Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сундучок идей» (1–4 класс)
Муниципальное учреждение «Управление образования местной администрации Майского муниципального района»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Майского»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«СУНДУЧОК ИДЕЙ»
Направленность программы: техническая
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированная
Адресат: учащиеся 9 - 10лет
Срок реализации программы: 1 год (72 ч.)
Форма обучения: очная
Автор: Кузнецова Светлана Владимировна – педагог дополнительного образования, учитель начальных классов
ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 3
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 8
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 10
Учебно план 10
Содержание учебного плана 10
1.4.ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ 10
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 15
Календарный учебный график 15
Кадровое обеспечение 15
Формы аттестации и оценочные материалы 16
Материально-технические условия реализации программы 16
Учебно-методическое и информационное обеспечение 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
Список литературы для педагога 19
Список литературы для учащихся 19
Интернет – ресурсы 20
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Направленность программы –техническая.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Сундучок идей" имеет техническую направленность, так как ориентирована на активизацию творческих и технических способностей учащихся.
Уровень программы: базовый.
Вид программы: модифицированная.
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31.03.2022 г. № 678-р (далее - Концепция);
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года»;
Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте Российской Федерации;
Паспорт Федерального проекта от 07.12.2018 г. № 3 «Успех каждого ребенка», утвержденный протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
«О направлении информации» от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (вступает в силу с 01.09.2022г. и действует до 01.09.2028г.);
Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности подополнительным общеобразовательным программам» (далее - Приказ 196);
Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»;
Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. № 391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
Приказ Минобразования Российской Федерации от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;
Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по независимой оценке качества образования»;
Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 28.04.2017 г. №ВК-1232109, включающая «Методические рекомендации по организации
независимой оценки качества дополнительного образования детей»;
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ«Об образовании»;
Приказ Минобразования Кабардино-Балкарской Республики от
17.08.2015 г. № 778 «Об утверждении Региональных требований к
регламентации деятельности государственных образовательных учреждений
дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике»;
Распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26.05.2020 г. № 242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели
персонифицированного дополнительного образования детей в КБР»;
Приказ Минпросвещения Кабардино-Балкарской Республики от
06.08.2020 г. № 22-01-05/7221 «Об утверждении Правил
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
в КБР».
Методические рекомендации Министерства просвещения, науки и по делам молодежи КБР по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные) 2022 года;
22. Устав МКОУ СОШ № 5 г. Майского;
23. Учебный план МКОУ СОШ № 5 г. Майского;
Другие действующие внутренние локальные акты МКОУ СОШ № 5 г. Майского.
Новизна и актуальность программы состоит в том, что она нацелена на развитие у детей пространственного воображения, умения читать чертежи, следовать устным инструкциям педагога и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени. Работа с образовательными конструкторами позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей - от теории механики до психологии, что является вполне естественным.
Актуальность предлагаемой программы состоит в простоте построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями бумаги и конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.
Принципы учебного процесса:
-самостоятельность - учащиеся чувствуют себя полноправными субъектами учебно-воспитательного процесса, то есть участвуют в целеполагании своей деятельности;
-самоорганизация - педагог не учит, а помогает учиться, обуславливая необходимость обучения учащихся умения и навыками рационального учения;
-ответственность - развивает социальную зрелость личности;
-психологическое удовлетворение - подразумевает эмоциональное удовлетворение каждого ученика и тем самым мотивации учения;
-развитие - ориентировка на зону ближайшего развития с учетом актуального уровня развития;
-развитие потребности в преодолении посильных трудностей.
Программа способствует:
развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
формированию понятия о роли и месте научно-технического направления в жизни;
освоению современных видов техники;
обучению практическим навыкам научно-технической деятельности, пониманию связи технических задач с идеями и замыслами;
созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
знакомству с историей крепежных деталей, с различными видами конструкторов и геометрических фигур.
Педагогическая целесообразность программы.
Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах должны найти отражение следующие вопросы: формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области точных наук и технического творчества.
Отличительные особенности программы: новые жизненные условия, в которые поставлены современные учащиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому учащемуся реально открыть для себя волшебный мир науки и техники проявлять и реализовывать свои способности.
Программа направлена на развитие познавательных и творческих способностей детей, художественное и социально - личностное развитие, на формирование навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками с учетом их возрастных особенностей, на дополнение и углубление общеобразовательных программ по технологии у детей 9 - 10 лет и выявление одаренных детей с наклонностями в области технического творчества.
Адресат программы: программа рассчитана на учащихся 9-10 лет.
Программа предназначена для учащихся 9-10 лет в системе дополнительного образования, психологических и возрастных особенностей развития подрастающего поколения. Особенностью ее также является возможность индивидуального подхода к ребенку в построении траектории личностного развития.
Для обучения принимаются все желающие.
Уровень программы базовый.
Программа рассчитана на один год обучения.
Формы обучения – очная.
Режим занятий: 2 академических часа в неделю по 40 минут, с перерывом 10 минут
Количество учащихся: 12 человек.
Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом.
Формы организации деятельности учащихся на занятии: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формы занятий: занятия-практикумы, комбинированные занятия.
Для эффективного осуществления интегрированного подхода на занятиях, кроме общепринятых форм организации занятий, необходимо использовать и нестандартные формы организации учебной работы (конкурсы, викторины, выставки).
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами работы с бумагой, лего и металлическим конструкторами, через изучение различных способов конструирования.
Задачи программы:
Обучающие:
Формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы изделий.
Обучение различным приемам конструирования из бумаги и конструкторов.
3.Формирование образного, пространственного мышления и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм.
Развивающие задачи:
Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.
2.Развитие у детей способности работать руками, приучение к точным движениям пальцев, совершенствование мелкой моторики рук, развитие глазомера.
3.Развитие речи (словарь, диалог, монолог) и волевой сферы.
4.Развитие художественного вкуса, творческих способностей.
Воспитательные задачи:
1. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Коррекция поведения, формирование умения сотрудничать с партнером. Воспитание интереса творчеству.
Гармонизация общения и взаимоотношений детей.
Расширение коммуникативных способностей детей. Содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных.
Воспитание социальных эмоций, стремления к самореализации социально адекватными способами, стремления соблюдать нравственно - этические нормы.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Принципы обучения:
принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
принцип доступности обучения;
принцип наглядности;
принцип целенаправленности.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||||
Всего | Теоретическое | Практическое | ||||||
Раздел 1. Ознакомительное занятие | ||||||||
1 | Т/б при работе с конструктором Знакомство с миром Искусства. | 2 | 1 | 1 | Беседа опрос, рассуждение, обсуждение, практическая работа | |||
2 | Способы соединения деталей. "Торец – плоскость" "Плоскость – плоскость" | 2 | 1 | 1 | Беседа опрос, рассуждение, обсуждение, практическая работа | |||
| ||||||||
3 | Путешествие по Лего стране. | 2 | 1 | 1 | Беседа опрос, рассуждение, обсуждение, практическая работа | |||
4 | Основные приемы крепления лего | 2 | 1 | 1 | Беседа опрос, рассуждение, обсуждение, практическая работа | |||
5 | Работа со схемами | 2 | 1 | 1 | Беседа опрос, рассуждение, обсуждение, создание модели | |||
| ||||||||
6 | Виды аппликации из цветной бумаги. | 2 | 1 | 1 | Беседа опрос, рассуждение, обсуждение, создание модели | |||
7 | Основные способы резания и надрезания бумаги | 2 | 1 | 1 | Беседа опрос, рассуждение, обсуждение, создание модели | |||
8 | Аппликация из полос «Осень» | 2 | 1 | 1 | Беседа опрос, рассуждение, обсуждение, создание модели | |||
9 | Аппликация из полос «Журавль» | 2 | 1 | 1 | Беседа опрос, рассуждение, обсуждение, создание модели | |||
10 | Аппликация из полос «Жираф» | 2 | 1 | 1 | Беседа опрос, рассуждение, обсуждение, создание модели | |||
11 | Объемная открытка из кругов. « С Новым годом!» | 2 | 1 | 1 | Беседа опрос, рассуждение, обсуждение, создание модели | |||
12 | Аппликация из кругов «Гусеница» | 2 | 1 | 1 | Беседа опрос, рассуждение, обсуждение, создание модели | |||
13 | Отрывная аппликация «Ваза с цветами» | 2 | 1 | 1 | Беседа опрос, рассуждение, обсуждение, создание модели | |||
14 | Отрывная аппликация «Зимний лес» | 2 | 1 | 1 | Беседа опрос, рассуждение, обсуждение, создание модели | |||
15 | Виды аппликации из цветной бумаги. | 2 | 1 | 1 | Беседа опрос, рассуждение, обсуждение, создание модели | |||
16 | Основные способы резания и надрезания бумаги | 2 | 1 | 1 | Беседа опрос, рассуждение, обсуждение, создание модели | |||
17 | Аппликация из полос «Деревья» | 2 | 1 | 1 | Беседа опрос, рассуждение, обсуждение, создание модели | |||
Раздел 4. Конструирование | ||||||||
18 | Знакомство с техникой конструирования | 2 | 1 | 1 | Беседа опрос, рассуждение, обсуждение, создание модели | |||
19 | Сбор конструктора «Геометрия» | 2 | 1 | 1 | Беседа опрос, рассуждение, обсуждение, создание модели | |||
20 | Сбор конструктора «Поезд» | 2 | 1 | 1 | Беседа опрос, рассуждение, обсуждение, практическая работа | |||
21 | Сбор конструктора «Качели» | 2 | 1 | 1 | Беседа опрос, рассуждение, обсуждение, создание модели | |||
22 | Сбор конструктора «Мебель» | 2 | 1 | 1 | Беседа опрос, рассуждение, обсуждение, создание модели | |||
23 | Сбор конструктора «Дом» | 2 | 1 | 1 | Беседа опрос, рассуждение, обсуждение, создание модели | |||
24 | Конструирование квартиры. | 2 | 1 | 1 | Беседа опрос, рассуждение, обсуждение, создание модели | |||
25 | Игра “Семья встречает гостей”. | 2 | 1 | 1 | Беседа опрос, рассуждение, обсуждение, создание модели | |||
26 | Сбор конструктора «Трехэтажный дом» | 2 | 1 | 1 | Беседа опрос, рассуждение, обсуждение, создание модели | |||
27 | Сбор конструктора «Железная дорога». Правила ПДД. | 2 | 1 | 1 | Беседа опрос, рассуждение, обсуждение, создание модели | |||
28 | Сбор конструктора «. Домашние питомцы. Животноводческая ферма» | 2 | 1 | 1 | Беседа опрос, рассуждение, обсуждение, создание модели | |||
Раздел 5. Оригами | ||||||||
29 | Знакомство с техникой оригами | 2 | 1 | 1 | Беседа опрос, рассуждение, обсуждение, создание модели | |||
30 | Приемы складывания бумаги | 2 | 1 | 1 | Беседа опрос, рассуждение, обсуждение, создание модели | |||
31 | Основные элементы в оригами. | 2 | 1 | 1 | Беседа опрос, рассуждение, обсуждение, создание модели | |||
32 | Создание оригами «Закладка» | 2 | 1 | 1 | Беседа опрос, рассуждение, обсуждение, создание модели | |||
33 | Создание оригами «Коврик» | 2 | 1 | 1 | Беседа опрос, рассуждение, обсуждение, создание модели | |||
34 | Создание оригами «Лотос» | 2 | 1 | 1 | Беседа опрос, рассуждение, обсуждение, создание модели | |||
| Раздел 6. Выставка работ | |||||||
35 | Выставка нашего творчества «Сундучок идей», создание видеоролика по итогам «Наше творчество». | 2 | 1 | 1 | Беседа опрос, рассуждение, обсуждение, создание модели | |||
36 | Презентация работ учащихся | 2 | 1 | 1 | Выставка, защита проекта, обсуждение. | |||
| Всего | 72 | 36 | 36 | |
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Сундучок идей»
Ознакомительное занятие (2 часа)
Правила поведения на занятии. Правила пользования материалами и инструментами.
Знакомство с историей создания «Лего».
Теория. Теоретическое освоение трех основных способов соединения деталей набора. Знакомство с названиями деталей и соединительных элементов деталей. Создание рабочего словаря. Инструктаж по технике безопасности на занятиях.
Практика. Ребёнок учится соединять детали по видеоурокам.
Конструирование из лего конструктора (12 часов)
Теория. Беседа по теме занятия. Познакомятся с техникой конструирование из лего деталей.
Выучат название деталей лего конструктора.
Практика. Изготовление плоскостных и объемных изделий.
Аппликация (20 часов)
Теория .Беседа по теме занятия. Создание плоскостных и объемных композиций.
Практика. Упражнение в вырезании, надрезании, вырезании мелких деталей, наклеивании. Отработка навыков применения инструментов (ножницы, клей, кисточка и т. д.)
Конструирование (24 часа)
Теория. Беседа по теме занятия. Конструирование поделок и игрушек из разных видов бумаги.
Практика. Отработка навыков сгибания бумаги в разных направлениях, надрезания, вырезания мелких деталей, склеивания, применения инструментов.
Оригами (12 часов)
Теория. Знакомство с историей оригами. Термины, принятые в оригами. Понятие «Базовые формы». Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания.
Практика. Складывания изделий на основе простых базовых форм.
Оформление выставочных работ (2 часа)
Теория. Проектирование различных элементов детских площадок. Обсуждение этапов выполнения работы, способов крепления деталей.
Практика. Исследование и изобретение конструкций с учетом всех требований по безопасности.
Оформление выставок работ учащихся.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностными результатами изучения программы "Сундучок идей" является формирование следующих умений:
-познавательная активность, интерес к получению новой информации;
-коммуникативная самостоятельность, потребность в деловом общении;
-опыт позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;
-представление детей об окружающих реальных предметах и конструируемых объектах, соответствующих их восприятию;
-интерес к познанию рукотворного мира.
Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
-замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы;
-развивать элементарные конструктивные умения;
-уметь конструировать по условиям, заданным взрослым.
-владеть начальными формами поисковой экспериментально-
-исследовательской, а также творческой деятельностью;
-понимать информацию, представленную в виде инструкций, условий, образцов, схем;
-называть и различать окружающие предметы и их признаки;
-осуществлять поиск информации при выполнении заданий;
-развивать систему анализа и переработки знаний;
-устанавливать правильную последовательность событий;
-уметь работать в коллективе;
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
-слушать и понимать речь других.
Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений:
-выделяют основные части и характерные особенности детали конструкций;
-называют различные детали деревянного конструктора;
-владеют обобщенным способом обследования образца;
-создают разные по величине и конструкции постройки одного и того же
объекта;
-заменяют детали постройки в зависимости от имеющегося материала;
-осуществляют конструктивную деятельность на основе схеме.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения | Дата окончания обучения | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 01.09.2022 | 31.05.2023 | 36 | 72 | 1 раз в неделю – 2 академических часа с перерывом 10 минут |
Программа реализуется одним педагогом. Минимальные требования к образованию: среднее профессиональное образование по подготовке специалистов среднего звена без предъявления к уровню квалификации.
Формы аттестации и оценочные материалы
Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. После каждого урока дается оценка эффективности занятия, которая предполагает анализ творческой активности учеников, уровня освоения ими способов действия и операций, а также оценку эффективности занятия. На основании текущих отметок выставляются отметки за четверть и год. Проводятся итоговые занятия по каждому блоку программы с целью закрепления полученных знаний и умений. По окончанию каждой четверти и в конце учебного года организуется коллективная выставка детских работ.
В конце года полезно систематизировать все интересные находки по развитию творческого воображения в процессе научно-технической деятельности на занятиях для организации последующих коллективных и персональных выставок детских работ.
Также планируются совместные мероприятия такие, как посещение музеев, экскурсии, организация районных, внутри школьных выставок в классе, участие в различных конкурсах детского творчества.
Материально-технические условия реализации программы
Для занятий необходимо подготовить рабочие места для учителя и учеников, места хранения оборудования и незаконченных работ учеников. Все рабочие места оснащаются одними и теми же предметами. Ученики работают на партах, соблюдая технику безопасности.
Основное оборудование:
металлический конструктор-3 набора
конструктор Лего-3 набора
инструменты для работы (ножницы, линейки, циркуль, различные приспособления)
цветной картон, гофрированный картон, цветная бумага.
Демонстрационные пособия:
геометрический материалы;
плакаты, схемы, крепежи;
основным наглядным пособием является цветной рисунок-плакат, изображающий приемы крепления и программные изделия-образцы. Видеопрезентации.
В число наглядных пособий можно включить и лучшие детские изделия. Большая часть дидактического материала изготавливается преподавателем: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.), таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени, альбомы с образцами, фотографиями.
Оценочный материал
Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.
Учебно- методическое и информационное обеспечение программы
Техническое воспитание детей направлено на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области точных наук и технического творчества. Программа кружка направлена на развитие познавательных и творческих способностей детей, художественное и социально - личностное развитие, на формирование навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками с учетом их возрастных особенностей, на дополнение и углубление общеобразовательных программ по технологии у детей и выявление одаренных детей с наклонностями в области технического творчества.
Техническое воспитание обеспечивается с помощью разнообразных методов: метод побуждения к сопереживанию, метод убеждения при формировании проявлений эстетического вкуса; метод поисковых ситуаций, побуждающих детей к самостоятельным действиям, к творчеству и фантазии.
Программа предусматривает следующие методы проведения занятий:
словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, сказка);
наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии, видео-уроки);
практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).
Вышеизложенные методы, их последовательное комплексное сочетание в педагогическом процессе ориентированы на организацию познавательной деятельности с постепенным увеличением доли самостоятельности и творчества детей.
По способу организации детей, работа на занятиях может быть индивидуальной и коллективной, комплексной (интегрированной), когда конструирование сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности.
Обучение также представляет собой реализацию отношений людей в форме общения. Процесс обучения данному предмету строится на взаимодействии ребенка с преподавателем и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека, развиваются навыки общения в стандартных социокультурных ситуациях. Одно из важнейших условий полноценного развития детей в процессе занятий - это осуществление индивидуального подхода, который должен базироваться на знании индивидуальных особенностей детей.
Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка, если он осуществляется в определенной системе: изучение и установление причин формирования особенностей характера и поведения, определение соответствующих средств и методов.
Необходимо уважительно относиться к мнению ребенка, поддерживать его инициативу. Особенно это важно в творческой деятельности, в частности художественной, насыщенной чувствами, ориентированной на других людей, связанной с ожиданием позитивного отношения, доброжелательной оценки образа, созданного им.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога
1.Бумагопластика : дополнительная общеобразовательная программа для детей 8-13 лет [Электронный ресурс] / сост. Н. С. Иващенко. - Жердевка, 2008.
2.Воробьева, Т.П. Организация и проектирование современного учебного занятия в системе дополнительного образования детей : учебно-методическое пособие [Текст] / Т.П. Воробьева. - ГАОУ ДПО ИРОСТ : Курган, 2013. - 193 с. 3. Дадашова, З. Р.
3. Волшебная бумага : самоучитель по технике вырезания для школьников [Текст] / З. Р. Дадашова. -Ростов н/Д : Феникс, 2014. - 95 с., ил. - (Город мастеров).
4.Виноградова, Е. Г. ЦСПб. : Сова, 2007. - 31 с., ил. - Подарок своими руками.
5. Гончар, В. В. Модульное оригами [Текст] / В. В. Гончар. - М. : Айрис- пресс,2009. - 112 с., ил. - (Внимание: дети!).
2. Программа конструирования и компьютерного моделирования Fanclastic3DDesigner https://fanclastic.ru/3d-designer.html.
3. Учебник для детей от 6 лет "Технология игрового конструирования". https://yadi.sk/i/Wlgktnfj3Qnb5d.
Список литературы для учащихся
2. https://www.youtube.com/channel/UCQztZUm2tE_TZkNINkK_Ecg
3. Учебно-методический материал содержится на сайте производителя наборов «ЛЕГО» http://fanclastic.ru: видео-инструкции, материалы для рассказывания, комплект необходимых деталей для сборки каждой конструкции.
4. Учебник для детей от 6 лет "Технология игрового конструирования».
https://yadi.sk/i/Wlgktnfj3Qnb5d
5.Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Учебник для 2-го класса. - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2015. – 80 с.
6.Учи.ру https://vse-kursy.com/read/507-uroki-lepki-iz-plastilina-dlya-detei.html
Интернет-ресурсы
1. https://www.youtube.com/channel/UCQztZUm2tE_TZkNINkK_Ecg
2. Учебно-методический материал содержится на сайте производителя наборов Фанкластик http://fanclastic.ru: видео-инструкции, материалы для рассказывания, комплект необходимых деталей для сборки каждой конструкции https://fanclastic.ru/3d-designer.html