Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумагопластика»

4
0
Материал опубликован 18 October 2023

Управление образования Администрации городского округа Спасск-Дальний


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Созвездие» городского округа Спасск – Дальний



Рассмотрена на заседании

педагогического совета

МБУДО «Созвездие»

Протокол от 29.03.2022 г. № 1


УТВЕРЖДЕНО
приказом МБУДО «Созвездие»

от 29.03.2022 г. № 10



БУМАГОПЛАСТИКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Направленность: художественная

Возраст учащихся: 6-14 лет

Срок реализации: 2 года




Ткачева Наталья Вячеславовна,

педагог дополнительного образования МБУДО «Созвездие»











г. Спасск-Дальний

2022 год

Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

Актуальность программы

Бумага, как наиболее универсальный, доступный и безопасный материал, дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность и творческую фантазию. Работа с бумагой не только интересна и увлекательна, но и познавательна. Она расширяет знания об окружающем мире и разнообразии культур, а также благоприятно влияет на формирование личностных качеств. Дети учатся не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя её и на отношения с людьми, с окружающим миром. Программа предполагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление.

Направленность программы – художественная.

Язык реализации – русский.

Уровень освоения – базовый.

Адресат программы – учащиеся 6-14 лет общеобразовательных организаций г.о. Спасск-Дальний и Спасского района с любой степенью подготовки.

Особенности организации образовательного процесса

Объединение первого года обучения формируется в основном из детей 1-4 классов. Количество детей в группе – 12-15 человек. В кружок 2 года обучения принимаются дети 5-7 классов, что позволяет им успешно освоить программу.

Срок обучения по программе – 2 года.

Продолжительность занятия – 40 минут, 10 минут перерыв.

Режим работы кружка – два занятия в неделю по два часа, всего 136 часов в год.


1.2. Цель и задачи программы

Цель: формирование у детей 6-14 лет знаний и умений конструирования и моделирования посредством освоения техник бумагопластики.

Задачи программы:

Воспитательные:

Способствовать формированию уверенности в своих силах и способностях, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;

Формировать терпение, стремление сделать-смастерить что-либо нужное и качественное своими руками.

Сформировать культуру общения и взаимодействия со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи.

Воспитывать общую культуру, в том числе экологическую, эстетическое восприятие окружающего, трудолюбие, бережливость, аккуратность, ответственность за результаты своей деятельности.

Развивающие:

Пробудить потребность в творческой самореализации.

Сформировать навыки организации рабочего места, планирования работы, экономного расходования и вторичного использования материалов.

Развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка.

Формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа.

Развивать мелкую моторику рук и глазомер, внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ.

Развивать креативность, умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения.

Обучающие:

Сформировать представления детей о свойствах и возможностях бумаги как материала для художественного творчества.

Сформировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при работе с бумагой.

Ознакомить с  основными знаниями в области композиции, формообразования, цветоведения.

Научить работать в различных техниках бумагопластики: торцевание, гофротрубочки, картонное кружево, квиллинг, айрисфолдинг, комбинировать их  и проектировать изделия по собственному замыслу.

Научить основам проектной деятельности.


1.3. Содержание программы

Учебный план 1 года обучения

темы

Название (№) раздела/темы

Количество часов

Формы контроля

всего

Теория

практика

1.

Материалы и инструменты

4

1

3

тест

2.

Торцевание

20

2

18

Практические работы

3.

Техника «гофротрубочки»

20

3

17

Практические работы

4.

Картонное кружево

12

4

8

Практические работы

5.

Квиллинг

20

3

17

Практические работы

6.

Айрис фолдинг

10

2

8

Практические работы

7.

Азбука формообразования.

10

4

6

Практические работы

8.

Геометрические фигуры и формы в бумагопластике.

20

5

15

Практические работы

9.

Полуобъёмные композиции

12

1

11

Практические работы

10.

Маски.

8

3

5

Театрализованная история

Тест промежуточной аттестации


Всего

136

28

108


Содержание учебного плана 1 года обучения

Раздел 1: Материалы и инструменты.

Теория: Красота и пластика бумаги. Материалы: текстурные особенности бумаги, ее разновидности (газетная, писчая, чертежно-рисовальная, калька, цветная, глянцевая, репсовая или крепированная, оберточная, бархатная, гуммированная или самоклеящаяся.). Декоративные материалы: пайетки, пенопласт, различные виды обёрточной бумаги, пластмасса и т.д. Природные – кора деревьев, крылатки, семена овощей, шишки, ракушки, косточки от абрикоса, вишни и многое другое. Виды клея: клейстер, ПВА, мастер – клей, клеящий пистолет. Инструменты: ножницы, циркуль, линейки и угольники, шило, канцелярский нож, кисточки для клея, приспособления для работы в технике «квиллинг» и «торцевание». Правила безопасности. Организация рабочего места.

Практика: Проведение игр на знакомство детей в группе:

Работа с разными видами бумаги. Определение практическим путем:

- самой плотной бумаги

- самой тонкой бумаги

- изменение свойств бумаги при намокании

- определение текстуры бумаги и ее соответствие задуманной поделке.

Раздел 2. Торцевание.

Теория: Инструменты и приспособления. Виды клея для данного вида работ: ПВА и ФА 500. Законы композиции, линейной и воздушной перспективы, композиционного решения. Цветоведение. Правила выполнения работ. Виды торцевания:

- контурное торцевание – торцовки приклеиваются по контуру изображения

- плоское торцевание – плотное расположение торцовок по всей поверхности рисунка

- объёмное торцевание – а) использование разного размера квадратиков бумаги в одной работе б) все торцовки приклеиваются под разными углами наклона к поверхности листа

- многослойное торцевание – вклеивание торцовок друг в друга.

Назначение открытки: поздравительная, пригласительная, памятная, сувенирная. Конструкция открыток: простая, раскладная, трансформируемая (в объем, в рельеф). Технология изготовления простых и сюжетных работ. Стилизация предметов.

Практика: Практическая работа «Текстурные особенности гофрированной (крепированной) бумаги». Стилизация предметов, выполнение работ с эффектом выпуклости. Практические работы: Солнышко, Цыпленок, Цветок (незабудка, колокольчик, тюльпан), животные, птицы, рыбы, предмет (Котенок, Щенок, Мышь, Слоненок, Попугай, Сорока, Рыбка, Барабан, Зонт и т.д.

Сюжетные работы: поздравительные открытки (ко дню рождения, к календарным праздникам), пейзажи, портреты и т.д.

Раздел 3: Техника «Гофротрубочки»

Теория: Инструменты и приспособления: гофрированная (крепированная) бумага, пластиковая трубочка, карандаш или спица. Клей: ФА 500, ПВА. Технология изготовления гофротрубочек. Правила выполнения работ. Базовые формы гофротрубочек.

Практика: Практическая работа «Текстурные особенности гофрированной (крепированной) бумаги». Выбор и нанесение рисунка. Выполнение работ: (Цветок, Кит, Цыпленок, Бабочка, Торт и т.д.). Выставка.

Раздел 4. Картонное кружево

Теория: Виды гофрированного картона, его структура. Клей: мастер – клей, ПВА, ФА 500. Виды фона: цветной картон, закрашивание акварелью или гуашью, цветными карандашами, прорисовка пейзажа или отдельных предметов. Способы приготовления полос с открытым гофром: «на ребро» и «плашмя». Крупные детали из картона: для крыши дома, стилизованной кроны дерева и т.д.

Практика: Приготовление фона. Выбор и нанесение рисунка. Выполнение работ: Натюрморт, Бабочка, Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, Замок, Сказочная птица, Волшебный лес. Работы по собственному замыслу. Выставка.

Раздел 5. Квиллинг

Теория: История квиллинга. Инструменты: шило для кручения, стержень от шариковой ручки. Специальная линейка – трафарет с отверстиями разного диаметра необходима для создания большого количества одинаковых элементов. Материалы. Бумага: цветная бумага для принтеров, готовые наборы цветных полосок бумаги. Виды клеев: клей карандаш, ПВА, ФА 500. Приёмы нарезки бумаги. Технология скручивания тонких полосок бумаги: роллов. Базовые формы: объёмные, компактные и пустые. Бахрома. Способы нарезки бумаги.

Практика: Усвоение основных приемов: нарезки полос, изготовления базовых роллов, изготовление объёмного ролла, отработка техники нарезки бахромы.

Предварительные упражнения для усвоения базовых элементов: «капля», «листочек», «глаз», «квадрат», «звездочка» и так далее. Изготовление поделок на основе ролла. Изготовление рыб, птиц, животных. Компоновка цветов из различных основных форм и бахромы – Ромашка, Тюльпан, Ландыш, Фиалка, Василек, Гладиолус, Маргаритки. Изготовление рыб, птиц, животных: Бабочка, Заяц, Сова, Кот, Петушок, Рыбка. Изготовление поздравительных открыток. Украшение коробочек. Изготовление работ по собственному замыслу.

Раздел 6. Айрис фолдинг.

Теория: История техники Айрис фолдинг или «радужное складывание». Материалы и инструменты: схемы, трафареты, цветная бумага или белая офисная, картон цветной или белый для фона; ножницы и канцелярский нож, линейка и карандаш простой, скрепки для бумаги для выкладки и закрепления цветных полосок; скотч или клей для закрепления выложенных полос. Клей: ФА 500, ПВА, клей карандаш. Поэтапное выполнение работ: подготовка деталей, основы, шаблона, изготовление картинки, маскировка изнанки.

Практика: Изготовление работ на основе готовых схем, подбор правильного цветового решения, нарезка и сгибание полос из цветной бумаги, выкладывание полос, оформление работы. Выполнение работ: Цветок, Самолет, Сердце, Чайник, Яблоко, Утенок.

Раздел 7. Азбука формообразования

Теория: Технологии изготовления из бумаги объёмных композиций на плоскости и создание на основе моделей трёхмерных бумажных скульптур.

Конструктивные приёмы в бумагопластике: бумага режется, рвется, скручивается, сгибается, сминается, склеивается.

Практика: Получение фактуры «гармошка», «вода», «лодочка», «мех», «завитков», «свирели» и т.д. Изготовление вспомогательных выкроек и схем:

- криволинейные надрезы по диагонали квадрата (вода),

- зигзагообразные надрезы (гармошка).

- круговые формы (глаз, ухо, свирель).

- ажурные спирали (завитки, волосы).

- две дуги (лодочка, крылья бабочки).

- надрезы по периметру и сквозные просечки по диагонали – (косяк, рамка).

- дугообразные надрезы с лицевой и обратной стороны (лицо).

- многоугольные звезды и снежинки путем выполнения параллельных надрезов.

Изготовление поделок: Ель, Рыбка, Шар, Забор, Бабочка, Птичка, Кувшинка, Нарцисс, Лебедь.

Раздел 8. Геометрические фигуры и формы в бумагопластике.

Теория: Понятие «геометрические тела и фигуры». Сопоставление форм растительных элементов с формой геометрических тел. Мысленное разложение сложной конструкции модели на простые геометрические тела: шар, цилиндр, куб, конус и так далее. Формы листьев: клён, липа и сирень – треугольник, лист дуба – овал, цветы: ромашка, хризантема – круг и т.д. Подгибы для обеспечения дополнительной жёсткости и устойчивости изготавливаемых фигур. Изготовление ребер жёсткости. Формы «крыло бабочки», «лодочка» при изготовлении туловища Лисички или Павлина. Сопоставление форм частей тела человека, животных и птиц с формой геометрических тел. Мысленное разложение на простые геометрические тела: шар, цилиндр, куб, конус и так далее. Изготовление фигур из одинаковых элементов, с введением характерных деталей (рук, головных уборов, глаз, ушей, хвостов). Декорирование работ с применением мелких элементов и дополнительных украшений.

Практика: Найти в окружающем пространстве предметы, похожие на геометрические фигуры (часы - круг, поверхность рабочего стола – прямоугольник, зеркало – овал и т.д.) Изготавливают цветы на основе конуса: ромашка, яблоневый цвет, лилия (с острыми и закругленными лепестками), кала, роза. Изготовление листьев клена, дуба, липы, березы, ясеня, другие декоративные по форме листья методом надрезов с лицевой и изнаночной стороны. Изготовление ваз (применяя сквозные просечки и метод гофрирования бумаги). Изготовление фигур человека, животных и птиц на основе конуса: Снегурочку, Деда Мороза, Мышь, Павлина, Лису, Сказочную птицу, Лягушонка. Декорирование поделки через мелкие элементы и дополнительные украшения.

Раздел 9. Полуобъёмные композиции.

Теория: Изготовление фоновой части работы. Прорисовка пейзажа, отдельных предметов. Дополнение работ элементами, которые изготавливаются в полуобъёме и крепятся на фоне. Способы соединения фоновой части с полуобъемной в единую композицию. Соединение полуобъёмной части с фоном при помощи клея ПВА или мастер – клея, если детали находятся близко к краю композиции – степлером. Как спрятать скобу, чтобы не нарушать восприятие образа (лист от дерева, цветок или бабочка),

Практика:

Выполнение композиций по месяцам года: составление наброска, закрашивание основного фона; составление выкройки для изготовления полурельефной части композиции, изготовление полурельефной части с использованием технологических приемов бумагопластики, соединение основного фона и полуобъемной части композиции разными методами.

Раздел 10. Маски.

Теория: Пропорции человеческого лица. Стилизация, масштаб. Разнообразие лиц и выразительность мимики. Применение технологических приёмов при изготовлении масок. Стилизация рта, глаз контуром сквозной прорези. Декорирование готовых работ. Правила: все линии глаз должны сходиться только в одну точку – слезник; противоположные концы надрезов выводятся к краю листа не более чем на один сантиметр друг от друга; для придания индивидуальности лица обязательное использование таких деталей, как усы, борода, локоны, ресницы, бакенбарды, чубы; количество цвета должно быть ограниченным.

Практика: Изучение схемы изготовления маски. Разметка карандашом кривых линий. Выполнение резаком надрезов с лицевой и изнаночной стороны. Вырезание смотровых отверстий – зрачков. Сквозная прорезь ниже уровня носа для получения цельной объемной лицевой части маски.

Изготовление масок: Мужское лицо, Лицо пожилого человека, Женское лицо, Карнавальные маски, Маска любого сказочного персонажа, Маски животных – Петух, Лиса, Еж, Мышь, Заяц, Лягушка, Пингвин, Волк, Собака, Кошка и так далее по замыслу детей. Сочинение истории (сказки). Выступление.


Учебный план 2 года обучения

темы

Название (№) раздела/ темы

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

4

1

3

тест

2.

Квиллинг

20

2

18

Практическая работа

3.

Айрис фолдинг

10

2

8

Практическая работа

4.

Портреты

10

2

8

Практическая работа

5.

Азбука формообразования

10

2

8

Практическая работа

6.

Изготовление животных, птиц.

8

1

7

Практическая работа

7.

Полуобъемные композиции

14

2

12

Практическая работа

8.

Подарочные коробочки

12

2

10

Практическая работа

9.

Панно

16

2

14


Практическая работа

10.

Объемные деревья


12

2

10

Практическая работа

11.

Город – крепость

20

3

17

Защита проекта


Всего

136

21

115



Содержание учебного плана 2 года обучения

Раздел 1. Вводное занятие

Теория: Повторный инструктаж правил ТБ, ПБ. Презентация программы 2 года обучения. Инструменты и приспособления: ножницы, циркуль, линейки и угольники, шило, канцелярский нож, кисточки для клея, приспособления для работы в технике «квиллинг» и «торцевание». Повторение основных приемов бумагопластики.

Практика: Изготовление работы по замыслу детей в технике 1 года обучения «торцевание».

Раздел 2: Квиллинг

Теория: Технология изготовления роллов: Тугой и распущенный ролл, Стрела, Треугольник, Квадрат, Тюльпан, Полукруг, Полумесяц, S-скролл, V-скролл, Скролл сердце, Скролл завиток, Скролл веточка.

Практика: Изготовления сложных роллов: Тугой и распущенный ролл, Стрела, Треугольник, Квадрат, Тюльпан, Полукруг, Полумесяц, S-скролл, V-скролл, Скролл сердце, Скролл завиток, Скролл веточка. Изготовление работ на основе этих роллов: Изготовление рыб, птиц, животных. Изготовление поздравительных открыток. Изготовление работ по собственному замыслу.

Раздел 3: Айрис фолдинг

Теория: Композиция и цветоведение. Технология изготовление схем для шаблонов. Технология выполнения сложных работ.

Практика: Изготовление схем для шаблонов. Изготовление работ на основе созданных схем, подбор правильного цветового решения с учетом законов композиции и цветоведения. Оформление работы по собственному замыслу. Выполнение работ: Птица, Слон, Конь, Кот, Петух. Изготовление работы по собственному замыслу.

Раздел 4: Портреты

Теория: Пропорции лица человека. Передача характера с помощью пропорций.

Правила выполнения наброска. Применение техник бумагопластики в изготовлении портретов.

Практика: Изготовление портретов в разных техниках (квиллинг, торцевание, картонное кружево и т.д.) по выбору: портрет моей мамы, портрет художника. портреты сказочных героев. Изготовление рамки.

Раздел 5. Азбука формообразования.

Теория: Технология конструирования из бумаги. Определённые условные обозначения: толстая сплошная линия соответствует линии контура и по ней ведётся вырезание ножницами; штриховая линия обозначает невидимый контур и её необходимо надсечь (сделать ребро жесткости) с изнаночной стороны; сплошная тонкая линия соответствует надсечке с лицевой стороны.

Практика: Повторение упражнений, позволяющих получить ребра жесткости у конструкции, получение фактуры:

- криволинейные надрезы по диагонали квадрата (вода),

- зигзагообразные надрезы (гармошка).

- круговые формы (глаз, ухо, свирель).

- ажурные спирали (завитки, волосы).

- две дуги (лодочка, крылья бабочки).

- надрезы по периметру и сквозные просечки по диагонали – (косяк, рамка).

- дугообразные надрезы с лицевой и обратной стороны (лицо).

- многоугольные звезды и снежинки путем выполнения параллельных надрезов.

Раздел 6. Изготовление животных, птиц.

Теория: Повторение геометрических тел и фигур, используемых при изготовлении животных и птиц: пирамида, цилиндр, куб, шар. Применение декоративных элементов для придания своеобразия поделки.

Визуальное определение размеров всех частей фигуры животного или птицы в сравнении друг с другом. Раскладка фигур животного или птицы на составляющие их тела. Придание «узнаваемости» животных и птиц: форма ушей, лап, хвостов, мордочек, крыльев. Комбинирование материала для создания более выразительного образа. Способы создания оперения (нарезка и подкручивание бахромы). Наклеивание фактуры шерсти сверху вниз.

Практика: Изготовление фигурок птиц и животных. Разбивка поделки на составляющие части: цилиндр (Совушка. Ласточка), конус (Сказочная птица), куб и т.д. Изготовление развертки. Выполнение надрезов и подгибов для придания устойчивости данной работе. Выполнение рассечек, подкруток. Выполнение декоративных элементов для придания своеобразия данной поделки (пёрышки, шерсть). Последовательная сборка изделия.

Изготовление: Собака, Кот, Петух, Курочка, Дикие животные.

Раздел 7. Полуобъемные композиции.

Теория: Знакомство с понятием «барельеф». Назначение барельефов. Что можно сделать в виде барельефа: различные цветочные и растительные композиции, все виды живых существ - птицы, насекомые. Придание формы и объема элементов барельефа. Изготовление барельефов: конструирование фигуры, отчеркивание резаком по контурным линиям. Сборка композиции с помощью замковых соединений, клея, скотча. Рамка.

Практика: Изготовление различных композиций: Жук, Парусник, Сова, Пеликан. Изготовление работы по собственному замыслу.Творческие работы детей.

Раздел 8. Подарочные коробочки.

Теория: назначение коробочек из бумаги. Значение упаковки для подарка.

Виды коробочек: в виде ажурной пирамиды, коробочки – ромашки, коробочки на основе геометрических тел. Материалы для их изготовления:цветной картон или прочная упаковочная бумага.

Практика: Изготовление подарочных коробочки «Ажурная пирамида»: расчеты высоты и ширины пирамиды, отметка на каждом элементе узора переплетения и прорезка их резаком, склеивание пирамиды по ребру. Закрытие основания четырьмя элементами при помощи «замочка» с язычками, заходящими друг за друга. Изготовление коробочки «Ромашка» - коробочка из красочной тонкой, но прочной упаковочной пленки. Отверстия пробиваются дыроколом, через них пропускается декоративный шнурок или тонкую тесьму, которую затем завязывают бантом. Изготовление коробочек на основе геометрических тел. Выполнение необходимых расчетов (в зависимости от вида коробочки), выполнение развертки, сборка коробочки. Украшения в разных техниках: квиллинг, торцевание, картонное кружево, полуобъемные элементы (растительные или декоративные).

Раздел 9. Панно.

Теория: Панно как украшение для интерьера. Изготовление из бумаги декоративной рамки. Крепление панно на любых поверхностях. Способы крепления на стене, учитывая вес самого панно: двусторонний скотч (на гладкой поверхности), мебельный степлер (для деревянных поверхностей), на ткань или драпировку: при помощи иголочек.

Практика: Составление эскиза панно «Жар-Птица»: Изготовление перышек для каждой птицы. Декоративное оформление перышек – нарезка, подкрутка, наклеивание декоративных элементов. Наклеивание перышек всех видов на туловище птицы. Изготовление выкройки для цветов и листьев, их выполнение. Соединение деталей панно в единую композицию, закрепление панно на основу. Декоративное украшение. Изготовление панно по собственному замыслу «Времена года».

Раздел 10. Объемные деревья.

Теория: Изготовление деревьев и ёлок на основе конуса и цилиндра. Изготовление коры, ветвей, иголочек. Технология изготовления листьев путем надреза с лицевой и изнаночной стороны пластинки листа и сгибания по этим линиям. Выполнение ёлок на основе конусов.

Практика: Изготовление деревьев и елей, применяя технологичные приемы бумагопластики. Изготовление объемного дерева с применением технологии «Квиллинг». Изготовление ёлки на основе конуса – подкрутка веток внутрь и наружу.

Раздел 11. Город – крепость.

Теория: Основы проектной деятельности. Этапы. Основы архитектуры. Постройки конца 18 – начала 19 века. Видеоряд. Составные части деревянной постройки:

Сруб - часть здания, состоящая из 4 или более стен венчатой конструкции.

выпуски – концы бревен, выступающих из сруба, поддерживают свесы кровель, крыльца.

крыша – верхняя часть здания, его покрытие и защита от атмосферных осадков.

конек – верхний стык двух скатов кровли. Стык покрывается выдолбленным бревном – охлупнем

гребень – резная доска, стоящая на коньке кровли по всей его длине

чело – лоб - верхняя часть здания под кровлей

причелина – доска, закрывающая торцы подкровельных слег. Обычно бывает покрыта резьбой.

полотенце – короткая резная доска, закрывающая стык причелин

лобовая доска – закрывает переход бревен стены к доскам фронтона избы. Обычно бывает покрыта резьбой.

наличник – декоративное обрамление дверного или оконного проема.

Практика: Изготовление в группах построек – сторожевых башен, домов, колоколен, изгороди. Выбор вида постройки, определение размеров. Изготовление деталей для сборки сруба, крыши и остальных частей. Изготовление деревьев, жителей. Презентация.


1.4. Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

У обучающегося будет

Сформирована уверенность в своих силах и способностях, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

Сформировано терпение, стремление сделать-смастерить что-либо нужное и качественное своими руками.

Сформирована культура общения и взаимодействия со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи.

Сформирована общую культуру, в том числе экологическая, эстетическое восприятие окружающего, трудолюбие, бережливость, аккуратность, ответственность за результаты своей деятельности.

Метапредметные результаты:

У обучающегося будет

Сформирована потребность в творческой самореализации.

Сформированы навыки организации рабочего места, планирования работы, экономного расходования и вторичного использования материалов.

Сформированы образное и пространственное мышление, фантазия.

Сформирован художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа.

Развивата мелкая моторика рук и глазомер, внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ.

Развита креативность, умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения.

Предметные результаты:

Обучающийся будет знать

Свойства и возможности бумаги как материала для художественного творчества.

Технологии бумагопластики: гофротрубочки, объёмные работы, картонное кружево, квиллинг, торцевание

Основы правил в области композиции, формообразования, цветоведения

Основные приёмы работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, надрезы, склеивание, подкрутка и т.д.

Правила экономного расходования материала.

Этапы проектной деятельности

Обучающийся будет уметь

Работать инструментами и приспособлениями для бумагопластики;

Подбирать материал в зависимости от задумки и технологии;

Последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие)

Использовать знания и умения, полученные на занятиях, для воплощения собственного замысла в бумажных объёмах и плоскостных композициях, комбинировать техники,

Оценивать возможную экономическую эффективность различных способов создания объектов труда,

Красиво, выразительно эстетически грамотно оформлять изделие;

Презентовать изделие.

РАЗДЕЛ № 2. Организационно-педагогические условия

2.1. Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение

Перечень оборудования

Наименование

Кол-во

1

Стол

8 штук

2

Стулья ученические

16 штук

3

Доска школьная

1

4

Клеёнка (при работе с клеем)

8 штук

5

Линолеум или пластиковая доска (работа с канцелярским ножом, шилом)

16 штук

Перечень материалов, инструментов (на группу)

Наименование

Кол-во

1

Ножницы

15 штук

2

Угольники, линейки

15 штук

3

Клеевой пистолет

2 штуки

4

Стержни для клеевого пистолета

15 штук

5

Циркуль

15 штук

6

Шило

15 штук

7

Природный материал (шишки, ракушки, сухие веточки и листья, семена, косточки вишни, абрикоса и т.д.)

набор

9

Клей FA – 500, мастер – клей,

клей «Момент» прозрачный, клей – карандаш

По 1 кг,

15 штук

10

Фломастеры

набор

11

Гуашь

набор

12

Шпажки

набор

13

Картон цветной и белый

набор

14

Картон от упаковочных коробок

набор

15

Гофрированная (крепированная) бумага

2 любых цвета

16

Самоклеящаяся бумага

набор


Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

Интернет источники:

Сайт «Три иголки. Клуб рукоделия» https://three-needles.ru/rukodelie/bumaga/ajris-folding-vse-o-texnike-raduzhnogo-skladyvaniya/

Сайт «Страна мастеров» https://stranamasterov.ru/technics

Папки с примерами работ, схемами, шаблонами – 5 штук.


2.2. Оценочные материалы и формы аттестации

Одна из задач – обучение детей навыкам самооценки и рефлексии. С этой целью выделяются и поясняются критерии оценки каждой практической работы.

Критерий

Максимальное кол - во баллов - 3

самооценка

педагог

1.

Соблюдение техники безопасности



2

Соблюдение последовательности



3

Аккуратность



4

Оригинальность конструктивного решения



5

Уровень сложности



6

Необычность модели



7

Самостоятельность выполнения




Итого (максимально 21 балл)



Критерии оценки: Высокий уровень – 17 – 21 балл, средний уровень – 9 – 16 баллов, низкий уровень – менее 8 баллов.

Для оценки изготовленных работ используются приемы:

1. «Рейтинг» - все участвующие в оценивании присуждают каждой работе определенное количество баллов – 10. Счетная комиссия подсчитывает набранные суммы баллов и выстраивает рейтинговую шкалу.

2. «Тайное голосование» - каждый имеет только один голос, который отдает за лучшую, по его мнению, работу.

3. «Аплодисменты» - дети очень любят такой шумовой способ определения победителя – по громкости аплодисментов. Они обычно очень искренне и довольно объективно реагируют на произведения своих товарищей.

4. «Номинация» - педагог заранее продумывает и объявляет, в каких номинациях будут выявляться победители. Количество номинаций должно быть больше или равным количеству участников. Номинации могут звучать так: «Самое качественное исполнение», «Самая оригинальная идея» и прочие.

Карта учета творческих достижений учащихся

Уровень

Уровень учреждения

муниципальный

региональный

Всероссийский, международный

Кол-во мероприятий

Кол-во участников мероприятий

Кол-во призеров

Кол-во мероприятий

Кол-во участников мероприятий

Кол-во призеров

Кол-во мероприятий

Кол-во участников

Кол-во призеров

Кол-во мероприятий

Кол-во участников мероприятий

Кол-во призеров






























































Тест по Технике безопасности https://forms.yandex.ru/u/624b941b38177253ef7fb203/

Тест промежуточной аттестации https://forms.yandex.ru/u/6235acbb632bf9bd7d186698/

2.3. Методические материалы

Принципы, технологии, формы и методы

Основные формы работы на занятиях: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, в группах. Фронтальная форма работы применяется при изучении нового материала, при проведении инструктажей. Индивидуальная работа, в парах и в группах на занятиях позволяет раскрыть способности учащихся, учесть желание каждого при выборе объекта труда, при выборе материалов, также позволяет развить творческий потенциал каждого воспитанника. Основное внимание в программе уделено практической работе. Практические задания подобраны разной степени сложности.

Методы обучения при организации занятий:

1. Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод, который тренирует память и дает знания, но не обеспечивает радости исследовательской работы и не развивает творческое мышление. Этот метод охватывает: демонстрацию, лекцию, использование видео материалов.

2. Проблемный метод – педагог, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами формирует мыслительные способности и познавательные потребности учащихся.

3. Частично-поисковый метод, который при самостоятельной работе учащихся, беседе, популярной лекции, проектировании и т.п. предоставляет учащимся возможность принять участие в работе на отдельных этапах научного исследования. При этом они получают возможность ознакомиться с определенными моментами научно-исследовательской работы.

Формы организации учебного занятия – беседа, выставка, игра, практическое занятие, презентация.



Дидактические материалы

Дидактическая игра «Квадрослов»

Тема: «Породы деревьев»

п

к

с

о

с

н

а

о

р

е

ж

т

д

у

б

щ

и

д

к

о

р

б

н

е

т

р

л

п

е

е

е

л

п

р

ё

о

ч

р

п

ь

е

е

н

л

к

ё

о

м

ч

к

о

ь

а

з

г

и

е

о

с

и

н

а

о

р


Ответы: Кедр, сосна, клён, дуб, тополь, осина, берёза, ель.

Дидактическая игра «Квадрослов»

Тема: «Базовые формы в квиллинге»

з

п

о

д

б

е

р

ё

з

о

в

и

к

а

т

р

е

у

г

о

л

ь

н

и

к

и

я

р

в

и

с

л

а

з

с

и

р

е

л

ч

а

е

к

в

а

д

р

а

т

и

г

и

ь

м

л

г

т

з

р

а

с

т

р

а

с

е

в

о

и

е

ю

и

з

з

и

м

а

т

ь

а

с

п

о

л

у

м

е

с

я

ц

о

у

й

и

п

н

е

с

е

л

е

т

о

ч

х

н

п

к

а

п

л

я

о

с

е

н

е

о

о

е

п

д

ь

о

е

п

л

е

с

к

у

е

д

о

о

к

к

л

а

в

к

а

ю

х

д

и

з

в

ё

з

д

о

ч

к

а

д

а

е

с

т

и

а

р

ь

в

е

т

е

р


Ответы: Заячье ухо, треугольник, капля, квадрат, полумесяц, звёздочка, глаз, листочек.


2.4. Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса

1 год

2 год

Продолжительность учебного года, неделя

34

34

Количество учебных дней

68

68

Продолжительность учебных периодов

1 полугодие

15.09.2022- 28.12.2022

15.09.2023- 28.12.2023

2 полугодие

12.01.2023- 25.05.2023

12.01.2024- 25.05.2024

Возраст детей, лет

6-14

7-14

Продолжительность занятия, час

2

2

Режим занятия

2 раза/нед

2 раза/нед

Годовая учебная нагрузка, час

136

136

2.5 Календарный план воспитательной работы

п/п

Дата проведения

Мероприятие

Цель

Строим страну «Дружляндию»

Беседы по ПДД.



- на наших улицах и дорогах

Формировать умения нести ответственность за принятые решения.



- где можно и где нельзя играть



- мы – пассажиры



- знакомство с дорожными знаками

Пожарная безопасность



-игра – конкурс «Запомнить нужно твёрдо нам – пожар не возникает сам!»


Гигиена



Беседы:

- о необходимости соблюдения гигиены.

- спорт – это залог здоровья

Конкурс - «Загадки от доктора Пилюлькина»

- рисунки на тему «моё здоровье»

Формирование установки на ведение здорового образа жизни

Патриотическое воспитание



Беседы:

-«Я – гражданин России»

- «Флаг России»

Рисунки на военную тему

Интеллектуальная игра «Поле чудес». Тема: «Животные Приморского края»

Формирование личности Гражданина и патриота России

Досуг



Выставка рисунков и поделок на темы: «Золотая осень», «День Матери», «День защитника Отечества», «8 марта»

Воспитание нравственных и эмоциональных качеств личности


Список использованной литературы

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. 200 лучших игрушек из бумаги картона. – М.: Лада, 2017

2. Болдова М.Д., Копцева С.В.: Бумагия. Полное пошаговое руководство по современным бумажным техникам. – М., Эксмо, 2019

3. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике.– М.: Скрипторий, 2018

4. Букина С., Букин М., Квиллинг 3D: магия волшебных завитков. – М., Феникс, 2018

5. Булгакова С.Ю., Гофрированная сказка. – М.: Формат-М, 2021

6. Уолтер Х. Узоры из бумажных лент.– М.: Ниола Пресс, 2019

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации