Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Юный исследователь»

1
0
Материал опубликован 9 October 2023

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОЛЫШМАНОВСКИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ЦЕНТР»

Тюменская обл., р.п. Голышманово ул. Садовая, 102, тел./факс 8(345646)25033, веб-сайт www.cdtgol.ru, эл.почта golcdt@yandex.ru



«Утверждаю»

Директор МАУ ДО

«Голышмановский МЦ»

Т.А. Селезнева __________

«___»_____________






Дополнительная общеобразовательная программа

естественнонаучной направленности

«Юный исследователь»

Возраст обучающихся: 8-14 лет

Срок освоения: 10 дней



Автор – составитель

Степанова Надежда Сергеевна

Педагог-организатор




Принята на заседании педагогического совета

Протокол № ________ от «____» __________





р.п. Голышманово 2022 г.

Пояснительная записка

«В настоящее время воспитание будущих поколений самым тесным, если не сказать решающим, образом связано с модернизацией системы образования. Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни. Разумеется, этот вопрос касается всех участников образовательного процесса, в данном случае речь идёт о формирование экологической культуры школьников. Особое внимание все образовательные программы данного профиля должны уделить улучшению подготовки учащихся по экологии, защите окружающей среды». Из ежегодного послания президента Российской Федерации Федеральному собранию.

Лето – это пора каникул, время, когда детям необходимо реализовать свою двигательную активность, недостаток которой накапливается за время учебного года. Лето - наиболее благоприятный период для организации досуга детей, укрепления их физического, психологического и «творческого» здоровья. Лучший способ сделать отдых ярким, полезным и незабываемым – это отправиться в путешествие и окунуться в мир живой природы. А любое путешествие сопряжено с приключениями и, самое главное, с открытиями, которые, как волшебные двери, открывают перед детьми новые грани окружающего мира.

Человек неразрывно связан с природой. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

Чтобы решать экологические проблемы Земли, сначала нужно изучить экологическую обстановку родного края и научиться бережно относиться к его природе. Поэтому немаловажно для растущего человека понятие «малая родина»: его родной дом и школа, родители и друзья, природа родного края. Любовь к малой родине начинается с впечатлений, полученных от встреч с природой во время походов, экскурсий, просмотров фильмов, рассказов об истории края, народных традициях, обычаях, легендах. Воспитывая любовь к Родине и природе, мы воспитываем патриотов, воздействуем на формирование жизненных идеалов, помогаем найти образы для подражания.

Данная программа ориентирует на развитие у детей знаний об экологии своей малой родины, на формирование экологического сознания через познание экологического состояния природы той местности, где они живут.

Актуальность программы «Юный исследователь» заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.

Основная идея экологического лагеря - воспитание через деятельность. Дети и подростки включены в разнообразную деятельность экологического характера: познавательную, ценностно-ориентировочную, эстетическую. Каждый участник лагеря имеет право выбора того или иного вида деятельности, который соответствует его способностям, склонностям, интересам.

Цель программы: создание условий для включения детей и подростков в социально значимую, творческую деятельность, формируя у них чувство ответственного отношения к окружающей среде, к сохранению своего здоровья, готовых к практической деятельности, к пропаганде экологических идей, к защите и охране природы.

Задачи:

Создать оптимальные условия для отдыха и укрепления здоровья детей, для разностороннего развития личности и раскрытия творческого потенциала ребёнка, его самореализации и самовыражения.

Формировать у школьников правильное экологическое сознание и культуры поведения в природной среде.

Воспитывать любовь к родному краю, патриотизм, бережное отношение к природе, ответственность за судьбу малой родины.

Ожидаемый результат

Повысят уровень теоретических знаний по экологии:

– об основных экологических группах растений, грибов, лишайников, животных своего края;

– о мониторинге окружающей среды;

– о методах исследовательской деятельности.

2. Приобретут навыки экологических исследований.

3. Осуществление экскурсий, походов поможет детям и подросткам в обретении новых знаний о родном крае и убедит их в необходимости бережного отношения к природе.


Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа адресована детям 10 – 14 лет.

Сроки реализации программы

По нормативным срокам реализации образовательная программа «Юный исследователь» рассчитана на 10 часов обучения.

Режим занятий

В группах занимается от 10 до 15 детей 5 раз в неделю по 1 часу (10 часов)

Форма обучения – очная.

Формы организации деятельности

Программой предусмотрены следующие формы организации деятельности обучающихся:

групповые;

индивидуальные;

фронтальные.

Тематический план

Тема раздела

Кол-во часов

Из них


Теория

Практика

1

Природа нашей местности

6

1

5

2

Загрязнение окружающей среды

2

1

1

3

Экологическая тропа

2

1

1






Содержание программы Природа нашей местности (4часа)

Занятие 1. Вводное занятие. Значение экологических знаний в жизни людей.

Занятие 2. Игры на знакомство. Инструктажи.

Занятие 3. Ознакомление с историко-культурными и природными особенностями своего края.

Занятие 4. Экскурсия в бор и практическое занятие.

Занятие 5. Основные группы растений, животных, грибов. Интерактивная игра.

Занятие 6. Познавательно-игровая интерактивная программа “Знатоки природы”.

Загрязнение окружающей среды (2 часа)

Занятие 1. Проблемы химического, физического и биологического загрязнения атмосферы, почв, водных ресурсов села. Последствия данного воздействия.

Занятие 2. Операция “Чистый двор”. Конкурс рисунков “Природа кричит SOS!”.

Экологическая тропа (2 часа)

Занятие 1. Определение маршрута. Составление карты-схемы. Описание экосистем данного маршрута. Определение объектов для исследовательской деятельности.

Занятие 2. Экологическое краеведение. Однодневный поход в сосновый бор.

Учебно- тематический план

10 часов (5 раз в неделю по 1 часу)

Месяц

Число

Врем я

проведения занятия

Кол-во ак.ч.

Тема

Форма занятий

Форма контроля

Меропр

иятия за

рамками

учебного плана



Природа нашей местности




14:15 – 15:00

1

Вводное занятие. Значение экологических знаний в жизни людей Игры на знакомство. Инструктажи.

Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии. Игры.

Собеседование



14:15 – 15:00

1

Ознакомление с историко-культурными и природными особенностями своего края. Экскурсия и практическое занятие.

Экскурсия

Дискуссия




14:15 – 15:00

1

Основные группы растений, животных, грибов. Интерактивная игра.

Беседа, игровой практикум.

Тесты




14:15 – 15:00

1

Познавательно-игровая интерактивная программа “Знатоки природы”.

Игровой практикум



Загрязнение окружающей среды



14:15 – 15:00

1

Проблемы химического, физического и биологического загрязнения атмосферы, почв, водных ресурсов села. Последствия данного воздействия.

Беседа, дискуссия, опыты.

Собеседование




14:15 – 15:00

1

Операция “Чистый двор”. Конкурс рисунков “Природа кричит SOS!”.


Дискуссия


Экологическая тропа



14:15 – 15:00

1

Определение маршрута. Составление карты-схемы. Описание экосистем данного маршрута. Определение объектов для исследовательской деятельности.

Поход, беседа.

Дискуссия




14:15 – 15:00

1

Экологическое краеведение. Однодневный поход в сосновый бор.

Поход.

Дискуссия


Итого

10

Материально-техническое обеспечение

классная комната с учебной лабораторией;

столы – 4 штуки;

стулья – 20 штук;

с/х орудия труда: лопатки, секатор, совочки,

микроскоп – минимум 3 штуки;

канцелярские товары;

ящики для хранения природного материала;

компьютер, проектор, экран;

дисковый и флеш-накопители.

коллекции насекомых

Комплект химических реактивов

Набор лабораторной посуды

Используемая литература

Пономарёва, традиции в экологическом образовании [Текст]: учебно – методическое пособие / ёва – М.: Скрипторий», 2006. – 62 с.

Соловьёв, Кемеровской области. Природа [Текст]: учебное пособие / ёв. - Кемерово: Кузбасс»; 2008. – 384 с.

Соловьёв, Земля Кузнецкая! Основные направления в работе по краеведению участников движения «Отечество» [Текст] - Кемерово: Кемеровский полиграфический комбинат, 1997. – 252 с.

Соловьёв, игры [Текст]: учебное пособие – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. – 408 с.

Соловьёв, виды наблюдений и практических работ учащихся во время геоэкологических экскурсий и походов [Текст] /

География в школе. – 2008. - № 5. – с. 6.

Теплов, практикум [Текст]: Для учащихся 5,6 классов /. –М.: Устойчивый мир, 2005.–32 с.

[Электронный ресурс]. Официальный сайт http://www.kremlin.ru/transcripts/messages

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации