Дополнительная программа автомодельной лаборатории «Кольцо скорости»

2
0
Материал опубликован 17 October 2023

Департамент образования Администрации города Омска

Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска

«Дом юных техников имени Ю. А. Гагарина»

Рассмотрена на

Методическом совете

Протокол № ___

от «___» августа 2023 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор БОУ ДО г. Омска

«ДЮТ им. Ю. А. Гагарина

_________________ Б. А. Черноголовин

«____»________________2023 г.















Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа автомодельной лаборатории «Кольцо скорости»




Направленность – техническая

Возраст учащихся: 7 – 18 лет

Срок реализации: 3 года

Трудоемкость программы – 648 часов





Авторы - составители:

Емельяненко Евгений Николаевич – педагог дополнительного образования

Пережогина Светлана Сергеевна - методист

























Омск – 2023

Структура образовательной (общеразвивающей) программы


1

Пояснительная записка

3

2

Учебно-тематическое планирование

7

3

Содержание программы 1-го года обучения

8

4

Содержание программы 2-го года обучения

10

5

Содержание программы 3-го года обучения

12

6

Контрольно-оценочные средства

15

7

Условия реализации программы

17

8

Список литературы

18

9

Приложение

20



1. Пояснительная записка


Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – техническая

Актуальность для целевой группы:

Целевая возрастная группа данной программы – дети младшего и среднего школьного возраста. В лаборатории автомоделизма школьники получают знания по истории развития автомобилестроения, устройству, конструкции и эксплуатации автотехники.

В современном мире автомобиль стал одной из самых распространенных машин. Знакомство с ним начинается в раннем детстве, поэтому не случайно растет у ребят интерес к автомобильной технике. Многие ребята хотят научиться создавать и водить автомобиль. Первая ступень знакомства с автомобильной техникой - это моделирование и конструирование автомобиля.

Приближенность данной программы к жизни, к целевым интересам социума создает возможность для обучающихся получить большой объем знаний, умений и навыков в области техники.

Работа по программе направлена на повышение спортивной и технической подготовки обучающихся, занятия в лаборатории так же помогут ребятам в осознанном выборе профессии.

Программа разработана на основе осмысления опыта работы группы педагогов Дома юных техников им. Ю. А. Гагарина по реализации типовых, примерных программ кружков автомоделистов, автомобильного моделирования (автор Ю. Г. Бехтерев), инновационного опыта работы педагогов-автомоделистов учреждений дополнительного образования России.

В программе акцент основного внимания педагога на развитие творческого мышления, логических и политехнических способностей каждого ребенка, занимающегося в детском объединении. Широко используются исследовательские, поисковые, изобретательские и рационализаторские приемы, технологии активного обучения. Обучение, воспитание и развитие обучающихся строится на основе достижений науки и техники, с использованием современных педагогических технологий. Такая форма детского объединения, как лаборатория, позволяет педагогу решать воспитательные, образовательные и развивающие задачи наиболее эффективно и в конечном итоге создает необходимые условия для самовоспитания, самообразования и саморазвития личности ребенка, формирует его мировоззрение и убеждения.

Занятия в лаборатории ведутся творческой командой педагогов, и могут проводиться при необходимости, как одним педагогом, так и совместно с другими педагогами данного направления, в зависимости от педагогической целесообразности и поставленных задач при подготовке к ответственным соревнованиям, конкурсам, конференциям. Педагоги могут вести занятия с группами любой из трех ступеней сложности, совместно осуществляя комплексные цели и задачи лаборатории.

Форма детского творческого объединения – лаборатория, позволяет педагогам использовать активные методы обучения, исследовательские, поисковые и рационализаторские приемы, апробировать и внедрять в практику педагогические и модельные технологии.

Форма обучения: очная.

Возраст обучающихся: 7 – 17 лет.

Трудоемкость программы:

Срок реализации: 3 года обучения. Каждый учебный год – 216 академических часов.

Особенности организации образовательного процесса.

Полная программа реализуется в течение трех лет, но позволяет совершенствовать свои знания умения и навыки и в дальнейшем, занимаясь в лаборатории свыше трех лет. Программа автомодельной лаборатории имеет трехгодичную структуру в зависимости от степени сложности теоретического материала и практической работы. В процессе совместной деятельности педагогов и обучающихся осуществляется принцип последовательности и преемственности: от простого к сложному; как коллективной деятельности так и индивидуального творчества. В основу обучения заложены мотивационные механизмы, позволяющие наиболее полно удовлетворять потребности каждого ребенка, максимально раскрывать все его способности.

В лаборатории комплектуются несколько групп обучающихся разной степени сложности. Возможна организация смешанных групп, в которую могут входить ребята, находящиеся на разных годах обучения изучения программы. Планируется работа с обучающимися спортивного совершенства, которые комплектуются из спортсменов, имеющих взрослые спортивные разряды по автомодельному спорту и которые могут заниматься по индивидуальным планам постройки автомоделей в составе групп разных годов обучения.

Формы деятельности обучюащихся на занятии. Занятия проводятся как по фронтальной системе, так и по индивидуально - групповой системе при изготовлении сложных моделей, загруженности станочного парка лаборатории, а так же задач, поставленных педагогом.

В группу первого года обучения входят ребята, не имеющие первоначальной подготовки по автомоделированию в количестве 12 человек. Это стартовый уровень. Он включает в себя объем обязательных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успех в достижении начальных ступеней технического моделирования. Технологии освоения объема знаний, умений и навыков, применяемые на этом этапе достаточно гибкие, позволяющие адаптироваться к индивидуальным особенностям детей.

Организация образовательного процесса:

Программа предусматривает осуществление набора средств, форм обучения, развития и воспитания личности ребенка:

показ, упражнение, практическая работа;

рассказ, беседа, инструктаж;

экскурсии, соревнования, демонстрация действующих моделей;

разработка проектов;

рационализаторская и исследовательская деятельность;

использование видеоматериалов;

испытания, тренировки.

Каждому обучающемуся создаются условия для выполнения профессиональных проб и творческого успеха.

При работе по программе педагог использует следующие приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

групповую;

индивидуальную;

фронтальную.

При реализации образовательной программы педагог пользуется современными педагогическими технологиями:

игровой;

проектного обучения;

интерактивного обучения;

здоровье – сберегающие технологии;

технологией успеха.

В группе второго года обучения (базовый уровень) занимаются ребята, прошедшие первую степень, или имеющие опыт моделирования других направлений, в количестве 10 человек. Этот уровень включает в себя деятельность, направленную на освоение теории и практики спортивного автомоделизма, изучение опыта известных мастеров технических видов спорта. Успешность обучащихся на этом этапе обусловлена:

определенным уровнем развития волевых качеств юных спортсменов;

мотивацией к освоению автомоделизма;

уровнем развития способностей (восприятие, мышление, память и др.).

На этом году обучения происходит творческое самоопределение ребенка, конкретизируется круг его творческих интересов.

В группу третьего года обучения входят обучающиеся, освоившие первую и вторую степени сложности, умеющие работать самостоятельно и обладающие устойчивым интересом к техническому моделированию и конструированию, в количестве 8 человек. Усилия педагога на данном этапе направлены на разработку и освоение современных технологий обработки различных материалов, поиск, обработку и внедрение разнообразной информации, использование компьютерных сетей. Педагог на данной ступени выполняет роль инструктора, консультанта, эксперта, партнера.

Набор и добор детей на обучение.

Набор детей на обучение проходит до 1 сентября учебного года: на обучение принимаются все желающие без вступительных тестов. Добор детей осуществляется на основании желания детей заниматься по программе.

В связи со спецификой работы способных и талантливых обучающихся в лаборатории могут быть организованы смешанные группы обучающихся второго и третьего годов обучения в количестве 10 человек и первого второго и третьего годов обучения в количестве 12 человек. Это помогает ребятам формировать систему отношений в коллективе, а педагогу в работе с начинающими моделистам. Так же, на личном примере, старшие обучающиеся наглядно показывают этапы изготовления сложных моделей, вызывая своим примером большую заинтересованность у младших ребят.

Обучение, воспитание и развитие обучающихся проходят на всех трех уровнях степеней сложности. Каждый раздел по изготовлению моделей присутствует практически на всех уровнях. Разделы отличаются сложностью теоретического и практического материала, глубиной проникновения в тему, а так же методами и формами работы обучающихся, направленными на все большую инициативу, самостоятельность и творческий подход. В основе деятельности лежат партнерские отношения педагога и ребят, увлеченных автомодельным спортом.

Режим занятий.

Курс программы первого года обучения рассчитан для обучающихся с базовым уровнем знаний продолжительностью 3 раза в неделю по 2 академических часа.

Курс программы второго года обучения 3 раза в неделю по 2 академических часа, третьего года обучения 3 раза в неделю по 2 академических часа.

Цель программы: создание условий для развития личности ребенка, способной к техническому творчеству, развитие творческих и инженерных способностей через занятия автомоделированием.

В процессе ее реализации решаются следующие задачи:

совершенствовать приобретенные в школе и самостоятельно знания (по физике, математике, техническому дизайну, технологии обработки материалов), умения и навыки в объеме, способствующем проектированию и изготовлению автомоделей;

овладеть слесарным и столярным инструментом, приемами работы на металлообрабатывающих станках, современными технологиями изготовления различных деталей и узлов автомоделей, применять полученные навыки в повседневной жизни;

овладеть технологиями конструирования и моделирования;

расширить кругозор, развить пространственное и образное техническое мышление, умение выразить свой замысел с помощью наброска, чертежа, развить смекалку, творческий подход к решению проблем;

пропагандировать достижения отечественной и мировой техники;

развить мотивацию личности к познанию и творчеству в области техники;

способствовать развитию исследовательских способностей обучающихся;

сформировать умение пользования ресурсами сети Интернет, отбирать и систематизировать полученную информацию;

обеспечить условия достижения высоких спортивных результатов;

выявить и поддержать одаренных и талантливых детей;

способствовать профессиональной ориентации обучающихся;

способствовать воспитанию нравственной и гражданско-патриотической личности;

формировать навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия.

Планирование учебных занятий и распределение учебного материала для обучающихся производится на основании учебно-тематических планов по разделам. Разделы программы содержат сквозные темы теоретических и практических занятий. Большая по времени часть отведена практическим занятиям в силу специфики программы.

На занятиях дается право выбора класса модели, создаются авторские конструкции, наиболее удачные из которых участвуют в спортивно – технических соревнованиях и выставках различного ранга.

Ценностными приоритетами организации образовательного процесса являются:

демократизация образовательного процесса;

поддержка и развитие детского научно-технического творчества;

саморазвитие личности ребенка;

создание условий для педагогического творчества;

адаптация обучающегося в современных социальных условиях.

Результатом освоения образовательной программы является приобретение и совершенствование детьми:

специальных знаний в области автомобильного моделирования и конструирования;

умений и навыков проектирование технически сложных моделей автомобилей; работы с различным инструментами и материалами, станочным оборудованием, технической и специальной литературой;

навыков учебно-исследовательской деятельности;

устойчивого интереса к техническому творчеству;

стабильности спортивно-технических достижений;

способности решать изобретательские задачи;

представлений о направлении предполагаемой профессиональной деятельности.











2. Учебно – тематическое планирование


Название раздела

Первый год обучения

( 1-2 класс)

Первый год обучения


Второй год обучения

Третий год обучения


Базовый уровень

Продвинутый уровень

1

специализация

(Кордовые модели)

2 специализация (Радиоуправляемые модели)

Базовый уровень

Продвинутый уровень





теория

практика

всего

теория

практика

всего

теория

практика

всего

теория

практика

всего

теория

практика

всего

теория

практика

всего

теория

практика

всего

1

Простейшие макеты

автомоделей из картона

8

52

60

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

Макеты

автомоделей из жести

8

66

74

18

174

192

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3

Модели

автомобилей с электродвигателем с внешним источником питания

1

1

2

2

6

8

8

80

88

4

28

32

-

-

-

-

-

-

-

-

-

4

Кордовые модели

автомобилей с - двигателем внутреннего сгорания с воздушным винтом

1

-

1

1

-

1

16

92

108

6

36

40

10

70

80

18 (6)

62 (24)

80 (30)

4

12

16

5

Кордовые автомодели с двигателем внутреннего сгорания с приводом на колеса

1

-

1

1

-

1

2

-

2

-

-

-

16

110

116

22 (6)

114 (24)

136 (30)

4

12

16

6

Радиоуправляемые автомодели

2

4

6

4

10

14

6

12

18

-

-

-

6

14

20

(4)

(8)

(12)

20

164

184


Итого

144

216

216

72

216

216

(72)

216


*Третий год обучения 1 специализация без скобок – продвинутый уровень 216 часов в год; в скобках – продвинутый уровень 72 часа в год.






3. Содержание программы 1-го года обучения

Планируемые результаты первого года обучения

Личностные:

воспитают уважение к труду, трудолюбие, аккуратность, усидчивость;

сформируют осознанно – позитивное отношение к необходимости соблюдения правил безопасности жизнедеятельности, охраны труда и техники безопасности;

проявляют дружелюбие, отзывчивость по отношению к своим сверстникам и взрослым;

формируют ценностные ориентации, в том числе навыки здорового образа жизни, мотивы и способности к саморазвитию, самостоятельности

Метапредметные:

Регулятивные

мотивирован на обучение;

имеет навык организации рабочего места, содержания его в порядке.

Коммуникативные

умеет работать в группе, выстраивать общение с товарищами и взрослыми;

умеет вести диалог, доказывать свою точку зрения;

умеет формулировать свое мнение по вопросу, связанному с изучаемой программой, доступно для понимания другими обучающимися.

Познавательные

умеет работать с различными источниками информации;

владеет специальными терминами и обозначениями (в рамках образовательной программы);

умеет читать и выполнять пошаговые инструкции, согласуя свои действия со схемами и с педагогом, следовать образцу и простейшим алгоритмам.

умеет решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: проявлять оригинальность при решении творческих задач, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

По направленности программы (предметные):

овладеют технологиями моделирования и конструирования автомоделей; свойства материалов, применяемых в моделизме;

овладеют умениями работать со стеклотканью и эпоксидными смолами в изготовлении моделей изученных классов;


Первый год обучения – стартовый. Знания, умения, навыки полученные в результате его прохождения являются обязательными для дальнейшей работы автомоделиста. В результате обучающийся должен знать: основы моделирования; основы черчения; историю развития автомобилестроения, автомоделизма.

Познакомится:

с классификацией автомобилей и автомоделей;

с двигателями и принципами их работы;

с правилами соревнований простейших моделей с эл.двигателем и трассовых автомоделей.

Должен уметь:

начертить детали моделей;

работать с ножницами, картоном, жестью, клеем;

работать со слесарным инструментом;

работать с паяльником;

производить рабочие операции на вертикально-сверлильном станке;

подготовить модель к соревнованиям и правильно управлять ею.

В течение учебного года обучающиеся участвуют в выставках, организуемых внутри объединения, соревнованиях по простейшим моделям. Наиболее успешные из них могут принять участие в районных и городских соревнованиях.


Тематический план 1 и 2 раздела программы

Вводное занятие: основы направления автомоделизма.

История автомоделизма и автомобилестроения.

Техника безопасности при работе в автомодельной лаборатории.

Работа с ножницами, картоном, клеем.

Работа с ручным слесарным инструментом.

Работа с паяльником.

Способы нанесения лакокрасочных покрытий и отделка моделей.

Ходовая часть модели - один из главных узлов автомобиля.

Устройство и принцип работы электродвигателя.

Изменение кружащего момента от двигателя к колесу модели.

Типы механических передач.

Разнообразие моделей автомобилей с электродвигателем.


Тематический план с 3 по 6 раздел программы

1. Знакомство с классификацией автомоделизма, инструктаж по охране труда при работе в автомодельной лаборатории.

2. Автомобилестроение. Автомобиль в России.

3. Трассовые автомодели и приёмы их вождения.

4. Кордовые модели автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.

5. Разновидности кордовых моделей, деление на спортивные классы.

6. Радиоуправляемые модели автомобилей. Схематическое устройство. Способы вождения радиоуправляемых автомоделей.


Примерные практические работы первого года обучения

1. Модели автомобилей из картона.

2. Макеты автомобиля « багги», Формулы с открытыми колёсами, гоночного автомобиля с закрытыми колёсами из жести.

3. Модели автомобилей с электродвигателем.

4. Навыки вождения радиоуправляемых автомоделей.




4. Содержание программы 2-го года обучения


Второй год обучения – закрепляющий и совершенствующий знания, умения, навыки. Автомоделист готов к самостоятельной творческой работе, участию в соревнованиях и конкурсах как муниципального, так и регионального уровней. В зависимости от индивидуальных способностей и личного желания, обучающийся может заниматься в группе второй ступени сложности более одного года.

В результате обучающийся

Должен знать:

историю автомоделизма и автомобилестроения; классификацию автомобилей и автомодельных классов; правила соревнований по автомодельному спорту в РФ; единую спортивную классификацию РФ;

современные технологии моделирования и конструирования автомоделей; свойства материалов, применяемых в моделизме;

условия обработки различных материалов;

принцип работы электродвигателей и двигателей внутреннего сгорания; стандарты топливных смесей для модельных двигателей внутреннего сгорания; технологию работы с сырой резиной, подбора типов резины для различных классов моделей; принцип работы, устройство металлообрабатывающих станков.

Должен уметь:

работать ручным слесарным и столярным инструментом; работать на заточном, сверлильном, токарном станках;

работать со стеклотканью и эпоксидными смолами; изготовить модели изученных классов;

уметь спроектировать и организовать научно – исследовательскую работу;

работать с литературой, пользоваться источниками Интернет, дидактическим материалом;

организовать совместную трудовую деятельность.

В течение года автомоделисты участвуют в городских соревнованиях моделей с электродвигателями, и кордовыми моделями автомобилей. Лучшие моделисты могут принять участие в областных соревнованиях.


Тематический план 3 раздела программы


1. Вводное занятие: задачи на предстоящий период, инструктаж по охране труда при работе в автомодельной лаборатории.

2. История автомоделизма и автомобилестроения.

3. Техника безопасности при работе в автомодельной лаборатории и на металлорежущих станках.

4. Способы улучшения работы электродвигателя для автомоделей.

5. Работа со слесарным инструментом, электропаяльником.

6. Классификация автомоделей.

7. Автомобилестроение в России и за рубежом.


Тематический план 4 раздела программы


1. Устройство и виды работ на заточном станке.

2. Мировые рекорды скорости в автомобилестроении и достижения автомодельного спорта.

3. Классы моделей автомобилей с воздушным винтом (кордовые гоночные модели с двигателем внутреннего сгорания).

4. Измерительный инструмент повышенного класса точности. Устройство. Приемы измерения с помощью штангенциркуля и микрометра.

5. Работа со столярным инструментом.

6. Техника безопасности на заточном станке и ручной обработке древесины.

7. Виды соревнований кордовых моделей с воздушным винтом.

8. Правила проведения соревнований.

9. Тренировочные запуски моделей.


Тематический план 5 раздела программы


1. Кордовые модели автомоделей с двигателем внутреннего сгорания с приводом на колеса.

2. Устройство и принцип работы модельного двигателя внутреннего сгорания. Техника безопасности при работе с ДВС.

3. Устройство, принцип работы и приемы работы на токарном станке по металлу. Техника безопасности при работе на токарном станке.

4. Устройство, принцип работы и приемы работы на фрезерном станке по металлу. Техника безопасности при работе на фрезерном станке,

5. Правила проведения соревнований по кордовым моделям.

6. Условия тренировок кордовых моделей.


Тематический план 6 раздела программы


1. Технические требования к радиоуправляемым моделям с электродвигателем. Классы радиоуправляемых моделей.

2. Принцип работы радиопередающей аппаратуры.

3. Аккумуляторное питание для автомодели (ходовые - для электродвигателя бортовое - для работы радиоаппаратуры).

4. Ходовая часть - основа радиоуправляемой модели.

5. Правила проведения ходовых испытаний радиоуправляемых моделей.

6. Тренировочные запуски модели


Примерные практические работы второго года обучения

1. модели автомобилей с электродвигателем для соревнований «Пионерские автогонки»;

2. модели автомобилей класса ЭЛ-2, ЭЛ-3;

3. кордовые автомодели с двигателем внутреннего сгорания классов: АС-1; АС-2; АМ-1; АМ-2; «Темп»; Контурная модель аэросаней;

4. модели радиоуправляемых автомобилей классов РЦБ и РЦЕ-С.

В зависимости от личностных особенностей ребят на занятиях второго года обучения возможно изготовление одновременно разными учащимися моделей 3, 4, 5 и 6 разделов















5. Содержание программы 3-го года обучения


Автомоделисты, освоившие программу трех лет обучения, имеют начальные профессиональные знания, умения и навыки слесаря, столяра, токаря, фрезеровщика, конструктора. Они умеют самостоятельно работать с литературой, владеют методами анализа проделанной работы, совершенствования стандартных конструкций. Могут самостоятельно разрабатывать и конструировать отдельные узлы и целые проекты, повышать эффективность параметров действующих моделей. Особо заинтересованные моделисты работают над созданием научно-исследовательских проектов, которые впоследствии защищают на региональной научно-практической конференции учащейся молодёжи Омской области.

Обучающиеся третьего года обучения являются активными помощниками педагога, принимают участие в организации и проведении соревнований для младших школьников в качестве консультантов, помощников, судей. Работая по индивидуальным программам творческого и спортивного развития, принимают участие в городских, областных, региональных, всероссийских и международных соревнованиях в качестве спортсменов - моделистов.

В результате обучающийся должен в совершенстве знать:

технические требования ко всем классам автомоделей;

правила проведения соревнований по автомодельному спорту;

свойства материалов и технологии обработки их, применяемые в моделизме,

устройство, принцип работы и приемы работы на фрезерном станке;

основы конструирования проектов.

Должен уметь на профессиональном уровне:

разрабатывать конструкции моделей автомобилей; самостоятельно работать с технической и справочной литературой;

участвовать в организации и проведении соревнований различного уровня работать слесарным, столярным инструментом и на металлорежущих станках;

уметь помочь товарищам как в процессе изготовления моделей, участии в соревнованиях, так и в жизненном быту.


Тематический план 3 раздела программы


1. Вводное занятие: задачи знакомства с трассовыми автомоделями, инструктаж по охране труда при работе в автомодельной лаборатории.

2. Совершенствование ходовой части трассовой автомодели.

3. Способы изготовления формы для постройки кузова трассовой модели и моделей с эл. двигателем.

4. Изготовление пластиковых кузовов для моделей с эл. двигателей.


Тематический план 4 раздела программы

1. Форсирование дизельных двигателей внутреннего сгорания.

работа двигателя под давлением и принудительная подача топлива в двигатель;

облегчение массы шатунно-поршневой группы;

снижение трения в работе коленчатого вала.

2. Безопасность работы с дизельным топливом для модельных двигателей.

форсирование калильного двигателя внутреннего сгорания: работа с камерой сгорания (изменения формы и объема);

выбор правильной системы впуска топлива.

3. Теория воздушного винта (тянущие и толкающие винты) способы изготовления винтов.

технология изготовления воздушного винта теоретический расчет воздушного винта;

подбор винта под определенный двигатель; серийное изготовление воздушных винтов.

4.Изготовление моделей - копий аэросаней.

технические требования: резервы совершенствования аэродинамика моделей;

облегчение веса модели (применение современных материалов, совершенствование конструкции);

уменьшение коэффициента трения при движении.

5. Работа над моделями – копиями по индивидуальным проектам.

6. Тренировочные запуски моделей на льду.


Тематический план 5 раздела программы

1. Работа над автомоделями с двигателями внутреннего сгорания, с приводом на колеса по индивидуальным проектам.

2. Технология изготовления резиновых колес для автомоделей пресс-форма колес

(диски колес, методы наваривания резины на диски).

3. Разработка конструкций гоночных моделей классов Е-1, Е-2, Е-5; способы фрезерования поддонов гоночных моделей; топливная система гоночных моделей.

4. Классы моделей автомобилей «Ралли», «К-1», «К-2», «ЭЛ-1».

5.Технические требования к ним.

6. Правила технического осмотра и ходовых испытаний моделей.

7. Работа с двигателем внутреннего сгорания, применительно к летним классам моделей. 8. Тренировочный процесс на кордодроме.


Тематический план 6 раздела программы

1. Новое в классификации радиоуправляемых автомоделей.

2. Особенности развития радиоуправляемых автомоделей.

3. Разработка шасси радиоуправляемых моделей автомобилей с электродвигателем, обзор новых разработок ведущих модельных фирм мира.

4. Подбор резины колес.

5. Аккумуляторы для моделей, обслуживание и зарядные устройства для них.

6. Современные электродвигатели применяемые в автомоделях с радиоуправлением.

7. Электронные и механические регуляторы частоты вращения вала электродвигателя.

8. Работа над радиоуправляемыми автомоделями по индивидуальным проектам.

9. Цикл тренировочных занятий по управлению моделями.


Примерные практические работы третьего года обучения

1. Гоночная модель аэросаней АС-1, АС-2;

2. Модель-копия аэросаней АК-1, АК-2;

3. Кордовая гоночная модель Е-1, Е-2, Е-5;

4. Кордовая модель класса «Ралли», К-1, К-2, ЭЛ-1;

5. Радиоуправляемая модель с электродвигателем класса РЦБ, РЦЕ.

В процессе работы темы могут взаимопроникать, осваиваться в течение продолжительного времени в различных формах работы, разнообразными методами и средствами. Поэтому третья степень сложности предполагает возможность занятий не одного года работы для дальнейшего совершенствования своих знаний умений навыков, своего спортивного результата, повышения спортивного разряда.

Выбор педагогом тем, форм, и методов обучения, воспитания, развития, отслеживания результативности зависит от состава группы и индивидуальных особенностей каждого ученика и уровня его подготовки.

Каникулярный и летний период работа в основном направлена на подготовку к участию в областных и Всероссийских соревнованиях и слетах юных техников. В этот период ведутся занятия с членами команды Дома Юных Техников и с кандидатами в состав сборной области по автомодельному спорту по звеньевой, индивидуальной системе.

Так же в этот период возможна работа с ребятами по ремонту и обновлению наглядного материала, оформлению лаборатории по тематике автомоделизма.


Предполагаемый результат и методы его отслеживания

Основные методы отслеживания результата:

наблюдение;

педагогический анализ деятельности учащихся;

контрольные задания (конкурсы);

спортивные соревнования;

выставки технического творчества и их результативность.

Основные показатели результата

оценка по приобретенным навыкам, расширение кругозора;

отношение к занятиям, самому себе и другим, готовность к соревнованиям:

а) психологическая (умение быть собранным и ответственным в экстремальных ситуациях);

б) практическая (наличие необходимого объема знаний и практических умений в соответствии с требованиями «Правил соревнований по автомодельному спорту»), спортивные достижения.

































6. Контрольно – оценочные средства


Методы проверки знаний и умений: устный опрос, тестирование, наблюдение, презентация своей работы, написание учебно-исследовательских работ, тренировочные запуски моделей, участие в соревнованиях, выставках технического творчества, защита творческих проектов на конференциях НОУ, выполнение контрольных заданий.

Работая по образовательной программе, педагог осуществляет мониторинг образовательного и личностного развития обучающихся в течение учебного года (декабре и апреле месяце). При проведении мониторинга используются следующие методы:

наблюдение;

методику «График моих достижений»;

методику оценки психологического климата «Наши отношения»;

методику самооценки М. Мнацакяна;

методику «Академические профили».

Важно наблюдать у учащихся положительную динамику развития личностных отношений, характер взаимодействия друг с другом, изучить отзывы родителей и учителей. Методическая работа и формы организационно-массовой работы обучающихся описываются педагогами ежегодно в плане учебно-воспитательной работы лаборатории и уточняются в процессе подготовки к новому учебному году.

Ежегодно проводится промежуточная аттестация обучающихся, по результатам трёх лет обучения – итоговая аттестация воспитанников лаборатории.


Результат первого года обучения


овладение навыками работы слесарным инструментом;

знание основ автомобилестроения, названия и принципы работы узлов автомобиля;

владение специальными терминами;

способность проанализировать и дать оценку своей работы;

знакомство с приемами выполнения простейших работ на сверлильном и токарном станках;

изготовление простейших моделей;

умение читать и выполнять пошаговые инструкции, согласуя свои действия с несложными монтажными и функциональными схемами.


Результат второго года обучения

закрепление навыков работы столярным и слесарным инструментом;

детальное изучение устройства и приемов работы на сверлильном и токарном станках;

умение осмысленно работать с чертежами и их вычерчивание;

умение спланировать и провести испытание технологической системы, произвести оценку ее функционирования;

устранение неисправностей;

знакомство с устройством и принципом работы двигателей внутреннего сгорания;

изучение основ аэродинамики для моделей автомобилей;

овладение навыками отделочных и покрасочных работ;

изготовление гоночных моделей аэросаней и аэромобилей;

участие в соревнованиях.


Результат третьего года обучения

устойчивый интерес к автомоделизму;

реализация возможности поиска информации по заявленной проблеме в Интернете, библиотеке;

теоретические знания в области автомобилестроения;

овладение новыми технологиями изготовления моделей;

умение работать с чертежами определенной сложности;

применять в работе методы исследования и рационализации;

изготовление сложных классов моделей (модели копии, гоночные модели, радиоуправляемые модели);

умение организовывать полноценные, многогранные эксплуатационные испытания, направленные на изучение и улучшение отдельных характеристик технической системы;

участие в соревнованиях различного ранга;

достижение высоких спортивных результатов;

умение исполнять роль инструктора с начинающими автомоделистами.


























7. Условия реализации программы

7.1. Учебно-методическое обеспечение

В качестве применяемого дидактического материала и технического обеспечения учебного процесса выступают:

1. Модели различных классов, изготовленные лучшими обучающимися, выпускниками, ведущими модельными фирмами.

2. Журналы по моделизму.

3. Видеоматериал о соревнованиях, выставках, конкурсах, показательных выступлениях, открытых занятиях по автомоделизму.

4. Информация с сайтов Интернет международной федерации автомодельного спорта (ФЕМА), ведущих спортсменов.

5. Информация Федерального центра технического творчества.

6. Стенды и плакаты по основным темам (стенд с образцами изделий, стенд по технике безопасности, «Инструкции по охране труда на занятиях в авиамодельной лаборатории)

7. Методические альбомы и папки.

8. Фотоматериал работы лаборатории и с соревнований Всероссийского уровня.

9. Протоколы соревнований.


7.2. Материально-техническое обеспечение программы

1. Кабинет, соответствующий нормам СанПиН.

2. Световое освещение.

3. Стол, стулья для педагога.

4. Стол, стулья для обучающихся.

5. Шкаф (с дидактическим материалом и образцами изделий).

6. Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы:

технологические карты, схемы, рисунки, чертежи;

ножницы, линейки, напильники, пилка по дереву, угольники, наждачная бумага, штангенциркуль, циркуль, канцелярский нож;

клеевой пистолет, паяльник, клей ПВА, слесарные тиски, весы электронные;

двигатели (резиномоторные, электро).


7.3. Кадровое обеспечение программы

Программу реализует педагог дополнительного образования, соответствующий квалификационным характеристикам по должности «педагог дополнительного образования», судья Всероссийской категории по автомодельному спорту, кандидат в мастера спорта по автомодельному спорт, Почетный работник общего образования Российской Федерации Емеьяненко Евгений Николаевич.

















8. Список литературы


Нормативные правовые акты

Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон N 273 – ФЗ: [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года: Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. - Текст: электронный // Консультант плюс : [сайт] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.03.2023).

Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации : Федеральный закон N 124-ФЗ: [принят Государственной Думой 03 июля 1998 года : Одобрен Советом Федерации 09 июля 1998 года]. - Текст: электронный // Консультант плюс: [сайт] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (дата обращения: 01.03.2023).

Российская Федерация. Постановления. Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 : [Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573] - Текст: электронный// Информационно-правовой портал Гарант.Ру: [сайт] – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74993644/ (дата обращения: 01.03.2023).

Российская федерация. Приказы. «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»: Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 : [Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 сентября 2017 г. Регистрационный N 48226] - Текст: электронный// Консультант плюс: [сайт] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278297/ (дата обращения: 01.06.2021).

Российская федерация. Приказы. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»: Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629: [Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 сентября 2022 г. Регистрационный N 70226] - Текст: электронный// Информационно-правовой портал Гарант.Ру: [сайт] – URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1568418/#review (дата обращения: 01.03.2023).


Список литературы для педагога:

1. Алексеев, Ю. Г. Люди и автомобили / Ю. Г. Алексеев. - Москва: Патриот, 1990. - 186 с.

2. Барбашов, Ф. А. Фрезерное дело/ Ф.А. Барбашов - Москва : Высш. школа, 1973. - 279 с.

3. Горский, В. А. Развитие технической самодеятельности учащихся в России в период с 1900 по 1990 годы : История, теория, опыт : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01. - Екатеринбург, 1994. - 337 с.

4. Дереклеева, Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И.Дереклеева. - Москва : Вербум-М, 2001. - 48 с.

5. Калашников, С. Н.Изготовление зубчатых колес : [Учеб. для сред. ПТУ] / С. Н. Калашников, А. С. Калашников. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Высш. шк., 1986. - 286 с.

6. Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - Москва : Акад. проект, 2013. - 419 с.

7. Маркова, А. К.Формирование мотивации учения : Кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. - Москва : Просвещение, 1990. - 191 с.

8. Муравьев, Е.М. Слесарное дело : Учеб. пособие для учащихся 8-11-х кл. сред. шк. / Е. М. Муравьев. - 2-е изд., дораб. и доп. - Москва : Просвещение, 1990. - 176 с.


Список литературы для обучающихся и родителей:

1. Гусев, Е. М. Пособие для автомоделистов / Е. М. Гусев, М. С. Осипов. - Москва : Изд-во ДОСААФ, 1980. - 144 с.

2. Драгунов, Г. Б. Автомодельный кружок / Г. Б. Драгунов. - Москва : Изд-во ДОСААФ СССР, 1988. - 118 с.

3. Евдокимов, В. Д. От молотка до лазера / В. Д. Евдокимов, С. Н. Полевой. - Москва : Знание, 1987. - 191 с.

4. Журавлева, А. П. Начальное техническое моделирование : Пособие для учителей нач. классов по внеклас. работе / А. П. Журавлева, Л. А. Болотина. - Москва : Просвещение, 1982. - 158 с.

5. Калина, Иржи. Двигатели для спортивного моделизма : [Пер. с чеш.] / Иржи Калина. - Москва : Изд-во ДОСААФ, 1983. - 159 с.

6. Миль, Гюнтер. Электронное дистанционное управление моделями / Гюнтер Миль; Перевод с нем. В. Н. Пальянова. - Москва : Изд-во ДОСААФ, 1980. - 416 с.

7. Миль, Гюнтер. Электрические приводы для моделей / Г. Миль; Перевод с нем. В. Н. Пальянова. - Москва : Изд-во ДОСААФ, 1986. - 222 с.

8. Мерзликин, В. Е. Микродвигатели серии ЦСТКАМ / В. Е. Мерзликин. - Москва : Патриот, 1991. - 155 с.

9. Проскурин, А.А. Модульная аппаратура радиоуправления / А. А. Проскурин. - Москва : Изд-во ДОСААФ СССР, 1988. – 125 с.

10. Твори, выдумывай, пробуй! : Сб. бум. моделей : Кн. для учащихся 4-8-х кл. сред. шк. / [О. Е. Замотин и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Просвещение, 1986. - 143 с.

11. Шпаковский, В.О. Для тех, кто любит мастерить : Кн. для учащихся 5-8-х кл. сред. шк. / В. О. Шпаковский. - Москва : Просвещение, 1990. - 189 с.








Приложение №1

Воспитательная работа

Выборы старших в лаборатории, организация самоуправления.

Родительское собрание на тему: «Цели и задачи работы лаборатории на учебный год».

Беседа «Развитие автомоделизма и его состояние на сегодняшний день».

Знакомство с рабочими профессиями на занятиях в лаборатории.

Беседа об истории развития автомобилестроения в стране и в мире.

Оформление лаборатории к новогоднему празднику.

Дизайн и эстетика оформления моделей автомобилей.

День Космонавтики, беседа о развитии и достижениях космонавтики.

Родительское собрание на тему итогов работы за год и перспектив на летний период.

Индивидуальная работа с ребятами и их родителями.

Участие родителей в проведении соревнований и выставок.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации