Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Юный исследователь»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОЛЫШМАНОВСКИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ЦЕНТР»
Тюменская обл., р.п. Голышманово ул. Садовая, 102, тел./факс 8(345646)25033, веб-сайт www.cdtgol.ru, эл.почта golcdt@yandex.ru |
«Утверждаю»
Директор МАУ ДО
«Голышмановский МЦ»
Т.А. Селезнева __________
«___»_____________
Дополнительная общеобразовательная программа
естественнонаучной направленности
«Юный исследователь»
Возраст обучающихся: 8-14 лет
Срок освоения: 10 дней
Автор – составитель
Степанова Надежда Сергеевна
Педагог-организатор
Принята на заседании педагогического совета
Протокол № ________ от «____» __________
р.п. Голышманово 2022 г.
Пояснительная записка
«В настоящее время воспитание будущих поколений самым тесным, если не сказать решающим, образом связано с модернизацией системы образования. Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни. Разумеется, этот вопрос касается всех участников образовательного процесса, в данном случае речь идёт о формирование экологической культуры школьников. Особое внимание все образовательные программы данного профиля должны уделить улучшению подготовки учащихся по экологии, защите окружающей среды». Из ежегодного послания президента Российской Федерации Федеральному собранию.
Лето – это пора каникул, время, когда детям необходимо реализовать свою двигательную активность, недостаток которой накапливается за время учебного года. Лето - наиболее благоприятный период для организации досуга детей, укрепления их физического, психологического и «творческого» здоровья. Лучший способ сделать отдых ярким, полезным и незабываемым – это отправиться в путешествие и окунуться в мир живой природы. А любое путешествие сопряжено с приключениями и, самое главное, с открытиями, которые, как волшебные двери, открывают перед детьми новые грани окружающего мира.
Человек неразрывно связан с природой. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Чтобы решать экологические проблемы Земли, сначала нужно изучить экологическую обстановку родного края и научиться бережно относиться к его природе. Поэтому немаловажно для растущего человека понятие «малая родина»: его родной дом и школа, родители и друзья, природа родного края. Любовь к малой родине начинается с впечатлений, полученных от встреч с природой во время походов, экскурсий, просмотров фильмов, рассказов об истории края, народных традициях, обычаях, легендах. Воспитывая любовь к Родине и природе, мы воспитываем патриотов, воздействуем на формирование жизненных идеалов, помогаем найти образы для подражания.
Данная программа ориентирует на развитие у детей знаний об экологии своей малой родины, на формирование экологического сознания через познание экологического состояния природы той местности, где они живут.
Актуальность программы «Юный исследователь» заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.
Основная идея экологического лагеря - воспитание через деятельность. Дети и подростки включены в разнообразную деятельность экологического характера: познавательную, ценностно-ориентировочную, эстетическую. Каждый участник лагеря имеет право выбора того или иного вида деятельности, который соответствует его способностям, склонностям, интересам.
Цель программы: создание условий для включения детей и подростков в социально значимую, творческую деятельность, формируя у них чувство ответственного отношения к окружающей среде, к сохранению своего здоровья, готовых к практической деятельности, к пропаганде экологических идей, к защите и охране природы.
Задачи:
Создать оптимальные условия для отдыха и укрепления здоровья детей, для разностороннего развития личности и раскрытия творческого потенциала ребёнка, его самореализации и самовыражения.
Формировать у школьников правильное экологическое сознание и культуры поведения в природной среде.
Воспитывать любовь к родному краю, патриотизм, бережное отношение к природе, ответственность за судьбу малой родины.
Ожидаемый результат
Повысят уровень теоретических знаний по экологии:
– об основных экологических группах растений, грибов, лишайников, животных своего края;
– о мониторинге окружающей среды;
– о методах исследовательской деятельности.
2. Приобретут навыки экологических исследований.
3. Осуществление экскурсий, походов поможет детям и подросткам в обретении новых знаний о родном крае и убедит их в необходимости бережного отношения к природе.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа адресована детям 10 – 14 лет.
Сроки реализации программы
По нормативным срокам реализации образовательная программа «Юный исследователь» рассчитана на 10 часов обучения.
Режим занятий
В группах занимается от 10 до 15 детей 5 раз в неделю по 1 часу (10 часов)
Форма обучения – очная.
Формы организации деятельности
Программой предусмотрены следующие формы организации деятельности обучающихся:
групповые;
индивидуальные;
фронтальные.
Тематический план
| № | Тема раздела | Кол-во часов | Из них | | |
Теория | Практика | |||||
1 | Природа нашей местности | 6 | 1 | 5 | ||
2 | Загрязнение окружающей среды | 2 | 1 | 1 | ||
3 | Экологическая тропа | 2 | 1 | 1 | ||
| | | | |
Занятие 1. Вводное занятие. Значение экологических знаний в жизни людей.
Занятие 2. Игры на знакомство. Инструктажи.
Занятие 3. Ознакомление с историко-культурными и природными особенностями своего края.
Занятие 4. Экскурсия в бор и практическое занятие.
Занятие 5. Основные группы растений, животных, грибов. Интерактивная игра.
Занятие 6. Познавательно-игровая интерактивная программа “Знатоки природы”.
Загрязнение окружающей среды (2 часа)Занятие 1. Проблемы химического, физического и биологического загрязнения атмосферы, почв, водных ресурсов села. Последствия данного воздействия.
Занятие 2. Операция “Чистый двор”. Конкурс рисунков “Природа кричит SOS!”.
Экологическая тропа (2 часа)Занятие 1. Определение маршрута. Составление карты-схемы. Описание экосистем данного маршрута. Определение объектов для исследовательской деятельности.
Занятие 2. Экологическое краеведение. Однодневный поход в сосновый бор.
Учебно- тематический план
10 часов (5 раз в неделю по 1 часу)
Месяц | Число | Врем я проведения занятия | Кол-во ак.ч. | Тема
| Форма занятий | Форма контроля | Меропр иятия за рамками учебного плана |
| | Природа нашей местности | | | |||
|
| 14:15 – 15:00 | 1 | Вводное занятие. Значение экологических знаний в жизни людей Игры на знакомство. Инструктажи. | Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии. Игры. | Собеседование |
|
| | 14:15 – 15:00 | 1 | Ознакомление с историко-культурными и природными особенностями своего края. Экскурсия и практическое занятие. | Экскурсия | Дискуссия | |
| | 14:15 – 15:00 | 1 | Основные группы растений, животных, грибов. Интерактивная игра. | Беседа, игровой практикум. | Тесты | |
| | 14:15 – 15:00 | 1 | Познавательно-игровая интерактивная программа “Знатоки природы”. | Игровой практикум | | |
Загрязнение окружающей среды | |||||||
| | 14:15 – 15:00 | 1 | Проблемы химического, физического и биологического загрязнения атмосферы, почв, водных ресурсов села. Последствия данного воздействия. | Беседа, дискуссия, опыты. | Собеседование | |
| | 14:15 – 15:00 | 1 | Операция “Чистый двор”. Конкурс рисунков “Природа кричит SOS!”. | | Дискуссия | |
Экологическая тропа | |||||||
| | 14:15 – 15:00 | 1 | Определение маршрута. Составление карты-схемы. Описание экосистем данного маршрута. Определение объектов для исследовательской деятельности. | Поход, беседа. | Дискуссия | |
| | 14:15 – 15:00 | 1 | Экологическое краеведение. Однодневный поход в сосновый бор. | Поход. | Дискуссия | |
|
| Итого | 10 |
|
|
|
|
Материально-техническое обеспечение
классная комната с учебной лабораторией;
столы – 4 штуки;
стулья – 20 штук;
с/х орудия труда: лопатки, секатор, совочки,
микроскоп – минимум 3 штуки;
канцелярские товары;
ящики для хранения природного материала;
компьютер, проектор, экран;
дисковый и флеш-накопители.
коллекции насекомых
Комплект химических реактивов
Набор лабораторной посуды
Используемая литература
Пономарёва, традиции в экологическом образовании [Текст]: учебно – методическое пособие / ёва – М.: Скрипторий», 2006. – 62 с.
Соловьёв, Кемеровской области. Природа [Текст]: учебное пособие / ёв. - Кемерово: Кузбасс»; 2008. – 384 с.
Соловьёв, Земля Кузнецкая! Основные направления в работе по краеведению участников движения «Отечество» [Текст] - Кемерово: Кемеровский полиграфический комбинат, 1997. – 252 с.
Соловьёв, игры [Текст]: учебное пособие – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. – 408 с.
Соловьёв, виды наблюдений и практических работ учащихся во время геоэкологических экскурсий и походов [Текст] /
География в школе. – 2008. - № 5. – с. 6.
Теплов, практикум [Текст]: Для учащихся 5,6 классов /. –М.: Устойчивый мир, 2005.–32 с.
[Электронный ресурс]. Официальный сайт http://www.kremlin.ru/transcripts/messages