12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тахмина31
6

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из приоритетных проблем современного общества

15


Муниципальное Образовательное Учреждение

«Гимназия №5»







Методическая разработка

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из приоритетных проблем современного общества









Подготовила:

Жеттеева Т.В.











2022г.





Содержание

Введение ......................................................................................

с. 3

1.

Проблемы социализации личности подрастающего поколения……………….………………………………


с. 4-6

2

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения…………………………………….…………


с.6-9

2.1

Проблемы духовно-нравственного воспитания в системе современного образования…………………


с.9-11

2.2

Развитие духовно - нравственного потенциала у подрастающего поколения ……..……………………


с. 11-13

Заключение...................................................................................

с.14

Список литературы......................................................................

с.15


































Введение

В настоящее время мы переживаем один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня школа переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна.

Новая структура образования ребенка ведёт к изменениям в системе воспитательной деятельности, в том числе и в области нравственного воспитания детей. Сколь значительными будут эти изменения, покажет время. Однако сейчас, когда воспитательная работа строиться по-новому, необходимо обратить особое внимание на бережное и заботливое сохранение всего лучшего, чем располагает воспитательная практика.

«Следует более всего иметь в виду при новых реформах, - писал К. Д. Ушинский, - чтоб неосторожными преобразованиями не попортить корней того дерева, которое столько уже принесло плодов и продолжает ещё их приносить».

Надо сказать, что огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование.




Проблемы социализации личности подрастающего поколения

В настоящее время Россия переживает необыкновенный в истории период одновременного изменения политической, экономической, социальной систем, сопровождающийся идеологическим распадом и смещением социальных ценностей. Страна находится в состоянии неопределенности и неуверенности в будущем. Общечеловеческие нормы общественного бытия в политике, экономике и социальных отношениях перестали соответствовать современным социальным условиям, а система новых норм складывается с большими трудностями. Подрастающее поколение является наиболее уязвимым для отрицательного влияния в данный период.

В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами использования социальных ролей, навыками общественного поведения. Социализация личности основана на познании личностью социальной действительности.

Изменения системы образования в России связаны с реализацией запроса на оптимальное обновление его содержания и методов в соответствии с прогрессом общества, науки, культуры. Современный общественный заказ на развитие системы образования предопределяется целью - подготовкой подрастающего поколения к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе, способного к решению глобальных проблем человечества.

Социальное развитие (социализация)  - процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений. Который состоит из трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, правил, а также социальных качеств личности, которые помогают человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей.

Источниками социализации личности являются:

- опыт раннего детства - формирование психических функций и элементарных форм поведения;

- социальные институты - системы воспитания, обучения и образования;

- взаимное влияние людей в процессе общения и деятельности.

Социализация - это не механизм наложения на индивида «готовой социальной формы», а процесс активного самопостроения личности, он стимулируется определенными социальными условиями. Социализация индивида связана с выработкой у него адекватного отношения к социальным ценностям.

Приобщение индивида к социальному наследию - это приобщение его к культуре общества. В понятиях культуры фиксируются эталоны необходимого поведения людей в различных сферах труда, быта, общественной и политической жизни. Результат социализации индивида проявляется в его личностных особенностях, осознаваемых им и обществом как социально ценные качества - качества ума, характера, манер и стиля поведения, воспитанности и образованности, социальной адаптированности индивида.

К основным особенностям современной социализации подрастающего поколения относится следующее:

Гуманистическую направленность в отношении общества к детству, что проявляется в осознании ребенка основной ценностью семьи и общества;

Длительность протекания (по сравнению с предшествующими периодами, что связано, прежде всего, с изменением статуса детства);

Проявление новых требований к характерологическим, профессиональным чертам будущего члена общества;

Стирание или изменение многих ролевых предписаний и полоролевых функций.

По мнению многих ученых, принято считать, что первые годы жизни - это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:

семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);

детский сад (в первую очередь воспитатели), школы;

общество (сверстники, друзья).

В процессе социализации у ребёнка формируются нормы и правила поведения, эмоциональное реагирование на различные ситуации, способы проявления и переживания различных чувств. У ребенка постепенно формируются представления, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свою деятельность, каких морально-этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности.

Огромную роль в достижении данной задачи играет семья. Ведь именно в семье ребенок приобретает первый социальный опыт. Сформировать у ребенка представление о себе, воспитать в нем чувства собственного достоинства и уважения к людям и ввести его в социальный мир, невозможно без помощи родителей.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения одна из приоритетных проблем современного общества. В условиях ускоренной глобализации и модернизации современного общества важно сохранить у подрастающего поколения веру в реальные возможности своей страны. Необходимость заострения внимания на нравственно-духовном воспитании обусловлена общегосударственной потребностью. Образование является одной из долгосрочных стратегий, которая обеспечивает позитивное взаимодействии в условиях глобализации. Растет понимание того, что для успешного обучения учащимся необходимы как знания, навыки так и духовно-нравственные ценности.

Духовно - нравственное воспитание - это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие ее ценностно - смысловой сферы посредством сообщения ей духовно – нравственных и базовых национальных ценностей.

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - это разрушение личности. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности – воспитание духа.

Духовность - это состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых предметов и т.д.

Нравственность представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств, выработка навыков и привычек нравственного поведения.

Процесс воспитания длителен, непрерывен и устремлен в будущее: сформируется у воспитанника или нет определенная система ценностей и отношений, станет ли она его основой убеждений и поведения, педагог в процессе взаимодействия с воспитанником достоверно установить не может.

Духовно-нравственное воспитание начинается с рождения человека и идёт всю жизнь, через общение, трудовую деятельность, повседневные дела - делая человека завтра лучше, чем сегодня. Стать нравственным - означает стать истинно мыслящим, т. е. способным самостоятельно отыскать принцип, который объединил бы всю совокупность этических требований, в котором все многообразные и противоречивые жизненные впечатления слились бы в гармонию. Поиск такого внутреннего стержня обусловлен собственной активностью, самостоятельно сформированными нравственными убеждениями. В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». «Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания, - писал он, - Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло). Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». Следовательно, основы нравственного воспитания необходимо закладывать с раннего детства.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. Многие приоритеты, сложившиеся в системе воспитания в нашей стране в результате многовековых традиций, в настоящий момент, просто утрачены.

Результатом духовно - нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она реализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности.

Нравственная воспитанность характеризуется моральной образованностью. Это устойчивость положительных привычек и норм поведения, культура отношений. Это наличие у подростка сильной воли, способность осуществлять контроль и самоконтроль. Нравственность формируется в преодолении противоречий. Каждому подростку предстоит одолеть и пережить свой путь трудностей, разрешения противоречий, приобрести опыт нравственной жизни получить удовольствие от добрых поступков, победы над собой и укрепление силы духа.

2.1 Проблемы духовно-нравственного воспитания в системе современного образования

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания в создании духовной атмосферы среди детей, которая бы способствовала духовному становлению личности самого ребенка. Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства - это воспитание ответственного, инициативного, компетентного и духовно развитого гражданина России. Первым естественным местом воспитания благочестия должна быть родная семья, а первыми воспитателями - родители. Если ребенок будет с младенчества воспитан в благочестии, он будет знать и стараться исполнять нравственные нормы. Одной из причин появления «трудных» детей А. С. Макаренко считал ненормально сложившиеся отношения между детьми, молодежью и взрослыми - в семье, в детском саду, в школе; и с ним нельзя не согласиться. Все усилия общества были направлены на то, чтобы дети успешно овладевали «суммой знаний».

В нашей стране в последние годы были приняты все важнейшие документы об образовании, которые ориентируют на сохранение духовно-нравственной компоненты в воспитании подрастающего поколения.

Обобщая различные взгляды теоретиков педагогики, можно выделить три задачи духовно-нравственного воспитания. Это:

а) формирование нравственного сознания, основными категориями которого являются: нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка;

б) развитие нравственных качеств, таких, как: гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, уважение к людям, милосердие;

в) формирование опыта поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям; выработка нравственных привычек (говорить правду, не делать зла, защищать добро).

Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, к их нравственным поступкам формирует у школьников нравственные идеалы.

Чувство гордости и патриотизма у юного гражданина – это не только результат его знаний о своем Отечестве, это – сложившийся внутренний образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей.

Перед нашим обществом стоит важная цель – формирование духовного и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России.

Это означает, что нам исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота.

Исследования и педагогический опыт современных ученых Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревской, Н.Д.Никандрова, В.А.Сластенина, А.П.Тряпицыной, Н.Е.Щурковой и др. показывают, что духовно-нравственное воспитание имеет большое значение в социальном и духовном развитии личности человека, формирования мировоззрения, национального самосознания. В результате целенаправленного духовно-нравственного воспитания у школьников формируются любовь к своей стране, патриотизм, чувство ответственности за судьбу родины, развивается гражданское самосознание.

В достижении этих целей немалая роль принадлежит урокам литературы: слову, художественной речи, книге. Общаясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейший материал для воспитания юных сердец. Однако в современных условиях конкуренцию урокам литературы составляет компьютер, телевидение, желтая пресса, как результат негативных влияний современного времени.

В связи с этим сегодня возникает необходимость поиска путей процесса обучения литературе как основному учебному предмету в формировании духовно-нравственных ценностей у учащихся и развитию у них гуманитарного мышления.

2.2 Развитие духовно - нравственного потенциала у подрастающего поколения

Становление и развитие духовно-нравственного потенциала при использовании рационального фактора реализуется несколькими путями:

1. Через приобщение воспитанников к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности.

2. Через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни. Гармония человека с внешней средой при этом достигается через развитие потребностей, интеллектуальной, чувственно-волевой и мотивационной сферы, через стимулирование ускоренного развития социально значимых качеств личности, коммуникативных свойств и через создание внутриличностного, межличностного психологического комфорта.

3. Через оценку и самооценку уровня развития знаний, навыков и умений, которые ученик получает при овладении учебными предметами.

Становление и развитие духовно-нравственного потенциала реализуется также через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни. Гармония человека с внешней средой при этом достигается через развитие потребностей, интеллектуальной, чувственно-волевой и мотивационной сферы, через стимулирование ускоренного развития социально значимых качеств личности, коммуникативных свойств и через создание внутриличностного, межличностного психологического комфорта.

В теории педагогики мы находим различные методы исследования, которые можно использовать для измерения духовно-нравственной воспитанности учеников. Опыт подсказывает, что хорошие результаты могут дать следующие методы:

- методы экспертной оценки, где экспертами выступают учителя, преподаватели, родственники, товарищи по классу;

- методы самооценки доминантных качеств различных участников образовательного процесса;

- тестирование;

- методы фиксации и оценки поведения учащихся в реальной ситуации выбора (в трудных педагогических или конфликтных ситуациях);

- в качестве инструментов обобщения фактов используются письменные опросы, интервью, групповые дискуссии, исходя из сложности стоящих задач. Сравнение полученных результатов поможет установить приоритеты в духовно-нравственном становлении личности воспитанника.

Преподавание духовно-нравственной культуры будет способствовать нравственной ориентации, поможет им побуждать себя к развитию и самосовершенствованию.

И здесь образование призвано обеспечить:

- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

- формирование культуры мира и межличностных отношений.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народов и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Духовно - нравственный потенциал личности формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивное формирование личности происходит в годы юности, идет ее предварительное самоопределение, «теоретическое» осмысление ценностных предпочтений общества.

Сочетание традиционного и современного образования, темп и характер развития духовно-нравственного потенциала обучающихся непосредственным образом влияет на стабильность в стране, проявление подрастающим поколением адекватных убеждений, признанием ими общепринятых моральных принципов, ценностных ориентаций, а также совершению поступков по отношению к близким и незнакомым людям, к окружающему миру.


















Заключение

Нравственно-духовное воспитание сильно тогда, когда его следствием является самовоспитание и самосовершенствование. Все задачи воспитания подрастающего поколения решаются в тесном единстве, в рамках комплексного подхода к воспитательной работе.

В заключение нужно заметить, что человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, священнослужителей, всей образовательной среды высшего учебного заведения при голографическом единстве религиозного и рационального факторов духовно-нравственного воспитания.

Сегодня стратегия современного образования направлена не только на то, чтобы дать человеку определенный образовательный минимум, соответствующий его возрасту и интересам общества, но также и создать условия для духовного становления личности и обеспечить возможность культурной и конфессиональной самоидентификации, гарантирующей сохранение и восстановление преемственности связей между поколениями. Доступность тысячелетнего духовного наследия России и нравственного опыта поколений непосредственно определяется тем, в какой мере в русле образования на протяжении всей жизни человек получал возможность приобщения к культурообразующей традиции.











Список литературы

Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/ problemy-socializaci-lichnosti-podrastayuschego-pokolenija.html

Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://www.maam.ru/detskijsad / duhovno-nravstvenoe-vospitanie-podrastayuschego-pokolenija-1037883.html

Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://problemspedagogy.ru / images/PDF/2016/13/dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-podrastayushchego.pdf

Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://urok.1sept.ru/articles / 600234

Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://wiki.soiro.ru/%D0 %94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE-%D0%B



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.