Материал на проверке

Элективный курс «Они пришли к нам с любовью»

1
0
Материал опубликован 6 October 2015

Представление элективного курса «Они пришли к нам с любовью…».

Актуальность.

Сегодня во главе угла нужно поставить вопрос о духовном здоровье молодых  людей, так как нравственный кризис, переживаемый нашим обществом особенно остро затрагивает именно молодежь.

В России всегда уделялось большое внимание формированию чувства национального  самосознания, духовно – нравственного содержания жизни подростков. Достигалось это через углубление знаний о православной вере, культуре, традициях нашего народа. И именно это поможет подросткам обрести свой нравственный идеал, который в течение многих столетий был главным критерием морально-этических  норм русского человека. Кто должен и может этим заниматься? В основах социальной концепции Русской Православной церкви подчеркнуто, что школа есть посредник между поколениями, предающий молодым людям ценности, накопленные за предыдущие эпохи.

Одна из главных задач учителя истории это воспитание патриотизма. А патриотизм, в собственном смысле, это нравственная категория. Способность пожертвовать собой ради ближних, ради своей страны  не рождается вне нравственного выбора, который определяет мысли, слова, поступки, определяет выбор человека.

Содержание школьного предмета истории представляет учителю большой материал, подходящий для реализации  этой цели. Это темы героического прошлого: народное ополчение 1612года, Отечественная война 1812года, ВОВ, это и вопросы культуры.

 Но хотелось бы обратить внимание и вспомнить еще одну несколько забытую страницу истории - жизнь и деятельность, духовную и созидательную, людей, которых в народе называют святыми.

Святые и Русь православная – понятия неразделенные. Святость – это подвиг, мученичество, принимаемое для искоренения зла в душе отдельного человека, общества и мира в целом ( воспитание толерантности).

Цель курса: развитие личности учащегося через приобщение его к ценностям и идеалам, накопленным историей православия, через истории жизнеописания святых женщин на Руси.

Задачи: 

  • Пробуждение интереса к истории православной церкви (к изучению жизни  и подвига православных святых);
  • Продолжить обучение работы с картой, историческими источниками, подготовке сообщений;
  • Развивать интерес к православной истории;
  • Развивать  чувство  патриотизма;
  • Познакомить с методами и способами общения с произведениями православной культуры.

Итог: обучающиеся будут: 

  • знать, что в христианстве святые – это люди, посвятившие свою жизнь служению Богу и людям и признанные после смерти образцом праведной жизни и носителями чудодейственной силы;
  • желать  воспитывать в себе качества, присущие святым людям: любовь  к людям, доброту, незлобие, терпение, смирение (непревозношение над другими)…
  • задумываться о том, что в жизни человека всегда есть выбор линии поведения;

Курс связан с такими дисциплинами как литература, история, география, информатикой. 

Так же отдельные уроки могут быть использованы для проведения классных часов (например, посвященных Дню семьи и верности, дню студента (Татьянин день)

Форма контроля - защита творческих работ.

Данный элективный курс предлагаю конкретно для девушек 9-классов. Количество уроков будет зависеть от количества девушек.

В моем случае, в 9 классах, в которых я преподаю историю всего 12 девушек.

Вот список их имен: Евгения, Елизавета, Мария, Марина, Лариса, Алена, две Галины, Яна, Кристина, две Ксении (Оксана).

Особенность курса в том, что учитель и ученица вместе будут  составлять и моделировать уроки. Каждая девушка будет составлять вместе с учителем, и проводить урок « Жизнеописание святой» по имени святой, покровительницы девушки. Первый урок будет вводным, предпоследние два – посещение храма в поселке Щельяюр и знакомство с храмом и  историей жизнеописания святой Иулитты, последний – урок обобщения и оформление карты городов, покровительницами которых являются святые, жизнеописания  которых мы прошли, на сайте школы. Так как в православном календаре имен нет имени Яна, поэтому на вводном уроке (первом) Яне будет дан план к уроку о жизни Анны Кашинской и задание – подготовить сообщение об Анне Кашинской.

Тематическое планирование. Здесь таблица (С полным текстом урока можно ознакомиться в прикрепленном файле).

 

Урок №2.

Тема: «Благоверная княгиня Анна Кашинская.»

Тип урока: интегрированный

Оборудование урока и методическое обеспечение:

 Компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, интернет, презентация к уроку

Цель: 

Знакомство с жизнью преподобномученицы великой княгини  Анны; духовно-нравственное  воспитание на примере жития святых.

 Развитие навыков анализа с источниками.

Задачи:

Пробуждение интереса к истории православной церкви (к изучению жизни  и подвига православных святых);

 Закрепить знания, полученные учащимися  на уроках истории;

Выявить главные христианские заповеди;

Способствовать развитию навыков исследовательской деятельности учащихся;

 Привлечь учащихся к раздумьям ;

Содействовать в ходе урока этико-эстетическому воспитанию личности.

Ход урока.

Организационный момент .

 Учитель:

Эпиграф урока.

И выходят из обители,

 Ризы древние отдав,

 Чудотворцы и святители,

 Опираясь на клюки.

 Серафим — в леса Саровские

 Стадо сельское пасти,

 Анна — в Кашин, уж не княжити,

 Лен колючий теребить.   

Анна Ахматова, «Причитание»

Слово учителя: Здравствуйте. Сегодняшний урок мы посвятим истории жизни святой Анны Кашинской.  На прошлом уроке Яне было дано задание – подготовить сообщение об этой святой.

(При подготовке у Яны возник вопрос, а почему именно про Анну Кашинскую, а не про Анну Новгородскую, например?)

Слово учителя: Во-первых,  в истории Русской Православной церкви был единственный случай деканонизации святого, и связан он именно с Анной. В 2009 году отмечалось100-летие  вторичной канонизации благоверной княгини Анны Кашинской.

Ребята, что такое деканонизация (отказ от канонов и догм, развенчивание претензий на непогрешимую истинность чего-либо или кого-либо).

 Во- вторых, Анна является покровительницей  города Кашина, а существует предположение, что название города, как и реки Кашинки, угро-финского происхождения (близко к нам).

Учитель включает интернет, запускает  программу , Google Earth с помощью которой вместе ищем реку Кашинку, приток Волги.

Учитель: Девочки, посмотрите, река Кашинка описывает почти замкнутую петлю. В форме  чего?

Ребята отвечают: В форме сердца (на карте это отчетливо видно).

Учитель: На этом «сердечном» полуострове расположился город Кашин.(Слайд 1 Презентации) Точная дата основания города неизвестна. Первое упоминание о городе относится к 1238 году: в Никоновской летописи Кашин упомянут в числе разорённых монголами городов. Второе упоминание относится к 1288 году, когда великий князь владимирский Дмитрий Александрович и его союзники в походе против Михаила Ярославича Тверского девять дней осаждали Кашин. Кашин входил в состав Тверского княжества и считался в нём одним из важнейших городов. Расцвет Кашина пришелся на конец 17 века. В городе насчитывалось около 70 храмов. Духовным символом города был храм Воскресения Христова (Слайд 2 Презентации).

Для многих людей Кашин ассоциируется, прежде всего, с именем святой Анны, княгини Кашинской.(Слайд 3 Презентации)

Учитель: Девочки, давайте вспомним, кого называют святыми?

Ответ:  Святыми называют христиан, которые жили праведно, старались делать добро и не забывали о Боге. Некоторые из святых еще при своей жизни на земле творили чудеса. С Божьей помощью они давали людям мудрые советы, помогали в самых трудных ситуациях, лечили безнадежных больных. Святые своей благочестивой жизнью подают нам пример, поэтому мы читаем о том, как они жили в особых жизнеописаниях – житиях.

Учитель: Правильно. А теперь мы даем слово Яне.

Слово ученицы:

Анна Кашинская — тверская княгиня, святая (благоверная княгиня) Русской церкви. Известна как драматической прижизненной судьбой (гибель почти всех родственников, усобицы между ними), так и не менее сложными посмертными перипетиями: борьба времён раскола Русской церкви в XVII веке привела к деканонизации только что прославленной святой — уникальному прецеденту в истории Русской церкви. 

Княгиня Анна Дмитриевна родилась в Ростове в 1278 году. В 16 лет была выдана замуж за тверского князя Михаила Ярославича. Там, в Твери, и прошла основная часть ее жизни. Время это, конец 13 века, время всесилия монголо-татарских банд.

Князь Михаил Ярославович тверской по своему душевному складу не был политиком, но он был очень благородным. Из истории мы помним, что он был убит ордынцами в1318году.

Слово учителя: Ребята, вспомните из курса истории 6 класса, за что его убили татары?

Ответ:  По ложному обвинению в измене хану, выдвинутому князем Юрием Даниловичем Московским. Мы помним, что в это время идет борьба между Тверью и Москвой за лидерство.

Учитель: Правильно, молодцы. Кто не вспомнил, можете заглянуть в учебник по истории России ,авторы Данилов, Косулина, 6 класс.

Ученица: Через 10 месяцев в Тверь привозят его останки, которые безропотно встречает его вдова – княгиня Анна. Спустя 6 лет погибает в Орде и старший сын Михаила и Анны Дмитрий Грозные Очи.

Проходит еще 14 лет в Орде погибает следующий наследник Михаила, претендент на великокняжеский стол Александр вместе со своим сыном Феодором. И опять – слезы, отпевание, погребение.

Вскоре после этого Анна принимает монашеский постриг и уходит простой черницей в Тверской Софийский монастырь, где пребывает около 30 лет. Известно, что последние 4 года жизни она проводит в затворе, в Успенском монастыре города Кашина. Там она и умирает в 1368году.

Учитель: Новые слова: Постриг и черница. Что они означают? На слайде 4 в презентации определения, ребята записывают в тетрадь.

Учитель: Спасибо, Яна. Ребята посмотрите, как правильно сказано в Библии « Счастье человека ни зависит, ни от богатства, ни от знатности» Много скорбей выпало на долю святой Анны. Еще до  1317 года, начала трагической  борьбы с князем Юрием Московским, в 1294 году скончался ее отец. В 1296 году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом. Вскоре после этого сильно заболел молодой князь. В младенчестве умер первенец великокняжеской четы — дочь Феодора. Так бывает, что люди находящиеся наверху власти, часто бывают беззащитными, несчастными.

 Испытания следовали одно за другим, и, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию, однако Анна вынесла все.

Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно, и только в 1611 году вследствие явления ее благочестивому   больному  пономарю соборной церкви Герасиму является во сне княгиня Анна и исцеляет его, пробудилось в жителях города Кашина особое благоговение к своей небесной покровительнице, невидимо защищавшей их от врагов и спасавшей их город от разорения, (город не пострадал от Смуты)

Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивою царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на Московском Соборе 1649 года постановлено было открыть мощи княгини Анны. Перенесение мощей благоверной Анны Кашинской состоялось 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества.

Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, и Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой, запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской. Это необычайное событие — единственное в истории Русской Православной Церкви.

Хотя церковная развенчанность благоверной княгини Анны длилась 230 лет, благодарная народная память хранила крепкую веру в предстательство пред Господом своей небесной покровительницы. Перед вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед началом учебных занятий, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря уже о всяких бедах болезнях и скорбях, верующие шли молиться к гробу благоверной Анны. Как считали люди, святая все равно помогала своему городу: дважды холера и чума отступали от его пределов, не говоря об отдельных исцелениях людей.

В царствование Николая Второго справедливость была восстановлена. (Слайд 5) В 1909году состоялась вторичная канонизация благоверной княгини Анны.

После революции Кашин долго сохранялся нетронутым, но в 1930году мощи святой Анны все, же вскрыли. Тем не менее, они не исчезли, все советское время кочевали по храмам.

Рассказывали, что во время Великой Отечественной войны святая Анна явилась на мосту через Волгу неподалеку от Кашина солдату охраннику и спросила «Ты что здесь делаешь?» « Я мост охраняю»- ответил тот. « А я город охраняю!» - и исчезла.

Итак, мы познакомились с, если я скажу с биографией, то это будет не правильно, так как святость – это не биография, а то, что внутри человека, его преображенная сущность.

Учитель: А теперь для закрепления материала, я предлагаю посмотреть видеоролик о Анне Кашинской. (Просмотр)

Учитель: Всем спасибо. Домашнее задание Маша готовит сообщение о Святой Марии. 

Использованные ресурсы:

  1. http://www.pravmir.ru/svyataya-blagovernaya-velikaya-knyaginya-inokinya-anna-kashinskaya/
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%ED%ED%E0_%CA%E0%F8%E8%ED%F1%EA%E0%FF#.D0.94.D0.B5.D0.BA.D0.B0.D0.BD.D0.BE.D0.BD.D0.B8.D0.B7.D0.B0.D1.86.D0.B8.D1.8F
  3. http://his.1september.ru/view_article.php?id=200901905

Здесь будет видео



Здесь будет файл: /data/edu/files/j1445238254.docx (Представление элективного курса «Они пришли к нам с любовью»)

 
Комментарии
Комментариев пока нет.