12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Калина Светлана Николаевна377
Россия, Нижегородская обл., с. Вад

Тип урока: урок-исследование

Ресурсы: учебник, видеофрагменты «Землетрясение», «Извержение вулкана», карта «Землетрясения и вулканизм», объемные модели образования гор, раздаточный материал «12 бальная шкала интенсивности землетрясений», репродукция картины К.Брюллова «Последний день Помпеи», интерактивная карта сейсмической активности (Интернет).

Цель деятельности учителя: Способствовать формированию научного мировоззрения через формирование представлений о движениях земной коры, землетрясениях, вулканизме, горячих источниках и гейзерах; создать условия для формирования умения выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма, устанавливать с помощью географических карт главные сейсмические пояса на Земле.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты: 

Учащиеся научатся: Называть и приводить примеры характерных природных явлений в земной коре; проводить самостоятельный поиск информации о землетрясениях и вулканах; использовать приобретенные знания и умения для чтения карт, оценки интенсивности землетрясений.

Учащиеся получат возможность научиться: Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма; устанавливать с помощью географических карт главные сейсмические пояса на Земле.

Метапредметные результаты: 

Регулятивные: ставят и формулируют цель и проблему урока, планируют последовательность действий, оценивают свою работу на уроке;

Познавательные: составляют определение понятий «землетрясение», «вулкан»; устанавливают причинно-следственные связи, осуществляют поиск информации о своей местности из разных источников. 

Коммуникативные: осознанно строят сообщения в устной и письменной форме, работают в парах-эффективно сотрудничают.

Личностные результаты: Осознают целостность природы Земли, оценивают значение полученных знаний и умений для дальнейшей жизни, умеют анализировать, сравнивать, доказывать свою точку зрения.

                                                          Структура урока

                                    1. Организационно-мотивационный этап

1.1.Определение темы урока. 

Просмотрите иллюстрации (извержение вулкана, землетрясение). Какие геологические процессы и явления здесь изображены? Попробуйте определить тему урока, опираясь на представленные иллюстрации.

(Деятельностный компонент урока: Высказывают предположения о землетрясениях и вулканизме. Движениях земной коры.

Ценностный компонент урока: Определяют тему урока.)

1.2. Создание мотивационной установки.Что вы знаете о вулканах? О землетрясениях?

Фронтальная беседа о том, как много на Земле происходит землетрясений и извержений вулканов (демонстрация карты сейсмической активности http://priroda.inc.ru/pogoda/seismo.html). Как вы думаете почему и где чаще всего происходят землетрясения и извержения вулканов?  Какова цель нашей работы на уроке?(Деятельностный компонент урока: Высказывают свои предположения, формулируют цель своей работы на уроке: узнать что такое землетрясение и вулканизм, где чаще всего и почему происходят землетрясения и извержения вулканов.
  Возможны ли в нашей местности землетрясения и извержения вулканов? Почему?Ценностный компонент урока: Формулируют цель своей деятельности.                                                                 

 2. Процессуально-содержательный этап

2.1. Движения земной коры

1. Пример 1. Туристам, приезжающим на норвежское побережье Скандинавии, гиды показывают железные кольца, которые находятся высоко над поверхностью моря. Много столетий тому назад они служили викингам для привязывания драккаров (кораблей викингов) у самой воды.

        Найдите в атласах и покажите Скандинавский полуостров на карте полушарий.

Пример 2. А вот на противоположном берегу Северного моря жители Нидерландов все время вынуждены бороться с морем, которое наступает и наступает на их поля.

Как вы думаете, с чем это связано?

2. Прочитайте текст на стр.83 и заполните схему.

(Деятельностный компонент урока: Высказывают свои предположения. Читают текст, заполняют схему.

Ценностный компонент урока: Анализируют предложенные ситуации.)

Рефлексия деятельности.

Что мы узнали?

Какие источники информации помогли вам установить особенности движений земной коры? как вы работали с этими источниками? 

(Деятельностный компонент урока: Ответы учащихся.

Называют: иллюстрации, объемные модели, работу с учебником, заполнение схемы. ими источниками? 

Ценностный компонент урока: Анализируют свою работу.)

                                           2.2. Землетрясения.

1.Просмотрите видеофрагмент «Землетрясение». Определите главную причину землетрясений.

Проследите по карте «Землетрясения и вулканы» (рис.58 стр.85 учебника) в каких районах Земли землетрясения происходят наиболее часто.

2.Изучите рис. 57 (стр.84 учебника). Опираясь на текст учебника (стр.84-85), дайте определения понятий «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», «сейсмические пояса». Запишите определения в тетрадь.

3.Назовите последствия землетрясений.

4.Прогнозирование землетрясений. Просмотр видеофрагмента работы сейсмографа.Можно ли без прибора определить силу колебаний земной коры.

5.Работа в парах. Изучите 12-бальную шкалу интенсивности землетрясения и опираясь на таблицу, составьте 2-3 вопроса своему напарнику.

6.Есть ли землетрясения в нашей местности?

(Деятельностный компонент урока: 1.Просматривают видеофрагмент. Определяют главную причину землетрясений – движение литосферных плит и указывают районы, подверженные землетрясениям.

 Составляют определение понятий.

 3.Предполагают, что последствиями являются разрушения, изменения в рельефе, человеческие жертвы.

4.Предполагают, что силу землетрясения можно определить по внешним изменениям и опираясь на личные ощущения.

Сообщение учащегося (опережающее задание)

5.Изучают таблицу и отвечают на вопросы, составленные напарником.

6. Анализируют карту, отвечают.

Ценностный компонент урока:Учатся определять интенсивность землетрясений по описанию.)

Рефлексия деятельности:Что мы сделали для того, чтобы познакомится с географическим процессом землетрясение? Описывают свои действия: просмотрели видеофрагмент, изучили рисунок, познакомились со шкалой интенсивности землетрясений т.д.  Анализируют свою деятельность на уроке. нок, познакомились со шкалой интенсивности землетрясений и т.д.

                                               2.3.Вулканизм. 

1.Просмотрите видеофрагмент «Извержение вулкана». Рассмотрите рис.59 (стр.86 учебника). По каким признакам можно предположить, что перед вами вулкан, а не возвышенность?

2.Составьте своё определение понятия «вулкан». Сравните его с определением в учебнике.

3.Найдите на стр.87 какие бывают вулканы по степени вулканической активности. Найдите примеры на карте стр.85 учебника. Как вы на карте определили разные типы?

4.Посмотрите на картину К.Брюллова «Последний день Помпеи». Представьте себя на месте героев картины. Расскажите о своих ощущениях.

 5.Откройте карту «Землетрясения и вулканы», сделайте вывод: в каких частях планеты сосредоточено наибольшее колическтво вулканов? Почему?

Сравните распространение вулканов с зонами землетрясений.

Какой вывод можно сделать?

(Деятельностный компонент урока:1.Просматривают видеофрагмент, изучают рисунок.

Высказывают своё мнение.

Сообщение о происхождении названия (опережающее задание)

2.Работают над определением понятия «вулкан».

3.Работают с текстом, определяют типы вулканов, находят их на карте. объясняют легенду карты.

4.Рассказывают о своих чувствах, ощущениях.

5.Анализируют карту, делают предположения. Формулируют вывод. 

Ценностный компонент урока: Осваивают различные виды деятельности. Учатся составлять рассказ по картине. Учатся на основе анализа карты делать вывод о размещении вулканов и землетрясений на Земле и совпадении их с границами литосферных плит.)

Рефлексия деятельности: Каким методом мы воспользовались для того, чтобы установить зависимость между размещением вулканов, землетрясений и границами литосферных плит? 

Называют метод сравнения. Анализируют ход своей деятельности.

                                      3.Этап закрепления и первичной проверки.

Первичная проверка знаний.

Игра «Восхождение на Килиманджаро»

Задания усложняются по мере поднятия от подножия к вершине.

На вершине главный вопрос: Возможны ли в нашей местности землетрясения и извержения вулканов? Почему? 

(Деятельностный компонент урока: Устно отвечают на вопросы: - Какова причина землетрясений? - в каких частях планеты происходят чаще всего землетрясения и извержения вулканов и почему? (на границе литосферных плит) Для чего необходимо изучать землетрясения? - Сложный процесс, при котором магма поднимается из недр Зем­ли и, прорывая земную кору, изливается на поверхность? (Вулканизм.) Виды вулканов? (Действующие, уснувшие, потухшие. Устанавливают причинно-следственные связи зависимости распространения землетрясений и вулканизма от строения земной коры. Формулируют ответ почему в нашей местности не может быть землетрясений и извержений вулканов AR-SA'>Какой вывод можно сделать?)

4.Рефлексивный этап урока

4.1. Рефлексия содержательная

Чему вы научились на этом уроке?

(Деятельностный компонент урока:Определяют какие знания получили, какие умения освоили.)

 4.2. Рефлексия эмоционального состояния

Приём «Зарядка»

1.На уроке я работал (активно-встали/не активно-сидят)

2.Своей работой на уроке я (доволен-втали/не доволен-сидят)

3.Материал урока мне был (понятен-встали/не понятен-сидят; интересен-встали/не интересен-сидят)

4.Мое настроение хорошее-встали/плохое –сидят)

(Деятельностный компонент урока:Выражают своё мнение об уроке.

Ценностный компонент урока: Выражают своё отношение к работе на уроке.)

5.Объяснение домашнего задания

5.1. Обязательное задание

1.§15. Задание №8 после параграфа. На контурной карте задание №9 после параграфа.

(Деятельностный компонент урока:Читают задание, задают уточняющие вопросы.)

 5.2. Дополнительное задание по желанию

1.Составьте презентацию (сообщение) о наиболее известном гейзере или вулкане, цунами, землетрясении.

2.Напишите сочинение-рассуждение «Вулканы-это добро или зло».

 (Деятельностный компонент урока:Изучают дополнительные источники информации.)

 Прогноз землетрясений (сообщение учащегося)

    Прогноз землетрясений - актуальная задача сейсмологов. Про­гноз может быть разный: долгосрочный, краткосрочный и оператив­ный.  Первый дается на ближайшие десятки - сотни лет, второй – нa годы, месяцы, дни и даже часы. Предвестников землетрясений очень много и они совершенно разные.

     Когда речь идет о долгосрочном прогнозе, тo в областях сильных землетрясений, происходящих раз в десятки лет, важным показате­лем является длительное отсутствие землетрясений. Чем это время больше, тем вероятность сильного землетрясения возрастает. В не­которых случаях важную роль иrрает периодичность землетрясений по данным многолетних наблюдений. Перед землетрясением часто изменяется магнитное поле, акустические свойства среды, животные ведут себя необычио.       

В настоящее время известно около 70 видов животных, зaреко­мендовавших себя в качестве прогнозистов землетрясений.

Собаки начинают выть, всплывают глубоководные рыбы, при­плывают к берегам yгри, улетают птицы, кошки покидают дома, до­машние животные отказываются от еды, беспокойно толкаются в загонах, пытаются покинуть помещения. Замечено: симптомы ано­мального поведения усиливаются за 1-2 часа до землетрясения.

Изучением землетрясений занимается наука Сейсмология.

 Предсказывать землетрясения очень сложно. Постоянные наблюдения за землетрясениями осуществляются сейсмической службой. Современная мировая сеть насчитывает свыше 2000 стационарных сейсмических станций, данные которых систематически публикуются в сейсмологических бюллетенях и каталогах.

 Помогает ученым и специальный прибор, который называется сейсмограф. (Описание прибора).

Он регистрирует землетрясение, отмечая время, силу и направление каждого удара в отдельности. Кривая хода землетрясения называется сейсмограммой . Она пишется на бумаге, заправленной в сейсмограф.

 Хорошие сейсмографы регистрируют не только землетрясение, случившееся в той местности, где установлен инструмент, т.е. где находится сейсмическая станция или в ближайших окрестностях, но и самые отдаленные землетрясения и позволяют определить, на каком расстоянии от станции они случились, а также их силу.

 Вопрос о том, на какой глубине находится очаг землетрясения, решается вычислениями на основании сейсмограммы. Землетрясение может длиться несколько часов или целые сутки. Иногда известная область Земли испытывает сотрясения разной силы в течение нескольких дней, недель или месяцев. Подсчитано, что в год на нашей планете происходит около 20 катастрофических землетрясений, 150 разрушительных, 7000 сильных и более 150000 слабых. А территорию, где уже были или ожидаются очаги землетрясений, называют сейсмической областью.

 Почти каждое землетрясение сопровождается звуковыми явлениями, которые производят сильное впечатление и внушают человеку ужас. Подземный гул то подобен глухим раскатам грома, то клокотанию кипящей воды, то грохоту тяжелого поезда или обвала, то свисту ветра, то визгу при полете снаряда, то взрыву. Звуки иногда опережают волну землетрясения, иногда отстают от нее. Наблюдения показали, что большая часть землетрясений зарождается на глубине 50 км от земной поверхности, небольшая часть – на глубине от 50 до 100 км и лишь единичные землетрясения исходят с глубин до 300-700 км.

 Последствия землетрясений очень опасны. Они вызывают обвалы, оползни, цунами, пожары и даже извержение вулканов. За секунды разрушаются города, гибнут тысячи людей. По некоторым данным от землетрясений с начала цивилизации погибло 150 миллионов человек.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.