ЭКОИГРА

0
0
Материал опубликован 17 November

Методическая разработка внеурочного занятия по формированию экологической культуры для обучающихся 9-11 класса

в формате экологической игры по станциям с элементами квеста

«ЭКОИГРА»


Автор: Искаков Бахтияр Абуталипович

Профильная школа КазНУ

Населенный пункт: г. Алматы

Представляем методическую разработку внеурочного мероприятия экологической направленности, нацеленную на развитие экологической культуры и грамотности у учащихся. Формат игры по станциям с элементами квеста позволяет участникам осваивать знания через выполнение практических заданий в соревновательном духе.

Мероприятие может проводиться как среди команд одной группы (по 3-4 человека в каждой), так и среди старшеклассников. Данный формат способствует успешной адаптации учащихся к учебной среде и помогает ознакомиться с территорией учебного заведения. Кроме того, мероприятие может стать эффективным инструментом профориентационной работы со школьниками, помогая им лучше познакомиться с особенностями профессионального обучения.

Цель игры: формирование осознанного отношения к окружающей среде у обучающихся средствами досуговой деятельности.

Фома проведения: игра по станциям с элементами квеста.

Задачи:

Образовательные:

закрепить знания об экологической безопасности;

способствовать формированию экологической культуры и грамотности обучающихся;

организовать содержательный досуг подростков;

показать необходимость экоосознанного и экобезопасного образа жизни человеку;

способствовать формированию умений применять полученные ранее знания по биологии и экологии;

способствовать формированию умения находить решения в сложных ситуациях через игровую деятельность;

способствовать формированию умений коллективной работы.

Развивающие:

развивать воображения и творческих способностей;

развивать мышление, внимание, скорость реакции, познавательную активность;

содействовать развитию навыков осознанного потребления.

Воспитательные:

воспитывать уважение к природе и всему живому на Земле.

Планируемые результаты:

Личностные:

формирование экологической культуры, личной ответственности за свои поступки, за осознанное потребление;

формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

формирование осознанности своей роли в работе команды.

Коммуникативные:

формирование умения слушать и понимать других;

формирование умения строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

формирование знаний экоосознанного и безопасного поведения.


Условия проведения: данное мероприятие проводится в свободное от занятий время – на переменах в течение дня (суммарно – 50 минут).

Правила игры: команды путешествуют по станциям, где выполняют предложенные задания (за правильный ответ получают баллы). Команда, которая наберёт наибольшее количество баллов, станет победителем.

Каждая команда придумывает название и фиксирует его в оценочном листе.

Оборудование:

раздаточный материал (маршрутные и оценочные листы с заданиями, ручки, материалы для заданий на станциях: карточки, пластиковые крышки для сортировки, изделия из вторсырья и пластика, лейки для воды и др.);

парты и стулья;

дидактический материал;

наградной материал: многоразовые бутылки для воды или термокружки.

Организаторы: проводят станции, следят за выполнением заданий, фотографируют мероприятие и награждают

Система оценивания: за верное выполнение задания на каждой станции команда получает 3 балла, за частичное (неполное) выполнение – 1-2 балла, за неверное выполнение заданий – 0 баллов.

Также можно получить и дополнительные баллы за сдачу батареек или пластиковых крышечек, но суммарно – не более 3 баллов (в зависимости от объема). О возможности получить дополнительные баллы команды-участники предупреждаются заранее в объявлении о проведении игры.

Участники: школьники

Место проведения: территория школы (внутреннее пространство с кабинетами, холлом и внешний двор со спортплощадкой), а также прилегающая территория.


Ход мероприятия

Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята. Мы рады приветствовать вас и надеемся, что сегодняшняя игра будет вам интересна и полезна.

Для начала вам нужно придумать название своей команде. После представления своих команд вы начнете прохождение квест-игры по станциям. Ваша задача пройти все станции, выполнить все испытания и получить для победы максимальное количество баллов. Станции вы будете проходить все вместе и одновременно. Но у каждой команды будет свой маршрут и индивидуальный оценочный лист.

На всех станциях вас будут ждать наши добровольцы-волонтёры из экоотряда «Волна» нашего колледжа, которые будут помогать вам проходить все испытания и оценивать ваши результаты. Готовы!? Начинаем!?


Основная часть игры

Каждая команда вытягивает свой маршрутный лист, фиксирует в нём название команды и номер группы. Каждый маршрутный лист распечатан на разного цвета бумаге, чтобы не возникло путаницы. Внимательно ознакомившись с требованиями, ребята приступают к выполнению заданий.






Маршрутный лист

Команда_______________________ Группа _____________


Требования к прохождению маршрута:

Время для прохождения маршрута – ТОЛЬКО на переменах между занятиями, не нарушая учебную дисциплину;

весь маршрут необходимо проходить в соответствии с правилами техники безопасности;

выполнять задания необходимо без порчи материального имущества колледжа;

для выхода на улицу обязательно надевайте верхнюю одежду;

маршрутный и оценочный листы следует сдать после выполнения всех заданий не позднее перемены после 7 урока. На 8 уроке будет произведен подсчет баллов;

после 8 урока всем командам следует прибыть на подведение итогов и награждение в холл 2 этажа.

Станция «Сортировка». 40% бытового мусора – это пластик одноразового применения. Он облегчает нам жизнь, делает ее удобной, но несет непоправимые последствия для планеты. Срок эксплуатации, например, полиэтиленового пакета 12 минут, а до полного разложения в качестве мусора должно пройти более 400 лет. Но большая проблема – это твёрдый одноразовый пластик, например, крышки от бутылок с напитками. Они сегодня успешно перерабатываются. Но для повторного их использования в виде других пластиковых изделий сначала их необходимо отсортировать по цветам.

Задание: отсортируйте по цветам максимальное количество пластиковых крышек за 1 минуту для дальнейшей сдачи их волонтерами в пункт сбора

Станция «Лес». Любое производство – чаще всего неэкологичый процесс, поскольку требует затрат ресурсов – сырья (чаще не природного, а синтетического), энергии.

Задание: найдите на территории колледжа неэкологичное дерево, посмотрите на него и выясните, чего ему не хватает. Запишите ответ в маршрутном листе.

Станция «Вода». Питьевая вода — стратегический ресурс, стоимость которого постоянно растет. Ее качество и доступность зависят от многих факторов и вызовов — глобальных (например, изменения климата) и национальных (неэффективного управления водными ресурсами).

Задание: возле железного трона из сериала «Игра престолов» найдите волонтера нашего экоотряда и выполните его задание – распределите этапы эффективного использования водных ресурсов.

Станция «Пищеблок». Столовая нашего колледжа – одно из самых экологичных мест. В ней не используется одноразовая посуда. Например, тарелки и стаканы керамические или стеклянные, а столовые приборы и кухонная утварь (кастрюли, автоклавы и др.) из нержавеющей стали. Исключение составляют товары в буфете. Вся посуда моется и используется повторно. Но есть один предмет, который противоречит принципам экологичности столовой.

Задание: найдите этот предмет, а ответ запишите в маршрутном листе.

Станция «Переработка». Переработка отходов — деятельность, заключающаяся в обращении с отходами с целью обеспечения их повторного использования в народном хозяйстве и получения сырья, энергии, изделий и материалов. В начале 20 века мусоросжигательные заводы были лучшим способом избавиться от мусора. Но это не самый экологичный способ утилизации отходов, как и их захоронение в земле. Самый лучший способ – это переработка для повторного использования.

Задание: под плакатом о защите животных найдите нашего волонтера и среди представленных предметов определите те, которые изготовлены из переработанных материалов. Если вы сможете определить материалы, из которого произведены изделия, ваша команда получит дополнительные 2 балла.

Станция «Агроуход». Известно всем, что растения – это лёгкие нашей планеты, они вырабатывают кислород, которым мы дышим. И наша задача – сохранять и оберегать все растения.

Задание: полить водой ВСЕ растения в горшках на 1 этаже. А чтобы получить лейку, нужно ответить на вопросы в кабинете у заместителя директора по экологическому (в том числе) воспитанию нашего колледжа. Лейку необходимо вернуть в тот же кабинет. Задание не будет засчитано, если хотя бы одно из условий не будет выполнено. За соблюдением условий будут следить волонтеры.

Станция «Эковикторина». Самое важное в деле сохранения ресурсов на планете и в борьбе за экологию – это знания. Важно пополнять их информацией о способах ведения экологичного образа жизни.

Задание: На заднем дворе (учебный полигон) колледжа, недалеко от технических ангаров, находится клумба, где высаживают каждый год растения наши эковолонтеры. Найдёте клумбу - найдёте эковолонтеров, на вопросы которых вам следует ответить.


​​​​​​​Оценочный маршрутный лист


Команда_______________________ Группа _____________


Максимальное количество баллов за каждую станцию – 3


Название станции

Баллы

«Сортировка»


«Лес»


«Вода»


«Пищеблок»


«Переработка»


«Агроуход»


«ЭКОвикторина»


«ЭКОточка»


Дополнительные баллы

(не больше 3)




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.