ЭКОИГРА
Методическая разработка внеурочного занятия по формированию экологической культуры для обучающихся 9-11 класса
в формате экологической игры по станциям с элементами квеста
«ЭКОИГРА»
Автор: Искаков Бахтияр Абуталипович
Профильная школа КазНУ
Населенный пункт: г. Алматы
Представляем методическую разработку внеурочного мероприятия экологической направленности, нацеленную на развитие экологической культуры и грамотности у учащихся. Формат игры по станциям с элементами квеста позволяет участникам осваивать знания через выполнение практических заданий в соревновательном духе.
Мероприятие может проводиться как среди команд одной группы (по 3-4 человека в каждой), так и среди старшеклассников. Данный формат способствует успешной адаптации учащихся к учебной среде и помогает ознакомиться с территорией учебного заведения. Кроме того, мероприятие может стать эффективным инструментом профориентационной работы со школьниками, помогая им лучше познакомиться с особенностями профессионального обучения.
Цель игры: формирование осознанного отношения к окружающей среде у обучающихся средствами досуговой деятельности.
Фома проведения: игра по станциям с элементами квеста.
Задачи:
Образовательные:
закрепить знания об экологической безопасности;
способствовать формированию экологической культуры и грамотности обучающихся;
организовать содержательный досуг подростков;
показать необходимость экоосознанного и экобезопасного образа жизни человеку;
способствовать формированию умений применять полученные ранее знания по биологии и экологии;
способствовать формированию умения находить решения в сложных ситуациях через игровую деятельность;
способствовать формированию умений коллективной работы.
Развивающие:
развивать воображения и творческих способностей;
развивать мышление, внимание, скорость реакции, познавательную активность;
содействовать развитию навыков осознанного потребления.
Воспитательные:
воспитывать уважение к природе и всему живому на Земле.
Планируемые результаты:
Личностные:
формирование экологической культуры, личной ответственности за свои поступки, за осознанное потребление;
формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
формирование осознанности своей роли в работе команды.
Коммуникативные:
формирование умения слушать и понимать других;
формирование умения строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
формирование знаний экоосознанного и безопасного поведения.
Условия проведения: данное мероприятие проводится в свободное от занятий время – на переменах в течение дня (суммарно – 50 минут).
Правила игры: команды путешествуют по станциям, где выполняют предложенные задания (за правильный ответ получают баллы). Команда, которая наберёт наибольшее количество баллов, станет победителем.
Каждая команда придумывает название и фиксирует его в оценочном листе.
Оборудование:
раздаточный материал (маршрутные и оценочные листы с заданиями, ручки, материалы для заданий на станциях: карточки, пластиковые крышки для сортировки, изделия из вторсырья и пластика, лейки для воды и др.);
парты и стулья;
дидактический материал;
наградной материал: многоразовые бутылки для воды или термокружки.
Организаторы: проводят станции, следят за выполнением заданий, фотографируют мероприятие и награждают
Система оценивания: за верное выполнение задания на каждой станции команда получает 3 балла, за частичное (неполное) выполнение – 1-2 балла, за неверное выполнение заданий – 0 баллов.
Также можно получить и дополнительные баллы за сдачу батареек или пластиковых крышечек, но суммарно – не более 3 баллов (в зависимости от объема). О возможности получить дополнительные баллы команды-участники предупреждаются заранее в объявлении о проведении игры.
Участники: школьники
Место проведения: территория школы (внутреннее пространство с кабинетами, холлом и внешний двор со спортплощадкой), а также прилегающая территория.
Ход мероприятия
Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята. Мы рады приветствовать вас и надеемся, что сегодняшняя игра будет вам интересна и полезна.
Для начала вам нужно придумать название своей команде. После представления своих команд вы начнете прохождение квест-игры по станциям. Ваша задача пройти все станции, выполнить все испытания и получить для победы максимальное количество баллов. Станции вы будете проходить все вместе и одновременно. Но у каждой команды будет свой маршрут и индивидуальный оценочный лист.
На всех станциях вас будут ждать наши добровольцы-волонтёры из экоотряда «Волна» нашего колледжа, которые будут помогать вам проходить все испытания и оценивать ваши результаты. Готовы!? Начинаем!?
Основная часть игры
Каждая команда вытягивает свой маршрутный лист, фиксирует в нём название команды и номер группы. Каждый маршрутный лист распечатан на разного цвета бумаге, чтобы не возникло путаницы. Внимательно ознакомившись с требованиями, ребята приступают к выполнению заданий.
Маршрутный лист
Команда_______________________ Группа _____________
Требования к прохождению маршрута:
Время для прохождения маршрута – ТОЛЬКО на переменах между занятиями, не нарушая учебную дисциплину;
весь маршрут необходимо проходить в соответствии с правилами техники безопасности;
выполнять задания необходимо без порчи материального имущества колледжа;
для выхода на улицу обязательно надевайте верхнюю одежду;
маршрутный и оценочный листы следует сдать после выполнения всех заданий не позднее перемены после 7 урока. На 8 уроке будет произведен подсчет баллов;
после 8 урока всем командам следует прибыть на подведение итогов и награждение в холл 2 этажа.
Станция «Сортировка». 40% бытового мусора – это пластик одноразового применения. Он облегчает нам жизнь, делает ее удобной, но несет непоправимые последствия для планеты. Срок эксплуатации, например, полиэтиленового пакета 12 минут, а до полного разложения в качестве мусора должно пройти более 400 лет. Но большая проблема – это твёрдый одноразовый пластик, например, крышки от бутылок с напитками. Они сегодня успешно перерабатываются. Но для повторного их использования в виде других пластиковых изделий сначала их необходимо отсортировать по цветам.
Задание: отсортируйте по цветам максимальное количество пластиковых крышек за 1 минуту для дальнейшей сдачи их волонтерами в пункт сбора
Станция «Лес». Любое производство – чаще всего неэкологичый процесс, поскольку требует затрат ресурсов – сырья (чаще не природного, а синтетического), энергии.
Задание: найдите на территории колледжа неэкологичное дерево, посмотрите на него и выясните, чего ему не хватает. Запишите ответ в маршрутном листе.
Станция «Вода». Питьевая вода — стратегический ресурс, стоимость которого постоянно растет. Ее качество и доступность зависят от многих факторов и вызовов — глобальных (например, изменения климата) и национальных (неэффективного управления водными ресурсами).
Задание: возле железного трона из сериала «Игра престолов» найдите волонтера нашего экоотряда и выполните его задание – распределите этапы эффективного использования водных ресурсов.
Станция «Пищеблок». Столовая нашего колледжа – одно из самых экологичных мест. В ней не используется одноразовая посуда. Например, тарелки и стаканы керамические или стеклянные, а столовые приборы и кухонная утварь (кастрюли, автоклавы и др.) из нержавеющей стали. Исключение составляют товары в буфете. Вся посуда моется и используется повторно. Но есть один предмет, который противоречит принципам экологичности столовой.
Задание: найдите этот предмет, а ответ запишите в маршрутном листе.
Станция «Переработка». Переработка отходов — деятельность, заключающаяся в обращении с отходами с целью обеспечения их повторного использования в народном хозяйстве и получения сырья, энергии, изделий и материалов. В начале 20 века мусоросжигательные заводы были лучшим способом избавиться от мусора. Но это не самый экологичный способ утилизации отходов, как и их захоронение в земле. Самый лучший способ – это переработка для повторного использования.
Задание: под плакатом о защите животных найдите нашего волонтера и среди представленных предметов определите те, которые изготовлены из переработанных материалов. Если вы сможете определить материалы, из которого произведены изделия, ваша команда получит дополнительные 2 балла.
Станция «Агроуход». Известно всем, что растения – это лёгкие нашей планеты, они вырабатывают кислород, которым мы дышим. И наша задача – сохранять и оберегать все растения.
Задание: полить водой ВСЕ растения в горшках на 1 этаже. А чтобы получить лейку, нужно ответить на вопросы в кабинете у заместителя директора по экологическому (в том числе) воспитанию нашего колледжа. Лейку необходимо вернуть в тот же кабинет. Задание не будет засчитано, если хотя бы одно из условий не будет выполнено. За соблюдением условий будут следить волонтеры.
Станция «Эковикторина». Самое важное в деле сохранения ресурсов на планете и в борьбе за экологию – это знания. Важно пополнять их информацией о способах ведения экологичного образа жизни.
Задание: На заднем дворе (учебный полигон) колледжа, недалеко от технических ангаров, находится клумба, где высаживают каждый год растения наши эковолонтеры. Найдёте клумбу - найдёте эковолонтеров, на вопросы которых вам следует ответить.
Оценочный маршрутный лист
Команда_______________________ Группа _____________
Максимальное количество баллов за каждую станцию – 3
Название станции | Баллы |
«Сортировка» | |
«Лес» | |
«Вода» | |
«Пищеблок» | |
«Переработка» | |
«Агроуход» | |
«ЭКОвикторина» | |
«ЭКОточка» | |
Дополнительные баллы (не больше 3) |