Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Основы компьютерной грамотности»
Управление образования Администрации города Вологды
Муниципальное учреждение
дополнительного образования
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ и МОЛОДЕЖИ»
Методический совет Протокол 1 от 23.08.2023 | Утверждаю: Директор МУДО «ДТДиМ» ____________В.Н. Митрофанова |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
технической направленности
«Основы компьютерной грамотности»
Возраст участников: 9-12 лет
Срок реализации: 1 год
Демидова Алла Валентиновна, методист
Соколова Анастасия Игоревна,
педагог дополнительного образования МУ ДО «ДТДиМ», ул. Ленинградская, 5
Вологда
2023
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Программа является общеобразовательной общеразвивающей и имеет техническую направленность.
Уровень программы базовый.
XXI век – эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.
В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе. Ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационно-коммуникационными технологиями.
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет заинтересовать ребенка, а интерес - это один из элементов мотивации. Кроме того, информационно – коммуникационные технологии позволяют сделать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как их использование повышает возможность применения проектного метода обучения.
Программа написана в соответствие с нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 678-р от 31.03.2022)
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 629 от 27.07.2022);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи";
5. Устав МУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи».
И Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242.
Актуальность программы заключается в необходимости освоения детьми передовых способов восприятия информации, благодаря которым они не только смогут существенно расширить свой кругозор, заняться самообразованием, но и стать конкурентоспособными на рынке труда, своевременно приспосабливаться к непрерывно меняющимся условиям современного мира.
Какую бы специальность они впоследствии ни выбирали, полученные знания пригодятся в жизни.
Новизна программы заключается в том, что она не только дополняет знания и расширяет круг практических навыков обучающихся в области информатики, но предусматривает индивидуальное творчество в наиболее интересных и полезных направлениях: работа в текстовом редакторе Word, в графическом редакторе Paint, в программе PowerPoint.
Педагогическая целесообразность реализации настоящей программы в её ориентировании на практические умения, которым в школе уделяется недостаточно внимания. Программа позволяет приобрести устойчивые навыки работы на персональном компьютере, обеспечивает развитие внимания, памяти, мышления, познавательного интересов у детей.
Предназначение данной программы состоит в том, чтобы показать детям, что сегодня работать с компьютером, а не только играть, может практически любой человек.
Программа «Основы компьютерной грамотности» включает в себя умение работать с прикладными офисными программами: текстовым (Word), графическим редакторами, презентация PowerPoint.
Содержание программы направлено на:
-создание условий для развития личности ребенка;
-развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству;
-профилактику асоциального поведения;
-социализацию детей.
Программа направлена на развитие познавательной и творческой активности обучающихся, на формирование таких качеств мышления, как гибкость и критичность
Программа построена на принципах:
- Доступности - при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого - к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.
- Наглядности - на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы, мультимедийные презентации.
- Сознательности и активности - для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.
Особенность данной программы заключается в том, что зачастую программы «Paint», «PowerPoint» направлены на обучение средних и старших школьников, а данная программа рассчитана на работу с младшими школьниками.
Цель программы: формирование навыков работы младших школьников с компьютером, прикладными программами.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с компьютером, правилами поведения при работе;
- формировать опыт практической, познавательной, технической, творческой деятельности в программах Word, «Paint», «PowerPoint»
Развивающие:
- развивать логическое мышление;
- развивать познавательный интерес.
Воспитательные:
- воспитывать умения слышать и слушать;
- воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении заданий
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общая продолжительность обучения детей в группе постоянного состава равна 72 учебным часам в год.
Режим, формы занятий
Форма обучения - очная.
Основная форма организации обучения – занятие.
Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительностью один академический час.
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
- фронтальной - подача учебного материала всему коллективу обучающихся;
- индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием педагогом помощи обучающимся при возникновении затруднения;
-групповой - когда обучающимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга.
Примерная структура занятия:
1. Организационный момент (2 мин)
2. Инструктаж по ТБ: вводный – перед началом работы за ПК и текущий – во время выполнения заданий Разбор нового материала или повторение пройденного (10 мин)
3. Физкультминутка (2 мин)
4. Работа за компьютером (20 мин)
5. Разбор, представление или защита выполненного задания (8 мин)
6. Подведение итогов занятия, анализ и оценка работы (3 мин)
Участники программы
Образовательная программа предназначена для детей от 9 до 12 лет.
Количество детей в группе от 5 до 12 человек.
Состав групп постоянный. Принцип набора в объединение – свободный. Специального отбора не проводится.
Возрастные особенности младших школьников
В этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей. Ее организация, обеспечивающая овладение обобщенными способами действий, несет в себе большие возможности для развития таких оснований самооценки, как ориентация на предмет деятельности и способы его преобразования. Сформированная ориентация на способы действия создает новый уровень отношения учащегося к самому себе как субъекту деятельности, способствует становлению самооценки как достаточно надежного механизма саморегуляции.
Формы подведения итогов реализации программы
Для подведения итогов по результатам освоения материала по пройденным темам используется вводный, текущий и итоговый контроль. Контроль проходит посредством практических занятий по каждой теме.
Виды контроля | Содержание | Методы |
Вводный контроль | Уровень первоначальных знаний по компьютерным технологиям | Тестирование, анкетирование, наблюдение |
Сформированность общеучебных умений | анкетирование, наблюдение | |
Освоение учебного материала по темам раздела | ||
Текущий контроль | Устройство ПК, Word, Paint, Power Point | Выполнение заданий, создание и защита мини проектов |
Оценка самостоятельности, возможностей, умения спланировать работу, способность к самоконтролю. | Наблюдение | |
Итоговый контроль | Контроль выполнения поставленных задач | Зачетные работы, защита творческих проектов, тестирование |
Планируые результаты работы по программе
В результате успешного освоения программы обучающиеся приобретают навыки самостоятельного, уверенного использования персонального компьютера в учебных и общеразвивающих целях.
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
·- культура взаимодействия с другими людьми в условиях информационного общества;
- ответственное отношение к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- самостоятельность в обучении
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Дети научатся:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии, формулировать учебные задачи;
- работать по предложенному плану, инструкции;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности;
- совместно с педагогом давать оценку своей деятельности на занятии.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
–грамотно выражать собственные мысли;
– высказывать свою позицию и аргументировать её;
– договариваться с окружающими, приходить к единому мнению, находить компромисс.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
– работать с разнообразными информационными источниками, перерабатывать информацию;
– осуществлять мыслительные операции: сравнение, синтез, обобщение, классификация;
– преобразовывать, анализировать информацию при выполнении упражнений на компьютере и при выполнении компьютерных проектов;
– устанавливать причинно-следственные связи.
Предметные результаты
По окончанию курса обучения воспитанники должны
Знать:
- правила техники безопасности;
- правила работы за компьютером;
- возможности текстового редактора Word: приемы редактирования, форматирования, способы управления параметрами, методы создания графических объектов, способы встраивания объектов.
- назначение и возможности графического редактора Paint, основные понятия, используемые при работе с графическими редакторами.
- назначение и работу программы PowerPoint, основные понятия, используемые при работе, возможности мультимедийного редактора.
Уметь:
- включить, выключить компьютер;
- работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь)
- запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу
- работать с программами Word, Paint, PowerPoint
- создавать презентацию, используя все возможности PowerPoint
соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности
- составлять и защищать творческие мини-проекты
Учебный план
№ | Название разделов и тем | Количество часов | Итоги, форма аттестации | ||||||||
Всего | Теория | Практика | |||||||||
Вводное занятие. Входной контроль знаний. | 1 | 1 | - | ||||||||
Раздел 1. Знакомство с компьютером (2 часа) | |||||||||||
1.1 | Устройство компьютера. Окна, ярлыки. Программы | 2 | 1 | 1 | |||||||
Раздел 2. Изучение возможностей текстового редактора Microsoft Word (17 часов) | |||||||||||
2.1 | Текстовый процессор Microsoft Word | 2 | 1 | 1 | |||||||
2.2 | Редактирование и форматирование документа | 3 | 3 | ||||||||
2.3 | Создание таблиц | 2 | 2 | ||||||||
2.4 | Редактирование таблиц | 2 | 2 | ||||||||
2.5 | Создание комбинированного документа | 2 | 2 | ||||||||
2.6 | Создание рисунка | 4 | 1 | 3 | |||||||
2.4 | Итоговая работа по теме текстовый процессор Microsoft Word | 2 | 2 | Текущая аттестация | |||||||
Раздел 3. Изучение возможностей графического редактора Paint (20 часов) | |||||||||||
3.1 | Графический редактор Paint. Понятие компьютерной графики. Панель инструментов и приемы работы с инструментами, палитра. | 4 | 2 | 2 | |||||||
3.2 | Выделение и удаление фрагментов | 2 | 2 | ||||||||
3.3 | Перемещение и преобразование фрагментов | 3 | 3 | ||||||||
3.4 | Создание своего рисунка при помощи конструирования графических объектов | 2 | 2 | ||||||||
3.5 | Создание надписей | 2 | 2 | ||||||||
3.6 | Создание рисунка при помощи копирования фрагментов | 2 | 2 | ||||||||
3.7 | Раскрашивание готовых образцов рисунков при помощи инструментов: «Кисть», «Распылитель», «Ластик» | 3 | 3 | ||||||||
3.8 | Создание Новогодней открытки. Итоговая работа по программе Paint | 2 | 2 | Промежуточная аттестация | |||||||
Раздел 4. Изучение возможностей программы PowerPoint (32 часа) | |||||||||||
4.1 | Знакомство с основными понятиями и инструментами PowerPoint | 8 | 2 | 6 | |||||||
4.2 | 6 | 6 | |||||||||
4.3 | 6 | 6 | |||||||||
4.4 | 6 | 6 | |||||||||
4.5 | 6 | 6 | Аттестация по итогам программы | ||||||||
72 | 8 | 64 | |||||||||
Содержание программы
Вводное занятие
Теория: Правила поведения и ТБ в кабинете информатики.
Способствовать развитию навыков безопасного пользования компьютерной техникой. Входной контроль знаний
Раздел 1. Знакомство с компьютером
Устройство компьютера. Окна программы, ярлыки, пиктограммы. Прикладные программы
Теория: Познакомить обучающихся с правилами техники безопасности при работе на компьютере, с квалификацией существующих устройств компьютера, их назначения и применения, устройство ввода и вывода информации. Основные объекты и понятия операционной системы «Windows» (рабочий стол, ярлыки, пиктограммы)
Практика: игра «Найди ярлык», загадки, кроссворд, игра «Найди основные устройства компьютера»
Раздел 2. Изучение возможностей текстового редактора Microsoft Word (17 часов)
Теория: Знакомство с интерфейсом текстового редактора «Microsoft Word», с устройством клавиатуры.
Практика: Набор текста. Способы выделения текста при помощи мыши и клавиатуры. Редактирование и форматирование текста: изменение межзнакового интервала, табуляция, применение специальных эффектов, установка межстрочного интервала и др. Создание и форматирование объектов. Копирование объектов и изменение их взаимного расположения. Создания и редактирования таблиц (построение стандартной таблицы, рисование таблицы, создание сложной таблицы, ввод данных в таблицу, добавление и удаление строк, столбцов, объединение ячеек в таблице) Вставка таблицы в документ. Добавление текста. Изменение размеров таблицы. Выравнивание текста в ячейках. Разбиение ячеек. Выравнивание текста в ячейках. Размещение текста и графики в таблице. Создание рисунка средствами Microsoft Word
Раздел 3. Изучение возможностей графического редактора Paint (20 часов)
Теория: Понятие компьютерной графики. Компьютерная графика (векторная, растровая). Инструменты рисования. Настройка инструментов.
Практика: Освоение режимов работы графического редактора. Раскрашивание готовых образцов рисунков. Создание своего рисунка. Создание Новогодней открытки.
Раздел 4. Изучение возможностей программы PowerPoint (32 часа)
Теория: Понятие презентации. Знакомство с программой PowerPoint. Алгоритм создания презентации.
Основные инструменты для подготовки и показа презентаций. Приемы создания и оформления презентаций. Знакомство с элементами анимации
Практика: Создание простой презентации на основе шаблона. Создание индивидуальных слайдов, презентаций, защита презентаций. Создание презентаций на тему «Космос», «Животные», «Времена года».
Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный график
Программа | Месяц начала обучения | Месяц окончания обучения | Количество учебных недель в год | Количество часов в год |
«Основы компьютерной грамотности» | сентябрь | май | 36 | 72 |
Ресурсное обеспечение программы
Методическое обеспечение программы
Используются следующие методы проведения занятий:
- Словесные методы: беседа, рассказ, диалог и др.
Теоретический материал на занятиях дается с использованием методов беседы, рассказа, диалога с детьми, комментариев педагога, просмотров презентаций и закрепляется практическим освоением тем.
- Наглядные методы: демонстрация презентации, работа с наглядным материалом.
- Практические методы.
Практическая работа рассматривается в программе как наиболее эффективная форма обучения, так как предусматривает выполнение практических работ, создание самостоятельных творческих проектов
- Метод самоконтроля: выполнение самостоятельной части практического занятия, сравнение своего результата с образцом правильно выполненной работы
- Метод проблемного обучения: метод, когда процесс решения задачи ребёнком, со своевременной и достаточной помощью педагога, приближается к творческому процессу
Для текущего контроля знаний используются тесты, практические задания. Изучение каждого раздела заканчивается итоговой практической работой, с целью самоопределения детьми уровня усвоения учебного материала.
Технологии
Информационные технологии:
- Технология создания и обработки текстовой информации.
Создание и редактирование документов. Различные форматы текстовых файлов. Форматирование документа. Параметры страницы. Символы, слова, строки, предложения. Абзац. Структура страницы. Структура документа. Таблицы и рисунки. Поля. Понятие о шаблонах и стилях оформления. Перемещение по набранному тексту. Выделение фрагментов текста. Удаление, перемещение и копирование фрагментов документа. Поиск и замена фрагментов текста. Отмена команд. Форматирование символов и абзацев. Оформление страницы документа. Разметка страницы. Вставка номеров страниц. Верхний и нижний колонтитулы. Разрыв страницы. Создание таблиц и работа с ними. Работа с рисунками.
- Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации.
Растровая и векторная графика. Форматы графических редакторов. Создание и редактирование изображений. Набор инструментов.
Палитра цветов. Техника создания изображений. Рисование геометрических фигур. Редактирование изображения. Презентация, создание презентации. Общие операции со слайдами. Демонстрация презентации. Использование в презентации анимации.
Здоровьесберегающие технологии - на занятии осуществляются разнообразные виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся: динамические паузы, зарядка для глаз, смена видов деятельности.
Проектные технологии – на занятиях у детей формируется самостоятельность, инициативность и креативность. Эти качества развиваются благодаря действиям в процессе познания интересных и значимых тем.
Компетентностно-ориентированные технологии:
- обучение в сотрудничестве;
- индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;
- технологии коллективной творческой деятельности.
Материально – техническое обеспечение программы
Для организации занятий по программе оборудован учебный кабинет, рассчитанный на 15 человек.
В кабинете имеются:
-столы и стулья,
- компьютеры или ноутбуки,
-мультимедийный проектор и экран
Всё оборудование используется для образовательной деятельности, практических работ, самостоятельной работы обучающихся.
Кадровое обеспечение программы
По программе занятия проводит педагог дополнительного образования. Образование педагога соответствует профилю реализации программы.
Результативность работы по программе
Показатели | Критерии и степень выраженности оцениваемого качества | Формы диагностики |
Предметные результаты | ||
1. Теоретическая подготовка: 1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебного плана программы) | Соответствие теоретических знаний учащегося программным требованиям: -низкий уровень (объём усвоенных знаний менее ½ объёма, предусмотренного программой); -средний уровень (объём усвоенных знаний составляет более ½); -высокий уровень (освоен весь объём знаний, предусмотренный программой за конкретный период). | собеседование, тестирование |
1.2. Владение специальной терминологией по тематике программы | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии: -низкий уровень (учащийся, как правило, избегает употреблять специальные термины); -средний уровень (учащийся сочетает специальную терминологию с бытовой; -высокий уровень (специальные термины употребляются осознанно и в полном соответствии с их содержанием). | контрольный опрос, тестирование |
2. Практическая подготовка: 2.1. Практические навыки и умения, предусмотренные программой (по основным разделам учебного плана программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям: -низкий уровень (объём усвоенных умений и навыков менее ½); -средний уровень (объём усвоенных умений и навыков составляет более; -высокийй уровень (освоен весь объём умений и навыков, предусмотренный программой за конкретный период. | контрольное задание |
2.2. Творческие навыки (творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте) | Креативность в выполнении практических заданий: -элементарный уровень развития креативности (выполнение простейших практических заданий); -репродуктивный уровень (выполнение заданий на основе образца); -творческий уровень (выполнение задания с элементами творчества). | наблюдение, анализ творческих работ |
Метапредметные результаты (общеучебные умения и навыки) | ||
1. Учебно-интеллектуальные умения: 1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу | Самостоятельность в подборе и анализе литературы: -низкий уровень умений (серьёзные затруднения при работе с литературой, потребность в постоянной помощи); -средний уровень (работа с литературой с помощью педагога); -высокий уровень (самостоятельно работает с литературой). | наблюдение, анализ выполненных заданий |
1.2. Умение пользоваться электронными информационными ресурсами | Самостоятельность в пользовании электронными информационными ресурсами: -низкий уровень умений (серьёзные затруднения при работе с электронными информационными ресурсами, потребность в постоянной помощи); -средний уровень (работа с электронными информационными ресурсами с помощью педагога); -высокий уровень (самостоятельная работа с электронными информационными ресурсами). | анализ выполненных заданий |
1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (проводить самостоятельный поиск информации и анализ) | Самостоятельность в учебно-исследовательской работе: -низкий уровень (учебно-исследовательская деятельность вызывает серьёзные затруднения, постоянная потребность в помощи); -средний уровень (осуществление учебно-исследовательской работы с помощью педагога); -высокий уровень (самостоятельное осуществление учебно-исследовательской работы). | анализ выполненных заданий |
2. Учебно-коммуникативные умения: (умение слушать и слышать педагога, умение выступать перед аудиторией, участвовать в обсуждении, представлять результат своих навыков и умений) | Адекватность восприятия информации, исходящей от педагога; свобода во владении и подаче подготовленной информации; самостоятельность и логика в построении ответов: -низкий уровень (серьезные затруднения в восприятии, подготовке и подаче информации, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, постоянная потребность в помощи педагога); -средний уровень (адекватное восприятие информации, не всегда уверенные ответы на вопросы, подача информации при поддержке педагога); -высокий уровень (адекватное восприятие, самостоятельная подготовка и подача информации, свободное выступление, убедительная аргументация своей точки зрения). | наблюдение, педагогический анализ |
3. Учебно-организационные умения и навыки: (организация своего рабочего места, соблюдение правил безопасности) | Способность самостоятельно готовить своё рабочее место к деятельности и убирать его за собой; соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям; аккуратность: -низкий уровень (объём учебно-организационных умений и навыков менее ½); -средний уровень (объём учебно-организационных умений и навыков составляет более ½); -высокий уровень (освоен весь объём учебно-организационных умений и навыков, предусмотренный программой за конкретный период). | наблюдение, педагогический анализ |
Личностные результаты | ||
1. Организационно-волевые качества: 1.1. Терпение | Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности: - низкий уровень (терпения хватает меньше, чем на ½ занятия); - средний уровень (терпения хватает больше, чем на ½ занятия); - высокий уровень (терпения хватает на всё занятие). | наблюдение, педагогический анализ |
1.2. Воля | Способность активно побуждать себя к практическим действиям: - низкий уровень (волевые усилия побуждаются извне); - средний уровень (иногда проявляется активность к практическим действиям); - низкий уровень (самостоятельно побуждает себя к практическим действиям). | наблюдение, педагогический анализ |
1.3. Самоконтроль | Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия): - низкий уровень (постоянно действует под воздействием контроля извне); - средний уровень (периодически контролирует себя сам); - высокий уровень (контролирует себя самостоятельно). | наблюдение, педагогический анализ |
2. Ориентационные качества: 2.1. Самооценка | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям: - низкий уровень (завышенная самооценка); - средний уровень (заниженная самооценка); - низкий уровень (объективная самооценка). | наблюдение, педагогический анализ |
2.2. Интерес к занятиям в детском объединении | Осознанное участие в освоении программы: - низкий уровень (интерес к занятиям продиктован извне); - средний уровень (интерес периодически поддерживается самим учащимся; - высокий уровень (самостоятельно проявляет постоянный интерес). | наблюдение, педагогический анализ |
3. Поведенческие качества: 3.1. Конфликтность | Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации: - низкий уровень (недостаточно осознает правила и нормы поведения, допускает нарушения, но в основном их выполняет); - средний уровень (осознает моральные нормы и правила поведения в социуме, но иногда частично их нарушает); - высокий уровень (всегда следует общепринятым нормам и правилам поведения, осознанно их принимает). | наблюдение, педагогический анализ |
3.2. Тип сотрудничества | Способность принимать участие в общем деле: - низкий уровень (в совместной деятельности не пытается договориться, не может придти к согласию, настаивает на своём, конфликтует); - средний уровень (способен к взаимодействию и сотрудничеству, но не всегда умеет и слушать партнера); - высокий уровень (проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества, ориентируется на партнера, умеет слушать собеседника, совместно планировать, договариваться нкции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь). | наблюдение, педагогический анализ |
4. Личностные достижения учащегося | Результаты личных достижений: - низкий уровень (пассивное участие в делах детского объединения); - средний уровень (активное участие в делах детского объединения); - высокий уровень (участие в конкурсах на муниципальном уровне) | наблюдение, педагогический анализ, портфолио |
Результаты диагностики и анализ усвоения детьми программы используется для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в усвоении программы.
Правила работы с компьютером, организация рабочего места и ТБ:
Высокий - хорошо знает и не нарушает правила работы за компьютером и технику безопасности;
Средний - знает правила работы с компьютером и ТБ, но иногда нарушает их;
Низкий - требует постоянного внимания со стороны педагога.
Название и функциональное назначение основных устройств компьютера:
Высокий - знает название и назначение основных устройств компьютера, умеет пользоваться ими;
Средний - знает название и назначение основных устройств компьютера, но неумело ими пользуется;
Низкий - не знает название и назначение основных устройств компьютера, не умеет ими пользоваться.
Рисунки в графическом редакторе Paint:
Высокий - знает, как создаются рисунки в графическом редакторе Paint, самостоятельно сохраняет свою работу;
Средний - имеет навыки работы в графическом редакторе Paint, но с затруднением ориентируется в панели инструментов;
Низкий - не имеет навыков работы в графическом редакторе Paint, не ориентируется в панели инструментов, без помощи педагога не может сохранить работу.
Создание презентаций в редакторе PowerPoint:
Высокий - знает, как создаются презентации редакторе PowerPoint, самостоятельно работает в этом редакторе;
Средний - имеет навыки работы в редакторе PowerPoint, но иногда требуется помощь педагога;
Низкий - не имеет навыков работы в редакторе PowerPoint, требуется помощь педагога.
Воспитательный компонент программы
Цель воспитательной работы – самореализация обучающихся; развитие творческого потенциала; формирование дружного сплочённого коллектива.
Календарный план воспитательной работы на учебный год
Сроки проведения | Название мероприятия | Форма проведения | Направление |
Сентябрь | «Неделя безопасности» | Беседы по правилам безопасности, правилам дорожного движения, правилам пожарной безопасности» | профилактическое |
Ноябрь | «День Матери» | Беседа Видео-поздравления. | общекультурное |
Январь | Беседы по правилам безопасности, правилам дорожного движения, правилам пожарной безопасности» | беседа | профилактическое |
Февраль | Создание поздравления «С Днём защитника Отечества» | Презентация | патриотическое |
Март | Беседы об известных учёных | Беседа | общекультурное |
Сентябрь– май | Участие в экологических акциях «Крышки-иришки», «Раздельный сбор мусора» | Экологические акции. Беседы о важности охраны природы | экологическое |
Список литературы
1. Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. – СПб., 1996.
2. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников// Начальная школа, 2005. - № 11. – с. 120-126.
3. Информатика и ИТК. Задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И.Г.Семакина, К.Хенера. 3-е изд. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011
4. Максимова Л. Г. Социально-культурологический подход в преподавании
пропедевтического курса информатики// Информатика и образование. – М.
2008. № 12 С. 25-27
5. Семакин И.Г. и др. Информатика. Базовый курс. М.: Лаборатория Базовых Знаний,2006
6. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч.2: Офисная технология и информационные системы. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. - с.336.
7. Элективный курс. Компьютерная графика. /Сост. Леготина С.Н. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006
8. https://interneturok.ru/subject/informatika/class/5 Информатика электронный курс (тесты, видеоуроки, дополнительные материалы)
Список литературы, рекомендуемый для детей
1. Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Справочник по информатике для школьников. - Екатеринбург: «У-Фактория», 2010.
2. Информатика. Практикум по информационным технологиям. /Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2012.
3. Информатика. 5-6 класс. Начальный курс. /Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер.
Приложения
Инструкция Рисование готовых фигур в Paint
На вкладке Главная в группе Фигуры щелкните готовую фигуру:
Линия;
Кривая;
Овал;
Прямоугольник и скругленный прямоугольник;
Треугольник и прямоугольный треугольник;
Ромб;
Пятиугольник;
Шестиугольник;
Стрелки (стрелка вправо, стрелка влево, стрелка вверх, стрелка вниз);
Звезды (четырехугольная, пятиугольная, шестиугольная);
Сноски (закругленная прямоугольная сноска, овальная сноска, сноска-облако);
Сердце;
Молния.
И перетащите ее.
Для того, чтобы нарисовать равностороннюю фигуру, удерживайте клавишу Shift при перетаскивании указателя.
Когда фигура выбрана, можно изменить ее вид, выполнив одно или несколько следующих действий:
- Чтобы изменить стиль линии, в группе Фигуры щелкните Контур и выберите стиль линии.
- Если фигуре не нужен контур, щелкните Контур и выберите Без контура.
- Чтобы изменить размер контура, щелкните Размер и выберите размер линии (толщину).
- В группе Цвета нажмите Цвет 1 и выберите цвет контура.
- В группе Цвета нажмите Цвет 2 и выберите цвет для заливки фигуры.
- Чтобы изменить стиль заливки, в группе Фигуры щелкните Заливка и выберите стиль заливки.
- Если фигуре не нужна заливка, щелкните Заливка и выберите Без заливки.
Работы детей