Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественнонаучной направленности «Исследователи окружающей среды»
Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Барнаульская городская станция юных натуралистов»
Принята Утверждена приказом
Педагогическим советом, МБУ ДО «Барнаульская городская
протокол № 3 от 28.03.2022 г. станция юных натуралистов»
№ 01-07/82/1 от 28.03.2022 г.
Директор__________Л.С.Струнина
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа естественнонаучной направленности
«Исследователи окружающей среды»
Возраст учащихся – 13-15 лет
Срок реализации - 1 год
Автор-составитель:
Крюкова Елена Алексеевна,
педагог дополнительного
образования
г. Барнаул, 2022
Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы | 3 |
1.1. Пояснительная записка | 3 |
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты | 5 |
1.3. Содержание программы 1.3.1. Учебно-тематический план 1.3.2. Содержание учебно-тематического плана | 7 7 10 |
2. Комплекс организационно-педагогических условий | 13 |
2.1. Календарный учебный график | 13 |
2.2. Условия реализации программы | 13 |
2.3. Формы аттестации | 13 |
2.4.Оценочные материалы | 14 |
2.5. Методические материалы | 14 |
2.6.Список литературы | 16 |
Приложение | 18 |
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы».
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р.).
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 года № 16).
- Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».
- Положение о дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программах реализуемых в МБУ ДО «БГСЮН» от 16.03. 2021 г. №01-07/56.
- Устав МБУ ДО «Барнаульская городская станция юных натуралистов» от 27.10.2015 № 1887-осн.
Актуальность. Человек всегда пытался познать окружающий его мир в меру сил и возможностей. Пытливый наблюдатель сможет сделать немало удивительных открытий, им может быть и ребенок, для которого изначально свойственно любопытство. Для старшего возрастного контингента учащихся познание природы приобретает особое значение, ведь им жить в 21 веке, исправлять ошибки предыдущих поколений и изменять сложившуюся экологическую ситуацию на планете.
Причиной глобального экологического кризиса является неуклонный рост антропогенной нагрузки на окружающую среду, причем, если не предпринимать решительных шагов к изменению самих основ нашего природопользования и отношения каждого человека к природе, улучшения не предвидится.
Основной целью экологического образования является формирование экологического мировоззрения, основанного на представлении о единстве человека и природы, содействующего устойчивому развитию общества. При этом особое значение приобретает дополнительное эколого-биологическое образование детей. Поэтому столь необходимо заинтересовать школьников проблемами эколого-биологических наук, помочь в формировании их экологической культуры, в осознании ответственности за ситуацию на планете в целом, научить их самостоятельно мыслить и проводить исследования.
Новизна данной программы заключается в том, что ее преподавание связано как с получением знаний и навыков в области общей и практической экологии, так и с переосмыслением мировоззренческих, культурных ориентиров учащихся, становлением целостной личности. Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. Она способствует ознакомлению с организацией индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт.
Педагогическая целесообразность программы: для эффективной реализации программы, активизации учебно-познавательной деятельности, создание оптимальных условий для достижения учащимися творческих успехов используются современные образовательные технологии: личностно-ориентированное обучение; исследовательского, проектного обучения; здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные технологии.
Отличительной особенностью данной программы является то, что на протяжении всего обучения дети участвуют во всех экологических и природоохранных акциях, проводимых БГСЮН, учатся наблюдать и оценивать увиденное. Участие в викторинах и конкурсах различного уровня на экологическую тематику способствует развитию экологической грамотности и культуры, творческих способностей детей. Программа носит интегрированный характер: учащиеся приобретают навыки учебно-исследовательской деятельности, расширяют знания по предметам естественнонаучного цикла, учатся работать с микроскопической техникой.
Вид программы: модифицированная программа, в основу которой, положена примерная (типовая) программа «Кружок юных натуралистов» (автор – И.В. Костинская).
Направленность программы: естественнонаучная.
Адресаты программы:
Программа предназначена для детей в возрасте 13-15 лет. Набор свободный, по интересам детей. Предварительная подготовка не требуется. Ограничений по состоянию здоровья ребенка нет.
Психолого-педагогические особенности учащихся:
Дети в возрасте 13-15 лет относятся к среднему школьному возрасту и имеют свои психолого-педагогические особенности. Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что дети откликаются на необычные, захватывающие занятия и дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле, Однако, если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются интересной работой с удовольствием и длительное время. Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.
Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Срок и объем освоения программы: программа рассчитана на 1 год обучения. Количество часов в год – 72 часа.
Уровень программы: стартовый.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные.
Режим и место проведения занятий:
Занятия проходят 1 раза в неделю по 2 часа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и способностями детей, что предполагает возможную корректировку режима занятий.
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: формирование навыков исследовательской деятельности в природе, расширение естественнонаучных представлений.
Задачи:
На предметном уровне:
1. Расширить представления учащихся о биологических объектах и явлениях окружающего мира.
2. Изучить доступные способы и методики изучения природы.
3. Формировать естественный интерес и бережное отношение к природе.
4. Создать условия для реализации творческого потенциала детей.
На метапредметном уровне:
Научить определять общую цель и способы ее достижения.
Использовать различные способы поиска, сбора, обработки и анализа информации.
Овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовитым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
На личностном уровне:
Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости, свободе.
Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Формировать эстетические потребности, ценности и чувства.
Ожидаемые результаты:
Сформированы навыки исследовательской деятельности в природе, расширены естественнонаучные представления.
На предметном уровне:
1. Расширены представления учащихся о биологических объектах и явлениях окружающего мира.
2. Изучены доступные для младших школьников способы и методики изучения природы (наблюдение, запись, измерение, сравнение, классификация).
3. Сформирован познавательный интерес естественнонаучной направленности и бережное отношение к природе.
4. Созданы условия для реализации творческого потенциала детей.
На метапредметном уровне:
Учащиеся научились определять цель и пути ее достижения.
Умеют использовать различные способы поиска, сбора, обработки и анализа информации.
Учатся сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать по родовитым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения, относить к известным понятиям.
На личностном уровне:
Дети умеют самостоятельно выполнять задания, нести ответственность за их результаты.
Проявляют доброжелательность, отзывчивость, дети понимают и сопереживают чувствам других людей.
Сформированы эстетические потребности, ценности и чувства.
1.3. Содержание программы
«Исследователи окружающей среды»
1.3.1 Учебно-тематический план
Таблица 1
№ | Дата | Название раздела, темы | Всего часов | Теория | Практика | Форма аттестации и контроля | | |||||||
1 | 12.09 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Анкетирование | | |||||||
2. | Экологический мониторинг | 6 | 4 | 2 | Опрос | | | |||||||
2.1 | 19.09 | Понятие о фоновом мониторинге. | 2 | 2 | | Опрос | | | ||||||
2.2 | 26.09 | Мониторинг глобальный. | 2 | 1 | 1 | Опрос | | | ||||||
2.3 | 03.10 | Мониторинг региональный и локальный. | 2 | 1 | 1 | Опрос | | | ||||||
3 | Оценка экологического состояния водных экосистем | 6 | 2 | 4 | Тестирование | | | |||||||
3.1 | 10.10 | Водные экосистемы. | 2 | 1 | 1 | Опрос | ||||||||
3.2 | 17.10 | Виды и характеристика загрязнений водных объектов. | 2 | 1 | 1 | Опрос | | | ||||||
3.3 | 24.10 | Понятие о качестве питьевой воды. | 2 | | 2 | Тестирование | | | ||||||
4 | Оценка экологического состояния почв | 6 | 2 | 4 | Викторина | | | |||||||
4.1 | 31.10 | Почва и ее экологическое значение. | 2 | 1 | 1 | Опрос | | | ||||||
4.2 | 07.11 | Компоненты и общие физические свойства почвы. | 2 | 1 | 1 | Опрос | | | ||||||
4.3 | 14.11 | Структура и характеристика загрязненности почвенного покрова городов. | 2 | | 2 | Викторина | | | ||||||
5 | Биомониторинг состояния окружающей среды | 6 | 2 | 4 | Викторина | | | |||||||
5.1 | 21.11 | Биомониторинг по состоянию лишайников. | 2 | 1 | 1 | Опрос | | | ||||||
5.2 | 28.11 | Биомониторинг с помощью сосны обыкновенной. | 2 | 1 | 1 | Опрос | | | ||||||
5.3 | 05.12 | Биоиндикация с помощью овса, кресс-салат. | 2 | | 2 | Викторина | | | ||||||
6 | Оценка состояния воздушной среды | 6 | 2 | 4 | Опрос | | | |||||||
6.1 | 12.12 | Загрязнители воздушной среды и их источники. | 2 | 1 | 1 | Опрос | | |||||||
6.2 | 19.12 | Определение чистоты воздуха по снеговому покрову. | 2 | 1 | 1 | Опрос | | | ||||||
6.3 | 26.12 | Определение масштабов загрязнения воздуха автотранспортом расчетными методами. | 2 | | 2 | Опрос | | | ||||||
7 | Загрязнения окружающей среды бытовыми и промышленными отходами | 6 | 4 | 2 | Тестирование | | | |||||||
7.1 | 09.01 | Виды бытового мусора и промышленных отходов. | 2 | 2 | | Опрос | | | ||||||
7.2 | 16.01 | Оценка загрязненности местности мусором. | 2 | 1 | 1 | Опрос | | | ||||||
7.3 | 23.01 | Вторичное использование отходов. | 2 | 1 | 1 | Тестирование | | | ||||||
8 | Выполнение индивидуальной исследовательской работы | 32 | 6 | 26 | Выступление на конкурсе исследовательских работ | | | |||||||
8.1 | 30.01 | Поиск темы учебно-исследовательской работы. | 2 | 1 | 1 | Опрос | | | ||||||
8.2 | 06.02 | Поиск темы учебно-исследовательской работы. | 2 | 1 | 1 | Опрос | | | ||||||
8.3 | 13.02 | Формулирование цели и задач исследования. | 2 | 1 | 1 | Опрос | | | ||||||
8.4 | 20.02 | Составление плана работы над темой | 2 | | 2 | Опрос | | | ||||||
8.5 | 27.02 | Изучение литературы по выбранной теме. | 2 | | 2 | Опрос | | | ||||||
8.6 | 06.03 | Изучение литературы по выбранной теме. | 2 | | 2 | Опрос | | | ||||||
8.7 | 13.03 | Изучение литературы по выбранной теме. | 2 | | 2 | Тестирование | | | ||||||
8.8 | 20.03 | Поиск методик по теме исследования. | 2 | | 2 | Опрос | | | ||||||
8.9 | 27.03 | Поиск методик по теме исследования. | 2 | | 2 | Тестирование | | | ||||||
8.10 | 03.04 | Полевые исследования. | 2 | | 2 | Опрос | | | ||||||
8.11 | 10.04 | Полевые исследования. | 2 | | 2 | Опрос | | | ||||||
8.12 | 17.04 | Полевые исследования. | 2 | | 2 | Опрос | | | ||||||
8.13 | 24.04 | Обработка результатов | 2 | 1 | 1 | Опрос | | | ||||||
8.14 | 15.05 | Обработка результатов | 2 | | 2 | Тестирование | | | ||||||
8.15 | 22.05 | Оформление работы. | 2 | 1 | 1 | Опрос | | | ||||||
8.16 | 29.05 | Оформление доклада и презентации. | 2 | 1 | 1 | Опрос | | | ||||||
9 | 31.05 | Итоговое занятие | 2 | | 2 | Тестирование | | | ||||||
| | | 72 | 23 | 49 | | | |
1.3.2 Содержание учебно-тематического плана
Вводное занятие (2 ч.)
Теория: Знакомство. Особенности курса. Техника безопасности на занятиях. ПДД.
Практика: просмотр фильма: «Безопасность на дороге», экскурсия по станции юннатов.
2. Экологический мониторинг (6 ч.)
Теория: Понятие о фоновом мониторинге. Мониторинг глобальный, региональный и локальный.
Практика: Работа с ежегодными экологическими докладами «Об охране окружающей среды в Алтайском крае» Минприроды Алтайского края
3. Оценка экологического состояния водных экосистем (6 ч.)
Теория: Водные экосистемы. Виды и характеристика загрязнений водных объектов. Понятие о качестве питьевой воды.
Практика: Определение органолептических свойств воды.
4. Оценка экологического состояния почв (6 ч.)
Теория: Почва и ее экологическое значение. Компоненты и общие физические (механические) свойства почвы. Структура и характеристика загрязненности почвенного покрова городов.
Практика: Почвенные вытяжки и способы их приготовления. Взятие почвенных образцов и их обработка. Определение общих физических свойств почвы (механических свойств, состава, окраски), общей гигроскопической влажности, полной полевой влагоемкости.
5. Биомониторинг состояния окружающей среды (6 ч.)
Теория: Наблюдение за состоянием сообществ организмов как способ оценки их экологического состояния. Способы оценки биоразнообразия.
Практика: Биомониторинг по состоянию лишайников. Биомониторинг с помощью сосны обыкновенной. Биоиндикация с помощью овса, кресс-салат.
6. Оценка состояния воздушной среды (6 ч.)
Теория: Загрязнители воздушной среды и их источники. Кислотные загрязнители атмосферы и кислотные дожди. Микробиологическое загрязнение воздушной среды. Методы оценки загрязненности воздушной среды.
Практика: Определение чистоты воздуха по снеговому покрову. Определение масштабов загрязнения воздуха автотранспортом расчетными методами.
7. Загрязнения окружающей среды бытовыми и промышленными отходами (6 ч.)
Теория: Виды бытового мусора и промышленных отходов, наносящие ущерб окружающей среде. Экологические последствия от загрязнения окружающей среды мусором. Вторичное использование и переработка отходов.
Практика: Оценка загрязненности местности мусором. Вторичное использование отходов.
8. Выполнение индивидуальной исследовательской работы (32 ч)
8.1-8.2 Выбор темы учебно-исследовательской работы (4 ч.)
Практика: Поиск тематики учебно-исследовательской работы в литературных источниках и сети интернет.
8.3 Формулирование цели и задач исследования (2 ч.)
Теория: Правила формулировки цели и постановки задач любого исследования.
Практика: Формулирование цели и задач собственного исследования
Составление плана работы над темой (2 ч.)
Практика: Работа над планом предстоящего учебного исследования
Изучение литературы по выбранной теме (6 ч.)
Практика: Поиск и изучение литературы по выбранной теме.
-8.9 Поиск методик по теме исследования (4 ч.)
Практика: Поиск методик по теме исследования в литературных источниках.
8.10-8.12 Полевые исследования (6 ч.)
Практика: Проведение опытов, наблюдений, фиксирование предварительных результатов, составление таблиц.
Обработка результатов (4 ч.)
Теория: Правила оформления результатов исследования. Основы статистической обработки результатов и погрешностей.
Практика: Обработка и анализ результатов исследования. Формулирование выводов и заключения по итогам работы.
8.15-8.16 Оформление и представление работы (4 ч.)
Теория: Правила оформления учебно-исследовательской работы. Представление работы на конкурсах и конференциях. Основы составления доклада и презентации.
Практика: Оформление работы. Оформление доклада и презентации. Защита работы.
Итоговое занятие (2 ч.).
Практика: Тестирование. Подведение итогов. Вручение благодарственных писем и грамот. Рефлексия.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания по программе | Всего учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 | 15.09.2022 | 31.05.2023 | 36 | 36 | 72 | 1 раз в неделю по 2 часа |
Режим работы в период школьных каникул
Занятия проводятся по утвержденному расписанию или по временному расписанию, составленному на период каникул, в форме групповых занятий, с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, участия в конкурсах, фестивалях, экскурсиях, выездах.
2.2. Условия реализации программы
Материальное обеспечение реализации программы включает в себя:
- рабочий кабинет с ученическими столами и стульями;
- мультимедийный проектор, компьютер, экран;
- бинокль, фотоаппарат;
- ученический набор для исследований с реактивами;
- лабораторное оборудование (посуда для опытов: чашки Петри, стаканы, колбы и т. д.);
Информационное обеспечение реализации программы включает в себя:
- мультимедийные презентации по теме программы;
- Красная книга Алтайского края Т. 1, 2, 3;
-Черная книга флоры Сибири;
- учебные фильмы: «Безопасность на дороге».
Кадровое обеспечение программы: по данной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
2.3. Формы аттестации
Показателем достижения цели и поставленных задач послужат следующие результаты:
- входящий контроль,
- текущий контроль,
- промежуточное тестирование,
- изучение удовлетворенности учащихся работой учреждения дополнительного образования (методика Е.Н. Степанова),
- изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н. Степанова).
2.4. Оценочные материалы
Таблица 3
№ п/п | Форма контроля | Диагностический материал | Форма фиксации результатов |
1. | Входящий контроль | Анкетирование. | Аналитическая справка. |
2. | Текущий контроль | Тестирование, викторина, выставка. | Бланки тестовых заданий, бланки ответов (письменные). |
3. | Промежуточный контроль | Промежуточное тестирование. Методика изучения удовлетворенности учащихся работой учреждения дополнительного образования (методика Е.Н. Степанова). Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н. Степанова). | Бланки тестовых заданий, аналитическая справка по результатам анкетирования и тестирования. |
2.5.Методические материалы
Достижение цели программы и решение поставленных задач предполагает различные виды деятельности как педагога, так и учащихся.
Методы обучения: Традиционный репродуктивный метод обучения при подаче теоретического материала чередуется с проблемно-поисковыми методами, то есть используются как традиционные словесные методы, такие как рассказ, беседа, чтение, так и метод диалога, метод проблемных ситуаций.
Экскурсионные занятия предполагают применение методов наблюдения и исследования. Осваиваются методики полевых исследований, формируются навыки поведения в природе, умение оформлять дневники наблюдения и фиксировать увиденное с помощью зарисовок или фотографирования.
Наглядные методы – использование живых объектов, микропрепаратов, презентации, демонстрация учебных фильмов.
При проведении занятий используются различные формы организации образовательного процесса:
- занятия в кабинете (тематические, игровые, интегрированные, итоговые);
- занятия вне кабинета (учебные экскурсии, полевая практика).
В ходе учебного процесса успешно реализуются такие формы учебных занятий, как: презентация, практическое занятие, лабораторное занятие, наблюдение, эксперимент, беседа, акция, выставка, защита проектов, игра, конкурс, олимпиада, экскурсия.
Типы учебных занятий:
- изучение нового материала,
- совершенствования и закрепления знаний,
- самостоятельное применение полученных знаний на практике,
- контроль знаний и умений,
- комбинированное.
В программе используются следующие педагогические технологии:
Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.), предполагает максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится, как поиск новых познавательных ориентиров.
Информационно-коммуникационная технология, способствует повышению качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий; применения активных методов обучения и, как результат, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности.
Здоровьесберегающая образовательная технология - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.
2.6.Список литературы:
Для педагога:
1. Басс Н.Г. Комплексная весенняя полевая практика: сборник / Н.Г. Басс. – СПб., 2001.- 156 с.
2. Брем А.Э. Жизнь растений: Декоративные, оранжерейные, экзотические, комнатные, дикорастущие, лекарственные растения нашей планеты / Под ред. Т.Чухно. – М.: ЭКСМО, 2004. – 976 с.
3. Брем А. Э. Жизнь животных. / А. Э. Брем. – М.: Эксмо, 2004. – 960 с.
4. Бельдеева Л.Н. Экологический мониторинг: учебное пособие. / Л.Н. Бельдеева. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2000. – 128 с.
5. Иванова Н.А. Практикум по экологии для 5-8 классов. / Н.А. Иванова, Т.В. Сторчак. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2004. – 196 с.
6.Гармс О.Я. Певчие птицы Алтайского края. / О.Я. Гармс. – Барнаул: ARTIKA, 2007. – 215 с.
7.Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология./ С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. - 480 с.
8. Красная книга Алтайского края. Том 1 Редкие и находящиеся подугрозой исчезновения виды растений и грибов [Текст]. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2016. - 292 с.
9. Красная книга Алтайского края. Том 2 Редкие и находящиеся подугрозой исчезновения виды животных [Текст]. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2016. - 312 с.
10. Колбовский, Е.Ю. Изучаем природу в городе/ Е.Ю. Колбовский. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 256 с.
11. Новиков В.С. Школьный атлас-определитель высших растений: книга для учащихся/ В.С. Новиков, Губанов И.А.– М.: Просвещение, 1985.-192 с.
12. Рассыпнов В.А. Природа Алтая / Рос. гуманитар. науч. Фонд / В. А. Рассыпнов. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. – 157 с.
13. Школьный экологический мониторинг: учебно-методическоепособие / Т.Я. Ашихмина. – М.: АГАР, 2000. – 386 с.
Для учащихся:
1. Муравьев А.Г. Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами. / А.Г. Муравьев. - СПб.: «Крисмас+», 1999. – 199 с.
2. Овечкина Е.С. Полевые методы изучения экосистем Нижневартовского района. /Е.С. Овечкина, Е.Л. Шор. – Нижневартовск: Изд-во «Приобье», 2002. – 194 с.
3. Оценка экологического состояния почвы. Практическое руководство. / А.Г.Муравьев, Б.Б. Каррыев, А.Р. Ляндзберг. – СПб.: «Крисмас+», 2000 – 246 с.
4. Практикум по экологии: Учебное пособие/ Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. - М.: АО МДС, 1996 – 243 с.
5. Школьный экологический мониторинг: учебно-методическое пособие / Т.Я. Ашихмина. – М.: АГАР, 2000. – 386
Приложение
Итоговое тестирование по программе
«Исследователи окружающей среды»
Ф. И._________________________
Перечислите виды водных экосистем (пресные воды)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Органическое загрязнение вод вызывают(выбери несколько вариантов)
А) бензин
Б) мусор
В) растительные и животные остатки
Г) масла
Д) минеральные соли
К физико-механическим свойствам почвы относятся (выбери нужные)
А) твердость почвы
Б) плодородие
В) липкость
Г) пластичность почвы
Д) токсичность
К чему может привести химическое загрязнение почвы?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Биомониторинг по состоянию лишайников называется
_____________________________________________________________
Какие виды деревьев лучше использовать в качестве биоиндикаторов при оценке состояния воздушной среды в городе?
______________________________________________________________
Лучшие травянистые растения-биоиндикаторы
Задачи в исследовательской работе – это
_____________________________________________________________
Выводы в исследовательской работе должны соответствовать
_____________________________________________________________
При защите работы на научно-практической конференции с какой скоростью должны переключаться слайды презентации
А) по 3 слайда в минуту
Б) по 1-2 слайда в минуту
В) по 4 слайда в минуту
Анализ результатов тестирования:
- высокий уровень –100-71% ответов верные,
- средний уровень – 70-51% ответов верные,
- низкий уровень – менее чем 50% ответов верные.
19