Предварительный просмотр презентации
Требования ФГОС для детей с ОВЗ по созданию доступной образовательной среды
Образовательная среда: уровень социальной системы Образовательная среда может пониматься как совокупность факторов, определяющих обучение и развитие личности: социокультурные и экономические условия общества, влияющие на образование, характер информационных и межличностных отношений, взаимодействия с социальной средой. В этом смысле образовательная среда является системно сбалансированным сочетанием внутренних и внешних (по отношению к образованию) фактов и условий, существенно влияющих на образование, оказывающих на него позитивное воздействие на принципах прямой и обратной связи.
Образовательная среда: уровень образовательной организации В общепедагогическом смысле образовательная среда образовательной организации – совокупность материальных и материализованных факторов, ресурсов внешней среды, определенным образом адаптированных и ориентированных на достижение нормативно закрепленных целей образования. В психологическом аспекте образовательная среда – это особый благоприятный климат для реализации образовательного процесса, осуществления взаимодействия между участниками образовательных отношений.
ФГОС и образовательная среда: характер взаимодействия ФГОС – часть образовательной среды, понимаемой в широком смысле. Это правовой документ, выражающий образовательный заказ общества, порядок и условия его реализации. При этом он регламентирует не только осуществление и развитие образования, но и развитие образовательной среды – непосредственно и опосредованно. Непосредственная регламентация образовательной среды во ФГОС выражена в системе требований к условиям образования. В соответствии с ФГОС каждая образовательная организация создает собственную образовательную среду, отвечающую необходимым требованиям.
Доступность как значимая характеристика образовательной среды ОО, реализующей АООП Доступная образовательная среда – особая психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обеспечения их позитивной социализации и успешной социальной адаптации.
Уровни доступности образовательной среды для обучающихся с ОВЗ Общеобразовательный (организационно-педагогический) уровень. Предметный (содержательно-методический) уровень. Личностный уровень (реальная индивидуализация образования).
ФГОС НО ОВЗ об образовательной среде и ее характеристиках: ФГОС направлен на «…формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся» (п. 1.8). «Интегративным результатом реализации требований к реализации АООП НО является создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, построенной с учетом их особых образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей, духовно-нравственное (нравственное) развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся» (п. 3.2).
Требования к условиям реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ Стандарт определяет требования к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям получения образования обучающимися с ОВЗ (п. 3.1). Требования к условиям получения образования обучающимися с ОВЗ представляют собой интегративное описание совокупности условий, необходимых для реализации АООП НОО.
Общие требования к кадровым условиям: Необходимый уровень образования и квалификации педагогических и иных работников. При необходимости в процессе реализации АООП возможно участие тьютора и(или) ассистента (помощника). В процессе психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ принимают участие медицинские работники.
Общие требования к финансовым условиям: Финансово должны обеспечиваться государственные гарантии на получение обучающимися с ОВЗ общедоступного и бесплатного образования на основе нормативов, обеспечивающих реализацию АООП НОО в соответствии со Стандартом. Финансовое обеспечение должно соответствовать специфике кадровых и материально-технических условий, определенных для каждого варианта АООП НОО для разных групп обучающихся с ОВЗ.
Общие требования к материально-техническим условиям: Материально-техническое обеспечение реализации АООП НОО должно соответствовать особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ. Материально-технические требования – это требования к: - организации пространства, в котором осуществляется реализация АООП НОО; - организации временного режима обучения; - техническим средствам обучения; - специальным дидактическим и иным средствам. Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы на всех участников образовательного процесса.
Общие требования к материально-техническим условиям (продолжение): Должны быть созданы условия для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, а также соответствующих технических средств. Организация обеспечивает выделение отдельных специально оборудованных помещений для реализации курсов коррекционно-развивающей области и психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, которые необходимы для реализации АООП.
Требования к кадровым условиям реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР и РАС АООП НОО для обучающихся с ЗПР (В. 7.1 - 7.2) АООП НОО для обучающихся с РАС (В. 8.1 - 8.4) В рамках сетевого взаимодействия должны быть организованы, при необходимости, консультации специалистов медицинских и других организаций. Осуществление медицинского сопровождения обучающихся в рамках сетевого взаимодействия. Включение в штатное расписание специалиста по информационно-технической поддержке. Осуществление медицинского сопровождения обучающихся в рамках сетевого взаимодействия
Требования к материально-техническим условиям реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР и РАС АООП НОО для обучающихся с ЗПР (В. 7.1 - 7.2) АООП НОО для обучающихся с РАС (В. 8.1 - 8.4) Доступность пространства обеспечивается достаточным количеством удобно расположенных и доступных источников аудиовизуальной информации – стендов с наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, расписании уроков и др. Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливается организацией с учетом рекомендаций ПМПК и ООП ребенка, его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей. Учебное место ребенка создается индивидуально с учетом его ООП, а также сопутствующих нарушений.
Требования к материально-техническим условиям реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР и РАС АООП НОО для обучающихся с ЗПР (В. 7.1 - 7.2) АООП НОО для обучающихся с РАС (В. 8.1 - 8.4) Обязательное условие к организации рабочего места – обеспечение возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога. Используются базовые учебники из конкретного УМК. Учитываются возможности и особенности аффективной и коммуникативной сфер ребенка, его поведения, моторики и др. В помещении класса создаются специальные учебные зоны для ребенка с РАС, а также зоны для отдыха и проведения свободного времени.