Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа на тему «Старт в олимпиаду: химия» (8–9 классы)

2
0
Материал опубликован 25 March

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

«Старт в олимпиаду: химия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возраст учащихся: 15-16 лет

Срок реализации: 25 часов

 

Разработчик: Седых И.Ю.

 

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Олимпиадная химия» (далее – Программа) включает в себя теоретические и практические занятия по химии, лекции и семинары ведущих педагогов. Программа позволяет более глубоко и осмысленно изучать практические и теоретические вопросы по основным разделам химии на уровне выше базового школьного.

Программа имеет химико-технологическую направленность, общекультурный уровень.

Программа нацелена на развитие системного логического мышления и реализацию химических способностей учащихся, формирование целостной химической картины мира, развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений, позволяющих уверенно использовать их при решении задач олимпиадного уровня. 

В ходе проведения занятий по образовательной программе ее участники получат опыт работы с ведущими экспертами по направлению «Наука», приобретут навыки решения нестандартных олимпиадных задач муниципального тура по химии.

Отличительные особенности и новизна Программы заключаются в том, что занятия по Программе проводят ведущие педагоги региона с высшим педагогическим образованием, высшей квалификационной категорией, владеющие методикой работы с одаренными детьми, своевременно проходящие курсы повышения квалификации, имеющие победителей и призеров перечневых олимпиад и конкурсов химической направленности.

Адресат Программы: учащиеся 8-9 классов, проявляющие выдающиеся способности и таланты в области химии. Освоение Программы предназначено для обучающихся, имеющих уровень знаний по химии выше базового.

Цели образовательной программы:

подготовка учащихся к олимпиадам по химии;

организация систематической работы с талантливыми школьниками, выявленными на олимпиадах по химии.

Задачи образовательной программы:

развитие способности обучающихся осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход к решению поставленных задач;

развитие химических способностей учащихся и расширение их естественнонаучного кругозора путем интенсивных занятий по углубленной программе;

развитие у школьников свойственного химического стиля мышления, повышение их общей культуры, воспитание научной честности и умения вести научную дискуссию;

подготовка учащихся к олимпиадам;

приобретение устойчивых навыков решения нестандартных, логических задач по химии;

формирование устойчивой и целостной химической картины мира;

формирование межпредметных связей путем решения практико-ориентированных задач;

популяризация химии и смежных областей знаний.

Срок реализации: 1 неделя

Объём программы: 25 часов.

Формы организации образовательного процесса: групповые, парные и индивидуальные занятия.

Планируемые результаты образовательной программы

В результате освоения содержания образовательной программы, должны быть достигнуты следующие результаты:

Личностные:

всестороннее развитие личности ученика, способной успешно адаптироваться в современном мире;

формирование чувства ответственности к учебе, решении учебно-творческих задач, личностное саморазвитие и самообразование.

Метапредметные:

развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные:

В результате учащиеся должны знать:

Основные химические понятия и законы.

Качественные реакции для обнаружения катионов, анионов, неорганических и органических соединений.

Специфические химические свойства неорганических и органических соединений.

Основные алгоритмы решения олимпиадных задач и тестовый заданий.

Генетические связи между классами неорганических и органических веществ.

Зависимость химических веществ от строения органических веществ.

уметь:

Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям, вычислять процентную и молекулярную концентрацию растворов.

Составлять уравнения химических реакций, подтверждающие химические свойства и способы получения неорганических и органических веществ.

Рассматривать химические реакции с точки зрения окисления-восстановления и электролитической диссоциации.

Проводить химический эксперимент; наблюдать, объяснять и делать выводы.

Устанавливать причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами веществ.

Работать с тестовыми заданиями.

Осмысливать и преобразовывать полученную информацию.

Использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН

 

п/п

Наименование раздела

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

Химия (25ч.)

 

Введение. Разбор задач муниципального и регионального туров олимпиады по химии прошлых лет. Расчетные задачи

9

5

4

текущий

 

Разбор задач регионального тура олимпиады по химии прошлых лет. Качественные задачи.

8

4

4

текущий

 

Разбор задач муниципального и регионального туров олимпиады по химии прошлых лет. Расчетные и качественные задачи.

8

4

4

итоговый

ИТОГО:

25

13

12

 

 

На занятиях в ходе реализации образовательной программы рассматриваются проблемные вопросы, выходящие за рамками школьного курса общеобразовательный организаций. Образовательная программа разработана на основе принципов системно-деятельностного подхода, соответствует и дополняет такие профильные общеобразовательные предметы - химия.

Интенсивное изучение курса позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных умений в других учебных курсах, подготовить себя к осознанному выбору профессий.

Для проверки учащимися уровня усвоения знаний содержания программы, предполагается проведение аттестации в конце курса с помощью тестов.

В ходе проведения образовательной программы по химии предполагается использование следующих форм проведения занятий: лекции, научно-исследовательские и практические занятия, консультации.

Тематический план образовательной программы представляет собой перечень тематических разделов с указанием конкретных тем в каждом (см. приложение 1).

 

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Для проверки уровня подготовки учащихся в начале образовательной программы, предусмотрено проведения водного контроля с помощью оценочных материалов.

Для проверки учащимися уровня усвоения знаний содержания программы, предполагается проведение итогового контроля в виде аттестации в конце курса с помощью следующих аттестационных материалов.

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

В ходе проведения дистанционной образовательной программы предполагается использование следующих форм проведения занятий: лекции, научно-исследовательские и практические занятия, консультации.

Программа составлена с учётом следующих принципов:

1) Принцип научности (обучающимся предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания);

2) принцип доступности (задания по содержанию и объёму соответствуют познавательным и физическим возможностям детей);

3) принцип наглядности (использование таблиц, наглядных пособий, компьютерных технологий при объяснении новой темы способствует развитию зрительной и слуховой памяти, улучшает запоминание, повышает эффективность учебного процесса);

4) принцип систематичности и последовательности (элементы учебного материала логически связаны между собой, материал в разделах программы распределён по принципу от простого к сложному, от известного к неизвестному);

5) принцип активности и самостоятельности (собственная познавательная активность школьника оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом);

6) принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей, обучающихся (способствует развитию познавательных способностей, склонностей и дарований каждого ученика).

Кадровое обеспечение

Занятия по программе проводят ведущие педагоги региона с высшим педагогическим образованием, высшей квалификационной категорией, владеющие методикой работы с одаренными детьми, своевременно проходящие курсы повышения квалификации, имеющие победителей и призеров перечневых олимпиад и конкурсов химической направленности.

 

 

 

 

Материально техническое обеспечение

Программа реализуется с помощью следующего материально-техническое обеспечения:

Учебный кабинет.

Оборудование (столы, стулья, доска настенная меловая или маркерная).

Задачи олимпиад муниципального и регионального тура по химии.

 

Список литературы

 

1.Задачи Всероссийской олимпиады школьников по химии/Под общей редакцией академика РАН, профессора В.В.Лунина –М: «Экзамен», 2003.

2.Лунин В.В., Архангельская О.В., ТюльковИ.А. Всероссийская олимпиада школьников по химии/Научн.редактор Э.М.Никитин.–М.: АПК и ППРО, 2005. –128 с.

3.Задачи Всероссийских олимпиад по химии/Под общей ред. академика РАН, профессора В.В.Лунина –М.: Издательство «Экзамен», 2005. –480 с.

4.Лунин В.В., Архангельская О.В., ТюльковИ.А. Всероссийская олимпиада школьников по химии в 2006 году/Научн.редактор Э.М.Никитин.–М.: АПК и ППРО, 2006. –144 с.

5.Лунин В.В. Всероссийские олимпиады. Вып. 1/В.В. Лунин, О.Н. Архангельская, И.А. Тюльков; под ред. В.В. Лунина. –М.: Просвещение, 2010. –191 с.

6. Савин Г.А. Олимпиадные задания по органической химии (условия, анализ, решения). 10-11 классы. –2-е изд., стереотип. –Волгоград: Учитель, 2008. –71 с.

7. Чуранов С.С., ДемьяновичВ.М. Химические олимпиады школьников. –М.: Знание, 1979. –63с.

8. Белых З.Д. Проводим химическую олимпиаду. –Пермь: Книжный мир, 2001. –45с.9. Василевская Е.И. Методы решения задач по общей химии: учеб. пособие/Е.И. Василевская, Т.В. Свиридова. –Минск: Высш. шк., 2007. –128 с.

10. «Химия в школе» -научно-методический журнал

11. Большой энциклопедический словарь, Химия. –М: «Большая Российская энциклопедия», 1998.

12. Некрасов Б.В. Основы общей химии: [В 2 т.]. -СПб. [и др.]: Лань, 2003

13. Глинка Н.Л. Общая химия: учебное пособие для вузов/Под ред. А.И.Ермакова. –М.: Интеграл-Пресс, 2000.

14. ГельфманМ.И. Неорганическая химия/М.И. Гельфман, В.П. Юстратов. –Изд.2-е, стер, -СПб.: Лань, 2009. –527 с.

15. Еремин В.В. Теоретическая и математическая химия для школьников. –М.: МЦНМО, 2007.

16. ЭткинсП.. Физическая химия. –М.: Мир, 2006.

17. Задачи по физической химии: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 011000 -Химия и по направлению 510500 -Химия / В.В. Еремин , С.И. Каргов, И.А. Успенская [и др.]. -М. : Экзамен, 2003 -318 с

18. ШабаровЮ.С. Органическая химия. М.: Химия. 1994. Т.1,2.

19. ТравеньВ.Ф. Органическая химия: Учебник для вузов: В 2т./–М.: ИКЦ «Академия», 2004

20. ЭллиотВ., ЭллиотД."Биохимия и молекулярная биология", М.: МАИК "Наука/Интерпериодика", 2002.

21. Основы аналитической химии : учеб. для студентов хим. направления и хим. специальностей вузов : в 2 кн. / [Т. А. Большова и др.] ; под ред. Ю. А. Золотова. -Изд. 3-е, перераб. и доп. -М. : Высшая шк., 2004. -22 см. -(Классический университетский учебник / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова).

22. Дорохова Е.Н., Прохорова. Г.В. Задачи и вопросы по аналитической химии : Мир, 2001.

23. Практикум по общей химии : Учеб. пособие для студентов вузов. -М. : Изд-во МГУ, 2005. -335 с. -(Классический университетский учебник).

24. Химическая энциклопедия в 5 т. –М: «Советская энциклопедия», 1988–1998.

25.ФримантлМ. Химия в действии. М.: Мир, 1991. Ч. 1,2

26. Химия: Энциклопедия химических элементов, под ред. А.Н. Смоленского, М.: Дрофа, 2000

27. Потапов В.М., Татаринчик С.Н. Органическая химия, М: «Химия», 1989.28. Степин Б.Д. Техника лабораторного эксперимента в химии, М.: Химия, 199929. Эмсли Дж. Элементы. -М.: Мир, 1993

ИНТЕРНЕТ-РЕСУСРЫ

1.Портал фундаментального химического образования России. Наука. Образование. Технологии. –http://www.chem.msu.ru/

2.Портал Всероссийской олимпиады школьников. Химия –http://chem.rusolymp.ru/

3.Портал для подготовки к олимпиадам высокого уровня –http://chem.olymp.mioo.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

п/п

 

Раздел, тема занятия

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Химия (25 Ч.)

 

Вводная лекция. Цели и задачи программы. Инструктаж по технике безопасности. Основные расчеты по химии. Диагностическая работа участников курса.

5

8.06.2022

 

 

Химия неметаллов. Галогены и их соединения. Сера. Серная кислота. Азот. Соединения азота: аммиак, азотная кислота, нитраты. Фосфор и его соединения. Углерод, соединения углерода. Кремний, соединения кремния. Разбор задач муниципального тура олимпиады по химии прошлых лет. Лекция. Практикум.

5

9.06.2022

 

 

Химия металлов. Щелочные, щелочно-земельные металлы. Алюминий. Железо и его соединения. Соединения хрома и марганца. Практикум по решению заданий муниципального уровня олимпиады по химии.

5

10.06.2022

 

 

Гидролиз. Электролиз. Качественные задачи. Разбор задач регионального тура олимпиады по химии прошлых лет. Лекция. Практикум.

5

13.06.2022

 

 

Расчетные задачи. Практикум по решению заданий муниципального тура олимпиады по химии прошлых лет. Итоговый контроль по химии в форме проведения олимпиады.

5

14.06.2022

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации