Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Планета механизмов»

1
0
Материал опубликован 14 December 2023

Муниципальное учреждение Отдела образования Администрации Тарасовского района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Образовательный технический центр»








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ПЛАНЕТА МЕХАНИЗМОВ»






Уровень программы: базовый

Вид программы: модифицированная

Возраст детей: от 7 до 10 лет

Срок реализации: 72 часа

Разработчик: педагог дополнительного образования Ланге Мария Оттовна













п. Тарасовский

2023


Приложение № 3 27

Приложение № 4 29

Приложение № 5 31

Приложение № 6 33

Приложение № 7 34

Приложение № 8 36

Приложение № 9 37

Приложение № 10 38

Приложение № 11 40

Приложение № 12 41

Приложение № 13 43




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основанием для реализации программы являются следующие нормативные правовые акты:

Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023, далее – ФЗ №273).

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.).

Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» (далее – Концепция).

Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».

Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума при Президенте РФ (в ред. от 27.09.2017).

Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 г.

Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ №629).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (далее – Приказ № 816).

Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.).

Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».

Письмо Министерства просвещения РФ от 1 августа 2019 г. № ТС1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).

Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 г. № 289 «О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.03.2023 г. №225 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области».

Приказ МБОУДО «ОТЦ» № 95-од от 21.04.2023 г. «Положение о порядке утверждения и примерной структуре дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Образовательный технический центр».

Актуальность программы. Программа решает задачу по созданию условий для вовлечения детей в освоение языков программирования, автоматизации и робототехники, по формированию у обучающихся современных знаний, умений и навыков в области технических наук, технологической грамотности и инженерного мышления (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года).

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что проекты LEGO Education WeDo 2.0 разработаны с целью помочь сформировать универсальные учебные действия при изучении основных предметов начальной школы: окружающего мира, технологии, математики и информатики, русского языка. Использование учебно-методического комплекса WeDo 2.0 позволяет органично интегрировать ИКТ в эти предметы и обеспечивает формирование ИКТ-компетентности, а также универсальных учебных действий одновременно с достижением предметных результатов. Обучение по программе позволит сформировать функциональную грамотность у детей. Для развития функциональной грамотности учащихся на занятиях по программе соблюдаются следующие условия:

- обучение носит деятельностный характер;

- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результаты деятельности;

- предоставляется возможность для приобретения положительного и/ или отрицательного жизненного опыта;

- правила оценивания отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса.

Приёмы, используемые на занятиях:

- технология проектной деятельности (создание механизмов, животных);

- технология критического мышления, на основе построения проблемной ситуации (анализ созданного механизма, устранение причин невыполнение поставленной задачи механизмом);

- применение информационных и коммуникативных технологий в устранение причин невыполнение поставленной задачи механизмом.

На занятиях по программе «Простые механизмы» дети будут применять умения и навыки: во-первых, организация рабочего места, а затем его уборка, что способствует развитию самоорганизации; во-вторых, распределение времени, умение работать в коллективе, умение внести в любую работу что-то своё, индивидуальное и т.п.; в-третьих, сборка по инструкции и дальнейшая модернизация модели способствует развитию креативного мышления. В результате на занятиях обучающиеся овладевают ключевыми (базовыми) компетенциями, способами приобретения знаний и работы с информацией, что формирует функциональную грамотность.

Отличительные особенности программы, новизна

В последние годы педагогами дополнительного образования детей было разработано большое количество программ по техническому направлению в образовательной робототехнике. Перед педагогом дополнительного образования открылись большие возможности для реализации своего творческого потенциала через составление программ обучения в творческих объединениях.

Изучение такого программно-методического материала по техническому направлению в образовательной робототехнике:

«Робототехника» - Е.С. Ежова МАДОУ детский сад «Пчёлка» г. Бор;

«Простые механизмы» - А.В. Абасева, Ю.А. Нацкевич ООО «Центр «Снейл» г. Омск;

«ПервоРобот-1» - А.В. Абасева, Ю.А. Нацкевич ООО «Центр «Снейл» г. Омск;

«Образовательная робототехника. Lego WEDO 2.0» - Н.С. Никитина МАОУ СОШ № 6 г. Карпинск;

«Робототехника Lego WeDo 2.0» - О.К. Кругликова МКУДО СЮТ г-к Анапа;

«Лего - конструирование Lego WeDo 2.0» - А.Н. Корниенко МУДО ДТДиМ г. Копейск;

«Робототехника Lego Wedo 2.0» - МАДОУ «Детский сад № 396» г. Перми, позволила понять насколько серьезно современное общество относится к дополнительному образованию детей по техническому направлению в образовательной робототехнике, а именно к образовательным программам.

Все программы соответствуют Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Однако, к сожалению, ни одна из вышеперечисленных программ не позволит решить задачу моего творческого объединения и достигнуть постановленной цели по ряду причин:

У многих программ не выдержаны требования к составлению пояснительной записки;

При раскрытии содержания в большинстве программ автор не выделяет «практическую» и «теоретическую» часть программы;

В большей части программ не имеется четкого описания материально-технического обеспечения программы, и дидактические материалы не сгруппированы в приложения;

В большей части программ не приводятся списки литературы в соответствии с требованиями: отсутствует разделение литературы на «литература для обучающихся», «литература для педагога»;

В большей части программ не предоставляются список литературы в соответствии с требованиями к оформлению методических материалов;

Программы не сопровождаются диагностическими материалами.

Учитывая данный анализ программ дополнительного образования детей, возникла потребность в составлении программы «Планета механизмов».

Новизна программы дополнительного образования детей «Планета механизмов» заключается в ее содержании, где в занимательной форме обучающиеся знакомятся с основами механики, робототехники и программирования. Избегая сложных математических формул, на практике, через эксперимент, обучающиеся постигают физику процессов, происходящих в роботах, включая двигатели, датчики, источники питания. Такие знания вызывают у обучающихся желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда обучающийся вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а педагог лишь консультирует его.

Цель: создание условий для развития интереса к техническому творчеству у обучающихся в процессе конструирования и программирования с помощью учебно-методического комплекса LEGO® Education WeDo 2.0.

Задачи:

обучающие:

познакомить с основными понятиями по простым механизмам;

познакомить со средой LEGO® Education WeDo 2.0;

познакомить с правилами безопасной работы с конструктором LEGO® Education WeDo 2.0;

познакомить с основами механики;

познакомить с основами проектной деятельности;

научить подключать и задействовать электронные компоненты конструктора;

научить работать со схемами;

научить конструировать и программировать различные модели роботов для решения поставленной цели;

научить создавать мини - проекты;

научить применять правила техники безопасности при работе.

развивающие:

формировать умения решать поставленные задачи с помощью конструктора LEGO® Education WeDo 2.0;

формировать умения составлять план действия на занятии для достижения поставленной цели и придерживаться его;

формировать умения адекватно воспринимать оценку своих работ и работ окружающих;

развивать умения вносить необходимые коррективы в свои действия в соответствии с полученными данными;

развивать умения приобретать и осуществлять практические навыки и умения в робототехнике;

развивать умения извлекать информацию из текста и иллюстрации;

развивать умения делать выводы на основе анализа рисунка-схемы;

развивать фантазию, воображение, память, мелкую моторику и глазомер;

формировать умение осуществлять совместную продуктивную деятельность;

формировать умение сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной целью;

формировать собственное мнение и позицию.

воспитательные:

формировать навыки работы в группе при выполнении практических творческих работ;

воспитать социально-ценные, личностные и нравственные качества (трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, к культурному наследию).

Характеристика программы

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Планета механизмов» - техническая. Данная программа направлена на получение знаний в области информационных технологий и практических навыков работы с конструктором LEGO® Education WeDo 2.0.

Тип программы - модифицированная. При написании программы были использованы: учебно-методические материалы базового набора LEGO® Education WeDo 2.0 («Первые шаги», «Проекты с пошаговыми инструкциями» и «Проекты с открытым решением»); программы «Простые механизмы», «ПервоРобот-1» (составители Абасева А.В., педагог ООО «Центр «Снейл», Нацкевич Ю.А., директор ООО «Центр «Снейл»).

Вид программы – дополнительная общеобразовательная общеразвивающая.

Уровень освоения - базовый.

Объем и срок освоения программы

Объем программы - 72 часа. Срок освоения - 1 учебный год.

Режим занятий

Продолжительность одного академического часа - 45 мин.

Перерыв между учебными занятиями – 15 минут.

Общее количество часов в неделю – 2 часа.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Тип занятий - комбинированный, теоретический, практический, диагностический, контрольный, тренировочный.

Форма обучения - очная.

Адресат программы. Программа адресована детям от 7 до 10 лет, независимости от пола.

Наполняемость группы. Оптимальное количество детей в группе - 10 человек.



УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


2.1 Учебный план

Таблица 1

Учебный план

п/п


Количество часов

Форма контроля.

Теория

Практика

Всего

Раздел 1 Рычаги

1.1

Тема: Введение в программу

2

0

2

Опрос

1.2

Тема: Простые механизмы. Наклонная плоскость. Принципы работы рычагов. Горка.

1

1

2

Опрос соревнование

1.3

Тема: Рычаги первого рода. Качалка-балансир.

1

1

2

Опрос

1.4

Тема: Рычаги второго рода. 5 D аттракцион.

1

1

2

Опрос

1.5

Тема: Рычаги третьего рода. Качели.

1

1

2

Опрос

1.6

Тема: Рычаги. «Парк аттракционов»

0

2

2

Презентация творческих работ

Раздел 2 Передачи.

2.1

Тема: Основные сведения о передачах. Танцующие птицы.

1

1

2

Опрос

2.2

Тема: Зубчатая передача. Пчелка.

1

1

2

Опрос

2.3

Тема: Коронная зубчатая передача. Лев.

1

1

2

Опрос

2.4

Тема: Коронная зубчатая передача. Дельфин.

1

1

2

Опрос

2.5

Тема: Червячная зубчатая передача. Слон.

1

1

2

Опрос, соревнование

2.6

Тема: Червячная зубчатая передача. Кобра.

1

1

2

Опрос

2.7

Тема: Реечная передача. Кузнечик.

1

1

2

Опрос, соревнование

2.8

Тема: Реечная передача. Гусеница.

1

1

2

Опрос

2.9

Тема: Промежуточная оценка результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

2

0

2

Тестирование, достижения

2.10

Тема: Ременная передача. Крокодил.

1

1

2

Опрос

2.11

Тема: Ременная передача. Змея.

1

1

2

Опрос

2.12

Тема: Кулачковый механизм. Обезьяна.

1

1

2

Опрос

2.13

Тема: Кулачковый механизм. Морской лев.

1

1

2

Опрос, соревнование

2.14

Тема: Передачи. «Зоопарк»

0

2

2

Презентация творческих работ

Раздел 3 Проекты с пошаговыми инструкциями.

3.1

Тема: Вездеход «Майло» с датчиком перемещения и наклона

1

1

2

Опрос

3.2

Тема: Совместная работа двух вездеходов «Майло»

0,5

1,5

2

Защита проекта

3.3

Тема: Проект «Тяга».

0,5

1,5

2

Защита проекта

3.4

Тема: Проект «Метаморфозы лягушки».

0,5

1,5

2

Защита проекта

3.5

Тема: Проект «Скорость».

0,5

3,5

4

Защита проекта, соревнование

Раздел 4 Проекты с открытым решением.

4.1

Проект «Исследование космоса».

0,5

3,5

4

Опрос, защита проекта

4.2

Проект «Помощник».

0,5

3,5

4

Опрос, защита проекта

4.3

Проект «Военный вездеход».

0,5

3,5

4

Опрос, защита проекта

4.4

Итоговая оценка результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

2

0

2

Тестирование, достижения

4.5

Проект «Автомобиль будущего»

0,5

3,5

4

Опрос, защита проекта

4.6

Соревнования «Танковый биатлон»

0

2

2

Соревнование

Итого:

27

45

72

















Содержание учебного плана

Раздел 1 Рычаги. (12 ч.)

Теория (6 ч.): Знакомство с программой, информация по организации работы объединения, рабочего места; санитарно-гигиенические требования; инструктаж по технике безопасности. Знакомство с конструктором LEGO (кирпичи, балки, штифты и др.), их характеристиками, области применения. Техника безопасности при работе с конструктором LEGO. Изучения понятий и свойств рычага I, II и III-го рода.

Практика (6 ч.): Конструирования моделей рычагов несколькими способами (по инструкции, по образцу, по модели, по условиям, по теме). Подготовка и презентация творческих работ «Парк аттракционов».

Раздел 2 Передачи. (26 ч.)

Теория (12 ч.): Знакомство с конструктором LEGO® Education WeDo 2.0 (зубчатые колеса, червячные колеса, ремень, смартхаб, мотор, датчик перемещения, датчик наклона и др.), их характеристиками, области применения. Техника безопасности при работе с конструктором LEGO® Education WeDo 2.0. Изучения понятий и свойств различных видов передач.

Практика (14 ч.): Конструирования моделей передач несколькими способами (по инструкции, по образцу, по модели, по условиям, по теме). Подготовка и презентация творческих работ «Зоопарк».

«Промежуточная оценка результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» (2 ч.)

Раздел 3 Проекты с пошаговыми инструкциями. (12 ч.)

Теория (3 ч.): Изучение способов создания проекта. Изучение предметной области. Оформление проекта.

Практика (9 ч.): Создание проекта поэтапно. Сборка и программирование схемы. Создание и защита проекта.

Раздел 4 Проекты с открытым решением. (18 ч.)

Теория (2 ч.): Изучение предметной области. Оформление проекта.

Практика (16 ч.): Сборка и программирование схемы. Создание и защита проекта.

«Итоговая оценка результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» (2 ч.)

2.2 Календарный учебный график

Таблица 2

Календарный учебный график

«Планета механизмов»

п/п

Дата


Тема занятия

Кол-во часов

Время проведения занятия

Форма занятия

Место проведения


Форма контроля

Рычаги

1



Введение в программу

2


Лекция

МБОУДО «ОТЦ»

Опрос

2



Простые механизмы. Наклонная плоскость. Принципы работы рычагов. Горка.

2


Учебная игра

МБОУДО «ОТЦ»

Опрос соревнование

3



Рычаги первого рода. Качалка-балансир.

2


Лекция, практикум

МБОУДО «ОТЦ»

Опрос

4



Рычаги второго рода. 5 D аттракцион.

2


Лекция, практикум

МБОУДО «ОТЦ»

Опрос

5



Рычаги третьего рода. Качели.

2


Учебная игра

МБОУДО «ОТЦ»

Опрос

6



Рычаги. «Парк аттракционов»

2


Игра-путешествие

МБОУДО «ОТЦ»

Практическая работа

Передачи.

7



Основные сведения о передачах. Танцующие птицы.

2


Лекция, практикум

МБОУДО «ОТЦ»

Опрос

8



Зубчатая передача. Пчелка.

2


Учебная игра

МБОУДО «ОТЦ»

Опрос

9



Коронная зубчатая передача. Лев.

2


Учебная игра

МБОУДО «ОТЦ»

Опрос

10



Коронная зубчатая передача. Дельфин.

2


Лекция, практикум

МБОУДО «ОТЦ»

Опрос

11



Червячная зубчатая передача. Слон.

2


Учебная игра

МБОУДО «ОТЦ»

Опрос, соревнование

12



Червячная зубчатая передача. Кобра.

2


Лекция, практикум

МБОУДО «ОТЦ»

Опрос

13



Реечная передача. Кузнечик.

2


Лекция, практикум

МБОУДО «ОТЦ»

Опрос, соревнование

14



Промежуточная оценка результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

2


Самостоятельная работа

МБОУДО «ОТЦ»

Тестирование, достижения

15



Реечная передача. Гусеница.

2


Учебная игра

МБОУДО «ОТЦ»

Опрос

16



Ременная передача. Крокодил.

2


Лекция, практикум

МБОУДО «ОТЦ»

Опрос

17



Ременная передача. Змея.

2


Учебная игра

МБОУДО «ОТЦ»

Опрос

18



Кулачковый механизм. Обезьяна.

2


Учебная игра

МБОУДО «ОТЦ»

Опрос

19



Кулачковый механизм. Морской лев.

2


Лекция, практикум

МБОУДО «ОТЦ»

Опрос, соревнование

20



Передачи. «Зоопарк»

2


Игра-путешествие

МБОУДО «ОТЦ»

Практическая работа

Проекты с пошаговыми инструкциями

21



Вездеход «Майло» с датчиком перемещения и наклона

2


Эксперимент

МБОУДО «ОТЦ»

Опрос

22



Совместная работа двух вездеходов «Майло»

2


Турнир

МБОУДО «ОТЦ»

Защита проекта

23



Проект «Тяга».

2


Эксперимент

МБОУДО «ОТЦ»

Защита проекта

24



Проект «Метаморфозы лягушки».

2


Эксперимент

МБОУДО «ОТЦ»

Защита проекта

25



Проект «Скорость».

2


Эксперимент

МБОУДО «ОТЦ»

Защита проекта

26



Проект «Скорость».

2


Чемпионат

МБОУДО «ОТЦ»

Соревнование

Проекты с открытым решением

27



Проект «Исследование космоса».

2


Беседа с игровыми элементами

МБОУДО «ОТЦ»

Опрос

28



Проект «Исследование космоса».

2


Защита проекта

МБОУДО «ОТЦ»

Защита проекта

29



Проект «Помощник».

2


Беседа с игровыми элементами

МБОУДО «ОТЦ»

Опрос

30



Проект «Помощник».

2


Защита проекта

МБОУДО «ОТЦ»

Защита проекта

31



Проект «Военный вездеход».

2


Беседа с игровыми элементами

МБОУДО «ОТЦ»

Опрос

32



Проект «Военный вездеход».

2


Защита проекта

МБОУДО «ОТЦ»

Защита проекта

33



Итоговая оценка результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

2


Самостоятельная работа

МБОУДО «ОТЦ»

Тестирование, достижения

34



Проект «Автомобиль будущего»

2


Беседа с игровыми элементами

МБОУДО «ОТЦ»

Опрос

35



Проект «Автомобиль будущего»

2


Защита проекта

МБОУДО «ОТЦ»

Защита проекта

36



Соревнования «Танковый биатлон»

2


Чемпионат

МБОУДО «ОТЦ»

Соревнование


72





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


3.1 Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение

Таблица 3

Оборудование кабинета (для группы из 10 человек)

Наименование

кол-во

Технологические наборы LEGO® Education WeDo 2.0.

3

ПК для обучающихся

2

ПК для педагога

1

Мультимедийный проектор

1

Принтер

1

Таблица 4

Методическое обеспечение

Название

кол-во

Презентации:

Тема: Введение в программу;

Тема: Простые механизмы. Наклонная плоскость. Принципы работы рычагов. Горка;

Тема: Рычаги первого рода. Качалка-балансир;

Тема: Рычаги второго рода. 5 D аттракцион;

Тема: Рычаги третьего рода. Качели;

Тема: Основные сведения о передачах. Танцующие птицы.

Тема: Зубчатая передача;

Тема: Коронная зубчатая передача;

Тема: Червячная зубчатая передача;

Тема: Ременная передача. Крокодил.

10

Обучающие мультфильмы, фильмы:

Учебное пособие WeDo 2.0;

Учебное пособие LEGO Education WeDo;

Галилео про Лего – 2007;

Ременная передача;

Фиксики – Рычаг.

5

Инструкции:

Раздел 1 Рычаги;

Раздел 2 Передачи;

Раздел 3 Проекты с пошаговыми инструкциями.

3

Схемы:

Учебное пособие WeDo 2.0;

Учебное пособие LEGO Education WeDo;

Горка;

Слон;

Кобра;

Кузнечик.

6

Демонстрационные модели:

«Парк аттракционов»;

Зоопарк;

Исследование космоса;

Помощник;

Военный вездеход;

Автомобиль будущего.

6

Памятки по ТБ

10

Карточки с заданиями:

Тема: Введение в программу;

Тема: Простые механизмы. Наклонная плоскость. Принципы работы рычагов. Горка;

Тема: Рычаги первого рода. Качалка-балансир;

Тема: Рычаги второго рода. 5 D аттракцион;

Тема: Рычаги третьего рода. Качели;

Тема: Введение в программу;

Тема: Зубчатая передача;

Тема: Коронная зубчатая передача.

8

Тесты промежуточной и итоговой оценки результатов освоения программы:

Рычаги;

Передачи;

Проекты с пошаговыми инструкциями;

Проекты с открытым решением.

4

Кроссворды:

Тема: Кулачковый механизм. Обезьяна.

1

Плакаты:

Названия деталей.

13

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, среднее специальное или высшее образование, курсы повышения квалификации по образовательной робототехнике.

3.2 Формы контроля и аттестации

Программа предусматривает промежуточную и итоговую оценку результатов освоения программы.

Формы оценки результатов освоения программы:

тестирование;

опрос;

достижения обучающегося (награды);

защита проектов;

портфолио.

3.3 Планируемые результаты

Предметные

К концу обучения, учащиеся будут знать:

основные понятия по простые механизмы;

среду LEGO® Education WeDo 2.0;

правила безопасной работы с конструктором LEGO® Education WeDo 2.0;

основы механики;

основы проектной деятельности.

К концу обучения, учащиеся будут уметь:

подключать и задействовать электронный компоненты конструктора;

работать со схемами;

конструировать и программировать различные модели роботов для решения поставленной цели;

создавать мини проекты;

применять правила техники безопасности при работе с различными компонентами конструктора LEGO® Education WeDo 2.0.

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

навыки работы в группе при выполнении практических творческих работ;

заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Метапредметные

Регулятивные универсальные учебные действия. У обучающихся будут сформированы умения:

решать поставленные задачи с помощью конструктора LEGO® Education WeDo 2.0;

составлять план действия на занятии для достижения поставленной цели и придерживается его;

адекватно воспринимать оценку своих работ и работ окружающих;

вносить необходимые коррективы в свои действия в соответствии с полученными данными.

Познавательные универсальные учебные действия. Обучающиеся научатся:

приобретать и осуществлять практические навыки и умения в робототехнике;

извлекать информацию из текста и иллюстрации;

делать выводы на основе анализа рисунка-схемы;

развивать фантазию, воображение, память, мелкую моторику и глазомер.

Коммуникативные универсальные учебные действия. Обучающиеся приобретут умения:

осуществлять совместную продуктивную деятельность;

сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной целью;

формировать собственное мнение и позицию.

Ключевые компетенции

В процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы «Планета механизмов» обучающиеся успешно овладеют следующими компетенциями:

коммуникативная компетенция: учатся решать конфликтные ситуации; демонстрируют навыки работы в группе, выполняют различные социальные роли в коллективе; стараются представить и позиционировать себя.

информационная компетенция: используют учебный модуль по программе; используют в проектной, исследовательской и других видах деятельности ИКТ (мультимедийные средства); создают проектные работы по программе и представляют их на различных уровнях;

интеллектуальная компетенция: представляют собственные знания и соотносят их с уже имеющимися знаниями; используют опыт, полученный на занятиях, в классе и школе;

общекультурная компетенция: практикуют принципы культуры здоровьесбережения, мотивируются заниматься творческими видами деятельности.




МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Программа «Простые механизмы» обеспечена методическими материалами:

учебными пособиями LEGO® Education WeDo 2.0 (Приложение №1);

учебное пособие «Конструирование и робототехника (Lego WeDo) (Приложение № 2).

демонстрационными: и раздаточными учебными материалами:

презентации (Приложение № 3);

обучающие мультфильмы;

схемы (Приложение № 4);

демонстрационные модели (Приложение № 5);

памятки по ТБ (Приложение № 6);

карточки с заданиями (Приложение № 7);

кроссворды (Приложение № 8);

плакаты (Приложение № 9);

рабочий лист (Приложение № 10);

шаблон выполнения проектной работы (Приложение № 11).

Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие.

Общие требования к занятиям:

создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;

целесообразное расходование времени на занятии;

применение разнообразных методов и средств обучения;

развитие благоприятных межличностных отношений между педагогом и обучающимися;

развитие умения применять полученные знания в практической деятельности.

Для того чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать. Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия. (Приложение № 12)

Изучение учебного материала осуществляется в следующей последовательности:

изучение нового материала;

применение знаний на практике, формирование практических умений;

контроль знаний.

Для реализации образовательного процесса в объединении используются следующие образовательные технологии:

Модульная технология - разработка специальных инструкций, например, технологических карт для самостоятельной работы обучающихся с четким указанием цели усвоения определенного учебного материала, использование источников информации и разъяснение способов овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий.

Технология проблемного обучения - на занятии создаются проблемные ситуации, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками. Образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.

Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося.

Технология развивающего обучения - это такое обучение, при котором главной целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития способностей, интересов, личностных качеств и отношений между детьми; при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума.

Технология проектной деятельности - при использовании в обучении проектной технологии обучающиеся включаются в творческую деятельность. Это требует использования широкого спектра педагогических методов, которые могут включать «мозговой штурм» (мастер - классы), ролевые игры (интегрированное занятия), обсуждения, дискуссии; постановку «открытых» вопросов; индивидуальную и групповую деятельность. Процесс выполнения творческого проекта подразделяется на 3 основных этапа:

1 этап – выявление цели выполнения творческого проекта.

2 этап - практической реализации.

3 этап - контрольно-оценочный.

Игровые технологии:

занятие – путешествие проводится во время освоения нового материала;

игры-упражнения способствуют развитию познавательных способностей ребят, закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях (кроссворды, ребусы, викторины);

игры-соревнования;

сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируется в задуманных условиях, обучающиеся играют определенные роли.

Здоровьесберегающие технологии: физкультурные минутки, часы здоровья гимнастики до начала занятий, динамические перемены, гимнастики для пальцев, для глаз.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - мультимедийные презентации, обучающие фильмы, видеоролики, мастер-классы, виртуальные экскурсии.

Технология коллективно-творческого воспитания это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Интерактивные технологии позволяют развить познавательную заинтересованность и мотивированность обучающихся и направляют их деятельность на достижение целей и задач обучения (мозговой штурм, аквариум, дерево решений, ролевая (деловая) игра, дебаты).

Используются как традиционные, так и интерактивные методы обучения:

словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, беседа, диалог, консультация;

проектно-конструкторские методы: проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;

наглядный метод обучения: картины, иллюстрации, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики, демонстрационные материалы, онлайн-экскурсия.



V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Для каждой программы разрабатываются свои, характерные для нее, параметры, критерии, оценочные материалы и диагностики.

Диагностика образовательных результатов в МБОУДО «ОТЦ»

Промежуточная и итоговая оценка результатов освоения программы: (Приложение № 13)

1. Мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной образовательной программе (автор Л.Н. Буйлова) - (таблица 5):

теоретическая подготовка – тесты: «Рычаги» (таблица 6), «Передачи» (таблица 7), «Проекты с пошаговыми инструкциями» (таблица 8), «Проекты с открытым решением» (таблица 9) (составитель Ланге М.О.);

практическая подготовка – мониторинг выполнения практических работ (таблица 12) (составитель Ланге М.О.);

общеучебные умения и навыки ребёнка - защита проекта (таблица 13), наблюдение;

2. Мониторинг личностного развития по дополнительной образовательной программе (автор Л.Н. Буйлова) - (таблица 15):

наблюдение;

методика «Самоанализ личности» (О.И. Мотков, модифицирована Т.А. Мироновой – адаптированный вариант);

методика изучения мотивов участия обучающихся в деятельности (Л.В. Байбородовой);

уровень воспитанности обучающихся (автор Н.П. Капустина);

методика «Лесенка» (автор В.Г. Щур);

анкета «Конфликтная ли вы личность?» Тест из книги "Сборник психологических тестов" / Составители: Л.А. Богатова, В.В. Герасимова, Л.А. Кудряшова, И.А. Радчук.-Казань: КНПО ВТИ, 2007



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список использованной литературы

Комплект учебных проектов LEGO® Education WeDo 2.0 // Книга для учителя [Электронный ресурс], 2018. – 213 с.

Список литературы для педагогов

Комплект учебных проектов LEGO® Education WeDo 2.0 // Книга для учителя [Электронный ресурс], 2018. – 213 с.

Корягин А. В. Образовательная робототехника (Lego WeDo). Сборник методических рекомендаций и практикумов / А. В. Корягин, Н. М. Смольянинова – М.: ДМК Пресс, 2016. – 254 с.

Тарапата В. В. Робототехника в школе: методика, программы, проекты / В. В. Тарапата, Н. Н. Самылкина. — М.: Лаборатория знаний, 2017.—109 с.

Список литературы для обучающихся

Комарова Л.Г. Строим из Lego: Моделирование лог. отношений и объектов реал. мира средствами конструктора Lego / Л.Г. Комарова - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. - 80 с.

Лифанова О. А. Конструируем роботов на LEGOR Education WeDo 2.0. Космический десант / О. А. Лифанова. - Электрон. изд. - М.: Лаборатория знаний, 2020. - 99 с.

Лифанова О. А. Конструируем роботов на LEGO Education WeDo 2.0. Мифические существа / О. А. Лифанова. - Электрон. изд. - М.: Лаборатория знаний, 2020. - 92 с.

Список литературы для родителей

Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей / С.А. Филиппов. – СПб.: Наука, 2013. - 319 с.

Список интернет-ресурсов

Роботы лего и робототехника – Режим доступа: http://www.prorobot.ru/ (дата обращения: 15.04.2023).

LEGO Education - Режим доступа: https://education.lego.com/ru-ru/ (дата обращения: 15.04.2023).

MonitorBank - сборник материалов по технологии, робототехнике и программированию - Режим доступа: https://monitorbank.ru/category/nabor-wedo-2-0/ (дата обращения: 15.04.2023).






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации