12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Куфтина Антонина Владимировна61

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА





УТВЕРЖДЕНО

Директор

___________________

«____» ______ 2023 г.







Дополнительная общеразвивающая

программа дополнительного образования

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»


Направленность программы: художественно – техническая

Уровень программы: развивающий

Возраст учащихся: 14 – 16 лет

Срок реализации программы: 72 часа







Автор­­ – составитель:

Куфтина Антонина Владимировна

педагог дополнительного образования







Нарьян-Мар

2023

Содержани

1. Введение. 3

2. Пояснительная записка. 5

3. Планируемые результаты освоения учащимися ДОП в области изобразительного искусства. 6

4. Цели и основные задачи программы. 7

5. Формирование групп. 9

6. Общая характеристика программы. 10

7. Учебный план. 10

8. Учебно – тематический план. 12

9. Условия реализации программы. 17

10. Список литературы. 18

11. Средства обучения…………………………………………………………………...19













1. Введение.

Особое место в развитии личности детей и подростков занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить красоту и богатство природы. Занятия изобразительным искусством выступают как действенное средство развития творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевых свойств, качеств личности обучающегося, его индивидуальности.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Данная программа предназначена для расширения предметных знаний по

изобразительному искусству, развития познавательного интереса и повышения общей культуры детей и подростков.

Программа адресована тем, у кого нет специализированной подготовки в этой области, тем, кто только начинает изучение данной области.

Актуальность программы обусловлена высокой востребованностью в качественном, комплексном художественном образовании детей старшего школьного возраста. Данная программа составлена с учетом новых тенденций в изобразительном искусстве нашего времени и соответствует уровню развития современной аудитории. В нее включены задания, которые выполняются в разных графических техниках, а также направленные на развитие различных видов мышления и памяти.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. Нетрадиционные технологии, являются незаменимыми помощниками учителя, способными воодушевить юных учеников, и помочь им найти свой способ самовыражения.

Используемые на занятиях планшеты Intuos компании Wacom, в сочетании с правильным программным обеспечением, помогут обучающимся реализовать свой творческий потенциал, развить целеустремленность, находчивость, чувство взаимопомощи.

Программой предусмотрено не только ознакомление с графической грамотой и приобретение начальных навыков и знаний, необходимых для дальнейшего успешного обучения в художественной школе, но и творческое развитие обучающихся.

Программные задания располагаются в методической последовательности по принципу от простого к сложному. Учебные задания не только постепенно усложняются, но и повышаются требования, предъявляемые к качеству рисунка. Таким образом, осуществляется систематическое накопление обучающимися профессиональных знаний и навыков, включающих и технические приемы рисования.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений. Учебный материал ориентирован на выработку доступных для учащихся умений и навыков.

Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонности к занятиям изобразительного искусства, реализовать свои природные задатки. Занятия будут способствовать осознанному выбору будущей профессии и более успешной адаптации на рынке труда.

Новизна программы заключается в сочетании художественной и технической подготовки обучающихся, т.к. для успешного овладения цифровой иллюстрацией необходимо знание основ рисунка, живописи, композиции, а также умение соединять технические навыки с творческой фантазией.

Современные технологии имитируют ощущения от традиционных художественных инструментов — карандашей, ручек и кистей. Цифровые носители способны имитировать различные кисти, материалы и поверхности и поддерживают множество эффектов, так что учащиеся могут действительно создать то, что увидели в своем воображении.

Программа позволит выявить заинтересованных обучающихся, оказать им помощь в формировании навыков работы в графических редакторах повысить уровень их пространственного мышления и воображения.

Педагогическая целесообразность программы направлена на:

формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в

художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании;

организацию свободного времени обучающихся;

профессиональную ориентацию обучающихся;

выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся

способности.

Педагогическая целесообразность программы также решает ряд задач художественной направленности, так как ориентирована на развитие у детей дизайнерских способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления средствами компьютерной графики.

2. Пояснительная записка.

2.1. Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства «Изобразительное искусство» (далее - ДОП) определяет содержание и организацию образовательного процесса в государственном бюджетном учреждении дополнительного образования Ненецкого автономного округа «Детская школа искусств» (далее – ГБУ ДО НАО «ДШИ»).

ГБУ ДО НАО «ДШИ» вправе реализовывать ДОП при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

2.2. ДОП составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основании рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусства. (Приложение к письму Минкультуры России от 19 ноября 2013г. №191- 01-39/06-ГИ).

2.3. ДОП составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и направлена на:

выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;

создание условий для художественного образования, эстетического

воспитания, духовно – нравственного развития детей.

2.4. Цели ДОП:

формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

формирование у обучающихся комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать образовательные программы в области изобразительного искусства.

2.5. Срок реализации ДОП составляет 72 часа.

2.6. Возраст обучающихся – 14 – 16 лет.

2.7. Требования к условиям реализации ДОП представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально – техническим и иным условиям реализации ДОП с целью достижения планируемых результатов освоения данной образовательной программы.

3. Планируемые результаты освоения учащимися ДОП в области изобразительного искусства.

Результатом освоения ДОП является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

основные свойства материалов для изобразительного творчества;

начальное понятие об основных законах изобразительной деятельности;

особенности выполнения работы в рисунке, в живописи, цифровой иллюстрации;

знание основ цветоведения;

знание основных формальных элементов композиции: основных законов и приемов композиции, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, статики-динамики, симметрии – ассиметрии;

навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения;

умения наблюдать предметный мир и передавать красоту предметов:

первичные навыки наблюдения и передачи цветовых отношений;

начальное умение изображать с натуры и по памяти предметы (объекты)

окружающего мира;

первичные навыки передачи формы, характера предмета;

первоначальные навыки работы с различными графическими, живописными

материалами, материалами и инструментами, применяемыми в области

изобразительного искусства;

представления об элементарных правилах построения декоративной

орнаментальной композиции;

интерес к изобразительному искусству.

способность к критическому мышлению, умение объективно оценивать результаты своей работы;

навыки работы в графическом редакторе и на графическом планшете;

рисовать заданную фигуру, менять ее размер и положение, заливать фигуру цветом, самостоятельно выбирать подходящие инструменты для создания изображения; использовать в работе быстрые клавиши (сочетания клавиш); набирать несложный текст, применять к нему различные эффекты;

самостоятельно создает интересные художественные композиции, сохраняет их в своей папке, придумывает подходящие названия.

4. Цели и основные задачи программы.

Целью программы является художественно – эстетическое развитие личности учащегося, овладение знаниями и представлениями об изобразительном искусстве, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы теоретических и практических знаний, умений и навыков по учебному предмету, а также создание условий для профессионального самоопределения и самореализации обучающихся.

Задачи:

Обучающие:

научить основным практическим приемам и навыкам изобразительного мастерства (в рисунке, живописи, композиции, цифровой иллюстрации);

научить владеть основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;

научить формировать эстетический вкус, художественному мышлению обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов;

научить возможностям создания собственных изображений, используя базовый набор инструментов графических программ, а также средствам обработки готовых рисунков с целью воплощения новых творческих задач;

уметь грамотно строить композицию с выделением композиционного центра;

изучить основы построения фигур животных и человека;

сформировать навыки передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;

сформировать навыки последовательного ведения работы;

познакомить с основами знаний в области компьютерной графики и дизайна,

расширить базу для ориентации учащихся в мире современных профессий, знакомство на практике с деятельностью дизайнера.

Развивающие:

развивать образное и пространственное мышление, память, внимание, моторику рук, глазомер, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности;

развить творческий потенциал обучающихся посредством использования графического планшета как рабочего инструмента художника;

развитие способностей и возможностей учащихся динамично управлять содержанием изображения, его формой, размерами и цветом, добиваясь наибольшей выразительности;

развивать любознательность в области цифрового дизайна;

способствовать раскрытию креативных способностей.

Воспитательные:

воспитывать аккуратность и трудолюбие в работе;

воспитывать умение видеть и понимать красоту окружающего мира во всем ее многообразии – от красоты природы до красоты повседневных, бытовых объектов;

формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;

воспитание у учащихся культуры живописно-колористического и художественно – графического восприятия натуры, стремления к практическому использованию приобретенных знаний, умений и навыков изобразительного мастерства;

воспитывать устойчивый интерес к цифровому дизайну;

содействовать личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе.

Здоровьесберегающие:

формировать здоровый образ жизни обучающихся;

заботиться о безопасности обучающихся;

проводить эмоционально-физическую разгрузку обучающихся (тренинги на сохранение осанки, зрения, на укрепление опорно – двигательного аппарата);

сформировать навыки здорового образа жизни и навыки соблюдения техники безопасности при работе с техническими средствами обучения.

5. Формирование групп.

Группа формируется из детей желающих обучаться и имеющих способности к изобразительной деятельности.

Учебные занятия по ДОП «Изобразительное искусство» проводятся в форме групповых аудиторных занятий.

Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

5.1. Формы аудиторных занятий – групповая (аудиторная).

Численный состав: две группы от 8 до 10 учащихся.

6. Общая характеристика программы.

6.1. ДОП «Изобразительное искусство» направлена на освоение обучающимися специальных знаний по рисунку, живописи, композиции и цифровой иллюстрации, формирование практических умений и навыков в изобразительной деятельности.

Объем программы: 72 часа.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 2,25 часа для каждой группы.

Продолжительность академического часа равна 55 минутам.

6.2. ДОП «Изобразительное искусство» состоит из 4 блоков:

Блок 1 «Рисунок» программа позволяет овладеть основными способами и техническими приемами графического выполнения изображения на плоскости, навыками конструктивного построения, выявления тональных особенностей предметов и выработку «культуры штриха».

Блок 2 «Живопись с основами цветоведения» – освоить приемы грамотной передачи основных цветотоновых характеристик предметов в плоскости листа, с учетом особенностей используемого живописного материала и техники выполнения работы.

Блок 3 «Композиция» – освоить основные средства, правила и приемы композиционного построения изображения на плоскости.

Блок 4 «Основы векторной иллюстрации» – освоить навыки и приемы работы с графическим планшетом и развить творческий потенциал учащихся посредством использования компьютера как рабочего инструмента художника.

Занятия ДОП «Изобразительное искусство» состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Теоретическая часть занятий должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме, новых понятиях и терминах.

7. Учебный план.

7.1. Учебный план ДОП определяет содержание и организацию образовательного процесса, разработан с учетом преемственности образовательных программ в области изобразительного искусства, сохранения единого образовательного пространства, индивидуального творческого развития учащихся.

7.2. Итоговая аттестация проводится в конце учебного года в форме просмотра практических работ по всем блокам.

7.3. Объем максимальной аудиторной нагрузки – 4,5 часов в неделю.






























8. Учебно – тематический план.

Название раздела программы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Блок «Рисунок»

50

4

46

1.1.

Введение в ДОП.

1

1


1.2.

Виды и жанры изобразительного искусства.

2

1

1

1.3.

Графические материалы, используемые в рисунке. Приемы и техника работы с ними.

1

1


1.4.

Выразительные средства графики «линия», «точка», «пятно».

2


2

1.5.

Рисунок плоских предметов геометрической формы, различных по пропорциям, фактуре, силуэту.

4


4

1.6.

Упражнения для отработки штриховки.

3


3

1.7.

Основные сведения о перспективе и ее применение в рисунке. Законы перспективы. Изучение понятий «дальше», «ближе».

1

1


1.8.

Линейный рисунок квадрата в перспективе, расположенного на разных уровнях.

2


2

1.9.

Линейный рисунок окружности в перспективе, расположенной на разных уровнях.

2


2

1.10.

Линейный рисунок геометрических тел: рисунок гипсового куба с введением легкого тона.

4


4

1.11.

Линейный рисунок геометрических тел: рисунок гипсового шара с введением легкого тона.

4


4

1.12.

Простой натюрморт из бытовых предметов.

6


6

1.13.

Рисунок обрубовочной модели головы человека.

6


6

1.14.

Рисунок фигуры человека.

6


6

1.15.

Рисунок чучела птицы.

6


6

2

Блок «Живопись»

7

1

6

2.1.

Цветоведение.

1

1


2.2.

Выполнение схемы 12-ти частного цветового круга.

2


2

2.3.

Натюрморт из фруктов (крынка, яблоко, слива, груша и т.д.) на нейтральном или контрастном фоне.

4


4

3

Блок «Композиция»

7

3

4

3.1.

Знакомство с основами композиции.

2

2


3.2.

Понятие «Декоративная композиция». Стилизация изображения животных.

5

1

4

4

Блок «Основы векторной иллюстрации».

8

3

5

4.1.

Вводное занятие. Кто такой графический иллюстратор?

2

1

1

4.2.

Создание авторской иллюстрации в стиле «Flat Design».

5

1

4

4.3.

Обобщение всего пройденного материала.

1

1


Всего

72

11

61


Содержание разделов и тем.

Раздел 1. Блок «Рисунок».

Введение в ДОП.

Вводная теория: Знакомство с учебным планом. Организация рабочего места. Знакомство с оборудованием. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. Организационные вопросы (заполнение анкеты учащихся, ознакомить с необходимыми материалами для занятий). Знакомство учащихся друг с другом.

Виды и жанры изобразительного искусства.

Теория: Виды и жанры изобразительного искусства. Беседа о профессии художник.

Входная диагностика: Диагностическая практическая работа на тему «Профессия художник».

Материалы: формат А4, цветные материалы.

Графические материалы, используемые в рисунке. Приемы и техника работы с ними.

Теория: Карандаши разной твердости, назначение, правила и техника работы с ними. Выразительные возможности карандашей.

Практика: Выполнение шкалы градации твердости и мягкости карандашей.

Выразительные средства графики «линия», «точка», «пятно».

Теория: Выразительные средства графики. Знакомство с понятиями «линия», «точка», «пятно».

Практика: Выполнение творческой работы на развитие фантазии «линия», «точка», «пятно».

Материалы: формат А4, цветные материалы.

Выявление геометрической формы плоских и объемных предметов.

Теория: Анализ геометрической формы предмета.

Практика: Превращение формы объемных предметов в плоскую. Рисование линейной конструкции предмета.

Теория: Форма и материал. Роль и значение материала в конструкции.

Практика: Разработка промышленного изделия новой формы.

Материалы: формат А4, цветные материалы (гелиевые ручки, цветные карандаши, линеры).

Упражнения для отработки штриховки.

Практика: Виды штриховки. Правила штриховки. Упражнения на постановку руки обучающегося. Упражнения и задания для отработки штриховки.

Материалы: формат А4, графитные карандаши разной твердости.

Основные сведения о перспективе и ее применение в рисунке. Законы перспективы. Изучение понятий «дальше», «ближе».

Теория: Беседа о перспективе: линии горизонта, точки схода, виды перспективы. Анализ перспективных сокращений в зависимости от положения уровня глаз рисующего. Законы построения рисунка. Просмотр фотографий с изображением лугов, полей, рек, дорог.

Линейный рисунок квадрата в перспективе, расположенного на разных уровнях.

Практика: Анализ перспективных сокращений в зависимости от положения уровня глаз рисующего. Развитие глазомера, чувства пропорций, моторики руки. Отработка практического навыка построения линейной перспективы.

Материалы: формат А4, графитный карандаш.

Линейный рисунок окружности в перспективе, расположенной на разных уровнях.

Практика: ознакомить с законами перспективного сокращения окружности. Анализ перспективных сокращений в зависимости от положения уровня глаз рисующего. Развитие глазомера, чувства пропорций, моторики руки. Отработка практического навыка построения линейной перспективы.

Материалы: формат А4, графитный карандаш.

Линейный рисунок геометрических тел: рисунок гипсового куба с введением легкого тона.

Практика: Создание эскиза. Компоновка предметов в заданном формате. Понятие пространственной перспективы. Удаленность предметов в зависимости линии горизонта. Применение линий различного характера для выразительности рисунка. Изучение пропорций предметов и нахождение точек схода, композиционное решение. Построение фигур с учетом перспективы. Линейно конструктивный рисунок, работа тоном. Завершающий этап тональный рисунок. Конструктивное построение куба, проработка деталей.

Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое. Композиция листа.

Материал: формат А3. Графитный карандаш.

Линейный рисунок геометрических тел: рисунок гипсового шара с введением легкого тона.

Практика: Ознакомить с законами перспективного сокращения окружности.

Применять линии различного характера для выразительности рисунка.

Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое. Композиция листа.

Материал: формат А3. Графитный карандаш.

Простой натюрморт из бытовых предметов.

Практика: Общий композиционный набросок. Построение. Особенности компоновки в листе группы предметов с учетом освещения. Передача пространства и взаимного расположения предметов на плоскости. Применение в рисунке основных правил перспективы. Выразительность линий и формы.

Освещение верхнее боковое.

Материал: формат А3, графитный карандаш.

Рисунок обрубовочной модели головы человека.

Практика: Нахождение габаритных размеров головы и компоновка рисунка в листе. Пропорциональное соотношение частей головы. Усиление детализации лицевой части. Детализация изображения по средствам выделения плоскостей, заданных обрубовочной моделью головы. Проработка полутонов и усиление контрастов.

Материал: формат А3, графитный карандаш.

Рисунок фигуры человека.

Практика: Ознакомление с основами пластической анатомии, правилами и

особенностями линейного рисования человека. Элементы строения формы и пропорции частей тела. Рисование человека по схеме. Композиционное

решение рисунка, передать пропорции человеческой фигуры, позы, одежда,

Материал: формат А3, графитный карандаш.

Рисунок чучела птицы.

Практика: Анималистический жанр. Грамотная компоновка натюрморта на плоскости. Передать пропорции и характер птицы. Выразительность силуэта. Передача материальности оперения. Передача пространства в натюрморте.

Освещение естественное.

Материал: формат А3, графитный карандаш, черная гелиевая ручка.

Раздел 2. Блок «Живопись».

2.1. Цветоведение.

Теория: Цветовой круг. Три главных цвета. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные, контрастные цвета. Основные свойства цвета. Цветовой тон, насыщенность и светлота. Ахроматические и хроматические цвета.

2.2. Выполнение схемы 12-ти частного цветового круга.

Практика: Выполнить упражнение «Цветовой круг» на последовательное спектральное расположение цветов, состоящий из 12 секторов.

Материал: Формат А3, гуашь, кисти, баночка с водой, ветошь, палитра, карандаш Н, ластик, образцы работ.

2.3. Натюрморт из фруктов (крынка, яблоко, слива, груша и т.д.) на нейтральном или контрастном фоне.

Практика: Понятие о живописном рисунке. Композиция листа. Пропорции. Выразительность силуэта. Компоновка предметов. Построение предметов натюрморта. Тональная работа над натюрмортом. Закрепление навыков практической работы и понятий «локальный цвет», «рефлекс». Решение собственные и падающие тени в живописи.

Материал: Формат А3, гуашь, кисти, баночка с водой, ветошь, палитра, карандаш Н, ластик.

Раздел 3. Блок «Композиция».

3.1. Знакомство с основами композиции.

Теория: Вводная беседа об основных видах, законах и правилах композиции, о решающей роли композиции в изобразительном искусстве. Особенности психологического восприятия цветов.

3.2. Понятие «Декоративная композиция». Стилизация изображения животных.

Теория: Основные принципы построения декоративной композиции. Изучение зооморфных мотивов в орнаментальном творчестве. Принципы стилизации. Приемы стилизации.

Практика: Создание декоративной композиции с изображением стилизованных животных в выбранном стиле.

Материал: формат А3, графитный карандаш, цветные гелиевые ручки.

Раздел 4. Блок «Основы рисунка векторной иллюстрации».

4.1. Вводное занятие. Кто такой графический иллюстратор?

Теория: Вводное занятие. Техника безопасности в классе, в помещении. Кто такой иллюстратор? Краткое введение в историю иллюстрации и графического дизайна. Развитие насмотренности, чувства вкуса и стиля. Иллюстрации вокруг нас. Знакомство с разными стилями в иллюстрации.

Практика: Знакомство с программой Adobe Illustrator: основные инструменты, рабочая среда. Заливка цветом. Редактирование цвета – инструмент «Пипетка». Фонтанная заливка. Заливка узором. Заливка текстурой. Основы работы с объектами. Группировка объектов. Сохранение проекта.

4.2. Создание авторской иллюстрации в стиле «Flat Design».

Теория: Познакомиться с отличительными особенностями иллюстрации в стиле «Flat Design» (плоский стиль).

Практика: выполнить одну иллюстрацию в стиле «Flat Design».

Материалы: формат А4, простой карандаш, ластик, графический редактор Adobe Illustrator.

4.3. Обобщение всего пройденного материала.

Обобщение знаний и умений, навыков приобретенных за весь год обучения. В форме беседы подготовить обучающихся к осознанному и самостоятельному выбору профессий. Подведение итогов.

9. Условия реализации программы.

9.1. Материально-техническое обеспечение программы:

В рамках реализации программы предусматривается материально-техническое обеспечение, достаточное для соблюдения условий реализации программы и достижения заявленных результатов освоения образовательной программы.

Для реализации программы необходимо следующее оборудование:

- шкафы для хранения наглядных пособий и раздаточного материала;

- маркерная доска; технические средства обучения (аудиоаппаратура, цифровая фотокамера, мультимедийное оборудование и др.);

- мольберты;

- рабочие столы;

- натюрмортный фонд;

- выставочные стенды.

Материально-техническое обеспечение программы:

- листы формата АЗ;

- карандаши (простые, цветные, восковые);

- гелиевые ручки;

- фломастеры;

- гуашь;

- краски акварельные;

- темперные краски;

- акриловые краски; цветная бумага, картон, тонированная бумага для пастели;

- токарные изделия (миска, яйцо, матрешка и др.);

- альбомы для упражнений;

- кисти нейлон, белка (с №1 и т.д.);

- кисти щетина круглые и плоские (№ 5,8).

10. Список литературы.

1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.

2. Бесчастнов Н.П. Чёрно-белая графика: учебное пособие. – М.: Владос, 2015.

3. Джереми, Форд Школа рисования. Акварель / Форд Джереми. - М.: Контэнт, 2011.

4. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.:

Просвещение, 1985. Корнева Г. Бумага. – СПб: Кристалл, 2001.

5. Комарова Т.С. Обучение детей техники рисования. – М.: Просвещение, 1996.

6. Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.

7. Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20 века. – М.: Педагогика, 2002.

8. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

9. Хворостов А.С. Книга начинающего пейзажиста / А.С. Хворостов. – М.: Гамма, 2010.

10. Хейзел Соун. Лучшие уроки. Акварель за 30 минут. Учебное пособие. – М.: Издательство АСТ, 2016.

11. Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.

12. Шнейдер, Петер Основы рисования акварелью. Горы и долины / Петер Шнейдер. – М.: Арт-Родник, 2010.

13. Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство». – М.: «Просвещение», 2006.

14. Ятухин А.П. Живопись. – М.: Просвещение, 1985.

Список литературы для учителя:

1. Ветрова Т.Н. Триз в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007.

2. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

3. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.

4. Либралато, В. Рисуем портреты. Пошаговый самоучитель по рисованию акварелью. Экспресс-курс / В. Либралато, Т.Е. Лаптева. – М.: Эксмо, 2014.

5. Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. – Ростов н/д: Феникс, 2007.

6. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996.

7. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, - 1996.

8. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. – М.: Просвещение, 1980.

9. Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. – АСТ, 2005.

10. Ятухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву – АМ, Агар, 1999.

11. Средства обучения.

Материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом.

Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски.

Демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели.

Электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники,

мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы.

Аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.