восприятие и формулирование суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдение правила ведения диалога и дискуссии; умение объяснить термины «Родина, родной край», хранитель, поколение»; формирование умения слушать одноклассников, проявлять уважение к мнению других.

регулятивные: формирование понимания значимости достижения общей цели для класса; умение понимать и удерживать поставленную задачу, в случае необходимости обращаться за помощью к педагогу.; умение выстраивать план своих действий и сохранять последовательность его выполнения. контролировать ход и результат выполнения действия; умение действовать согласно составленного плана и соотносить результат действия с поставленной задачей; желание участвовать в дальнейшей творческой деятельности; умение корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; умение планировать этапы предстоящей работы в треке «Орлёнок- доброволец», умение определять цели на занятиях с помощью учителя и действия.; планирование действия по решению практической задачи для получения результата; выстраивание последовательности выбранных действий.; умение проявлять самостоятельность, инициативность, организованность при выполнении задания.

Предметные результаты:

знакомство с понятием «лидер», его важными качествами; формирование первоначального опыта осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своего и других людей) с позиций этических норм; знакомство со значением слова «эрудит», синонимами данного слова; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств соответственно ситуации общения; работа со значением слова «мастер»; умение ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: исполнять песни с простым мелодическим рисунком, выполнять элементарные танцевальные движения; лексическая работа с понятиями доброволец и волонтёр», «добровольчество», умение определять главную мысль мультфильм; осознавать положительное влияние зарядки на укрепление здоровья; умение осознавать ценность природы и необходимость ответственности за ее сохранение; умение приводить примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека; умение соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (экономия воды и электроэнергии), и природной среде; владение различными приёмами слушания научно-познавательных текстов об истории родного края; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств.

3-4 классы

Личностные результаты:

формирование уважительного и доброжелательного отношения друг к другу; формирование положительного опыта взаимоотношений в коллективе; формирование учебно- познавательного интереса к треку «Орлёнок – Эрудит»; умение активизировать мыслительную деятельность и совершенствовать интеллектуальные качества; работа над осознание ответственности за общее дело; формирование уважительного отношения к культуре своего народа; формирование культуры общения, уважительного отношения к мнению другого человека; формирование понимания значения нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества; соблюдение правил организации здорового образа жизни; формирование культуры здорового образа жизни человека; формирование учебно-познавательного интереса к содержанию трека «Орлёнок – Эколог»; осознание ответственности за общее благополучие, основы экологической культуры; формирование сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны; формирование чувство сопричастности к традициям своей страны.

Метапредметные (развивающие):

коммуникативные: умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность; умение проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора, руководителя, исполнителя; умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процесс решения поставленных задач, проявлять этику общения; участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в ходе поиска ответа; умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками, работая в группе; умение высказывать и отстаивать свое мнение; умение рассуждать, вести повествование, строить своё высказывание в соответствии с поставленной задачей или вопросом; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; умение работать в группе, общаться со сверстниками на принципах взаимоуважения и помощи; признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно по отношению к окружающим; умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности; корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

познавательные: умение сравнивать свои качества с качествами лидера; умение применять базовые логические универсальные действия: классификация (группировка), обобщение; умение применять базовые логические универсальные действия: анализ; развивать познавательный интерес и творческую деятельность; развитие внимания, навыков самостоятельного творческого мышления; умение анализировать, обосновывать свои суждения; умение анализировать текстовую и видеоинформацию, рассуждать на представленную тему; умение составлять омплекс утренней зарядки через совместную групповую работу; формирование потребности в соблюдении норм здорового образа жизни как способа сохранения и укрепления личного здоровья; умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; умение извлекать информацию, представленную в разных формах; умение делать сообщения на предложенную тему и рассуждать на представленную тему.

регулятивные: формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности способствовать проявлению самостоятельности, инициативности, организованности; умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность действий, объективно оценивать их; умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность действий, осуществлять контроль и результат своей деятельности; умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия; формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности формировать умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности, проявлять готовность изменять себя; умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств её достижения, самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности; формирование умения применять свои знания в практической деятельности

Предметные (обучающие):

знакомство с понятием «Лидер», со способами выявления лидеров в коллективе, качества и характеристики человека- лидера; формулирование умения строить логические рассуждения; формулировать утверждения, строить логические рассуждения; расширение знания о разнообразии профессий и их роли; освоение основных мотивов росписи, разнообразных приёмов работы; знакомство с понятиями «добро», «доброволец и волонтёр», «добровольчество», с качествами волонтёра и теми добрыми делами, которые волонтёры совершают со смыслами деятельности волонтёра (безвозмездность и дело для других – помощь, забота); формирование знания о положительном влиянии зарядки на укрепление здоровья; умение систематизировать основные составляющие здорового образа жизни; усвоение сведений о понятиях экология и эколог; понимание необходимости соблюдения правил экологического поведения на природе; знакомство с понятиями “хранитель”, «хранитель исторической памяти», формирование умения проявлять уважение к семейным ценностям и традициям; понимание особой роли в истории России и мировой истории, воспитание чувства гордости за достижения малой Родины.

По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года» младший школьник:

понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства; осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение государственных символов; уважает духовнонравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаёт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста; ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду);

применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний);

демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке).

Содержание курса

В основу курса положен системно-деятельностный подход, позволяющий за период освоения ребенком образовательных треков (траекторий социально – коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии программы заключен сущностный нравственный идеал «Орленок России».

Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления творческой энергии каждого ребенка, для развития его инициативы, для формирования активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей психологического развития младшего школьника и условия для формирования самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где дается возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребенку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни.





Содержание учебного курса

1класс

Трек «Орлёнок Эрудит» 5 занятий

Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека конверт- копилка Трек

«Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти. Именно к этому времени учебный процесс и все связанные с ним новые правила жизнедеятельности становятся для первоклассника более понятными. Данный трек позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами получения информации.

Трек «Орлёнок Доброволец» 4 занятия

Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – Круг Добра Реализация трека проходит для ребят 1-х классов осенью, но его тематика актуальна круглый год. Важно, как можно раньше познакомить обучающихся с понятиями

«доброволец», «волонтёр», «волонтёрское движение». Рассказывая о тимуровском движении, в котором участвовали их бабушки и дедушки, показать преемственность традиций помощи и участия. В решении данных задач учителю поможет празднование в России 5 декабря Дня волонтёра.

Трек «Орлёнок – Мастер» 4 занятия

Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека Шкатулка мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок – Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети – активные участники Мастерской Деда Мороза: готовят класс и классную ёлку к новогоднему празднику / участвуют в новогоднем классном и школьном празднике. Вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела и различных профессий (на уровне региона или страны); посещений мест работы родителей-мастеров своего дела, краеведческих музеев и пр.

Трек «Орлёнок – Спортсмен» 4 занятия

Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни) Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия, в том числе, позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.

Трек «Орлёнок Хранитель исторической памяти» 4 занятия

Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека альбом

«Мы - хранители» В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края через понимание фразы «Я и моё дело важны для Родины». Основная смысловая нагрузка трека: Я хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) хранители своих достижений, Я/Мы хранители исторической памяти своей страны. Решению задач

трека способствует празднование Дня защитника Отечества, Международного женского дня и других праздников.

Трек «Орлёнок – Эколог» 5 занятий

Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека Рюкзачок эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника и пр.

2 класс

Трек «Орлёнок – Лидер» –4 занятий

Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека конструктор

«Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений. 1 «Лидер – это …» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Лидер»: лексическая работа – значение нового слова. От учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет в команду? Учимся работать в команде – игра испытание для команды учитель объясняет задание, учит детей слушать друг друга, показывает, как правильно такие задания выполнять, даёт ребятам подсказки, что нужно сделать при выполнении задания: построиться по росту, сыграть в игру «мяч по кругу» (мяч, имя, слово

«Привет!»), «молекула», «имя хором» и др.

Трек «Орлёнок Эрудит» 4 занятий

Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека Конверт- копилка Трек

«Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе.

Трек «Орлёнок – Мастер» 5 занятий

Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека шкатулка Мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок- Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны).

Трек «Орлёнок Доброволец» 4 занятий

Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.

Трек «Орлёнок – Спортсмен» 4 занятий

Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека - чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурно- оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.

Трек «Орлёнок – Эколог» 4 занятий

Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека рюкзачок Эколога

Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок Эколог» позволяют проводить

мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника

Трек «Орлёнок Хранитель исторической памяти» 6 занятий

Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека альбом

«Мы хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы (класс) – хранители своих достижений. Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны


3-4 классы

Трек «Орлёнок – Лидер» 5 занятий

Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека конструктор

«Лидер» В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива в начале учебного года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования творческих поручений

Трек «Орлёнок Эрудит» 4 занятий

Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека конверт- копилка 89 Трек

«Орлёнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается высоким содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учёбе.

Трек «Орлёнок – Мастер» 5 занятий

Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны).

Трек «Орлёнок Доброволец» 4 занятий

Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в течение всего учебного года.

Трек «Орлёнок – Спортсмен» 5 занятий

Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – чек-листВремя для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.

Трек «Орлёнок – Эколог» 4 занятий

Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника

Трек «Орлёнок Хранитель исторической памяти» 6 занятий

Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека альбом

«Мы хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребёнком личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края, через понимания фразы «Я и моё дело важны для Родины».




Календарно-тематическое планирование

1 год обучения (33 часа)


Число

Месяц

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема урока



Место проведения

Форма контроля

Форма дистанционной работы

1




Теория

1

Подготовительный этап к участию в Программе

Кабинет

Беседа

https://disk.yandex.ru/i/v3sGr4Q2-INR7A https://disk.yandex.ru/i/TwEDL8QqpIkLHw https://disk.yandex.ru/i/3tqEp3ZGYR7-ug

https://disk.yandex.ru/i/_meoL8kHAdUDYA

2




Теория

1

Вводный

«Орлятский урок» для детей первого года участия в Программе

Кабинет

Беседа

https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg

Орлёнок – Эрудит (5 ч)

3




Теория

1

«Кто такой эрудит?»

Кабинет

Беседа

https://disk.yandex.ru/i/3AQfwsCJmfdbog https://disk.yandex.ru/i/wNgVlMGD-qlCVw https://disk.yandex.ru/d/jp77h4cAUA5hSQ

4




Теория

1

« эрудит-это...»

Кабинет

Беседа

https://disk.yandex.ru/d/jp77h4cAUA5hSQ

5




Игровые упражнения

1

«Всезнайка»

Кабинет

Опрос

https://disk.yandex.ru/i/h- IMgWFpajWOzg https://disk.yandex.ru/i/RLXwKfaUfs8CrQ Танцевальный флешмобом «Чтотакое доброта» https://disk.yandex.ru/i/qz15j9o6zFlPIQ

6




Теория

1

«Встреча с интересным

эрудитом книгой»

Кабинет

Беседа

https://disk.yandex.ru/i/h- IMgWFpajWOzg https://disk.yandex.ru/i/RLXwKfaUfs8CrQ Танцевальный флешмобом «Чтотакое доброта» https://disk.yandex.ru/i/qz15j9o6zFlPIQ

7




Дидактические задания

1

«Подведём итоги»

Кабинет

Опрос, игра


Орленок- доброволец (4ч)

8




Упражнения

1

«От слова к делу»

«Спешить на помощь безвозмездно!»

Кабинет

Игра


9




КТД

1

КТД «Создай хорошее настроение»

«С заботой о старших»

Кабинет

КТД


10




Дидактические задания

1

«Добровольцем будь всегда!»

Кабинет

Опрос, игра


11




Упражнения

1

«Портрет добровольца»

Кабинет

Игра


«Орлёнок Мастер» (4ч)

12




Дидактические задания

1

«Мастер это …»

Кабинет

Опрос, игра

Стихотворение С. Маршака «Мастер- ломастер» или просмотр мультфильма по стихотворению. https://disk.yandex.ru/i/5sdDV6FR4xmeiA

13




Дидактические задания

1

«Мастерская Деда Мороза…»

Кабинет

Игра

https://disk.yandex.ru/d/I5K8yU8mw0zZvA

14




Теория

1

«Класс мастеров»

Кабинет

Беседа

https://disk.yandex.ru/d/I5K8yU8mw0zZvA

15




Дидактические задания

1

«Классная елка!»

Кабинет

Игра

https://disk.yandex.ru/i/plkvKvhTOXQi3Q

Орлёнок спортсмен (4ч)

16




Теория

1

«Утро начнем с зарядки!»

Кабинет

Беседа

https://disk.yandex.ru/i/Hji8c1aTP2fpnQ

17




Дидактические задания

1

«Сто затей для всех друзей»

Кабинет

Опрос, Игра

https://disk.yandex.ru/i/Hji8c1aTP2fpnQ

18




Дидактические задания

1

«Весёлые старты»

«Самые спортивные ребята моей школы»

Кабинет

Опрос, игра

https://disk.yandex.ru/i/Hji8c1aTP2fpnQ

19




Упражнения

1

«Азбука здоровья»

Кабинет

Опрос, игра

https://disk.yandex.ru/i/Hji8c1aTP2fpnQ https://disk.yandex.ru/i/5qBc7bmLrsROAQ

Орлёнок – Хранитель исторической памяти (4ч)

20




Дидактические задания

1

«Орлёнок Хранитель исторической памяти»

Кабинет

Игра

http://www.multirussia.ru/index.php?id=34

21




Дидактические задания

1

«История школы мояистория»

Кабинет

Опрос, игра

http://www.multirussia.ru/index.php?id=34

22




Дидактические задания

1

«Поход в музей»

Кабинет

Опрос, игра


23




Дидактические задания

1

«Историческое чаепитие»

Кабинет

Опрос, игра

https://disk.yandex.ru/i/SPavXsOI-beiWg

Орлёнок – Эколог (5ч)

24




Дидактические задания

1

«ЭКОЛОГиЯ »

Кабинет

Опрос, игра

https://disk.yandex.ru/i/GqTAyxtklagPNQ

25




Дидактические задания

1

«Каким должен быть настоящий эколог?»

Кабинет

Игра

Мультфильм «Смешарики» по теме экологии https://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxzKLQ https://disk.yandex.ru/i/L3fQL4ZBJtcQIw

26





1

«В гости к природе»

Кабинет

Опрос, игра

https://disk.yandex.ru/client/disk

27





1

«Мы друзья природе»

Кабинет

Игра


28





1

«Орлята – экологи»

Кабинет

Опрос, игра


Орленок-лидер (5ч)

29





1

«Лидер – это …»

Кабинет

Опрос, игра

фрагмент мультфильма о важности взаимопомощи https://disk.yandex.ru/i/hu1cqrRIiLCBYQ

30





1

«Я могу быть лидером!»

Кабинет

Игра

https://disk.yandex.ru/i/oBiFjtTTrDn83g

31





1

«С командой действую!»

Кабинет

Опрос, игра


32





1

«Как становятся лидерами?»

Кабинет

Игра


33





1

«Мы дружный класс»

Кабинет

Опрос, игра










год обучения (34 часа)

Число

Месяц

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема урока


Место проведения


Форма контроля

Форма дистанционной работы

1




Теория

1

Вводный

«Орлятский урок»

для детей первого

года участия в

Программе

Кабинет

Беседа


Орленок-лидер (4ч.)

2




Теория

1

«Лидер – это …»

«Мы дружный

класс!»

Кабинет

Беседа

фрагмент мультфильма о важности

взаимопомощи

https://disk.yandex.ru/i/hu1cqrRIiLCBYQ

3




Теория

1

«Я могу быть

лидером!»

«Как стать

лидером?»

Кабинет

Беседа

конвертом копилкой «Эрудита»

https://disk.yandex.ru/i/ePcdnBhjGIV2qw

4




Дидактическая игра

1

«С командой

действовать

готов!»

«Верёвочный

курс»

Кабинет

Опрос, игра


5




Упражнения

1

«КЛАССный

выходной»

«Встреча с тем, кто

умеет вести за

собой»

Кабинет

Игра


Орлёнок – Эрудит (4ч.)

6




Теория

1

«Кто такой

эрудит?»

«Я – эрудит, а это

значит...»


Кабинет

Беседа

Серия «Эрудит» анимационного сериала

«Смешарики»

https://disk.yandex.ru/i/ld3fzaKCzO7K2Q


7




Теория

1

«Развиваемся я,

играя!»

«Воображари УМ»


Кабинет

Беседа

Серии №190 «Кроссворд»

юмористического киножурнала «Ералаш

https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKiig


8




Упражнения

1

«Могу быть

изобретателем»

КТД «Что такое?

Кто такой?»


Кабинет

Опрос, игра

Презентация «10 великих изобретений

русских учёных»

9




Дидактическая игра

1

Встреча с

интересным

эрудитом «Хотим

всёзнать»

Итоги трека «На

старте новых

открытий

Кабинет

Игра


Орлёнок – Мастер (4ч.)

10




Упражнения

1

«Мастер – это…»


Кабинет

Опрос, игра


11




Упражнения

1

Мастерами

славится Россия»

«От идеи – к делу»

Кабинет

Опрос, игра


12




Упражнения

1

«В гости к мастерам»

Кабинет

Опрос, игра


13




Задание


КТД «Классный театр»

«Мастер – это звучитгордо!»

Кабинет

КТД


14




Упражнения

1

«Путь в мастерство»

подводим итоги

Кабинет

Опрос, игра


Орленок - доброволец (4ч.)

15




Дидактические игры

1

«От слова к делу»

«Спешить на помощь безвозмездно!»


Кабинет

Опрос, игра

легенда об Орлятском круге – https://disk.yandex.ru/i/HtStTVg3Hu_A0Q


16




Дидактические игры

1

КТД «Создай хорошее настроение»

«С заботой о старших»


Кабинет

Опрос, игра

https://podari-zhizn.ru/ru/give-help/pomoch- po-drugomu/korobka-hrabrosti

17




Дидактические игры

1

«Добровольцем будь всегда!»


Кабинет

Опрос, игра


18




Дидактические игры

1

«Портрет добровольца»

Кабинет

Опрос, игра


Орлёнок – спортсмен (4ч.)

19




Теория

Упражнения

1

«Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!»

«Должен быть режим у дня»


Кабинет

Опрос, игра

м/ф «Нехочуха» https://disk.yandex.ru/i/- 5WnFzicng7-3A

20




Теория

Упражнения

1

«О спорт, ты – мир!»

«Сто затей для всех друзей»

Кабинет

Опрос, игра


21




Теория

Упражнения

1

«Готовимся к спортивным состязаниям» Спортивная игра

«У рекордов наши имена»


Кабинет

Опрос, игра


22




Теория

Упражнения

1

«Быстрее! Выше! Сильнее!»

«Азбука здоровья»

Кабинет

Опрос, игра


Орлёнок – Эколог (4ч)

23




Теория

Упражнения

1

«ЭКОЛОГиЯ »

«Каким должен быть настоящий эколог?»


Кабинет

Опрос, игра

https://disk.yandex.ru/i/GqTAyxtklagPNQ Мультфильм «Смешарики» по теме экологии https://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxzKLQ

24




Теория

Упражнения

1

«Мой след на планете»

«Что должен знать и уметь эколог?»

Кабинет

Опрос, игра

Грузовичок Пик серия «Мусор в лесу» или Ми-ми-мишки «Мусор в лесу»

25




Теория

Упражнения

1

«Восхищаемся красивым миром»

«Экология на практике»


Кабинет

Опрос, игра

Мультфильмы на экологическую тему

26




Теория


1

«Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом»

«Шагая в будущее - помни о планете» Работа

Кабинет

Опрос, игра

мультфильм «Мальчик и Земля

Орлёнок – Хранитель исторической

Памяти (6ч)

27




Теория

Упражнения

1

«Орлёнок– Хранитель исторической памяти»

«Хранитель семейных традиций»


Кабинет

Опрос, игра

видеоролик «Мульти-Россия» http://www.multirussia.ru/

28




Теория

Упражнения

1

«Я храню традиции семьи, а, значит, и традиции страны» Кодекс «Орлёнка – хранителя»


Кабинет

Опрос, игра


29




Теория

Упражнения

1

«Знать, чтобы хранить»

«Историческое чаепитие»


Кабинет

Опрос, игра


30




Теория

Упражнения

1

«Расскажи мне о России»

Кабинет

Опрос, игра


31-32




Теория

Упражнения

2

«Я хранитель, мы

хранители»

Кабинет

Опрос, игра


33-34




Дидактическая игра

2

Подведение итогов участия в

Программе в текущем учебном

году

Кабинет

Игра

















3 год обучения (34 часов)

Число

Месяц

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема урока



Место проведения

Форма контроля

Форма дистанционной работы

1




Теория

1

Вводный

«Орлятский урок»

для детей первого

года участия в

Программе

Кабинет

Беседа


Орленок-лидер (5ч)

2




Упражнения,

1

«Лидер – это …»


Кабинет

Игра

https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg

3




Упражнения

1

«Я могу быть

лидером!»

«В команде

рождаетсялидер»


Кабинет

Игра


4




Упражнения, игры

1

«КЛАССный

выходной»

«От идеи – к

делу!»


Кабинет

Игра


5




Упражнения, игры

1

КТД «Вместе мы

сможем всё!»

«Встреча с тем,

кто умеет вести за

собой»


Кабинет

Игра


6




Упражнения, игры

1

«Мы дружный

класс!»

Кабинет

Игра


Орлёнок – Эрудит (4ч)

7




Упражнения, игры

1

«Кто такой

эрудит?»

«Я – эрудит, а это

значит...»

Кабинет

Игра

Серия «Эрудит» анимационного сериала

«Смешарики»

https://disk.yandex.ru/i/ld3fzaKCzO7K2Q


8




Упражнения, игры

1

«Игра – это

полезно и

интересно»

«Эрудит – это

широкий

кругозор»

Кабинет

Игра

Серии №190 «Кроссворд»

юмористического киножурнала «Ералаш

https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKiig


9




Упражнения, игры

1

«Твори!

Выдумывай!

Пробуй!»

КТД «Играй,

учись и узнавай»

Кабинет

Игра

Презентация «10 великих изобретений

русских учёных»


10




Встреча

1

Встреча с

интересным

эрудитом «Хотим

всё знать»

Итоги трека «На

старте новых

открытий

Кабинет

Игра


Орлёнок – Мастер (5ч)

11




Упражнения, игры

1

«Мастер – это…»


Кабинет

Игра


12




Упражнения, игры

1

«Россия

мастеровая»


Кабинет

Опрос

Презентация учителя о 10 самых

известных мастерах родного края России

13




Упражнения, игры

1

«Город Мастеров»

«В гости к мастерам»


Кабинет

Беседа


14




Упражнения, игры

1

«От идеи – к делу»

КТД «Мастер

своегодела»


Кабинет

КТД


15




Практика, игры

1

«Мастер – это

звучит гордо!»

«Путь в

мастерство»

подводим итоги

Кабинет

Игра


Орленок-доброволец (4ч)

16




Практика, игры

1

«От слова к делу»

«Спешить на

помощь

безвозмездно!»


Кабинет

Беседа

Просмотр мультфильма «Рука помощи https://disk.yandex.ru/i/q3yCn-0lIYsMXw

17




Практика, игры

1

КТД «Создай

хорошее

настроение»

«С заботой о

старших»


Кабинет

КТД

https://www.youtube.com/watch?v=hr2rCo2tpmA

18




Практика, игры

1

Подготовка КТД

«От идеи – к делу»

КТД «Подари

улыбку миру!»


Кабинет

КТД


19




Практика, игры

1

«Доброволец – это

доброе сердце»

«Портрет

добровольца»

Кабинет

Игра

Мультфильм о волонтёрахhttps://disk.yandex.ru/i/BzgvMqmh7TplMw

Орлёнок – спортсмен (5ч)

20




Практика, игры

1

«Движение –

жизнь!»

«Основы ЗОЖ»

«Мы гордимся

нашими

спортсменами»

Кабинет

Опрос

Танец «Нука-нака»

https://disk.yandex.ru/i/5HKPpR3Cw408ng На зарядку-становись!

https://disk.yandex.ru/i/zWIkGfsKAGoEiw

21




Практика, игры

1

«Сто затей для

всехдрузей»

КТД

«Спортивное»


Кабинет

Игра

Просмотр мультфильма «Рука помощи https://disk.yandex.ru/i/q3yCn-0lIYsMXw

22




Практика, игры

1

Спортивная игра

«Книга рекордов»

«Встреча –

подарок»


Кабинет

Опрос

Серия «Эрудит» анимационного сериала «Смешарики» https://disk.yandex.ru/i/ld3fzaKCzO7K2Q

Серии №190 «Кроссворд» юмористического киножурнала «Ералаш https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKiig

23




Практика, игры

1

«Азбука

здоровья»

Кабинет

Опрос

Мультфильм Спортландия 1

серия https://yandex.ru/video

/preview/?text= мультик%20про%20зож%20 Спортландия&path=

wizard&parent-reqid=1645931995773862- 9789962654526820843-

vla1-5795-vla-l7-balancer-8080-BAL- 9679&wiz_type=vital&filmId= 1069979878161687077 15

https://disk.yandex.ru/i/8atVDkYetCRU8Q

Орлёнок-Эколог (4ч)

24




Практика, игры

1

«ЭКОЛОГиЯ »

«Страна

экологии»


Кабинет

Игра

Презентация/видео о работе экологов (добровольцев, профессионалов, взрослыхи детей).

видео о красоте природы РФ

https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA Работа экологов России







«Мой след на

планете»

КТД «Знаю, умею,

действую»



КТД


25




Практика, игры

1

Экологический

квест

«Ключи природы»


Кабинет

Игра

мультфильм «Мальчик и Земля»

26




Практика, игры

1

Игра по станциям

«Путешествие в

природу»

Кабинет

Игра


Орлёнок –Хранитель исторической памяти (6ч)

27




Практика, игры

1

«Орлёнок–

Хранитель

исторической

памяти»


Кабинет

Игра

Мультфильм «Мульти-Россия»

«Мульти-Россия» (второе официальное

название «Мы живем в России») —

циклмультипликационных роликов о

разныхрегионах, городах и народностях

России. Является совместным проектом

продюсерской компании «Аэроплан» и

студии «Пилот». Работа над данным

сериалом была начата в 2006 году.

28




Практика, игры

1

«Традиции моей

страны»

Кодекс «Орлёнка

хранителя»


Кабинет

Беседа


29




Практика, игры

1

«Знать, чтобы

хранить»

КТД «История

становится

ближе»

Кабинет

КТД


30




Практика, игры

1

КТД «Мы

хранителипамяти»

«Расскажи мне о

России»

Кабинет

КТД


31




Практика, игры

2

« Мы –

хранители»


Кабинет

Беседа


32




Практика, игры

2

Подведение

итогов участия в

Программе в

текущем учебном

году

Кабинет

Игра






4 год обучения (34 часов)

Число

Месяц

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема урока



Место проведения

Форма контроля

Форма дистанционной работы

1




Теория

1

Вводный

«Орлятский урок»

для детей первого

года участия в

Программе

Кабинет

Беседа


Орленок-лидер (5ч)

2




Упражнения,

1

«Лидер – это …»


Кабинет

Игра

https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg

3




Упражнения

1

«Я могу быть

лидером!»

«В команде

рождаетсялидер»


Кабинет

Игра


4




Упражнения, игры

1

«КЛАССный

выходной»

«От идеи – к

делу!»


Кабинет

Игра


5




Упражнения, игры

1

КТД «Вместе мы

сможем всё!»

«Встреча с тем,

кто умеет вести за

собой»


Кабинет

Игра


6




Упражнения, игры

1

«Мы дружный

класс!»

Кабинет

Игра


Орлёнок – Эрудит (4ч)

7




Упражнения, игры

1

«Кто такой

эрудит?»

«Я – эрудит, а это

значит...»

Кабинет

Игра

Серия «Эрудит» анимационного сериала

«Смешарики»

https://disk.yandex.ru/i/ld3fzaKCzO7K2Q


8




Упражнения, игры

1

«Игра – это

полезно и

интересно»

«Эрудит – это

широкий

кругозор»

Кабинет

Игра

Серии №190 «Кроссворд»

юмористического киножурнала «Ералаш

https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKiig


9




Упражнения, игры

1

«Твори!

Выдумывай!

Пробуй!»

КТД «Играй,

учись и узнавай»

Кабинет

Игра

Презентация «10 великих изобретений

русских учёных»


10




Встреча

1

Встреча с

интересным

эрудитом «Хотим

всё знать»

Итоги трека «На

старте новых

открытий

Кабинет

Игра


Орлёнок – Мастер (5ч)

11




Упражнения, игры

1

«Мастер – это…»


Кабинет

Игра


12




Упражнения, игры

1

«Россия

мастеровая»


Кабинет

Опрос

Презентация учителя о 10 самых

известных мастерах родного края России

13




Упражнения, игры

1

«Город Мастеров»

«В гости к мастерам»


Кабинет

Беседа


14




Упражнения, игры

1

«От идеи – к делу»

КТД «Мастер

своегодела»


Кабинет

КТД


15




Практика, игры

1

«Мастер – это

звучит гордо!»

«Путь в

мастерство»

подводим итоги

Кабинет

Игра


Орленок-доброволец (4ч)

16




Практика, игры

1

«От слова к делу»

«Спешить на

помощь

безвозмездно!»


Кабинет

Беседа

Просмотр мультфильма «Рука помощи https://disk.yandex.ru/i/q3yCn-0lIYsMXw

17




Практика, игры

1

КТД «Создай

хорошее

настроение»

«С заботой о

старших»


Кабинет

КТД

https://www.youtube.com/watch?v=hr2rCo2tpmA

18




Практика, игры

1

Подготовка КТД

«От идеи – к делу»

КТД «Подари

улыбку миру!»


Кабинет

КТД


19




Практика, игры

1

«Доброволец – это

доброе сердце»

«Портрет

добровольца»

Кабинет

Игра

Мультфильм о волонтёрахhttps://disk.yandex.ru/i/BzgvMqmh7TplMw

Орлёнок – спортсмен (5ч)

20




Практика, игры

1

«Движение –

жизнь!»

«Основы ЗОЖ»

«Мы гордимся

нашими

спортсменами»

Кабинет

Опрос

Танец «Нука-нака»

https://disk.yandex.ru/i/5HKPpR3Cw408ng На зарядку-становись!

https://disk.yandex.ru/i/zWIkGfsKAGoEiw

21




Практика, игры

1

«Сто затей для

всехдрузей»

КТД

«Спортивное»


Кабинет

Игра

Просмотр мультфильма «Рука помощи https://disk.yandex.ru/i/q3yCn-0lIYsMXw

22




Практика, игры

1

Спортивная игра

«Книга рекордов»

«Встреча –

подарок»


Кабинет

Опрос

Серия «Эрудит» анимационного сериала «Смешарики» https://disk.yandex.ru/i/ld3fzaKCzO7K2Q

Серии №190 «Кроссворд» юмористического киножурнала «Ералаш https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKiig

23




Практика, игры

1

«Азбука

здоровья»

Кабинет

Опрос

Мультфильм Спортландия 1

серия https://yandex.ru/video

/preview/?text= мультик%20про%20зож%20 Спортландия&path=

wizard&parent-reqid=1645931995773862- 9789962654526820843-

vla1-5795-vla-l7-balancer-8080-BAL- 9679&wiz_type=vital&filmId= 1069979878161687077 15

https://disk.yandex.ru/i/8atVDkYetCRU8Q

Орлёнок-Эколог (4ч)

24




Практика, игры

1

«ЭКОЛОГиЯ »

«Страна

экологии»


Кабинет

Игра

Презентация/видео о работе экологов (добровольцев, профессионалов, взрослыхи детей).

видео о красоте природы РФ

https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA Работа экологов России







«Мой след на

планете»

КТД «Знаю, умею,

действую»



КТД


25




Практика, игры

1

Экологический

квест

«Ключи природы»


Кабинет

Игра

мультфильм «Мальчик и Земля»

26




Практика, игры

1

Игра по станциям

«Путешествие в

природу»

Кабинет

Игра


Орлёнок –Хранитель исторической памяти (6ч)

27




Практика, игры

1

«Орлёнок–

Хранитель

исторической

памяти»


Кабинет

Игра

Мультфильм «Мульти-Россия»

«Мульти-Россия» (второе официальное

название «Мы живем в России») —

циклмультипликационных роликов о

разныхрегионах, городах и народностях

России. Является совместным проектом

продюсерской компании «Аэроплан» и

студии «Пилот». Работа над данным

сериалом была начата в 2006 году.

28




Практика, игры

1

«Традиции моей

страны»

Кодекс «Орлёнка

хранителя»


Кабинет

Беседа


29




Практика, игры

1

«Знать, чтобы

хранить»

КТД «История

становится

ближе»

Кабинет

КТД


30




Практика, игры

1

КТД «Мы

хранителипамяти»

«Расскажи мне о

России»

Кабинет

КТД


31




Практика, игры

2

« Мы –

хранители»


Кабинет

Беседа


32




Практика, игры

2

Подведение

итогов участия в

Программе в

текущем учебном

году

Кабинет

Игра





Список литературы


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.)

Беляков, Ю.Д. Методика организации коллективных творческих дел и игр (изд. 2-е, перераб. и доп.). ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок» : учебно-методический центр, 2020.

80 с. Текст: непосредственный.

Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2008 – 398с.

Божович, Л. И. Психическое развитие школьника и его воспитание / Л. И. Божович, Л. С. Славина. М. : Питер, 2008. – 750 с.

Бурова, Л. И. Экологическая практика как инновационная модель внеурочной деятельности / Л. И. Бурова // Начальная школа. 2016. 5. С. 45- 47, 55.

Григорьев, Д. От результатов к эффектам : конструирование внеурочной деятельности / Д. Григорьев // Классное руководство и воспитание школьников : журн. Изд. дома «Первое сент.». 2016. № 4. С. 4-6.

Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Гриценко. М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 240 с.

Ибрагимова, О. В. Внеурочная деятельность учащихся в системе воспитательной работы образовательных организаций / О. В. Ибрагимова // Начальная школа. 2015. № 11. С. 49-53.

Куприянов, Б.В. Воспитательная работа в школе: организация и методика

/ Б. В. Куприянов; отв. ред. М. А. Ушакова. – Москва : Сентябрь, 2009. – 159 с. : табл.; 20 см. (Библиотека журнала «Директор школы». Вып. 8, 2009 г.); ISBN 978-5-88753- 114-4. – Текст: непосредственный.

Рожков, М. И. Конспекты уроков для учителя 1–4 классов общеобразовательных учреждений: воспитание гражданина: уроки социальности : практическое пособие : / М. И. Рожков. Москва : Владос, 2014. – 72 с.

Смирнов, Н.В. Технологии развития социальной активности школьников: учебно-методическое пособие. СПб, Издательство «КультИнформПресс», 2021. с. 77

Социокультурный опыт современных детей и его развитие в процессе воспитания: монография / И.В. Вагнер, М.П. Гурьянова, Е.М. Клемяшова, Н.Н. Казначеева, И.В. Метлик [и др.] / Москва, Издательство: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования». – 2019. – 268 с.; ISBN 978-5-91955-173-7. – Текст: электронный.

Фришман И.И. Воспитание и стратегия жизни ребенка / Рожков М.И., Байбородова Л.В., Гущина Т.Н., Волохов А.В., Машарова Т.В., Мирошкина М.Р., Фришман И.И. // Коллективная монография / Под редакцией М.И. Рожкова. Москва: ИД

«Научная библиотека», 2016. 158 с.

Фришман И.И. Концепция воспитания традиции и современность / И. И. Фришман // Социальное воспитание. 2013. № 2. С. 12-17.

Программа внеурочной деятельности «Орлята России» составлена в соответствии с Примерной рабочей программой учебного курса «Орлята России» / авторы-составители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. – Краснодар: Изд-во Новация, 2022г, учебно-методическим комплексом Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России», разработанным ФГБОУ Всероссийским детским центром «Орленок».

Оценочные материалы


Темы треков

Критерии

Орленок-лидер

Реализация Программы начинается с данного трека, который позволяет актуализировать/ приобрести опыт совместной деятельности в коллективе, что необходимо в начале учебного года. Также занятия трека 15 позволят выявить первичную оценку уровня сплочённости класса и

лидеров для дальнейшего формирования микрогрупп

Орлёнок Эрудит

Вторая четверть отличается высокой мотивацией у детей на учебную деятельность. В этот временной промежуток в школах проходят различные олимпиады. В рамках трека происходит знакомство ребёнка с разными способами получения информации

Орлёнок Мастер

Данный трек проходит в два этапа: 1 подготовка новогоднего спектакля/номера/концерта; 2 знакомство с мастерами своего дела и лучшими мастерами региона/страны.

Игра для подведения промежуточных итогов участия в Программе

Игра по итогам 3х треков: «Орлёнок – Лидер»

«Орлёнок Эрудит» «Орлёнок Мастер» Игру учитель проводит самостоятельно, используя предоставленные методические рекомендации

Орлёнок Доброволец

Тематика трека актуальна круглый год, поэтому учитель может обращаться к имеющемуся

социальному опыту детей и истории

добровольческого/ волонтерского/ тимуровского движения в любое время учебного года

Орлёнок Спортсмен

Различные соревнования, посвященные 23 февраля и пр. В том числе, в соответствии с возрастом,

можно провести Весёлые страты, «Папа, мама, я спортивная семья» и другие соревнования, чтобы минимизировать воздействия гиподинамического кризиса середины учебного года.

Орлёнок Эколог

Весна – наиболее благоприятный период для реализации трека. Погодные условия позволяют

уже часть мероприятий трека проводить за пределами здания школы.

Орлёнок – Хранитель исторической памяти

В логике Программы важно, чтобы все треки

прошли до трека «Орлёнок – хранитель исторической памяти», так как он является треком, подводящим итоги участия в учебном году.

Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) хранители своихдостижений, Я/Мы

хранители

исторической памяти своей страны

Подведение итогов участия

в Программе в текущем учебном году

В УМК использование игровых методов

диагностики результатов. Основными результатами, которые нам необходимо оценить, станут: - личностное развитие

ребёнка (изменение его позиции от «наблюдателя» до

«активного участника»); - сформированность класса как коллектива; - уровень принятия/осознания

ценностей, заложенных в Программе




t1695205378aa.gif

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.