Материал на проверке

Конспект урока русского языка «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»

1
0
Материал опубликован 27 September 2015

Цели:

1.      Образовательные: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе  правильно выбирать знаки препинания

2.      Развивающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.

3.      Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.

 

Задачи личностного развития:

-способствовать формированию правильной устной речи учащихся,;

-создавать условия для развития адекватной самооценки;

-развивать умения анализировать языковой материал.

Тип урока: урок изучения нового материала  и первичного его закрепления.

Вид урока: урок практических работ.

Выбор методов и приемов : диалогический метод.

 

Ход урока.

 

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Ребята, на предыдущих занятиях вы познакомились с понятием «бессоюзное сложное предложение», разобрали случаи постановки запятой и точки с запятой между частями БСП.

Напомните, какие сложные предложения называются бессоюзными?

- В каких случаях между частями БСП ставится запятая?

- В каких случаях между частями БСП ставится точка с запятой? Приведите примеры.

Запишем два предложения и проанализируем их с точки зрения постановки знаков препинания.

В дали голубой столбом уж крутился песок золотой, звонков раздавались нестройные звуки, пестрели коврами покрытые тюки. (М.Лермонтов)

( части сложного предложения обозначают перечисление одновременных явлений)

Воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит веселым блеском изумруда. (И.С.Тургенев)

( точка с запятой требует значительной паузы между предложениями и понижения голоса, почти как на точке)

3.Объяснение нового материала.

 Мобилизирующий этап. (Лингвистическая разминка).

На экране представлены предложения с двоеточием.

Слайд № 2

 

1. Пётр Александрович Плетнёв – поэт, литературный критик, издатель сочинений Пушкина – писал: «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта».

2. П. Плетнёв был для Пушкина всем: и родственником, и другом, и издателем.

3. Печален я: со мною друга нет.

               Задания:

- определите структуру предложений;

- объясните постановку двоеточия в первых двух предложениях;

- можете ли вы объяснить постановку двоеточия в последнем предложении?

 

 

     Определение темы урока

Слайд № 3 (Вопрос)

                                              Сформулируйте тему урока.

Отталкиваясь от темы, поставьте цели урока.

 

Тема нашего урока: «Двоеточие в БСП», наша цель – рассмотреть условия постановки двоеточия в БСП, совершенствовать пунктуационные умения. (Слайд 4, 5)

-Как вы считаете,  какова функция двоеточия в письменной речи?

Для двоеточия характерна разъяснительно-пояснительная функция – двоеточие предупреждает о пояснении.

Давайте посмотрим, как эта функция проявляется в БСП.

 

Двоеточие в бессоюзном предложении.  (Слайды 7-10)

1.     Вторая часть сложного предложения раскрывает причину происходящего в первой. Уловив причинную связь и найдя место, где возникает вопрос почему? вы без труда поставите двоеточие на нужное место.

А) Светильники надо беречь (почему?): порыв ветра может погасить их…

Б) Печален  я ( почему?) : со мною друга нет…

Если превратить эти предложения  с союзом, то, естественно, возникает союз потому что, а перед ним встанет запятая. Смысл  и того и другого предложения будет один и тот же, а знаки разные.

2.     Вторая часть БСП может во всех падежах и числах отвечать на вопросы: а какой именно? А какая именно?, определяя признаки, свойства, качества того, о чем идет речь в первой части. Вторая часть относится к определению, стоящему в первой части.

Вон, видишь ли через реку тот мост?

…Он с виду хоть и прост,

А свойство чудное имеет ( а какое именно?):

Лжец ни один у нас по нем пройти не смеет.

3.     Вторая часть раскрывает содержание первой, отвечая на вопросы падежей.

Я должен помнить ( что? О чем?) : печаль пройдет

И снова радость придет.

Иногда  в первой части опускаются слова  увидел или услышал и только подразумеваются. Тогда и вопрос видоизменяется.

Я прислушался ( и что услышал) : откуда-то доносились прекрасные и печальные звуки скрипки.

4.Между частями БСП ставятся вопросы: а как именно? А каким образом?

Вертит очками так и сяк (а как именно):

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет.

Заполнить таблицу «Двоеточие в БСП» (слайд 11)

Примеры

Каковы отношения между частями

Какие слова можно вставить между частями

 

Вторая часть раскрывает причину происходящего в первой

Потому что

 

 

 

Вторая часть раскрывает содержание первой

Что? О чем?

 

 

 

Вторая часть поясняет содержание первой

А как именно

 

Вторая часть определяет признаки, свойства, качества того, о чем речь идет в первой части

А какой именно?

 

4.     Закрепление изученного материала.

а) Расставьте правильно знаки.(слайд 12)

Это задание на расстановку знаков мы проведем под девизом: «Каждой пословице – свой знак»

( учащиеся вписывают в соответствующие граф таблицы номера предложений)

 

Запятая

Двоеточие

1,3,5

2,4

 

1.Где кто родился там и пригодился.

2. Закон что дышло куда повернул туда и вышло.

3. От лунного света и снег белеет от мудрого слова и разумный умнеет.

4.Слово не воробей вылетит не поймаешь.

5.Куда конь с копытом туда рак с клешней.

 

б) Анализ предложений.(слайд13,14)

 

-Определите значения частей БСП, где поставлено двоеточие.

 

1. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. ( Причина)

2. Я понимал: выручить нас может только случайность.(Дополнение)

3. Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи. (Причина)

4. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. (Пояснение)

5. Опомнилась, глядит Татьяна:

Медведя нет; она в сенях. (Дополнение, подразумевается в первой части глядит и видит)

     6.Странный случай произошел: в дороге совершенно поиздержался (Пояснение)

 

Динамическая пауза.

Упражнение «Ритмы свободы»

-Хлопни в ладоши три раза.

-Сядь на стул.

-Топни правой ногой.

-Топни левой ногой.

-Поднимись.

-Помаши руками.

-Глубоко вдохни, задержи дыхание.

-Сделай полный выдох.

-Медленно, как сдувшийся шарик , опустись на стул.

- Медленно поднимись.

-Повернись три раза вокруг себя.

-Громко скажи : «Я свободен».

 

 

в) Контроль полученных знаний.(слайд 16, 16,18)

а) Самостоятельная работа.  Назовите автора, определите вид предложения, поставьте нужный знак.

1.Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл  - и вот сама идет волшебница –зима.

(А.Пушкин.ССП, тире)

 

2. Свойство зеркальце имело: говорить оно умело.

(А.Пушкин.БСП,двоеточие)

 

3. Стал Жилин вглядываться : маячит что-то в долине, точно дым из труб.

(Л.Толстой.БСП, двоеточие)

 

4. Вот затрещали барабаны – и отступили басурманы.

(М.Лермонтов. ССП, тире)

 

5. А потому обычай мой: с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой.

( И.Крылов.БСП, двоеточие)

 

5.     Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал.

( М.Лермонтов, БСП, двоеточие)

 

      7.Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице   мыслей, она научит вас уважать человека.

(М.Горький БСП, двоеточие)

 

Работа по учебнику.  (слайд19)

 

Игра «Найди нужное предложение»

По данным характеристикам найдите предложения и, используя начальные буквы слов, с которых начинаются указанные в задании части предложений, составьте слово.

( учащиеся делятся на 5 групп ( по числу заданий), задания распечатываются и раздаются каждой группе.)

1.     Работа с упражнением 223.

Найдите бессоюзное предложение, состоящее из двух частей, между которыми по правилам пунктуации употребляется точка с запятой. Выпишите начальную букву первого слова этого предложения.

Ответ: Предложение 3: «В лесу то там, то здесь глухо куковала кукушка, оттеняя глубину и звучность его; после дождя высоко в небе плыли и таяли дымчатые облака с золтисто-алыми краями» Буква «В».

 

 2.Работа с упражнением 228(2 часть).

Найдите предложение, структура которого отвечает следующей характеристике: сложное предложение, состоящее из двух смысловых блоков, соединенных бессоюзной связью. Первый блок представляет собой сложноподчиненное предложение, состоящее из одного главного и двух придаточных (условного и местоименно-определительного), связанных по типу параллельного подчинения; второй блок – также сложноподчиненное предложение, состоящее из одного главного и двух придаточных (образа действия и следствия), связанных по типу параллельного подчинения. Выпишите начальную букву первого слова этого предложения.

Ответ. Предложение 4.: «Если же этого не случится, то все-таки что-нибудь да будет такое, чего с другими никак не будет: или нарежется в буфете таким образом, что только смеется, или проврется жестоким образом , так что, наконец, самому сделается совестно». Буква «Е».

 

3.Работа с упражнением 228 (1 часть).

Найдите предложение, структура которого отвечает следующей характеристике: сложное предложение, состоящее из четырех частей. Вторая, третья и четвертая части раскрывают содержание первой части; в сотставе предложения нет ни одного союза. Выпишите начальную букву первого слова четвертой части этого предложения.

Ответ. Предложение 2: «Вокруг обычным  спокойным порядком шла работа: глубоко внизу сигналили машины, гремела арматура, раздавалась барабанная дробь пневматических ломов». Буква «Р».

 

4.Работа с упражнением 224.

Найдите предложение, структура которого отвечает следующей характеристике: сложное предложение, состоящее из двух смысловых блоков, связанных причинными отношениями;первый блок состоит из трех простых предложений, связанных сочинительной связью; второй блок состоит из 5 простых предложений, также связанных сочинительной связью. Выпишите начальную букву первого слова этого предложения.

Ответ. Предложение 5: «На запад пятиглавый Бешту синеет как «последняя  туча рассеянной бури», на север подымается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона, на восток смотреть веселее: внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там дальше амфитеатром громоздятся горы, все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом» . Буква «Н».

 

5. Работа с упражнением  223 (1)

Найдите бессоюзное сложное предложение, состоящее из двух частей, одно из которых по структуре представляет безличное предложение. Выпишите начальную букву первого слова из второго предложения.

Ответ. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. Буква «О».

 

Проверка проводится следующим образом: представитель от группы вписывает найденную букву. Если получается слово «Верно», то задание выполнено правильно.

 

 

Итог урока.(слайд 20)

Рефлексия.

 

-Назовите условия постановки двоеточия в БСП.

- Поделитесь вашими впечатлениями от урока.

 

Оцените свою работу в соответствии с приведенными критериями.

 

Критерии отметки

Количество баллов

1. За домашнюю работу – 2 балла

 

2.За устный ответ-2 балла

 

3.За  работу  в группе- 2 балла

 

4. Анализ предложений -2 балла

 

5. Самостоятельная работа -2 балла

 

6. Заполнение таблицы примерами-3 балла

 

7. Работа по учебнику. Игра «Найди нужное предложение»- 4 балла

 

8. Задание «Каждой пословице – свой знак» - 3 балла

 

Итого:

 

 

 

Задание на дом: ознакомиться с материалом  учебника, выполнить упражнение 227

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Заполнить таблицу «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»

Примеры

Каковы отношения между частями

Какие слова можно вставить между частями

 

 

 

Вторая часть раскрывает причину происходящего в первой

Потому что

Так как

 

 

 

Вторая часть раскрывает содержание первой

Как

что

 

 

 

Вторая часть поясняет содержание первой

А именно, то есть

 

Вторая часть определяет признаки, свойства, качества того, о чем идет речь в первой части

А какой именно

 

Расставьте правильно знаки «Каждой пословице – свой знак»

1.     Где кто родился там и пригодился.

2.     2.Закон что дышло куда повернул туда и вышло.

3.     3. От лунного света и снег белеет от мудрого слова и разумный умнеет.

4.     Слово не воробей вылетит не поймаешь.

5.     Куда конь с копытом туда и рак с клешней.

6.     Не везде сила где умение а где и терпение.

Запятая

Двоеточие

 

 

 

                                  

 

                                       Самостоятельная работа

Задание: назовите автора, поставьте нужный знак, объясните постановку двоеточия.

1.     Свойство зеркальце имело говорить оно умело

2.     Стал Жилин вглядываться маячит что-то в долине точно дым из труб.

3.     А потому обычай мой с волками иначе не делать мировой как снявши шкуру с них долй.

4.     Мне стало страшно на краю грозящей бездны я лежал.

5.     Любите книгу она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей она научит вас уважать человека.

 

Игра «Найди нужное предложение».

 

1.     Работа с упражнением 223.

     Найдите бессоюзное предложение, состоящее из двух частей, между которыми по        правилам пунктуации употребляется точка с запятой. Выпишите начальную букву первого слова этого предложения.

       2.  Работа с упражнением 228(2 часть).

Найдите предложение, структура которого отвечает следующей характеристике: сложное предложение, состоящее из двух смысловых блоков, соединенных бессоюзной связью. Первый блок представляет собой сложноподчиненное предложение, состоящее из одного главного и двух придаточных (условного и местоименно-определительного), связанных по типу параллельного подчинения; второй блок – также сложноподчиненное предложение, состоящее из одного главного и двух придаточных (образа действия и следствия), связанных по типу параллельного подчинения. Выпишите начальную букву первого слова этого предложения.

 

3.Работа с упражнением 228 (1 часть).

Найдите предложение, структура которого отвечает следующей характеристике: сложное предложение, состоящее из четырех частей. Вторая, третья и четвертая части раскрывают содержание первой части; в составе предложения нет ни одного союза. Выпишите начальную букву первого слова четвертой части этого предложения.

 

4.Работа с упражнением 224.

Найдите предложение, структура которого отвечает следующей характеристике: сложное предложение, состоящее из двух смысловых блоков, связанных причинными отношениями;первый блок состоит из трех простых предложений, связанных сочинительной связью; второй блок состоит из 5 простых предложений, также связанных сочинительной связью. Выпишите начальную букву первого слова этого предложения.

 

 

5. Работа с упражнением  223 (1)

Найдите бессоюзное сложное предложение, состоящее из двух частей, одно из которых по структуре представляет безличное предложение. Выпишите начальную букву первого слова из второго предложения.

 

1-

2-

3-

4-

5-

Оценочный лист

Фамилия, имя учащегося____________________________________________________

Оцените свою работу в соответствии с приведенными критериями.

 

Критерии отметки

Количество баллов

1. За домашнюю работу – 2 балла

 

2.За устный ответ-2 балла

 

3.За  работу  в группе- 2 балла

 

4. Анализ предложений -2 балла

 

5. Самостоятельная работа -2 балла

 

6. Заполнение таблицы примерами-3 балла

 

7. Работа по учебнику. Игра «Найди нужное предложение»- 4 балла

 

8. Задание «Каждой пословице – свой знак» - 3 балла

 

Итого:

 

 

Комментарии

Работы выполнены воспитанниками ГУ РК "Детский дом №4", при изготовлении открыток использовался природный материал а также изготовление открыток в технике -квиллинг -бумажная филигрань.

16 September 2018

Здравствуйте! Чтобы принять участие в конкурсе, вам необходимо разместить на сайте публикацию. Подробная инструкция по тому, как это можно сделать, находится здесь: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/faq.html (п.5 «ПУБЛИКАЦИИ», п.2 «Как разместить публикацию или урок»)

18 September 2018

Добрый день! Подскажите пожалуйста, может ли педагог, зарегистрировавшийся в конкурсе, представить работы разных школьников на одну тему. Если можно, то, как в таком случае поступить: оформить все работы в одной публикации или в отдельных?

20 September 2018

Жанна Владиславовна, я могу объяснить. Да, можно опубликовать, оформить каждую работу отдельно, и опубликовать тоже отдельно, в положении написано до 5 работ. Только каждой работе надо дать название, но конкурс один. В отправленных работах под Вашим конкурсом работы будут пронумерованы.

25 September 2018

Спасибо за исчерпывающий ответ, Светлана Анатольевна!

26 September 2018

Уважаемые участники! Результаты конкурса будут объявлены до 7 декабря.

5 December 2018

Уважаемые участники! Поздравляем победителей и участников с завершением конкурса! Благодарим команду жюри за проделанную работу. ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА: Полина Ляшенко – Рисунок «Портрет любимой учительницы» Надежда Елькина – Рисунок «День учителя» Вера Терюкова – Рисунок «Мой первый учитель» Даниил Фидельских – Рисунок «Первый день учителя» Анна Семёнова – Рисунок «Георгины для любимой учительницы» ПРИЗЫ ПОЛУЧАЮТ: Полина Ляшенко – Рисунок «Портрет любимой учительницы» Надежда Елькина – Рисунок «День учителя» Вера Терюкова – Рисунок «Мой первый учитель» КУРАТОРЫ ПОБЕДИТЕЛЕЙ: Жанна Садварий (г. Курск) Ольга Сибирякова (г. Усть-Качка, Пермский край) Юлия Терюкова (г. Тутаев, Ярославская обл.) Елена Фидельских (г. Пермь) Наталья Сингаевская (с. имени Полины Осипенко, Хабаровский край) В личных кабинетах участников автоматически сформированы наградные документы, которые можно скачать бесплатно. В ближайшее время администрация свяжется с призерами для уточнения данных. С уважением, администрация.

7 December 2018