12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Надежда Степанова200
Россия, Тюменская обл., р.п. Голышманово

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОЛЫШМАНОВСКИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ЦЕНТР»

Тюменская обл., р.п. Голышманово ул. Садовая, 102, тел./факс 8(345646)25033

эл.почта golcdt@yandex.ru





«Согласовано»

Директор МАУ ДО «Голышмановский МЦ»

Т.А. Селезнева ______________________

«____»_______________________ 2023 г.






Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«Пластилиновые фантазии»


Уровень программы: стартовый

Возраст обучающихся: 5-7 лет

нормативный срок освоения: 1 год





Автор-составитель:

Степанова Надежда Сергеевна,

педагог дополнительного образования


























2023 год



Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка.

Программа составлена на основании:

- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;

- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030г»;

- Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” (с изменениями 30.09.2020г.);

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019№467» Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями 02.02.2021 №38);

- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования для детей и взрослых»;

- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242;

- Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных 28.09.2020 г. № 28 (регистрационный номер 61573 от 18.12.2020 г.),

- Приказа Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226);

- Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме // утв. Министерством просвещения Российской Федерации от 28.06.2019 № МР-81/02;

- Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации / Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;

- План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. //Утверждён Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 № 2945-р;

- Письмо Министерства образования и науки РФ № -641/09 от 26.03.2016 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей».

- План работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года I этап (2022- 2024годы) в Тюменской области, утвержденного приказом Департамента образования и науки Тюменской области, Департаментом физической культуры и спорта Тюменской области, Департаментом культуры Тюменской области, Департаментом социального развития Тюменской области, Департамента информатизации Тюменской области № 556/325/1285/315- п/151-од от 28.07.2022г.,

-Устав МАУ ДО «Голышмановский МЦ».



Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Актуальность программы обусловлена тем, что в ходе обучения ребята не только совершенствуют трудовые технологические навыки, но и способствуют развитию эстетического вкуса, творческой активности, трудолюбия и усидчивости. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи, у него формируется конструктивное мышление, ведь, изображая человека в рисунке, достаточно только пририсовать ему две ноги, а в лепке задача сложнее - нужно, чтобы человек стоял на этих ногах. Требуется большая сообразительность, а мозг так же, как и мускулы, развивается, когда его тренируют.

Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой собственный маленький пластилиновый мир, лепка приобщает малышей к миру прекрасного, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Движение рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедлена, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков «ручной умелости». А развитию этих навыков способствуют занятия по лепке. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. При оформлении поделок у детей развивается художественный вкус, чувство ритма.

Новизна программы. Программа включает в себя создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, творческих проектов. Такой разнообразный вид деятельности дает широкое представление детям о неиссякаемых возможностях пластилинового творчества.

Категория обучающихся: программа адресована детям 5 – 7 лет. В коллектив принимаются все желающие. Количество обучающихся в группах от 5 до 10 человек.

Язык обучения: русский.

По нормативным срокам реализации образовательная программа «Пластилиновые фантазии» рассчитана на 1 год обучения. Программа реализуется на стартовом уровне. Объем программы составляет 36 академических часа.

Формы обучения - очно и дистанционно (с применением дистанционных образовательных технологий — далее ДОТ).

При очной форме освоения программа реализуется в группах обучающихся. В случае реализации программы с использованием дистанционных технологий образовательный процесс организуется в форме видео-уроков, которые педагог предварительно готовит в соответствии с темой. Видео-уроки отправляются обучающимся по электронной почте, в социальной сети ВКонтакте, Telegram. При необходимости педагогом проводятся индивидуальные консультации с обучающимися с использованием приложения для ВКС Zoom, Skype. Контроль выполнения заданий фиксируется посредством фотоотчетов, видеоотчетов, размещаемых детьми и (или родителями) по итогам занятия в группе Viber, социальной сети ВКонтакте. Общение с родителями и детьми ведётся в группе Viber, Telegram. Между занятиями родителям нужно организовать для ребенка 10 минутный перерыв, во время которого помочь ребенку выполнить несложные упражнения – физ-минутку, обсудить прошедшее занятие, выполняемые задания.


Рекомендуемый режим занятий

Занятия проводятся по расписанию 1 раз в неделю, продолжительность занятий в группах - 1 академический час (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей").


Цели и задачи программы


Цель программы: Создание условий для развития детского творчества, художественного вкуса и интереса к народному искусству посредством обучения лепке.

Задачи программы:

Образовательные

1. Обучить основным приёмам и навыкам работы с пластилином.

2. Познакомить с различными техниками работы.

3. Научить создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельно наблюдения.

Развивающие

1. Развивать художественно-творческие способности.

2. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, чувство гармонии и красоты.

3. Развивать навыки работы над изделием по собственному замыслу и уметь передавать характерные особенности объектов, пропорцию, комбинацию содержание и форму предметов живой и неживой природы.

Воспитательные

1. Воспитывать усидчивость, внимательность, умение работать в коллективе.

2. Формировать умение доброжелательно и конструктивно оценивать результаты собственной деятельности и результаты других детей.

3. Содействовать укреплению общих интересов в семьях путём привлечения детей и взрослых к проведению совместных праздников и мероприятий.

Во время учебного процесса используются различные формы организации работы:

фронтальная – занятие проводится со всей группой;

групповая - для выполнения практической работы, выполнения коллективных работ группа делится на малые группы по 3-6 человек.

Индивидуальная - работа проводится с детьми, которым трудно усваивать материал, с детьми, которые проявляют повышенный интерес и имеют успех в данном виде деятельности.


Планируемые результаты обучения:

Предметные (образовательные):

правила техники безопасности;

названия и назначение инструментов;

названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;

технологическую последовательность выполняемой работы;

основные приемы;

правильно организовать рабочее место;

пользоваться инструментами ручного труда;


Метапредметные (развивающие):

будут развиты память, внимание, мышление, воображение, восприятие, моторика рук, уверенность в себе.

освоен навык находить необходимую информацию в словарях, энциклопедиях, сети интернет.

Личностные (воспитательные):

приобретен интерес к техническому творчеству.

сформирована мотивация к завершению начатой работы (достижения цели).

сформировано трудолюбие, усидчивость, терпение, умение работать в коллективе.

сможет использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Учебно-тематический план

п/п

Тема (дисциплина)

Количество часов

Форма проведения занятий

Форма контроля


Вводное занятие. «Давайте знакомится!». Инструктаж по ТБ.

1

Игра

Педагогическое наблюдение


Овощи и фрукты.

Комбинированное занятие.

- познакомить со свойствами пластилина;

- учить лепить с натуры,

-прививать интерес к ручному труду.

Материалы: муляжи овощей, сложных по форме: баклажан, перец, свекла, иллюстрации, пластилин, стеки, доски для лепки.

1

Беседа. Практическое занятие

Педагогическое наблюдение


Занятие. Солнышко.

Комбинированное занятие.

-учить работать в технике пластилинографии;

- развивать мелкую моторику рук, мышление, внимание;

-воспитывать интерес к ручному труду.

Материалы: Пластилин, стеки, доска для лепки, картон, бисер, пуговки, салфетки.

1

Беседа. Практическое занятие

Педагогическое наблюдение


Грибы на поляне. Работа с технологическими картами. Коллективная работа.

Комбинированное занятие.

- закрепление приемов работы с пластилином;

-способствовать развитию навыков в овладении лепки из пластилина;

-развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику.

Материалы: иллюстрации, пластилин, стеки, доски для лепки.

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение


Аппликация «Гроздь винограда». Комбинированное занятие.

- учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладонями и расплющивать их сверху пальцем на картоне;

-воспитывать любовь к ручному труду;

-развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику.

Материалы: иллюстрации, пластилин, стеки, доски для лепки, картон.

1

Беседа. Практическое занятие

Педагогическое наблюдение


Викторина «В гости к сказке».

Игровая форма

- учить работать в команде;

-воспитывать любовь к сказкам;

-развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику.

Материалы: иллюстрации, пластилин, стеки, доски для лепки.

1

Беседа. Практическое занятие

Педагогическое наблюдение


Любимый сказочный герой. Комбинированное занятие.

- учить передавать характерные черты сказочного героя;

-воспитывать любовь к сказкам;

-развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику.

Материалы: иллюстрации, пластилин, стеки, доски для лепки.

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение


Радуга на небе. Барельеф из пластилиновых колбасок. Комбинированное занятие.

- познакомить с понятием «барельеф», учить создавать эскиз;

-воспитывать любовь к ручному труду;

-развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику.

Материалы: иллюстрации, пластилин, стеки, доски для лепки, картон.

1

Беседа. Практическое занятие

Педагогическое наблюдение


Пластилинография. Осеннее дерево. Комбинированное занятие.

- ознакомление с техникой;

- изготовление картины.

Пластилин, картон, стеки, доска для лепки, зубочистка, салфетки.

1

Беседа. Практическое занятие

Педагогическое наблюдение


Пластилинография. Первый снег. Комбинированное занятие.

Выставка изделий.

Изготовление картины.

Пластилин, картон, стеки, доска для лепки, зубочистка, салфетки.

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение


Экскурсия в музей.

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение


Смешарики. Комбинированное занятие.

- знакомство с новым приемом обработки пластилина - разрезанием;

-воспитывать любовь к ручному труду;

-развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику.

Материалы: иллюстрации, пластилин, стеки, доски для лепки, картон, проволока.

1

Беседа. Практическое занятие

Педагогическое наблюдение


Цветик - семицветик. Комбинированное занятие.

- учить создавать задуманный предмет на плоскости;

-воспитывать любовь к ручному труду;

-развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику.

Материалы: иллюстрации, пластилин, стеки, доски для лепки, картон.

1

Беседа. Практическое занятие

Педагогическое наблюдение


Радужные узоры. Бабочка.

Комбинированное занятие.

- знакомство с новым приемом обработки пластилина;

-воспитывать любовь к ручному труду;

-развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику.

Материалы: иллюстрации, пластилин, стеки, доски для лепки, картон, проволока.

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение


Новогодняя елка. Пластилинография. Комбинированное занятие.

- учить создавать задуманный предмет на плоскости;

-воспитывать любовь к ручному труду;

-развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику.

Материалы: иллюстрации, пластилин, стеки, доски для лепки, картон.

1

Беседа. Практическое занятие

Педагогическое наблюдение


Подарок для снегурочки. Пластилинография. Комбинированное занятие.

- учить создавать задуманный предмет на плоскости;

-воспитывать любовь к ручному труду;

-развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику.

Материалы: иллюстрации, пластилин, стеки, доски для лепки, картон.

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение


Миньон. Лепка в сочетании с бросовым материалом. Комбинированное занятие.

-продолжать учить детей сочетать в поделке бросовый материал и пластилин;

-учить создавать композицию из отдельных деталей, используя, имеющиеся умения и навыки работы с пластилином;

- воспитывать самостоятельность, активность, творчество.

Материалы: пластилин, разноцветные капсулы от киндер-сюрпризов, стеки, картонки-подставки, дощечки для лепки.

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение


Лепим сказку. Комбинированное занятие.

- учить передавать характерные черты сказочного героя;

-воспитывать любовь к сказкам;

-развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику.

Материалы: иллюстрации, пластилин, стеки, доски для лепки.

1

Беседа. Практическое занятие

Педагогическое наблюдение


Зайчик. Лепка в сочетании с бросовым материалом. Комбинированное занятие.

-продолжать учить детей сочетать в поделке бросовый материал и пластилин;

-учить создавать композицию из отдельных деталей, используя, имеющиеся умения и навыки работы с пластилином;

- воспитывать самостоятельность, активность, творчество.

Материалы: пластилин, разноцветные капсулы от киндер-сюрпризов, стеки, картонки-подставки, дощечки для лепки.

1

Беседа. Практическое занятие

Педагогическое наблюдение


Зимнее дерево. Пластилинография. Комбинированное занятие.

- ознакомление с техникой;

- изготовление картины.

Пластилин, картон, стеки, доска для лепки, зубочистка, салфетки.

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение


Объемная композиция «На пруду». Коллективная работа.

- закреплять умение лепить мелкие детали;

-воспитывать любовь к ручному труду;

-развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику.

Материалы: иллюстрации, пластилин, стеки, доски для лепки, заготовки из картона.

1

Беседа. Практическое занятие

Педагогическое наблюдение


Викторина «Что я умею»

Игровая форма.

- учить работать в команде;

-воспитывать любовь к сказкам;

-развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику.

Материалы: иллюстрации, пластилин, стеки, доски для лепки.

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение


Подарок папе. Комбинированное занятие.

- продолжать учить украшать изделие методом барельефа, закреплять умение лепить мелкие детали;

-воспитывать любовь к ручному труду;

-развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику.

Материалы: иллюстрации, пластилин, стеки, доски для лепки, заготовки из картона.

1

Беседа. Практическое занятие

Педагогическое наблюдение


Подсолнухи. Пластилинография. Комбинированное занятие.

-закреплять умения работать в технике пластилинографии;

-воспитывать любовь к ручному труду;

-развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику.

Материалы: иллюстрации, пластилин, стеки, доски для лепки, картон.

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение


Подарок маме. Комбинированное занятие.

- продолжать учить украшать изделие методом барельефа, закреплять умение лепить мелкие детали;

-воспитывать любовь к ручному труду;

-развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику.

Материалы: иллюстрации, пластилин, стеки, доски для лепки, заготовки из картона.

1

Беседа. Практическое занятие

Педагогическое наблюдение


Совушка-сова, умная голова. Лепка в сочетании с природным материалом. Комбинированное занятие.

- расширить представления о сове, об особенностях внешнего вида, образе жизни;

-учить создавать композицию из отдельных деталей, используя шишки, имеющиеся умения и навыки работы с пластилином;

- учить делать фигурки из шишек; прочно крепить к еловой шишке детали.

Материалы: еловые шишки, пластилин, картонки, доски, стеки, салфетки, иллюстрации.

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение


Еж. Лепка в сочетании с природным материалом. Комбинированное занятие.

-продолжать учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин;

-учить создавать композицию из отдельных деталей, используя шишки, имеющиеся умения и навыки работы с пластилином;

- учить делать фигурки из шишек; прочно крепить к еловой шишке детали.

Материалы: еловые шишки, разнообразный природный материал (сосновые или еловые иголки, маленькие веточки, маленькие сухие листья деревьев), пластилин, картонки, доски, стеки, салфетки, иллюстрации.

1

Беседа. Практическое занятие

Педагогическое наблюдение


Чайная пара. Лепка посуды. Комбинированное занятие.

- закреплять приемы лепки: скатывание, раскатывание, заглаживание, вдавливание, прощипывания, заглаживание, расплющивание.

- учить видеть и понимать разницу в передаче формы отражения блюдца и чашки. - научить выделять части, величину, материал, цвет и форму посуды.

Материалы: иллюстрации, пластилин, стеки, доски для лепки, заготовки с нарисованным силуэтом мухомора.

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение


Пасхальное яйцо. Комбинированное занятие.

- продолжать учить украшать изделие методом барельефа,

- закреплять умение лепить мелкие детали;

-воспитывать любовь к ручному труду;

-развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику.

Материалы: иллюстрации, пластилин, стеки, доски для лепки, заготовки из картона.

1

Беседа. Практическое занятие

Педагогическое наблюдение


Мухомор. Пластилинография. Комбинированное занятие.

-закреплять умения работать в технике пластилинографии;

-воспитывать любовь к ручному труду;

-развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику.

Материалы: иллюстрации, пластилин, стеки, доски для лепки, заготовки с нарисованным силуэтом мухомора.

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение


Ветка вербы. Пластилинография. Комбинированное занятие.

-закреплять умения работать в технике пластилинографии;

-воспитывать любовь к ручному труду;

-развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику.

Материалы: иллюстрации, пластилин, стеки, доски для лепки, картон.

1

Беседа. Практическое занятие

Педагогическое наблюдение


Подарок ветерану. Комбинированное занятие.

- продолжать учить украшать изделие методом барельефа, закреплять умение лепить мелкие детали;

-воспитывать любовь к ручному труду;

-развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику.

Материалы: иллюстрации, пластилин, стеки, доски для лепки, заготовки из картона.

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение


Экскурсия в музей.

1

Беседа. Практическое занятие

Педагогическое наблюдение


Творческие работы. Комбинированное занятие.

- закреплять умение лепить мелкие детали;

-воспитывать любовь к ручному труду;

-развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику.

Материалы: иллюстрации, пластилин, стеки, доски для лепки, заготовки из картона.

1

Беседа. Практическое занятие.

Педагогическое наблюдение


Подготовка изделий для итоговой выставки. Оформление выставки.

-учить организовывать выставку работ;

-развивать художественный вкус;

- воспитывать самостоятельность, активность, творчество.

Материалы: поделки детей.

1

Беседа. Практическое занятие

Педагогическое наблюдение


Итоговое занятие.

1

Игра

Педагогическое наблюдение



2. Методические материалы

2.1. Методические материалы, необходимые для реализации

программы

Реализация данной программы предполагает использование методических материалов и различной литературы.

Образовательный компонент включает в себя:

1. Учебные пособия-материалы, обеспечивающие реализацию ДООП -

справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.);

научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.);

периодические издания;

видеоматериалы (видеолекции, художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.);

аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи, необходимые для изучения данной темы);

электронные средства образовательного назначения (виртуальные лекции по темам образовательной программы, демонстрационные модели, слайдовые презентации).

2. Методические материалы по организации образовательной деятельности.

3. Методические разработки занятий.

4. Методические рекомендации:

по формированию учебной мотивации у учащихся (использование игровых технологий, наличие традиций, атрибутики, системы поощрений и др.);

по проведению мониторинга удовлетворённости родителей и учащихся организацией образовательного процесса;

по эффективному использованию имеющейся в наличии материально-технической базы.

5. Блок для работы с детьми с особыми образовательными потребностями (с одаренными детьми).

6. Дидактические материалы:

раздаточный материал для учащихся (готовые шаблоны и трафареты, фотографии, технологические и инструкционные карты);

наглядные пособия (таблицы, готовые работы, объемные модели, муляжи и др.).

7. Диагностический материал:

оценочные материалы для контроля за результатами освоения учащимися ДООП;

диагностические методики, позволяющие оценить достижения учащихся, диагностировать мотивацию достижений личности.


Воспитательный компонент включает:

1. Рабочую программу воспитания;

2. Сценарии праздников;

3. Информационные материалы о коллективе (буклеты, реклама, статьи и т.д.);

4. Творческие отчеты;

5. Фотоальбомы и видеоматериалы;

6. Информация о работе объединения в сети Интернет (на сайте учреждения, в

группах учреждения и объединения в социальных сетях);

7.Материалы по работе с родителями (план работы с родителями, планы

родительских собраний);

8. Различные памятки.


2.2. Формы и методы работы

Занятия дают хороший эффект тогда, когда проводятся систематически. Поэтому по доминирующим формам организации деятельности детей предполагаются занятия в группах. Единицей учебного времени в объединении является учебное занятие. Исходя из целей, задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей обучающихся, образовательная деятельность реализуется в различных формах: круглый стол; занятие-практикум; занятие-дискуссия; беседа; занятие-игра; занятие-конкурс; занятие-викторина; практическая работа.

Отношения между детьми в группе строятся преимущественно через педагога, он организует их совместную деятельность и общение. Поэтому на первый план выступают методы организации детского коллектива: коллективные единые требования, коллективное самоуправление, метод коллективной перспективы и т.д.

Среди методов формирования опыта экологически сообразного поведения и основ естественнонаучного мировоззрения обучающихся выделяются:

методы, повышающие познавательную активность (элементарный анализ, моделирование, метод вопросов, повторение, решение логических проблем, экспериментирование, опыты);

методы, направленные на повышение эмоциональной активности (игровые приемы, сюрпризные моменты, элементы новизны);

методы, способствующие установлению связей между различными видами деятельности (перспективное планирование, опосредованное переключение на другую деятельность);

методы мотивации и стимулирования самостоятельной деятельности обучающихся (создание проблемной ситуации, эвристическое наблюдение);

методы обучения и развития творчества (метод образного видения, метод придумывания);

метод проблемных ситуаций (исследовательский метод, метод проблемного изложения);

игровые и тренинговые методы (ролевая игра, импровизационная игра, метод обмена опытом, метод имитации, метод групповой дискуссии, метод группового решения).


2.3. Требования техники безопасности

При изучении общеобразовательной общеразвивающей программы объединения «Мастерилка» необходимо соблюдать технику безопасности. Инструктаж по технике безопасности обучающихся проводит руководитель объединения не реже двух раз в год – в сентябре (вводный) и в январе (повторный). При необходимости проводится внеплановый инструктаж по технике безопасности. Для обучающихся, пропустивших инструктаж по уважительной причине, - в день выхода на занятия; для обучающихся, поступивших в течение учебного года – в первый день их занятий. Этот инструктаж включает в себя: информацию о режиме занятий, правилахповедения обучающихся во время занятий, во время перерывов в помещениях, на территории учреждения, инструктаж по пожарной безопасности, по электробезопасности, правила поведения в случае возникновения чрезвычайной ситуации, по правилам дорожно-транспортной безопасности (приложение 1)

2.4. Оценочные материалы

Формы проведения аттестации

Входящая диагностика – наблюдение, тестирование.

Промежуточная аттестация проводится в декабре - по итогам полугодия. Формы проведения – педагогическое наблюдение, опрос, выставка работ, публикация материалов на сайте организации. Промежуточная аттестация предполагает качественную характеристику (оценку) сформированности у обучающихся соответствующих компетенций и устные рекомендации обучающемуся и/или его родителям по повышению успешности освоения программы.

Итоговая аттестация проводится по завершению всего курса обучения по программе. Форма проведения – выполнение.

Для осуществления диагностики в области метапредметных и личностных результатов используются метод педагогического наблюдения, проектные методики, метод анкетирования и др. Одним из показателей результативности является участие детского объединения в выставках, конкурсах.

Критерии оценки качества усвоения знаний, умений и навыков

Ф.И. обучающего______________________________________

п/п

Критерии оценки качества

Формы оценки качества

Уровни освоения программы

Высокий

(3 балла)

Средний

(2 балла)

Низкий

(1 балл)

Теоретические знания



Опрос, наблюдение, тестирование.

Безошибочное выполнение задания

Допускается незначительная часть ошибок (не более трех)

В выполненном задании наблюдается значительная часть ошибок (более трех)

Практические умения и навыки



Проектная работа, выполнение изделий из бумаги, картона, пластилина.

Успешное выполнение всех заданий

Успешное выполнение всех заданий, но с некоторыми нарушениями

Допустил значительные ошибки



Оценка, оформление и анализ результатов итоговой аттестации:

Критерии оценки общего уровня обученности:

Высокий уровень (В) освоения изучаемого материала:

- применение знаний в нестандартной ситуации

- творческое применение приобретённых знаний на практике в незнакомой ситуации

(анализировать ситуацию, находить оригинальные подходы к решению проблемных ситуаций,

самостоятельно экспериментировать, исследовать, применять ранее усвоенный материал),

успешное освоение учащимися более 70% содержания дополнительной образовательной

программы.



Средний уровень (С) освоения изучаемого материала:

- применение знаний в знакомой ситуации,

- выполнение действий с чётко обозначенными правилами,

- применение знаний на основе обобщённого алгоритма (измерять, объяснять, сравнивать, обобщать),

- умение анализировать ситуацию, делать выводы, проводить рефлексию собственных действий,

- успешное освоение учащимися от 50% до 70% содержания дополнительной общеразвивающей программы.

Низкий уровень (Н) освоения изучаемого материала:

- воспроизведение и запоминание по образцу, по наводящим вопросам и действиям педагога (показывать, называть, давать определения, формулировать правила),

- успешное освоение учащимися менее 50% содержания дополнительной общеразвивающей программы.



Формы оценки результативности:

экскурсии,

массовые мероприятия,

практическая работа,

наблюдения,

конкурсы.

В ходе реализации рабочей программы «Пластилиновые фантазии» применяются различные образовательные технологии: проблемного обучения, сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, использование ЭОР. При проведении занятий предпочтение отдается активным формам и методам обучения: эксперименты, исследования, опыты, беседы, игры, консультации, экскурсии, посещение музеев, выставок, самостоятельное изучение проблем родной области при работе с литературой, периодическими изданиями.


2.5. Характеристика педагогического состава

Педагог, реализующий дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу: педагог дополнительного образования.

Стаж работы – не менее одного года, образование – высшее педагогическое, квалификационная категория – соответствие занимаемой должности.

Должностные обязанности в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе:

реализация дополнительной программы;

разработка и внедрение в образовательный процесс новых дидактических разработок; - побуждение обучающихся к самостоятельной работе, творческой деятельности; информационное сопровождение обучающихся при выполнении и защите творческих проектов.

Рабочая программа воспитания

детского объединения

«Пластилиновые фантазии»


1. Пояснительная записка

Рабочая программа воспитания детского объединения «Пластилиновые фантазии» разработана на основании «Программы воспитательной работы» муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Голышмановский молодёжный центр», принятой на заседании педагогического совета МАУ ДО «Голышмановский МЦ», протокол №3 от 22.03.2021 года.

Рабочая программа направлена на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации, обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

В программе воспитания объединения предусмотрены определенные результаты по каждому из направлений. Результаты выступают ориентирами для педагогических работников в их воспитательной деятельности. Достижение планируемых результатов обучающимися зависит от длительности, объема, конкретного содержания получаемого дополнительного образования, а также от комплексного воспитательного действия различных социальных институтов.

Данная программа реализуется по следующим направлениям:

- формирования и развития творческих способностей обучающихся, выявления и поддержки талантливых детей и молодежи

Цель: создание условий для формирования, развития, выявления и поддержки способностей и талантов детей и молодежи, направленных на самоопределение и профессиональную ориентацию обучающихся.

Задачи:

Совершенствование системы самореализации и развития талантов;

Внедрение эффективной системы наставничества, для индивидуальной поддержки каждого одарённого ребёнка;

Развитие и реализация системы мер адресной поддержки и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи.

Ценностные ориентиры: творчество, созидание, целеустремленность и настойчивость, самовыражение личности.


- духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания, возрождения семейных ценностей, формирования общей культуры обучающихся, профилактики экстремизма и радикализма в молодежной среде.

Цель: создание условий для формирования, становления и развития у детей молодежи высокой социальной активности, семейных ценностей, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству.

Задачи:

Совершенствование и реализация воспитательных мер, направленных на духовнонравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи.

Развитие качеств высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина и патриота.

Актуализация и пропаганда семейных ценностей, роли семьи в жизни каждого человека, обобщенно-позитивных образов семьи, отца, матери, родного дома.

Профилактика экстремизма и радикализма в молодежной среде.

Ценностные ориентиры: любовь к России, многообразие и уважение культур и народов, социальная ответственность и компетентность, нравственный выбор, милосердие, честь, достоинство, культура семейных отношений, семейные традиции, семейные ценности.


- социализации, самоопределения и профессиональной ориентации

Цель: Создание условий для формирования у молодежи личностных и социально значимых качеств, готовности к осознанному профессиональному выбору.

Задачи:

Совершенствование и реализация системы формирования у обучающихся объективных представлений о себе, как субъекте собственной деятельности; развитие навыков проектирования и реализации индивидуальных способностей.

Формирование у молодежи адекватных представлений об избранной профессиональной деятельности и собственной готовности к ней.

Ценностные ориентиры: личность, труд, информация, выбор профессии.


- формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и комплексной профилактической работы (профилактики употребления ПАВ, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и детского дорожно-транспортного травматизма)

Цель: Создание условий, способствующих укреплению физического, нравственнопсихического здоровья обучающихся, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.

Задачи:

Совершенствование и реализация системы мер, формирующих у детей и молодежи мотивацию к законопослушному, здоровому и безопасному образу жизни, устойчивый психологический иммунитет к употреблению различных видов наркотических средств и психотропных веществ и другим проявлениям асоциального поведения.

Повышение уровня информированности детей, молодёжи и родителей об ответственности за совершение преступлений, общественно опасных деяний.

Формирование у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни, ответственного, бережного отношения к своему здоровью.

Развитие у обучающихся лидерских качеств и умений самостоятельно работать со сверстниками по продвижению ЗОЖ.

Ценностные ориентиры программы: жизнь во всех ее проявлениях, здоровье, безопасность, экологическая ответственность, репродуктивная ответственность.


- формирования и развития информационной культуры и информационной грамотности

Цель: создание условий для подготовки детей и родителей к продуктивному осуществлению всех видов информационной деятельности, успешной самореализации в условиях информационного общества и общества знаний.

Задачи:

Развитие информационной грамотности у детско-родительской аудитории;

Воспитание информационной культуры личности обучающихся;

Обучение информационной безопасности подрастающего поколения;

Профилактика формирования у учащихся интернет-зависимости и игровой зависимости (игромании, гэмблинга);

Предупреждение совершения учащимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Ценностные ориентиры: духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся, становление их гражданской идентичности и самоидентификации личности посредством личностной и общественно значимой деятельности через последовательное включение в глобальное информационное пространство.


Исходя из основных направлений деятельности подбираются формы работы, формируется план мероприятий и подбирается советующий инструментарий для их реализации.

Данные направления находят отражение в мероприятиях реализуемых в рамках занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе технической направленности «Мастерилка».


Календарный план воспитательной работы

В разделе представлен план традиционных мероприятий, организуемых для обучающихся и их родителей за рамками учебного плана. Сроки проведения мероприятий и условия участия в них конкретизируются непосредственно в течение учебного года.

Педагог постоянно общается с родителями по поводу успеваемости детей, их поведения, консультирует по компетентным вопросам. Успехи детей в творчестве и в личностном плане обязательно доводятся до сведения родителей. Своими наблюдениями педагог делится на каждом этапе обучения. Стремится заручиться поддержкой родителей, заинтересовать их в результативности учебно-воспитательного процесса.

Взаимодействие с родителями может быть индивидуальным и коллективным. В общении с родителями педагог стремится установить гибкие, доброжелательные отношения. Так же важно учитывать рекомендации самих родителей. Очень полезно привлечь родителей к творческо-образовательному процессу (например, в качестве фотографа, оператора видеосъемки занятий, помощника в изготовлении необходимых инструментов и др.)

Важным моментом в деятельности объединения являются совместные занятия детей и родителей. Это имеет большое воспитательное значение.

Помимо учебных занятий в объединении организуются совместные с родителями экскурсии, чаепития, встречи с интересными людьми. Положительные эмоции, рождаемые такими мероприятиями, благотворно сказываются на активности детей, на улучшение качества межличностных отношений, а также положительно влияют на раскрытие творческого потенциала воспитанников.

период

Мероприятия

Содержание деятельности

Формирования и развития творческих способностей обучающихся, выявления и поддержки талантливых детей и молодежи

сентябрь

День открытых дверей

Участие детей и родителей в мастер-классах, игровой программе.

декабрь

Новогодние программы для воспитанников

Участие детей

Январь

Игровые программы, мастер –классы

Участие детей и родителей

Март

Областной конкурс «Зеленая планета»

Участие детей

В течении года

Участие в выставках творческих работ Голышмановского молодежного центра посвященных: Дню матери, Дню учителя, Новом году, Международному женском дню, Дню Земли, Дню птиц, Дню Победы.

Оформление выставки, изготовление изделий.


Организация мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в инновационную, добровольческую деятельность, а также на развитие гражданской активности молодежи и формирование ЗОЖ

Ноябрь - март

Областная и окружная профилактическая акция «Областная зарядка», Акция «Будь здоров»

Участие в мероприятиях акций (зарядка, стенгазета)

Декабрь

День добровольца

Участие в акции

Апрель

Информационно – просветительская работа на тему ЗОЖ

Участие в квест – игре «Мы за здоровый образ жизни»

Организация мероприятий в сфере молодежной политики, направленных на гражданское и патриотическое воспитание молодежи, воспитание толерантности в молодежной среде, формирование правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи.

Декабрь

День Героев Отечества

Участие в онлайн акции «Герои Отечества»

Март

День Победы

Участие в мероприятиях, посвященных Дню победы

Организация мероприятий, направленных на профилактику асоциального и деструктивного поведения подростков и молодежи, поддержка детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении.

Февраль

Областная профилактическая акция

«Скажи жизни ДА!»

Участие с родителями в спортивных соревнованиях «Спорт- это жизнь»

Перечень информационного, нормативно-правового и

материально - технического обеспечения

Нормативно-правовое обеспечение

Программа составлена на основании:

Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;

Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030г»;

Приказа Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 г. N196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” (сизменениямина30сентября2020года);

Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242;

Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных 28.09.2020 г. № 28 (регистрационный номер 61573 от 18.12.2020 г.),

Приказа Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226);

Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года I этап (2022- 2024годы) в Тюменской области, утвержденного приказом Департамента образования и науки Тюменской области, Департаментом физической культуры и спорта Тюменской области, Департаментом культуры Тюменской области, Департаментом социального развития Тюменской области, Департамента информатизации Тюменской области

556/325/1285/315-п/151-од от 28.07.2022г.,

Устава МАУ ДО «Голышмановский МЦ».


Факторы риска

Реализация программы в точном соответствии ей не всегда возможна.

Причинами могут быть:

Отмена занятий из-за аварийных ситуаций (гор электросети, водоканал и т.д.)

Внеплановые мероприятия различного уровня (проводимые внутри учреждения, городские, областные, российские и пр.)

Автор программы оставляет за собой право корректировать ее без ущерба для общего объема знаний, умений, навыков программы:

1. Перестановка тем в соответствии с календарными праздниками

2. Изменение формы подачи материала

3. Дополнительные занятия

4. Привлечение старших воспитанников для помощи младшим в усвоении материала и т.д.


Материально-техническое обеспечение

Компьютер – 1 шт.

Проектор – 1 шт.

Стул (на каждого обучающегося)

Стол (желательно на каждого обучающегося)

Необходимые инструменты и материалы


Цифровые образовательные ресурсы:

Мультимедийные диски с информационно – справочным материалом, рассчитанные на различенные формы познавательной деятельности, в том числе исследовательскую проектную работу. Аудио и видео материалы.

Учебно-наглядные пособия:

Образцы изделий.

Набор учебно - познавательной литературы





Литература:

1. ​ 207 лучших подарков своими руками/ Белякова О.В. и др.- М.: ООО ИКТЦ "ЛАДА", 2009- 112с.+12с, илл.

2. Величкина Г. А., Шникалова Т. Я. Искусство – детям. Дымковская игрушка: учебное пособие/ ред. Ю Дорожин- М.: Мозаика-Синтез, 2004

3. ​ Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: "Академия развития", 1998. - 208с., ил.

4. ​ Горичева В.С. Куклы. - Ярославль: Академия развития, 1999. -192с., ил.- (Серия: "Бабушкин сундучок").

5. ​ Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. - Ярославль: "Академия развития", 2000. - 96с., ил.- (Серия: "Лучшие поделки").

6. ​ Дорофеев Ю. Город мастеров. Дымковская игрушка. - М.: Мозаика-Синтез, 2008

7. ​ Ксюша: для любителей рукоделия//под ред. О. Наумчик. - Минск: Белорусский Дом печати.

8. ​ Липунова С. Волшебная глина. - Смоленск: Русич, 2001. - 160с.- ("Легко и просто").

9. ​ Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. - Москва, 2000 год.

10. ​ Народное творчество//под ред. О.В.Акуловой. - Москва: ООО «Финтрекс».

11. ​ Пантелеева Л.В. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ: Кн. Для воспитателя дет. сада/ Л.В.Пантелеева, Е.Каменов, М.Станоевич- Кастори. - М.: Просвещение; Белград: Завод за уджбенике и наставна средства, 1987. - 287с.: ил.

12. ​ Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов: Кн. Для учителя нач. классов по внеклас. Работе. - М.: Просвещение, 1985. - 112с., ил.

13. ​ Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. -144с.:ил.

14. ​ Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в Детском саду: Пособие для воспитателя. - М.: Просвещение, 1984. - 112с., ил.

15. ​ Чибрикова О.В. Прикольные подарки к любому празднику/ О.В.Чибрикова. - М.: Эксмо, 2007. - 64с. : ил.

16. ​ Школа и производство: научно-методический журнал//под ред. Г.В. Пичугиной. - Москва.


14


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.