Классный час на тему «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества» (8 класс)

4
0
Материал опубликован 6 February в группе

Духовные ценности и нравственные идеалы

в жизни человека и общества

Цель: формирование у обучающихся представления о положительных духовных ценностях и нравственных идеалах.

Задачи:

1. Раскрыть смысл понятия «ценности», познакомить с видами ценностей и их различиями.

2. Определить нравственные идеалы человека и общества.

3. Составить правила общения между людьми для согласованной и мирной жизни людей разных религий и традиций.

Форма: Индивидуальная, групповая работа.

Методы и приемы: беседа, дискуссия, игра, инсценирование, анализ визуальной и текстовой информации.

Средства: мультимедийная презентация, тексты притч, карточки с пословицами.

Ход классного часа:

Два мира есть у человека -

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

1.Вызов

- Нет, наверное, на Земле человека, который бы не мечтал о счастье.

Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идем вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Каждая ступенька – ваши желания и мечты. И каждый день нам даёт возможность подняться выше.

-Опишите, какой вы видите свою лестницу.

-Что помогает и что мешает идти вверх? (составим таблицу)

Помогает

Мешает

Дружба

Ненависть к людям

.

-Посмотрите на первый столбик. Выделите главное и непреложное. Как можно назвать коротко? (нравственные ценности)

-Именно о нравственных ценностях и духовных идеалах мы поведем речь сегодня.

-Прочитайте эпиграф. Как вы его понимаете? (Ответы обучающихся)

2. Осмысление.

1) «Инсценирование притчи» [9]

1.«Молодой человек шел по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он нагнулся и подобрал ее. Пошел дальше в поиске других монет. И, действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал его спросили, что такое жизнь. Он ответил: «Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты».

- Какой смысл скрыт в этой притче? (Ответы обучающихся) (бессмысленно прожита жизнь).

Имела смысл такая жизнь для человека? (Ответы обучающихся)

2.«В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой.

- Как вы думаете, что она искала?

Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.

- Чем похожи притчи? (Ответы обучающихся)

- Чем были монеты для парня и собирание битого стекла для старушки? Можно это назвать ценностями для них? (Ответы обучающихся)

- А как бы вы дали определение слово «ценность»? (Ответы обучающихся)

- Из словаря С.И. Ожегова можно узнать, что «ценность» – это ценный (важный, значимый) предмет, явление.

- Ценности бывают двух видов – материальные и духовные.

- К каким ценностям отнесём монеты, которые делали молодого человека богаче? (Ответы обучающихся)

А забота старушки о других? (Ответы обучающихся)

- Материальные ценности – это все то, что можно купить, создать, построить. Другими словами, что есть возможность увидеть, потрогать, использовать. Покупаются одежда, автомобили, лекарства [10]. Создаются заводы, промышленность. Строятся дома, магазины, школы. Все что находится в школе и квартире, также относится к материальным ценностям.

- Духовные ценности – это то, что невозможно увидеть, ощутить тактильно, продать и купить [10]. Эти ценности находятся внутри каждого человека. Для кого-то имеют большее, а для кого-то наименьшее значение. К ним относятся: свобода, радость, справедливость, достоинство, творчество, гармония, уважение. Список может продолжаться. Помогают духовные ценности подниматься по лестнице жизни? Допишите в первый столбик слова. (Ответы обучающихся)

А материальные? (Ответы обучающихся)

- Действительно, человеческая доброта, милосердие, умение радоваться за других людей создают основу человеческого счастья. В наши дни слишком много людей знают всему цену, но не понимают истинных ценностей.

2) «Мудрые мысли»

- А вот что говорят великие древние мыслители и философы.

Древнегреческий философ Платон уже в 4 веке до н. э. утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье» [10].

Эту же мысль продолжает уже в 1 веке н. э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем свою выгоду, не может быть счастлив». Хочешь жить для себя, живи для других» [10].

Как вы понимаете эти слова? (Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым).

3) «Ранжирование»

- Давайте познакомимся поближе с духовными ценностями. Вам предложен список ценностей. Обсудите в группах и отметьте галочкой только духовные ценности.

Ценности: справедливость, одежда, красота, свобода, автомобиль, деньги, милосердие ,еда, дружба честность, игрушки, семья, дом, квартира, драгоценности, знания, творчество.

- Проверим. Читает один, остальные подают сигнал согласия или несогласия

- Какие свои ценности добавили бы? (Ответы обучающихся)

Проранжируйте эти понятия.

4) «Собери пословицу»

(Предлагается по группам из предложенных слов составить пословицы, а затем объяснить их смысл.)

1. Не знать/отца/горя/с матерью/почитать.

(Отца с матерью почитать — горя не знать)

2.Держится/а человек/дерево/корнями/семьёй.

(Дерево держится корнями, а человек семьёй)

3.Отступает/перед/и сила/умом.

(Перед умом и сила отступает)

4.Чем/лучше/правда/горькая/ложь/сладкая.

(Лучше горькая правда, чем сладкая ложь).

5.Не/гнись/стоишь/не/гордись/высоко/низко/cтоишь.

(Стоишь высоко - не гордись, стоишь низко - не гнись).

6.Учится/кто/спрашивает/тот.

(Кто спрашивает, тот учится).

5) Дискуссия 

-Мы с вами сейчас живем в эпоху коренной ломки вековых ценностей. Для одних они являются незыблемыми, для других утратили свое значение. Не секрет, что человек сам выбирает жизненные установки. Например, один рассуждает так:

1.Для меня важно получить знания. Буду учиться, чтобы стать профессионалом, специалистом. Без знаний в нашу эпоху не проживешь.

2.Зачем мне учиться? Пойду работать телохранителем или в фирму, где никакие специальные знания не нужны. За эту работу я буду получать больше, чем получает врач, учитель или профессор.

-Что вы считаете поэтому поводу? (Ответы обучающихся)

- Можно ли, на ваш взгляд, продать или купить духовные ценности? Есть ли у них цена? (Ответы обучающихся)

- Почему же тогда эти общечеловеческие ценности так дороги людям? (Ответы обучающихся)

- Что будет с людьми, если ценности вдруг исчезнут из их жизни? (Ответы обучающихся)

- Какие ценности важнее в жизни: духовные или материальные? (Ответы обучающихся)

6) Игра «Торопись обрадовать другого человека»

- А сейчас мы посмотрим, сумеете ли вы порадовать человека, находящегося рядом с вами.

Ход игры:

-Ленточку будем передавать по кругу, пока я не скажу: «Замри». У кого в этот момент окажется ленточка, тот должен сказать или пожелать человеку что-либо хорошее и приятное. (Игра)

-Видите, как игра заставила многих из вас улыбнуться, подумать о хорошем, расположила вас друг к другу, и в классе сразу стало светлей. Недаром говорится: «Спешите делать добро!»

7) «Правила жизни»

-В нашем регионе несколько — религий – это иудеи, мусульмане, христиане. В нашем учреждении есть воспитанницы из разных регионов, в том числе из Бурятии, Республики Тыва, где исповедуют буддизм. Для того, чтоб мы жили в мире и согласии, мы должны уважать и почитать все традиции.

t1707187785aa.jpg

- Давайте напишем правила общения между людьми. Работайте в группах, а затем представители от каждой группы будут читать правила, которые выработали.

Правила общения с людьми:

-ко всем относись с уважением;

- будь вежливым со всеми;

- слушай собеседника, не перебивая его;

- проявляй искренний интерес к людям;

- не допускай грубых и ироничных высказываний;

- говори доброжелательным тоном;

- будь терпимым к мировоззрению и образу жизни других людей;

- если ты поступил неправильно – извинись.

3.Рефлексия.

(Стук в дверь) Входит почтальон и говорит: «Это у вас тут проходит классный час «Мои духовные ценности?» Вам посылка. Учитель забирает у него посылку и говорит: «Что же это такое?» А к посылке приложена записка, открывает и читает вслух: «Здесь лежит то, отчего зависит, как к вам будут относиться другие».

-Надо же, кто-то знает ответ на такой сложный вопрос. Неужели, в такой маленькой коробочке может находиться ответ.

-А ну, давайте узнаем, какой ответ? (Учитель открывает посылку)

-Что же мы здесь видим? (В посылке зеркало, и каждый видит себя).

-Так, отчего же зависит то, как к нам будут относиться другие? От нас самих! Какой простой ответ! Все согласны?

-Посмотрите эпиграф, который вы прочитали в начале урока. Что изменилось в вашем понимании этих слов?

4. Подведём итог: Главная идея как в сказках, так и в человеческих отношениях в том, что добро, взаимопомощь и любовь одерживают победу над злом, самые сильные злые чары тают перед добрым словом, и даже сам бессмертный злой колдун не может устоять перед человеческой добротой. В заключение нашей встречи я хочу напомнить вам золотые слова, которые должны стать для всех нас правилом жизни, правилом человеческих отношений: «Красота и доброта спасут мир!»


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации