Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественнонаучной направленности «Занимательная зоология»
Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Барнаульская городская станция юных натуралистов»
Принята Утверждена приказом
Педагогическим советом, МБУ ДО «Барнаульская городская
протокол № 3 от 28.03.2022 г. станция юных натуралистов»
№ 01-07/82/1 от 28.03.2022 г.
Директор___________Л.С. Струнина
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа естественнонаучной направленности
«Занимательная зоология»
Возраст учащихся - 7-11 лет
Срок реализации - 1год
Автор-составитель:
Крюкова Елена Алексеевна,
педагог дополнительного
образования
г. Барнаул, 2022
Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы | 3 |
1.1. Пояснительная записка | 3 |
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты | 5 |
1.3.Содержание программы 1.3.1. Учебно-тематический план 1.3.2. Содержание учебно-тематического плана | 7 7 10 |
2. Комплекс организационно-педагогических условий | 16 |
2.1. Календарный учебный график | 16 |
2.2. Условия реализации программы | 16 |
2.3. Формы аттестации | 16 |
2.4. Оценочные материалы | 17 |
2.5. Методические материалы | |
2.6. Список литературы | 21 |
Приложение | 23 |
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы».
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р.).
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 года № 16).
- Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».
- Положение о дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программах реализуемых в МБУ ДО «БГСЮН» от 16.03. 2021 г. №01-07/56.
- Устав МБУ ДО «Барнаульская городская станция юных натуралистов» от 27.10.2015 № 1887-осн.
Актуальность: Программа позволяет дать учащимся систему знаний о разнообразии животного мира, способствует проявлению у учащихся интереса к живой природе и бережного отношения к ней. Знакомство с многообразием животных способствует воспитанию ответственного отношения к природе.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что учащиеся, овладевая новыми практическими навыками и знаниями смогут использовать их в дальнейшем в своей жизни. Наблюдения в природе и зооуголке БГСЮН, участие в природоохранных мероприятиях станут для детей неоценимым жизненным опытом, помогут им лучше ориентироваться в экологических проблемах современности, научат их самостоятельно мыслить и рассуждать. Обучение по данной программе даст ребенку представление о профессии «Биолог», расширит кругозор, позволит освоить азы экологической культуры.
Новизна программы заключается в том, что она практико-ориентированная, дети получают возможность проводить занятия в условиях живого уголка, посредством экскурсий наблюдать за жизнью некоторых животных в природе, делать фенологические наблюдения; учащиеся участвуют в различных природоохранных акциях, учатся вести себя в природе.
Методическую основу разработки программы составляют идеи гуманистической педагогики (автор – Попов Е.Б.), воспитания в контексте культуры (автор – Бондаревская Е.В. и др.), развития потребности и способности личности к саморазвитию (автор – Поляков С.Д.).
Особенности программы:
Программа носит интегрированный характер. Большое внимание уделяется основам зоологии, экологии, фенологии, краеведения.
Большое значение придается знакомству с литературными, художественными, кинематографическими произведениями о природе и ее проблемах. Проводится обучение навыкам наблюдения в природе, формируются навыки содержания животных. Дети знакомятся с многообразием животного мира, его связью со средой обитания. Получают навыки поведения в природе. Постигаются основы фенологии – сезонности в природе. Формируются навыки творческой работы, практические умения.
На протяжении всего обучения дети участвуют во всех экологических и природоохранных акциях, проводимых БГСЮН, учатся наблюдать и оценивать увиденное. Участие в викторинах и конкурсах различного уровня на экологическую тематику способствует развитию экологической грамотности и культуры, творческих способностей детей.
Основные формы организации образовательного процесса: групповая, коллективная, индивидуальная.
Содержание программы, формы, методы и приёмы соответствуют возрастным особенностям детей.
Вид программы: модифицированная программа, в основу которой, положена примерная (типовая) программа «Кружок юных натуралистов» (автор – И.В. Костинская).
Направленность программы: естественнонаучная.
Адресат программы: Программа предназначена для детей в возрасте от 7 до 11 лет. Предварительная подготовка не требуется. Набор свободный, по интересам детей. Численность группы – 10-15 человек.
Психолого-педагогические особенности учащихся. Учащиеся 7-11 лет – это дети младшего школьного возраста. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны. Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом детства. Этот переход заслуживает самого серьёзного внимания. Ребенок, заинтересованный изучением мира природы, вовлеченный в деятельность МБУ ДО «БГСЮН» на этапе начального школьного образования, впоследствии к концу младшего школьного возраста хочет продолжать получать новые знания экологической направленности в учреждении БГСЮН, пользоваться этими знаниями и верить в свои силы. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения в мире общения с природой являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и экологической деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учётом индивидуальности каждого ребёнка.
Срок и объем освоения программы: программа рассчитана на 1 год обучения. Количество часов в год – 144 часа.
Уровень программы: стартовый.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и способностями детей, что предполагает возможную корректировку режима занятий.
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель программы – расширение знаний детей о животных, формирование основ экологической грамотности учащихся.
Задачи:
На предметном уровне:
1. Расширить представления учащихся о биологических объектах и явлениях окружающего мира.
2. Изучить доступные способы и методики изучения природы.
3. Формировать естественный интерес и бережное отношение к природе.
4. Создать условия для реализации творческого потенциала детей.
На метапредметном уровне:
1. Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовитым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
3. Научить определять общую цель и пути ее достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
На личностном уровне:
1. Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости, свободе.
2. Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
3. Формировать эстетические потребности, ценности и чувства.
Ожидаемые результаты:
Расширены знания детей о животных, сформированы основы экологической грамотности учащихся.
На предметном уровне:
1. Расширены представления учащихся о биологических объектах и явлениях окружающего мира.
2. Изучены доступные для младших школьников способы и методики изучения природы (наблюдение, запись, измерение, сравнение, классификация).
3. Сформирован познавательный интерес естественнонаучной направленности и бережное отношение к природе.
4. Созданы условия для реализации творческого потенциала детей.
На метапредметном уровне:
1. Дети умеют планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия, умеют определять эффективные способы достижения результата.
2. Учащиеся учатся сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать по родовитым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственных связи, строить рассуждения, относить к известным понятиям.
3. Научились определять цель и пути ее достижения; сформированы умения самоконтроля, взаимоконтроля, научились распределять роли при формировании команды, осуществлять совместную деятельность.
На личностном уровне:
1. Дети умеют самостоятельно выполнять задания, нести ответственность за их результаты.
2. Дети проявляют доброжелательность, отзывчивость, понимают и сопереживают чувствам других людей.
3. Сформированы эстетические потребности, ценности и чувства.
Требования к знаниям и умениям учащихся
После обучения по программе учащиеся должны знать:
- кто такие животные и чем они отличаются от растений;
- отличительные черты животных разных групп;
- основных представителей фауны Барнаула и его окрестностей;
- некоторые биологические особенности животных;
- экологическую систематику животных (по типу питания, по среде обитания);
- значение животных для природы;
- правила содержания животных в неволе.
Учащиеся должны уметь:
- отнести животное к группе;
- составить простейшие рационы кормления животных;
- уметь ухаживать за животными зооуголка;
- правильно вести себя в природе;
- наблюдать и фиксировать сезонные изменения в природе;
-определить наиболее распространенных животных по внешнему виду, голосам, следам.
Учащиеся должны владеть:
- навыками группового общения, умением работать в команде;
- умением рационально распределять роли в ходе выполнения задания и закреплять зоны ответственности;
- умением сопереживать другим людям.
1.3. Содержание программы «Занимательная зоология»
1.3.1. Учебно-тематический план
Таблица 1
№ п/п | Дата | Название раздела, темы, занятия | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||||||||||||
всего | теория | практика | ||||||||||||||
1. Кто такие животные | ||||||||||||||||
1.1 | 13.09 | Вводное занятие | 2 | 2 | | Опрос | ||||||||||
1.2 | 15.09 | Зоология – наука о животных | 2 | 1 | 1 | |||||||||||
1.3 | 20.09 | Живая и неживая природа | 2 | 1 | 1 | |||||||||||
1.4 | 22.09 | Место животных в системе живой природы | 2 | 1 | 1 | |||||||||||
1.5 | 27.09 | Место животных в системе живой природы | 2 | | 2 | |||||||||||
1.6 | 29.09 | Основные группы животных | 2 | 2 | | |||||||||||
1.7 | 04.10 | Основные группы животных | 2 | | 2 | |||||||||||
1.8 | 06.10 | Основные группы животных | 2 | | 2 | |||||||||||
2. Черви | ||||||||||||||||
2.1 | 11.10 | Особенности червей | 2 | 1 | 1 | Опрос | ||||||||||
3. Иглокожие | ||||||||||||||||
3.1 | 13.10 | Особенности и многообразие иглокожих | 2 | 1 | 1 | Опрос | ||||||||||
4. Моллюски | ||||||||||||||||
4.1 | 18.10 | Кто такие моллюски? | 2 | 1 | 1 | Викторина | ||||||||||
4.2 | 20.10 | Моллюски зооуголка БГСЮН | 2 | 1 | 1 | |||||||||||
5. Насекомые | ||||||||||||||||
5.1 | 25.10 | Как устроены насекомые | 2 | 1 | 1 | Кроссворд | ||||||||||
5.2 | 27.10 | Многообразие насекомых | 2 | 1 | 1 | |||||||||||
5.3 | 01.11 | Многообразие насекомых | 2 | 1 | 1 | |||||||||||
5.4 | 03.11 | Многообразие насекомых | 2 | 1 | 1 | |||||||||||
6. Паукообразные | ||||||||||||||||
6.1 | 08.11 | Какие бывают пауки | 2 | 1 | 1 | Кроссворд | ||||||||||
7. Земноводные | ||||||||||||||||
7.1 | 10.11 | Кто такие земноводные. | 2 | 1 | 1 | Викторина | ||||||||||
7.2 | 15.11 | Многообразие земноводных | 2 | 1 | 1 | |||||||||||
7.3 | 17.11 | Земноводные зооуголка БГСЮН | 2 | | 2 | |||||||||||
8. Пресмыкающиеся | ||||||||||||||||
8.1 | 22.11 | Строение пресмыкающихся | 2 | 1 | 1 | Викторина | ||||||||||
8.2 | 24.11 | Многообразие пресмыкающихся | 2 | 1 | 1 | |||||||||||
8.3 | 29.11 | Многообразие пресмыкающихся | 2 | 1 | 1 | |||||||||||
8.4 | 01.12 | Многообразие пресмыкающихся | 2 | 1 | 1 | |||||||||||
8.5 | 06.12 | Пресмыкающиеся зооуголка БГСЮН | 2 | | 2 | |||||||||||
9. Рыбы | ||||||||||||||||
9.1 | 08.12 | Кто такие рыбы. | 2 | 1 | 1 | Игра | ||||||||||
9.2 | 13.12 | Какие бывают рыбы | 2 | 1 | 1 | |||||||||||
9.3 | 15.12 | Рыбы пресных водоемов | 2 | 1 | 1 | |||||||||||
9.4 | 20.12 | Морские рыбы | 2 | 2 | | |||||||||||
9.5 | 22.12 | Аквариумные рыбы зооуголка БГСЮН | 2 | | 2 | |||||||||||
9.6 | 27.12 | Что мы знаем о рыбах | 2 | | 2 | |||||||||||
10. Птицы | ||||||||||||||||
10.1 | 29.12 | Особенности строения птиц | 2 | 1 | 1 | Кроссворд | ||||||||||
10.2 | 10.01 | Что помогает птицам летать | 2 | 1 | 1 | |||||||||||
10.3 | 12.01 | Какие бывают птицы | 2 | 1 | 1 | |||||||||||
10.4 | 17.01 | Птицы зооуголка БГСЮН | 2 | | 2 | |||||||||||
10.5 | 19.01 | Наши пернатые соседи | 2 | | 2 | |||||||||||
11. Звери | ||||||||||||||||
11.1 | 24.01 | Кто такие звери | 2 | 1 | 1 | Интерактивная игра | ||||||||||
11.2 | 26.01 | Какие бывают звери | 2 | 2 | | |||||||||||
11.3 | 31.01 | Какие бывают звери | 2 | 2 | | |||||||||||
11.4 | 02.02 | Какие бывают звери | 2 | | 2 | |||||||||||
11.5 | 07.02 | Какие бывают звери | 2 | | 2 | |||||||||||
11.6 | 09.02 | Какие бывают звери | 2 | | 2 | |||||||||||
11.7 | 13.02 | Ребята о зверятах | 2 | | 2 | |||||||||||
12. Местообитание животных | ||||||||||||||||
12.1 | 14.02 | Водоемы как место обитания животных | 2 | 2 | | Опрос | ||||||||||
12.2 | 16.02 | Водоемы как место обитания животных | 2 | | 2 | |||||||||||
12.3 | 21.02 | Водоемы как место обитания животных | 2 | | 2 | |||||||||||
12.4 | 28.02 | Лес как место обитания животных | 2 | 2 | | |||||||||||
12.5 | 02.03 | Лес как место обитания животных | 2 | | 2 | |||||||||||
12.6 | 07.03 | Лес как место обитания животных | 2 | | 2 | |||||||||||
12.7 | 09.03 | Луг как место обитания животных | 2 | 2 | | |||||||||||
12.8 | 14.03 | Луг как место обитания животных | 2 | | 2 | |||||||||||
12.9 | 16.03 | Луг как место обитания животных | 2 | | 2 | |||||||||||
12.10 | 21.03 | Горы как место обитания животных | 2 | 1 | 1 | |||||||||||
13. Домашние животные | | |||||||||||||||
13.1 | 23.03 | История одомашнивания животных | 2 | 1 | 1 | Викторина | ||||||||||
13.2 | 28.03 | Собаки и их профессии | 2 | 1 | 1 | |||||||||||
13.3 | 30.03 | Породы собак | 2 | 1 | 1 | |||||||||||
13.4 | 04.04 | Кошка в доме | 2 | 1 | 1 | |||||||||||
13.5 | 06.04 | Породы кошек | 2 | 1 | 1 | |||||||||||
13.6 | 11.04 | Правила содержания животных | 2 | 1 | 1 | |||||||||||
13.7 | 13.04 | Дрессировка домашних животных | 2 | 1 | 1 | |||||||||||
13.8 | 18.04 | Откуда берутся бродячие животные | 2 | 1 | 1 | |||||||||||
13.9 | 20.04 | Сельскохозяйственные животные | 2 | 1 | 1 | |||||||||||
13.10 | 25.04 | Сельскохозяйственные животные | 2 | 1 | 1 | |||||||||||
14. Охрана животных | | |||||||||||||||
14.1 | 27.05 | Влияние человека на природу | 2 | 1 | 1 | Викторина | ||||||||||
14.2 | 02.05 | Как можно охранять животных | 2 | 1 | 1 | |||||||||||
14.3 | 04.05 | Виды ООПТ | 2 | 1 | 1 | |||||||||||
14.4 | 11.05 | Заповедники РФ | 2 | 1 | 1 | |||||||||||
14.5 | 16.05 | Заповедники РФ | 2 | 2 | | |||||||||||
14.6 | 18.05 | Заповедники РФ | 2 | | 2 | |||||||||||
14.7 | 23.05 | Красная книга Алтайского края | 2 | | 2 | |||||||||||
14.8 | 25.05 | Красная книга Алтайского края | 2 | | 2 | |||||||||||
14.9 | 30.05 | Итоговое занятие | 2 | | 2 | Тестирование | ||||||||||
| | Итого | 144 | 58 | 86 | |
1.3.2 Содержание учебно-тематического плана
1. Кто такие животные (16 ч.)
1.1 Вводное занятие (2 ч.)
Теория: Особенности курса. Техника безопасности на занятиях. ПДД.
Практика: Игры на знакомство; просмотр фильма «Безопасность на дороге»; анкетирование.
1.2 Зоология – наука о животных (2 ч.)
Теория: Понятие зоологии как науки. Связь с другими науками о природе. Разделы зоологии.
Практика: Разгадывание кроссворда.
1.3 Живая и неживая природа (2 ч.)
Теория: Понятия: «природа» и «не природа». Признаки живого. Примеры живых и неживых объектов природы. Явления природы.
Практика: обучающие игры на природе: «Воронья охота», «Природа – не природа», «Разноцветная земля».
1.4-1.5 Место животных в системе живой природы (4 ч.)
Теория: Знакомство с царствами живой природы, их особенностями и представителями. Многообразие животного мира. Основные типы и классы животных.
Практика: Обучающая игра «Раз, два, три – в свое царство беги…», Сравнительное наблюдение за животными зооуголка.
1.6-1.8 Основные группы животных (6 ч.)
Теория: Многообразие животного мира. Основные группы животных: звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, насекомые, паукообразные, моллюски, черви, иглокожие.
Практика: Обучающая игра: «Угадай кто я»
2. Черви (2 ч.)
2.1Особенности червей (2 ч.)
Теория: Особенности строения и образа жизни червей. Паразитические черви. Регенерация.
Практика: Просмотр фильма «Паразитические черви».
3. Иглокожие (2 ч.)
3.1 Особенности и многообразие иглокожих (2 ч.)
Теория: Знакомство с классом Иглокожие. Особенности внешнего строения, образа жизни. Прикрепленные и свободноподвижные.
Практика: Рисунок-схема «Строение морской звезды и морского ежа».
4. Моллюски (4 ч.)
4.1 Кто такие моллюски?
Теория: Особенности внешнего строения, образа жизни. Сухопутные и водные моллюски.
Практика: Викторина «Многообразие моллюсков»
4.2 Моллюски зооуголка БГСЮН (2 ч.)
Теория: Внешнее и внутреннее строение улитки ахатины.
Практика: Наблюдение за улиткой.
5. Насекомые (8 ч.)
5.1 Как устроены насекомые (2 ч.)
Теория: Особенности строения, физиологии и образа жизни насекомых.
Практика: Просмотр фильма «Осажденная крепость».
5.2-5.4 Многообразие насекомых (6 ч.)
Теория: Отряды насекомых: чешуекрылые, жуки, перепончатокрылые
Практика: Работа с коллекцией насекомых. Кроссворд.
6. Паукообразные (2 ч.)
6.1 Какие бывают пауки (2 ч.)
Теория: Внешнее строение паука. Строение и свойства паутины. Многообразие паукообразных.
Практика: Кроссворд.
7. Земноводные (6 ч.)
7.1 Кто такие земноводные (2 ч.)
Теория: Внешнее и внутреннее строение. Икрометание и развитие.
Практика: Наблюдение за лягушкой, Зарисовка внешнего строения тритона»
7.2 Многообразие земноводных (2 ч.)
Теория: Видовое разнообразие земноводных: хвостатые, бесхвостые, безногие. Основные представители. Значение в природе и в жизни человека.
Практика: Викторина «Земноводные»
7.3 Земноводные зооуголка БГСЮН (2 ч.)
Теория: Земноводные зооуголка. Условия содержания. Влияние температуры окружающей среды на жизнедеятельность земноводных.
Практика: Наблюдение за земноводными в зооуголке.
8. Пресмыкающиеся (10 ч.)
8.1 Строение пресмыкающихся (2 ч.)
Теория: Особенности строения разных групп пресмыкающихся. Адаптации к жизни на суше. Регенерация.
Практика: Просмотр фильма «Ящерица без хвоста».
8.2-8.4 Многообразие пресмыкающихся (6 ч.)
Теория: Группы пресмыкающихся - змеи, ящерицы, черепахи, крокодилы. Биологические особенности, связанные со средой.
Практика: Просмотр фильма из цикла «Все о животных» - «Крокодил Карл». Викторина.
8.5 Пресмыкающиеся зооуголка БГСЮН (2 ч.)
Теория: Пресмыкающиеся зооуголка. Сходство и различие сухопутных и пресноводных черепах, связанные с приспособлением к среде обитания.
Практика: Наблюдения в зооуголке БГСЮН.
9. Рыбы (12 ч.)
9.1 Кто такие рыбы (2 ч.)
Теория: Внешнее и внутреннее строение, размножение, многообразие.
Практика: Наблюдение в зооуголке за рыбами с целью выявления их биологических особенностей.
9.2 Какие бывают рыбы (2 ч.)
Теория: Группы рыб по происхождению и способам питания.
Практика: Просмотр фильма из цикла «Все о животных» - «Хула – молотоголовая акула».
9.3 Рыбы пресных водоемов (2 ч.)
Теория: Разнообразие и особенности строения пресноводных рыб.
Практика: Изучение строения чешуи рыб.
9.4 Морские рыбы (2 ч.)
Теория: Разнообразие и особенности строения морских рыб.
Практика: Викторина.
9.5 Аквариумные рыбы зооуголка БГСЮН (2 ч.)
Практика: Знакомство с аквариумными рыбами зооуголка, их особенностями. Составление макета аквариума.
9.6 Что мы знаем о рыбах (2 ч.)
Практика: Игра «Эти удивительные рыбы».
10. Птицы (10 ч.)
10.1 Особенности строения птиц (2 ч.)
Теория: Особенности строение птиц. Отличие птиц от других животных.
Практика: Просмотр фильма из цикла «Все о животных» - «Скопа Ориноко».
10.2 Что помогает птицам летать(2 ч.)
Теория: Приспособления к полету.
Практика: Изучение пера птицы с использованием лупы.
10.3 Какие бывают птицы(2 ч.)
Теория: Видовое разнообразие птиц. Приспособление птиц к условиям обитания. Биологические особенности птиц в зависимости от типа питания – зерноядные, насекомоядные, хищники.
Практика: Просмотр фильма из цикла «Все о животных» - «Тупик Пирс».
10.4 Птицы зооуголка БГСЮН(2 ч.)
Практика: Наблюдение за птицами в зооуголке.
10.5 Наши пернатые соседи(2 ч.)
Практика: Кроссворд «Птицы».
11. Звери (14 ч.)
11.1. Кто такие звери(2 ч.)
Теория: Знакомство с классом Млекопитающие или Звери. Особенности внешнего строения, образа жизни. Отличие млекопитающих от других животных.
Практика: Экскурсия в зооуголок. Сравнительное наблюдение за животными зооуголка.
11.2-11.6. Какие бывают звери (10 ч.)
Теория: Многообразие класса Млекопитающие: Яйцекладущие млекопитающие. Сумчатые млекопитающие. Плацентарные млекопитающие. Хищные звери. Растительноядные звери. Всеядные звери.
Практика: Просмотр фильмов из цикла «Все о животных».
11.7 Ребята о зверятах (2 ч.)
Практика: Закрепление и систематизация полученных знаний по разделу в игровой форме. Интерактивная игра «Ребята о зверятах».
12. Местообитание животных(20 ч.)
12.1-12.3 Водоемы как место обитания животных (6 ч.)
Теория: Типы водоемов. Организмы, населяющие водоемы.
Практика: Экскурсия на водоем.
12.4-12.6 Лес как место обитания животных (6 ч.)
Теория: Лес как среда обитания животных. Основные породы деревьев, образующие леса. Разнообразие видов животных, обитающих в лесах. Сравнение видового состава. Годовая и суточная активность. Сезонные изменения. Миграции. Спячка. Роль животных в жизни леса. Закон об охране животных. Звероводство.
Практика: Экскурсии в зоопарк.
12.7-12.9 Луг как место обитания животных (6 ч.)
Теория: Растительное сообщество луга. Травянистый покров и почвенно-климатические условия. Пойменные, низинные, суходольные луга. Обилие цветущих растений луга. Луга как естественная среда обитания животных. Особенности луговой фауны. Влияние близости водоёма, леса, поля, сада, огорода. Насекомые – опылители растений луга. Приспособление насекомых к опылению насекомыми. Влияние хозяйственной деятельности человека на фауну луга.
Практика: Рисунок растений и животных луга.
12.10 Горы как место обитания животных (2 ч.)
Теория: Растительный и животный мир гор, их приспособления к горной местности.
Практика: Просмотр видеофильма «Растительный и животный мир гор».
13. Домашние животные (20 ч.)
13.1 История одомашнивания животных (2 ч.)
Теория: Как появились домашние животные? Последовательность одомашнивания. Приручение животных.
Практика: Чтение книги Р. Киплинга «Кошка гулявшая сама по себе».
13.2 Собаки и их профессии (2 ч.)
Теория: Происхождение домашней собаки. Животные на службе у человека.
Практика: Настольная игра «Собаки».
13.3 Породы собак (2 ч.)
Теория: Разнообразие пород собак, особенности ухода и дрессировки.
Практика: Просмотр фильма «Бальто».
13.4 Кошка в доме (2 ч.)
Теория: Особенности строения, физиологии и поведения кошек. Уход и содержание кошки дома.
Практика: Викторина «Кошки».
13.5 Породы кошек (2 ч.)
Теория: Разнообразие пород кошек и особенности ухода за ними.
Практика: Просмотр фильма «Дорога домой».
13.6 Правила содержания животных (2 ч.)
Теория: Приобретение питомца. Взаимоотношения животных и человека. Оборудование для содержания и ухода за домашними животными. Рационы кормления.
Практика: Составление режима дня домашнего питомца и его рациона кормления.
13.7 Дрессировка домашних животных (2 ч.)
Теория: Как дрессировать животных. Приемы.
Практика: Рисунок «Мое домашнее животное».
13.8 Откуда берутся бродячие животные (2 ч.)
Теория: Проблема появления домашних животных.
Практика: Экологический плакат «Руку помощи бездомной лапе».
13.9-13.10 Сельскохозяйственные животные (4 ч.)
Теория: Сельскохозяйственные животные в хозяйстве и жизни человека. Пушное звероводство.
Практика: Сообщения о коровах, свиньях, овцах, козах, лошадях, о домашней птице.
14. Охрана животных (18 ч.)
14.1 Влияние человека на природу (2 ч.)
Теория: Проблема негативного воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Что может сделать ребенок для природы.
Практика: Совместная разработка схемы «Как вести себя в природе». Просмотр фильма «Давайте думать вместе».
14.2 Как можно охранять животных (2 ч.)
Теория: Красные книги различного уровня. Строение. Представители.
Практика: Просмотр фильма «Красная книга книг».
14.3 Виды ООПТ (2 ч.)
Практика: Работа с Красной книгой Алтайского края. Поиск ООПТ на карте края. Просмотр фильма «Земля снежного барса».
14.4-14.6 Заповедники РФ (6 ч.)
Теория: Изучение заповедных территорий России. Цель создания, объекты охраны, местонахождение.
Практика: Поиск ООПТ на карте России. Викторина.
14.7-14.8 Красная книга Алтайского края (4 ч.)
Практика: Работа с Красной книгой Алтайского края.
14.9 Итоговое занятие (2 ч.)
Практика: Выполнение тестирования; вручение грамот победителям различных конкурсов; рефлексия.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания по программе | Всего учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 | 15.09.2022 | 31.05.2023 | 36 | 72 | 144 | 2 раза в неделю по 2 часа |
Режим работы в период школьных каникул
Занятия проводятся по утвержденному расписанию или по временному расписанию, составленному на период каникул, в форме групповых занятий, с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, участия в конкурсах, фестивалях, экскурсиях, выездах.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение реализации программы включает в себя:
- рабочий кабинет с ученическими столами и стульями;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран проекционный;
- живые объекты (зооуголок);
- детские настольные игры;
- наборы для детского творчества.
Информационное обеспечение реализации программы включает в себя:
- методические разработки занятий;
- мультимедийные презентации по теме программы;
-учебные фильмы: «Безопасность на дороге», «Давайте думать вместе», «Ящерица без хвоста», «Земля снежного барса», фильмы из цикла «Все о животных», «Растительный и животный мир гор».
- детские художественные фильмы и мультфильмы: «Бальто», «Дорога домой», «Осажденная крепость».
Кадровое обеспечение программы: по данной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
2.3. Формы аттестации
Показателем достижения цели и поставленных задач послужат следующие результаты:
- входящий контроль,
- текущий контроль,
- промежуточное тестирование,
- изучение удовлетворенности учащихся работой учреждения дополнительного образования (методика Е.Н. Степанова),
- изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н. Степанова).
2.4. Оценочные материалы
Таблица 3
№ п/п | Форма контроля | Диагностический материал | Форма фиксации результатов |
1. | Входящий контроль | Анкетирование. | Аналитическая справка. |
2. | Текущий контроль | Тестирование, викторина, выставка. | Бланки тестовых заданий, бланки ответов (письменные). |
3. | Промежуточный контроль | Промежуточное тестирование. Методика изучения удовлетворенности учащихся работой учреждения дополнительного образования (методика Е.Н. Степанова). Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н. Степанова). | Бланки тестовых заданий, аналитическая справка по результатам анкетирования и тестирования. |
2.5.Методические материалы
Методы обучения: репродуктивный, наглядно-образный, словесный, частично-поисковый, игровой (аквариум), наблюдения.
Традиционный репродуктивный метод обучения при подаче теоретического материала чередуется с частично-поисковыми методами, то есть используются как традиционные словесные методы, такие как рассказ, беседа, чтение, так и метод диалога, мозгового штурма и большого круга, метод проблемных ситуаций, ролевой игры и аквариума, деловой игры.
Экскурсионные занятия предполагают применение методов наблюдения и исследования. Формируются навыки поведения в природе, умение оформлять дневники наблюдения и фиксировать увиденное с помощью зарисовок или фотографирования.
Метод исследования используется при изучении приоритетных кормов во время зимней подкормки птиц.
Игровые методы, такие как игра-конкурс (например, «Накорми питомца»), ролевая игра («Магазин комнатных растений») позволяют создавать атмосферу «веселого познания», позволяют преодолевать коммуникативные трудности у детей.
Наглядные методы – использование живых объектов, презентации, демонстрация учебных, детских художественных и анимационных фильмов показывают детям возможность получения информации о живом мире в легкой, но содержательной форме.
Формы организации образовательной деятельности
При проведении занятий используются различные формы организации образовательной деятельности: индивидуальные, групповые, практические, открытые, акции, беседы, выставки, экскурсии, игры
Педагогические технологии
Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в практику их деятельности.
В программе используются следующие педагогические технологии:
Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.), предполагает максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Групповые технологии, которые предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. При этом чаще всего используются следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос; дискуссия; нетрадиционные занятия (путешествие, викторина, интегрированные занятия).
Технология коллективной творческой деятельности, которая предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование.
Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров.
Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Используются интеллектуальные, познавательные, развивающие, ролевые игры.
Здоровьесберегающая образовательная технология–система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.
Типы учебных занятий
В ходе учебного процесса успешно реализуются такие типы учебных занятий, как: групповые – практическая работа, игра-конкурс, экскурсия (тематическая, обзорная), наблюдение, акция, выставка, игра-путешествие, ролевая игра, мозговой штурм, соревнование, творческая мастерская и прочие, а также индивидуальные – практические и творческие задания, беседы и прочие.
Подробно о реализации некоторых из них:
1. Комплексные занятия обобщающего и углубляющее–познавательного типа, на которых у детей формируются и воспитываются обобщённые представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей, закономерных процессов в природе, восприятие произведений искусств. В этом случае наибольшее значение имеет логика построения занятий с детьми – чёткая последовательность вопросов, помогающая понять детям причинно-следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию.
2. Интегрированные занятия. Интегрированное обучение помогает детям соединить получаемые знания в единую систему. Кроме образовательного предназначения интегрированные занятия служат способом активизации обучения и вызывают большой познавательный интерес.
3. Занятия с применением электронных презентаций. Использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность занятия при объяснении учебного материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала.
4. Экскурсии в природу. Активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают художественное творчество, способность анализировать информацию с позиции логики, аргументировано вести рассуждения, принимать решения в нестандартно практических ситуациях.
5. Акции. Важное значение имеет участие детей в природоохранной деятельности, например, такой, как подкормка птиц зимой. Индивидуальные проявления детей в практической природоохранной деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры.
6. Коллективные творческие работы. Усиливают психологические связи между детьми, развивают их способность устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать. Создают условия для воспитания у детей терпимости, доброжелательности, развития творческих способностей.
7. Выставки.
Дети с охотой участвуют в выставках любого уровня, представляя:
поделки из природного, бросового и полимерного материала; флористические композиции.
Дидактические материалы:
- коллекция: насекомые;
- дидактические карточки: «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Дикие животные», «Насекомые».
2.6.Список литературы
Для педагога:
Брем А.Э. Жизнь растений: Декоративные, оранжерейные, экзотические, комнатные, дикорастущие, лекарственные растения нашей планеты / Под ред. Т. Чухно. – М.: ЭКСМО, 2004. – 976 с.
Брем А. Э. Жизнь животных. / А. Э. Брем. – М.: Эксмо, 2004 – 960 с.
Гармс О.Я. Певчие птицы Алтайского края. / О.Я. Гармс. – Барнаул: ARTIKA, 2007. – 215 с.
4.Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей
среды / Т.А. Демина – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 142 с.
5. Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология: учебное пособие / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 477 с.
6. Жизнь животных. – М.: Просвещение, 1986.
7. Жизнь растений. – М.: Просвещение, 1986.
8. Колбовский, Е.Ю. Изучаем природу в городе/ Е.Ю. Колбовский. –
Ярославль: Академия развития, 2006. – 256 с.
9. Красная книга Алтайского края. Том 1 Редкие и находящиеся под
угрозой исчезновения виды растений и грибов [Текст]. - Барнаул : Изд-во Алт.ун-та, 2016. - 292 с.
10. Красная книга Алтайского края. Том 2 Редкие и находящиеся под
угрозой исчезновения виды животных [Текст]. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2016. - 312 с.
11. Новиков В.С. Школьный атлас-определитель высших растений: книга для учащихся/ В.С. Новиков, Губанов И.А.– М.: Просвещение, 1985.-192 с.
12. Маврищев В.В. Общая экология. Курс лекций. / В.В. Маврищев. – Минск: ООО «Новое знание», 2005. - 415 с.
13. Ревякин В.С. География Алтайского края: учебник. 8, 9 кл. / В.С. Ревякин. – Барнаул: «XXI век», 2004.
14.Пурдик, Л.Н. Барнаул. Ландшафты и экология: монография / Л.Н. Пурдик; ред. Ю.И. Винокуров; РАН, Сибирское отделение, Институт водных и экологических проблем, Русское географическое общество (Барнаул), Алтайское региональное отделение. – Барнаул : 2007. – 256 с.
15. Старцев А.В. История Барнаула: учеб. пос. для средней школы. /А.В. Старцев, М.О. Тяпкин, О.А. Тяпкина. - Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 2000. - 326 с.
16. ХессайонД.Г. Все о комнатных растениях. / Д.Г. Хессайон. – М.: «Кладезь-Букс», 2010. – 256 с.
17. Хржановский В.Г. Основы ботаники с практикумом. / В.Г.Хржановский. – М.: «Высшая школа», 1969. – 576 с.
18.Школьник Ю.К. Аквариумные рыбки / Ю.К. Школьник. – М.: Эксмо, 2008. – 256 с.
19. Энциклопедия Алтайского края: в 2 т. / В. Т. Мищенко (гл. ред.) и др.
- Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1995–1996. - с. 350–367.
Для учащихся:
Акимушкин И.И. Причуды природы. / И.И. Акимушкин. - М.: Мысль, 1992. - 250 с.
Бианки В.В. Лесная газета: сборник рассказов/ В.В. Бианки. – М.: Изд. «Родничок», 2019. – 359 с.
Бианки В.В. Синичкин календарь / В.В. Бианки. – М.: Изд. «Родничок», 2019. – 73 с.
Волкова О. Неведомы зверушки / О. Волкова. – М.: Изд. «Олма медиа групп», 2011. – 128 с.
Дмитриев Ю.Д. Кто в лесу живет, и что в лесу растет / Ю. Д. Дмитриев. -М.: «Детская литература». 1965.– 65 с.
Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. / Ю. Д. Дмитриев -М.: «Детская литература». 1981. – 256 с.
Мы - твои друзья. Рабочая тетрадь для школьников/А.Г. Макеева, В.А. Самкова, Е.М. Клемяшова. – М.: ООО «Нестле Россия», 2018.
Рахманов А.И. Домашний зооуголок. / А.И. Рахманов. – Смоленск: Изд. «Русич»,1997. – 544 с.
Семаго Л.Л. За птицей-радугой: Рассказы. / Л.Л. Семаго. — М.: Детская литература, 1986. — 142 с.
Сладков И.И. Лесные сказки / И. И. Сладков – М.: «Стрекоза», 2010. – 156 с.
Вдовиченко В.М. Хрестоматия юного натуралиста /В.М. Вдовиченко. - Минск: ООО «Юнипресс», 2001.
Я познаю мир. – М.: ООО «Фирма»,1999.
Приложение
Итоговое тестирование для учащихся объединения
«Занимательная зоология»
Ф И _______________________________________
1. Отметь название науки о животных:
a) ботаника
б) зоология
в) биология
г)экология
2. Какая группа животных самая многочисленная?
a) звери
б) птицы
в) рыбы
г) насекомые
3. Сколько ног у насекомых?
a) 1 пара
б) 2 пары
в) 3 пары
г) 4 пары
4.Улитки, слизни, кальмары, осьминоги – представители группы
а) кишечнополостные
б) ракообразные
в) моллюски
г) птицы
5. Позвоночные животные, тело которых покрыто роговыми чешуями и щитками, дышащие лёгкими, размножающиеся на суше, называются
а) млекопитающие
б) пресмыкающиеся
в) земноводные
г)ракообразные
6. Признаком, каких животных является наличие перьев?
a) насекомые
б) птицы
в) рыбы
г)пресмыкающиеся
7. Признаком, каких животных является наличие хвоста, плавников и чешуи?
a) насекомые
б) звери
в) рыбы
г) пресмыкающиеся
8. Признаком, каких животных является наличие голой влажной кожи?
a) земноводные
б) звери
в) рыбы
г) пресмыкающиеся
9. Признаком, каких животных является наличие шерсти и четырёх ног?
a) земноводные
б) звери
в) рыбы
г) пресмыкающиеся
10.Отряд млекопитающих, к которому относят коров, свиней, антилоп, жирафов …
а) парнокопытные
б) непарнокопытные
в) приматы
г) хищные
11. Выберите представителей Красной книги Алтайского края
а) ёж ушастый, выдра, кабарга
б) тигр амурский, лось, ирбис
в) перевязка, косуля, лягушка
г) марал, лось, тритон
12. Приведи примеры птиц, живущих в нашем регионе
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анализ результатов тестирования
- высокий уровень –100-71% ответов верные,
- средний уровень – 70-51% ответов верные,
- низкий уровень – менее чем 50% ответов верные