Экологический проект «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития северных территорий»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХМАО-ЮГРЫ
ГОУ ВПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Экологическое образование и просвещение
в интересах устойчивого развития
северных территорий»
Разработчики :
К.п.н., доцент кафедры МБД и БЖ
Кушникова Галина Ивановна
К.э.н., доцент каф. менеджмента
Латыпова Лидия Васильевна
К.г.н., доцент кафедры СГД
Арасланова Вера Алексеевна
СУРГУТ - 2011
"Природа не имеет органов речи,
но создает языки и сердца,
при посредстве которых
говорит и чувствует"
И. Гёте
Аннотация проекта
Проект по экологическому образованию и просвещению разработан и реализуется по инициативе преподавателей СурГПУ, в реализации проекта принимают участие студенты, школьники, дети дошкольного возраста, интересующиеся экологией родного округа и занимающиеся научно-исследовательской работой. Проект направлен на экологическое воспитание студентов и школьников через вовлечение в общественно значимую экологическую деятельность г. Сургута и Сургутского района, а также с целью содействия формированию экологического мировоззрения.
Миссия: сохранение живой природы, гармонизация отношения человека с живой природой.
Реализуется на основе социального партнерства с местным сообществом и организациями ведущими экологическую деятельность
Участники проекта оценят собственную деятельность и спланируют работу на следующий год, получат мощный эмоциональный заряд от общения с единомышленниками и приобретут полезные для эффективной природоохранной работы знания и навыки.
Актуальность идеи
Мировой кризис вносит существенные коррективы в отношения человека и природы, способствует переосмыслению промышленных достижений мировой цивилизации. В решении экологических проблем, наряду с инженерно-техническими мерами по оздоровлению среды и разработкой юридических норм взаимоотношений человека с природой, одно из первостепенных мест занимают образование и наука.
В науке экологическая культура характеризуется как исторический процесс развития отношения человека к естественной среде, формирования и обогащения личности как субъекта общественно полезного труда по охране природы, рационального использования, восстановления и воспроизводства природных ресурсов, понимания значимости природы, окружающего мира в жизнедеятельности человека.
Реформы экологического и лесного законодательства последних десяти лет не навели порядка, а скорее наоборот привели к новому витку экологических катастроф. Экономика региона испытывает острую необходимость во внедрении новейших природоохранных технологий. Эффективность природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, особенно актуально это для подрастающего поколения.
Настоящей работой мы хотели обратить внимание на такую проблему как развитие потребности у детей к познанию экологической грамотности, которая существует в любом промышленном городе. Большую роль в экологическом образовании студентов и школьников играет практическая и исследовательская деятельность. Теоретические знания, полученные на уроках и занятиях, должны стать базой для самостоятельного осмысления происходящих в природе процессов и явлений. Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Данный проект помогает учащимся проявить свою творческую активность, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации. Немаловажную роль играет совместная деятельность педагогов, студентов и школьников.
Проблема, решаемая в процессе реализации проекта, не нова, но для СурГПУ, в настоящий момент она актуальна и значима. Сформировался коллектив педагогов единомышленников, и студентов увлечённых экологической тематикой. Масштабы проекта хоть не велики, но позволяют решить поставленные задачи и от озеленения территории университета перейти к более серьезным экологическим вопросам.
Вид проекта:
· научно-исследовательский;
· практико-ориентированный.
Цель проекта: Формирование экологического сознания личности студентов и школьников.
Задачи:
· формировать отношение к окружающему миру на основе способов целесообразной деятельности в природе и обществе;
· развивать стремление к распространению экологических знаний, применению их в педагогическом процессе и личному участию по защите окружающей среды;
· способность понимать концепции устойчивого развития человечества как коэволюции общества и природы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Содержание проекта включает экологическое просвещение, направленное на включение каждого учащегося в процесс экологического воспитания и сознания значимости человека в охране окружающей среды.
Проект «Экологическое просвещение» включает в себя спектр исследовательских, обучающих и развивающих мероприятий (встречи, конференции, круглые столы), направленных на формирование у студентов и школьников знаний по экологической культуре, гражданской позиции, навыков самостоятельной и коллективной деятельности.
Проект «Экологическое просвещение» включает 8 тематических периодов, каждый из которых имеет свою тематику и рассчитан на определенный период.
1. Участие во II окружной конференции «Кедровые леса Югры».
Этот тематический период проекта реализуется в сентябре и связан с профессиональным праздником «День лесника». В этот месяц Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры проводит Окружную конференцию, на которой обсуждаюся насущные вопросы. В ней участвуют представители лесной отрасли, видные ученые.
2. Проект «Кедросад СурГПУ».
Этот тематический период проекта реализуется в сентябре и октябре.
В целях продвижения устойчивого управления и сохранения лесных ресурсов Генеральная Ассамблея ООН на восемьдесят третьем пленарном заседании 20 декабря 2006 года объявила 2011 год Международным годом лесов.
Леса играют важную роль в мировой экономике, обеспечивая доходы 1,6 млрд жителей нашей планеты. Ценность лесов сводится не только к экономическим выгодам: лесные ландшафты обеспечивают важные социальные и культурные ресурсы; на них основывается традиционный уклад жизни многих коренных народов. Леса играют исключительно важную роль в сохранении биологического разнообразия и смягчении воздействия климатических изменений. Леса называют "легкими планеты": они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Лес - среда обитания примерно 3/4 всех видов растений, животных и грибов, существующих на нашей планете. Лес - часть культурно-исторической среды, под воздействием которой формируются культура и обычаи целых народов, лес - источник работы и материального благополучия значительной части населения. Лес служит источником древесины и продуктов ее переработки, пищевых и лекарственных ресурсов и других материальных ценностей.
Человек - хоть будь он трижды гением -Остается мыслящим растением. С ним в родстве деревья и трава, Не стыдитесь этого родства. Вам даны до вашего рождения Сила, стойкость, жизненность растения
С. Маршак
ПРОЕКТ
Кедросад СурГПУ студентам XXII века
Ханты-Мансийский автономный округ Югра (ХМАО-Югра) является одним из ведущих регионов российского Севера. Высокие темпы развития производственной деятельности оказывают всё большее воздействие на окружающую природную среду, вызывая рост таких побочных эффектов, как истощение не возобновляемых природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, разрушение природных экосистем и замены их антропогенными экосистемами, нарушение исторически сложившихся природных равновесий. В связи со спецификой экономики округа, связанной с открытием и разработкой богатейших нефтяных и газовых месторождений, наибольшее техногенное влияние на окружающую среду региона оказывает нефтегазодобывающая промышленность. Немаловажную роль в сложившейся на сегодняшний день ситуации играет и тот факт, что значительную часть населения отличает недостаточное экологическое самосознание.
Выход из сложившейся ситуации возможен только при изменении мировоззрения людей через всеобщее экологическое образование, воспитание, просвещение. Лица, принимающие управленческие решения, а также население в целом должны иметь соответствующие экологические знания.
Формирование экологической культуры личности можно рассматривать как совокупность практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего совместное, взаимосогласованное, гармоничное развитие человека, общества и природы, что согласуется с идеалом воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с собой и окружающей средой.
По мнению доктора педагогических наук, профессора СВ. Алексеева, экологическая компетентность должна стать обязательным компонентом профессиональной деятельности любого специалиста. В свою очередь экологическая грамотность любого члена общества и экологическая компетентность любого специалиста является необходимым условием становления общества экологически грамотных (культурных) людей.
Согласно Указу Президента РФ от 04.06.2008 № 889 повышение экологической эффективности российской экономики напрямую зависит от формирования у молодежи современных экологических знаний.
Как отмечает губернатор ХМАО-Югры Н. В. Комарова: «За последние годы проблема экологической безопасности приобрела статус стратегически важной в мировом развитии и сохранение окружающей среды должно стать личным делом и личной ответственностью каждого»
Цель проекта: Формирование экологической культуры студентов СурГПУ в интересах устойчивого развития
Задачи проекта:
1. Познакомить студентов с особенностями лесных экосисем ХМАО-Югра.
2. Проанализировать состояние кедровых лесов в Сургутском районе.
3. Заложить кедровый сад на территории СурГПУ для будущих поколений.
Состав участников проекта:
1. Инициаторы и разработчики проекта:
Г. И. Кушникова - к.п.н., доцент кафедры медико-биологических дисциплин; Л. В. Латыпова - к.э.н., доцент кафедры менеджмента;
В. А. Арасланова - к.г.н. - доцент кафедры социально - гуманитарных дисциплин. Исполнители: Студенты и преподаватели СурГПУ.
2. Координаторы: Проректор по воспитательной работе СурГПУ, центр молодежных инициатив СурГПУ.
3. Техническая поддержка: Администрация СурГПУ.
4. Сургутское лесничество.
Материалы:
1. Саженцы кедра - 80 шт.
2. Автомобиль для перевозки саженцев.
3. Лопаты - 10 шт.
4. Мешки - 60 шт.
5. Перчатки 20 шт.
6. Ведра-10 шт.
7. Колышки для ограждения саженцев - 180 шт.
Сроки:
1. Предварительная подготовка (1, 2 задачи) 01.02.2011 -30.05.2011.
2. Реализация проекта (3 задача) 01.09.2011 - 30.09.2011.
3. Проект «Создание Кедросада на территории МДОУ №64 «Радуга»
Этот тематический период проекта реализуется в октябре.
В условиях углубляющегося социоприродного кризиса северного региона особую значимость приобретает проблема формирования у учащейся молодежи способности к принятию ответственных решений по сохранению собственной среды обитания, экологической безопасности, стабильности и повышения качества жизни.
Цель проекта: Формирование экологической культуры у воспитанников детского сада МДОУ №64 «Радуга».
Задача проекта:
1. Заложить кедровый сад на территории детского сада МДОУ №64 «Радуга»
для будущих поколений.
Состав участников проекта:
2. Инициаторы и разработчики проекта:
Г. И. Кушникова - к.п.н., доцент кафедры медико-биологических дисциплин; Л. В. Латыпова - к.э.н., доцент кафедры менеджмента; В. А. Арасланова - к.г.н. - доцент кафедры социально - гуманитарных дисциплин. Исполнители: Студенты и преподаватели СурГПУ.
3. Координаторы: зам. заведующего детским садом МДОУ №64 «Радуга» - В.В. Кушникова.
4. Техническая поддержка: Сургутское лесничество.
Материалы:
Саженцы кедра - 1 шт.
Автомобиль для перевозки саженцев.
Лопаты - 5 шт.
Мешки - 1 шт.
Перчатки 10 шт.
Ведра - 5 шт.
Колышки для ограждения саженцев – 22 шт.
Сроки:
5. Реализация проекта (3 задача) 01.09.2011 - 30.09.2011.
4.Проект «Научно-практические конференции, проводимые экологическими службами г. Сургута»
Этот тематический период проекта реализуется в октябре - ноябре.
Новое содержание образования ориентировано «на погружение» ребенка в реальное социоприродное окружение, что обеспечивает становление мировоззрения учащихся. Одним из путей восприятия современных наук является проектная деятельность и научно-исследовательская работа по актуальным вопросам экологического образования.
Наш проект предоставляет такую возможность обучающимся и предусматривает реальную практико-ориентированную деятельность учащихся по оценке экологического состояния окружающей среды.
5.Проект «Круглый стол «Экологическая безопасность городской среды» в честь образования Всемирного общества охраны природы.
Пятый тематический период проекта реализуется в ноябре - декабре.
Знания и практические умения, приобретенные учащимися в ходе выполнения исследований в последствии используется в разных сферах деятельности, способствуют развитию интереса к научной работе, поступлению в ВУЗы на факультеты биологического и экологического профиля, а главное – играют огромную роль в деле формирования экологической культуры и сохранения здоровья, так необходимого в современном мире.
6.Проект «Круглый стол «Современные проблемы природопользования ХМАО и пути их решения».
Этот тематический период проекта реализуется в марте - апреле.
Экологическую культуру нельзя привезти в страну, как какую-либо вещь, экологическая культура - есть знание, понимание природы как необходимого основополагающего и незаменимого компонента существования всего человечества на Земле; она рождается как результат взаимодействия природы и человека. Хорошо известно, что в нашей стране, осталось слишком мало регионов с благоприятной экологической обстановкой. Согласно исследованиям экологов, в большей части территории России экологические проблемы существуют не один год и в ближайшее будущее положение дел в лучшую сторону не измениться. Наш регион не является исключением, в газете «Еженедельник» №2 за 2005 год в статье «Состояние окружающей среды в ХМАО» приводятся факты экологической обстановки в регионе: например, суммарный объем выбросов загрязняющих веществ (в основном, объекты нефтедобычи) в атмосферу в 2004 году составил 113859 тонн. Так, Ханты-Мансийский автономный округ всегда славился своими богатейшими лесами, состоящими, в основном, из хвойных видов деревьев (сосна, кедр), но экологическое положение лесных угодий с каждым годом становится все хуже – данное положение обусловлено растущей нефтедобывающей и нефтеобрабатывающей промышленностями.
7.Проект Организация и проведение экологической секции в XIV межвузовской конференции студентов и молодых ученых «Россия и мир: история и современность», посвященной Всемирному дню Земли.
Седьмой тематический период проекта реализуется в апреле.
Экологическое воспитание является основой формирования мировоззрения, важным этапом формирования общественного мнения, одним из способов воспитания у детей таких нравственных качеств, как уважение к другим, терпимость, умения сопереживать и сотрудничать, познавать историю своего края, региональные особенности. Экологическое воспитание - фактор личностного развития школьников, способствует развитию познавательной сферы школьников и устойчивым формам поведения и деятельности, составляющих основу формирования его характера.
8.Проект Участие в юбилейной Х акции «Спасти и сохранить»
Восьмой тематический период проекта реализуется в мае-июне.
Конференция проходит в рамках второй половины Десятилетия по образованию в интересах устойчивого развития, объявленного Генеральной Ассамблеей ООН. В ходе осуществления декады накоплен богатый международный опыт реализации практически всех аспектов образования в интересах устойчивого развития (ОУР) на различных уровнях – от международного до уровня конкретного образовательного учреждения. Многое из этого опыта может быть успешно адаптировано и внедрено в России. Вследствие этого, в VII-ой конференции по образованию в интересах устойчивого развития в Ханты-Мансийске будет расширено международное участие.
Конференция состоится в период проведения десятой юбилейной Международной экологической акции «Спасти и сохранить»( 19 мая-9 июня), которая с 2004 года проводится под эгидой ЮНЕСКО. Акция 2012 года поддерживается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерством образования и науки Российской Федерации, согласно поручению Президента Р.Ф. по использованию опыта автономного округа по реализации данного социально значимого эколого-просветительского проекта в субъектах Российской Федерации[1]. Внимание к вопросам экологического образования и образования в интересах устойчивого развития в округе уникально. Округ стал своеобразной региональной лабораторией, осуществляющей генерацию и апробацию нового опыта. В этой связи вопросы развития образования в интересах устойчивого развития на региональном (окружном) уровне имеют федеральную значимость и заслуживают широкого обсуждения на конференции.
В ходе реализации новых этапов проекта МЭА «Спасти и сохранить», будет уделено значительное внимание дальнейшему становлению образования и просвещения в интересах устойчивого развития в автономном округе. В 2012 году принято решение вывести акцию «Спасти и сохранить» на новый этап и инициировать крупный проект по устойчивому развитию региона в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды и экологической безопасностью. Конференция призвана стать и площадкой для обсуждения инноваций в этой сфере, которые смогут стать модельными для других регионов.
Конференция имеет статус Всероссийской, проводится в Ханты-Мансийском автономном округе 7-ой раз. В 2012 году пройдет с участием международных экспертов:
- Джеймс Хайндсон, Великобритания (доктор Хайндсон является экспертом ЮНЕСКО, за последние 15 лет руководил рядом крупных международных проектов в области образования в интересах устойчивого развития во многих странах мира).
- Клаус Серенсен (Дания). Г-н Серенсен является Генеральным консулом Дании в Санкт-Петербурге (в рамках дипломатической деятельности г-н Серенсен координирует работу по сотрудничеству России и Дании в сфере охраны окружающей среды, повышении энергоэффективности; опыт предыдущей деятельности включает организацию управленческих, маркетинговых и финансовых проектов с экологической составляющей в Восточной и Центральной Европе).
В конференции примут участие представители федеральных и региональных исполнительных органов государственной власти, образовательных и научных учреждений, общественных организаций и муниципальных образований автономного округа.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Модернизация экологического образования в образование для устойчивого развития: инновации в технологиях и содержании;
2. Международный и региональный опыт образования и просвещения в интересах устойчивого развития: возможности обмена и адаптации;
3. Образование и просвещение в интересах устойчивого развития в свете российских образовательных стандартов и экологических инициатив;
4. Социальное партнерство и его роль в продвижении идей образования и просвещения в интересах устойчивого развития.
5. Система региональных индикаторов качества образования и просвещения в интересах устойчивого развития.
6. Региональные стратегии и модели реализации образования в интересах устойчивого развития.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Постоянный штат группы 3 человека, в их числе 3 кандидата наук. Руководитель проекта – к. п. н., доцент Кушникова Галина Ивановна, наряду с другими участниками имеет большой опыт работы в области образования и природоохранной деятельности, инициативна, ведет исследовательскую деятельность. Латыпова Лидия Васильевна, к.э.н., доцент, занимается исследовательской работой в области рационального размещения предприятий лесной отрасли и объединения их в кластерные структуры, имеет большой практический опыт в лесной промышленности и в области образования. Арасланова Вера Алексеевна, к.г.н., доцент, иметь большой практический опыт в области экологии и в области образования.
Целевая аудитория: преподаватели СурГПУ и других вузов, учителя школ, воспитатели детских садов.
Социальными партнерами выступают: департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-ЮГРЫ; департамент экологии ХМАО-ЮГРЫ; департамент образования; СЮН; библиотеки и ООПТ, материалы Сургутнефтегаза; ЦЛАТИ.
ОЖИДАЕМЫЕ И ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Организационно-методические:
- проведено 8 мероприятий направленных на экологическое воспитание и просвещение;
- через реализацию проекта будет расширена сеть партнерства с вузами, школами, детскими садами;
- обмен и распространение позитивного опыта руководителей проекта и его участников;
- создание диска с фотографиями проекта, а в перспективе и фирма о экологическом воспитании и просвещении.
2. Практические:
- расширение направления для проведения исследовательской деятельности в области экологического просвещения;
- приобретение практического опыта, который усилит профессиональную компетентность и предрасположенность студентов и школьников к экологической деятельности.
3. Воспитательные:
- студенты и школьники научатся с пользой проводить свободное от учебы время, позитивно себя реализовывать, что повышает уровень успешности;
- приобретение знаний и навыков, необходимых при проведении исследовательских работ;
- формирование потребности в дальнейшем совершенствовании и развитии в области экологического воспитания.
4. Самореализации:
Участникам проекта предоставляются широкие возможности для реализации, как в познавательной, так и в творческой деятельности.
В ходе проведения мероприятий предполагается через реализацию проекта построить такую систему образования, которая обеспечила бы формирование компетентной социализированной личности, имеющей активную жизненную позицию, способной адаптироваться в изменяющихся условиях среды, выявлять причины возникающих проблем и определять пути их решения.
[1] Поручение Президента Д.А. Медведева от 23 сентября 2011 года № ПР-2837