Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Мастерилка»

1
0
Материал опубликован 2 October 2023

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОЛЫШМАНОВСКИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ЦЕНТР»

Тюменская обл., р.п.Голышманово ул.Садовая, 102, тел./факс 8(34546)25033

эл.почта: golcdt@yandex.ru




Принята на заседании

методического совета

от «___» _______________

Протокол № ___



«Утверждаю»

Директор МАУ ДО

«Голышмановский МЦ»

Т.А. Селезнева ______________

«___» ______________________









Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности

«Мастерилка»

Уровень программы: стартовый

Возраст обучающихся: 6-10 лет

нормативный срок освоения: 1 год









Автор-составитель:

Степанова Надежда Сергеевна,

педагог дополнительного образования











р.п. Голышманово, 2023г.


Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка.

Программа составлена на основании:

- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;

- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030г»;

- Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” (с изменениями 30.09.2020г.);

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019№467» Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями 02.02.2021 №38);

- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования для детей и взрослых»;

- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242;

- Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных 28.09.2020 г. № 28 (регистрационный номер 61573 от 18.12.2020 г.),

- Приказа Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226);

- Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме // утв. Министерством просвещения Российской Федерации от 28.06.2019 № МР-81/02;

- Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации / Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;

- План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. //Утверждён Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 № 2945-р;

- Письмо Министерства образования и науки РФ № -641/09 от 26.03.2016 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей».

- План работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года I этап (2022- 2024годы) в Тюменской области, утвержденного приказом Департамента образования и науки Тюменской области, Департаментом физической культуры и спорта Тюменской области, Департаментом культуры Тюменской области, Департаментом социального развития Тюменской области, Департамента информатизации Тюменской области № 556/325/1285/315- п/151-од от 28.07.2022г.,

-Устав МАУ ДО «Голышмановский МЦ».



В настоящее время важными приоритетами государственной политики в сфере образования становится поддержка и развитие детского технического творчества, повышение престижа научно-технических профессий.

Актуальность программы обусловлена тем, что в ходе обучения ребята не только совершенствуют трудовые технологические навыки, но и способствуют развитию эстетического вкуса, творческой активности, трудолюбия и усидчивости. Занятия творческим моделированием предоставляют детям возможность применять на практике начальные знания из области рисования, черчения, геометрии, а также использовать опыт их собственных жизненных наблюдений.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерилка» имеет техническую направленность.

Новизна программы. Программа включает в себя создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, творческих проектов. Такой разнообразный вид деятельности дает широкое представление детям о неиссякаемых возможностях бумажного творчества. Учащиеся овладевают всем материалом и технологией непосредственно в процессе изготовления изделий.

Педагогическая целесообразность состоит в том, что содержание программы не повторяет имеющиеся школьные курсы трудового обучения, но использует все навыки и умения, сформированные в процессе обучения в школе. Учащиеся овладевают всем материалом и технологией непосредственно в процессе изготовления изделий.

В программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей.

Ведущей идеей данной программы является создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Категория обучающихся: программа адресована детям 6 – 10 лет. В коллектив принимаются все желающие. Количество обучающихся в группах от 10 до 15 человек.

Язык обучения: русский.

По нормативным срокам реализации образовательная программа «Мастерилка» рассчитана на 1 год обучения. Программа реализуется на стартовом уровне. Объем программы составляет 72 академических часа.

Формы обучения - очно и дистанционно (с применением дистанционных образовательных технологий — далее ДОТ).

При очной форме освоения программа реализуется в группах обучающихся. В случае реализации программы с использованием дистанционных технологий образовательный процесс организуется в форме видео-уроков, которые педагог предварительно готовит в соответствии с темой. Видео-уроки отправляются обучающимся по электронной почте, в социальной сети ВКонтакте, Telegram. При необходимости педагогом проводятся индивидуальные консультации с обучающимися с использованием приложения для ВКС Zoom, Skype. Контроль выполнения заданий фиксируется посредством фотоотчетов, видеоотчетов, размещаемых детьми и (или родителями) по итогам занятия в группе Viber, социальной сети ВКонтакте. Общение с родителями и детьми ведётся в группе Viber, Telegram. Между занятиями родителям нужно организовать для ребенка 10 минутный перерыв, во время которого помочь ребенку выполнить несложные упражнения – физ-минутку, обсудить прошедшее занятие, выполняемые задания.


Рекомендуемый режим занятий

Занятия проводятся по расписанию 2 раза в неделю, продолжительность занятий в группах - 1 академический час (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей").

Цели и задачи программы

Цель: Создание условий для развития начальных технических знаний, навыков, умений.

Задачи:

Образовательные:

формировать умения работы с бумагой, картоном и другими материалами;

научить ориентироваться в технике чтения элементарных схем и чертежей;

научить организации и пла­нированию работы.

Развивающие:

развивать образное и пространствен­ное мышление, фантазию ребенка;

развивать аналитическое мышление и самоанализ;

развивать творческий потенциал ре­бенка;

развивать конструкторские способности, техническое мышление, творческий подход к работе.

Воспитательные:

воспитывать терпение и упор­ство, необходимые при работе с бумагой, картоном и другими материалами;

формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение ра­ботать в группе;

создать комфортную среду педагоги­ческого общения между педагогом и вос­питанниками.


Планируемые результаты обучения:

Предметные (образовательные):

К концу обучения ребенок:

Будет знать условные обозначения: линия отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея.

Будет знать основные понятия: точка, линия, отрезок, многоугольник, прямой угол, шаблон, чертеж и другие.

Будет знать способы и приёмы обработки бумаги и картона, элементарные свойства бумаги, картона; способы соединения деталей из бумаги, картона; основные операции при работе с бумагой: сгибание, складывание, резание, склеивание; основные приемы работы с пластилином: раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др.

Метапредметные (развивающие):

Будут развиты память, внимание, мышление, воображение, восприятие, моторика рук, уверенность в себе.

Освоен навык находить необходимую информацию в словарях, энциклопедиях, сети интернет.

Личностные (воспитательные):

Приобретен интерес к техническому творчеству.

Сформирована мотивация к завершению начатой работы (достижения цели).

Сформировано трудолюбие, усидчивость, терпение, умение работать в коллективе.

Сможет использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.




Учебный план

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

всего

теория

практика

1

Вводный блок

2

2

-

Наблюдение. Опрос.

2

Чертежная мастерская

12

4

8

Наблюдение. Выставка.

Практическая работа.

3

Конструкторская мастерская

30

8

22

Наблюдение. Выставка.

Практическая работа.

4

Мастерская скульптора

12

2

10

Наблюдение. Выставка.

Практическая работа.

5

Проектные работы

10

2

8

Наблюдение. Выставка.

Практическая работа.

6

Проверочно-результативный блок

6

1

5

Наблюдение. Опрос. Проверочные работы. Выставка.


1.6. Содержание учебного плана


Вводный блок (2 часа)

Теория. Порядок и содержание занятий по техническому конструированию.

Демон­страция готовых поделок.

Правила поведения учащихся в рабочем кабинете.

Безопасность жизнедеятельности учащихся на занятии по начальному техническому моделированию.

Чертежная мастерская (12 часа)

Теория. Общие элементарные сведения о бумаге, её видах и свойствах.

Инструменты и приспособления для работы с бумагой.

Физические и механические свойства бумаги и картона.

Правила сгибания, складывания, резания.

Правила работы с клеем, кис­точкой, правила безопасной работы с режущими и колющими инструмента­ми (ножницы, шило).

Что такое линейка и что она умеет.

Что такое циркуль и что он умеет.

Что такое симметрия.

Аппликация. Классификация аппликации: по видам; по изображению; по способу выполнения; по цветовому решению.

Ознакомление учащихся с разнообразием предметов и технических объектов, части которых имеют формы геометрических фигур.

Практика. Сгибание, складывание, резание, склеивание и другие операции с бумагой.

Изготовление из бумаги четырехугольника и круга.

Деление четырехугольника и круга на две равные части путем сгибания и резания.

Соединение плоских деталей между собой при помощи клея.

Опыты с бумагой.

Изготовление аппликаций.

Узоры в круге. Мозаика.

Аппликация из геометрических фигур.


Конструкторская мастерская (30 часов)

Теория. Знакомство с шаблоном, способами и приемами работы с ним.

Сгибание - одна из основных рабочих операций в процессе практической работы с бумагой.

Правила сгибания, складывания.

Классическое оригами – специальные слова и понятия: заготовка, диагональ, линия сгиба.

Подвижные игрушки. Проволочное соединение.

Соединение деталей без соединительных материалов.

Практика.

Разметка и изготовление плоских деталей по шаблонам.

Вырезание заготовок по шаблонам из бумаги, сложенной вдвое.

Изготовление изделий путём сгибания бумаги.

Изготовление простых животных, птиц, цветов.

Игрушки из конусов.

Конструирование из картона.

Объемная аппликация.

Оригами.

Аппликация с плетением.

Подвижные игрушки.

Конструирование из конуса.


Мастерская скульптора (12 часов)

Теория.

Знакомство с пластилином.

Основные цвета, правила смешивания пластилина.

Техника безопасности при работе с пластилином. Инструменты, используемые при работе с пластилином. Виды аппликаций из пластилина. Техника выполнения.

Основные приемы лепки пластилином: раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др.

Понятие «Пластилинография»

Практика.

Изготовление сюжетных объемных поделок.

Объемные картины из пластилина.


Проектные работы (10 часов)

Теория.

Знакомство с проектной деятельностью. Что такое проект. Этапы проектной деятельности.

Практика.

Разработка индивидуальных и групповых проектов.


Проверочно-результативный блок (6 часов)

Экскурсия в музей.

Экскурсия на выставку «Город мастеров».

Изготовление этикетки.

Подготовка изделия к выставке.

Оформление выставки своих изделий.

Беседа "Чему мы научились за год".

Тестирование по пройденным темам.


2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Календарный учебный графи программы


Год обучения года

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

2023-2024

1 сентября 2023

31 мая 2024года

36

72

2 занятия в неделю по 40 минут





2.2. Методические материалы

2.1.1 Методические материалы, необходимые для реализации

программы

Реализация данной программы предполагает использование методических материалов и различной литературы.

Образовательный компонент включает в себя:

1. Учебные пособия-материалы, обеспечивающие реализацию ДООП -

справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.);

научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.);

периодические издания;

видеоматериалы (видеолекции, художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.);

аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи, необходимые для изучения данной темы);

электронные средства образовательного назначения (виртуальные лекции по темам образовательной программы, демонстрационные модели, слайдовые презентации).

2. Методические материалы по организации образовательной деятельности.

3. Методические разработки занятий.

4. Методические рекомендации:

по формированию учебной мотивации у учащихся (использование игровых технологий, наличие традиций, атрибутики, системы поощрений и др.);

по проведению мониторинга удовлетворённости родителей и учащихся организацией образовательного процесса;

по эффективному использованию имеющейся в наличии материально-технической базы.

5. Блок для работы с детьми с особыми образовательными потребностями (с одаренными детьми).

6. Дидактические материалы:

раздаточный материал для учащихся (готовые шаблоны и трафареты, фотографии, технологические и инструкционные карты);

наглядные пособия (таблицы, готовые работы, объемные модели, муляжи и др.).

7. Диагностический материал:

оценочные материалы для контроля за результатами освоения учащимися ДООП;

диагностические методики, позволяющие оценить достижения учащихся, диагностировать мотивацию достижений личности.


Воспитательный компонент включает:

1. Рабочую программу воспитания;

2. Сценарии праздников;

3. Информационные материалы о коллективе (буклеты, реклама, статьи и т.д.);

4. Творческие отчеты;

5. Фотоальбомы и видеоматериалы;

6. Информация о работе объединения в сети Интернет (на сайте учреждения, в

группах учреждения и объединения в социальных сетях);

7.Материалы по работе с родителями (план работы с родителями, планы

родительских собраний);

8. Различные памятки.


2.2.2 Формы и методы работы

Занятия дают хороший эффект тогда, когда проводятся систематически. Поэтому по доминирующим формам организации деятельности детей предполагаются занятия в группах. Единицей учебного времени в объединении является учебное занятие. Исходя из целей, задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей обучающихся, образовательная деятельность реализуется в различных формах: круглый стол; занятие-практикум; занятие-дискуссия; беседа; занятие-игра; занятие-конкурс; занятие-викторина; практическая работа.

Отношения между детьми в группе строятся преимущественно через педагога, он организует их совместную деятельность и общение. Поэтому на первый план выступают методы организации детского коллектива: коллективные единые требования, коллективное самоуправление, метод коллективной перспективы и т.д.

Среди методов формирования опыта экологически сообразного поведения и основ естественнонаучного мировоззрения обучающихся выделяются:

методы, повышающие познавательную активность (элементарный анализ, моделирование, метод вопросов, повторение, решение логических проблем, экспериментирование, опыты);

методы, направленные на повышение эмоциональной активности (игровые приемы, сюрпризные моменты, элементы новизны);

методы, способствующие установлению связей между различными видами деятельности (перспективное планирование, опосредованное переключение на другую деятельность);

методы мотивации и стимулирования самостоятельной деятельности обучающихся (создание проблемной ситуации, эвристическое наблюдение);

методы обучения и развития творчества (метод образного видения, метод придумывания);

метод проблемных ситуаций (исследовательский метод, метод проблемного изложения);

игровые и тренинговые методы (ролевая игра, импровизационная игра, метод обмена опытом, метод имитации, метод групповой дискуссии, метод группового решения).


2.3. Требования техники безопасности

При изучении общеобразовательной общеразвивающей программы объединения «Мастерилка» необходимо соблюдать технику безопасности. Инструктаж по технике безопасности обучающихся проводит руководитель объединения не реже двух раз в год – в сентябре (вводный) и в январе (повторный). При необходимости проводится внеплановый инструктаж по технике безопасности. Для обучающихся, пропустивших инструктаж по уважительной причине, - в день выхода на занятия; для обучающихся, поступивших в течение учебного года – в первый день их занятий. Этот инструктаж включает в себя: информацию о режиме занятий, правилахповедения обучающихся во время занятий, во время перерывов в помещениях, на территории учреждения, инструктаж по пожарной безопасности, по электробезопасности, правила поведения в случае возникновения чрезвычайной ситуации, по правилам дорожно-транспортной безопасности (приложение 1)

2.4. Оценочные материалы

Формы проведения аттестации

Входящая диагностика – наблюдение, тестирование.

Промежуточная аттестация проводится в декабре - по итогам полугодия. Формы проведения – педагогическое наблюдение, опрос, выставка работ, публикация материалов на сайте организации. Промежуточная аттестация предполагает качественную характеристику (оценку) сформированности у обучающихся соответствующих компетенций и устные рекомендации обучающемуся и/или его родителям по повышению успешности освоения программы.

Итоговая аттестация проводится по завершению всего курса обучения по программе. Форма проведения – выполнение.

Для осуществления диагностики в области метапредметных и личностных результатов используются метод педагогического наблюдения, проектные методики, метод анкетирования и др. Одним из показателей результативности является участие детского объединения в выставках, конкурсах.

Критерии оценки качества усвоения знаний, умений и навыков

Ф.И. обучающего______________________________________

п/п

Критерии оценки качества

Формы оценки качества

Уровни освоения программы

Высокий

(3 балла)

Средний

(2 балла)

Низкий

(1 балл)

Теоретические знания



Опрос, наблюдение, тестирование.

Безошибочное выполнение задания

Допускается незначительная часть ошибок (не более трех)

В выполненном задании наблюдается значительная часть ошибок (более трех)

Практические умения и навыки



Проектная работа, выполнение изделий из бумаги, картона, пластилина.

Успешное выполнение всех заданий

Успешное выполнение всех заданий, но с некоторыми нарушениями

Допустил значительные ошибки



Оценка, оформление и анализ результатов итоговой аттестации:

Критерии оценки общего уровня обученности:

Высокий уровень (В) освоения изучаемого материала:

- применение знаний в нестандартной ситуации

- творческое применение приобретённых знаний на практике в незнакомой ситуации

(анализировать ситуацию, находить оригинальные подходы к решению проблемных ситуаций,

самостоятельно экспериментировать, исследовать, применять ранее усвоенный материал),

успешное освоение учащимися более 70% содержания дополнительной образовательной

программы.



Средний уровень (С) освоения изучаемого материала:

- применение знаний в знакомой ситуации,

- выполнение действий с чётко обозначенными правилами,

- применение знаний на основе обобщённого алгоритма (измерять, объяснять, сравнивать, обобщать),

- умение анализировать ситуацию, делать выводы, проводить рефлексию собственных действий,

- успешное освоение учащимися от 50% до 70% содержания дополнительной общеразвивающей программы.

Низкий уровень (Н) освоения изучаемого материала:

- воспроизведение и запоминание по образцу, по наводящим вопросам и действиям педагога (показывать, называть, давать определения, формулировать правила),

- успешное освоение учащимися менее 50% содержания дополнительной общеразвивающей программы.



Формы оценки результативности:

экскурсии,

массовые мероприятия,

практическая работа,

наблюдения,

конкурсы.

В ходе реализации рабочей программы «Мастерилка» применяются различные образовательные технологии: проблемного обучения, сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, использование ЭОР. При проведении занятий предпочтение отдается активным формам и методам обучения: эксперименты, исследования, опыты, беседы, игры, консультации, экскурсии, посещение музеев, выставок, самостоятельное изучение проблем родной области при работе с литературой, периодическими изданиями.


2.5. Характеристика педагогического состава

Педагог, реализующий дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу: педагог дополнительного образования.

Стаж работы – не менее одного года, образование – высшее педагогическое, квалификационная категория – соответствие занимаемой должности.

Должностные обязанности в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе:

реализация дополнительной программы;

разработка и внедрение в образовательный процесс новых дидактических разработок; - побуждение обучающихся к самостоятельной работе, творческой деятельности; информационное сопровождение обучающихся при выполнении и защите творческих проектов.

2.6. Рабочая программа воспитания

детского объединения технического направления

«Мастерилка»


Цель: Создание условий для развития начальных технических знаний, навыков, умений.

Задачи:

Образовательные:

формировать умения работы с бумагой, картоном и другими материалами;

научить ориентироваться в технике чтения элементарных схем и чертежей;

научить организации и пла­нированию работы.

Развивающие:

развивать образное и пространствен­ное мышление, фантазию ребенка;

развивать аналитическое мышление и самоанализ;

развивать творческий потенциал ре­бенка;

развивать конструкторские способности, техническое мышление, творческий подход к работе.

Воспитательные:

воспитывать терпение и упор­ство, необходимые при работе с бумагой, картоном и другими материалами;

формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение ра­ботать в группе;

создать комфортную среду педагоги­ческого общения между педагогом и вос­питанниками.


Планируемые результаты обучения:

Предметные (образовательные):

К концу обучения ребенок:

Будет знать условные обозначения: линия отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея.

Будет знать основные понятия: точка, линия, отрезок, многоугольник, прямой угол, шаблон, чертеж и другие.

Будет знать способы и приёмы обработки бумаги и картона, элементарные свойства бумаги, картона; способы соединения деталей из бумаги, картона; основные операции при работе с бумагой: сгибание, складывание, резание, склеивание; основные приемы работы с пластилином: раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др.

Метапредметные (развивающие):

Будут развиты память, внимание, мышление, воображение, восприятие, моторика рук, уверенность в себе.

Освоен навык находить необходимую информацию в словарях, энциклопедиях, сети интернет.

Личностные (воспитательные):

Приобретен интерес к техническому творчеству.

Сформирована мотивация к завершению начатой работы (достижения цели).

Сформировано трудолюбие, усидчивость, терпение, умение работать в коллективе.

Сможет использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема (дисциплина)

Количество часов

Форма проведения занятий

Форма контроля

1

Вводное занятие. Правила ТБ.

1

Беседа

Педагогическое наблюдение

2

История развития технического моделирования. Опыты с бумагой.

1

Беседа. Практическое занятие

Педагогическое наблюдение


Чертежная мастерская (всего - 12 часов; теория- 4 часа, практика- 8 часов)

3

Вырезание геометрических фигур из бумаги.

1

Беседа. Практическое занятие

Педагогическое наблюдение

4

Знакомство с линейкой. Изготовление из бумаги четырехугольника.

1

Беседа. Практическое занятие

Педагогическое наблюдение

5

Знакомство с циркулем. Изготовление из бумаги круга.

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

6

Деление четырехугольника и круга на две равные части путем сгибания и резания.

1

Беседа. Практическое занятие

Педагогическое наблюдение

7

Аппликация из геометрических фигур

1

Беседа. Практическое занятие

Педагогическое наблюдение

8

Изготовление змейки из цветной бумаги.

1

Беседа. Практическое занятие

Педагогическое наблюдение

9

Что такое симметрия.

1

Беседа. Практическое занятие

Педагогическое наблюдение

10

Снежинка из белой бумаги.


1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

11

Новогодняя аппликация

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

12

Узоры в круге. Мозаика.

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

13

Аппликация «Осень»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

14

Игра «Подумай и наклей»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение


Конструкторская мастерская (всего - 30 часов; теория- 8 часов, практика- 22 часа)

15

Разметка и изготовление плоских деталей по шаблонам.

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

16

Вырезание заготовок по шаблонам из бумаги, сложенной вдвое.

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

17

Объемная аппликация «Белое на белом»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

18

Объемная аппликация «Цветы»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

19

Обработка мягкого картона. Башня.

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

20

Оригами «Мастер – помощник»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

21

Оригами «Лягушка»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

22

Оригами «Цветок»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

23

Оригами «Самолет»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

24

Оригами «Корзинка»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

25

Оригами « Коробочка»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

26

Оригами с элементами аппликации «Морковка»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

27

Оригами с элементами аппликации «Собака»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

28

Оригами «Лягушка». Соревнование на дальность прыжка.

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

29

Оригами «Новогодняя елочка»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

30

Оригами «Голубь»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

31

Оригами из составных частей. Птицы.

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

32

Оригами из составных частей. Цветы.

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

33

Викторина «В мире оригами»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

34

Аппликация с плетением

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

35

Подвижные игрушки «Пропеллер»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

36

Подвижные игрушки «Цыпленок»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

37

Подвижные игрушки «Клоун»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

38

Подвижные игрушки «Обезьянка»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

39

Конструирование из конуса «Тигренок»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

40

Конструирование из конуса «Зайчик»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

41

Аппликация «Аквариум».

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

42

Аппликация к 23 февраля

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

43

Африканская саванна

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

44

Игра «Подумай и наклей»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение


Мастерская скульптора (всего - 12 часов; теория- 2 часа, практика- 10 часов)

45

Знакомство с пластилином и основными приемами лепки.

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

46

Сюжетная работа «Колобок»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

47

Сюжетная работа «Гусеница на листочке»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

48

Сюжетная работа «Божья коровка»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

49

Корзина с фруктами

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

50

Сюжетная работа «Гроздь винограда»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

51

Сюжетная работа «Улитка»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

52

Сюжетная работа « Котенок»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

53

Пластилинография « Яблоко»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

54

Пластилинография «Ваза с цветами»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

55

Пластилинография «Зимнее дерево»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

56

Пластилинография «Чашка чая»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение


Проектные работы (всего - 10 часов; теория- 2 часа, практика- 8 часов)

57

Что такое проект и как над ним работать.

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

58

Разработка коллективного проекта «Новогодняя гирлянда»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

59

Разработка коллективного проекта «Дом моей мечты»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

60

Разработка коллективного проекта «Дом моей мечты»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

61

Разработка коллективного проекта «Дом моей мечты»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

62

Разработка индивидуального проекта «Открытка к празднику»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

63

Разработка индивидуального проекта « Любимые мультфильмы»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

64

Разработка коллективного проекта «Открытка к 8 марта»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

65

Разработка индивидуального проекта « Картина из пластилина»

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

66

Разработка коллективного проекта «Коллаж «Победный май».

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение


Проверочно-результативный блок (всего - 6 часов; теория- 1 часа, практика- 5 часов)

67

Экскурсия в музей.

1

Беседа.

Педагогическое наблюдение

68

Экскурсия на выставку «Город мастеров».

1

Беседа.

Педагогическое наблюдение

69

Подготовка изделия к выставке.

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

70

Оформление выставки своих изделий.

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение

71

Беседа "Чему мы научились за год".

1

Беседа.

Педагогическое наблюдение

72

Тестирование по пройденным темам.

1

Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение


1.6. Содержание учебно - тематического плана


Вводный блок (2 часа)

Теория. Порядок и содержание занятий по техническому конструированию.

Демон­страция готовых поделок. Правила поведения учащихся в рабочем кабинете. Безопасность жизнедеятельности учащихся на занятии по начальному техническому моделированию.

Чертежная мастерская (12 часа)

Теория. Общие элементарные сведения о бумаге, её видах и свойствах.

Инструменты и приспособления для работы с бумагой.

Физические и механические свойства бумаги и картона.

Правила сгибания, складывания, резания.

Правила работы с клеем, кис­точкой, правила безопасной работы с режущими и колющими инструмента­ми (ножницы, шило).

Что такое линейка и что она умеет.

Что такое циркуль и что он умеет.

Что такое симметрия.

Аппликация. Классификация аппликации: по видам; по изображению; по способу выполнения; по цветовому решению.

Ознакомление учащихся с разнообразием предметов и технических объектов, части которых имеют формы геометрических фигур.

Практика. Сгибание, складывание, резание, склеивание и другие операции с бумагой.

Изготовление из бумаги четырехугольника и круга.

Деление четырехугольника и круга на две равные части путем сгибания и резания.

Соединение плоских деталей между собой при помощи клея.

Опыты с бумагой.

Изготовление аппликаций.

Узоры в круге. Мозаика.

Аппликация из геометрических фигур.

Текущий контроль: Практическая работа. Беседа. Выставка работ.


Конструкторская мастерская (30 часов)

Теория. Знакомство с шаблоном, способами и приемами работы с ним.

Сгибание - одна из основных рабочих операций в процессе практической работы с бумагой.

Правила сгибания, складывания.

Классическое оригами – специальные слова и понятия: заготовка, диагональ, линия сгиба.

Подвижные игрушки. Проволочное соединение.

Соединение деталей без соединительных материалов.

Практика.

Разметка и изготовление плоских деталей по шаблонам.

Вырезание заготовок по шаблонам из бумаги, сложенной вдвое.

Изготовление поделок путём сгибания бумаги.

Изготовление простых животных, птиц, цветов.

Игрушки из конусов.

Конструирование из картона.

Объемная аппликация.

Оригами.

Аппликация с плетением.

Подвижные игрушки.

Конструирование из конуса.

Текущий контроль: Практическая работа. Беседа. Выставка работ.

Мастерская скульптора (12 часов)

Теория.

Знакомство с пластилином.

Основные цвета, правила смешивания пластилина.

Техника безопасности при работе с пластилином. Инструменты, используемые при работе с пластилином. Виды аппликаций из пластилина. Техника выполнения.

Основные приемы лепки пластилином: раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др.

Понятие «Пластилинография»

Практика.

Изготовление сюжетных объемных поделок.

Объемные картины из пластилина.

Текущий контроль: Практическая работа. Беседа. Выставка работ.

Проектные работы (10 часов)

Теория.

Знакомство с проектной деятельностью. Что такое проект. Этапы проектной деятельности.

Практика.

Разработка индивидуальных и групповых проектов.

Текущий контроль: Практическая работа. Беседа. Выставка работ.


Проверочно-результативный блок (6 часов)


Экскурсия в музей.

Экскурсия на выставку «Город мастеров».

Изготовление этикетки.

Подготовка изделия к выставке.

Оформление выставки своих изделий.

Беседа "Чему мы научились за год".

Тестирование по пройденным темам.

Текущий контроль: Практическая работа. Беседа. Выставка работ.

2.7. Рабочая программа воспитания

детского объединения технического направления

«Мастерилка»


1. Пояснительная записка

Рабочая программа воспитания детского объединения «Мастерилка» разработана на основании «Программы воспитательной работы» муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Голышмановский молодёжный центр», принятой на заседании педагогического совета МАУ ДО «Голышмановский МЦ», протокол №3 от 22.03.2021 года.

Рабочая программа направлена на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации, обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

В программе воспитания объединения предусмотрены определенные результаты по каждому из направлений. Результаты выступают ориентирами для педагогических работников в их воспитательной деятельности. Достижение планируемых результатов обучающимися зависит от длительности, объема, конкретного содержания получаемого дополнительного образования, а также от комплексного воспитательного действия различных социальных институтов.

Данная программа реализуется по следующим направлениям:

- формирования и развития творческих способностей обучающихся, выявления и поддержки талантливых детей и молодежи

Цель: создание условий для формирования, развития, выявления и поддержки способностей и талантов детей и молодежи, направленных на самоопределение и профессиональную ориентацию обучающихся.

Задачи:

Совершенствование системы самореализации и развития талантов;

Внедрение эффективной системы наставничества, для индивидуальной поддержки каждого одарённого ребёнка;

Развитие и реализация системы мер адресной поддержки и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи.

Ценностные ориентиры: творчество, созидание, целеустремленность и настойчивость, самовыражение личности.


- духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания, возрождения семейных ценностей, формирования общей культуры обучающихся, профилактики экстремизма и радикализма в молодежной среде.

Цель: создание условий для формирования, становления и развития у детей молодежи высокой социальной активности, семейных ценностей, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству.

Задачи:

Совершенствование и реализация воспитательных мер, направленных на духовнонравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи.

Развитие качеств высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина и патриота.

Актуализация и пропаганда семейных ценностей, роли семьи в жизни каждого человека, обобщенно-позитивных образов семьи, отца, матери, родного дома.

Профилактика экстремизма и радикализма в молодежной среде.

Ценностные ориентиры: любовь к России, многообразие и уважение культур и народов, социальная ответственность и компетентность, нравственный выбор, милосердие, честь, достоинство, культура семейных отношений, семейные традиции, семейные ценности.


- социализации, самоопределения и профессиональной ориентации

Цель: Создание условий для формирования у молодежи личностных и социально значимых качеств, готовности к осознанному профессиональному выбору.

Задачи:

Совершенствование и реализация системы формирования у обучающихся объективных представлений о себе, как субъекте собственной деятельности; развитие навыков проектирования и реализации индивидуальных способностей.

Формирование у молодежи адекватных представлений об избранной профессиональной деятельности и собственной готовности к ней.

Ценностные ориентиры: личность, труд, информация, выбор профессии.


- формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и комплексной профилактической работы (профилактики употребления ПАВ, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и детского дорожно-транспортного травматизма)

Цель: Создание условий, способствующих укреплению физического, нравственнопсихического здоровья обучающихся, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.

Задачи:

Совершенствование и реализация системы мер, формирующих у детей и молодежи мотивацию к законопослушному, здоровому и безопасному образу жизни, устойчивый психологический иммунитет к употреблению различных видов наркотических средств и психотропных веществ и другим проявлениям асоциального поведения.

Повышение уровня информированности детей, молодёжи и родителей об ответственности за совершение преступлений, общественно опасных деяний.

Формирование у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни, ответственного, бережного отношения к своему здоровью.

Развитие у обучающихся лидерских качеств и умений самостоятельно работать со сверстниками по продвижению ЗОЖ.

Ценностные ориентиры программы: жизнь во всех ее проявлениях, здоровье, безопасность, экологическая ответственность, репродуктивная ответственность.


- формирования и развития информационной культуры и информационной грамотности

Цель: создание условий для подготовки детей и родителей к продуктивному осуществлению всех видов информационной деятельности, успешной самореализации в условиях информационного общества и общества знаний.

Задачи:

Развитие информационной грамотности у детско-родительской аудитории;

Воспитание информационной культуры личности обучающихся;

Обучение информационной безопасности подрастающего поколения;

Профилактика формирования у учащихся интернет-зависимости и игровой зависимости (игромании, гэмблинга);

Предупреждение совершения учащимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Ценностные ориентиры: духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся, становление их гражданской идентичности и самоидентификации личности посредством личностной и общественно значимой деятельности через последовательное включение в глобальное информационное пространство.


Исходя из основных направлений деятельности подбираются формы работы, формируется план мероприятий и подбирается советующий инструментарий для их реализации.

Данные направления находят отражение в мероприятиях реализуемых в рамках занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе технической направленности «Мастерилка».


Календарный план воспитательной работы

В разделе представлен план традиционных мероприятий, организуемых для обучающихся и их родителей за рамками учебного плана. Сроки проведения мероприятий и условия участия в них конкретизируются непосредственно в течение учебного года.

Педагог постоянно общается с родителями по поводу успеваемости детей, их поведения, консультирует по компетентным вопросам. Успехи детей в творчестве и в личностном плане обязательно доводятся до сведения родителей. Своими наблюдениями педагог делится на каждом этапе обучения. Стремится заручиться поддержкой родителей, заинтересовать их в результативности учебно-воспитательного процесса.

Взаимодействие с родителями может быть индивидуальным и коллективным. В общении с родителями педагог стремится установить гибкие, доброжелательные отношения. Так же важно учитывать рекомендации самих родителей. Очень полезно привлечь родителей к творческо-образовательному процессу (например, в качестве фотографа, оператора видеосъемки занятий, помощника в изготовлении необходимых инструментов и др.)

Важным моментом в деятельности объединения являются совместные занятия детей и родителей. Это имеет большое воспитательное значение.

Помимо учебных занятий в объединении организуются совместные с родителями экскурсии, чаепития, встречи с интересными людьми. Положительные эмоции, рождаемые такими мероприятиями, благотворно сказываются на активности детей, на улучшение качества межличностных отношений, а также положительно влияют на раскрытие творческого потенциала воспитанников.

период

Мероприятия

Содержание деятельности

Формирования и развития творческих способностей обучающихся, выявления и поддержки талантливых детей и молодежи

сентябрь

День открытых дверей

Участие детей и родителей в мастер-классах, игровой программе.

декабрь

Новогодние программы для воспитанников

Участие детей

Январь

Игровые программы, мастер –классы

Участие детей и родителей

Март

Областной конкурс «Зеленая планета»

Участие детей

В течении года

Участие в выставках творческих работ Голышмановского молодежного центра посвященных: Дню матери, Дню учителя, Новом году, Международному женском дню, Дню Земли, Дню птиц, Дню Победы.

Оформление выставки, изготовление изделий.


Организация мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в инновационную, добровольческую деятельность, а также на развитие гражданской активности молодежи и формирование ЗОЖ

Ноябрь - март

Областная и окружная профилактическая акция «Областная зарядка», Акция «Будь здоров»

Участие в мероприятиях акций (зарядка, стенгазета)

Декабрь

День добровольца

Участие в акции

Апрель

Информационно – просветительская работа на тему ЗОЖ

Участие в квест – игре «Мы за здоровый образ жизни»

Организация мероприятий в сфере молодежной политики, направленных на гражданское и патриотическое воспитание молодежи, воспитание толерантности в молодежной среде, формирование правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи.

Декабрь

День Героев Отечества

Участие в онлайн акции «Герои Отечества»

Март

День Победы

Участие в мероприятиях, посвященных Дню победы

Организация мероприятий, направленных на профилактику асоциального и деструктивного поведения подростков и молодежи, поддержка детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении.

Февраль

Областная профилактическая акция

«Скажи жизни ДА!»

Участие с родителями в спортивных соревнованиях «Спорт- это жизнь»

2.6 Перечень информационного, нормативно-правового и

материально - технического обеспечения

2.6.1 Нормативно-правовое обеспечение

Программа составлена на основании:

Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;

Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030г»;

Приказа Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 г. N196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” (сизменениямина30сентября2020года);

Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242;

Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных 28.09.2020 г. № 28 (регистрационный номер 61573 от 18.12.2020 г.),

Приказа Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226);

Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года I этап (2022- 2024годы) в Тюменской области, утвержденного приказом Департамента образования и науки Тюменской области, Департаментом физической культуры и спорта Тюменской области, Департаментом культуры Тюменской области, Департаментом социального развития Тюменской области, Департамента информатизации Тюменской области

556/325/1285/315-п/151-од от 28.07.2022г.,

Устава МАУ ДО «Голышмановский МЦ».


Факторы риска

Реализация программы в точном соответствии ей не всегда возможна.

Причинами могут быть:

Отмена занятий из-за аварийных ситуаций (гор электросети, водоканал и т.д.)

Внеплановые мероприятия различного уровня (проводимые внутри учреждения, городские, областные, российские и пр.)

Автор программы оставляет за собой право корректировать ее без ущерба для общего объема знаний, умений, навыков программы:

1. Перестановка тем в соответствии с календарными праздниками

2. Изменение формы подачи материала

3. Дополнительные занятия

4. Привлечение старших воспитанников для помощи младшим в усвоении материала и т.д.


2.6.2 Материально-техническое обеспечение

Компьютер – 1 шт.

Проектор – 1 шт.

Стул (на каждого обучающегося)

Стол (желательно на каждого обучающегося)

Необходимые инструменты и материалы


Цифровые образовательные ресурсы:

Мультимедийные диски с информационно – справочным материалом, рассчитанные на различенные формы познавательной деятельности, в том числе исследовательскую проектную работу. Аудио и видео материалы.

Учебно-наглядные пособия:

Образцы изделий.

Набор учебно - познавательной литературы


2.6.3 Перечень информационного обеспечения

Литература для учителя

1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами от простых фигурок до сложных форм. - М.: «Оникс», 2008г.

2. Афонькин С. Сборник лучших моделей из бумаги..-М. Аким 2001.

3. Волков И. П. Учим творчеству. - М., 1983г.

4. Васина Н.С. Бумажная симфония – Москва Айрис-Пресс, 2009.

5. Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги.-Ташкент,1998.

6. Журавлева А.П., Болотина Л.А. 'Начальное техническое моделирование' - Москва: Просвещение, 1982.

7. Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. - М., 1978.

8. Ермаков А. М. Простейшие авиамодели.— М.: Просвещение, 1989.

9. Рожков В. С. Авиамодельный кружок.— М.: Просвещение, 1986.


Список литературы для детей

1. Афонькин С.А. Оригами. Бумажный зоопарк. – С-П, Литера, 2005.

2. Большая электронная детская энциклопедия «Воздухоплавание и авиация»

3. Дорогов Ю.Н. Секреты оригами для дошкольников. – Ярославль, 2004.

4. Калмыков В.П. Игрушки-подарки. - М., Малыш, 1979.

5. Кудишин И.В. Мир самолётов: науч.-поп.изд.для детей –М.: ООО»Издательство «Росмэн-Пресс»,2005

6. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. – М., Мозаика-Синтез, 2008.

7. Мастерилка. Авиатор.- М., Карапуз, №6, 1999

8. Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги. – М., Просвещение, 1983.

9. Энциклопедия для детей. Духовный мир человека. М.,ООО «Мир энциклопедий», 2006


Список литературы для родителей

1. Андрианов П.Н., Галопузова М.Н. «Развитие технического творчества младших

школьников» М., Просвещение,1987

2. Гульянц Э.к. «Учите детей мастерить» - М., Просвещение, 1984

3. Громова М.В. Родительский совет в дополнительном образовании детей -М.,ГОУ ЦРСДОД, 2003

4. Голованов В.П. «Свой мир мы строим сами» - М.,ООО «ДОД», 2007

5. Луков В.А. «Уроки Макаренко» - М., Ключ – С, 2006

6. Нил Р. «Самоделки из бумаги» - М., Дрофа, 1995

7. Рахматшаева В. «Грамматика общения» -М., Семья и школа,1995

8. Шемшурина А.И. «Этика и воспитание»: «От самооценки к совершенствованию» - М., ВЦХТ, 2002

9. Юркевич В.С. «Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность» М.Просвещение,1996.




Тест № 1

Выбери один или несколько ответов и обведи их в кружок.

1. Образец, по которому изготавливают изделия, одинаковые по форме и размеру:

 а) шаблон
 б) разметка
 в) эскиз

2. Шаблон на листе бумаги необходимо размещать:

 а) по центру 

 б) как можно ближе к краю

в) так, как захочется, это значения не имеет

3. Какое утверждение верно:

а) передавай ножницы кольцами вперед
б) работай с пластилином без подкладной доски

 в) при выполнении аппликации вырезай детали по одной и сразу их наклеивай

4. Выбери инструменты при работе с бумагой:

а) ножницы

б линейка
в) игла

5. Что нельзя делать при работе с ножницами?

а) держать ножницы острыми концами вниз
б) оставлять их на столе с раскрытыми лезвиями
в) хранить ножницы после работы в футляре

6. На какую сторону бумаги наносят клей?

а) лицевую
б) изнаночную

и) не имеет значения

7. В каком порядке выполняют аппликацию (расставь цифры)?

____   вырежи
____   разметь детали
____   приклей

8. Выбери инструменты для работы с пластилином:

а) стеки
б) подкладная доска
в) катушечные нитки

9. Пластилин – это…

а) материал, сделанный человеком

б) природный материал

10. Бумага – это…  

 а) материал

б) инструмент

в) приспособление


Тест № 2

Выбери один или несколько ответов и обведи их в кружок.

1. Как нужно оставлять ножницы на столе?

а) с закрытыми лезвиями

б) с открытыми лезвиями

в) не имеет значения

2. Как правильно передавать ножницы?

а) кольцами вперед

б) кольцами к себе

в) с раскрытыми лезвиями


3. Пластилин – это:

а) природный материал

б) материал, созданный человеком

в) приспособление


4. Инструмент для работы с пластилином – это:

а) стека

б) ножницы

в) нитки


5. Бумага – это…

а) материал

б) инструмент

в) приспособление


6. Как называется вырезание и наклеивание деталей на основу?

а) оригами

б) аппликация

в) вышивка


7. Укажи цифрами в окошечках порядок выполнения аппликации?

___ вырежи

___ разметь детали

___ приклей


8. Подчеркни названия инструментов.

Ножницы, пластилин, молоток, бумага, ткань, игла, нитки, лопата, клей


9. Вырезанная деталь к аппликации называется:

а) часть аппликации

б) шаблон



Практические самостоятельные работы.

Аппликация «Кактус»

t1696235358aa.jpgt1696235358ab.jpg

Аппликация «Морковь»

t1696235358ac.jpgt1696235358ad.jpgt1696235358ae.jpg


Аппликация «Лисенок»

t1696235358af.jpg



















Приложение 1.

Правила работы с ножницами.

Ножницы при работе нужно держать так: сначала в кольцо продеть большой и средние пальцы, указательным пальцем придерживать их снизу, при этом концы ножниц направлять от себя. Узкое лезвие должно быть снизу.

Резать средней частью ножниц.

Передавать ножницы в закрытом виде, кольцами в его сторону.

Не держать ножницы концами вверх.

Не работать ими с ослабленными креплениями.

Не резать ножницами во время ходьбы.

Не оставлять ножницы в раскрытом виде.


Правила работы с линейкой и карандашом.

Линейку держи левой рукой, а карандаш правой.

Работай только хорошо отточенным карандашом.

Линию проводи слева направо.

При черчении карандашом, держи его наклонно.

Не нажимай на карандаш, линейку не двигай.


Правила работы с клеем

Под детали подкладывай доски, листы.

При оклеивании картона бумагой, клей наносят на обратную сторону бумаги, а не картона, т.к. бумага быстрее намокает и равномернее растягивается, т.е. клеем смазывают более тонкий материал или детали, которые наклеивают.

Когда бумага намазана клеем, надо немного подождать, чтобы она размокла и растянулась, а то будут морщины и складки. В поперечном направлении деформация происходит чаще, чем в продольном.

Клей наносят на середину листа и размазывают равномерно к краям. Края надо всегда хорошо смазывать. Клей наносить кисточкой.

Деталь нужно сначала примерить, а потом намазывать клеем.

Разглаживают приклеиваемую деталь от середины к краям, где появились пузырьки, нужно проколоть их булавкой, клей вытереть тряпочкой.

Готовые изделия перекладывают макулатурой.


Правила работы с пластилином

Работу выполнять за столом.

Подготовить свое рабочее место: аккуратно и удобно расположить необходимые материалы.

Планировать свою работу.

Внимательно выслушивать задание воспитателя.

В процессе работы поддерживать порядок на рабочем месте.

Работать только на доске, пользоваться стеками, влажными салфетками. При необходимости смачивать руки водой.

При работе с пластилином необходимо быть аккуратным: не вытирать руки об одежду, не пачкать руки, лицо, костюм, не пачкать стол, за которым работаешь.

Нельзя: брать пластилин (глину) в рот, тереть грязными руками глаза, разбрасывать пластилин (глину) по комнате.

Готовые изделия класть на доску.

 По окончании работы привести в порядок рабочее место.

Тщательно вымыть руки с мылом.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации