Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественнонаучной направленности «Биоразнообразие»
Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Барнаульская городская станция юных натуралистов»
Принята на заседании Педагогического совета от 19.04. 2021 г. Протокол № 5 | Утверждена приказом МБУ ДО «Барнаульская городская станция юных натуралистов» №01-07/98от 19.04.2021 г. Директор _________Л.С. Струнина |
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа естественнонаучной направленности
«Биоразнообразие»
Возраст учащихся: 13-14 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Крюкова Елена Алексеевна,
педагог дополнительного образования
г. Барнаул, 2021
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы | 3 |
1.1. Пояснительная записка | 3 |
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты | 5 |
1.3.Содержание программы | 7 |
2. Комплекс организационно-педагогических условий | 12 |
2.1. Календарный учебный график | 12 |
2.2. Условия реализации программы | 12 |
2.3. Формы аттестации | 13 |
2.4. Оценочные материалы | 13 |
2.5. Методические материалы | 13 |
2.6.Список литературы | 15 |
Приложение | 17 |
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.)
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.17.2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы».
Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 года № 16).
Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».
Положение о дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программахреализуемых в МБУ ДО «БГСЮН» от 16 марта 2021 г. №01-07/56.
Устав МБУ ДО «Барнаульская городская станция юных натуралистов» от 27.10.2015 № 1887-осн.
Новизна данной программы заключается в том, что его преподавание связано как с получением знаний и навыков в области общей и практической экологии и биологии, так и с переосмыслением мировоззренческих, культурных ориентиров учащихся, становлением целостной личности. Она способствует обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт.
Актуальность.В последние годы проблема формирования экологической культуры, как части общей культуры личности ребёнка, обострилась. Учащиеся искренне хотят знать об окружающем мире как можно больше, но последовательное обучение без включения их в активный процесс познания природы с каждым годом снижает интерес к учёбе. Педагог ориентирован на то, чтобы передать учащемуся определённое, строго детерминированное знание, которое тот должен усвоить. Изначально требуемое взаимодействие ребенка и преподавателя как двух личностей отходит на второй план или вовсе теряется. Это, в конечном счёте, непременно сказывается на результате обучения: оно так и остаётся суммой знаний, не затрагивая душу ребёнка, поэтому необходимо сделать всё возможное, чтобы поддержать интерес детей к познанию окружающего мира. Возникновение экологического кризиса в современном мире обусловлено, прежде всего, социально-экологическими факторами. В связи с чем, его решение не может быть осуществлено только техническими средствами. Выход состоит в повышении культурного уровня общества, в развитии системы воспитания - образования и информирования школьников. Родная природа – великий учитель, могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется достаточно рано, поэтому очень важно, поддержать искренний интерес ребёнка к окружающему миру и воспитать бережное отношение к природе в школьные годы.
Педагогическая целесообразность программы заключается в дополнениии расширении знаний, полученных в школе и формирование элементарных навыков изучения природы.При определении педагогической целесообразности в основу были положены следующие концепции и подходы: совокупность идей о дополнительном образовании детей как средстве творческого развития (В.А. Березина), концепция развития школьников в личностно-ориентированном учебно-воспитательном процессе (Н.Ю. Синягина), идеи формирования у школьников ответственного отношения к природной среде (А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина).
Отличительной особенностью данной программы является, то чтона протяжении всего обучения дети участвуют во всех экологических и природоохранных акциях, проводимых БГСЮН, учатся наблюдать и оценивать увиденное. Участие в викторинах и конкурсах различного уровня на экологическую тематику способствует развитию экологической грамотности и культуры, творческих способностей детей.
Особенности программы:
По целевой направленности программа учебно-познавательная (дополняющая основные образовательные программы). Программа носит интегрированный характер: учащиеся расширяют знания по предметам естественнонаучного цикла. В ходе многочисленных экскурсий знакомятся с представителями флоры и фауны ближайшего природного окружения и зооуголка МБУ ДО «БГСЮН».
Вид программы: модифицированная программа, в основу которой, положена примерная (типовая) программа «Кружок юных натуралистов» (автор – И.В. Костинская).
Направленность программы: естественнонаучная.
Адресаты программы: Программа предназначена для обучения детей в возрасте 13-14 лет. Набор свободный, по интересам детей. Предварительная подготовка не требуется. Ограничений по состоянию здоровья ребенка нет. Дети в возрасте 13-14 лет относятся к среднему школьному возрасту и имеют свои психолого-педагогические особенности. Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что дети откликаются на необычные, захватывающие занятия и дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле, Однако, если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются интересной работой с удовольствием и длительное время.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.
Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Срок и объем освоения программы: программа рассчитана на 1 год обучения. Количество часов в год – 72 часа.
Уровень программы:стартовый.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности:группы одновозрастные.
Режим и место проведения занятий:
Занятия проходят 1 раза в неделю по 2 часа.Место проведения: учебные кабинеты МБУ ДО «БГСЮН».
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель:формирование основ экологической грамотности учащихся.
Задачи:
На предметном уровне:
1. Расширить представления учащихся о биологических объектах и явлениях окружающего мира.
2. Изучить классификацию растений и животных, узнать их систематические признаки.
3. Формировать естественный интерес и бережное отношение к природе.
4. Создать условия для реализации творческого потенциала детей.
На метапредметном уровне:
Научить определять общую цель и способы ее достижения.
Использовать различные способы поиска, сбора, обработки и анализа информации.
Овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовитым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
На личностном уровне:
Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости, свободе.
Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Формировать эстетические потребности, ценности и чувства.
Ожидаемые результаты:
Сформированы основы экологической грамотности учащихся.
На предметном уровне:
1. Расширены представления учащихся о биологических объектах и явлениях окружающего мира.
2. Изучена классификация растений и животных, сформировано умение узнавать живые объекты по их систематическим признакам.
3. Сформирован познавательный интерес естественнонаучной направленности и бережное отношение к природе.
4. Созданы условия для реализации творческого потенциала детей.
На метапредметном уровне:
Учащиеся научились определять цель и пути ее достижения.
Умеют использовать различные способы поиска, сбора, обработки и анализа информации.
Учатся сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать по родовитым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения, относить к известным понятиям.
На личностном уровне:
Дети умеют самостоятельно выполнять задания, нести ответственность за их результаты.
Проявляют доброжелательность, отзывчивость, дети понимают и сопереживают чувствам других людей.
Сформированы эстетические потребности, ценности и чувства.
1.3. Содержание программы
«Биоразнообразие»
Учебно-тематический план
Таблица 1
№ | Дата | Тема | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего часов | Теория | Практика | ||||
1 | 15.09-18.09 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | анкетирование |
2 | 20.09-25.09 | Наука о многообразии живого | 2 | 1 | 1 | тестирование |
3 | 27.09-02.10 | Царство Бактерии | 2 | 1 | 1 | тестирование |
4 | 04.10-09.10 | Царство Грибы | 2 | 1 | 1 | викторина |
5 | 11.10-16.10 | Группа лишайники | 2 | 1 | 1 | кроссворд |
6 | Царство Растения | 26 | 9 | 17 | викторина | |
6.1 | 18.10-23.10 | Отдел Зеленые водоросли | 2 | 1 | 1 | викторина |
6.2 | 25.10-30.10 | Отдел Красные водоросли | 2 | 1 | 1 | тестирование |
6.3 | 01.11-06.11 | Отдел Бурые водоросли | 2 | 1 | 1 | опрос |
6.4 | 08.11-13.11 | Отдел Моховидные | 2 | 1 | 1 | викторина |
6.5 | 15.11-20.11 | Отдел Плауновидные | 2 | 1 | 1 | тестирование |
6.6 | 22.11-27.11 | Отдел Хвощевидные | 2 | 1 | 1 | викторина |
6.7 | 29.11-04.12 | Отдел Папоротниковидные | 2 | 1 | 1 | тестирование |
6.8 | 06.12-11.12 | Общая характеристика отдела Голосеменные | 2 | 1 | 1 | опрос |
6.9 | 13.12-18.12 | Представители отдела Голосеменные | 2 | | 2 | составление схемы |
6.10 | 20.12-25.12 | Общая характеристика покрытосеменных растений | 2 | 1 | 1 | викторина |
6.11 | 27.12-30.12 | Класс Однодольные растения | 2 | | 2 | опрос |
6.12 | 10.01-15.01 | Класс Двудольные растения | 2 | | 2 | опрос |
6.13 | 17.01-22.01 | Семейства Двудольных растений | 2 | | 2 | опрос |
7 | Царство Животные | 32 | 12 | 20 | Викторина | |
7.1 | 24.01-29.01 | Одноклеточные животные | 2 | 1 | 1 | Опрос |
7.2 | 31.01-05.02 | Тип Губки | 2 | 1 | 1 | Опрос |
7.3 | 07.02-12.02 | Тип Кишечнополостные | 2 | 1 | 1 | Опрос |
7.4 | 14.02-19.02 | Группа Черви | 2 | 1 | 1 | Опрос |
7.5 | 21.02-26.02 | Тип Моллюски | 2 | 1 | 1 | Опрос |
7.6 | 28.02-04.03 | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные | 2 | 1 | 1 | Опрос |
7.7 | 09.03-12.03 | Тип Членистоногие. Класс Паукообразные | 2 | 1 | 1 | Опрос |
7.8 | 14.03-19.03 | Тип Членистоногие. Класс Насекомые. | 2 | 1 | 1 | Кроссворд |
7.9 | 21.03-26.03 | Тип Иглокожие | 2 | 1 | 1 | Опрос |
7.10 | 28.03-02.04 | Класс Рыбы | 2 | | 2 | Викторина |
7.11 | 04.04-09.04 | Класс Земноводные. | 2 | 1 | 1 | Опрос |
7.12 | 11.04-16.04 | Класс пресмыкающиеся | 2 | 1 | 1 | Опрос |
7.13 | 18.04-23.04 | Класс Птицы | 2 | 1 | 1 | Викторина |
7.14 | 25.04-30.04 | Экологические группы птиц | 2 | | 2 | Опрос |
7.15 | 04.05-07.05 | Строение плацентарных млекопитающих | 2 | 1 | 1 | Опрос |
7.16 | 10.05-14.05 | Экологические группы млекопитающих. | 2 | | 2 | Викторина |
8 | 16.05-21.05 | Царство Вирусы | 2 | 1 | 1 | Опрос |
9 | 23.05-31.05 | Итоговое занятие | 2 | | 2 | тестирование |
| | | 72 | 27 | 45 | |
Содержание программы
1. Вводное занятие (2 ч.)
Теория: Знакомство. Особенности курса. Техника безопасности на занятиях. ПДД.
Практика: Просмотр фильма: «Безопасность на дороге», экскурсия по станции юннатов.
2. Наука о многообразии живого (2 ч.)
Теория: От клетки до биосферы. Понятие «эволюция». Законы эволюции.
Что такое систематика?
Практика: Составление схем, таблиц по классификации живого.
3.Царство Бактерии (2 ч.)
Теория: Строение бактериальной клетки. Питание, размножение бактерий.
Практика: Составление схемы «Способы питания бактерий»
4.Царство Грибы (2 ч.)
Теория: Строение грибов некоторых отделов. Способы питания и размножения грибов.
Практика: Дрожжи под микроскопом. Викторина «Шляпочные грибы».
5.Группа лишайники (2 ч.)
Теория: Симбиотический организм. Строение, сочетание автотрофного и гетеротрофного питания. Типы слоевищ лишайников.
Практика: Работа с коллекцией «Лишайники».
6. Царство Растения (26 ч.)
6.1 Отдел Зеленые водоросли (2 ч.)
Теория: Строение, питание, размножение, значение зеленых водорослей. Представители.
Практика: Микроскопирование постоянного препарата «Вольвокс».
6.2 Отдел Красные водоросли (2 ч.)
Теория: Строение, питание, размножение, значение красных водорослей. Представители.
Практика: Работа с гербарием. Тестирование.
6.3 Отдел Бурые водоросли (2 ч.)
Теория: Строение, питание, размножение, значение бурых водорослей. Представители.
Практика: Просмотр фильма «Водоросли».
6.4 Отдел Моховидные (2 ч.)
Теория: Общее строение. Мох кукушкин лен. Сфагнум и образование торфа.
Практика: Выполнение схематичного рисунка «Жизненный цикл мхов».
6.5 Отдел Плауновидные (2 ч.)
Теория: Общее строение. Размножение. Представители.
Практика: Выполнение схематичного рисунка «Жизненный цикл плаунов».
6.6 Отдел Хвощевидные (2 ч)
Теория: Общее строение. Размножение. Представители.
Практика: Просмотр фильма «Древние вымершие папоротники, хвощи и плауны».
6.7 Отдел Папоротниковидные (2 ч)
Теория: Общее строение. Размножение. Представители.
Практика: Работа с гербарием.
6.8 Общая характеристика отдела Голосеменные (2 ч.)
Теория: Особенности строения и размножения голосеменных растений.
Практика: Работа с коллекцией шишек.
6.9 Представители отдела Голосеменные (2 ч.)
Практика: Составление схемы «Классификация голосеменных».
6.10 Общая характеристика покрытосеменных растений
Теория: Строение, размножение, многообразие цветковых растений.
Практика: Изучение строения цветка (по модели).
6.11 Класс Однодольные растения (2 ч.)
Практика: Работа с гербарием.
6.12 Класс Двудольные растения (2 ч.)
Практика: Работа с гербарием.
6.13 Семейства Двудольных растений (2 ч.)
Практика: Работа с гербарием.
7. Царство Животные (32 ч.)
7.1 Одноклеточные животные (2 ч.)
Теория: Общее строение, пино- и фагоцитоз, инцистирование.
Практика: Микроскопирование постоянных препаратов «Инфузория-туфелька», «Эвглена зеленая».
7.2 Тип Губки (2 ч.)
Теория: Тип строения губок, питание, представители.
Практика: Просмотр фильма «Губки».
7.3 Тип Кишечнополостные (2 ч.)
Теория: Строение, питание, размножение на примере пресноводной гидры.
Практика: Зарисовка строения гидры.
7.4 Группа Черви (2 ч.)
Теория: Черви. Классификация. Особенности строения. Регенерация. Паразитические черви.
Практика: Просмотр фильма «Паразитические черви».
7.5 Тип Моллюски (2 ч.0
Теория: Общая характеристика, строение, размножение, многообразие.
Практика: Изучение внешнего строения ахатины.
7.6 Тип Членистоногие. Класс Ракообразные
Теория: Образ жизни и строение речного рака. Разнообразие ракообразных.
Практика: Наблюдение за поведением речного рака в аквариуме, зарисовка его внешнего строения.
7.7Тип Членистоногие. Класс Паукообразные (2 ч.)
Теория: Внешнее строение паука-крестовика. Особенности клещей. Многообразие паукообразных.
Практика: Просмотр фильма о ядовитых пауках.
7.8 Тип Членистоногие. Класс Насекомые. (2 ч.)
Теория: Особенности строения. Прямое и непрямое развитие. Отряды насекомых.
Практика: Просмотр микропрепарата «Крыло бабочки», Работа с коллекцией насекомых. Кроссворд «Многообразие насекомых»
7.9 Тип Иглокожие (2 ч.)
Теория: Особенности строения, многообразие иглокожих.
Практика: Работа с коллекцией иглокожих.
7.10 Класс Рыбы (2 ч.)
Практика: Экскурсии в аквариумную зооуголка БГСЮН «Изучение строения рыб», «Разнообразие аквариумных рыб». Викторина.
7.11 Класс Земноводные (2 ч.)
Теория: Внешнее и внутреннее строение. Икрометание и развитие.
Практика: Экскурсия в зооуголок БГСЮН «Наблюдение за лягушкой», «Внешнее строение тритона».
7.12 Класс пресмыкающиеся(2 ч.)
Теория: Образ жизни, строение. Регенерация.
Практика: Экскурсия в зооуголок БГСЮН «Наблюдение и уход за черепахами».
7.13 Класс Птицы (2 ч.)
Теория: Строение, особенности образа жизни и поведения, размножение. Миграции.
Практика: Работа с коллекцией перьев. Викторина «Птицы»
7.14 Экологические группы птиц (2 ч.)
Практика: Экскурсия в зооуголок БГСЮН «Птицы зооуголка».
7.15 Строение плацентарных млекопитающих (2 ч.)
Теория: Особенности строения всех органов и систем органов .
Практика: Просмотр фильмов из цикла «Все о животных».
7.16 Экологические группы млекопитающих (2 ч.)
Практика: Просмотр фильмов из цикла «Все о животных». Викторина.
8. Царство Вирусы (2 ч.)
Теория: Особенности строения и размножения вирусов.
Практика: Зарисовка строения бактериофага.
9. Итоговое занятие (2 ч.)
Практика: Тестирование. Подведение итогов. Вручение благодарственных писем и грамот. Рефлексия.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания по программе | Всего учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 | 15.09.2021 | 31.05.2022 | 36 | 36 | 72 | 1 раз в неделю по 2 часа |
Режим работы в период школьных каникул
Занятия проводятся по утвержденному расписанию или по временному расписанию, составленному на период каникул, в форме групповых занятий, с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, участия в конкурсах, фестивалях, экскурсиях, выездах.
2.2.Условия реализации программы
Материальное обеспечение реализации программы включает в себя:
- рабочий кабинет с ученическими столами и стульями;
- мультимедийный проектор и экран, компьютер;
- живые объекты (наличие зооуголка и аквариумов);
- микроскоп; постоянные микропрепараты;
- модель строения цветка;
- гербарий по морфологии растений;
- коллекции насекомых, шишек хвойных, иглокожих, лишайников;
- канцелярские наборы.
Информационное обеспечение реализации программы включает в себя:
- мультимедийные презентации по теме программы;
- учебные фильмы: «Безопасность на дороге», «Паразитические черви», «Губки», «Водоросли», «Древние вымершие папоротники, хвощи и плауны», цикл фильмов «Все о животных».
Кадровое обеспечение программы: по данной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
2.3.Формы аттестации
Показателем достижения цели и поставленных задач послужат следующие результаты:
- входящий контроль,
- текущий контроль,
- промежуточное тестирование,
- изучение удовлетворенности учащихся работой образовательного учреждения (методика Е.Н. Степанова),
- изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н. Степанова).
2.4.Оценочные материалы
Таблица 3
№ п/п | Форма контроля | Диагностический материал | Форма фиксации результатов |
1. | Входящий контроль | Анкетирование. | Аналитическая справка. |
2. | Текущий контроль | Тестирования, викторины. | Бланки тестовых заданий, бланки ответов (письменные). |
3. | Промежуточный контроль | Промежуточное тестирование (Приложение). Методика изучения удовлетворенности учащихся и родителей работой учреждения дополнительного образования (методика Е.Н. Степанова). | Бланки тестовых заданий, аналитическая справка по результатам анкетирования и тестирования. |
2.5.Методические материалы
Методы обучения: репродуктивный, наглядный, словесный, исследовательский, частично-поисковый, игровой (аквариум), наблюдения.
Традиционный репродуктивный метод обучения при подаче теоретического материала чередуется с проблемно-поисковыми методами, то есть используются как традиционные словесные методы, такие как рассказ, беседа, чтение, так и метод диалога, мозгового штурма, метод проблемных ситуаций, ролевой игры.
Экскурсионные занятия предполагают применение методов наблюдения и исследования. Осваиваются методики полевых исследований, формируются навыки поведения в природе, умение оформлять дневники наблюдения и фиксировать увиденное с помощью зарисовок или фотографирования.
Наглядные методы – использование живых объектов, презентации, демонстрация учебных фильмов, детских художественных и анимационных показывают детям возможность получения информации о живом мире в легкой, но содержательной форме.
При проведении занятий используются различные формы организации образовательного процесса:
- занятия в кабинете (тематические, игровые, интегрированные, итоговые);
- занятия вне кабинета (учебные экскурсии).
В ходе учебного процесса успешно реализуются такие формы учебных занятий,как: групповые – практическая работа, игра-конкурс, экскурсия (тематическая, обзорная), наблюдение, акция, выставка, игра-путешествие, ролевая игра, мозговой штурм, соревнование, творческая мастерская и прочие, а также индивидуальные– практические и творческие задания, беседы и прочие.
В программе используются следующие педагогические технологии:
Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.), предполагает максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров.
Информационно-коммуникационная технология, способствует повышению качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий; применения активных методов обучения и, как результат, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности.
Здоровьесберегающая образовательная технология - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.
Типы учебных занятий: изучение нового материала, совершенствования и закрепления знаний, самостоятельное применение полученных знаний на практике, контроль знаний и умений, комбинированное.
Дидактические материалы: инструкции, технологические карты, таблицы, схемы, наборы карточек.
2.6.Список литературы
Для педагога:
1. Брем А.Э. Жизнь растений: Декоративные, оранжерейные,экзотические, комнатные, дикорастущие, лекарственные растения нашейпланеты / Под ред. Т.Чухно. – М.: ЭКСМО, 2004. – 976 с.
2. Брем А. Э. Жизнь животных. / А. Э. Брем. – М.: Эксмо, 2004 – 960 с.
3. Гармс О.Я. Певчие птицы Алтайского края./ О.Я. Гармс. – Барнаул: ARTIKA, 2007. – 215 с.
4. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо,В.А. Ясвин. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. -480 с.
5. Красная книга Алтайского края. Том 1 Редкие и находящиеся под
угрозой исчезновения виды растений и грибов [Текст]. - Барнаул : Изд-во Алт.ун-та, 2016. - 292 с.
6. Красная книга Алтайского края. Том 2 Редкие и находящиеся под
угрозой исчезновения виды животных [Текст]. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та,2016. - 312 с.
7. Колбовский, Е.Ю. Изучаем природу в городе/ Е.Ю. Колбовский. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 256 с.
8.Новиков В.С. Школьный атлас-определитель высших растений: книга для учащихся/ В.С. Новиков, Губанов И.А.– М.: Просвещение, 1985.-192 с.
9. Рассыпнов В.А. Природа Алтая / Рос. гуманитар. науч. Фонд / В.А. Рассыпнов. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. – 157 с.
10. Школьный экологический мониторинг: учебно-методическое
пособие / Т.Я. Ашихминой. – М.: АГАР, 2000. – 386 с.
11. Энциклопедия Алтайского края: в 2 т. / В. Т. Мищенко (гл. ред.) и др.
- Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1995–1996. - с. 350–367.
Для учащихся:
1. Акимушкин И.И. Причуды природы. / И.И. Акимушкин. - М.: Мысль, 1992. - 250 с.
2. Багрова Л. Я познаю мир. Растения: дет. энцикл. / Л. Багрова. - М.:Издательство АСТ, 2008 – З98 с.
3. Бианки В.В. Лесная газета: сборник рассказов/В.В. Бианки. – М.: Изд. «Родничок», 2019. – 359 с.
4. Бианки В.В. Синичкин календарь. / В.В. Бианки. – М.: Изд. «Родничок», 2019. – 73 с.
5. Волкова О. Неведомы зверушки./ О. Волкова. – М.: Изд. «Олма медиа групп», 2011. – 128 с.
6. Дмитриев Ю.Д. Кто в лесу живет, и что в лесу растет. / Ю. Д. Дмитриев -М.: «Детская литература». 1965.– 65 с.
7. Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. / Ю. Д. Дмитриев -М.: «Детская литература». 1981. – 256 с.
8. От земли до неба. Атлас-определитель: кн. для учащихся нач. кл./ А.А. Плешаков. 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2015. – 224 с.
9. Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: пособие для учащихся образоват. организаций/А.А. Плешаков,А. А.Румянцев. 10-е изд.– М.: «Просвещение», 2013.-160 с.
10. Плешаков А.А. Зеленые страницы: пособие для учащихся образоват. организаций/ А.А. Плешаков.– М.: «Просвещение», 2009. – 210 с.
11. Рахманов А.И. Домашний зооуголок. / А.И. Рахманов. – Смоленск: Изд. «Русич»,1997. – 544 с.
12. Сладков И.И. Лесные сказки / И. И. Сладков – М.: «Стрекоза», 2010. – 156 с.
Приложение
Промежуточное тестирование по программе «Биоразнообразие»
Ф. И _______________________________
Напишите название органоидов клетки, обозначенных на рисунке цифрами 1, 2, 3
__1 _-_____________________________________
__2 _-_____________________________________
__3 _-_____________________________________
Как называются органоиды зелёного цвета в клетках растений?
А – митохондрии
Б – хлоропласты
В – рибосомы
Хлоропласты в клетках растений отвечают за фотосинтез?
А – да
Б – нет
В – иногда
Какой органоид отвечает за синтез белков в клетке?
_______________________________________________
В каком органоиде клетки накапливается энергия?
_____________________________________________
Работе каких органоидов клетки головастики обязаны исчезновению хвоста?
_____________________________________________
Хламидомонада – это
А – водоросль
Б – мох
В – папоротник
Группа растений с настоящими стеблем и листьями, но без корней (они заменены ризоидами)
А – водоросли
Б – мхи
В – папоротники
Напишите пять видов голосеменных растений
__________________________________________________________________________________________________________________________
Как называются группа растений, представители которой имеют корень, стебель, листья, цветок и плод с семенами?
_____________________________________________________________
Улитки, слизни, кальмары, осьминоги – представители группы
А – кишечнополостные
Б – ракообразные
В – моллюски
Позвоночные животные, тело которых покрыто роговыми чешуями и щитками, дышащие лёгкими, размножающиеся на суше, называются
А – млекопитающие
Б – пресмыкающиеся
В – земноводные
Единственные животные, тело которых покрыто перьями
А – млекопитающие
Б – пресмыкающиеся
В – птицы
Отряд млекопитающих, к которому относят коров, свиней, антилоп, жирафов …
А – парнокопытные
Б – непарнокопытные
В – приматы
12. Подпишите название частей пера птицы?
1_____________________________________
2_____________________________________
3______________________________________
13. Напиши какой процесс изображен на рисунке?
______________________________________________________________
Анализ результатов тестирования:
- высокий уровень –100-80% ответов верные,
- средний уровень – 70-50% ответов верные,
- низкий уровень – менее чем 50% ответов верные.