Предварительный просмотр презентации

Мой лучший открытый урок – воспитательный аспект на уроках литературы. Павлова Юлия Антанасовна, учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа» г. Ангарск школьная научно-практическая конференция «Современный учитель» Ангарск 5 октября 2021

Педагогическая идея на уроках русского языка и литературы 1.Должны быть обеспечены комфортные условий для формирования духовно-нравственных ценностей на уроке 2.Организация учебного процесса на уроках литературы должна быть непринуждённой, от этого зависит успех всей деятельности преподавателя. 3 Воспитание идет через положительный пример литературного героя. 4. Литература- есть сам социальный опыт, воспитывающий лучшие человеческие качества.

Чтобы успешно справиться с поставленными задачами на уроках литературы в школе, реализовать нравственное воспитание, необходимо: 1.Использовать дополнительные знания, не входящие в программу школьного образования; 2.Учитель должен придать эмоциональную обстановку на уроках литературы, чтобы ученикам было интересно посещать занятия; 3.Каждому ученику необходимо уделить внимание, чтобы никто не чувствовал себя непонятым и обделённым знаниями, вниманием.

Фрагмент урока по теме «Вечные ценности». Людмила Петрушевская «За стеной». Читаем короткий рассказ делим на эпизоды. Эпизод первый. Он шел пешком от метро, немного навеселе, поужинав с друзьями в ресторане, и недалеко от дома вдруг увидел грязного, какого-то заплаканного мальчишку лет десяти, который вынырнул из-за машины и спросил, как дойти до метро. Александр посоветовал ему зайти куда-нибудь в теплый подъезд, чтобы не замерзнуть, - бесплатный совет сытого и довольного взрослого человека маленькому и убогому пройдохе. ночью проснулся от резкой боли в сердце и вынужден был вызвать "скорую". Врачу в больнице он пытался что-то сказать о том, что встретил Иисуса Христа и опять его предал, но доктор вызвал еще одного доктора, и больной, пребывая как в тумане, услышал, что у него ярко выраженный бред.

Анализ первого эпизода Дайте характеристику Александру (богатый, сытый, равнодушный) Дайте характеристику мальчику (бродяга, голодный, хитрый) Помог ли Александр мальчику? (нет, дал совет погреться в теплом подъезде) Чего испугался Александр? (соседей, по его словам, никто не хочет выглядеть жадным и жестоким) Как был он наказан за проявленное жестокосердие? (ночью он проснулся от сильной боли в сердце) Осознал ли он, что с ним случилось? (да, Врачу в больнице он пытался что-то сказать о том, что встретил Иисуса Христа и опять его предал, но доктор вызвал еще одного доктора, и больной, пребывая как в тумане, услышал, что у него ярко выраженный бред). Что вы думаете об этом?

Второй эпизод В больнице за стеной слышались тихие голоса мужчины и женщины. Добрые, ласковые. Мужчина был болен, доктора давали ему всего две недели. Но она верила в его исцеление, поэтому продала квартиру и все имущество, чтобы заплатить тибетскому травнику и шарлатану. И теперь, беременная, сидела , не отходя ни днем ни ночью от его постели.

Анализ второго эпизода Можно сказать, что эти два героя носители самых лучших человеческих чувств? Назовите их. (преданная любовь, стремление отдать все за любимого человека, мужество и выдержка умирающего мужчины, бережное отношение друг к другу, стремление оберечь, успокоить другого, спасти, любить до последнего дыхания, когда он умер, она упала в обморок, как будто умерла вместе с ним).

Анализ второго эпизода (продолжение) 2. Как повели себя санитарки больницы? (когда женщина предложила им купить все по цене, какую дадут (жадно бросились скупать все, расхватали все, как голодные чайки, после родов собирали деньги на выписку малышу, наш герой дал много денег, но ребенок был выписан в больничном одеялке с казенными печатями, это значит , что женщину обокрали второй раз). 3. Как вы относитесь к поступку санитарок? Как бы поступили вы?

Третий эпизод. Тут же, у ворот, он нагнал небольшую процессию: санитарка из их отделения вела под руку какую-то худую женщину с ребенком. Они волоклись так медленно, что Александр удивленно обернулся. Он увидел, что санитарка, узнав его, густо покраснела, резко опустила голову и, пробормотав что-то вроде "я побежала, дальше нам нельзя", быстренько пошла обратно. Женщина с ребенком остановилась, подняла голову и открыла глаза. Кроме ребенка, у нее ничего не было в руках, даже сумочки. Александр тоже приостановился. Он увидел все то же прекрасное, спокойное молодое лицо, слегка затуманенные зрачки и младенца в больничном байковом одеяле. У Александра защемило сердце как тогда, когда он только начинал болеть, как тогда, когда он смотрел вслед дрожащему мальчишке на ночной улице. Но он не обратил внимания на боль, он в этот момент больше был занят тем, что соображал, как ловко санитарки ограбили беднягу. И он понял, что с этого момента отдаст все, всю свою жизнь за эту бледную, худенькую женщину и за ее маленького ребенка, который лежал, замерев, в застиранном казенном одеяле с лиловой больничной печатью на боку.

Третий эпизод. Выписка из роддома Но тут же, на беду Александра, на женщину с ребенком налетела целая компания людей с цветами, все кричали о какой-то застрявшей машине, об уже купленной кроватке для ребенка и ванночке, и под крик "ой, какой хорошенький, вылитый отец" и "поехали-поехали" они все исчезли, и вскоре на больничном дворе остался стоять столбом один Александр с ничего не соображающим другом. - Понимаешь, - сказал Александр, - ей было предсказано, что она должна отдать все, и она отдала все. Такой редкий случай. Мы ведь никогда не отдаем все! Мы оставляем себе кое-что, ты согласен? Она не оставила себе ничего. Но это должно кончиться хорошо, понял? Друг на всякий пожарный случай кивнул - выздоравливающим не возражают. Что Александр потом предпринимал, как искал и нашел, как старался не испугать, не оттолкнуть свою любимую, как находил обходные дороги, как познакомился со всеми подругами своей будущей жены, прежде чем смог завоевать ее доверие - все это наука, которая становится известной лишь некоторым любящим. И только через несколько лет он смог ввести в свой дом жену и ребенка, и его старый кот сразу, с порога, пошел к новой хозяйке и стал тереться о ее ноги, а четырехлетний мальчик, в свою очередь, засмеялся и бесцеремонно схватил его поперек живота, но престарелый кот не пикнул и терпеливо висел, и даже зажмурился и замурчал, как будто ему было приятно свешиваться, поделившись надвое, в таком почтенном возрасте, но коты - они народ мудрый и понимают, с кем имеют дело.

Анализ третьего эпизода Как меняется Александр к концу повести? Почему с ним происходят эти перемены? (он восхищается поступком женщины : « Понимаешь, - сказал Александр, - ей было предсказано, что она должна отдать все, и она отдала все». Он понимает, что это единственно правильный поступок. В нем рождается стремление к поступкам, он отдает все свои деньги санитаркам на приданое младенцу, готов помочь всем, чем только может, он четыре года деликатно ухаживает за этой женщиной, заслуживая ее любовь, сам меняется кардинально в лучшую сторону. Не только он сам, но и его кот готов пожертвовать собою ради любимых.

Вывод Известно изречение: «Когда Бог посылает испытание, не спрашивай: «За что?» - спроси: «Для чего?» «Для чего» или «за что» была послана болезнь Александру? Что дала ему эта болезнь? (понимание нужды другого человека, пример отречения от всех материальных благ за жизнь любимого человека, переоценка ценностей, понимание ценности «трудного» счастья, к достижению которого надо приложить усилия) Счастье нужно заслужить любовью, терпением, самопожертвованием

О том же в других произведениях. «Вы мне помогли одну очень важную вещь понять… Что в любви главное – это, не задумываясь, отдать свою жизнь за другого… Интересно попробовать…» граф Калиостро фильм «Формула счастья» https://www.youtube.com/watch?v=F-Z1flSQthw А ты знаешь, что только раз в жизни выпадает влюблённым день, когда у них всё получается  фильм «Обыкновенное чудо» https://www.youtube.com/watch?v=88QxqQXUjX4 "Я на свою беду, бессмертен. Мне предстоит... Пережить тебя.  И затосковать навеки. Но пока ты со мной... Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец! Слава безумцам, которые живут себе, как будто бы они бессмертны! https://www.youtube.com/watch?v=xYfCs-Jscl4 «Обыкновенное чудо» Фильм «Тот самый Мюнхгаузен» https://www.youtube.com/watch?v=SPLifYi7iqg

Позиция учителя Каждый раз когда я веду урок, я привожу такие примеры, которые служат формированию у учащихся высоких нравственных качества, и объясняю, что такие такие поступки являются нормой для обыкновенного человека. Во время дискутирования я являюсь арбитром, направляющим ход диалога в правильное русло

Тезисы Для формирования духовно-нравственных ценностей на уроке необходимо обеспечение комфортных условий. Организация учебного процесса на уроках литературы должна быть непринуждённой, от этого зависит успех всей деятельности преподавателя. Воспитание идет всегда через положительный пример литературного героя и выдающейся личности преподавателя. Литература - есть сам социальный опыт, воспитывающий лучшие человеческие качества. Основным условием развития духовно-нравственного развития личности является погружение человека в свой внутренний мир, осознание себя как человека, пробуждение нравственных чувств, эмоций, самоанализ своих внутренних состояний, формирование системы ценностей. Текст Людмилы Стефановны Петрушевской «За стеной» как способ пробуждения души.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Юлия Антанасовна,спасибо. Вы молодец!

0
19 January 2022