Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования «Изобразительное искусство»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
УТВЕРЖДЕНО
Директор
___________________
«____» ______ 2023 г.
Дополнительная общеразвивающая
программа дополнительного образования
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Направленность программы: художественно – техническая
Уровень программы: развивающий
Возраст учащихся: 14 – 16 лет
Срок реализации программы: 72 часа
Автор – составитель:
Куфтина Антонина Владимировна
педагог дополнительного образования
Нарьян-Мар
2023
Содержани
3. Планируемые результаты освоения учащимися ДОП в области изобразительного искусства. 6
4. Цели и основные задачи программы. 7
6. Общая характеристика программы. 10
8. Учебно – тематический план. 12
3. Планируемые результаты освоения учащимися ДОП в области изобразительного искусства. 6
4. Цели и основные задачи программы. 7
6. Общая характеристика программы. 10
8. Учебно – тематический план. 12
9. Условия реализации программы. 17
11. Средства обучения…………………………………………………………………...19
Особое место в развитии личности детей и подростков занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить красоту и богатство природы. Занятия изобразительным искусством выступают как действенное средство развития творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевых свойств, качеств личности обучающегося, его индивидуальности.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Данная программа предназначена для расширения предметных знаний по
изобразительному искусству, развития познавательного интереса и повышения общей культуры детей и подростков.
Программа адресована тем, у кого нет специализированной подготовки в этой области, тем, кто только начинает изучение данной области.
Актуальность программы обусловлена высокой востребованностью в качественном, комплексном художественном образовании детей старшего школьного возраста. Данная программа составлена с учетом новых тенденций в изобразительном искусстве нашего времени и соответствует уровню развития современной аудитории. В нее включены задания, которые выполняются в разных графических техниках, а также направленные на развитие различных видов мышления и памяти.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. Нетрадиционные технологии, являются незаменимыми помощниками учителя, способными воодушевить юных учеников, и помочь им найти свой способ самовыражения.
Используемые на занятиях планшеты Intuos компании Wacom, в сочетании с правильным программным обеспечением, помогут обучающимся реализовать свой творческий потенциал, развить целеустремленность, находчивость, чувство взаимопомощи.
Программой предусмотрено не только ознакомление с графической грамотой и приобретение начальных навыков и знаний, необходимых для дальнейшего успешного обучения в художественной школе, но и творческое развитие обучающихся.
Программные задания располагаются в методической последовательности по принципу от простого к сложному. Учебные задания не только постепенно усложняются, но и повышаются требования, предъявляемые к качеству рисунка. Таким образом, осуществляется систематическое накопление обучающимися профессиональных знаний и навыков, включающих и технические приемы рисования.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений. Учебный материал ориентирован на выработку доступных для учащихся умений и навыков.
Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонности к занятиям изобразительного искусства, реализовать свои природные задатки. Занятия будут способствовать осознанному выбору будущей профессии и более успешной адаптации на рынке труда.
Новизна программы заключается в сочетании художественной и технической подготовки обучающихся, т.к. для успешного овладения цифровой иллюстрацией необходимо знание основ рисунка, живописи, композиции, а также умение соединять технические навыки с творческой фантазией.
Современные технологии имитируют ощущения от традиционных художественных инструментов — карандашей, ручек и кистей. Цифровые носители способны имитировать различные кисти, материалы и поверхности и поддерживают множество эффектов, так что учащиеся могут действительно создать то, что увидели в своем воображении.
Программа позволит выявить заинтересованных обучающихся, оказать им помощь в формировании навыков работы в графических редакторах повысить уровень их пространственного мышления и воображения.
Педагогическая целесообразность программы направлена на:
формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в
художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании;
организацию свободного времени обучающихся;
профессиональную ориентацию обучающихся;
выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся
способности.
Педагогическая целесообразность программы также решает ряд задач художественной направленности, так как ориентирована на развитие у детей дизайнерских способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления средствами компьютерной графики.
2. Пояснительная записка.2.1. Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства «Изобразительное искусство» (далее - ДОП) определяет содержание и организацию образовательного процесса в государственном бюджетном учреждении дополнительного образования Ненецкого автономного округа «Детская школа искусств» (далее – ГБУ ДО НАО «ДШИ»).
ГБУ ДО НАО «ДШИ» вправе реализовывать ДОП при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
2.2. ДОП составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основании рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусства. (Приложение к письму Минкультуры России от 19 ноября 2013г. №191- 01-39/06-ГИ).
2.3. ДОП составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и направлена на:
выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;
создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно – нравственного развития детей.
2.4. Цели ДОП:
формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
формирование у обучающихся комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать образовательные программы в области изобразительного искусства.
2.5. Срок реализации ДОП составляет 72 часа.
2.6. Возраст обучающихся – 14 – 16 лет.
2.7. Требования к условиям реализации ДОП представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально – техническим и иным условиям реализации ДОП с целью достижения планируемых результатов освоения данной образовательной программы.
3. Планируемые результаты освоения учащимися ДОП в области изобразительного искусства.Результатом освоения ДОП является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:
основные свойства материалов для изобразительного творчества;
начальное понятие об основных законах изобразительной деятельности;
особенности выполнения работы в рисунке, в живописи, цифровой иллюстрации;
знание основ цветоведения;
знание основных формальных элементов композиции: основных законов и приемов композиции, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, статики-динамики, симметрии – ассиметрии;
навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения;
умения наблюдать предметный мир и передавать красоту предметов:
первичные навыки наблюдения и передачи цветовых отношений;
начальное умение изображать с натуры и по памяти предметы (объекты)
окружающего мира;
первичные навыки передачи формы, характера предмета;
первоначальные навыки работы с различными графическими, живописными
материалами, материалами и инструментами, применяемыми в области
изобразительного искусства;
представления об элементарных правилах построения декоративной
орнаментальной композиции;
интерес к изобразительному искусству.
способность к критическому мышлению, умение объективно оценивать результаты своей работы;
навыки работы в графическом редакторе и на графическом планшете;
рисовать заданную фигуру, менять ее размер и положение, заливать фигуру цветом, самостоятельно выбирать подходящие инструменты для создания изображения; использовать в работе быстрые клавиши (сочетания клавиш); набирать несложный текст, применять к нему различные эффекты;
самостоятельно создает интересные художественные композиции, сохраняет их в своей папке, придумывает подходящие названия.
4. Цели и основные задачи программы.Целью программы является художественно – эстетическое развитие личности учащегося, овладение знаниями и представлениями об изобразительном искусстве, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы теоретических и практических знаний, умений и навыков по учебному предмету, а также создание условий для профессионального самоопределения и самореализации обучающихся.
Задачи:
Обучающие:
– научить основным практическим приемам и навыкам изобразительного мастерства (в рисунке, живописи, композиции, цифровой иллюстрации);
– научить владеть основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
– научить формировать эстетический вкус, художественному мышлению обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов;
– научить возможностям создания собственных изображений, используя базовый набор инструментов графических программ, а также средствам обработки готовых рисунков с целью воплощения новых творческих задач;
– уметь грамотно строить композицию с выделением композиционного центра;
– изучить основы построения фигур животных и человека;
– сформировать навыки передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;
– сформировать навыки последовательного ведения работы;
познакомить с основами знаний в области компьютерной графики и дизайна,
– расширить базу для ориентации учащихся в мире современных профессий, знакомство на практике с деятельностью дизайнера.
Развивающие:
– развивать образное и пространственное мышление, память, внимание, моторику рук, глазомер, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
– развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности;
– развить творческий потенциал обучающихся посредством использования графического планшета как рабочего инструмента художника;
– развитие способностей и возможностей учащихся динамично управлять содержанием изображения, его формой, размерами и цветом, добиваясь наибольшей выразительности;
– развивать любознательность в области цифрового дизайна;
– способствовать раскрытию креативных способностей.
Воспитательные:
– воспитывать аккуратность и трудолюбие в работе;
– воспитывать умение видеть и понимать красоту окружающего мира во всем ее многообразии – от красоты природы до красоты повседневных, бытовых объектов;
– формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;
– воспитание у учащихся культуры живописно-колористического и художественно – графического восприятия натуры, стремления к практическому использованию приобретенных знаний, умений и навыков изобразительного мастерства;
– воспитывать устойчивый интерес к цифровому дизайну;
– содействовать личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе.
Здоровьесберегающие:
– формировать здоровый образ жизни обучающихся;
– заботиться о безопасности обучающихся;
– проводить эмоционально-физическую разгрузку обучающихся (тренинги на сохранение осанки, зрения, на укрепление опорно – двигательного аппарата);
– сформировать навыки здорового образа жизни и навыки соблюдения техники безопасности при работе с техническими средствами обучения.
5. Формирование групп.Группа формируется из детей желающих обучаться и имеющих способности к изобразительной деятельности.
Учебные занятия по ДОП «Изобразительное искусство» проводятся в форме групповых аудиторных занятий.
Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
5.1. Формы аудиторных занятий – групповая (аудиторная).
Численный состав: две группы от 8 до 10 учащихся.
6. Общая характеристика программы.6.1. ДОП «Изобразительное искусство» направлена на освоение обучающимися специальных знаний по рисунку, живописи, композиции и цифровой иллюстрации, формирование практических умений и навыков в изобразительной деятельности.
Объем программы: 72 часа.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2,25 часа для каждой группы.
Продолжительность академического часа равна 55 минутам.
6.2. ДОП «Изобразительное искусство» состоит из 4 блоков:
Блок 1 «Рисунок» программа позволяет овладеть основными способами и техническими приемами графического выполнения изображения на плоскости, навыками конструктивного построения, выявления тональных особенностей предметов и выработку «культуры штриха».
Блок 2 «Живопись с основами цветоведения» – освоить приемы грамотной передачи основных цветотоновых характеристик предметов в плоскости листа, с учетом особенностей используемого живописного материала и техники выполнения работы.
Блок 3 «Композиция» – освоить основные средства, правила и приемы композиционного построения изображения на плоскости.
Блок 4 «Основы векторной иллюстрации» – освоить навыки и приемы работы с графическим планшетом и развить творческий потенциал учащихся посредством использования компьютера как рабочего инструмента художника.
Занятия ДОП «Изобразительное искусство» состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Теоретическая часть занятий должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме, новых понятиях и терминах.
7.1. Учебный план ДОП определяет содержание и организацию образовательного процесса, разработан с учетом преемственности образовательных программ в области изобразительного искусства, сохранения единого образовательного пространства, индивидуального творческого развития учащихся.
7.2. Итоговая аттестация проводится в конце учебного года в форме просмотра практических работ по всем блокам.
7.3. Объем максимальной аудиторной нагрузки – 4,5 часов в неделю.
8. Учебно – тематический план.
№ | Название раздела программы | Количество часов | |||||
всего | теория | практика | |||||
1 | Блок «Рисунок» | 50 | 4 | 46 | |||
1.1. | Введение в ДОП. | 1 | 1 | | |||
1.2. | Виды и жанры изобразительного искусства. | 2 | 1 | 1 | |||
1.3. | Графические материалы, используемые в рисунке. Приемы и техника работы с ними. | 1 | 1 | | |||
1.4. | Выразительные средства графики «линия», «точка», «пятно». | 2 | | 2 | |||
1.5. | Рисунок плоских предметов геометрической формы, различных по пропорциям, фактуре, силуэту. | 4 | | 4 | |||
1.6. | Упражнения для отработки штриховки. | 3 | | 3 | |||
1.7. | Основные сведения о перспективе и ее применение в рисунке. Законы перспективы. Изучение понятий «дальше», «ближе». | 1 | 1 | | |||
1.8. | Линейный рисунок квадрата в перспективе, расположенного на разных уровнях. | 2 | | 2 | |||
1.9. | Линейный рисунок окружности в перспективе, расположенной на разных уровнях. | 2 | | 2 | |||
1.10. | Линейный рисунок геометрических тел: рисунок гипсового куба с введением легкого тона. | 4 | | 4 | |||
1.11. | Линейный рисунок геометрических тел: рисунок гипсового шара с введением легкого тона. | 4 | | 4 | |||
1.12. | Простой натюрморт из бытовых предметов. | 6 | | 6 | |||
1.13. | Рисунок обрубовочной модели головы человека. | 6 | | 6 | |||
1.14. | Рисунок фигуры человека. | 6 | | 6 | |||
1.15. | Рисунок чучела птицы. | 6 | | 6 | |||
2 | Блок «Живопись» | 7 | 1 | 6 | |||
2.1. | Цветоведение. | 1 | 1 | | |||
2.2. | Выполнение схемы 12-ти частного цветового круга. | 2 | | 2 | |||
2.3. | Натюрморт из фруктов (крынка, яблоко, слива, груша и т.д.) на нейтральном или контрастном фоне. | 4 | | 4 | |||
3 | Блок «Композиция» | 7 | 3 | 4 | |||
3.1. | Знакомство с основами композиции. | 2 | 2 | | |||
3.2. | Понятие «Декоративная композиция». Стилизация изображения животных. | 5 | 1 | 4 | |||
4 | Блок «Основы векторной иллюстрации». | 8 | 3 | 5 | |||
4.1. | Вводное занятие. Кто такой графический иллюстратор? | 2 | 1 | 1 | |||
4.2. | Создание авторской иллюстрации в стиле «Flat Design». | 5 | 1 | 4 | |||
4.3. | Обобщение всего пройденного материала. | 1 | 1 | | |||
Всего | 72 | 11 | 61 |
Содержание разделов и тем.
Раздел 1. Блок «Рисунок».
Введение в ДОП.
Вводная теория: Знакомство с учебным планом. Организация рабочего места. Знакомство с оборудованием. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. Организационные вопросы (заполнение анкеты учащихся, ознакомить с необходимыми материалами для занятий). Знакомство учащихся друг с другом.
Виды и жанры изобразительного искусства.
Теория: Виды и жанры изобразительного искусства. Беседа о профессии художник.
Входная диагностика: Диагностическая практическая работа на тему «Профессия художник».
Материалы: формат А4, цветные материалы.
Графические материалы, используемые в рисунке. Приемы и техника работы с ними.
Теория: Карандаши разной твердости, назначение, правила и техника работы с ними. Выразительные возможности карандашей.
Практика: Выполнение шкалы градации твердости и мягкости карандашей.
Выразительные средства графики «линия», «точка», «пятно».
Теория: Выразительные средства графики. Знакомство с понятиями «линия», «точка», «пятно».
Практика: Выполнение творческой работы на развитие фантазии «линия», «точка», «пятно».
Материалы: формат А4, цветные материалы.
Выявление геометрической формы плоских и объемных предметов.
Теория: Анализ геометрической формы предмета.
Практика: Превращение формы объемных предметов в плоскую. Рисование линейной конструкции предмета.
Теория: Форма и материал. Роль и значение материала в конструкции.
Практика: Разработка промышленного изделия новой формы.
Материалы: формат А4, цветные материалы (гелиевые ручки, цветные карандаши, линеры).
Упражнения для отработки штриховки.
Практика: Виды штриховки. Правила штриховки. Упражнения на постановку руки обучающегося. Упражнения и задания для отработки штриховки.
Материалы: формат А4, графитные карандаши разной твердости.
Основные сведения о перспективе и ее применение в рисунке. Законы перспективы. Изучение понятий «дальше», «ближе».
Теория: Беседа о перспективе: линии горизонта, точки схода, виды перспективы. Анализ перспективных сокращений в зависимости от положения уровня глаз рисующего. Законы построения рисунка. Просмотр фотографий с изображением лугов, полей, рек, дорог.
Линейный рисунок квадрата в перспективе, расположенного на разных уровнях.
Практика: Анализ перспективных сокращений в зависимости от положения уровня глаз рисующего. Развитие глазомера, чувства пропорций, моторики руки. Отработка практического навыка построения линейной перспективы.
Материалы: формат А4, графитный карандаш.
Линейный рисунок окружности в перспективе, расположенной на разных уровнях.
Практика: ознакомить с законами перспективного сокращения окружности. Анализ перспективных сокращений в зависимости от положения уровня глаз рисующего. Развитие глазомера, чувства пропорций, моторики руки. Отработка практического навыка построения линейной перспективы.
Материалы: формат А4, графитный карандаш.
Линейный рисунок геометрических тел: рисунок гипсового куба с введением легкого тона.
Практика: Создание эскиза. Компоновка предметов в заданном формате. Понятие пространственной перспективы. Удаленность предметов в зависимости линии горизонта. Применение линий различного характера для выразительности рисунка. Изучение пропорций предметов и нахождение точек схода, композиционное решение. Построение фигур с учетом перспективы. Линейно конструктивный рисунок, работа тоном. Завершающий этап тональный рисунок. Конструктивное построение куба, проработка деталей.
Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое. Композиция листа.
Материал: формат А3. Графитный карандаш.
Линейный рисунок геометрических тел: рисунок гипсового шара с введением легкого тона.
Практика: Ознакомить с законами перспективного сокращения окружности.
Применять линии различного характера для выразительности рисунка.
Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое. Композиция листа.
Материал: формат А3. Графитный карандаш.
Простой натюрморт из бытовых предметов.
Практика: Общий композиционный набросок. Построение. Особенности компоновки в листе группы предметов с учетом освещения. Передача пространства и взаимного расположения предметов на плоскости. Применение в рисунке основных правил перспективы. Выразительность линий и формы.
Освещение верхнее боковое.
Материал: формат А3, графитный карандаш.
Рисунок обрубовочной модели головы человека.
Практика: Нахождение габаритных размеров головы и компоновка рисунка в листе. Пропорциональное соотношение частей головы. Усиление детализации лицевой части. Детализация изображения по средствам выделения плоскостей, заданных обрубовочной моделью головы. Проработка полутонов и усиление контрастов.
Материал: формат А3, графитный карандаш.
Рисунок фигуры человека.
Практика: Ознакомление с основами пластической анатомии, правилами и
особенностями линейного рисования человека. Элементы строения формы и пропорции частей тела. Рисование человека по схеме. Композиционное
решение рисунка, передать пропорции человеческой фигуры, позы, одежда,
Материал: формат А3, графитный карандаш.
Рисунок чучела птицы.
Практика: Анималистический жанр. Грамотная компоновка натюрморта на плоскости. Передать пропорции и характер птицы. Выразительность силуэта. Передача материальности оперения. Передача пространства в натюрморте.
Освещение естественное.
Материал: формат А3, графитный карандаш, черная гелиевая ручка.
Раздел 2. Блок «Живопись».
2.1. Цветоведение.
Теория: Цветовой круг. Три главных цвета. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные, контрастные цвета. Основные свойства цвета. Цветовой тон, насыщенность и светлота. Ахроматические и хроматические цвета.
2.2. Выполнение схемы 12-ти частного цветового круга.
Практика: Выполнить упражнение «Цветовой круг» на последовательное спектральное расположение цветов, состоящий из 12 секторов.
Материал: Формат А3, гуашь, кисти, баночка с водой, ветошь, палитра, карандаш Н, ластик, образцы работ.
2.3. Натюрморт из фруктов (крынка, яблоко, слива, груша и т.д.) на нейтральном или контрастном фоне.
Практика: Понятие о живописном рисунке. Композиция листа. Пропорции. Выразительность силуэта. Компоновка предметов. Построение предметов натюрморта. Тональная работа над натюрмортом. Закрепление навыков практической работы и понятий «локальный цвет», «рефлекс». Решение собственные и падающие тени в живописи.
Материал: Формат А3, гуашь, кисти, баночка с водой, ветошь, палитра, карандаш Н, ластик.
Раздел 3. Блок «Композиция».
3.1. Знакомство с основами композиции.
Теория: Вводная беседа об основных видах, законах и правилах композиции, о решающей роли композиции в изобразительном искусстве. Особенности психологического восприятия цветов.
3.2. Понятие «Декоративная композиция». Стилизация изображения животных.
Теория: Основные принципы построения декоративной композиции. Изучение зооморфных мотивов в орнаментальном творчестве. Принципы стилизации. Приемы стилизации.
Практика: Создание декоративной композиции с изображением стилизованных животных в выбранном стиле.
Материал: формат А3, графитный карандаш, цветные гелиевые ручки.
Раздел 4. Блок «Основы рисунка векторной иллюстрации».
4.1. Вводное занятие. Кто такой графический иллюстратор?
Теория: Вводное занятие. Техника безопасности в классе, в помещении. Кто такой иллюстратор? Краткое введение в историю иллюстрации и графического дизайна. Развитие насмотренности, чувства вкуса и стиля. Иллюстрации вокруг нас. Знакомство с разными стилями в иллюстрации.
Практика: Знакомство с программой Adobe Illustrator: основные инструменты, рабочая среда. Заливка цветом. Редактирование цвета – инструмент «Пипетка». Фонтанная заливка. Заливка узором. Заливка текстурой. Основы работы с объектами. Группировка объектов. Сохранение проекта.
4.2. Создание авторской иллюстрации в стиле «Flat Design».
Теория: Познакомиться с отличительными особенностями иллюстрации в стиле «Flat Design» (плоский стиль).
Практика: выполнить одну иллюстрацию в стиле «Flat Design».
Материалы: формат А4, простой карандаш, ластик, графический редактор Adobe Illustrator.
4.3. Обобщение всего пройденного материала.
Обобщение знаний и умений, навыков приобретенных за весь год обучения. В форме беседы подготовить обучающихся к осознанному и самостоятельному выбору профессий. Подведение итогов.
9. Условия реализации программы.
9.1. Материально-техническое обеспечение программы:
В рамках реализации программы предусматривается материально-техническое обеспечение, достаточное для соблюдения условий реализации программы и достижения заявленных результатов освоения образовательной программы.
Для реализации программы необходимо следующее оборудование:
- шкафы для хранения наглядных пособий и раздаточного материала;
- маркерная доска; технические средства обучения (аудиоаппаратура, цифровая фотокамера, мультимедийное оборудование и др.);
- мольберты;
- рабочие столы;
- натюрмортный фонд;
- выставочные стенды.
Материально-техническое обеспечение программы:
- листы формата АЗ;
- карандаши (простые, цветные, восковые);
- гелиевые ручки;
- фломастеры;
- гуашь;
- краски акварельные;
- темперные краски;
- акриловые краски; цветная бумага, картон, тонированная бумага для пастели;
- токарные изделия (миска, яйцо, матрешка и др.);
- альбомы для упражнений;
- кисти нейлон, белка (с №1 и т.д.);
- кисти щетина круглые и плоские (№ 5,8).
1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
2. Бесчастнов Н.П. Чёрно-белая графика: учебное пособие. – М.: Владос, 2015.
3. Джереми, Форд Школа рисования. Акварель / Форд Джереми. - М.: Контэнт, 2011.
4. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.:
Просвещение, 1985. Корнева Г. Бумага. – СПб: Кристалл, 2001.
5. Комарова Т.С. Обучение детей техники рисования. – М.: Просвещение, 1996.
6. Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
7. Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20 века. – М.: Педагогика, 2002.
8. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
9. Хворостов А.С. Книга начинающего пейзажиста / А.С. Хворостов. – М.: Гамма, 2010.
10. Хейзел Соун. Лучшие уроки. Акварель за 30 минут. Учебное пособие. – М.: Издательство АСТ, 2016.
11. Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.
12. Шнейдер, Петер Основы рисования акварелью. Горы и долины / Петер Шнейдер. – М.: Арт-Родник, 2010.
13. Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство». – М.: «Просвещение», 2006.
14. Ятухин А.П. Живопись. – М.: Просвещение, 1985.
Список литературы для учителя:
1. Ветрова Т.Н. Триз в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007.
2. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
3. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.
4. Либралато, В. Рисуем портреты. Пошаговый самоучитель по рисованию акварелью. Экспресс-курс / В. Либралато, Т.Е. Лаптева. – М.: Эксмо, 2014.
5. Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. – Ростов н/д: Феникс, 2007.
6. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996.
7. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, - 1996.
8. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. – М.: Просвещение, 1980.
9. Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. – АСТ, 2005.
10. Ятухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву – АМ, Агар, 1999.
11. Средства обучения.
Материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом.
Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски.
Демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели.
Электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы.
Аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.